PHILHARMONICA. International Music Journal - рубрика Герменевтика, семантика и содержание музыки
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Рубрика "Герменевтика, семантика и содержание музыки"
Герменевтика, семантика и содержание музыки
Саамишвили Н.Н. - "Эмили" Кайи Саариахо - моноопера-портрет c. 1-13

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.20952

Аннотация: «Эмили» — новейшая из трех опер известнейшего современного финского композитора Кайи Саариахо, ее премьера состоялась в 2010 году. Как и в двух других музыкально-театральных сочинениях композитора — операх «Любовь издалека» (2000) и «Мать Адриана» (2004–2005) в центре — женский образ. Героиня монодрамы «Эмили» — французский математик и физик, муза Вольтера Эмили дю Шатле. Задача настоящей статьи — продемонстрировать особенности драматургии и композиционно-технической стороны оперы. В работе использовались методы системного и исторического подходов, сравнительного и стилевого анализа, работа с литературными и музыкальными источниками. В «Эмили» проявились многие характерные качества стиля Саариахо, и в то же время в нем просматриваются новые черты, не свойственные более ранним операм композитора. Это, прежде всего, опора на некие повторяющиеся мелодические, ритмические, звуковые комбинации, комплексы, которые в той или иной степени соотносятся с образно-драматическими линиями либретто. Но, впервые прибегнув к жанру монооперы, композитор экспериментирует с новой для нее структурой и музыкальными средствами создает невероятно живой и богатый портрет личности, терзаемой внутренними конфликтами и противоречиями, подобных которому еще не было в ее оперных произведениях.
Дунаевская А.Е. - Феномен сакральности в "Литургической" симфонии Андрея Эшпая c. 1-14

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.2.40075

EDN: KOZWYB

Аннотация: В центре внимания данной статьи находится Шестая «Литургическая» симфония Андрея Яковлевича Эшпая – одного из ярких представителей отечественной и мировой музыкальной культуры современности. Сочинение рассматривается в ракурсе сакральности, в полной мере определяющем его художественно-конструктивные закономерности и драматургическую перспективу. Научная новизна работы обусловлена самим предметом исследования, впервые применяемом в отношении данного сочинения. Для изучения феномена сакральности потребовалось использование междисциплинарного подхода, включающего в себя методы системно-структурного, сравнительного, семиотического, герменевтического анализа. Пристальное внимание было уделено рассмотрению свойств музыкальной текстуры как основного показателя пространственно-временной организации музыкального материала. Аналитически значимыми оказались коннотативно-денотативные свойства музыкального синтаксиса. Не менее важной явилась и роль межтекстуальных взаимодействий, определяющих языковые механизмы текста и раскрывающих план его содержания. Было установлено, что феномен сакральности, отвечая эстетическим установкам мастера, реализуется комплексно – как сопряжение философско-мифологического и духовно-религиозного дискурсов, каждый из которых обладает собственной системой знаков. Функционирование знаковых систем на синтагматическом и парадигматическом уровнях текста приводят к языковым различиям инструментального и хорового разделов симфонии, обнаруживают явления смысловой многоплановости, полихронности, обеспечивающие сквозное становление и развитие литургической идеи. В результате таких взаимодействий формируется жанровое пространство симфонии, представляющее собой синтетический, универсальный, коммуникативный концепт.
Хохлова А.Л. - Когнитивный подход как перспективный базис современных научных разработок в сфере музыкального искусства c. 7-20

