PHILHARMONICA. International Music Journal - рубрика Искусство джаза
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Рубрика "Искусство джаза"
Искусство джаза
Овчинников П.Л. - «Русский джаз» Николая Левиновского в контексте отечественного джазового искусства 1970-1980-х гг. c. 1-11

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.3.40880

EDN: UTXFWQ

Аннотация: Предметом исследования является творчество джазового пианиста и композитора Николая Яковлевича Левиновского, создателя и руководителя одного из самых популярных в 1980-е гг. джаз-ансамбля «Аллегро», представителя «русского джаза». Его исполнительская и композиторская деятельность в период 1970-1980-х гг. рассмотрены в социокультурном контексте, определяющем трансформацию идеологических и культурных норм. Автором дана оценка деятельности филармонического камерного джаз-ансамбля «Аллегро» Н. Я. Левиновского как важного фактора активизации процесса институализации джаза в советском культурном пространстве. Рассмотрена эволюция композиторского мышления Н. Левиновского, обратившегося в период 1980-х гг. к экспериментам, способствующим формированию аутоимиджа советского джаза. Автором выявлена особенность композиторского мышления Н. Я. Левиновского, стилистический рельеф сочинений которого образовывала система взаимопроникновения приемов джазовой музыки и ладо-интонационных структур национальных культур. На основе анализа концертных выступлений и студийных записей джаз-ансамбля «Аллегро» выявлена специфика ансамблевого звучания, определена новизна подхода Н. Я. Левиновского к воплощению стилистики свинговых или джаз-роковых композиций. Сделан вывод о том, что в композиторском творчестве Н.Я. Левиновского намечается сближение приемов джазовой музыки с национальными музыкальными традициями, что способствует дальнейшему развитию джазового искусства, расширению географии его популяризации и продуктивной ассимиляции.
Рыкунин В.В. - Научные взгляды на значение звукозаписи для историографии джаза c. 20-27

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.2.32468

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является источник формирования историографии джаза – звукозапись. Значение звукозаписи для эволюции джаза и его изучения трудно переоценить. Оно неизмеримо более велико, чем для какого бы то ни было другого вида музыкального искусства. Звукозапись – основной ресурс сохранения его наследия, имеющий огромную научную ценность. Это наиболее часто встречающееся мнение исследователей джаза. Однако, развитие джазоведения привело к появлению научных взглядов ставящих вопрос о переоценке роли звукозаписи. Методом данного исследования является анализ различных научных взглядов на данную проблематику позволяющий сформировать понимание специфики джазовой звукозаписи. Автор подробно рассматривает мнения таких исследователей, как Г. Шуллера, Дж. Расула, Э. Кларк, Т. Грейсик, М. Баттерфилд, А. Баташёв. Даже из этого перечисления видно, что в отечественном изучении джаза к этой проблеме обращался всего один исследователь. Новизна настоящего исследования заключается в обращении к малоизученной проблематике подобного рода. Исследование выявило наличие подчас противоречивых точек зрения в научном сообществе, дальнейшее изучение которых чрезвычайно важно для установления истины.
Шак Ф.М. - Преодоление коммерциализации джазовых лейблов средствами цифровых технологий стриминга музыки c. 26-33

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.3.27657

Аннотация: В статье рассматривается корпус проблем, относящихся к процессам коммерциализации джазового музыкального искусства. Становление художественных особенностей джаза сложным образом взаимосвязано с целым рядом индустриальных процессов, развернувшихся в сфере музыкального бизнеса. Деятельность звукозаписывающих лейблов джазовой направленности достаточно часто диктовалась не художественными, но сугубо рыночными интересами. Вместе с этим упрощение языка, стилистики и мышления отдельных джазовых музыкантов не присуще всей джазовой культуре имманентно, но должно анализироваться с позиции вмешательства рыночных алгоритмов в пространство художественных процессов. Посредством рассмотрения исторических реалий целого ряда крупных западных лейблов, а также физических форматов распространения звуковых носителей, выявляется особое деструктивное влияние, оказанное транснациональным звукозаписывающим бизнесом на идейный пласт джазового искусства. В качестве средства преодоления проблем, возникающих при издании и популяризации выдающихся образцов открытого к смелому художественному поиску джаза, предлагается уделить большее внимание перспективам развития цифровых сервисов и стриминговых систем. С их помощью независимые лейблы вновь получат возможность выйти назаинтересованную аудиторию, а также обрести новых слушателей.
Ван Б. - «Академизация» саксофона: генезис, основные вехи и актуальные тенденции c. 39-50

