по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 01, 2022
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 14-03-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2022
Проблемы теоретического музыкознания
Нифтиева У.Н. - Песенное творчества Сулеймана Алескерова c. 1-12

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.1.37307

Аннотация: Предметом исследования является изучение специфических стилевых особенностей песенного творчества выдающегося композитора Сулеймана Алескерова, сыгравшего исключительную роль в процветании и развитии музыкального искусства Азербайджана, исследование роли вокальной музыки в творчестве композитора, выявление основных особенностей его песен путем анализа. Объектом исследования является песенное творчество Сулеймана Алескерова. В этом контексте объектом исследования является изучение отношения композитора к источникам песенного творчества, к источникам народной музыки, выявление национальных особенностей музыкального языка его песен, его своеобразия. Его песенное творчество анализируется с точки зрения тематического и жанрового разнообразия, особое внимание уделяется изучению музыкальной формы, ритма, мугама, мелодического языка его песен. Основные результаты исследования заключаются в том, что с несмотря на то, что песни Алескерова отличаются музыкальной структурой, фактурными особенностями, в них ярко выражена определенность национального мугама, раскрывается содержание мелодии, интонационное ядро. Особые заслуги автора в изучении темы заключаются в том, что основная особенность, проявляющаяся в мелодиях песен, связана с появлением таких мугамов, как щур, сегах, шуштар, баят шираз, которые встречаются над гармонической структурой мажора или минора. Хотя в его лирических песнях проявляются качества, присущие народным песням, они различны по музыкальному языку. Так, здесь на первый план выходят особенности жанра романса, а не народной песни. Особенно это проявляется в широко развитой, плавной мелодике, которая по своему стилю связана с мугамом. Научная новизна исследования заключается в том, что было изучено песенное творчество Сулеймана Алескерова, раскрыт музыкальный язык его песен и стилевые особенности композитора. Были проанализированы песни композитора в различных жанрах, раскрыты тематика его творчества, жанровые особенности, творческое отношение к народной музыке и мугаму.
Лопушанская А.С. - К проблеме постановки вокального и инструментального дыхания в музыке c. 13-18

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.1.34156

Аннотация: Объектом исследования является собственно сам процесс дыхания в исполнительской практике. В качестве предмета исследования в данной статье выступают основные подходы к формированию исполнительского дыхания музыканта. Цель предпринятого исследования заключается в выявлении специфики постановки дыхания вокалистов и исполнителей на духовых инструментах, в частности – флейтистов. Это позволит создать необходимые рекомендации для повышения эффективности образовательного процесса исполнителей на духовых инструментах (в частности флейтистов). Методологию исследования составили комплексный и компаративный подходы к изучению поставленной проблемы. В качестве методов исследования поставленной проблемы выступили анализ, синтез, методы систематизации и обобщения. Новизна исследования заключается в выявлении общих тенденций в постановке дыхания вокалистам и инструменталистам. Основные положения работы могут быть использованы в педагогической практике, в процессе усовершенствования методики постановки исполнительского дыхания. Результаты предпринятого исследования выявляют необходимость постановки различных типов дыхания у вокалистов и исполнителей на флейте, выбор которых зависит от характера и содержания исполняемого репертуара. Выводы: как вокальное, так и инструментальное исполнительство требует осознанного подхода к использованию того или иного типа дыхания так, чтобы оно было максимально естественным и не приводило к мышечным зажимам. Также обучение работе с дыханием не должно ограничиваться исключительно аспектами правильного вдоха или выдоха - не менее важным является уместное использование дыхания в соответствии со стилем исполняемого произведения.
История и теория исполнительского искусства
Барабаш О.С. - Поэтическая историософия («Альпы») Ф.И. Тютчева в хоровых сочинениях a cappella c. 19-29

