PHILHARMONICA. International Music Journal - рубрика Современная композиция
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Рубрика "Современная композиция"
Современная композиция
Петров В.О. - Алеаторика Джона Кейджа: к вопросу об исполнительской интерпретации текста c. 11-25

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.4.21690

Аннотация: Статья посвящена одному из лидеров музыкального авангарда постмодернистской эпохи - Джону Кейджу. Рассматриваются способы алеаторического оформления его партитур, принципы индетерминизма, свойственные многим опусам композитора. Наиболее значимые произведения Кейджа анализируются с точки зрения проявления в них принципа алеаторики - среди них «Music for Changes», «Seven Haiku», «Music for Carillon № 1», «Music for Carillon № 2», «Music for Carillon № 3», «Music for Piano», «Solo for Piano», Concerto for Piano and Orchestra, «Fontana Mix», «Aria», «Variations I» и «Variations II», «Etudes Australes». Основным методологическим подходом к изучаемому материалу стал контекстуальный подход, подразумевающий изучение наследия композитора в контексте доминирующих техник и стилей второй половины ХХ столетия. Новизна представленного материала заключена в анализе принципов алеаторической организации музыкальной ткани произведений Джона Кейджа. Исходя из этого анализа представляется возможным говорить о контекстной природе опусов композитора, о том, что его сочинения являются знаковыми в распространении алеаторической нотации, в утверждении индетерминизма как важной составляющей оформления партитур музыки второй половины ХХ века.
Ли Я. - Китайские и французские традиции в Концерте для фортепиано с оркестром Чэнь Цигана c. 12-22

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.3.43448

EDN: SCTNYQ

Аннотация: Предмет исследования – концерт для фортепиано с оркестром «Эрхуан» современного китайско-французского композитора Чэнь Цигана (1951). Сочинение, написанное в зрелый период творчества мастера, наглядно демонстрирует художественно убедительный синтез национальных и европейских музыкальных традиций. Китайские влияния связаны, прежде всего, с опорой на характерные черты Пекинской оперы цзинцзюй, французские влияния обусловлены воздействием стилистики импрессионизма Клода Дебюсси и принципов музыкального письма Оливье Мессиана, учеником которого был Чэнь Циган. Главная цель исследования – охарактеризовать оригинальные черты концерта «Эрхуан», обусловленные сочетанием влияний Пекинской оперы цзинцзюй и французской музыки ХХ столетия. Концерт «Эрхуан», одно из наиболее репертуарных сочинений в наследии композитора и показательный образец его стиля, впервые рассматривается в отечественном музыкознании. Основные выводы исследования: национальные традиции Пекинской оперы представлены в концерте «Эрхуан» на ладовом (пентатонный лад чжи), метроритмическом (паттерны ло гу дянь цзы), формообразующем (традиционные вариации баньцян ти) и тембровом (имитация инструментов ансамбля Пекинской оперы и системы их настройки) уровнях; французские влияния проявляют себя в красочной ладогармонической палитре (воздействие музыкального языка Дебюсси), а также в рецепции техники Мессиана (теория добавочной длительности, прием нерегулярного увеличения и уменьшения ритма, принцип мотивной комбинаторики, последовательная смена ладов ограниченной транспозиции).
Петров В.О. - Инструментальный моноспектакль: к вопросу о синтезе искусств c. 16-24

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.2.24640

Аннотация: Объектом исследования статьи является инструментальный моноспектакль — жанр, являющийся признаком постмодернистской эстетики и входящий в общий жанровый пласт перформанса. Рассматриваются аспекты синтеза искусств, формирующие собой ритуальное пространство инструментального моноспектакля — соотношение музыки и слова, музыки и событийного действия, музыки и театра с его декорациями и реквизитом. Это соотношение предполагает превращение исполнения инструментального произведения в подлинное театрализованное действо, построенное по законам не музыки, но театра. Тем не менее, рассмотренная театрализация не снижает художественной значимости инструментальных сочинений Р. Эриксона, Ф. Ржевски, Л. Берио, К. Штокхаузена, И. Соколова. Статья предполагает комплексный подход к изучению объекта исследования и базируется на целостном анализе конкретных музыкально-театральных произведений. Большинство рассматриваемых сочинений анализируется в литературе впервые; также научную новизну статьи диктует выделение отдельных композиторских концепций. Понять зачем автор в инструментальную музыку вовлекает театральные эффекты — основной вопрос работы. Ответом на данный вопрос становится теория о том, что использование театра со всеми присущими ему элементами театрализации сценического пространства (от слова до бутафории) специфично для тех композиторов-постмодернистов, чье творчество неразрывно связано с идеями перформанса, с желанием наглядно выразить скрытую зачастую в музыке программность.
Петров В.О. - Триптих «О Кейдже» Ивана Соколова: к проблеме синтеза музыки и слова c. 17-21

