Статья 'К вопросу о профессиональных стратегиях: концертмейстер в классе хорового дирижирования ' - журнал 'PHILHARMONICA. International Music Journal' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:

К вопросу о профессиональных стратегиях: концертмейстер в классе хорового дирижирования

Чепеленко Ксения Олеговна

доктор искусствоведения, кандидат социологических наук

профессор, кафедра Коммерция и инжиниринг бизнес-процессов, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.

410054, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Политехническая, 77

Chepelenko Kseniia

Professor at the Department of Commerce and Engineering of Business Processes of Saratov State Technical University

410054, Russia, Saratovskaya oblast', g. Saratov, ul. Politekhnicheskaya, 77

kseniya_ch@list.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Чепеленко Наталия Юрьевна

концертмейстер, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

410028, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Пр. Кирова, 1

Chepelenko Nataliia

Concertmaster at Saratov State Conservatoire

410028, Russia, Saratovskaya oblast', g. Saratov, ul. Pr. Kirova, 1

k.chepelenko@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2453-613X.2019.6.31029

Дата направления статьи в редакцию:

10-10-2019


Дата публикации:

30-12-2019


Аннотация: Проблемно-тематическим фокусом данной статьи является фигура концертмейстера – специалиста современного музыкального вуза, исследованная в аспекте коммуникативно-деятельностного анализа. Для характеристики профессиональной деятельности вузовского концертмейстера используется актуализируемое авторами понятие стратегия; вводится терминологическое словосочетание стратегии концертмейстера, на сегодняшний день недостаточно отрефлексированное в музыкально-педагогической науке. В статье обосновывается тезис, согласно которому комплекс профессиональных стратегий концертмейстера-хоровика обусловлен коммуникативностью – актуальным доминантным свойством современной учебно-образовательной практики. В статье применяется метод дескрипции. Представленный опыт научной дескрипции стратегической деятельности концертмейстера осуществлен на примере анализа работы концертмейстера класса по специальности дирижер академического хора. В работе устанавливается связь между категориями стратегия и компетентность, отвечающими за качественную сторону стратегического поведения, акцентируется внимание на процессуальном характере стратегической деятельности. Деятельность концертмейстера дирижерско-хорового класса раскрывается с точки зрения специфики, содержания и структуры обусловленных ею важнейших профессиональных стратегий.


Ключевые слова:

стратегии, профессиональные стратегии, образовательные стратегии, коммуникативные стратегии, ключевые компетенции, структура, алгоритм, дирижерский тезаурус, обучающие стратегии, коллегиальные стратегии

Abstract: The article focuses on the role of a concertmaster - a specialist of a modern music institute, which is studied in the context of communication and activity analysis. To characterise professional activities of an academic concertmaster, the authors use a notion of strategy; they introduce a terminological word combination “a concertmaster’s strategy”, which hasn’t been reflected fully enough in music education science. The article substantiates the thesis holding that a set of professional strategies of a concertmaster of a choral conducting class is determined by communicativeness - a pertinent dominant characteristics of the modern educational practice. The authors use the method of description. The scientific description of the strategic activities of a concertmaster is based on the analysis of the work of a concertmaster of a choral conducting class. The authors establish a connection between the categories “strategy” and “competence” responsible for quality-related side of strategic behaviour, and focus on the procedural character of strategic activities. The article reveals the work of a concertmaster of a choral conducting class in terms of the specificity, content and structure of the key professional strategies determined by it.   


Keywords:

strategies, professional strategies, educational strategies, communication strategies, key competencies, structure, algorithm, conducting thesaurus, teaching strategies, collegial strategies

В отечественной музыкально-педагогической науке интерес к фигуре вузовского концертмейстера и проблемам его профессионального труда приобретает особое значение для осмысления современного состояния российского образования. Обозначенная тематика в рамках искусствоведческой статьи разрабатывается на основе научной категории стратегия. Междисциплинарная методология исследования привлекает для научного обоснования выдвинутой концепции теоретические положения и терминологический аппарат педагогики, социологии и психологии.

Предмет статьи, в самом общем смысле, можно лаконично охарактеризовать так: «стратегия – это цель и средства ее достижения», Формула эта акцентирует двуединство рационального и эмпирического. На когнитивном уровне цель деятельности и пути ее достижения определяются посредством инструментальных средств: методик, техник, технологий, Эмпирический (поведенческий) уровень связан с практической реализацией избранной цели [4, с. 14].

