PHILHARMONICA. International Music Journal - рубрика История музыкальной культуры
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Рубрика "История музыкальной культуры"
История музыкальной культуры
Petrov V.O. - Performance Art: Genesis and Evolution c. 17-28

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.15649

Abstract: This article is devoted to one of the most common phenomena in contemporary art – the actual performance of the work of art. The article deals with the issues of its origin. In this respect, it covers different forms of art of the past, such as syncretic ritual, medieval street theater, commedia dell'arte, and some synthesized works of the Renaissance and the Baroque period, and their modifications in the XXth – early XXIst century. Some common features in the well-known performance pieces of the past and the present are compared. The works by Tan Dun, L. Lipkis, K. Stockhausen, I. Xenakis, J. Cage and others are given as an example. Performance is considered as a single phenomenon of modern culture that reveals the main constant of postmodernism - a synthesis of the arts. In this connection, a method of holistic analysis is used in addition to the analytical method of presentation. The conclusions demonstrate the main genre features of performance, which appeared in the past eras (works by da Vinci, L. Bernini, etc.), and represent performance as a genre in the twentieth century.
Собакина О.В. - О творчестве Анджея Пануфника и Романа Палестера в годы эмиграции c. 23-52

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.4.17399

Аннотация: Предметом статьи является сопоставление творчества известных польских композиторов ХХ века Анджея Пануфника (1914 – 1991) и Романа Палестера (1907 – 1989). К началу 50-х годов оба композитора успешно работали не только на родине, но и в странах Западной Европы. Однако стремление к свободе творческого выражения побудило их избрать нелегкий путь эмигрантов. С середины 50-х годов творчество Пануфника и Палестера оказалось под запретом в Польше, а все их последующие произведения ждал трудный путь к новым слушателям вначале в Англии и Швейцарии, а затем, начиная с 80-х годов, и на родине. Методология исследования основана на историко-культурном подходе и сравнительном анализе, привлекаются традиционные методы музыковедческого анализа. Новизна исследования заключается в сопоставлении творческих путей и композиторских принципов обоих композиторов, представлении их творчества российским читателям. Особенно подчеркивается, что, продолжая творческий путь в эмиграции, композиторы обращались не только к новым техникам композиции, но и к традициям польской музыки. Предпочитая традиционные жанры симфонической музыки, оба проявили незаурядную творческую изобретательность в индивидуальном подходе к додекафонии. Можно констатировать, что произведения Пануфника и Палестера, написанные в эмиграции, существенно обогащают картину развития современной польской музыки.
Петров В.О. - Перформанс в искусстве: генезис и эволюция c. 29-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.17073

Аннотация: Статья посвящена одному из самых распространенных явлений современного искусства – перформансу. Объектом статьи стало рассмотрение вопросов его возникновения (в данном аспекте затронуты такие формы бытования искусства прошлого, как синкретический ритуал, площадный театр эпохи средневековья, комедия dell’ arte, некоторые синестезийные произведения Возрождения и барокко) и модификации в ХХ – начале ХХI веке. Производятся параллели между известными образцами перформансных представлений прошлого и современности. В качестве примеров приводятся произведения Тан Дуна, Л. Липкиса, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Д. Кейджа и других. Перформанс рассмотрен как единый феномен современной культуры, раскрывающий главную константу постмодернизма – синтез искусств, в связи с чем, помимо аналитического метода подачи материала, привлечен метод целостного анализа. В качестве вывода смоделированы основные жанровые признаки перформанса, которые проявились в представлениях прошлых эпох (в постановках да Винчи, Л. Бернини) и которые знаменуют собой перформанс как жанр в ХХ столетии.
Собакина О.В. - Ян Циккер. Творческий путь c. 42-55