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.31458

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является фортепианный цикл московского композитора Ивана Соколова "О Кейдже". В статье путем комплексного подхода к рассмотрению сочинения выявляются его основные композиционные и исполнительские закономерности, главными из которых являются: сочетание музыкального и вербального начал, акцентирующего проявление инструментального театра, импровизационность, синтез средств музыкальной выразительности, характерных обоим композиторам — тому, которому посвящен анализируемый фортепианный цикл и тому, кто его сочинил и представил широкой общественности. Методологическая основа статьи также базируется на аналитическом методе, позволяющем понять специфику произведения Ивана Соколова в контексте авангардных идей американского композитора-новатора Джона Кейджа. Предпринята попытка сопоставить композиционные новации обоих авторов, так ярко воплощающих в своем творчестве черты одного из самых актуальных жанров второй половины ХХ века — инструментального театра. Статья адресована как музыкантам-профессионалам, так и любителям музыки, увлекающимся современной музыкой.
Петров В.О. - Литературный текст в инструментальных композициях современных российских композиторов c. 19-24

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.1.24972

Аннотация: Статья посвящена одному из интереснейших жанров современности — инструментальной композиции со словом, являющейся разновидностью инструментального театра. Данный жанр не становился объектом музыковедческих исследований, поэтому тема, заявленная в названии представленной статьи, является актуальной и обладает научной новизной. На примере сочинений российских композиторов — С. Губайдулиной, В. Тарнопольского, В. Мартынова, Н. Корндорфа — рассмотрено включение слова (литературного текста) в партитуру музыкального сочинения, особенности сценической реализации опусов, синтезирующих в себе собственно игру на инструментах и произнесение текста. Предпринят комплексный подход к рассматриваемому жанру, при котором инструментальная композиция со словом предстает как синтез музыка и слова в целом. Выявляется степень взаимодействия литературного и музыкального текстов, приводится типология используемых текстов. Делается вывод, что жанр инструментальной композиции со словом в дальнейшем развитии музыкального искусства станет одним из основных, поскольку предполагает открытую декламацию идеи даже чисто инструментального опуса.
Загидуллина Д.Р., У М. - Хоровые произведения Хэ Люйтина c. 20-31

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.25662

Аннотация: В представленной статье рассмотрены хоровые произведения Хэ Люйтина (He Lvting, 1903–1999) — крупного китайского композитора, музыканта-теоретика, педагога, общественного деятеля, оказавшего значительное влияние на развитие музыкальной культуры Китая, автора большого количества самых разнообразных сочинений для оркестра, фортепиано, для хора (около 48). Хэ Люйтин также является автором музыки к кинофильмам. Его жизни и творчеству посвящен ряд трудов на китайском языке, однако на русском языке таких исследований не существует. Хоровое творчество композитора специально не рассматривалось ни в китайском, ни в российском музыковедении. В первом разделе статьи освещены основные этапы биографии композитора, второй раздел посвящен анализу хоровых сочинений Хэ Люйтина. «Собрание хоровых сочинений» представляет собой сборник из двадцати трех произведений, написанных на протяжении сорока четырех лет, собранных и подготовленных к публикации самим композитором. Проанализированы тематика, особенности исполнительских составов, композиции, музыкального языка, а также хоровой фактуры сочинений.
Петрова Ю.С. - О концепции Первой симфонии Роберта Смита c. 22-28