Универсальный, общедисциплинарный, полисемантичный термин стратегия широкораспространен в научной и практической сферах многогранной деятельности человека. Стратегии, определяющие содержание профессиональной деятельности, известны как профессиональные стратегии. Формирование разнообразных подходов соответствует специфике многопрофильных стратегий: научных (математических, экономических, медицинских, социологических, философских и т.д.) культурных (литературных, художественных, живописных, образовательных и т.д.), управленческих, спортивных, военных, технических и пр.

Стратегическому направлению посвящены многочисленные научные изыскания современных ученых во всех областях научного знания. Особую актуальность имеют для нас искусствоведческие труды: «Смысл творчества в интерпретации художника ХХ века», «Поиски смысла творчества и новые стратегии художника в ХХ веке» О.А. Кривцуна [6,7], диссертационные исследования в области филологии А.В. Казачковой [5], С.А. Байковой [3], О.Ю. Ахманова [2], И.Ю. Погореловой [9], И.М. Сугян [12], предметом которых стали писательские стратегии современных авторов. В этом ряду выделяются несколько работ, посвященных творческим стратегиям современных композиторов [15], а также ряд статей автора, развивающих стратегическую проблематику «пространства искусства» [16 – 21].

Главным мотивом рефлексии авторов данной публикации является феномен музыкальных стратегий – стратегий специалиста, владеющего музыкальной специальностью пианист-концертмейстер. Словосочетание стратегии концертмейстера, не успевшее пока еще приобрести терминологический статус в музыкально-педагогической науке, раскрывается в ракурсе спецификации, связанной с работой концертмейстера в классе хорового дирижирования.

Поскольку профессиональная деятельность вузовского концертмейстера развертывается в образовательном пространстве и служит задаче воспроизводства профессиональных кадров, она может интерпретироваться в горизонте понятия музыкально-образовательные стратегии. Таким образом, понятие образовательные стратегии, характеризующее изначально деятельность обучаемого, приобретает здесь более широкое толкование.

Комплексное понятие образовательные стратегии вузовского концертмейстера включает в себя организационные, воспитательные, учебно-развивающие и художественно-исполнительские стратегии. В качестве базового основания выделяется исполнительские стратегии, стратегии ансамблевого музицирования.

Все формы стратегической деятельности характеризуют ее актора – в нашем случае, концертмейстера – с точки зрения развитости личных качеств, таких как эмпатия, эмоциональная чуткость, мобильность когнитивных реакций, толерантность, умение создать психологически комфортную атмосферу общения, выйти на невербальные контакты посредством музыкально-исполнительской деятельности и вербальные посредством корректно и лаконично сформулированных замечаний критического или оценочного характера, рекомендаций. Как очевидно, качественная сторона стратегического поведения концертмейстера по большей части осмысляется в категориях психологии и зависит она от арсенала личностных компетенций концертмейстера.

Стратегически выстроенная деятельность концертмейстера процессуальна, развернута во времени. Один из начальных ее этапов охватывает комплекс учебных стратегий – аудиторных, классных, камерных в своей основе, второй связан с концертными стратегиями публичного характера, предполагающими заранее подготовленное, отрепетированное выступление на сцене. И если учебная стратегия – долгосрочна по определению, то «отчетно-концертная» стратегия ограничена определенными временными рамками, краткосрочна. Первая, – условно говоря, – «будничная», повседневная, вторая – «праздничная» и, как правило, итогово-результирующая.

Взаимосвязанность описанных стратегий проявляется в том, что концертные стратегии, к примеру, невозможно сформировать, выстроить, реализовать, минуя комплекс учебных стратегий. Важно понимать также и то, что учебные стратегии поверяются практикой концертных стратегий, служат маркером освоения студентами программного материала, а, в конечном счете, – служат показателем степени профессиональной подготовленности студента, что может рассматриваться как качественная оценка стратегической деятельности концертмейстера.

Вузовский концертмейстер – специалист-универсал, без которого невозможно представить учебный процесс в хоровом классе, в классах оркестрового дирижирования, вокальной подготовки, инструментального исполнительства. Одно из наиболее сложных направлений музыкально-педагогической деятельности концертмейстера представляет работа с дирижерами-хоровиками. Тему эту развивают авторы методических и научных разработок: О.А. Абрамова [1], А.С. Осипова [8], Т.Д. Стрельцова [11], Г.Г. Тенюкова [13].