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.17861

Аннотация: Предметом статьи стало творчество Яна Циккера (1911–1989), которое остается практически неизвестным в России, несмотря на то, что композитор по праву признан наряду с Эугеном Сухонем основоположником современной композиторской школы, не случайно из его класса вышли почти все крупные композиторы Словакии. Его творчество отмечено особым интересом к опере, что для музыки ХХ века является довольно редким феноменом, кроме того, своей задачей он ставил создание такого музыкального языка, который бы сочетал современные формы с национальным материалом. Автор подробно рассматривает этапы жизненного пути и формирование творческих принципов одного из крупных композиторов ХХ века. В работе использовались принципы исторического и компаративного подходов, стилистического анализа и других аналитических музыковедческих процедур. Основные выводы исследования заключаются в том, что творческий почерк Яна Циккера отличают ясность замысла, яркая образность и склонность к лирике. Главная тема его творчества – тема человеческой личности, развитая во многих произведениях разных жанров. Композитор воплотил национальную тему и претворил национальный фольклор на высочайшем уровне композиторского мастерства, однако особое значение для словацкой культуры имеют его оперы.
Sobakina O.V. - The creative path of Ján Cikker c. 56-68

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.18739

Abstract: The subject of this research is the work of Ján Cikker (1911-1989), which remains virtually unknown in Russia, despite the fact that this composer is rightly acknowledged alongside Eugen Suchoňto be the founder of the modern composition school; it is no coincidence that out of his class graduated almost all notable composers of Slovakia. His work is marked by a special interest to opera, which remains a fairly rare phenomenon for the music of the XX century. Moreover, as his task he set the creation of such musical language that would combine modern forms with the national material. The author carefully examines the stages of life and formation of the creative principles of one of the renowned composers of the XX century. The main conclusions of the research consist in the fact that the creative style of Ján Cikker is distinguished by the clarity of idea, bright imagery, and inclination towards lyricism. The main theme of his work is the theme of human personality, developed in many works of various genres. The composer embodied the national theme and realized the national folklore on the highest level of composing mastery, but a special place for the Slovak culture is held by his operas.
Собакина О.В. - AVANT-GARDE TECHNIQUES IN POLISH MUSIC IN THE 1960-70s. THE SONORISTIC AND ALEATORY PIANO WORKS BY KAZIMIERZ SEROCKI AND BOGUSŁAW SCHAEFFER

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.12473

Аннотация: The interest in new artistic trends and viable means of expression became the distinctive feature of Polish music of the second half of the 20th century. In their aspiration for the creation of an individual style, Kazimierz Serocki and Bogusław Schaeffer enriched their musical language with usage of sonoristic, aleatory and serial techniques. The main direction of Serocki’s works was the search for new sound qualities, new means of usage of traditional musical instruments. The quest for stylistic synthesis can be considered to be the distinctive feature of the Polish school of composition of the 1960s and 1970s, since it was along this path, in particular, that the most artistically significant works were created. Particularly in this direction that Serocki brought along extensive changes of sound technique, which justified is fame as one of the most outstanding sonoristic composers. The musical development in Schaeffer’ piano works is determined by idea of “decomposition” and contains a multitude of interpretations. Following the aleatory ideas in various forms, during many years Schaeffer also introduced in his works the dodecaphony and serial principles.
O.V. Sobakina - Avant-garde Techniques in Polish Music in the 1960–70s. The Sonoristic and Aleatory Piano Works by Kazimierz Serocki and Bogusław Schaeffer c. 113-122

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.65352

Аннотация: The interest in new artistic trends and viable means of expression became the distinctive feature of Polish music of the second half of the 20th century. In their aspiration for the creation of an individual style, Kazimierz Serocki and Bogusław Schaeffer enriched their musical language with usage of sonoristic, aleatory and serial techniques. The main direction of Serocki’s works was the search for new sound qualities, new means of usage of traditional musical instruments. The quest for stylistic synthesis can be considered to be the distinctive feature of the Polish school of composition of the 1960s and 1970s, since it was along this path, in particular, that the most artistically significant works were created. Particularly in this direction that Serocki brought along extensive changes of sound technique, which justified is fame as one of the most outstanding sonoristic composers. The musical development in Schaeffer’ piano works is determined by idea of “decomposition” and contains a multitude of interpretations. Following the aleatory ideas in various forms, during many years Schaeffer also introduced in his works the dodecaphony and serial principles.
Asafiev B.V. - The Experience of Substantiation of the Nature and Character of Mussorgsky’s Musical Style.