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.3.25076

Аннотация: Статья посвящена одному из наиболее ярких воплощений знакового для всей мировой литературы произведения — «Божественной комедии» Данте Алигьери — в музыкальном опусе современного американского композитора Роберта Смита. Приводятся образные параллели между литературным источником и сочинением композитора, выявляются способы взаимодействия музыкальной формы и содержания, выявляющие свою причастность к синтезу искусств. Акцентируется внимание на тех факторах, которые Роберт Смит использовал для понимания публикой/слушателем образно-содержательных компонентов поэмы Данте, в частности, — на использовании принципов инструментального театра (пение и рецитация оркестрантов). В статье при рассмотрении одного музыкального опуса предпринят его целостный анализ, подразумевающий контекстный подход к изучаемому явлению. Симфония Роберта Смита предстает как литературно-музыкальный манифест композитора, смысла которого сводятся к напутствию молодого поколения к моральной и эстетической правильности. Произведение рассмотрено поэтапно (от части к части) для сущностного понимания общей концепции.
Лаврова С.В. - Мультимедиа-опера Фаусто Ромителли. «Индекс металлов » — реквием по материи c. 24-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.28551

Аннотация: Статья посвящена жанру мультимедиа-оперы, представленному в творчестве итальянского композитора Фаусто Ромителли. Последнее произведение композитора, ушедшего в мир иной в возрасте 41 года — это также проекция жанра реквиема эпохи Новых медиа. В контексте специфических особенностей New Media art анализируются: текстовая основа «Индекса Металлов», процессы формообразования, а также взаимодействие абстрактного видео и музыки. Множество ассоциаций и аллюзий, проявляющих себя в мультимедиа-опере, рассматриваются в контексте творческих установок композитора. Особенностями воплощения жанра являются трансформация тотального восприятия зрителя, погружаемого в раскаленную материю плывущих звуков, форм и цветов, обладающую мощным гипнотическим воздействием. Выводом из исследования становится наличие процесса жанровой трансформации, где выход восприятия за границы физического тела у слушателя достигается черезчужеродный звуковой материал и слияние воедино визуальных, звуковых и ассоциативно-вербальных средств интерпретации содержания «Индекса Металлов».
Сычева Н.Н. - Романтические традиции в творчестве Ивана Соколова на примере интертекстуальной поэтики «Евангельских картин» c. 24-39

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.6.39523

EDN: SKKPMI

Аннотация: Статья посвящена творчеству Ивана Глебовича Соколова (род. 1960), которое разворачивается во многих сферах деятельности, и среди них выделяется главная – композиторско-пианистическая. Исполнительство напрямую влияет на его композиторские поиски. Осознавая особое воздействие музыки композиторов-романтиков на слушателей, И. Г. Соколов сменяет направленность своего творчества с «концептуального» вектора на традиционный стиль письма. Он создает ряд сочинений, непосредственно связанных с романтической традицией, среди них особо выделяется фортепианный цикл «Евангельские картины» (2012), в котором выявляется значительная роль ассоциативных связей с наследием композиторов-романтиков (И. Брамса, Ф. Листа, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, Р. Шумана). В центре внимания статьи – интертекстуальный пласт в «Евангельских картинах», который реализуется на двух уровнях: композиционном и интонационно-тематическом (цитаты, quasi-цитаты, аллюзии), последнему в статье отводится особое внимание. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что отмеченный материал, напрямую связанный с музыкальной культурой романтизма, сливается в единое целое со стилистикой музыкального языка фортепианного цикла, образуя «моностилистическую» (Г. В. Григорьева) музыкальную ткань, что акцентирует актуальность концепции продления романтических традиций в современной отечественной музыкальной культуре. В то же время данный ракурс исследования подтверждает концепцию А. В. Михайлова о «феномене всеприсутствия романтической музыки», а также его «неистребимости» и «бессмертности» в процессе эволюции музыкальной культуры.
Переверзева М.В. - Алеаторные формы, покоренные организующим числами c. 25-35

