Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №2 за 2018 год - Содержание - список статей - ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 02, 2018
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 30-07-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2018
Философия музыки
Переверзева М.В. - Алеаторные формы и... традиционные принципы организации c. 1-17

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.25788

Аннотация: Предметом исследования являются алеаторные формы (включающие случайность в процесс изложения и развития музыкальной мысли), основанные, несмотря на индивидуальную авторскую разработку каждой из них, на традиционных принципах организации, таких как повторение, варьирование, изложение тематизма и его развитие, ядро и развертывание, сонатная форма и др. Объектом исследования становятся произведения композиторов ХХ века, основанные на алеаторном принципе и при этом наследующие традиции классико-романтических форм. Мобильные алеаторные формы, как правило, имеют четкую диспозицию материала (последовательность тем, секций, фрагментов или эпизодов), и несмотря на неопределенность некоторых его параметров, порядок изложения мысли в них существенно не меняется. Основой исследования послужил метод анализа современных музыкальных форм, разработанный "холоповской" школой музыкознания и включающий разбор текста произведения от материала и способов его разработки до принципов изложения и развития музыкальной мысли в целом. Основными выводами проведенного исследования могут служить следующие тезисы: подвижность алеаторной формы на уровне лишь текста, но не порядка его изложения, представляет ту меру мобильности, которая приемлема для композиции на основе традиционных принципов организации. Именно поэтому возможно сочетание таких несочетаемых категорий, как алеаторика и традиционные формы: композиторы ХХ века обращались к классическим формам, поскольку стабильность структуры произведений позволяла сохранить традиционные формы даже в условиях мобильного текста.
Музыкальная эстетика
Панаиотиди Э.Г. - О трудностях музыкального эраузализма c. 18-38

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.26252

Аннотация: В статье рассматривается один из наиболее влиятельных в аналитической философии музыки подходов к проблеме эмоциональной выразительности музыки – эраузализм, или эвокационизм, согласно которому конститутивным моментом музкального выражения эмоций является порождаемая музыкой аффективная реакция. Внимание сосредоточено на двух наиболее уязвимых моментах этого подхода: обоснование (1) связи между порождаемой музыкой каузальным способом слушательской реакцией и приписываемой музыке эмоцией и (2) идентичности возбуждаемой/выражаемой музыкой эмоции. Анализу подвергаются попытки разрешения этих вопросов, основывающиеся на постулировании интенциональных аффективных реакций, порождаемых музыкой (Мью, Гринспен, Мэделл), и альтернативная, базирующаяся на аналогии с восприятием цвета, последовательно отстаивающая каузальный принцип концепция Матраверса. Основным методом исследования является анализ понятий и аргументативных стратегий, реконструкция позиций отдельных авторов. В статье также использован сравнительный метод. Введен в научный оборот в русскоязычной литературе и подвергнут анализу корпус исследований в аналитической философии музыки последних двух десятилетий, разрабатывающих проблему эмоциональной выразительности музыки в русле эраузализма. Выявлен экспликативный потенциал альтернативных версий этого подхода с привлечением данных современных, преимущественно англоязычных, эмпирических исследований.
История музыки
Денисов А.В. - Партии травести в оперном искусстве XVII–XVIII вв. — парадоксы и курьезы c. 39-49

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.26544

Аннотация: В статье показаны факторы, определяющие использование травести — связанные с историко-культурными нормами эпохи, а также детерминированные конкретными художественными задачами автора. Второй случай представляют ситуации репрезентации определенных возрастных особенностей героя/героини, пародийно-гротескные а также инфернальные образы. Отмечается связь последних двух ситуаций с эстетикой карнавала. Данная проблематика затрагивается в области музыкознания впервые. В качестве примеров приводятся оперы С. Ланди, Д. Винчи, Ф. Кавалли, Г. Генделя, В. Моцарта, Л. Росси, Ж. Рамо. Методология работы построена на комплексном рассмотрении изучаемого феномена. В качестве вывода отмечено, что Он представляет неотъемлемое качество музыкального театра рассматриваемой эпохи, существующего по своим законам, парадоксальным и мотивированным собственной художественной логикой одновременно. Статья предназначена широкому кругу читателей – от профессионалов, изучающих оперное искусство прошлого и современности до читателей, интересующихся общими проблемами театрального и оперного искусства.
Проблемы теоретического музыкознания
Райс М. - Сонористика и электроакустическая музыка: структура и восприятие c. 50-58

