Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №2 за 2016 год - Содержание - список статей - ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 02, 2016
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 23-08-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2016
Колонка главного редактора
Собакина О.В. - Колонка главного редактора c. 1-2

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.2.20123

Аннотация: Второй номер нашего журнала посвящен различным аспектам современной зарубежной музыки. Авторов наиболее интересовали проблемы эстетики и стилей, а также изучение специфики современных средств выразительности. Так, в статье доктора философских наук Е.И. Шапинской дается развернутый культурологический анализ картины средневекового немецкого художника Бернта Нотке «Пляска Смерти» и кантаты современного британского композитора Томаса Адеса в контекстах Средневековья и Постмодерна на основе дескриптивного метода, осуществлена попытка герменевтического анализа обоих культурных текстов. Однако особый акцент в нынешнем выпуске сделан на анализе творчества трех крупнейших бразильских композиторов – Эйтора Вила–Лобоса, Жозе де Алмейда Праду и Марлоса Нобри. Такое пристальное внимание к бразильской музыке объясняется тем, что в конце февраля 2016 года в Государственном институте искусствознания прошла международная конференция «Бразильская академическая музыка». Примечательным событием она стала благодаря тому, что музыка бразильских композиторов впервые стала предметом научного диалога в Москве: для большинства российских меломанов эта область современного творчества – пока экзотика. Конференция прошла на высоком уровне, гостей из Бразилии и специалистов по музыкальной культуре этой страны, а также слушателей из разных научных институтов приветствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Бразилии в Российской Федерации Антонио Жозе Валлим Геррейро, директор Института искусствознания, доктор искусствоведения Наталия Владимировна Сиповская, заместитель директора по научной работе, кандидат искусствоведения Елена Ивановна Струтинская и первый секретарь посольства, атташе по культуре Игорь Жермано. Инициатором проведения конференции стал Сектор теории музыки института, а выступления гостей из Бразилии и исполнение концертной программы были организованы при содействии Посольства Бразилии в Москве. Выбирая темы для докладов, организаторы стремились представить панораму бразильской музыки как можно более широко – тем более что специалистов, уделяющих внимание этой области современной музыки, совсем немного! Материалы некоторых докладов, подготовленных для конференции, представлены в основном корпусе статей номера. Конференцию открыл доклад «Вила–Лобос и европейская музыка» Валерии Николаевны Федотовой, кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника ГИИ. В свое время творчество Вила–Лобоса стало предметом кандидатской диссертации музыковеда, в своих публикациях она также представляла музыкальное искусство других стран Латинской Америки. Однако для своего доклада В.Н. Федотова заново изучила многие материалы французских архивов и отметила, что художественный синтез, который был осуществлен в произведениях Вила–Лобоса на высочайшем художественном уровне, позволил сочинениям композитора уже в 1920-е годы привлечь внимание широкой европейской публики и известных деятелей искусства. Особый интерес вызвал доклад о творчестве композитора Марлоса Нобре и «магическом реализме» Виталия Романовича Доценко, доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника Центра культурологических исследований Института Латинской Америки РАН, автора монографии «История музыки Латинской Америки XVI–XX веков» (2010). Марлос Нобре (р. 1939) – один из наиболее ярких представителей бразильской композиторской школы, в его творчестве нашли индивидуальное преломление основные направления музыки ХХ века – неофольклоризм, неоклассицизм, различные тенденции авангарда. Доклад Наталии Сергеевны Ренёвой, кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории и истории музыки Государственной классической академии им. Маймонида, был посвящен анализу Третьей сонаты для скрипки и фортепиано (1991) Жозе де Алмейда Праду (1943–2010). Музыка этого композитора вызвала интерес и у другого докладчика – доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника ГИИ Ольги Валерьевны Собакиной. Мы надеемся, что знакомство с предложенными в этом номере журнала научными материалами станет продолжением диалога российских и бразильских музыкантов и будет содействовать научному и культурному сотрудничеству, а также интересу исполнителей и слушателей к яркой и запоминающейся музыке современных бразильских композиторов.
История музыки
Федотова В.Н. - Творчество Эйтора Вила–Лобоса и европейская музыка c. 3-12