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.1.24978

Аннотация: Одной из самых используемых в музыке второй половины ХХ – начала ХХI веков стала, по праву, алеаторная техника, основополагающим принципом которой является сочинение произведений через применение метода случайных взаимодействий. Одной же из главных проблем в условиях алеаторной техники письма является проблема формообразования. Подвижная и неопределенная, алеаторная форма требовала некоей неподвижности и детерминированности ее мелких или крупных уровней. В таких произведениях формообразующую функцию брали на себя система звуковысотной или ритмической организации, драматургические закономерности, иные конструктивные силы и факторы, влияющие на построение формы и сообщающие ей единое архитектоническое качество. При этом алеаторная техника композиции нередко сочеталась с принципом организующих чисел, широко применяемом многими авторами. Алеаторные формы, управляемые организующими числами, характерны для Кейджа, Штокхаузена, Губайдулиной. Они использовали в качестве организующего фактора разного рода ряды и группы чисел, которые рассматриваются в статье.
Лаврова С.В. - Время как форма существования звука. Спектрализм и философия времени Жерара Гризе c. 25-33

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.2.25002

Аннотация: В статье анализируются феномены времени и пространства в концепции композитора французской спектральной школы Жерара Гризе. В новой музыке понятия времени и пространства неразделимы: время — это способ организации событий в акустическом пространстве, в связи с чем, пространственно-временная парадигма определяется принципом многомерности, в основе которого лежит принцип организационного единства от уровня микро- до макро- пространства. В процессе анализа автор обращается к лиминальной — пороговой концепции времени и пространства спектрализма и особой методологии Жерара Гризе, опирающейся на природно-физиологические процессы. В контексте философии времени, автор рассматривает трактат Ж. Гризе «Tempus ex machina» и выводит из него ось координат системы. Для дальнейшего анализа привлекается одноименная композиция Ж .Гризе, в связи с чем описываются ритмические паттерны. Автор проводит параллели с теорией информации Молля а также естественно-научным законом Вебера-Фехнера. Финальным выводом из проведенного исследования становится, то что технологии освоения внутризвукового пространства в спектрализме приводят к новому звуковому концепту — звуку как феномену жизни. Переключение планов с «внутреннего убранства звука» на внешние факторы, переход от микрофонического к макрофоническому пространству, позволяют представить звук как живое существо, выходящее из небытия и умирающее в пересечении порога тишины, что открывает особую философию жизни Жерара Гризе.
Хадеева Е.Н. - «Мировая музыка» Карла Дженкинса: к вопросу о полистилистикев Stabat Mater c. 29-39

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.3.25140

Аннотация: В статье рассматриваются стилистические особенности произведений современного валлийского композитора Карла Дженкинса на примере масштабного цикла «Stabat Mater». Анализируются элементы музыкального языка, тембровой драматургии как средства создания множественных ассоциативных связей. Особое внимание уделяется вопросам единства авторского стиля в условиях полистилистики. Выделяются качественные характеристики музыкального материала, прослеживаются закономерности развития тематизма и принципы формообразования. Показаны особенности использования полистилистической техники, соединение интонационных и структурных элементов барокко с современной жанровой основой, включение этнического компонента. Для получения объективного результата используются методы теоретического анализа тематизма и музыкальной формы, методы аналогий и сравнительного анализа, систематизации наблюдений и обобщения. Основными выводами исследования являются сформулированные принципы полистилистики Дженкинса на уровне трактовки жанра, музыкального языка и техники письма. Статья может представлять интерес как для ученых-музыковедов, так и для широкого круга читателей, интересующихся вопросами современной музыки.
Субботин И.А. - Полистилистика как принцип мышления в творчестве Владимира Мишле c. 32-36