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.26574

Аннотация: Предметом рассмотрения являются различия в тембровых характеристиках сонористики и электроакустической музыки – музыкальных складах, которые часто объединяют на основе присущей обоим красочности. В статье показано, что она не только различна по своей природе (в первом случае музыка исполняется традиционными музыкальными инструментами и/или голосами, во втором синтезируется либо состоит из преображённых натуральных звуков, записанных на электронный носитель), но и предполагает разный тип слушания. В сонористике, где музыка состоит из достаточно крупных структур, слушатель, при усвоении им музыкального языка произведения, может выстроить драматургию формы, как это делается по отношению к классической музыке. В электроакустической музыке, где музыкальные события сменяют друг друга очень быстро и обычно темброво отличаются друг от друга, слушатель должен воспринимать произведение как «поток сознания», не деля его на структуры, как он не делит звуки природы или окружающей среды. Разница между тембрами и вытекающими из этого типами восприятия музыки показана прежде всего с помощью анализа формального строения произведений различных складов Новизна подхода заключается в трактовке сонора как развивающегося темброво явления. Показывается, что тембр – это не единое статичное целое, что он приобретает свой конкретный вид в зависимости от вида произведения. Косвенно демонстрируется также общность восприятия музыки и звуков живой природы.
Современная композиция
Петров В.О. - Инструментальный театр. Второй концерт для тромбона с оркестром «Дон Кихот» Яна Сандстрёма c. 59-64

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.26971

Аннотация: Инструментальный театр — один из основных жанров музыкального творчества второй половины ХХ столетия. Он позволяет аккумулировать в одном произведении признаки разных видов искусства — музыки, театра, литературы, живописи и т.д. Благодаря синтезу искусств он пользуется невероятной популярностью у публики. В данной статье рассматривается один из ярких образцов жанра — Второй концерт для тромбона с оркестром («Дон Кихот») современного шведского композитора-авангардиста Яна Сандстрёма. Предпринята попытка комплексного анализа произведения, главным аспектом которого становится взаимодействие искусств, их синтез и нерасчлененность. Этот синтез проявляется в изменении статуса исполнителей на музыкальных инструментах — теперь они выполняют функцию актеров, что демонстрируется наличием их передвижений по сцене, костюмов, реквизита, проявления голосовых способностей. Ян Сандстрём создал уникальный образец инструментального театра, имеющего в своей основе сюжет и текст легендарного произведения Сервантеса.
Музыкальная этнография и фольклор
Иванова О.А. - Характеристика жанровой структуры хороводных песен дельты Волги c. 65-70

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.26728

Аннотация: В статье рассказывается о различных вариантах функционирования песенного фольклора и его отношение в связи с этим, к различным жанровым группам. Так, многие исследователи указывают на необходимость учета всех составляющих конкретного, рассматриваемого примера (в данном случае — песни). В статье рассматриваются подходы к изучению фольклора таких исследователей как В.Е. Гусев, И.И. Земцовский, Е.В. Гиппиус, З.В. Эвальд, З.Я. Можейко, Г.Я. Сысоева, Ю.Г. Круглов. Основное направление изучения песенного фольклора — комплексный анализ исследуемого материала, поскольку песня содержит в себе не только текст и мелодию, она может включать и другие элементы фольклора, такие как хореография, инструментарий и т.д.. Также обязательным элементом традиции является функциональное применение народного творчества, а именно существование звукового оформления в обряде или вне такового. Такие элементы выступают основополагающими при анализе песенного материала. Ведь рассматривать ритмическую формулу недопустимо без учета исполнительской интерпретации, интонационной и структурной специфики песни, и наоборот. Помимо этого, каждый образец народной музыки должен быть подтвержден многократным исполнением, как в репертуаре ансамбля исследуемой традиции, так и сольного исполнителя. Все это способствует формированию более точных выводов работы, на основании которых возможно выявление типовых формул, характеризующих песенную культуру локальной традиции. На основании рассмотренных подходов изучения песенных образцов народной музыки, в статье предлагается классификация хороводного жанра русских сел дельты Волги в зависимости от способов их реализации.
Искусство джаза
Шак Ф.М., Полищук А.Э. - Третье течение и прогрессив: к вопросу стилистических разграничений c. 71-76

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.26973

Аннотация: В статье рассматриваются музыкальные опусы, созданные в условиях синтеза джазовых и академических идиом. Авторы анализируют позиции отечественных и зарубежных исследователей, связанные с определением стилевых атрибутов двух неортодоксальных направлений современного музыкального искусства — третьего течения и прогрессива. Ряд исследователей стоит на позициях, согласно которым третье течение представляет самостоятельное художественное явление. Развитие его эстетических признаков связывается с появлением композиторов нового типа, чьи профессиональные навыки находятся во взаимосвязи как с идейными базисами академической музыки, так и с художественной палитрой джазовой музыки. В многочисленных исследованиях, посвящённых джазовой культуре, стилевые определения прогрессива и третьего течения пребывают в состоянии взаимной конкуренции. В зависимости от употребляемого исследователем контекста, явления могут ситуативно пересекаться, вытеснять или подменять друг друга. В дальнейшей разработке идей третьего течения, исходя из художественной практики, в интеграционный процесс были включены этнические элементы. Художественные особенности третьего течения и прогрессива осмысливались некоторыми исследователями сквозь призму более общих музыкальных вопросов, вследствие чего границы этих явлений постоянно смещались. В оппозиции к главенствующей парадигме стоят музыковеды, подвергающие жесткой критике саму идею смешения разноуровневых художественных пластов, нивелирующих глубинные различия синтезируемых музыкальных культур. В сложившейся ситуации возникает необходимость применения углублённого подхода к специфическим особенностям прогрессива и третьего течения, которые должны осмысляться в качестве самостоятельных явлений, успешно поддающихся разграничению.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.