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.2.19845

Аннотация: Бразильский композитор Эйтор Вила–Лобос (1887–1956) стал одним из первых представителей Нового Света, чьи произведения привлекли внимание европейской художественной общественности. Диапазон творческих интересов композитора необычайно широк, разнообразен и круг образов его музыки. Вила–Лобос одним из первых исследовал бразильскую народную музыку, в начале ХХ века он посетил отдаленные уголки страны, где сохранились традиции индейцев и выходцев с африканского континента. В свете настоящей публикации нам было особенно интересно, как его творчество воспринималось и соотносилось с европейским культурным контекстом. В процессе подготовки статьи использовались методы культурно-исторического, стилевого и сравнительного анализа, работа с архивными материалами. Задачей публикации является представление творчества бразильского композитора в контексте европейского искусства. Среди многих произведений Вила–Лобоса цикл Бразильских Бахиан наиболее разнообразен по художественным образам и музыкальному материалу. Однако очевидно, что через высокие образцы европейского искусства композитор стремился вписать бразильскую музыку в корпус мировой культуры. В этом плане его Бахианы – один из примеров проявления неоклассицизма. Для Европы многое в интересе к творчеству Вила–Лобоса было обусловлено тем, что на рубеже веков возник пристальный интерес к забытым видам музыки Средневековья и Ренессанса, глубинной архаике, были ассимилированы пласты индейского и афро-бразильского фольклора.
Доценко В.Р. - Магический реализм и творчество Марлоса Нобри c. 13-19

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.2.19624

Аннотация: В творчестве латиноамериканских композиторов заметна устойчивая тенденция к созданию произведений, отражающих особенности мировосприятия жителей региона, в которых автохтонные элементы индейской и афроамериканской народной музыки находят преломление средствами новейших композиторских техник. Подобное явление в литературе получило наименование «магического реализма». Марлос Нобри (р. 1939) – один из наиболее ярких представителей бразильской композиторской школы, его музыка отличается эмоциональной насыщенностью, ясностью формы, свидетельствует о виртуозной композиторской технике. Магией «чудесной реальности» Латинской Америки проникнуты такие его произведения как «Укринкинмакринкин», «Яномани», «Каббала» и другие. В процессе изучения материала привлекалась методология стилевого и стилистического анализа. В вопросах жанровой типологии основное внимание уделялось методам сравнительного анализа, а также исторического исследования, предполагающих стадиальное рассмотрение отдельных явлений в рамках развивающихся художественных традиций. В произведениях Нобри наблюдается переплетение трех разностильных составляющих – авангардизма, как синонима новизны и эксперимента, неоклассицизма, как опоры на профессиональное искусство прошлого, и неофольклоризма, как олицетворения современной трактовки проблемы народности. Однако в качестве превалирующей характеристики необходимо выделить его бразильскую национальную принадлежность, проявляющуюся как в идейно-содержательном, так и в техническом аспектах его сочинений.
Проблемы теоретического музыкознания
Собакина О.В. - Фортепианное творчество Алмейда Праду в контексте музыкальной культуры Бразилии второй половины ХХ века c. 20-28

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.2.19664

Аннотация: В начале ХХ века фортепианная музыка была очень популярна в Бразилии, поэтому она заняла значительное место в творчестве Эйтора Вила–Лобоса и Камарго Гуарниери, а затем пользовалась вниманием композиторов последующего поколения. В творчестве Жозе де Алмейда Праду (1943–2010) обращают на себя внимание десять фортепианных сонат и крупные циклы, они написаны не только известным композитором, но и профессиональным пианистом, сумевшим передать как типичные для музыки 60–70-х годов идеи, так и виртуозную специфику инструмента. Задачей настоящей статьи является формирование представления о эволюции фортепианного стиля композитора. В процессе изучения творчества композитора использовались методы стилевого и стилистического анализа, традиционные музыковедческие аналитические процедуры. Фортепианное творчество Алмейда Праду рассматривается в российском музыкознании впервые. Подчеркивается его значительное место в современном фортепианном репертуаре, органичное претворение современных тенденций и доминирование постмодернистской эстетики. Многие стилистические приемы, а также интерес к национальным темам позволяют характеризовать Праду как последователя Вила–Лобоса. Вместе с тем, в его композиционных приемах первых десятилетий заметен интерес не только к творчеству Мессиана, но также Гуарниери, Лигети и Булеза.
Ренёва Н.С. - Третья соната для скрипки и фортепиано Жозе де Алмейда Праду в контексте камерно-инструментального творчества композитора c. 29-36

