PHILHARMONICA. International Music Journal - рубрика История и теория исполнительского искусства
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Рубрика "История и теория исполнительского искусства"
История и теория исполнительского искусства
Махан В.В. - О зарождении сольного исполнительства на трехструнной домре в дореволюционный период c. 21-31

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.21213

Аннотация: Страницы отечественной музыкальной культуры, связанные с предпосылками сольного исполнительства на домрах, первыми исполнителями и их репертуаром остаются неизвестными. В тени по-прежнему находятся биографии первых выдающихся домристов – П. П. Каркина, В. В. Кацана и других, деятельность которых нуждается в осмыслении и оценке. Данное обстоятельство обусловлено прежде всего тем, что на протяжении первых лет после реконструкции домра функционировала преимущественно в качестве оркестрового инструмента и редко выдвигалась на первый план. Автором были изучены разнообразные архивные материалы, проанализированы публикации различного характера. В процессе подготовки материала использовались искусствоведческий подход и сравнительно-исторический метод, а также формы архивной работы. В статье представлены первые попытки сольного исполнительства на домрах, даты первых выступлений домристов, основные художественные тенденции – опора на переложения популярной классики и тяготение к произведениям кантиленного характера. Отмечено преобладание ансамблевых форм домрового исполнительства – дуэтов, трио, квартетов. Выяснены и уточнены даты жизни и деятельности первого исполнителя на домре альт П. П. Каркина, некоторые детали биографий первых домристов П. И. Алексеева, В. В. Кацана, их репертуар, даты первых сольных выступлений домристов.
Петрова Ю.С. - Исследуя литературное наследие Сергея Рахманинова. Композитор об интерпретации собственных сочинений c. 22-25

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.3.27543

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье является литературное (эпистолярное) наследие великого русского композитора Сергея Рахманинова. Рассматривается ряд его литературных работ с целью осмысления интерпретации самим композитором его же музыкальных сочинений, ведь известно, что Рахманинов славился авторским исполнением. В качестве материала исследования избраны статьи композитора и пианиста: "Композитор как интерпретатор", "Сергей Рахманинов - один из выдающихся современных композиторов - говорит о России и об Америке", "Интерпретация зависит от таланта и индивидуальности", "Новое о пианизме". В статье использован аналитический подход к изучаемому материалу, способствующий большему пониманию и более полному погружению в литературное наследие Рахманинова. Новизна представленной работы заключается в том, что данная проблема не поднималась в музыковедение в качестве отдельного объекта исследования. Действительно, многое у Рахманинова связано с собственным музыкальным опытом, с произведениями, исполнительскими аспектами, что позволяет более полно раскрыть творческие принципы композитора-исполнителя.
Решетникова С.В. - А была ли ошибка Мануэля Гарсиа? Попытка развеять миф о главном секрете школы Гарсиа. c. 27-31

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.4.25177

Аннотация: В данной статье повествуется о педагогической деятельности Мануэля Патрисио Родригеса Гарсиа, анализируется и обосновывается разница между вариантами издания труда «Полный трактат об искусстве пения» 1840-1847 гг. и 1856 г., которые на протяжении долгого времени вызывали вопросы у певцов и вокальных педагогов. Несмотря на то, что труд «Полный трактат об искусстве пения» был неоднократно изложен на русском языке, по настоящее время не стихают споры о его принципах и даже обсуждаются в СМИ. Теоретико-методологической основой данного исследования послужили: анализ музыкально-педагогических проблем, культурно-исторический анализ, сравнительный анализ. В данной статье проясняется вопрос о рекомендации автора об использовании различных типов дыхания в трактате 1840-1847 гг. и 1856 г. В середине XIX века вокальная педагогика развивалась сообразно исполнительской практике эпохи романтизма, новым эстетическим установкам, именно поэтому автор трактата Мануэль Гарсиа-младший усовершенствовал свой труд и рекомендовал певцам использовать грудо-диафрагматическое дыхание, вместо малого (ключичного).
Шамов С.Б. - Сигналы из прошлого: «Наставления» полкового барабанщика. c. 32-43