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.4.25119

Аннотация: Объектом исследования является теория интерпретации в музыкальном искусстве. Предметом исследования – когнитивная модель интерпретации в музыкальном искусстве. Особое внимание уделяется изучению вопросов интерпретации музыкального текста с позиций когнитивных научных установок, что означает познание законов и путей эволюции музыкальной культуры, осмысление функций, структуры, содержания и языка музыкального искусства, анализ механизмов музыкального мышления. Расширение возможностей познания музыкального искусства сопровождается процессом углубления знаний о природе самого музыкального познания. Методологической основой работы является когнитивный подход, позволяющий рассматривать интерпретацию в музыкальном искусстве как явление, связанное с процессами музыкального мышления, сознания, памяти, с познавательной деятельностью в целом. Новизна исследования заключается в следующем: автором разработана и предложена методика когнитивного анализа музыкального текста, позволяющего охватить исследуемое явление как художественное целое в широких взаимосвязях с познающим субъектом, его интеллектом, опытом, уровнем ментальной активности и с окружающим миром. Основные выводы проведенного исследования: когнитивная модель интерпретации в музыкальном искусстве является методологическим инструментом, в фокусе которого проявляются грани познавательного процесса субъекта музыкального восприятия, связанные с усвоением специальных знаний, со способами их ментальной организации, с формированием художественных идей и их воплощением в акустической, вербальной и невербальной формах. Методологические основания когнитивного подхода позволяют расставить новые акценты, указывающие на значительные перспективы в понимании смысловой структуры интерпретации в музыкальном искусстве в ее многообразных связях с познающим субъектом, его интеллектом, опытом, уровнем ментальной активности.
Домбраускене Г.Н. - О «немецком» в «Немецком реквиеме» И. Брамса: к вопросу об идеологических и музыкальных скрепах национальной немецкой культуры c. 8-18

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.2.29143

Аннотация: Объектом исследования стал «Немецкий реквием» И. Брамса, который являет собой уникальный метатекст, концентрирующий разнообразные смысловые структуры, как текстологические, так и музыкальные. Они выступают в качестве культурных кодов, которые заключают в себе широкий культурно-исторический контекст: он был сформирован системой паттернов национальной немецкой культуры ― религией протестантизма, философией, историей, литературой и др. Предметом исследования стала группа внутренних смыслообразующих стимулов, лежащих в основе «Немецкого реквиема» И. Брамса. Автором был выбран, в качестве основного, контекстный подход, раскрывающий культурно-исторические условия, в которых работали немецкие композиторы-романтики; текстологический и музыкальный анализ «Немецкого реквиема» дал возможность раскрыть внутренний процесс бифуркации жанра между традиционным католическим каноном и индивидуальным проектом И. Брамса в духе либерального немецкого протестантизма. Исследование «Немецкого реквиема» позволило охарактеризовать его как жанровый симулякр, сохраняющий только внешние черты сходства с традиционной заупокойной мессой. Внутреннее строение произведения уникально, оно определено логикой композиторского решения, на которое повлияли как личностные, так и национальные смыслообразующие стимулы. В целом ― опора на учение М. Лютера, признаваемого большинством немцев национальным героем; культурное наследие, пронизанное мелодикой протестантских хоралов; творчество выдающихся композиторов барокко во главе с И. С. Бахом, все это сформировало особую систему ценностных ориентаций, смысловые константы которой в XIX в. нашли претворение в трудах многих немецких мыслителей, в том числе и композиторов-романтиков. В этой же тесной взаимосвязи с национальной немецкой музыкальной культурой реализовался романтический индивидуализм Брамса.
Собакина О.В. - Интерпретация мифа в творчестве Кароля Шимановского: от модерна к неофольклору c. 9-16

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.1.18288

Аннотация: Польское искусство начала ХХ века отличается преодолением жанровых ограничений, обогащением технических приемов благодаря синтезу выразительных средств литературы, живописи и музыки. Благодаря переосмыслению сюжетов античности в контексте модерна и символизма появились их новые интерпретации, другой частью этого процесса стал интерес к древним пластам национального фольклора. Написанные Каролем Шимановским в 1910–1920-х годах произведения продемонстрировали интенсивные поиски новых технических средств, характерные качества музыкального символизма, модерна, выразив в итоге представление композитора о национальном польском стиле. В работе использовались принципы стилевого и исторического подходов, стилистического и семантического анализа. При интерпретации музыкальных текстов использовались принципы герменевтики. Переосмысливая античную или средневековую мифологию, польские художники тяготели к постижению извечных проблем мироздания и одновременно обращались к национальным темам. Балет "Харнаси" и кантата Stabat Mater Шимановского выразили не только художественные тенденции своего времени, но и убедительно воплотили национальное самосознание, проявленное в форме обрядов и легенд.
Домбраускене Г.Н. - Музыкальное воплощение иконографического сценария храмового пространства в цикле «Три хорала для большого органа» Сезара Франка c. 11-30