Современная система хорового образования обусловливает существующую спецификацию концертмейстерской деятельности, соответствующую двум номинациям: концертмейстер хорового класса и концертмейстер, работающий в классе по специальности дирижер академического хора. К этому следует добавить еще одну градацию внутри второй номинации: концертмейстер-«инструменталист», исполняющий оркеструю партию (или партию фортепиано) в хоровых произведениях с сопровождением и концертмейстер-«хоровик», компенсирующий отсутствие учебного, «тренировочного» хора и исполняющий «партию» хора.

Одной из наиболее трудно решаемых задач, стоящих перед концертмейстером, признается сегодня задача воспроизведения на рояле звучания хора. Звуко-тембровая имитационная стратегия, воспроизведение пианистом хоровых тембров, а также умение «слышать руку» студента-дирижера и «читать» дирижерские жесты – представляет ключевую компетенцию, характеризующая степень его профессионального мастерства.

Стратегии вузовского концертмейстера-хоровика – стратегии диалогического взаимодействия, диалогического сотрудничества партнеров-участников образовательного процесса, основываются на знании тезауруса дирижерских жестов: владении теоретической информацией, касающейся специфики метро-ритмической организации хоровой музыки (музыки, связанной со словом), знании особенностей построения вокального ансамбля, динамически выверенного согласования голосов и др. Эти компетенции актуализируются в пространстве интерпретации хорового произведения.

Некорректно, однако, описывать деятельностные стратегии концертмейстера как направленные исключительно на студента и классифицировать их только как обучающие стратегии. Некорректно умалять роль сотворческих стратегий обучающей стороны, союзнических отношений концертмейстера и педагога. Немаловажное значение для формирование коммуникативных концертмейстерско-педагогических стратегий имеет развитый научный интерес пианиста-концертмейстера к проблемам дирижирования, актуализируемым современными отечественными и зарубежными исследователями [22-24]. Развивая тему концертмейстерских стратегий, отметим роль концертмейстера – связующего звена между студентом и педагогом в трехстороннем контексте коммуникативных учебно-образовательных стратегий.

Алгоритм исполнительской стратегии концертмейстера на индивидуальных занятиях по специальности при этом до схематичности ясен: студент с помощью педагога-дирижера создает виртуальную версию интерпретации разучиваемого произведении, подбирая верную дирижерскую аппликатуру и выстраивая темповую драматургию. Концертмейстер считывает дирижерские жесты студента, на тот момент уже вполне их освоившего, и перекодирует визуальную информацию в аудиальную, озвучивая ее на рояле.

В работе над хоровым произведением с сопровождением необходимо совершенствование двухрояльного ансамбля пианистов. Действия участников данного типа стратегий образуют трехкомпонентную структуру. С одной стороны, – дуэт пианистов, с другой – ансамбль пианистов и студента дирижера, с третьей – согласование описанных стратегий с генеральной стратегической линией педагога, учебно-воспитательной и художественно-интерпретаторской одновременно.

Помимо исполнительских стратегий профессиональную компетенцию концертмейстера в его вузовской работе составляют просветительские стратегии, с которыми связаны такие направления его деятельности как формирование у обучаемых интонационно-стилевого подхода в процессе изучения музыкального произведения, развитие навыков продуктивного творческого общения, ансамблевых, коммуникативных и организаторских качеств, самостоятельности художественного мышления.

Нельзя не упомянуть еще об одной стороне вопроса, содержания которого косвенно мы уже касались. Профессиональные стратегии концертмейстера могут быть рассмотрены в рамках психофизиологии общения – одного из направлений современной психологии. В психологической литературе под стратегией общения принято понимать «общую схему действий участников коммуникативного процесса, общий план достижения цели» [10]. Эта дефиниция акцентирует внимание на тех смысловых координатах, вокруг которых строились наши предшествующие рассуждения.

Обобщая выше представленные рассуждения, можно констатировать – абрис стратегического портрета концертмейстера спецкласса хорового дирижирования складывается из совокупности ряда положений:

1. стратегии концертмейстера корректно классифицировать как профессиональные стратегии;

2. поскольку стратегии формируются в ситуации коммуникации – это стратегии коммуникативные;

3. стратегии носят межличностный характер, трехвекторно ориентированы: концертмейстер – студент, концертмейстер – концертмейстер («двухрояльные» стратегии), концертмейстер – педагог;

4. стратегии носят коллегиальный характер, к тому же это ансамблевые стратегии;

5. стратегии разворачиваются в пространстве профессионального образования и музыкального искусства – соответственно, это образовательные и музыкальные стратегии;

6. музыкальные стратегии опосредованы исполнением музыкальных произведений, а значит это исполнительские и, по большому счету, художественные стратегии;

7. исполнительские стратегии, по определению, – творческие, интерпретативные;

8. поскольку занятия в дирижерском классе носят индивидуальный характер, стратегии концертмейстера – индивидуальные, персональные, с каждым студентом имеющие свой стратегический курс.