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.25853

Аннотация: Предметом исследования данной статьи выступает проблема стилевого синтеза в творчестве современных композиторов. Особенности полистилистики вокальной музыки Владимира Мишле рассматриваются на базе положений и терминов теории Евгении Чигаревой, которая выделяет две формы (контраст и слияние) и два типа (коллаж и симбиоз) взаимодействия авторского и «чужого» стилей. В целом, музыка композитора фокусирует особенности двух полистилистических концепций — коллажа (свойственного жанру фантазии, в котором написан ряд хоровых, инструментальных произведений) и симбиоза (превалирующего в вокальных и хоровых сочинениях). Методология исследования базируется на теоретических аспектах полистилистики в трудах отечественных и зарубежных ученых, а также высвечивает ментальную составляющую индивидуально-авторского претворения стилевого синтеза. Стилевое моделирование — ведущий и одновременно мало изученный принцип мышления саратовского композитора Владимира Мишле, что обусловило новизну исследования. На примере вокального цикла на стихи Ф. Гарсиа Лорки конкретизируется авторская трактовка стилевого симбиоза полярных музыкальных стилей и видов искусств в контексте стилизации, аллюзии и «вариации на стиль».
Лаврова С.В. - История Джезуальдо ди Веноза как оперный сюжет: «Лживый свет моих очей» Сальваторе Шаррино и «Джезуальдо считают убийцей» Лука Франческони c. 35-47

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.2.29644

Аннотация: Статья посвящена теме жизни и творчества итальянского композитора эпохи Возрождения Карло Джезуальдо Ди Веноза в качестве оперного сюжета. В статье рассматриваются две различные трактовки одной из самых загадочных историй — убийства на почве ревности жены и любовника, которое осуществил известный композитор. В статье рассматривается тема наследия Карло Джезуальдо в новой музыке и обращение к этой теме в качестве цитированного материала. Особый интерес представляет причина по которой наследие композитора оказывается столь актуальным для рефлексий музыки ХХ — ХХI века, приводятся разнообразные примеры интерпретаций музыки Карло Джезуальдо в конце ХХ – начале ХХI века. Выводом из проведенного исследования становится выявление различных композиторских позиций в отношении жизненной истории и творчества композитора. Основа оперного сюжета Сальваторе Шаррино — рассказ инструментально-звуковыми средствами безмолвных свидетелей злодеяния — ночной природы, птиц и насекомых. Лука Франческони иначе определяет свою позицию. Он не считает Карло Джезуальдо убийцей и убийства не происходит. Не менее интересные выводы можно сделать относительно переоценки этими двумя композиторами музыкального наследия: Шаррино избегает прямых цитат, выбирая элегию Клода ле Жюна, которая проходит красной нитью чрез оперу, а Франческони — препарирует электронными средствами фрагменты известной музыки Карло Джезуальдо.
Шумилов К.С. - Творческий почерк В.Г. Чернова в произведениях для духового оркестра (на примере "Восточной фантазии" памяти Н.А.Римского-Корсакова) c. 35-44

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.3.29754

Аннотация: Целью настоящей работы является исследование творческого почерка Геннадия Владимировича Чернова для духового оркестра на примере «Восточной фантазии». Выбор названного композитора обусловлен его вкладом в развитие отечественной музыки и инструментовки для духового оркестра. Его творчество охватывает многие жанры духовой музыки: марш, сюиту, фантазию, рапсодию, увертюру, поэму, балладу, концерт. В каждом из этих жанров Г. В. Черновым созданы сочинения, как бы аккумулирующие то действительно ценное, что свойственно лучшим духовым партитурам. Творчество Г. В. Чернова получило общественное признание и широкое распространение в концертной практике. Методика исследования творческого почерка основывается на накопленном в музыкознании опыте изучения особенностей музыкального тематизма, гармонии, метро-ритмики, оркестровой фактуры, выразительной и формообразующей роли тембра, трактовки оркестровых средств. Основные задачи исследования: дать эстетическую оценку Симфонии №1 «Русь Великая» Г. В. Чернова, выявить жанрово-стилистические черты тематизма и особенности его тембрового воплощения, показать качественные изменения тембро-фактуры, выявить характерные черты оркестрового письма Г. В. Чернова в трактовке инструментальных средств духового оркестра, проследить характер преемственности и преломление в духовой музыке принципов оркестровки русской и советской классической музыки.
Захаров Ю.К. - Витольд Лютославский как новатор в области симфонического тематизма (на примере Третьей симфонии) c. 36-48