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.4.30635

Аннотация: Исследование статьи направленно на выявление смыслообразующих стимулов одного из загадочных произведений Сезара Франка "Три хорала для большого органа". Основная проблема в интерпретации цикла связана с отсутствием опоры на подлинные мелодии старинных церковных песнопений. Традиционно их присутствие в музыкальных сочинениях образует смысловое ядро благодаря коннотации хорального вербального текста. В статье обращается внимание на новаторский подход Сезара Франка в создании "Хоралов" в духе хоральных фантазий, принципы его композиторского мышления и выявление внутренней смысловой структуры сочинения. С целью раскрыть содержание музыки "Хоралов" С. Франка, был избран комплексный подход, учитывающий культурно-исторический контекст, влияние научных концепций в области иконографии и иконологии, распространенных во Франции с 30-х гг. XIX века, особенности творческого мышления С. Франка, имеющего признаки синестезийности. Музыкально-герменевтический и семиотический анализ позволил рассмотреть элементы музыкального языка, такие как музыкальная символика, музыкально-риторические фигуры, семантика тональностей и прочие как репрезентанты внутренней смысловой структуры. На основе проведенного исследования автор статьи выдвинул собственное предположение - хоралы С. Франка представляют собой основные доктринальные образы Христа в плане их пространственного расположения в помещении католической церкви согласно разработанному еще в средневековом богословии иконическому сценарию. Параллели с иконографическими и иконологическими принципами в построении музыкальных образов позволили смоделировать следующую смысловую структуру цикла: Хорал № 1 - «Рождество Христово», Хорал № 2 - «Страсти Христовы», Хорал № 3 - «Воскресение Христово». В плане храмового пространства эти образы соответствуют входу, центральной части, алтарю.
Рыбникова А.Ю., Тупицын Д.С. - Загадки музыкальной драматургии сочинения Е. Гохман «О чём поёт ветер» c. 18-31

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.5.33162

Аннотация: Объектом исследования стала вокально-инструментальная музыка известного саратовского композитора Елены Гохман (1935-2010) как одна из важнейших частей её творчества. Предметом исследования становится музыкальная драматургия лирических строф «О чём поёт ветер» (2009), рассмотренная в контексте вокально-инструментального творчества композитора ради выявления сюжетной линии, сути авторских поэтических и музыкально-инструментальных «ходов» и предпочтений, уяснения жанровой принадлежности сочинения. Авторы подробно рассматривают: причины обращения Е. Гохман к поэзии А. Блока, суть авторских предпочтений в отношении исполнительского состава, степень проявленности сюжетной линии лирических строф, жанровую принадлежность сочинения, тематические и интонационные связи с первым музыкальным лирическим циклом композитора на блоковские тексты начала 1970-х гг.      Вокально-инструментальная музыка Е. Гохман впервые рассматривается через специальный анализ одного из поздних сочинений композитора, лирические строфы "О чём поёт ветер", полная партитура которых также впервые вводится в научный оборот. Авторы обращаются к методам включенного наблюдения, герменевтических практик выявления подтекстов, компаративистике. Они позволяет выявить, к каким творческим итогам в области «малых» форм пришла Е. Гохман, насколько они прорисовывают динамику композиторского пути, соответствуют новейшим направлениям в музыке. Исследование показало, что из разновременных и выбранных из разных циклов стихов А. Блока композитор выстраивает единую, тонкую, едва уловимую сюжетную линию, которую прочерчивает при помощи особых музыкальных средств (удары колокола, звучание хора как лейттембр героини) и интонаций (лейтмотив девушки и её песни), пронизывающих сочинение. Партии музыкальных инструментов, особенно виолончели, позволяют композитору наполнить произведение новыми смыслами и дают ключ к интерпретации и его жанровому определению как сюиты.
Пономарева Е.В. - «”Снова, как прежде, один…” О приметах автоинтертекстуальности в позднем творчестве П. И. Чайковского» c. 19-26