В заключении подчеркнем следующее: именно в единстве исполнительской и образовательной стратегий концертмейстера раскрывается механизм решения художественных, образовательных, воспитательных и просветительских задач в целостном учебно-образовательном процессе вуза. При этом на первом плане находятся творческие аспекты, духовно-формирующие интенции, транслируемые посредством грамотно сформированной стратегической деятельности концертмейстера-профессионала.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования – стратегии профессиональной деятельности концертмейстера в классе хорового дирижирования музыкального вуза.

Методология исследования основана на теоретическом подходе с применением методов анализа, обобщения, сравнения, синтеза.

Актуальность исследования в целом не обоснована. Подчёркиваемая автором взаимосвязь между осмыслением современного состояния российского образования и интересом к фигуре вузовского концертмейстера, проблемам его профессионального труда (особенно на основе научной категории «стратегия») не очевидна.

Научная новизна связана с полученными авторами выводами о том, что стратегии концертмейстера являются профессиональными, коммуникативными, имеют межличностный, коллегиальный, ансамблевый характер, трёхвекторно ориентированы, разворачиваются в пространстве профессионального образования и музыкального искусства, опосредованы исполнением музыкальных произведений, художественные, творческие, интерпретативные. В единстве исполнительской и образовательной стратегий концертмейстера раскрывается механизм решения художественных, образовательных, воспитательных и просветительских задач в целостном образовательном процессе вуза. При этом на первом плане находятся творческие аспекты, духовно-формирующие интенции.

Стиль изложения научный. Статья написана русским литературным языком. Текст имеет в целом реферативно-описательный характер. При этом, по-видимому, автор в значительной степени ссылается на собственные работы, опубликованные ранее. Обсуждение результатов, их сопоставление с данными, полученными другими авторами (в том числе зарубежными) необходимо усилить.

Структура рукописи включает следующие разделы (в виде отдельных пунктов не выделены, не озаглавлены): Введение (фигура вузовского концертмейстера и проблема его профессионального труда в отечественной музыкально-педагогической науке, категория «стратегия», междисциплинарная методология исследования (педагогика, социология и психология), предмет исследования), Универсальный, общедисциплинарный, полисемантичный термин «стратегия» (стратегии, профессиональные стратегии, многопрофильные стратегии – научные, культурные, управленческие, спортивные, военные, технические и пр., стратегическое направление в научных изысканиях современных учёных, искусствоведческие труды, феномен музыкальных стратегий пианиста-концертмейстера, работа концертмейстера в классе хорового дирижирования, образовательные стратегии, музыкально-образовательные стратегии), Образовательные стратегии вузовского концертмейстера (организационные, воспитательные, учебно-развивающие и художественно-исполнительские стратегии, стратегии ансамблевого музицирования, развитость личных качеств концертмейстера как актора – эмпатия, эмоциональная чуткость, мобильность когнитивных реакций, толерантность, умение создать психологически комфортную атмосферу общения, выйти на невербальные и вербальные контакты, арсенал личностных компетенций концертмейстера, комплекс учебных (аудиторных, классных, камерных) и концертных стратегий (публичных), их взаимосвязанность), Вузовский концертмейстер (специалист-универсал в хоровом классе, в классах оркестрового дирижирования, вокальной подготовки, инструментального исполнительства, работа с дирижёрами-хоровиками, современная система хорового образования, концертмейстер хорового класса и концертмейстер, работающий в классе по специальности «дирижёр академического хора», концертмейстер-«инструменталист» и концертмейстер-«хоровик», задача воспроизведения на рояле звучания хора, звуко-тембровая имитационная стратегия, умение «слышать руку» студента-дирижёра и «читать» дирижёрские жесты, стратегии диалогического взаимодействия, научный интерес пианиста-концертмейстера к проблемам дирижирования, алгоритм исполнительской стратегии концертмейстера, совершенствование двухрояльного ансамбля пианистов, дуэт пианистов, ансамбль пианистов и студента дирижёра, согласование описанных стратегий с генеральной стратегической линией педагога, просветительские стратегии – формирование интонационно-стилевого подхода, развитие навыков продуктивного творческого общения, ансамблевых, коммуникативных и организаторских качеств, самостоятельности художественного мышления), Заключение (выводы), Библиография.

