Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №2 за 2020 г - Содержание, список статей. ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 02, 2020
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 14-04-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2020
История музыки
Старостина Т.А. - О структуре и драматургии Рождественского Праздничного Триптиха архимандрита Матфея (Мормыля) c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.2.32034

Аннотация: Статья посвящена структуре и драматургии Рождественского Праздничного Триптиха архимандрита Матфея (Мормыля). В работе отмечается богословское обоснование структуры Триптиха. Предметом исследования является звуковысотная организация и тембровая драматургия всей композиции, обоснованная богослужебной концепцией о. Матфея. По мнению автора, в I части Триптиха, господствуют модально окрашенная тональность в сочетании с высокой звучностью хора. II часть зиждется на классической функциональной тональности и мощном хоровом полнозвучии. III часть выдержана в стиле обиходного многоголосия. При анализе тональных структур используется функциональный метод. Автор учитывает концепцию «всеступенности» П. И. Чайковского, развитую А. Н. Мясоедовым. При рассмотрении многоголосия обиходного типа отмечается его типологическое родство с нормами композиции эпохи позднего Возрождения, изученными представителями научной школы Ю. Н. Холопова. Тембровый аспект Триптиха освещается в соответствии с концепцией Н. Г. Денисова, разработанной в рамках структурно-типологического метода. Привлекается также метод графического отображения многоголосия, введенный в фольклористическую научную практику Е. Э. Линёвой. Научная новизна статьи определяется несколькими факторами.Впервые рассматриваются: звуковысотная и тембровая стороны Рождественского Триптиха; к церковно-певческому материалу впервые применяется аналитическая методика Ю. Н. Холопова; музыкальная логика архимандрита Матфея представлена как явление, опосредованное его богословскими убеждениями. Автор приходит к выводу о том, что архимандрит Матфей создавал Рождественский Праздничный Триптих не только как приношение 2000-летию Рождества Христова, но как возможность произнести свое пастырское слово об этом ключевом событии в Священной истории.
Музыкальный театр
Брейтбург В.В. - Комические оперы У. Ш. Гилберта и А. Салливана: характеристика произведений и особенности исполнительского стиля c. 11-19

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.2.32318

Аннотация: Объектом данного исследования является отдельная ветвь музыкального театра – английская Савой-опера. Это преимущественно комические оперы У. Ш. Гилберта и А. Салливана. Являясь носителями черт балладной оперы, оперетты и мюзикла, они сочетают музыкальные и сценические приёмы, традиционные для данных видов представлений. Спектакли пользовались колоссальной популярностью как за рубежом, так и в России, где в период с 1877 по 1998 гг. было поставлено 177 представлений. Соответственно театр У. Ш. Гилберта и А. Салливана, суммируя достижения предшественников, одновременно вносил оригинальные черты и оказывал влияние на дальнейшее развитие музыкального театра: поднял оперетту на более высокий уровень, стал отправным пунктом для новых жанров. Специфические и очень строгие требования предъявлялись создателями представлений к артистам. Изучение особенностей исполнительского стиля оперетт Гилберта и Салливана становится главной целью настоящей работы. Специфические и очень строгие требования предъявлялись создателями представлений к артистам. Изучение особенностей исполнительского стиля оперетт Гилберта и Салливана становится главной целью настоящей работы. Научная ценность материалов статьи заключается в выделении оригинального ракурса исследования – исполнительского стиля Савой-оперы, обобщении разрозненной информации по данной проблеме, привлечении новых источников. Особое значение приобретают содержательные элементы сочинений, являющиеся основным стержнем театрально-музыкального образа. Именно драматургическая составляющая детерминирует вокальное воплощение, влияет на отношение к дикции и фразировке, пластическому рисунку роли. Материал статьи имеет методическую значимость для современных исполнителей, востребованных в спектаклях оперетты и эстрадного мюзикла.
Искусство джаза
Рыкунин В.В. - Научные взгляды на значение звукозаписи для историографии джаза c. 20-27

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.2.32468

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является источник формирования историографии джаза – звукозапись. Значение звукозаписи для эволюции джаза и его изучения трудно переоценить. Оно неизмеримо более велико, чем для какого бы то ни было другого вида музыкального искусства. Звукозапись – основной ресурс сохранения его наследия, имеющий огромную научную ценность. Это наиболее часто встречающееся мнение исследователей джаза. Однако, развитие джазоведения привело к появлению научных взглядов ставящих вопрос о переоценке роли звукозаписи. Методом данного исследования является анализ различных научных взглядов на данную проблематику позволяющий сформировать понимание специфики джазовой звукозаписи. Автор подробно рассматривает мнения таких исследователей, как Г. Шуллера, Дж. Расула, Э. Кларк, Т. Грейсик, М. Баттерфилд, А. Баташёв. Даже из этого перечисления видно, что в отечественном изучении джаза к этой проблеме обращался всего один исследователь. Новизна настоящего исследования заключается в обращении к малоизученной проблематике подобного рода. Исследование выявило наличие подчас противоречивых точек зрения в научном сообществе, дальнейшее изучение которых чрезвычайно важно для установления истины.
Философия музыки
Орлов В.В. - Музыкальные инновации в философии Аристотеля c. 28-35

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.2.32366

Аннотация: Данная статья посвящена изучению музыкальных инноваций в учении Аристотеля. Объектом настоящей статьи являются философско-эстетические воззрения Аристотеля. Предмет исследования - музыкальные инновации в философии Аристотеля. Цель данной статьи – выявление музыкальных инноваций в философии Аристотеля. Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи: изучить трактаты Аристотеля и определить его философско-эстетическое отношение к музыке, из которых следуют музыкальные инновации, появившиеся в его учении. В статье уделяется внимание теоретическим воззрениям Аристотеля на музыкальное искусство. Основные методы исследования – аналитический и герменевтический. В статье представлен анализ основных положений о музыке в трактатах Аристотеля и дана трактовка музыкальных инноваций, характерных для его эстетики. Основными выводами проведенного исследования являются наличие в философии и эстетике Аристотеля следующих музыкальных инноваций: музыкальная композиция – важнейшее украшение трагедии, один из ее компонентов; разделение музыки на практическую и теоретическую (музыкальное искусство и наука о музыке); появление системы «композитор – исполнитель», где композитор – автор музыки, а исполнитель – тот, кто ее исполняет или преподает; формирование целостной концепции музыкального произведения; музыка – мелодико-гармоническое отражением бытия и выражение духовно-нравственных свойств и качеств человеческой природы.
Музыкальная этнография и фольклор
Попова И.С. - Программы для сбора фольклора и их роль в исследовании народной музыки c. 36-48

DOI:
10.7256/2453-613X.2020.2.32489

Аннотация: Статья посвящена изучению программ (инструкций, наставлений, руководств, анкет, вопросников и других подобных им документов) для собирания сведений о народной музыке в контексте становления и развития отечественной этномузыкологии. Внимание автора сосредоточено на изучении источников в широкой временной перспективе, на раннем этапе науки — от первой трети XVIII до рубежа XIX–ХХ вв. Документы рассматриваются как своеобразные методические пособия, где сформулированы цели, задачи и основные принципы фиксации фольклора. Программы для сбора фольклора впервые исследуются в рамках историографического подхода с применением методов сравнительно-исторического и типологического анализа. Научная новизна работы состоит во введении в научный оборот новых документальных источников, в выявлении исторической динамики подходов к собиранию музыкального фольклора в отечественной традиции, в обобщении результатов применения научно-методических рекомендаций в практике полевой работы, в том числе в области этнонотирования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.