по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Полицейская и следственная деятельность
Правильная ссылка на статью:

Роль органов внутренних дел в обеспечении экологической безопасности.
Анохин Сергей Александрович

кандидат юридических наук

старший преподаватель, кафедра гражданского и трудового права, гражданского процесса, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя

117452, Россия, г. Москва, Балаклавский проспект, 18

Anokhin Sergei Aleksandrovich

PhD in Law

senior lecturer of the Department of Civil and Labour Law and Civil Process at Moscow University of the Ministry of Internal Affairs named after Vladimir Kikot'

117452, Russia, Moscow, str. Balaklavsky Prospekt, 18

retro595@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

Предмет исследования является экологическая безопасность и ее обеспечение правоохранительными органами. Место и роль экологической безопасности в системе общественных отношений по охране окружающей среды и природопользованиюПод природоохранительной деятельностью органов внутренних дел (полиции) понимается исполнительно-распорядительная деятельность, состоящая в организации и непосредственной охране объектов природы, осуществлении контроля за соблюдением природоохранительного законодательства, предупреждении и пресечении правонарушений, применении в отношении нарушителей административно-правовых мер воздействия в пределах, установленных нормативными актами. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере эколого-правовой деятельности органов внутренних дел. Экологическая безопасность является значимым элементом национальной безопасности и занимает в ее системе одно из ключевых мест. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод. В статье использованы общенаучные и частнонаучиые методы познания.Общенаучные методы исследования представлены системно-структурным, сравнительным, формально-юридическим, статистическим, социологическим методами. К частнонаучным методам изучения предмета исследования относятся метод правового моделирования, историко-правовой метод и различные приемы толкования права. Научная новизна исследования состоит в том, что анализ общеправовых проблем обеспечения экологической безопасности органами внутренних дел мало изучен и требует комплексного общетеоретического анализа, органы внутренних дел выполняют комплекс различных задач по охране прав и законных интересов граждан, в том числе и обеспечение экологической безопасности

Ключевые слова: экологическая безопасность, полиция, окружающая среда, экологические нарушения, природоохранительная деятельность, охрана объектов, пресечение нарушений, правонарушение, экологическое значение, надзор

DOI:

10.7256/2409-7810.2016.2.17268

Дата направления в редакцию:

16-02-2016


Дата рецензирования:

06-04-2016


Дата публикации:

08-04-2016


Abstract.

Environmental safety carried out by the internal affairs bodies by means of various honeys and aimed both at ensuring the protection of public order and safety and the protection of nature (forest fauna), detection and suppression of violations of shooting rules. Monitoring compliance with the rules of production, storage, transportation and use of substances tear and irritating for equipment of special means of defence not only provides security but also the environment (atmosphere). 

Keywords:

environmental security, police, environment, environmental disturbances, nature-oriented activity, site protection, restraint of violation, violation of law, environmental value, supervision

В результате безразличного отношения к окружающей среде человечество оказалось в ситуации, угрожающей судьбе будущих поколе­ний из-за чрезмерного загрязнения окружающей среды. Чрезвычайно остро стоит проблема обеспечения экологической безопасности и для России. Обеспечение экологической безопасности требует осуществления различных мероприятий экономического, технологического, организационно, информационного и иного характера, как на государственном, межгосударственном, федеральном и терри­ториальном и других уровнях.

Важная роль в обеспечении экологической безопасности отводит­ся природоохранительной деятельности, которая осуществляется различными органами в том числе и органами внутренних дел. Правовую основу природоохранительной деятельности составляет Кон­ституция Российской Федерации, Федеральный закон от 10 января 2001 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отраслевое законодатель­ство (лесное, водное, земельное, о недрах, о животном мире и т.п.), другие нормативные акты, принимаемые в           РФ и ее субъектами.

В организационной структуре управления обеспечением экологической безопасности особое место занимает полиция, природоохранительная деятельность которой осуществляется на основе закона.

Основные задачи, обязанности и права сотрудников органов внутренних дел по охране окружающей среды и обеспечению безопасности регулируются Федеральным законом «О поли­ции», уголовным, административным законодательством, иными законами, Указами Президента, Постановлениями Правительства, ведомственными нормативными актами, а также законами и подзаконными актами субъектов РФ.

Под деятельностью органов внутрен­них дел (полиции) в сфере охраны окружающей среды понимается деятельность, состоящая в обеспечении и охране природных объектов, в предупреждении и пресечении правонарушений, применении в отношении нарушите­лей правовых мер воздействия в пределах, уста­новленных действующим законодательством.

Законодательство РФ содержит множество норм, предусматривающих ответственность за противоправные деяния, причиня­ющие вред окружающей среде.

За наиболее тяжкие экологические противоправные деяния законодатель предусматривает уголовную ответственность. Так, в главе 26 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; за загрязнение вод; незаконную охоту и др.