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.1.37538

Аннотация: Автором статьи сделана попытка новаторски взглянуть на проблему взаимодействия поэзии и музыки в синтетическом целом: хоровом сочинении а cappella. Объектом исследования становится историософская поэзия Ф.И. Тютчева: поэтический текст стихотворения "Альпы", воплощенный в хоровых сочинениях a cappella. Предмет исследования – особенности взаимодействия поэтического и музыкального текстов в создании образной системы хоров a cappella, созданных композиторами XIX - XXI века на историософское стихотворение Ф.Тютчева. Цель исследования – изучение путей анализа логоса и мелоса текстов, выявление специфики их взаимодействия в хоровых сочинениях a cappella на стихотворение "Альпы" Ф.Тютчева. В статье рассматривается в данном ключе вопрос интерпретации историософской поэзии Ф.И. Тютчева (на примере стихотворения «Альпы») в хоровых сочинениях, созданных композиторами разных школ: П.Г. Чесноковым, С.И. Танеевым, М.В. Ковалем.      Показан путь аналитической мысли: от проникновения в поэтический первоисточник, являющийся лишь на первый взгляд лирикой пейзажной, но представляющий отдельный пласт историософских стихотворений поэта; к характеру взаимодействия логоса и мелоса в хоровых сочинениях a cappella композиторов разных школ на уровне восприятия композитором образной материи, на уровне восприятия метрики и ритмики стиха, на уровне трансформации образной материи (тема, идея), на высшем уровне (медитативный помысел). Анализ взаимодействия музыкального и поэтического текстов позволяет дирижеру учесть особенности композиторского прочтения стихотворения при трактовке хоровых произведений. До настоящего времени подобный путь анализа хоровых сочинений не применялся
Музыкальная педагогика и психология
Сорокина Е.А. - Изучение творческих направлений искусства ХХ века на занятиях теоретического цикла дисциплин в музыкальных вузах и колледжах c. 30-40

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.1.37473

Аннотация: Музыка ХХ века отличается многомерностью концепций, разнообразием композиторских техник, сложным содержательным контекстом, что составляет трудность в освоении изучаемого материала на уроках теоретических дисциплин музыкальных учебных заведений. Цель статьи – обосновать специфику изучения музыкального искусства ХХ века в рамках дисциплин теоретического цикла современной многоуровневой системы музыкального образования. Основным методом исследования послужил комплексный, требующий междисциплинарного подхода (искусствоведение, музыковедение, культурология, педагогика, музыкальная педагогика). Научная новизна исследования состоит в выявлении оптимальных подходов в освоении одного из наиболее сложных для восприятия обучающихся периодов композиторского творчества. В результате предлагается тезисная формулировка категориально-понятийного аппарата изучаемых творческих течений, направлений и композиторских стилей с сопровождающим иллюстративным рядом, как аудиального, так и визуального плана. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе методические подходы в изучении музыкального искусства ХХ века будут востребованы в рамках теоретических дисциплин на разных ступенях музыкального образования. Материалы адресованы в первую очередь преподавателям высшего звена (бакалавриат, в рамках изучения дисциплин "История зарубежной музыки" и "Музыка ХХ века"), однако могут быть востребованы, в том числе фрагментарно, и в колледже, а при определённой адаптации и в старших классах музыкальных школ и школ искусств при изучении композиторского творчества ХХ века.
Музыкальная этнография и фольклор
Таникова Е.С. - Чувашские гусли в научном наследии В.А.Мошкова c. 41-47

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.1.37057

Аннотация: Предметом исследования стала инструментальная музыка чувашей и шире – инструментальной гусельной традиции Поволжья. Объектом исследования - работа о музыке народов Поволжья ученого-этнографа XIX века В.А.Мошкова "Мелодии Волго-Камья" (1894 г.), первое серьёзное исследование и музыкально-теоретическая монография по традиционной музыке народов Поволжья. Применяя метод исполнительской апробации, автор впервые дает инструментоведческие комментарии по материалам, исследует нотации и строй гуслей, в результате которого обнаруживается важная роль позиционного мышления музыканта, - аспекта, регулирующего ключевые параметры исполнительского процесса и играющего существенное значение в инструментальной музыке народов Поволжья.    Научная новизна статьи заключается в инструментоведческом анализе, впервые примененным к примечаниям В.А. Мошкова, не подвергавшимся ранее исполнительско-апробационному методу исследования и затрагивающем важнейшие элементы музыки - особенности настройки инструмента и нотации наигрышей. Исследование проблемы соответствия строя инструмента записанному наигрышу - один из самых острых вопросов исследователя при попытке воспроизведения нотаций, от этого зависит дальнейшее выстраивание всего исполнительского корпуса нотации – аппликатуры, агогики, фактурного сопровождения, штрихов и в конечном итоге структуры наигрыша. Исследовав материалы Мошкова, автор статьи обнаруживает идентичные элементы исполнительской культуры в традиции мари, территориально и исторически существующей по соседству с чувашским этносом, что подтверждает общее мнение исследователей о регионе Волго-Камья как полиэтническом пространстве «мозаичных» элементов культуры, уникальное сочетание которых составляет самобытность каждой традиции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.