по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 05, 2021
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 07-12-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2021
История и теория исполнительского искусства
Норбу Л.О., Холодова М.В. - Личность и творчество А. Паскулли в контексте западноевропейского музыкального искусства XIX века c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.5.36727

Аннотация: В фокусе внимания данного исследования — личность Антонино Паскулли, известнейшего итальянского гобоиста-виртуоза и композитора второй половины XIX — начала XX столетия, чьё имя долгое время незаслуженно находилось в забвении. В последние два-три десятилетия его наследие переживает в музыкальном мире второе «рождение». Сочинения Паскулли входят сегодня в концертный репертуар гобоистов всего мира. Несмотря на исполнительскую популярность, личность и творчество выдающегося итальянского мастера до сих пор находятся на периферии исследовательского внимания отечественных музыковедов. Вся ценная информация сосредоточена в немногочисленных зарубежных исследованиях. Исходя из этого, цель статьи — реконструировать творческий портрет Антонино Паскулли, вписанный в контекст времени. Впервые в отечественном музыкознании вводятся в научный обиход данные из зарубежных источников, раскрывающие особенности творческой биографии Паскулли. На основании анализа отобранного материала делаются выводы о необходимости пересмотреть значение деятельности и наследия Антонино Паскулли в контексте европейской музыкальной культуры XIX века. Предполагается, что ознакомление с неизвестными русскоязычной аудитории сведениями об итальянском музыканте позволит глубже проникнуть не только в специфику произведений Паскулли, но и по-новому осмыслить его место и роль в эволюции исполнительства на деревянных духовых инструментах.
История музыки
Серов Ю.Э. - Симфонии Б. Тищенко: в ногу со временем, наперекор безвременью. Часть 2 c. 11-22

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.5.36784

Аннотация: Предметом исследования является симфоническое творчество выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939–2010). Статья является продолжением краткого анализа всех семнадцати симфоний композитора, в ней рассматриваются сочинения 1980–2000-х годов: Французская и Пушкинская симфонии, Данте-симфонии, симфонии №№ 7, 8, 9. Автор работы подробно останавливается на таких аспектах темы, как новаторская роль Тищенко в деле обновления отечественного симфонизма второй половины прошлого столетия, взаимоотношение музыки и поэзии в его больших оркестровых произведениях, на серьезном влиянии литературных концепций на развитие его симфонизма. Особое внимание в исследовании уделяется вопросу наследования Б. Тищенко большой русской симфонической традиции. Основным выводом статьи становится мысль о том, что Б. Тищенко – один из немногих в своем поколении остался верен жанру большой, «чистой» симфонии, явился наследником симфонической линии своего гениального учителя Д. Шостаковича. Особым вкладом автора в исследование темы является подробное изучение всех, без исключения симфонических произведений Б. Тищенко. Подобное исследование впервые проводится в истории русской музыки. Новизна исследования заключается в том, что автор доказывает тесную связь симфонизма Тищенко с его временем, с противоречивыми культурными и социальными процессами, выпавшими на долю поколения композиторов-«шестидесятников».
История и теория исполнительского искусства
Чэнь Я. - Теоретико-методологические основания музыкального образования: структура и содержание c. 23-33

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.5.36819

Аннотация: В данной статье в качестве предмета исследования рассматриваются теоретико-методологические основания музыкального образования, представленные в виде классической 4-х уровневой структуры (разработанной в системном подходе Э. Г. Юдиным), состоящей из: 1) философского; 2) общенаучного; 3) специально-научного; 4) методического уровня. Исходя из тезиса о слабости связи теории и практики в музыкальном образовании, во второй части работы коротко раскрывается содержание первых трех уровней структуры теоретико-методологических оснований, наиболее, как представляется, оторванных от практики. Основное внимание уделяется двум аспектам: 1. целям и потенциалам рассматриваемого уровня; 2. проблемам, возникающим на каждом из уровней.   Основные выводы проведенного исследования состоят в следующем: 1) философский уровень теоретико-методологических оснований музыкального образования, будучи наиболее общим, а потому направляющим, необходим практике подготовки будущих музыкантов для формирования ценностной, духовно-нравственной и эстетической составляющей обучения; 2) общенаучный уровень позволяет систематизировать философские положения и концепции в ясные подходы и принципы, которые могут быть привнесены в педагогическую практику как модели целостного построения учебных процессов; 3) уровень специально-научных дисциплин, будучи наиболее разработанным в следствие близкого контакта с практическими вопросами и проблемами, раскрывается в аспектах содержания обучения (музыковедение), методики преподавания (педагогика) и предмета/инструмента изучения (исполнительское искусство).
Левашова Т.А. - Значение отечественных пианистов в становлении концертмейстерского искусства. c. 34-40