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.4.43997

EDN: YBJATQ

Аннотация: В. Лютославский (1913-1994) – выдающийся польский композитор, один из изобретателей принципа ограниченной (контролируемой) алеаторики. В его симфонической музыке алеаторические и сонорные виды материала взаимодействуют с тематизмом традиционного типа. Статья посвящена анализу этого взаимодействия и выявлению драматургической роли нетрадиционного тематизма в музыкальной форме. В качестве материала исследования выступает Третья симфония (1983). Автор статьи характеризует выразительные возможности алеаторики ткани, выделяет два типа сонорики, а также описывает 8 видов традиционного тематизма, используемых в симфонии. Прослеживается "диалог" двух главных звуковысотных структур в эпилоге симфонии. Исследование позволяет сделать вывод, что нетрадиционный тематизм (сонорика и алеаторика) преобладает во вступлении и в первой части, т. е. там, где идёт экспонирование разных типов материала. Напротив, во второй части в организацию тематического процесса вмешивается личностное начало – композиторская воля, которая развивает материал, сталкивает его друг с другом, выстраивает драматургию и ведёт к определённому итогу. И здесь (за исключением разработки) решительно преобладает традиционный тематизм. Осознание баланса между различными типами материала приводит к возможности следить за фабулой симфонии, которая проявляется не только в диспозиции тем, но и во взаимодействии различных интервальных комплексов друг с другом.
Лаврова С.В. - Тело — инструмент — звук. Метафизика звука в цикле «Mani» Пьерлуиджи Биллоне c. 37-45

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.25861

Аннотация: Статья посвящена феномену телесности звука в творческой концепции итальянского композитора Пьерлуиджи Биллоне. В процессе исследования прослеживается преемственность элементов его творческой парадигмы в «звуковых типах новой музыки» Х. Лахенмана и идеях сфокусированной точки слышания и «звукового зрения» С. Шаррино. Основным материалом для анализа служит инструментальный цикл «Mani», на создание которого композитора вдохновило творчество современных концептуальных художников. Выводом из проведенного исследования становится преемственность творческих идей новой музыки второй половины ХХ века в ХХI веке в творчестве Биллоне, которые реализуются в рамках иного инструментария, использующего специфические бытовые предметы и объекты в качестве ударных инструментов. Предпринят комплексный подход к изучаемому материалу. Статья адресована специалистам в области современной музыки, музыкального исполнительства, посвящена профессиональным музыковедам, а также – широкому кругу читателей, интересующемуся вопросами современного музыкального искусства в целом, вопросами музыкального акционизма.
Денисов А.В. - Гиперцитирование в музыкальном искусстве ХХ века: формы и функции c. 42-50

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.28872

Аннотация: Предметом исследования является гиперцитирование - ситуация, когда композиторы обращаются к нему в избыточном количестве в рамках одного произведения. В этом случае число цитат может измеряться десятками, а само сочинение (или его отдельная часть /завершенный раздел) обычно не слишком продолжительно по длительности. Масштаб авторского материала при этом нередко минимален, или же вовсе равен нулю. Очевидно, что этот феномен ставит ряд довольно существенных вопросов, среди которых следует выделить: (1) конкретные формы организации заимствованного материала в произведении и его интерпретация; (2) предпосылки, обуславливающие обращение к гиперцитированию. Решение этих вопросов предполагает использование следующих методов анализа: интертекстуальный, композиционный, стилевой, структурный, семантический, герменевтический, эстетический. Очевидно, что использование цитат в столь значительных масштабах предельно обостряет проблему построения композиции в целом. Поэтому в сочинениях с гиперцитированием композиторы вынуждены искать приемы, позволяющие ее организовать за счет 1) выбора самого материала первоисточников цитат и логики их следования; 2) варьирования масштабов цитат. Причины, детерминирующие обращение к гиперцитированию, образуют две группы: специфический замысел данного опуса (его сюжет, например); общие предпосылки, заключенные в избранном жанре сочинения, характере мышления автора в целом, наконец — том или ином виде композиторской техники. В частности, гиперцитирование может выступать как одно из проявлений абсурдизма. В этом случае фрагменты первоисточников и порядок их следования выбираются случайным образом и могут быть заменены какими-то другими, а их свойства (жанровые истоки, интонационная специфика) оказываются нерелевантными («Европеры» Дж. Кейджа, «Ludwig van» М. Кагеля).
Вишневская Л.А. - У истоков черкесской композиторской школы c. 46-51

