по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 05, 2022
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 24-11-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2022
Музыкальный театр
Козовчинская Е.А. - К проблеме понятия «топос» в музыкознании (на примере оперы А. Холминова «Анна Снегина») c. 1-9

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.5.38822

EDN: BBPASH

Аннотация: Целью статьи является рассмотрение оперы А. Н. Холминова «Анна Снегина», применив понятие «топос». В центре сюжета – образ поэта Есенина. Осмыслить исторические события через знаковый образ эпохи, стало для композитора прямым выражением авторских замыслов. Заимствованная из литературоведения категория «топоса» позволила раскрыть стилевые особенности оперного языка Холминова. Ракурс предлагаемого исследования внесёт дополнительный вклад в список работ по изучению отечественной оперы, что и определяет актуальность настоящей статьи. Подробное изучение понятия "топос" в гуманитарных науках открывает большие перспективы его применения по отношению к музыкальным произведениям.   Научная новизна связана с исследуемой проблематикой. Недостаточная исследованность этого вопроса побуждает тезисно обратится к термину в первичном значении и обуславливает актуальность его функционирования в музыкознании. Впервые анализируется опера А. Н. Холминова посредством такого понятия как «топос». В данной статье сделана попытка применить понятие «топос» для изучения комплекса музыкально-выразительных средств. В результате исследования автор приходит к выводу, что принципы, имеющие основополагающее значение при анализе текста в литературоведении, имеют место быть при изучении художественного мира оперы «Анна Снегина» А. Н. Холминова.
Философия музыки
Хрущева Н.А. - Canto ostinato Симеона Тен Хольта как манифест музыкального метамодерна c. 10-18

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.5.33593

EDN: JULWYV

Аннотация: Объектом исследования в статье становится культовая музыка Симеона тен Хольта Canto ostinato (1976-79), которая рассматривается с помощью оптики метамодернизма. Авторами концепции метамодернизма выступили голландцы Тимотеус Вермюлен и Робин ван ден Аккер, создавшие манифест метамодернизма (2010), еще один манифест был впоследтсвии создан британцем Люком Тернером (2011). Данная музыка, как и в целом концепция метамодернизма в музыке, представляет собой одну из концепций культуры-после-постмодернизма и провозглашает возвращение аффекта, смысловую осцилляцию как постоянное колебание между прямым высказыванием и иронией, новую актуализацию обесцененных постмодернизмом метанарративов, пришедшую на смену постмодернистской тотальной иронии постиронию. Новизна заявленного ракурса в том, что впервые в опусе Симеона тен Хольта "Canto ostinato" выявляются такие тенденции музыкального метамодернизма как новая простота, возвращение мелодии и тональности, актуализация песенности и танцевальности, мерцающий аффект меланхолии и эйфории, предназначенность для слушателя нового типа и черты «сентиментального минимализма». Несмотря на то, что эта музыка была создана задолго до Четвертой промышленной революции, ставшей причиной метамодерна, в ней можно усмотреть настолько явные черты метамодернизма, что хочется увидеть в этом опусе заглядывающий в будущее манифест музыкального метамодерна.
История музыки
Лобзакова Е.Э. - Знаменный распев как константа художественного мира Юрия Буцко: камерная музыка c. 19-26