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.5.35666

Аннотация: Отечественная школа фортепианного исполнительства на протяжении нескольких столетий завоёвывала мировое признание. Имена С.В. Рахманинова, С.Т. Рихтера, К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера и других выдающихся пианистов золотыми буквами вписаны в историю мировой фортепианной музыки и педагогики. Вместе с тем, незаслуженно забытой остаётся такая сфера деятельности как концертмейстерство. В статье будет предпринята попытка оценки роли перечисленных пианистов в становлении концертмейстерского искусства. На основе анализа опыта сценической и педагогической работы пианистов будет выявлено значение их творческой деятельности для последующего развития отечественной концертмейстерской школы. Вклад отечественных пианистов в становление и развитие концертмейстерского искусства не подвергался критическому осмыслению и комплексному анализу. Однако история фортепианной музыки богата примерами того, что концертирующие пианисты часто выступали в качестве концертмейстеров. Их вклад в практику ансамблевого исполнитества повлиял на развитие концертмейстерского искусства. Творчество С.В. Рахманинова, С.Т. Рихтера, К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера оказало влияние на различные аспекты концертмейстерского исполнительства: расширение функций концертмейстера; значимость фигуры концертмейстера в интерпретации произведений;расширение педагогической функции концертмейстера в ансамбле;формирование методического наследия, разработанного на основе собственной концертмейстерской практики.
Музыка и цифровые технологии
Фатьянова Е.А. - Транскрипция для клавишного синтезатора на примере творчества Э. Артемьева, В. Мартынова, Ю. Богданова (пластинка «Метаморфозы») c. 41-55

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.5.36938

Аннотация: В статье анализируется опыт транскрипции сочинений Дж. Булла, К. Монтеверди, И.С. Баха, К. Дебюсси, С. Прокофьева для клавишного синтезатора Synthi 100, выполненной отечественными композиторами Э. Артемьевым, В. Мартыновым, Ю. Богдановым в 1980 году и изданной на пластинке «Метаморфозы». Также нами рассмотрен определённый данными авторами диапазон художественных задач и звуковых решений, варианты работы с фактурой оригинальных сочинений. В электронных интерпретациях, представленных в «Метаморфозах», демонстрируются не только примеры транскрибирования текста оригинала для исполнения на синтезаторе, но также иллюстрируются сформулированные К. Штокхаузеном четыре критерия электронной музыки: унифицированное временное структурирование (единое временное поле), расщепление звука, многоплановая пространственная композиция, равноправие тона и шума. Несмотря на то, что транскрипция произведений академической музыки для клавишного синтезатора была реализована отечественными композиторами несколько десятилетий назад, до настоящего времени этот опыт не был изучен. Возможно, это связано с тем, что анализ и описание электронной музыки с помощью традиционных средств, представляют сложность, поскольку исследуемый музыкальный материал не нотируется: все преобразования, которые выполнены интерпретатором, зафиксированы только в аудиозаписи. Усложняет изучение созданных транскрипций тот факт, что электронные инструменты регулярно видоизменяются, совершенствуются, расширяется их технический и, соответственно, художественный потенциал. В связи со сменой инструментария произошло изменение подхода к музыкальному творчеству. В статье проанализирована трансформация авторского текста, преобразование клавирной фактуры в электронную партитуру и роль аранжировщика как соавтора сочинения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.