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.12951

Аннотация: The object of Boris Asafiev’s article is to define the reason why Modest Mussorgsky’s music strongly affects the listeners. Asafiev invents his method of analysis himself from his observations of life impulses that generate the movement towards the artistic outcome. The main quality was not in his composing good melodies, but in his ability to fill his melodies with the image and human character of the protagonist and to manifest it into the intonational and plastic expressivity. Asafiev bases his elaborations on the concept of intonation developed by him. Another feature of Mussorgsky’s artistic thinking is disclosed by Asafiev through the parameter of musical form; the theorist makes note of the variant type of thinking and the writing of the music in different versions. The researcher came to the conclusion of the functioning here of the principle of improvisation. And this assertion by Boris Asafiev is a unique one in the entire music literature about Modest Mussorgsky.
B. V. Asafiev - The Experience of Substantiation of the Nature and Character of Mussorgsky’s Musical Style. c. 123-129

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.65353

Аннотация: The object of Boris Asafiev’s article is to define the reason why Modest Mussorgsky’s music strongly affects the listeners. Asafiev invents his method of analysis himself from his observations of life impulses that generate the movement towards the artistic outcome. The main quality was not in his composing good melodies, but in his ability to fill his melodies with the image and human character of the protagonist and to manifest it into the intonational and plastic expressivity. Asafiev bases his elaborations on the concept of intonation developed by him. Another feature of Mussorgsky’s artistic thinking is disclosed by Asafiev through the parameter of musical form; the theorist makes note of the variant type of thinking and the writing of the music in different versions. The researcher came to the conclusion of the functioning here of the principle of improvisation. And this assertion by Boris Asafiev is a unique one in the entire music literature about Modest Mussorgsky.
Собакина О.В. - Авангардные техники в польской музыке 1960–70-х годов. Сонористические и алеаторические фортепианные произведения Казимежа Сероцкого и Богуслава Шеффера

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.12474

Аннотация: Интерес к новым художественным направлениям и актуальным средствам выразительности стал отличительным качеством польской музыки второй половины ХХ века. Стремясь к созданию индивидуального стиля, Казимеж Сероцкий и Богуслав Шеффер обогатили свой музыкальный язык приемами сериализма, сонористики, алеаторики. Стремление к стилистическому синтезу можно считать отличием польского композиторского творчества 1960 – 1970-х годов, именно на этом пути рождались наиболее художественно значимые творческие явления, в том числе, в области фортепианного творчества. Стилистический анализ, структурно-функциональный анализ, системный подход. Существенное значение имели практическое исполнительское овладение музыкальным материалом, изучение записей исполнительских интерпретаций, а также сравнительного анализа. Основным направлением творчества Сероцкого был поиск новых звуковых качеств, новых способов использования традиционных музыкальных инструментов. Именно развиваясь в этом направлении, он получил признание как наиболее выдающийся композитор-сонорист. Музыкальное развитие в фортепианных произведениях Шеффера обусловлено идеей «декомпозиции» и предполагает множественность исполнительских интерпретаций. Придерживаясь идей алеаторики в самых разных формах, Шеффер также развивал принципы додекафонии и сериализма в своих композиция на протяжении многих лет.
О.В. Собакина - Авангардные техники в польской музыке 1960–70-х годов. Сонористические и алеаторические фортепианные произведения Казимежа Сероцкого и Богуслава Шеффера c. 130-139

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.65354

Аннотация: Интерес к новым художественным направлениям и актуальным средствам выразительности стал отличительным качеством польской музыки второй половины ХХ века. Стремясь к созданию индивидуального стиля, Казимеж Сероцкий и Богуслав Шеффер обогатили свой музыкальный язык приемами сериализма, сонористики, алеаторики. Стремление к стилистическому синтезу можно считать отличием польского композиторского творчества 1960 – 1970-х годов, именно на этом пути рождались наиболее художественно значимые творческие явления, в том числе, в области фортепианного творчества. Стилистический анализ, структурно-функциональный анализ, системный подход. Существенное значение имели практическое исполнительское овладение музыкальным материалом, изучение записей исполнительских интерпретаций, а также сравнительного анализа. Основным направлением творчества Сероцкого был поиск новых звуковых качеств, новых способов использования традиционных музыкальных инструментов. Именно развиваясь в этом направлении, он получил признание как наиболее выдающийся композитор-сонорист. Музыкальное развитие в фортепианных произведениях Шеффера обусловлено идеей «декомпозиции» и предполагает множественность исполнительских интерпретаций. Придерживаясь идей алеаторики в самых разных формах, Шеффер также развивал принципы додекафонии и сериализма в своих композиция на протяжении многих лет.
Asafiev B.V. - Опыт обоснования природы и характера творчества Мусоргского