Анализ нормативной базы, регулирующей природоохрани­тельную деятельность, позволяет выделить следующие основные задачи органов внутренних дел: предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, предусмотренных законодательством по охране окружающей среды и экологической безопасности; применение мер административного воздействия в отношении правонарушите­лей; производство дознания в предусмотренных законодательст­вом случаях.

Значимая роль в охране окружающей среды принадлежит органам внутрен­них дел в процессе соблюдения Правил оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему. В соответствии с Федеральным законом «Об оружии» на Министерство внутренних дел РФ возложен контроль за порядком реализации, приобрете­ния, перевозки, хранения, использования оружия, а также боепри­пасов к нему. Органы внутренних дел осуществляют лицензирование по продажи и приобретению огнестрельного оружия, обеспечивают контроль за соблю­дением правил его хранения, применения, регистрации и перереги­страции. Данный контроль направлен как на обеспечение охраны общественного порядка и безопасности населения РФ, так и на охрану окружающей среды и неправомерного посягательства на объекты животного мира, выявление и пресечение нарушений правил охоты и рыболовства.

На Министерство Внутренних дел РФ во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами возложены функции обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

Оказание содействия иным субъектам природоохранитель­ной деятельности осуществляется органами внутренних дел путем взаимодействия  федерального государственного охотничьего надзора и рыбного надзора, другими органами, совместного проведения про­филактических мероприятий. К числу основных форм взаимодействия относятся: совместное проведение рейдов, патру­лирование, выставление контрольных постов, организация засад, заслонов, про­ведение обходов, объездов и т.д. Такие мероприятия проводятся обычно в местах возможного браконьерства, сбыта продукции незаконной охоты. Так приказ Приказ МПР России от 22.04.2003 N 342 "Об утверждении основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года"   определяет организацию службы охраны природных комплексов и объектов,  устанавливает взаимодействие государственных инспекций по охране территорий заповедников и национальных парков с подразделениями органов внутренних дел, включая привлечение работников полиции к участию в оперативных рейдах по борьбе с браконьерством.

Работники полиции оказывают содействие органам здраво­охранения, санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринар­ного надзора при проведении ими мероприятий, связанных с обеспечением соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических правил, проведении ими карантинных ме­роприятий при эпидемиях и эпизоотиях. Так Приказ МВД России от 19.11.2013 N 919 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Сельский участковый" определяет возможные риски, существенно влияющие на выполнение мероприятий, значения и сроки достижения планируемых значений целевых индикаторов Программы, обусловленные внешними факторами, не контролируемыми МВД России: нормативно-правовые (изменение структуры и задач системы МВД России, изменение нормативно-правовой базы в сфере внутренних дел), финансово-экономические и ресурсные (связанные с недостаточным финансированием реализации Программы), социально-экономические (осложнение социально-экономической обстановки в стране, сопровождающееся значительным ростом социальной напряжённости, эскалацией протестных настроений в широких слоях общества, дезорганизацией функционирования органов государственной власти, ростом преступности), организационные (реорганизация (ликвидация) важных структурных элементов системы МВД России), природно-техногенные (экологические катастрофы, эпидемии, неблагоприятные климатические изменения, природные катаклизмы и стихийные бедствия, а также иные чрезвычайные ситуации) и специфические (появление новых способов совершения преступлений).

 Полицией оказывается помощь различным природоохранительным органам при оказа­нии им противодействия. Так, работники санитарно-эпидемио­логических станций иногда вынуждены обращаться за помощью в связи с необходимостью обеспечить им допуск на территорию экологически опасных объектов для взятия там образцов и про­ведения экспертных исследований. Органы Федерального агентства лесного хозяйства обращаются к работникам полиции за содействием в пресече­нии незаконной порубки деревьев и кустарников.

Значительный объем природоохранительной деятельности органов внутренних дел составляют деятельность подразделений полиции, создаваемых для охраны отдельных объектов приро­ды, имеющих важное хозяйственное или экологическое значе­ние. Они содержатся за счет соответствующих министерств и ведомств. Полиция обеспечивает охрану водохранилищ, снаб­жающих питьевой водой города и населенные пункты. Охраняя их, полиция предупреждает и пресекает нарушения установлен­ных правил на обслуживаемой территории: сооружение строе­ний, въезд и стоянку машин, их мойку, порчу зелёных насаждений и травяного покрова, засо­рение воды и берегов, пользование моторными лодками и т.д.

Полиция обеспечивает исполнение требований заповедного режима, предусматривающего запрет охоты, рыбной ловли, руб­ки леса, сбора дикорастущих растений, ягод и т.п. в государст­венных заповедниках или заказниках.

