по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 06, 2020
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 23-12-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2020
Философия музыки
Камеко Е.М. - Исполнительское искусство П. А. Серебрякова c. 1-8

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.34518

Аннотация: Предметом исследования является фортепианное искусство Павла Алексеевича Серебрякова – выдающегося ленинградского пианиста, педагога, деятеля искусства и руководителя. Объект исследования – вся разносторонняя деятельность названной фигуры. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как индивидуальный стиль исполнителя; его репертуарные предпочтения, концертная и музыкально-общественная деятельность. Особое внимание уделяется некоторым биографическим моментам, повлиявшим на исполнительскую судьбу великого артиста. Приводятся в пример рецензии различных музыкальных критиков, отзывы коллег и учеников; собственные исполнительские воззрения П. А. Серебрякова, взятые из автобиографических заметок и интервью с маэстро. На основе информации из личной беседы автора с внуком П. А. Серебрякова – П. В. Дмитриевым раскрываются методы индивидуальной работы пианиста над репертуаром и некоторые особенности его исполнительского мышления.   Новизна исследования заключается в том, что впервые используются редкие архивные материалы, связанные с исполнительской и музыкально–общественной деятельностью П. А. Серебрякова, не опубликованные до этого. В первую очередь это: 1.документы из семейного архива Серебряковых, предоставленные автору внуком П. А. Серебрякова - П. В. Дмитриевым; 2.материалы и рецензии и статьи из газет, хранящихся в ЦГАЛИ Санкт – Петербурга (фонд 214); 3.аудиозаписи из фонотечного фонда Петербургской консерватории; 4.материалы, взятые из бесед автора с учениками П. А. Серебрякова. Материал может быть полезен как в ознакомительно-просветительских целях для современного поколения музыкантов, так и для преподавателей специальных музыкальных дисциплин средних и высших профильных учреждений.
История музыки
Сейберт А.Ю. - Феномен livre-partition в наследии Ж. Кастнера c. 9-19

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.34651

Аннотация: В XIX веке после двухвекового забвения возрождается интерес к средневековому жанру danse macabre. Пляски смерти не только находят новое воплощение в живописи, литературе, музыке, но и привлекают внимание ученых. Предметом исследования в данной статье является один из таких научных трудов – «Les Danses des Morts» Ж. Кастнера, уникальность которого заключается в соединении теоретического исследования и практического воплощения его результатов в музыкальном произведении. Жанр трактата определяется учеными как livre-partition – книга-партитура. Автор приводит биографические сведения из жизни и творчества французского ученого, музыковеда и композитора, мало известного в отечественном музыкознании. Основываясь на собственном переводе оригинального текста, рассматривает структурно-содержательные компоненты трактата и выявляет его специфику. Ж.-Ж. Кастнер рассматривает жанр dance macabre в историческом, философском и эстетическом аспектах, прослеживает взаимовлияние литературных, изобразительных и музыкальных версий плясок. В трактате французского музыковеда подробно рассматривается инструментарий dance macabre (на основе коллекции гравюр из дерева готической Doten Dantz, напечатанной во второй половине XV века). выявлены отличия научных идей Ж.-Ж. Кастнера от танатологических взглядов его предшественников Г. Пейно и Э.-Г. Ланглуа. Новизна работы состоит во введении в научный обиход отечественного музыкознания новых персоналий и их исследований.
Философия музыки
Домбраускене Г.Н., Болотин Д.Н. - Философско-астрономический образ космоса в музыке Э. Артемьева к кинофильму А. Тарковского «Солярис»: опыт хронотопического, семиотического и компьютерного анализа c. 20-44