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.26016

Аннотация: Предметом данной статьи является жизнь и творчество основоположника черкесской композиторской школы Аслана Алиевича Даурова. Это имя стало легендой для всего Северного Кавказа и за его пределами. В своей музыке, литературных, теоретических и просветительских трудах композитор аккумулировал мощь и силу художественного таланта черкесского народа, его тягу к творчеству. В титанической деятельности композитора проявились черты личности исторического масштаба, сравнимой с крупнейшими черкесскими просветителями XIX и XX веков. Стиль композитора изучается в контексте признаков традиционной северокавказской и академической европейской музыкальных культур. Их пересечение выявляет жанровую, исполнительскую, композиционную и драматургическую специфику музыки Аслана Даурова. Творчество Аслана Даурова впервые подвергается научному осмыслению. На основе исследования автор приходит к следующим выводам. Песня и танец являются жанровой и тематической платформой сочинений композитора. Работа с ними осуществляется на уровне художественного открытия кавказской народной музыки, которая способна выступать тематическим «зерном» для академических произведений. Не повторяя народную модель, но используя ее «знаки», композитор-академист создает свою антологию истории и музыкальной культуры кавказских народов. Иными словами, фольклор становится для композитора единственно достоверным и всегда современным «текстом культуры».
Чэнь Ш. - Американский композитор Лян Лэй: биография и концепция творчества c. 48-54

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.2.29262

Аннотация: В статье представлены некоторые факты биографии, ряд аспектов творческой концепции американского композитора китайского происхождения Лян Лэя, а также охарактеризована сущность ряда широко применяемых им композиционных приемов. Цель работы заключается в привлечении внимания к творчеству малоизвестного в России композитора. Периодизация биографии Лян Лэя включает два этапа –– китайский и американский. Творческая и научная среда, в которой рос будущий композитор в Китае, оказала большое влияние на его становление. После завершения музыкального образования в США Лян Лэй был нацелен на поиски новых звуковых решений, исследование феномена звука, которые воплотились в серии сонористических композиций (в том числе в фортепианном цикле «Восемь садов», композициях «Против фортепиано» для фортепиано и двух исполнителей, «Озеро» для двух флейт и др.). Среди основных методов исследования –– метод исторической реконструкции, аналитический и метод сравнительного анализа. Методологическую базу работы составили труды российских, европейских и китайских исследователей –– М. Высоцкой, Г. Григорьевой, Л. Гаккеля, Ц. Когоутека, Бан Лися, Ло Циня, Яо Хэнлу. Новизна работы в том, что впервые в обиход российского музыкознания вводится корпус музыкальных произведений Лян Лэя, изучаются его эстетические взгляды, во многом определившие направления композиторских исканий. Формирование художественного мировоззрения композитора происходило под воздействием, с одной стороны, музыкальных традиций азиатских культур и восточных философских концепций, а с другой –– принципов мышления американских композиторов-авангардистов второй половины XX столетия.
Скудина Ю.С. - О хоровом цикле «Три духовных песнопения» Александра Рындина c. 51-59

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.28926

Аннотация: Духовные произведения играют важную роль в интеллектуальном развитии современного человека. На данном этапе эволюции отечественного музыкального искусства насчитывается большое количество произведений подобной тематики. В данной статье говорится о подъёме православной духовной музыки в конце ХХ столетия, а также об отношении к ней астраханского композитора А. Рындина. Производится аналитический разбор цикла для смешанного хора a cappella и солистов «Три духовных песнопения», а также рассматривается каждый номер в отдельности – выявляются некоторые особенности соотношения текста и особенностей музыкальной драматургии. Отметим, что цикл «Три духовных песнопения» отличается оригинальностью композиторского замысла, собравший в себе черты различных музыкальных стилей и техник, взаимодействие всевозможных типов хоровых фактур (от классического до свободного), при этом, каждый номер в отдельности (несмотря на их объединение в единый цикл) представляет собой целостное и самостоятельное произведение.
Петров В.О. - Инструментальный театр. Второй концерт для тромбона с оркестром «Дон Кихот» Яна Сандстрёма c. 59-64