В некоторых субъектах РФ органы внутренних дел обеспечивают охрану памятников природы, а также памятников культуры. В некоторых городах создаются подразделения полиции по охране зелёных насаждений, имеющих оздоровительное, рекреационное, защитное и культурно-эстетическое значение. Решение об их охране от уничтожения и повреждения, а также о порядке их охраны выносится органами государственной власти. В отдель­ных случаях полицией охраняется не весь зеленый фонд города, а только отдельные его части (ботанические сады, дендрарии и т.п.). В этих случаях договоры на охрану заключаются с соответствующими органами, учреждениями Российской Академии наук, другими научными учреждениями.

Для осуществления обязанностей в сфере природоохрани­тельной деятельности органы внутренних дел (полиция) наделе­ны определёнными полномочиями, в том числе по применению мер административного принуждения. Так в соответствии Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" Сотрудники подразделений ППСП в соответствии с поставленными задачами и в пределах своей компетенции исполняют обязанности и реализуют права в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона "О полиции", сотрудники входящие в состав патрульных и постовых нарядов, обязаны:  обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и в других общественных местах. В целях предупреждения нарушений им предоставлено право требовать от юридических и физических лиц предоставления соответствующей информации и документов в письменной или устной форме, необходимых для выпол­нения контрольных и надзорных функций по осуществлению разрешительной системы. Им предоставлено право решения вопросов о выдаче или отказе в выдаче лицензии на продажу и приобретение, а также на хранение и ношение оружия. Полиция осуществляет проверки со­хранности оружия и безопасности его хранения, производит осмотр оружия и мест его производства, продажи, хранения и унич­тожения; проверяет соблюдение правил перевозки опасных транс­портных грузов, документов на право охоты, рыболовства и т.д.

В случае выявления нарушения законодательства применяются меры, предусмотренные правовыми актами РФ. К ним относятся: аннулирование лицензий и разрешений на приобретение, хранение и ношение оружия; продажу оружия, предписания об устранении правонарушений в сфере разрешительной системы, безопасности дорожного движения; изъятие оружия, орудий охо­ты, рыбной ловли, документов; запрещение эксплуатации техниче­ски неисправных транспортных средств; приостановление работы предприятий, производственных участков. Для пресечения правонарушений, связанных с незаконной охотой или рыбной ловлей, применяется меры по задержанию правонарушителей в соответствии с правилами, установленными законом «О полиции» и другими нормативными актами.

Деятельность органов внутренних дел включает в себя большой объем различных мероприятий органи­зационного характера, так в частности планирование деятельности по обеспечению охраны окружающей среды, организацию взаимодействия под­разделений органов внутренних дел с другими природоохрани­тельными органами.

Деятельность правоохранительных органов многогранно затрагивает вопросы реализации экологической функции государства и состоит в организации и непосредственной охране объектов окружающей среды, в осуществлении экологического контроля и административного надзора за соблюдением природоохранительного и природоресурсного законодательства, предупреждении и пресечении правонарушений, применении в отношении нарушителей административно-правовых мер воздействия в пределах, установленных действующим законодательством.

Библиография
1.
Кабанова Н.А., Чаленко Н.Н. Правовые аспекты влияния экологической безопасности России на ее экономическую безопасность в системе ВТО // Международное публичное и частное право. 2015. № 3. С. 6-9.
2.
Зуев С.В. Международное сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью // Российский следователь. 2010. № 8. С. 32-34.
3.
Писаревский Е.Л. Туризм и обеспечение его безопасности: административно-правовой аспект: монография. М.: Юрист, 2011. 496 с.
4.
Харьков В.Н. Обеспечение права на благоприятную окружающую среду институтами природоресурсного права // Современное право. 2014. № 7. С. 59-64.
5.
Гиззатуллин Р.Х. Роль законотворческой деятельности в реализации экологической функции государства: теория и практика // Экологическое право. 2014. № 2. С. 7-14.
References (transliterated)
1.
Kabanova N.A., Chalenko N.N. Pravovye aspekty vliyaniya ekologicheskoi bezopasnosti Rossii na ee ekonomicheskuyu bezopasnost' v sisteme VTO // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2015. № 3. S. 6-9.
2.
Zuev S.V. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo pravookhranitel'nykh organov v bor'be s organizovannoi prestupnost'yu // Rossiiskii sledovatel'. 2010. № 8. S. 32-34.
3.
Pisarevskii E.L. Turizm i obespechenie ego bezopasnosti: administrativno-pravovoi aspekt: monografiya. M.: Yurist, 2011. 496 s.
4.
Khar'kov V.N. Obespechenie prava na blagopriyatnuyu okruzhayushchuyu sredu institutami prirodoresursnogo prava // Sovremennoe pravo. 2014. № 7. S. 59-64.
5.
Gizzatullin R.Kh. Rol' zakonotvorcheskoi deyatel'nosti v realizatsii ekologicheskoi funktsii gosudarstva: teoriya i praktika // Ekologicheskoe pravo. 2014. № 2. S. 7-14.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"