Содержание в целом соответствует названию. Вместе с тем внимание автора к категории «стратегия», обозначая данным термином всё разнообразие профессиональной деятельности концертмейстера, в целом не ясно. Зачастую речь идёт о методиках, способах и приёмах, которые также обозначаются как «стратегии», что не представляется целесообразным. При этом сущность стратегии не раскрывается. В педагогике известен аналогичный термин «технология», теперь изучаются некие стратегии. Следует уточнить, каким образом профессиональные стратегии концертмейстера являются одновременно и коллегиальными, и индивидуальными (по-видимому, речь идёт о разных формах обучения). Отнесение к целям просветительских стратегий формирования интонационно-стилевого подхода, развития навыков продуктивного творческого общения, ансамблевых, коммуникативных и организаторских качеств, самостоятельности художественного мышления не верно, поскольку просветительская деятельность (в отличие от образовательной) направлена на неопределённый круг лиц, а указанные результаты являются образовательными, обязательными. Формулировка заголовка представляется весьма общей и может быть скорректирована, например: «К вопросу о профессиональных стратегиях концертмейстера в классе хорового дирижирования». «Предмет статьи» лучше определить как предмет исследования.

Библиография включает 24 источника отечественных и зарубежных авторов – монографии, научные статьи, материалы научных мероприятий, диссертации. Библиографические описания некоторых источников нуждаются в корректировке в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например:
1. Абрамова О. А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе специального дирижирования на дирижерско-хоровом отделении // Державинские чтения. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность : материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. – С. 71–72.
4. Заборова Е. Н., Озерова М. В. Образовательные стратегии: подходы к определению понятия и традиции исследования // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2013. – № 3. – С. 105–111.
6. Кривцун О. А. Поиски смысла творчества и новые стратегии художника в ХХ веке // Человек. – 2002. – №2–3. – С. 27–49.
7.
10. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. О. Заварзина, Р. В. Козьяков, Н. Р. Коро и др. – М.-Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 546 с.
15. Чепеленко К. О. Автор в контексте пространства искусства: на примере творческих стратегий современных отечественных композиторов : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.09. – Саратов, 2017. – 379 с.
22. Crowther D. S. Key Choral Concepts: Teaching Techniques & Tools to Help Your Choir Sound Great (Techniques For Teaching & Conducting High School & Adult Choirs Book). – Место издания ??? : Наименование издательства ???, 2016. – 128 р.
23. Garnett L. Choral Conducting and the Construction of Meaning: Gesture, Voice, Identity. – Место издания ??? : Наименование издательства ???, 2017. – 242 p.
24. Labuta J. A. Basic Conducting Techniques. – Место издания ??? : Наименование издательства ???2017. – 298 p.
Возможно излишнее самоцитирование (Чепеленко К.О.).

Апелляция к оппонентам (Абрамова О. А., Ахманов О. Ю., Байкова С. А., Заборова Е. Н., Озерова М. В., Казачкова А. В., Кривцун О. А., Осипова А. С., Погорелова И. Ю., Заварзина О.О., Козьяков Р.В., Коро Н.Р., Орлова Е.А. Рышлякова Н. В., Стрельцова Т. Д., Сугян И. М., Тенюкова Г. Г., Фурсов К. С., Crowther D. S., Garnett L., Labuta J. A. и др.) имеет место.

Замечен ряд опечаток: «стратегия – это цель и средства ее достижения». Формула эта акцентирует двуединство рационального и эмпирического – «стратегия – это цель и средства ее достижения», Формула эта акцентирует двуединство рационального и эмпирического; методик, техник, технологий, Эмпирический (поведенческий) уровень связан с практической реализацией избранной цели – методик, техник, технологий. Эмпирический (поведенческий) уровень связан с практической реализацией избранной цели.

В целом рукопись соответствует основным требованиям, предъявляемым к научным статьям. Материал представляет интерес для читательской аудитории, однако нуждается в доработке, после который может быть рассмотрен на предмет публикации в журнале «PHILHARMONICA. International Music Journal».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.