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.6.30984

Аннотация: Предметом исследования является одна из первых изданных школ по обучению игре на барабане, которое прежде переходило от одного поколения исполнителей к другому изустно. Именно поэтому первые методические книги являются особенно ценными. В статье представлен не только перевод с немецкого языка трактата «Краткое руководство по игре на барабане для изучения простейшим способом наряду с семью пьесами и маршами, записанными нотами, с пояснениями музыканта (Издание вдовы Людвига Винтера, Берлин, 1777 год), но и комментарии к нему с точки зрения современного исполнителя. В нем детально описываются технические и стилистические приемы игры Западной Европы середины XVIII века. Этот трактат может быть интересен практикующим музыкантам и «всем любителям барабанов». Метод данного исследования лежит на пересечении филологических, культурных и педагогических изысканий. Поиск аналогий в современных традициях различных культур, а также приведение к общему знаменателю теоретической и практической частей исследования. Основными выводами проведенного исследования является возможность заимствования основ и приемов обучения полкового барабанщика середины XVIII века в современных реалиях. Основной вклад автора статьи связан не только с первым литературным переводом издания на русский язык, но и обобщение полученных сведений применительно к современному исполнителю-практику и педагогу. Новизна исследования заключается в возможности ознакомления современного исполнителя с основами обучения спустя почти два с половиной века. Данная статья заполняет существующий пробел в истории отечественного исполнительского искусства.
Ирхен И.И., Урсоленко Е.С. - Технология «Motion Capture» как феномен сохранения кипрского танцевального фольклора c. 50-56

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.1.31758

Аннотация: Статья посвящается проблеме сохранения хореографической культуры острова Кипр как определяющего фактора возрождения национального достоинства. Участие в культурно-образовательных и научных программах ЮНЕСКО стало поворотным моментом в деле сохранения и развития нематериального культурного наследия острова. Отмечается финансовая поддержка фольклорных групп и хореографических проектов со стороны правительства. Особое внимание уделяется технологии «Motion Capture», характеризуются ее разновидности. Имеющееся разнообразие маркерных технологий представлено в статье в виде системы, где группы различаются по способу передачи танцевального движения. Опираясь на материалы авторских многолетних экспедиционных исследований, акцентируется возможность соединения цифровых технологий с фольклорной традицией. Впервые на русском языке освещаются материалы восьмилетней работы Лаборатории виртуальной реальности Университета Кипра, полученные в ходе интервьюирования ее руководителя. Разработанная Университетом Кипра 3D-видеоигра выступает посредником для разучивания, отработки движений кипрских фольклорных танцев, выработки индивидуальной манеры исполнения с помощью механизма обратной связи от программы. Сделан вывод о том, что феномен «Motion Capture» обладает мощным ресурсным потенциалом для фиксации хореографического текста, оцифровки фольклорных танцев и их популяризации в разных возрастных группах греко-киприотов.
Reshetnikova S.V. - MANUEL GARCÍA’S ALLEGED MISTAKE. AN ATTEMPT TO DESTROY THE MYTH OF THE CORPORATE SECRET OF GARCÍA’S SCHOOL c. 52-55

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.25575

Abstract: The article describes Manuel Patricio Rodríguez García’s pedagogical activity focusing on his theoretical work Traité complet de l’art du chant which evoked continuous debates among singers and vocal teachers. The researcher analyzes and substantiates the difference between the editions of 1840-1847 and 1856. Actually, García recommended different types of respiration in the treatise of 1840-1847 and 1856, and the researcher tries to understand his motives. The research methodology involves the analysis of musical and pedagogical problems, the cultural-historical analysis, the comparative analysis. In the middle of the XIX century vocal pedagogics developed according to the performing practice and new esthetic requirements of the Romanticism epoch, that’s why the author of the treatise Manuel García the Junior developed his previous work in 1856 and recommended singers to use diaphragmal respiration instead of the clavicular one described in 1840-1847. The author concludes that García’s alleged “mistake” can be explained by the necessity to consider new tendencies in the development of vocal art. The study proposes a non-traditional approach to Manuel García’s pedagogical heritage, such an approach may be of interest for musicologists, singers, vocal teachers.
Лебедев А.Е., Михайлова А.А. - Конкурсы, посвященные творчеству И.Я. Паницкого, в контексте художественных традиций Саратова и Поволжского региона c. 53-60

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.4.30682

Аннотация: Объектом исследования является традиция проведения в Саратове конкурсов исполнителей на русских народных инструментах, посвященных творчеству одного из первых отечественных баянистов - И.Я. Паницкого. Анализируется исторический контекст появления конкурсов, их значение для культурной жизни Поволжского региона и музыкальной жизни Саратова. Отдельное внимание уделено рассмотрению музыкально-исполнительских конкурсов как одного из наиболее востребованных видов современных художественных практик, способствующих ранней профессионализации молодых музыкантов и развитию творческих способностей учащихся на различных этапах обучения. В анализе используются исторический и культурологический подходы, в основе которых систематизация фактов и их оценка с точки зрения развития региональной музыкальной культуры. Конкурсы, посвященные творчеству И.Я. Паницкого, представляют собой яркое и самобытное явление музыкальной культуры Саратова и Поволжского региона, выступают как важнейший фактор сохранения русского национального академического искусства. Анализ показал наличие в Саратове глубоко укоренившихся традиций народно-инструментального искусства и их высокий профессиональный статус.
Гордеева Т.В. - Художественная коммуникация в танцевальном перформансе: Трансформация зрительского восприятия в работах Андрея Андрианова и Тараса Бурнашева c. 55-62

