PHILHARMONICA. International Music Journal - рубрика Балет и музыка
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Рубрика "Балет и музыка"
Балет и музыка
Жирова В.В. - Эволюция форм источников по технике классического танца в методической литературе второй половины XV – первой половины XX веков c. 42-54

DOI:
10.7256/2453-613X.2024.1.69863

EDN: HJZCYP

Аннотация: Статья посвящена изучению эволюции форм литературных источников по технике классического танца второй половины XV – первой половины XX века, среди которых выделены учебные и методические пособия, танцевальные нотации, теоретические, исторические и критические труды и программы по классическому танцу. В работе проанализированы зарубежные и отечественные источники. Верхняя граница хронологических рамок исследования определена созданием первых теоретических трудов по хореографическому искусству. Нижняя временная граница обусловлена разработкой первых программ по классическому танцу, которые, до настоящего времени, не рассматривались как самостоятельный источник, позволяющий дать объективную оценку уровню исполнительского мастерства в его историческом развитии. Исследование направлено на выявление предпосылок для возникновения этой формы изложения и описания техники классического танца. Выдвинута гипотеза, что уже в самых ранних теоретических трудах прослеживалась программность хореографического мышления. При использовании исторического метода в статье произведен ретроспективный анализ литературных источников с целью выявления этой закономерности. Новизна исследования заключается в том, что показано значение программы по классическому танцу не только в эволюции системы профессионального балетного образования, но и в развитии теоретической мысли в хореографическом искусстве. Сделан вывод о наличии условной формы программы по классическому танцу в содержании проанализированных трудов, которые были рассмотрены в контексте истории их создания и авторства. Обнаружена закономерность, что методики многих выдающихся педагогов (П. Бошана, Ф. Тальони, О. Вестриса, Э. Чеккетти) были изложены их учениками, так как сами они не оставили после себя опубликованных теоретических трудов. Другие специалисты в области хореографического искусства (Р. Фейе, А. Бурнонвиль, Э. Телёр, А. Я. Цорн, В. И. Степанов), наоборот, объединяли в себе сразу несколько компетенций по написанию методики, теории, программ и нотаций.
Груцынова А.П. - Jules Massenet’s ballet “LA CIGALE”: a new perspective of an old fable

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.14015

Аннотация: The object of the research of the article is Jules Massenet’s ballet “La Cigale,” which is examined, on the one hand, as one of the composer’s works in the indicated genre (Massenet wrote three ballets) and, on the other hand, as an example of French ballet music of the turn of the 19th and 20th centuries. A certain amount of decline in the indicated period of Western European ballet as a phenomenon related to theater, that revealed itself primarily in the sphere of production and performance, paradoxically, did not affect its musical side, which is cindicated both by the multitude of the musical scores composed and the large number of composers writing them (Gabriel Pierné, Reynaldo Hahn, Edouard Lalo, Camille Saint-Saens, André Messager, Fules Massenet and others). Upon analyzing the ballet “La Cigale” the author of the article, in light of the multifaceted aspect of the issue, used a complex approach uniting the methods of historicity, literary criticism, analytical musicology and source studies. The conclusions of the work are formed by the revealed peculiarities of interpretation and rethinking of the plot used (Jean de La Fontaine’s fable “La Cigale et la Fourmi,” known in Russia as “The Dragonfly and the Ant”), the description of the inner structure of the ballet’s music (a through development with several relatively completed dancing episodes appearing during the process), the indication of the details of the musical solution (usage of the leitmotif and recurring musical fragments, musical quotations, as well as the sound of the chorus brought into the ballet’s finale). The novelty of the work consists in the comprehensive analysis of a ballet by Massenet carried out for the first time and incorporating it into the number of the few researched ballet scores by the French composers of the turn of the 19th and 20th centuries.
A.P. Grutsynova - Jules Massenet’s ballet “LA CIGALE”: a new perspective of an old fable c. 64-81