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.5.38957

EDN: JVOLHS

Аннотация: Статья посвящена камерно-инструментальным произведениям одного из ярких представителей отечественной композиторской школы второй половины ХХ века Юрия Буцко, в которых многомерно и ярко воплощается его религиозно-музыкальная философия. В центре внимания – обнаружение авторского подхода к «переинтонированию» культового песнопения в ткани светского сочинения и его роли в процессах смысло- и текстообразования художественного целого. Создававшиеся композитором преимущественно в ранний период (1960 – 1970-е гг.) произведения в камерных жанрах рассматриваются как своеобразная творческая лаборатория, в которой формируются принципы диалоговой поэтики религиозного и светского начал, проявляющей себя как на концепционном уровне, так и на уровне текстуальных отношений. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что церковная монодия в произведениях Юрия Буцко проявляет себя как динамический конструкт, музыкальная лексика и семантическое поле которого, с одной стороны, поддаются переосмыслению в процессе создания на его основе новых художественных образцов, с другой – обладают трансформирующей силой, оказывающей значительное влияние на содержательное, композиционно-драматургическое, интонационно-тематическое устройство произведения. Как на концепционном уровне, реализуемом в процессе взаимодействий таких структур, как символическая инвариантная формула сюжета о Голгофе, внешняя программа, «сюжет» цитируемого распева, так и на уровне отношений текстуальных, в камерных опусах Юрия Буцко формируется многоуровневая оригинальная система сопряжения древнерусского распева и индивидуально-авторской поэтики, которая не имеет аналогов в отечественной музыкальной культуре.
Проблемы теоретического музыкознания
Петров В.О. - Микротональность в условиях жанра фортепианного дуэта c. 27-34

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.5.38993

EDN: JLQEFZ

Аннотация: В ХХ веке игра на двух фортепиано стала одной из ведущих форм совместного ансамблевого исполнительства – во всём мире появилось множество дуэтных составов, а создание произведений для такого состава – отдельной ветвью композиторского творчества. Авторы, представители разных художественных направлений и течений, проповедующих различные техники и манеры письма, обратили пристальное внимание на фортепианный дуэт. Особую ветвь развития жанра в указанное время представляют сочинения, в которых используется четвертитоновость как уникальный, оригинальный метод создания композиций, предполагающий особые искания в области музыкальной акустики и эстетики.   Именно они – опусы И. Вышнеградского, Ч. Айвза, М. Купера, С. Райха, В. Екимовского – впервые в музыкознании стали основным объектом контекстного анализа. Значение подобной музыки для расцвета фортепианного дуэта в ХХ века трудно переоценить: именно она привнесла в жанр совершенно неизвестный до этого акустический дисбаланс инструментов, диалог двух персонифицированных партий. Фортепианный дуэт ХХ века определяется не только его собственными художественными ценностями, выраженными конкретными дуэтными произведениями, но и весомым вкладом рассматриваемого жанра в общее развитие музыкального искусства – как композиторского творчества, так и исполнительской практики.
Музыкальный театр
Беляева Т.А. - Специфика представления образных сфер в моноопере «Смерть поэта» С. Слонимского c. 35-46

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.5.38965

EDN: JQELBO

Аннотация: Один из векторов активных поисков жанровых решений в отечественном музыкально-театральном искусстве последних десятилетий связан с жанром монооперы. Она характеризуется чрезвычайным разнообразием и участвует в активных процессах трансформации оперы, тягой к обновлению и приспособлению к социальным, культурным и духовным запросам общества. Концертная моноопера Сергея Слонимского «Смерть Поэта» для голоса и фортепиано, рассматриваемая в настоящей статье, – образец, во многом сохраняющий традиции монологических форм высказывания в оперном жанре. Опус Слонимского раскрывает актуальную для современных авторов тему Поэта, непризнанного пророка. Обращение к неоднозначному по жанровому и смысловому наполнению одноименному стихотворению М. Лермонтова, объединившим элегию и сатиру, определило специфику формообразования монооперы, ее стилистическую разноплановость, связанную с сопоставлением двух главных образных сфер монооперы – сферы Поэта (Пушкин, Лермонтов) и Общества (высший свет, Дантес). В моноопере полностью отсутствует сценическое действие и сюжетная линия, что сближает ее с жанром вокальной поэмы; полностью сохранена литературная основа, преобладает декламационный тип интонирования. Тема «архетипического» конфликта представлена композитором в рамках романтической эстетики: образу мятежного Героя с его лирическими порывами противопоставляется чуждый мир Антигероя. Наблюдение за монооперой С. Слонимского «Смерть поэта», позволяет сделать вывод о том, в ней во многом наследуются коренные свойства жанра, заключающиеся в фокусировании на переживаниях творческой личности, находящейся в конфликте с окружающими, однако предельно обостряет такие свойства новейшей монооперы, как монологическая исповедальность героя в критической жизненной ситуации, максимальная концентрация на образе главного героя.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.