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.4.32903

Аннотация: Статья посвящена проблеме текстовых заимствований из собственных сочинений, как способе авторского самопонимания и самоинтерпретирования, в стилеообразовании позднего периода творчества П. И. Чайковского (1890–1893-е гг.). Материалом исследования является последний вокальный цикл композитора – Шесть романсов на стихи Д. Ратгауза, ор.73 (1893). В орбиту обозначенной проблематики попадает так же ряд произведений, относящихся к последнему четырехлетию жизни композитора: опера «Пиковая дама», Шестая симфония, балет «Щелкунчик», опера «Иоланта». Особое внимание уделяется целостному стилевому обоснованию таких специфических приемов «автогерменевтики» как анаграммирование, автоцитирование, тональные реминисценции, композиционно-драматургические корреляции. Заявленную проблему автор рассматривает в интертекстуальной плоскости, аттестуя ее как «автоинтертекстуальность», в изучении которой опирается на методологию интертекста французской структуралистской школы (Ф. Соссюр, Ю. Кристева), а также отечественных исследователей феномена автоинтертекстуальности (В Топоров, Т. Фатеева). Дополнительным методологическим вектором становится мифопоэтическое обоснование анаграммирования (обнаружения авторской монограммы), для чего привлекается инструментарий ономатологических концепций мифа (А. Лосев, Ю. Лотман). В результате подобного интегративного (интертекстуально-мифопоэтического) подхода весьма «неожиданные» (на первый взгляд) проявления автоинтертекстуальности (присутствие в цикле монограммы «СНА», цитатного материала из разных сочинений, нетрадиционного тонального плана, «антифинальной» циклической композиции) получают целостное семантическое обоснование, каковым становится авторский миф «об обретении Имени». Таким образом, найденная методологическая стратегия может в дальнейшем применяться в изучении, как отдельных опусов, так и корпусных текстовых образований.
Черемных Г.А. - Концерт для скрипки с оркестром Ильи Хейфеца: к вопросу о еврейской национальной идентичности. c. 20-28

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35203

Аннотация: Статья посвящена инструментальному творчеству современного русско-израильского композитора Ильи Хейфеца. Его жизненный и творческий путь очевидно делится на два этапа: русский (до 1991 года) и израильский, в каждый из которых с особой остротой встает вопрос осмысления своих национальных корней в жизни и в творчестве. Одним из примеров обращения к этой проблеме в сочинениях Хейфеца советского периода становится Концерт для скрипки с оркестром. Соединение в этом произведении закономерностей построения академического жанра с интонационными и структурными особенностями еврейского фольклора рассматривается нами как стремление композитора осмыслить свою национальную идентичность.    Интонационный и тематический анализ Концерта в сопоставлении с высказываниями композитора, почерпнутыми из личной переписки, позволяет сделать вывод о наличии в произведении скрытой программы, раскрывающей тему истории еврейского народа и еврейского национального характера и отражающей особенности восприятия собственной национальной принадлежности субэтнической группой русских евреев. Поскольку основной чертой данного субэтнического сообщества является русский язык и специфически усвоенная через него русская культура, особое внимание в статье уделяется тому, как именно в сочинении, основанном на еврейских интонациях и жанрах проявили себя особенности русской композиторской школы.
Терещенко В.П. - Макро- и микрокосм в кантате С. И. Танеева «По прочтении псалма» c. 23-36