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.66500

Аннотация: The object of the research of the article is Jules Massenet’s ballet “La Cigale,” which is examined, on the one hand, as one of the composer’s works in the indicated genre (Massenet wrote three ballets) and, on the other hand, as an example of French ballet music of the turn of the 19th and 20th centuries. A certain amount of decline in the indicated period of Western European ballet as a phenomenon related to theater, that revealed itself primarily in the sphere of production and performance, paradoxically, did not affect its musical side, which is cindicated both by the multitude of the musical scores composed and the large number of composers writing them (Gabriel Pierné, Reynaldo Hahn, Edouard Lalo, Camille Saint-Saens, André Messager, Fules Massenet and others). Upon analyzing the ballet “La Cigale” the author of the article, in light of the multifaceted aspect of the issue, used a complex approach uniting the methods of historicity, literary criticism, analytical musicology and source studies. The conclusions of the work are formed by the revealed peculiarities of interpretation and rethinking of the plot used (Jean de La Fontaine’s fable “La Cigale et la Fourmi,” known in Russia as “The Dragonfly and the Ant”), the description of the inner structure of the ballet’s music (a through development with several relatively completed dancing episodes appearing during the process), the indication of the details of the musical solution (usage of the leitmotif and recurring musical fragments, musical quotations, as well as the sound of the chorus brought into the ballet’s finale). The novelty of the work consists in the comprehensive analysis of a ballet by Massenet carried out for the first time and incorporating it into the number of the few researched ballet scores by the French composers of the turn of the 19th and 20th centuries.
Груцынова А.П. - Балет Ж. Массне «Цикада»: новый взгляд на старую басню

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.13229

Аннотация: Предметом исследования статьи стал балет Ж. Массне «Цикада», рассматриваемый, с одной стороны, как одно из сочинений этого композитора в указанном жанре (Массне принадлежат три балета), а, с другой, как пример французской балетной партитуры рубежа XIX–XX веков. Некоторое угасание в указанный период западноевропейского балета как явления театра, проявившееся, в первую очередь, в области постановки и исполнения, парадоксальным образом не коснулось его музыкальной стороны, что доказывается как многочисленностью создаваемых партитур, так и количеством композиторов, их создававших (Г. Пьерне, Р. Ан, Э. Лало, К. Сен-Санс, А. Мессаже, Ж. Массне и пр.). При анализе балета «Цикада» автор статьи, в силу многосторонности проблемы, пользовался комплексным подходом, объединяющим методы историзма, литературоведения, аналитического музыковедения и источниковедения. Выводами работы становятся выявленные особенности трактовки и переосмысления использованного сюжета (басня Ж. де Лафонтена «Цикада», в нашей стране известная как «Стрекоза и Муравей»), описание внутренней структуры музыки балета (сквозное развитие с несколькими возникающими в процессе этого развития относительно завершенными танцевальными эпизодами), указание подробностей музыкального решения (использование лейтмотива и возвращающихся фрагментов, музыкальных цитат, введенного в финале балета звучания хора). Новизна работы состоит во впервые проведенном всестороннем анализе одного из балетов Массне и введении его в число немногочисленных изученных балетных партитур французских композиторов рубежа XIX–XX веков.
Груцынова А.П. - Балет Ж. Массне «Цикада»: новый взгляд на старую басню c. 82-98

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.1.66501

Аннотация: Предметом исследования статьи стал балет Ж. Массне «Цикада», рассматриваемый, с одной стороны, как одно из сочинений этого композитора в указанном жанре (Массне принадлежат три балета), а, с другой, как пример французской балетной партитуры рубежа XIX–XX веков. Некоторое угасание в указанный период западноевропейского балета как явления театра, проявившееся, в первую очередь, в области постановки и исполнения, парадоксальным образом не коснулось его музыкальной стороны, что доказывается как многочисленностью создаваемых партитур, так и количеством композиторов, их создававших (Г. Пьерне, Р. Ан, Э. Лало, К. Сен-Санс, А. Мессаже, Ж. Массне и пр.). При анализе балета «Цикада» автор статьи, в силу многосторонности проблемы, пользовался комплексным подходом, объединяющим методы историзма, литературоведения, аналитического музыковедения и источниковедения. Выводами работы становятся выявленные особенности трактовки и переосмысления использованного сюжета (басня Ж. де Лафонтена «Цикада», в нашей стране известная как «Стрекоза и Муравей»), описание внутренней структуры музыки балета (сквозное развитие с несколькими возникающими в процессе этого развития относительно завершенными танцевальными эпизодами), указание подробностей музыкального решения (использование лейтмотива и возвращающихся фрагментов, музыкальных цитат, введенного в финале балета звучания хора). Новизна работы состоит во впервые проведенном всестороннем анализе одного из балетов Массне и введении его в число немногочисленных изученных балетных партитур французских композиторов рубежа XIX–XX веков.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.