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.12954

Аннотация: Предметом статьи Бориса Асафьева является определение причины того, почему музыка Модеста Мусоргского сильно воздействует на окружающих. Метод анализа Асафьев изобретает сам, исходя из своих наблюдений над жизненными, так называемыми, импульсами, дававшими движение на пути к художественному итогу. Как представляется автору, дело было не просто в умении сочинять хорошие мелодии, секрет дарования был в способности закладывать в мелос целостный образ и выразительный характер персонажа, воплощать это в интонационной и пластической выразительности. Асафьев, опирается на разработанное и исследуемое им понятие «интонация». Еще одно свойство художественного мышления Мусоргского Асафьев раскрывает через музыкальную форму, замечая вариантный способ мышления композитора, его умение писать музыку в разных версиях. И исследователь делает на этом основании вывод о действии в творчестве выдающегося композитора принципа импровизационности. Именно это утверждение Бориса Асафьева является уникальным во всей литературе о творчестве Модеста Мусоргского.
Б. В. Асафьев - Опыт обоснования природы и характера творчества Мусоргского c. 140-144

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.1.65355

Аннотация: Предметом статьи Бориса Асафьева является определение причины того, почему музыка Модеста Мусоргского сильно воздействует на окружающих. Метод анализа Асафьев изобретает сам, исходя из своих наблюдений над жизненными, так называемыми, импульсами, дававшими движение на пути к художественному итогу. Как представляется автору, дело было не просто в умении сочинять хорошие мелодии, секрет дарования был в способности закладывать в мелос целостный образ и выразительный характер персонажа, воплощать это в интонационной и пластической выразительности. Асафьев, опирается на разработанное и исследуемое им понятие «интонация». Еще одно свойство художественного мышления Мусоргского Асафьев раскрывает через музыкальную форму, замечая вариантный способ мышления композитора, его умение писать музыку в разных версиях. И исследователь делает на этом основании вывод о действии в творчестве выдающегося композитора принципа импровизационности. Именно это утверждение Бориса Асафьева является уникальным во всей литературе о творчестве Модеста Мусоргского.
Азарова В.В. - About the Christian faith in a dramatic legend by H. Berlioz –
La Damnation de Faust

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.13593

Аннотация: This article first analysed the problem of the Christian faith as a humanitarian value in the tragic literary and musical interpretation of Goethe’s Faust by Berlioz. The aim of the work was the discovery of a new interpretation by the composer of disbelief as evil leading to the condemnation and death of man – in the light of new romantic poetics, and new thinking by Berlioz. The Christian content of ‘Easter carols’ – a secular cantata for voices, mixed choir and symphony orchestra ‘Eight scenes from Faust by Goethe (1828 – 1829) was considered. It is a musical drama, with many peculiarities of musical language. It is a piece written in the original vocally symphonic genre of ‘dramatic legend’ – La Damnation de Faust (1845 – 1846). The features of the genre semantics of the legend of Faust were identified; application of methods of complex analysis in the study of the concept of faith in the music content of the following score sections is distinguished by novelty: Easter Hymn, Litany, Episode from the Epilogue - In Heaven (for a choir of seraphim before the throne of the Most High), and the Apotheosis of Marguerite. The historical pattern of the emergence of Berlioz’s artistic concept in the context of the development of art and literature of French Romanticism of 1800s – 1840s, and the connections between La Damnation de Faust with essential trends in the development of Romanticism, as well as the establish-ment of spirituality and the apologia for the Christian faith in the work of F.R. de Chateaubriand, are shown. The relevance of the ideas of Christianity in the operas and oratorios of French composers in the cultural space of France is demonstrated.
V.V. Azarova - About the Christian faith in a dramatic legend by H. Berlioz –
La Damnation de Faust
c. 284-308