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.2.29630

Аннотация: Предметной областью данной статьи является танцевальный перформанс и особенности его художественной коммуникации. Перформанс предполагает прежде всего отсутсвие ролей у исполнителей, они представляют самих себя, а в случае с танцевальным перформансом - их жесты и движения не имеют подтекста. Перформативная эстетика предполагает наличие трансформативного заряда зрительского восприятия. Перформативный поворот описан театральным теоретиком Э. Фишер-Лихтер как проявление необычного в узнаваемом. Исследование нацелено на выявление перформативных характеристик, дихотомии действительного и художественного, в танцевальных перформансах московских танцевальных художников. Для искусствоведческого анализа выбраны соло А. Андрианова "Танц-Танц-Транц" и "Красный квадрат" проекта Т. Бурнашева как примеры танцевального перформанса, в котором исполнители представляют самих себя. Применение метода феноменологической редукции позволило выявить потенциал для трансформации опыта зрительского переживания повседневности в работах Андрея Андрианова и Тараса Бурнашева (созданного в соавторстве с Е. Калюжной, Д. Волковым, М. Орловой). Художественная коммуникация в танцевальном перформансе остается малоизученной областью. Выводы статьи могут быть использованы для формирования критериев в искусствоведческом анализе танцперформансов.
Виниченко А.А. - Эндрю Ллойд Уэббер. Вариации на тему Паганини. Анализ музыкального сюжета. c. 58-65

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.3.29392

Аннотация: Предметом исследования является вариационный цикл (концерт) Эндрю Ллойда-Уэббера «Вариации на тему Паганини» для виолончели с рок-группой (или оркестром). Отмечается высокое профессиональное мастерство композитора, тонкость в претворении стилистического диалога, изысканность комбинаторики тематического зерна, богатый тембровый ракурс её разработки. В тексте говорится об органике существования стилистических данностей. Указывается на связь определённых моментов музыкального действия с аналогичными точками формообразования в «Рапсодии на тему Паганини» С. В. Рахманинова. Выявляется ряд мини-циклов, присутствующих в произведении. Произведение исследуется методом целостного анализа. Также в аналитическом контенте присутствует момент описательности, необходимый для создания впечатления о произведении, не часто звучащем в концертных залах. Новизна исследования заключается в уникальности его темы. Таким образом, всё содержание исследования представляется уникальным. В результате исследования сделаны следующие выводы: «Вариации на тему Паганини» для виолончели и рок-группы (оркестра) представляют собой яркое концертное произведение, отмеченное уникальностью композиторского языка, высоким профессионализмом в претворении стилевого диалога, изысканностью комбинаторики в разработке тематического зерна, подчас отличающейся парадоксальным и непредсказуемым прочтением темы, органикой стилистического диалога академической музыкальной культуры и рока.; В этом произведении мы слышим одно из самых ярких свидетельств происходящей в это время культурной глобализации, часто превращающуюся в произведениях той эпохи в часть стиля.
Куприна Е.Ю., Баязитова Д.И. - Код Алькана c. 63-82

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.2.29648

Аннотация: Предметом исследования статьи является творчество одного из самых загадочных композиторов XIX века Шарля-Валантена Алькана. Краткое изложение биографических сведений дано с целью ответа на вопрос о причинах исчезновения Алькана с горизонта музыкального романтизма, несмотря на неоспоримые факты сотворчества великих гениев романтизма: Шопена, Листа, Алькана, Рубинштейна и др. На примере цикла «Двенадцать этюдов в минорных тональностях» ор. 39 представлен уникальный стиль Алькана, выкристаллизованный в сотворчестве с композиторами предшествующих эпох и современниками. Почти полное отсутствие отечественных исследований обусловило обращение к зарубежным работам, с анализа позиций которых производились оценки творческого наследия Алькана. Предпринята попытка расшифровки смыслового «кода Алькана» на примере Этюда № 12 ор. 39 «Пир Эзопа», ключ к которому уже более полувека подбирают выдающиеся виртуозы-исполнители, позиционирующие смыслы своих интерпретаций. Сделаны выводы о давно назревшей необходимости серьезных исследованиях творчества Алькана в отечественном музыкознании.
Шевцова А.В. - Жанровая эволюция отечественного альтового репертуара c. 70-84