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.1.34936

Аннотация: В последнем произведении С.И. Танеева - кантате "По прочтении псалма" в наивысшей концентрации реализовалось многогранное мастерство композитора, его творческое credo, мысли и чувства, определявшие весь жизненный путь. В ряде исследований советского периода можно встретить весьма неоднозначные и в целом тенденциозные суждения о значении и содержании кантаты. Как правило, в них дезавуировался основной - религиозно-философский контекст произведения, лишь в работах последних десятилетий этому аспекту уделяется пристальное внимание. В данном исследовании предложен собственный вариант трактовки религиозно-философской концепции произведения, основанный на анализе работы композитора с литературным текстом и выявлении семантических взаимосвязей между поэтическим и музыкальным содержанием кантаты. Автор исследования приходит к выводу, что Танеев не ставит перед собой задачу буквального отражения литературного текста в музыке, а использует его, прежде всего, в качестве источника ярких образных ассоциаций, заданная последовательность которых позволяет ему выстроить определенную религиозно-философскую картину мира. Музыкальный номер кантаты можно разделить на две содержательные сферы: макрокосм – модель мироздания в ее религиозно-философском представлении (№№ 1-4), микрокосм – человек и путь его духовного становления в земном мире, приводящий к осознанию высших нравственных основ жизни, сформулированных в священном тексте (№№ 5-9).
Терещенко В.П. - «Прометей» С.И. Танеева и А.Н. Скрябина: стилевые параллели в интерпретации мифосимволического образа c. 23-33

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.3.40831

EDN: STMXMG

Аннотация: В качестве предмета исследования рассматриваются две хронологически близкие музыкальные интерпретации мифа об античном титане Прометее: симфоническая поэма А.Н. Скрябина и хор С.И. Танеева из цикла «Двенадцать хоров для смешанных голосов на стихи Я.П. Полонского». В статье рассматривается специфика трактовки Прометея, одного из центральных символов европейской культуры. Отмечается, что за свою долгую историю содержание мифа о Прометее интерпретировалось в широком диапазоне от бунтовщика, идущего на самопожертвование ради человечества, до вдохновенного художника-творца, открывшего людям блага культуры; от святого великомученика и пророка истинного Бога, до предводителя революционных народных масс. В результате анализа делается вывод, что в произведении Танеева центральным мотивом выступает призвание художника, идущего на самопожертвование против сил зла и невежества. У Скрябина Прометей трактован, как активная творческая энергия Вселенной, вступающая в борьбу с материей и преобразующая её. В анализе также выявляется ряд стилевых параллелей в наследии двух композиторов, таких как, философская концептуальность, монументальность замысла и его реализации, устремленность к преображению человека через искусство, рациональные основания творчества, ориентация на западноевропейские образцы искусства. В качестве противоположных стилистических черт отмечается принадлежность композиторов к разным полюсам охранительства и новаторства в искусстве, различающиеся подходы к использованию литературного слова. Подчёркивается влияние новаторских прозрений композиторов на пути развития музыкального искусства XX века.
Степанова А.С. - Принципы персонификации образов Уильяма Блейка в инструментальной музыке Дмитрия Смирнова (на примере опуса «Четыре этюда по Иову») c. 24-34

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.29105

Аннотация: Образы Блейка в ХХ столетии привлекали внимание не только поэтов и писателей, философов и художников, но и композиторов разных школ и направлений. Дмитрий Н. Смирнов является самым ярким представителем русской школы, чье творчество наполнено особой любовью к Блейку. Творчество Блейка вдохновило Смирнова на создание большого количества произведений. Основной объект данной статьи — инструментальный цикл Дмитрия Н. Смирнова «Четыре этюда по Иову», выражающий принципы персонификации образов блейковской лирики в музыке. Предпринят целостный и контекстный анализ указанного произведения с точки зрения выявления синтеза двух драматургий: живописной и музыкальной. С помощью инструментального театра композитор стремится углубить и расширить значимость своих сочинений, сблизить всех участников процесса: композитора — исполнителя — слушателя. Тем самым, Смирнов становится не просто композитором, но режиссером, который может создавать событийные линии, визуальный ряд и досказывать источники, лежащие в основе музыкальных произведений, в данном случае — живописные работы Блейка.
Девятайкина Н.И., Ляшова С.А. - «Партизанский реквием» Х. Соммерро: особенности взаимодействия литургических и авторских строф в контексте музыкальной драматургии целого c. 45-60