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.2.19711

Аннотация: Статья посвящена анализу Третьей сонаты для скрипки и фортепиано (1991) Жозе де Алмейда Праду – одной из ярчайших камерных композиций позднего периода творчества. На сегодняшний день специфика, характерные черты и логические истоки творчества Праду лишь отчасти получили истолкование и интерпретацию в отдельных работах бразильских музыковедов. Задачей автора стало изучение особенностей стилистики сонаты, а именно анализ ее музыкального языка и строения, в частности, специфического комплекса тональных и модальных гармонических средств, многозвучной аккордики сложной структуры, а также формы и методов тематического развития. В ходе анализа автором использовались традиционные музыковедческие процедуры, применяемые в области современной гармонии и анализа. На основе анализа автором делаются выводы о том, что принципы тематического развития в сонате используются как классические – это разного рода имитации, перестановки голосов, варьирование отдельных элементов музыкального материала, так и специфические, продиктованные индивидуальными особенностями материала. В звуковысотной организации сонаты большую роль играют модальные выразительные средства, в целом же, звуковое полотно сонаты опирается на двенадцатитоновую систему, образующуюся в результате наложений диатонических звукорядов, тональных альтерационных ладов, использования многозвучной аккордики и полиаккордики. Подобный анализ сочинения выполнен впервые.
Музыкальная эстетика
Шапинская Е.Н. - Архетипичный сюжет и его интерпретации: "Танец смерти" в живописи Бернта Нотке и музыке Томаса Адеса c. 37-44

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.2.19470

Аннотация: Предметом исследования является творческая интерпретация архетипического сюжета в различных историко-культурных контекстах. На примере работы средневекового живописца Бернта Нотке «Пляска смерти» и сочинения современного композитора Томаса Адеса «Тотентанц» автор показывает, что, несмотря на ограничения, накладываемые культурными кодами той или иной эпохи, творческая личность находит возможности как для самовыражения, так и для раскрытия новых смыслов архетипического сюжета. Автором рассмотрены особенности художественного творчества в различных историко-культурных контекстах и в различных формах творческой выразительности. При помощи текстуального анализа, дескриптивного метода, а также сопоставительного анализа автор проводит исследование предмета своей статьи на материале различных культурных форм. Материал статьи впервые вводится в российский академический дискурс. Особое внимание уделяется проблеме творчества в «посткультурную» эпоху, для которой характерно истощение творческого импульса и утверждение исчерпанности культуры. В статье показано, что творческое начало является антропологически универсальной категорией, которое находит возможности выразить новым художественным языком вечные экзистенциальные проблемы человека, в частности отношение к смерти. Делается вывод, что различные виды интерпретации архетипичного сюжета несут в себе творческое начало, являющееся выражением глубинной потребности человека.
Shapinskaia E.N. - Archetypal Plot and its Interpretations: “Dance Macabre" by painter Bernt Notke and “Totentaz” by composer Thomas Ades c. 45-52

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.2.19472

Abstract: The paper examines the problem of creative interpretation of an archetypal plot in different historical and cultural contexts. Basing on the work by a Mideaval painter Bernt Notke “Danse macabre” and on the work “Totentaz” by a modern composer Thomas Ades the author shows that, despite the limitations imposed by cultural codes of a period, creative personality finds possibilities both for self-expression and for disclosing new meanings of an archetypal plot. Special attention is paid to the problem of creativity in “post-cultural” epoch, which is characterized by diminishing of creative impulse and insistence of exhaustion of culture. It is shown in the paper that creativity is a universal anthropological category which finds possibilities to express by a new artistic language existential problems of mankind, including the attitude to death.With the help of textual analysis, descriptive and comparative methods the author conducts research of the subject on the basis of the material of different cultural forms. The material of the article is new to Russian academic discourse. Special attention is given to the problem of creativity in “post-cultural” epoch which is characterized by diminishing of creative impulse and declaration of exhaustion of culture. It has been shown that creativity is a universal anthropological category which finds possibilities to express eternal existential problems of people, in particular the attitude to death, in a new artistic language. The conclusion is made that different interpretations of an archetypal plot contain creative impulse expressing the deepest necessities of human beings.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.