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.4.32769

Аннотация: Объектом данного исследования является отечественное репертуарное наследие, включающее сочинения для альта композиторов ХХ столетия.Рассмотрение сочинений производится с позиции непосредственного влияния на их появление ярчайших представителей отечественной альтовой школы В. В. Борисовского, Ф. С. Дружинина и Ю. А. Башмета. За основу анализа взяты произведения, посвященные В. В. Борисовскому (Соната для альта и фортепиано В. Крюкова и С. Василенко, «Песни об умерших» и Рапсодия для альта и фортепиано А. Веприка, Сюита для альта и фортепиано В. Гайгеровой) и Ю. А. Башмету (литургия для большого оркестра и солирующего альта «Оплаканный ветром» и «Стикс» для альта, хора и оркестра Г. Канчели), а также произведения, сочиненные Ф. С. Дружининым (Соната для альта соло и Вариации для альта соло). Рассмотрение произведено с позиции исполнительского влияния на интерес композиторов к сольному воплощению альта и его поэтапному развитию. Определено понятие герой-исполнитель, соответствующее образу альтиста ХХ столетия. Обозначены новые черты сольного альтового репертуара, как результат деятельности отмеченных альтистов: признание уникальности альтового голоса, утверждение альта как яркого концертного инструмента, расширение используемого диапазона альта, выявление мистической составляющей альтового тембра, определение уникальной обобщающей способности альтового тембра, полная техническая раскрепощённость инструмента, необходимость соавторского мышления исполнителя.
Вартанов С.Я. - Концепция «От отчаяния к бессмертию души» в интерпретации Сонаты Бетховена ор. 111 c. 85-104

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.4.33070

Аннотация: Предметом исследования является: Мироощущение Бетховена позднего периода – актуальная для музыканта-исполнителя тема: без осознания принципиальных изменений в его стиле немыслима полноценная интерпретация поздних фортепианных Сонат. Последняя из них – Соната op. 111 c-moll уже почти два века является объектом неутихающих дискуссий не только в кругу музыкантов, но и писателей. Объектом исследования является:В Сонате ор. 111 мы выделяем следующие типы диалога: а) диалог с раннее созданными сочинениями Бетховена; б) диалог – в рамках позднего периода – с Девятой Симфонией оp. 125 и Торжественной мессой ор. 123; в) диалог с музыкой предшественников; г) воображаемый диалог Бетховена с Гёте (периода окончания "Фауста"); д) диалог ор. 111 с мировой культурой.   Основными выводами статьи является: В то время, как зарождение понятия интерпретации обычно связывают с исполнительской деятельностью романтиков - Паганини и Листа, мы обнаруживаем Основные предпосылки феномена интерпретации как системы мышления уже в сочинениях и воззрениях Бетховена – он является предтечей романтиков XIX века. Каждое его сочинение индивидуализировано, здесь нет шаблонов, типовых штампов. Исполнение его сочинений вне концепции не способно адекватно передать дух музыки Бетховена. При всей строгости архитектоники сочинения Бетховена апеллирует к спонтанности самовыражения – пианист, как актер, должен проживать эту музы¬ку «здесь и сейчас». Ключевые слова: Бетховен, позднее творчество, Соната ор.111, метод интеграции кон-цепции интерпретации.
Сафонова Т.В., Фомина З.В. - К вопросу об исполнительской интерпретации Шестой фортепианной сонаты С. С. Прокофьева c. 86-94

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.30825

Аннотация: Предметом данного исследования являются особенности исполнения Шестой фортепианной сонаты С. С. Прокофьева. Это сочинение входит в «военную» фортепианную триаду и отражает существенные черты позднего периода творчества композитора. Особое место в работе уделено вопросу о характере исполнительской интерпретации, требующей активного, творческого соучастия исполнителя в воссоздании авторского замысла. Подчёркивается необходимость проникновения в смысловые слои исполняемого произведения, способствующего углублению существующих представлений, переосмыслению жизни и творчества С. С. Прокофьева. Исполнительский анализ осуществлён с позиций музыкально-теоретического, феноменологического и герменевтического подходов, разрабатываемых в работах Л. О. Акопяна, З. В. Фоминой. В результате осуществлённого исследования выявляются особенности индивидуального творческого почерка Прокофьева. Показана способность подлинного художественного гения выходить за пределы социально-исторических и культурных обусловленностей и выражать в своем творчестве надвременные, вечные смыслы. Осуществлённый анализ Шестой сонаты в контексте позднего творчества Прокофьева обнаруживает существенную эволюцию его фортепианного стиля, свидетельствуя о духовных, мировоззренческих поисках композитора.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"