ГЛАВНАЯ
> Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal"
> Рубрика "Музыкальная педагогика и психология"
Музыкальная педагогика и психология |
Чепеленко К.О., Чепеленко Н.Ю. - К вопросу о профессиональных стратегиях: концертмейстер в классе хорового дирижирования |
|
c. 44-50
|
DOI: 10.7256/2453-613X.2019.6.31029
Аннотация: Проблемно-тематическим фокусом данной статьи является фигура концертмейстера – специалиста современного музыкального вуза, исследованная в аспекте коммуникативно-деятельностного анализа. Для характеристики профессиональной деятельности вузовского концертмейстера используется актуализируемое авторами понятие стратегия; вводится терминологическое словосочетание стратегии концертмейстера, на сегодняшний день недостаточно отрефлексированное в музыкально-педагогической науке. В статье обосновывается тезис, согласно которому комплекс профессиональных стратегий концертмейстера-хоровика обусловлен коммуникативностью – актуальным доминантным свойством современной учебно-образовательной практики. В статье применяется метод дескрипции. Представленный опыт научной дескрипции стратегической деятельности концертмейстера осуществлен на примере анализа работы концертмейстера класса по специальности дирижер академического хора. В работе устанавливается связь между категориями стратегия и компетентность, отвечающими за качественную сторону стратегического поведения, акцентируется внимание на процессуальном характере стратегической деятельности. Деятельность концертмейстера дирижерско-хорового класса раскрывается с точки зрения специфики, содержания и структуры обусловленных ею важнейших профессиональных стратегий.
Иванова Н.В. - Развитие тембрового слуха – важное направление в методике препо-давания сольфеджио |
|
c. 86-93
|
DOI: 10.7256/2453-613X.2020.5.33343
Аннотация: Предметом исследования является эволюция современного понимания содержания учебной дисциплины сольфеджио, связанная с повышением роли тембрового начала в музыке ХХ века, расширением круга используемых инструментов, формированием сонорного типа тематизма и развитием тембрового мышления не только композиторов, но и исполнителей, и слушателей. Объектом исследования является опыт теоретического и практического развития идеи тембрового сольфеджио в авторских методиках двух вузовских педагогов - Н.Г. Хлебниковой (Саратов) и Т.А. Литвиновой (Санкт-Петербург). .Автор подробно рассматривает характерные особенности двух сравниваемых методик, принадлежащих, соответственно, концу ХХ века и началу XXI. Новизна исследования заключается в обращении к изучению актуального, интенсивно развивающегося, но всё же находящегося на периферии внимания большинства педагогов. направления в методике преподавания сольфеджио. Особым вкладом автора в исследование темы является выбор сравниваемых объектов (опыт педагогов-новаторов); выявление отличительных черт и значимости каждой из рассматриваемых методик.Основными выводами проведённого исследования являются: развитие тембрового сольфеджио во второй половине ХХ века началось не случайно, его предпосылками были: усиление роли тембра в музыке ХХ века и их осмысление в трудах отечественных музыковедов, от С. майкапара до А. Шнитке
|