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.33661

Аннотация: В настоящей статье авторы попытались выявить внутреннюю взаимосвязь традиционной мифологемы космоса с представлениями о современной астрономической реальности в музыке Э. Артемьева к кинофильму А. Тарковского «Солярис». Еще в рамках античного мировоззрения мифологема космоса обрела характерные черты, образовав своего рода семиотический комплекс, который можно рассматривать как совокупность разного рода символов, связанных с первостихиями, первоформами и числом. Эта мифологема нашла свое претворение в различных видах искусств, в том числе и в музыке разных исторических эпох. Удивительно то, что в современной культуре, обладающей гораздо бóльшими познаниями о физическом (астрономическом) космосе продолжают функционировать античные идеи макро- и микрокосма, средневековые религиозные представления о Вечности, метафизические искания новой духовности, Богочеловечества приверженцев космизма и пр. Опираясь на концепцию «хронотопа» М.М. Бахтина, авторами статьи была разработана модель хронотопического анализа, представленного в виде таблицы (Г.Н. Домбраускене), которая позволяет рассмотреть фильм в рамках векторного пространства, где основные векторы – это два базовых направления измерения – хронометраж и хронотоп. Табличный формат наглядно демонстрирует смысловые моменты, связанные с космосом, возникающие на пересечении трех основных параметров кинофильма: вербальном, визуальном и музыкальном. Полный хронотопический, семиотический и компьютерный анализ со снятием сонограмм музыкальных примеров (Д.Н. Болотин), позволяет на каждом «космическом» участке фильма, выявить музыкальные и художественные средства выражения его философских и астрономических характеристик.
Герменевтика, семантика и содержание музыки
Девятайкина Н.И., Ляшова С.А. - «Партизанский реквием» Х. Соммерро: особенности взаимодействия литургических и авторских строф в контексте музыкальной драматургии целого c. 45-60

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.33160

Аннотация: Объектом исследования стала духовная музыка известного норвежского композитора Х. Соммерро (род. 1952), одна из ярких составляющих его многогранного творчества. Она впервые в отечественной литературе рассматривается через анализ одного из главных сочинений композитора, полная партитура которого также впервые вводится в научный оборот, вместе с изучением записей позволяя понять, как композитору удается органично связать литургические и светские компоненты, поэтический и музыкальный тексты, насколько они высвечивают новейшие направления в музыке. Предметом исследования становится музыкальная драматургия и средства художественной выразительности «Партизанского реквиема» Соммерро (2000) в исполнении сводного норвежского-российского хора ( Мурманск, 2019). Впервые в отечественной литературе рассмотрен партизанский реквием Соммерро. Исследование показало, что композитором выдержан образный строй исторически сформировавшейся модели жанра. За счет средств музыкальной выразительности, «цитирования», выдающего постмодернистские практики композитора, жанр узнается, обозначая одновременно актуальные «места памяти». При этом драматургически латинские и норвежские тексты «расставлены» в соответствии с внутренней связью, монологические включения чтеца часто звучат в сопровождении неполного состава оркестра, темброколорит которого, с одной стороны, тематически объединяет норвежские тексты с образно-музыкальной сферой произведения, с другой - углубляет восприятие идей, заложенных в них. Краткость стихотворных фраз усиливает значимость каждой, они ритмически сопряжены с литургическими текстами, что помогает создать единую лексическую и музыкальную ткань произведения через сложно-сочлененное взаимодействие хора, оркестра, солистов и актера- чтеца.
Мякотин Е.В. - Тембр как знаковая система. К проблеме структурного анализа музыкального тембра. c. 61-66

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.33331

Аннотация: В статье предпринята попытка выявить методологию структурного анализа музыкального тембра. Предметом исследования здесь выступает музыкальный тембр, а объектом – его знаковая система. Беря за основу семиотическую систему Ф. де Соссюра, автор выделяет в знаковой структуре музыкального тембра два алгоритма – произвольность и линейность. Рассматривая первый принцип, автор раскрывает антропологическую природу тембрового знака, формирующую тотальную вариативность тембрового знака и некоторые закономерности восприятия музыкального тембра. Второй принцип рассматривается через призму психоакустики, что позволяет выявить и определить структурный принцип линейности как первичный механизм восприятия музыки. Научная новизна работы заключается в первом опыте исследования музыкального тембра с позиции структурной организации. Впервые тембр рассматривается здесь как знаковая система, имеющая структурные принципы. Вследствие того, что музыковедение до сих пор не имеет адекватного понятийного аппарата для структурного анализа тембрового пространства, соссюрианская модель становится особенно ценной, прежде всего, тем, что она возникла как попытка выстроить такую языковую систему, которая учитывала бы соотношения и взаимоотношения языка и речи. В этом и заключается новизна и актуальность данной работы, которая предлагает определённый алгоритм структурного анализа музыкального тембра.
Музыкальный театр
Меловатская А.Е. - Реконструкция балета "Озорные частушки" хореографа Геннадия Малхасянца c. 67-74