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.33160

Аннотация: Объектом исследования стала духовная музыка известного норвежского композитора Х. Соммерро (род. 1952), одна из ярких составляющих его многогранного творчества. Она впервые в отечественной литературе рассматривается через анализ одного из главных сочинений композитора, полная партитура которого также впервые вводится в научный оборот, вместе с изучением записей позволяя понять, как композитору удается органично связать литургические и светские компоненты, поэтический и музыкальный тексты, насколько они высвечивают новейшие направления в музыке. Предметом исследования становится музыкальная драматургия и средства художественной выразительности «Партизанского реквиема» Соммерро (2000) в исполнении сводного норвежского-российского хора ( Мурманск, 2019). Впервые в отечественной литературе рассмотрен партизанский реквием Соммерро. Исследование показало, что композитором выдержан образный строй исторически сформировавшейся модели жанра. За счет средств музыкальной выразительности, «цитирования», выдающего постмодернистские практики композитора, жанр узнается, обозначая одновременно актуальные «места памяти». При этом драматургически латинские и норвежские тексты «расставлены» в соответствии с внутренней связью, монологические включения чтеца часто звучат в сопровождении неполного состава оркестра, темброколорит которого, с одной стороны, тематически объединяет норвежские тексты с образно-музыкальной сферой произведения, с другой - углубляет восприятие идей, заложенных в них. Краткость стихотворных фраз усиливает значимость каждой, они ритмически сопряжены с литургическими текстами, что помогает создать единую лексическую и музыкальную ткань произведения через сложно-сочлененное взаимодействие хора, оркестра, солистов и актера- чтеца.
Тимошенко А.А. - Церковно-славянская буквопись и знаменный распев как синестетический феномен. c. 58-66

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.3.32529

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению синестезиса двух знаковых феноменов русской христианской культуры – знаменного пения и искусства буквописикаллиграфии. Цель исследования – выявить наиболее очевидные аспекты проявленности мультисенсорности в терминологии и графологии обоих явлений. Объектом изучения является семантический уровень знаменной терминологии, графологический план каллиграфии и семиотика пространства рукописного текста, объединяющий в певческих богослужебных книгах эти два искусства. Анализ семиографии знаменного пения базируется на убеждении взаимосвязи восприятия феномена знаменного пения и знамени в частности как комплекса разномодальных ощущений. Методологическую основу исследования составляют разработанные в современной науке методы когнитивного музыкознания, сравнительного искусствознания (И. В. Мациевский), музыкальной литургики, исследований по проблеме мультисенсорной природы восприятия искусства, лекции и мастер-классы по искусству каллиграфии П.П.Чобитько, а так же иеротопический подход в изучении явлений церковной культуры А.М.Лидова. Научная новизна заключается в подходе к рассмотрению двух явлений церковно-славянской культуры с точки зрения синестетических кодов христианской культуры. Результатом исследования стал вывод об отражении отображении в искусстве знаменного пения и церковно-славянской каллиграфии, семиотики храмового богослужебного пространства, построенного на основе особого визуально-пространственного кода христианской традиции, наличии пространственности как характерного качества рукописного текста богослужебной книги.
Мякотин Е.В. - Тембр как знаковая система. К проблеме структурного анализа музыкального тембра. c. 61-66