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.65765

Аннотация: This article first analysed the problem of the Christian faith as a humanitarian value in the tragic literary and musical interpretation of Goethe’s Faust by Berlioz. The aim of the work was the discovery of a new interpretation by the composer of disbelief as evil leading to the condemnation and death of man – in the light of new romantic poetics, and new thinking by Berlioz. The Christian content of ‘Easter carols’ – a secular cantata for voices, mixed choir and symphony orchestra ‘Eight scenes from Faust by Goethe (1828 – 1829) was considered. It is a musical drama, with many peculiarities of musical language. It is a piece written in the original vocally symphonic genre of ‘dramatic legend’ – La Damnation de Faust (1845 – 1846). The features of the genre semantics of the legend of Faust were identified; application of methods of complex analysis in the study of the concept of faith in the music content of the following score sections is distinguished by novelty: Easter Hymn, Litany, Episode from the Epilogue - In Heaven (for a choir of seraphim before the throne of the Most High), and the Apotheosis of Marguerite. The historical pattern of the emergence of Berlioz’s artistic concept in the context of the development of art and literature of French Romanticism of 1800s – 1840s, and the connections between La Damnation de Faust with essential trends in the development of Romanticism, as well as the establish-ment of spirituality and the apologia for the Christian faith in the work of F.R. de Chateaubriand, are shown. The relevance of the ideas of Christianity in the operas and oratorios of French composers in the cultural space of France is demonstrated.
Азарова В.В. - О христианской вере в драматической легенде Г. Берлиоза «Осуждение Фауста»

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.13206

Аннотация: В статье впервые исследована проблема христианской веры как гуманитарной ценности в трагедийной литературно-музыкальной интерпретации Г. Берлиозом «Фауста» Гёте. Целью работы явилось обнаружение нового истолкования композитором неверия как зла, ведущего к осуждению и гибели человека – в свете новой романтической поэтики, нового мышления Берлиоза. Рассмотрены христианское содержание «Пасхальных песнопений» из светской кантаты для голосов, смешанного хора и симфонического оркестра «Восемь сцен из "Фауста" Гёте» (1828 – 1829); программа, музыкальная драматургия, особенности музыкального языка произведения, написанного в оригинальном вокально-симфоническом жанре «драматической легенды», – «Осуждение Фауста» (1845 – 1846). Выявлены особенности жанровой семантики легенды о Фаусте; новизной отличается применение методов комплексного анализа в исследовании концепта веры в музыкальном содержании следующих разделов партитуры: «Пасхальный гимн», Литания, эпизода из Эпилога «На небе» (хор серафимов перед престолом Всевышнего) и Апофеоз Маргариты. Показаны историческая закономерность возникновения художественной концепции Берлиоза в контексте развития искусства и литературы французского романтизма 1800 – 1840-х годов; связи «Осуждения Фауста» с основополагающими тенденциями развития романтизма – утверждением духовности и апологией христианской веры в творчестве Ф. Р. де Шатобриана. Обоснована актуальность идей христианства в операх и ораториях французских композиторов, в культурном пространстве Франции.
В.В. Азарова - О христианской вере в драматической легенде Г. Берлиоза «Осуждение Фауста» c. 317-342

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.65767

Аннотация: В статье впервые исследована проблема христианской веры как гуманитарной ценности в трагедийной литературно-музыкальной интерпретации Г. Берлиозом «Фауста» Гёте. Целью работы явилось обнаружение нового истолкования композитором неверия как зла, ведущего к осуждению и гибели человека – в свете новой романтической поэтики, нового мышления Берлиоза. Рассмотрены христианское содержание «Пасхальных песнопений» из светской кантаты для голосов, смешанного хора и симфонического оркестра «Восемь сцен из "Фауста" Гёте» (1828 – 1829); программа, музыкальная драматургия, особенности музыкального языка произведения, написанного в оригинальном вокально-симфоническом жанре «драматической легенды», – «Осуждение Фауста» (1845 – 1846). Выявлены особенности жанровой семантики легенды о Фаусте; новизной отличается применение методов комплексного анализа в исследовании концепта веры в музыкальном содержании следующих разделов партитуры: «Пасхальный гимн», Литания, эпизода из Эпилога «На небе» (хор серафимов перед престолом Всевышнего) и Апофеоз Маргариты. Показаны историческая закономерность возникновения художественной концепции Берлиоза в контексте развития искусства и литературы французского романтизма 1800 – 1840-х годов; связи «Осуждения Фауста» с основополагающими тенденциями развития романтизма – утверждением духовности и апологией христианской веры в творчестве Ф. Р. де Шатобриана. Обоснована актуальность идей христианства в операх и ораториях французских композиторов, в культурном пространстве Франции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.