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.26971

Аннотация: Инструментальный театр — один из основных жанров музыкального творчества второй половины ХХ столетия. Он позволяет аккумулировать в одном произведении признаки разных видов искусства — музыки, театра, литературы, живописи и т.д. Благодаря синтезу искусств он пользуется невероятной популярностью у публики. В данной статье рассматривается один из ярких образцов жанра — Второй концерт для тромбона с оркестром («Дон Кихот») современного шведского композитора-авангардиста Яна Сандстрёма. Предпринята попытка комплексного анализа произведения, главным аспектом которого становится взаимодействие искусств, их синтез и нерасчлененность. Этот синтез проявляется в изменении статуса исполнителей на музыкальных инструментах — теперь они выполняют функцию актеров, что демонстрируется наличием их передвижений по сцене, костюмов, реквизита, проявления голосовых способностей. Ян Сандстрём создал уникальный образец инструментального театра, имеющего в своей основе сюжет и текст легендарного произведения Сервантеса.
Орлов В.В. - Владимир Королевский. «Шесть детских песен» для сопрано и фортепиано на стихи Бориса Заходера c. 71-77

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.30863

Аннотация: Объектом настоящей статьи является творчество современного отечественного композитора, члена Союза композиторов России Владимира Королевского, окончившего в 1986 году Саратовскую государственную консерваторию имени Л.В. Собинова по классу сочинения профессора Б.А. Сосновцева. С 2002 по 2012 годы композитор работал в должности доцента на кафедре теории музыки и композиции Саратовской консерватории, где преподавал сочинение и музыкально-теоретические дисциплины. В качестве предмета исследования выступает цикл В. Королевского «Шесть детских песен» для сопрано и фортепиано на стихи Бориса Заходера. Цель статьи – выявление взаимодействия между музыкальным и стихотворным текстами. Для достижения поставленной цели в статье решаются задачи, связанные с анализом каждой части цикла с точки зрения интонационного, тонального и гармонического развития. Основным методом исследования является целостный анализ каждой части цикла, который включает в себя изучение каждой части с точки зрения формы, интонационного, тонального и гармонического развития. Основными выводами проведенного исследования являются выявление простоты и естественности музыкального языка, чутко следующего за поэтическим текстом, что является продолжением лучших традиций отечественной вокальной музыки, значительная роль сопровождения, которое является не просто фоном, а отражением содержания стихотворного текста, индивидуальный тонально-гармонический план каждой части.
Меньшиков Л.А. - Развитие антимузыки от концерта к перформансу: Становление жанра в арт-проектах Бенджамина Паттерсона c. 74-87

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.29102

Аннотация: Предметом исследования является антимузыкальная природа художественных проектов группы «Флюксус». Она прослеживается в статье на примере творчества одного из основателей и участников группы — американского художника Бенджамина Паттерсона. Показана специфика процесса возникновения акционистского жанра перформанса из музыкального творчества художника. Исследована трансформация концерта как классической формы представления музыкальных произведений в антиконцерт, а затем в перформанс. Автор подробно рассматривает эстетические предпосылки указанных процессов в близких к флюксусу художественных явлениях середины XX века. Особое внимание уделяется исследованию воплощения данных явлений в первом публичном мероприятии группы «Флюксус» — концерте в Висбадене — и роли Паттерсона в его проведении. Исследование опирается на искусствоведческое рассмотрение сохранившейся документации концертов, антиконцертов и перформансов флюксуса, воспоминаний их участников, на основании которых проведен жанрово-стилевой анализ основных форм художественной деятельности в рамках антимузыки. Основным выводом проведенного исследования является понимание антимузыкальной природы флюксус-движения, которое в своем возникновении восходило к классической форме концерта. Вкладом автора в исследование темы является выделение основных стадий развития флюксус-искусства от концерта к перформансу. Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном искусствоведении произведен анализ первого флюксус-концерта, участия и роли Паттерсона в становлении движения и сделаны выводы о жанрово-стилевых особенностях таких форм флюксус-искусства как концерт и перформанс.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.