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.6.35933

Аннотация: Ведущей темой исследования в данной статье служит анализ специфики развития саксофонного искусства в симфоническом оркестре. Выбранная проблематика требует изучения данного направления с позиции более широкого социоисторического контекста, в рамках которого оказывается возможным выявить особые приметы музыкальной культуры, как в общем контексте, так и в отдельных жанрах. В этом ключе исследование саксофонной музыки в симфоническом оркестре позволяет очертить, во-первых, истоки зарождения интереса и внедрение особого инструмента в культурную панораму, во-вторых, проследить пути и импульсы его распространения, в-третьих, выяснить проблемы саксофона как части симфонического оркестра. Музыка для саксофона для полного понимания своего особого места в культурном континууме определенного места и эпохи должна рассматриваться не просто как конкретный артефакт, который получил свое воплощение в творчестве, исполнительстве, образовании, а как многоуровневое и объемное понятие в музыкальном искусстве ХІХ-ХХІ вв.   Раскрытие роли саксофона как части симфонического оркестра в статье осуществляется не просто сквозь призму представления определенного количества фактов, имен, событий, а прослеживается как соответствие развития инструмента до тех исторических, политических, социально-экономических и, прежде всего, культурно-художественных процессов, которые составили разновидность творческого переосмысления одного из самых популярных современных инструментов. Цель исследования заключается в обосновании генезиса, тенденций развития и современного состояния саксофонного искусства в общем, а также, в частности, в составе симфонического оркестра. В исследовании автор концентрирует внимание на знаковых исполнителях и педагогах, личные достижения которых в сфере концертной, научно-исследовательской и музыкально-общественной деятельности имели существенное влияние на формирование саксофона как части симфонического оркестра.
Овчинников П.Л., Зайцева М.Л. - Московская джазовая школа 1950-1960-х годов: ведущие солисты и коллективы c. 51-60

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.2.40897

EDN: HLUGJC

Аннотация: Предметом исследования является творчество лидеров московской джазовой школы 1950-1960-х гг.: эстрадного оркестра при Мосэстраде под управлением Э. Рознера, джаз-оркестра ЦДРИ Ю. Саульского, Эстрадного оркестра под управлением О. Лундстрема. В статье обобщены результаты исследования отечественного джазового искусства 1950-1960-х гг., обоснована тенденция развития инструментального джаза, дана характеристика репертуарной политики московских джазовых коллективов. Обоснована гипотеза влияния на развитие отечественного джазового искусства 1950-1960-х гг. тех новаций, которые были сформированы в американском и европейском джазе 1940-1950-х гг. Дана характеристика исполнительских стилей ведущих столичных солистов и коллективов, определена их роль в развитии московской джазовой школы. Научная новизна заключается в проведении анализа исполнительских стилей ведущих московских джазовых солистов и ансамблей 1970-1980-х гг., что позволило обосновать гипотезу о влиянии на отечественное джазовое искусство тенденций, сформировавшихся в американском и европейском джазе 1940-1950-х гг. В их основе – принцип доминирования небольших по составу участников коллективов, стремление к совершенствованию технических и выразительных возможностей всех инструментов ансамбля, на основе использования художественного потенциала солирующих партий. Особенностью московских джазовых коллективов, выступавших наряду с ленинградскими и прибалтийскими ансамблями флагманами отечественного джазового искусства 1970-1980-х гг., стало усиление экспериментальной направленности в сфере расширения тембровой палитры ансамблевого звучания при помощи использования электронных инструментов и приемов сонористики. Тенденция выдвижения темброво-колористического аспекта музыкального звучания на передовую творческих исканий сближает сферу джазового и академического искусства второй половины XX в.
Шак Ф.М., Полищук А.Э. - Третье течение и прогрессив: к вопросу стилистических разграничений c. 71-76