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.33331

Аннотация: В статье предпринята попытка выявить методологию структурного анализа музыкального тембра. Предметом исследования здесь выступает музыкальный тембр, а объектом – его знаковая система. Беря за основу семиотическую систему Ф. де Соссюра, автор выделяет в знаковой структуре музыкального тембра два алгоритма – произвольность и линейность. Рассматривая первый принцип, автор раскрывает антропологическую природу тембрового знака, формирующую тотальную вариативность тембрового знака и некоторые закономерности восприятия музыкального тембра. Второй принцип рассматривается через призму психоакустики, что позволяет выявить и определить структурный принцип линейности как первичный механизм восприятия музыки. Научная новизна работы заключается в первом опыте исследования музыкального тембра с позиции структурной организации. Впервые тембр рассматривается здесь как знаковая система, имеющая структурные принципы. Вследствие того, что музыковедение до сих пор не имеет адекватного понятийного аппарата для структурного анализа тембрового пространства, соссюрианская модель становится особенно ценной, прежде всего, тем, что она возникла как попытка выстроить такую языковую систему, которая учитывала бы соотношения и взаимоотношения языка и речи. В этом и заключается новизна и актуальность данной работы, которая предлагает определённый алгоритм структурного анализа музыкального тембра.
Петров В.О. - Сюита для двух фортепиано Дмитрия Шостаковича как музыкальный роман (к вопросу о проявлении эпоса в наследии композитора) c. 67-76

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.4.36165

Аннотация: В творчестве Шостаковича образная наполненность становится первостепенно важной константой любой концепции, в которой превалирует установка на глубину слушательского проникновения в противоречивое музыкальное целое. Естественно, что различные образные состояния заключены в определенные, главенствующие образные пласты: эпос, лирику, драму с присущими им разноплановыми эмоциональными оттенками и способами развертывания материала. Основным объектом при этом в статье является Сюита для двух фортепиано, созданная композитором в 1922 году и отражающая мысли композитора после ухода из жизни его отца. Именно с этим связан факт наличия в опусе образов и тем, связанных с эпосом, с эпической формой романа.   Сюита впервые в искусствоведении рассматривается как музыкальный роман: проводятся параллели между романом как жанром литературы и романом как возможной формой повествования и развития содержания музыкального произведения. В этом видится научная новизна представленной статьи. Доказано, что в связи с особой формой повествования Сюита отличается новыми для сферы фортепианного дуэта в целом признаками: многосоставностью формы целого, контрастностью драматургических «переломов», «пестротой» художественных и музыкальных образов а, следовательно, и виртуозностью исполнения. Все это, в свою очередь, предопределило и во многом новое для жанра распределение тематических построений.
Холопова В.Н. - The Three Sides of Musical Content

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.13226

Аннотация: The object of research in this article is musical content, examined in light of one of the new Russian theories of musical content and in light of analysis of the musical practice itself under the angle of this theory. The examined theory reveals the presence in music of three categories of content, named here as emotion, depiction and symbolism. The examined practice covers the main historical periods of the Early Modern and Contemporary Era – the Baroque, Classical, Romantic and 20th Century periods. The object of attention in them consists only of the so-called “serious” academic classical music – operas, symphonies, concertos, oratorios and chamber music – but not folk or popular songs. The methodology of research is connected with semiotics or, to be precise, with the triad of signs developed by Charles Peirce – the icon, index and symbol, – which are interpreted by the author of the article as emotion, depiction and symbol. The conclusions arrived at in the research are as follows: in each historical time period there exists a distinct, individual correlation of the three sides of musical content – in the Baroque period all three of them stand on an equally high level, in Classicism emotions prevail, whereas depiction and symbolism are of secondary importance, in Romanticism emotions reach an apogee, depiction is activated to a greater level in the second half of the 19th century, whereas symbolism is of minor importance, while in the 20th century symbolism takes a primary position, emotions are brought to their extreme stages, while depiction is of minor importance. The novelty of the research consists in laying out a sturdy semiotic foundation for the method of the “three sides (categories) of musical content” and in bringing out conclusions about the comparative correlation of the most important musical historical time periods according to their content.
V.N. Kholopova - The Three Sides of Musical Content c. 238-251