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.34274

Аннотация: Предметом исследования являются 1960 – 1970-е годы – период расцвета советского балетного театра. На данном историческом этапе во многих театрах бывшего Союза работало целое поколение хореографов-новаторов, творчество которых основывалось на верности традициям и готовности представить собственное видение развития балетного театра. В статье исследуется ранний период творчества одного «шестидесятников» – хореографа Геннадия Гараевича Малхасянца (1937–2008). Автор статьи реконструирует один из его ранних спектаклей – балет «Озорные частушки», поставленный в 1974 году в Воронежском театре оперы и балета. Балет входил в состав Вечера одноактных балетов. Новизна исследования заключается в том, что впервые введены в научный оборот материалы личного домашнего архива хореографа Г. Малхасянца. Актуальность данного материала состоит в необходимости анализа творчества балетмейстеров-постановщиков, в потребности реконструкции спектаклей, уже сошедших со сцены и не имеющих видеозаписи. В 1970-е годы Г. Малхасянц на практике разрабатывал различные балетмейстерские приемы и режиссерские принципы композиции танца. На сегодняшний день творчество Геннадия Малхасянца практически не изучено. Благодаря знакомству с материалами и творческими поисками Г. Малхасянца появляется возможность проследить основные тенденции и, возможно, наметить новые пути развития современного хореографического искусства.
Музыкальная этнография и фольклор
Королькова И.В. - Экспедиционные и научные исследования календарного фольклора Новгородской области: результаты и перспективы c. 75-86

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.33571

Аннотация: В центре внимания исследования находится календарно-обрядовый фольклор Новгородской области как важная часть народно-песенных традиций региона. Музыкально-поэтические формы календаря рассматриваются в типологическом, жанровом и ареальном аспектах. В статье впервые систематизируются сведения о записях календарного фольклора, сделанных на территории Новгородской области разными собирателями в 1960–1990 гг. Наиболее важное место отводится представлению результатов экспедиционной деятельности Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Автор вводит в научный оборот ряд образцов календарного фольклора из архива консерватории (масленичные, подблюдные, пасхальные песни и выкрики). Специфика новгородских календарных традиций связана с особой ролью интонируемых выкриков, выполняющих функцию окликания обрядовых персонажей, а также святочных поминальных песнопений, сочетающих свойства народной и церковной мелодики. Некоторые из фольклорных форм, зафиксированных на Новгородчине, могут быть отнесены к разряду уникальных (северо-восточный масленичный напев, песня «Дударь», пасхальные окликания). С учетом особенностей жанрового состава календаря, типологии напевов, стилевых свойств оказывается возможным выделить на территории Новгородской области три историко-культурные зоны – северо-восточную, юго-западную и центральную. Полученные результаты могут быть использованы в ходе картографирования напевов календарного фольклора Северо-Запада России, а также применены в процессе дальнейшего ареального изучения народно-музыкальных традиций Новгородской области, в совокупности с другими фольклорными жанрами.
Музыка и цифровые технологии
Кибиткина Э.В., Фатьянова Е.А. - Моделирование транскрипции академической музыки с применением электронного звукового синтеза. c. 87-97

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.6.33591

Аннотация: В настоящее время компьютерные технологии интегрируются во все виды искусства. Появляются новые творческие направления, опирающиеся всецело на мультимедийный – прежде всего, аудиовизуальный – инструментарий. Актуальным становится вопрос о роли музыкального искусства в новой культурной парадигме. В данной статье исследуются возможности применения программных средств для преобразования нотного текста в фонограмму на примере академической музыки. Рассматривается возможная математическая модель музыкального произведения, позволяющая переработать сочинение и получить в результате как аутентичную, так и экспериментальную версии. Детально анализируется набор параметров, позволяющих сформировать виртуальное акустическое пространство, соответствующее художественному замыслу.   Авторами статьи продемонстрировано, что моделирование транскрипции академической музыки с применением электронного звукового синтеза может способствовать творческому переосмыслению нотного текста композиции. Выбор конкретных тембральных, исполнительских и пространственных параметров в процессе транскрибирования позволяет интерпретировать сочинение в соответствии с творческими задачами. Применение виртуальных инструментов также позволяет создавать цифровые фонограммы без привлечения музыкантов-исполнителей. В исследовании приведены различные варианты формирования виртуальной акустической среды на примере классического произведения для струнного квартета: от «традиционного» до «экспериментального», отличающиеся позиционированием звуковых источников, набором пространственных эффектов и параметрами их настройки.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.