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.26973

Аннотация: В статье рассматриваются музыкальные опусы, созданные в условиях синтеза джазовых и академических идиом. Авторы анализируют позиции отечественных и зарубежных исследователей, связанные с определением стилевых атрибутов двух неортодоксальных направлений современного музыкального искусства — третьего течения и прогрессива. Ряд исследователей стоит на позициях, согласно которым третье течение представляет самостоятельное художественное явление. Развитие его эстетических признаков связывается с появлением композиторов нового типа, чьи профессиональные навыки находятся во взаимосвязи как с идейными базисами академической музыки, так и с художественной палитрой джазовой музыки. В многочисленных исследованиях, посвящённых джазовой культуре, стилевые определения прогрессива и третьего течения пребывают в состоянии взаимной конкуренции. В зависимости от употребляемого исследователем контекста, явления могут ситуативно пересекаться, вытеснять или подменять друг друга. В дальнейшей разработке идей третьего течения, исходя из художественной практики, в интеграционный процесс были включены этнические элементы. Художественные особенности третьего течения и прогрессива осмысливались некоторыми исследователями сквозь призму более общих музыкальных вопросов, вследствие чего границы этих явлений постоянно смещались. В оппозиции к главенствующей парадигме стоят музыковеды, подвергающие жесткой критике саму идею смешения разноуровневых художественных пластов, нивелирующих глубинные различия синтезируемых музыкальных культур. В сложившейся ситуации возникает необходимость применения углублённого подхода к специфическим особенностям прогрессива и третьего течения, которые должны осмысляться в качестве самостоятельных явлений, успешно поддающихся разграничению.
Шак Ф.М., Полищук А.Э. - Оркестровый джаз Джеймса Аргью в призме постмодернистских практик c. 83-92

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.2.29535

Аннотация: Особое место в современном оркестровом джазе занимают работы из области третьего течения и прогрессива. В настоящей статье рассматривается диск «Secret Society — Real Enemies» американского аранжировщика Джеймса Аргью. Работы Аргью находятся на пике идей современного экспериментального джаза. Одно из важных свойств творчества Аргью, отличающее его от работ в сфере аналогичных стилевых парадигм более раннего периода, заключается в близости художественного мышления этого джазового композитора постмодернистским практикам. Авторы статьи проводят панорамное освещение некоторых постмодернистских аспектов, свойственных современному джазу. Сам Аргью рассматривается в качестве склонного к гипертрофированной интеллектуальной составляющей джазового художника, ставящего на первый план относительно сложные по меркам джаза оркестровки, изысканную работу, связанную с переосмыслением джазовой стилистики, достигаемым за счёт смешения средств джазовой выразительности с многообразными техниками академической музыки XX в. Значительной внимание в статье уделено подробному музыковедческому анализу основных композиций из «Secret Society — Real Enemies».
Шак Ф.М. - Коммерциализированные разновидности джазовой музыки: опыт социокультурного анализа c. 88-93

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.29034

Аннотация: Основная задача настоящей статьи заключается в выявлении эстетически редуцированных, склонных к сближению с идейными пластами массовой музыки стилевых направлений современного джаза. Одним из наиболее выраженных явлений такого рода следует назвать разновидность инструментальной музыки Smooth Jazz, формирование которой пришлось на период 1970–1980 гг. В статье исторически обобщаются отдельные персоналии, представляющие это дискуссионное явление музыкальной культуры. Особое внимание уделяется вопросам проникновения и интеграции идей из области «высокой» джазовой музыки (Д. Колтрейн) в сферу более упрощенных музыкальных дискурсов. Под воздействием сложных социокультурных процессов стиль Smooth Jazz опростил целый ряд сложных идейных принципов, сформированных в среде креативных джазовых исполнителей. Smooth Jazz оказался одной из многочисленных жизненных форм, чье появление в целом должно объясняться не эстетикой и художественной целесообразностью, но в первую очередь агрессивными экономическими принципами музыкального бизнеса.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.