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.65761

Аннотация: The object of research in this article is musical content, examined in light of one of the new Russian theories of musical content and in light of analysis of the musical practice itself under the angle of this theory. The examined theory reveals the presence in music of three categories of content, named here as emotion, depiction and symbolism. The examined practice covers the main historical periods of the Early Modern and Contemporary Era – the Baroque, Classical, Romantic and 20th Century periods. The object of attention in them consists only of the so-called “serious” academic classical music – operas, symphonies, concertos, oratorios and chamber music – but not folk or popular songs. The methodology of research is connected with semiotics or, to be precise, with the triad of signs developed by Charles Peirce – the icon, index and symbol, – which are interpreted by the author of the article as emotion, depiction and symbol. The conclusions arrived at in the research are as follows: in each historical time period there exists a distinct, individual correlation of the three sides of musical content – in the Baroque period all three of them stand on an equally high level, in Classicism emotions prevail, whereas depiction and symbolism are of secondary importance, in Romanticism emotions reach an apogee, depiction is activated to a greater level in the second half of the 19th century, whereas symbolism is of minor importance, while in the 20th century symbolism takes a primary position, emotions are brought to their extreme stages, while depiction is of minor importance. The novelty of the research consists in laying out a sturdy semiotic foundation for the method of the “three sides (categories) of musical content” and in bringing out conclusions about the comparative correlation of the most important musical historical time periods according to their content.
Холопова В.Н. - Три стороны музыкального содержания

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.13227

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является музыкальное содержание, рассматриваемое в плане одной из новых российских теорий музыкального содержания и в плане анализа самой музыкальной практики под углом зрения данной теории. Разбираемая теория выявляет наличие в музыке трех сторон содержания, именуемых здесь как эмоциональность, изобразительность и символика. Разбираемая практика охватывает основные исторические периоды Нового и Новейшего времени – барокко, классику, романтизм и ХХ век. Объектом внимания в них является только так называемая «серьезная», или академическая музыка – оперы, симфонии, концерты, оратории, камерные произведения, - но не народные или эстрадные песни. Методология исследования связана с семиотикой, конкретно с триадой знаков Ч.Пирса – икон, индекс, символ, - которые и интерпретированы автором статьи как эмоция, изобразительность и символ. Выводами работы предстают: в каждой исторической эпохе существует свое, особое соотношение трех сторон музыкального содержания – в барокко все они одинаково высоки, в классике превалирует эмоция, а изобразительность и символика второстепенны, в романтизме эмоция достигает апогея, изобразительность активизируется со второй половины XIX в., символика второстепенна, в ХХ в. первостепенна символика, эмоции достигают крайностей, изобразительность второпланова. Новизна исследования состоит в подведении прочного семиотического основания под названный метод «трех сторон музыкального содержания» и в выводах о сравнительном соотношении важнейших музыкально-исторических эпох по их содержанию.
В.Н. Холопова - Три стороны музыкального содержания c. 261-271

DOI:
10.7256/2453-613X.2014.2.65763

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является музыкальное содержание, рассматриваемое в плане одной из новых российских теорий музыкального содержания и в плане анализа самой музыкальной практики под углом зрения данной теории. Разбираемая теория выявляет наличие в музыке трех сторон содержания, именуемых здесь как эмоциональность, изобразительность и символика. Разбираемая практика охватывает основные исторические периоды Нового и Новейшего времени – барокко, классику, романтизм и ХХ век. Объектом внимания в них является только так называемая «серьезная», или академическая музыка – оперы, симфонии, концерты, оратории, камерные произведения, - но не народные или эстрадные песни. Методология исследования связана с семиотикой, конкретно с триадой знаков Ч.Пирса – икон, индекс, символ, - которые и интерпретированы автором статьи как эмоция, изобразительность и символ. Выводами работы предстают: в каждой исторической эпохе существует свое, особое соотношение трех сторон музыкального содержания – в барокко все они одинаково высоки, в классике превалирует эмоция, а изобразительность и символика второстепенны, в романтизме эмоция достигает апогея, изобразительность активизируется со второй половины XIX в., символика второстепенна, в ХХ в. первостепенна символика, эмоции достигают крайностей, изобразительность второпланова. Новизна исследования состоит в подведении прочного семиотического основания под названный метод «трех сторон музыкального содержания» и в выводах о сравнительном соотношении важнейших музыкально-исторических эпох по их содержанию.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.