Статья 'Сущность и тайна музыки' - журнал 'PHILHARMONICA. International Music Journal' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:

Сущность и тайна музыки

Розин Вадим Маркович

доктор философских наук

ведущий научный сотрудник, ФГБУН Институт философии Российской академии наук

119991, Россия, г. Москва, ул. Волхонка, 14, строение 5.

Rozin Vadim Markovich

Doctor of Philosophy

119991, Russia, g. Moscow, ul. Volkhonka, 14, stroenie 5.

rozinvm@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2453-613X.2014.2.13588

Дата направления статьи в редакцию:

10-12-2014


Дата публикации:

24-12-2014


Аннотация.

В статье излагается новая философская концепция музыки, при этом автор опирается также на свой опыт исследования в методологии, культурологии и гуманитарных науках. Формулируются проблемы, требующие разрешения: объяснение сильного воздействия музыки на человека и разного ее понимания, несводимость музыки к технике исполнения и звучанию, дилемма – музыка язык или символическая система. Вводится гипотеза, что музыка, с одной стороны, есть форма жизни как разрешение проблем личности, с другой – художественная реальность. Обсуждаются основные характеристики художественной реальности: текстовая природа, единство переживания ее событий и построения их, роль личности. Анализируются понятия «выразительные средства», «материал искусства», «художественная форма» и утверждается, что целое в музыке задают выразительные средства и личность художника. В последней части статьи автор обосновывает исходную гипотезу о природе музыки, сравнивает музыку с другими временными видами искусства, показывает, что классическая музыка формировалась как форма жизни, позволяющая новоевропейской личности реализовать три основные плана своего бытия. Вводится понятие музыкальной культуры в качестве еще одной важной характеристики музыки. В ходе разработки предложенной концепции музыки автор задействовал методологию гуманитарного познания, сравнительный анализ разных видов искусства, анализ кейсов, генетические соображения, метод проблематизации и конструирования идеальных объектов. В результате ему удалось построить новую философскую концепцию музыки, разрешить ряд проблем, поставленных относительно музыки, и, он надеется, отчасти приоткрыть тайну музыки. Важный аспект этой тайны заключается в том, что, слушая музыку, человек реализует свои экзистенциальные проблемы именно в форме музыкальной временности и работы, включающей чтение и художественное осмысление музыкальной материи-формы.

Ключевые слова: музыка, событие, проблема, личность, звук, звукокомплекс, слово, жизнь, осознание, реальность
Библиография
1.
Тамила Джани-Заде, Валида Келле Западноевропейская музыка. (http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/5cd4876e-1c43-b264-df29-2281f8333f9c/1012101A.htm)
2.
Стравинский И. Хроника моей жизни. М., 2005.
3.
Свободный танец – другое лицо аутентизма // Московское действо. 100-летию первого выступления Айседоры Дункан в Москве посвящается. 29 июня – 14 июля 2005 года. М., 2005.
4.
Прокофьев С.С.. Материалы. Документы. Воспоминания. М., 1961.
5.
Розин В.М. Феномен множественной личности. По материалам книги Даниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана». М., 2008, 2012.
6.
Розин В.М. Семиотические исследования. М., 2001.
7.
Розин В.М. Психическая реальность, способности и здоровье человека. М., 2000.
8.
Розин В.М. Психология: наука и практика. Учебное пособие. ОМЕГА-Л. М., 2005.
9.
Розин Введение в схемологию. Схемы в философии, культуре, науке, проектировании. М., 2011.
10.
Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. Изд. 5. М,. 2012.
11.
Розин В.М Особенности дискурса и образцы исследования в гуманитарной науке. М., 2008
12.
Розин В.М.. Размышления об архитектуре (диалог, инициированный Александром Раппапортом) // Культуры и искусства. 2013. N 5.
13.
Розин В.М. Становление и теоретическое осмысление в культуре Нового времени классической музыки // Культуры и искусства. 2013. N 3.
14.
Розин В.М. Генезис европейского искусства (философский и культурно-исторический анализ). М., 2011.
15.
Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978.
16.
Мелодия // Музыкальная энциклопедия – Opera, 2008 (http://www.music-dic.ru/html-music-enc/g/1988.html)
17.
Мамардашвили М. Литературная критика как акт чтения // Как я понимаю философию. М., 1990.
18.
Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М., 1972.
19.
Конен В. Театр и симфония. М., 1968.
20.
Малышев И. Хронотоп музыкального произведения. http://www.proza.ru/2010/03/09/1185
21.
Вершинина И. Комментарии к книге Игоря Стравинского Хроника моей жизни. http://lib.rus.ec/b/354987/read
22.
Вольнов В. Феномен музыки. http://www.v-volnov.narod.ru/SmallWorks/PhenomenonOfMusic.htm
23.
Бычков Ю.Н. Из истории учений о ладе и гармонии. Лекция по курсу «История музыкально-теоретических систем». М., 1993.
24.
Бенюмов М.И. Художественные средства музыканта-исполнителя: парадокс понятия, исторический генезис, структура, функции. Красноярск, 2012.
25.
Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
26.
Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху. М., 2003.
27.
Асафьев. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
28.
Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст. 1974. М., 1975.
29.
Айламазьян А.М., Ташкеева Е.И. Музыкальное движение: педагогика, психология, художественная практика // Культура и искусство. 2014. N 2.
30.
Тина Гай Двойники: Рихтер – Гульд http://sotvori-sebia-sam.ru/svyatoslav-rixter
31.
Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм «за» и «против». М., 1975.
32.
Хайдеггер М. Вклады в дело философии. От события // N 1 (1) 2009.
33.
Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
34.
Шестаков В. Эстетическая философия Сьюзен Лангер. http://philosophy.ru/library/langer/pril.html
35.
Шнитке А.Г. Слово о Прокофьеве // Беседы с Альфредом Шнитке. М., 1994. http://lib.rus.ec/b/354987/read
36.
Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994.
37.
Д. А. Журкова Музыка как фон повседневности: функции и особенности восприятия // Культура и искусство.-2011.-4.-C. 66-73.
38.
С.Т. Губина Типологии музыкальных предпочтений: психологические типы бытийного и дефицитарного восприятия музыки // Психология и Психотехника.-2013.-5.-C. 433-439. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.5.7304.
References (transliterated)
1.
Tamila Dzhani-Zade, Valida Kelle Zapadnoevropeiskaya muzyka. (http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/5cd4876e-1c43-b264-df29-2281f8333f9c/1012101A.htm)
2.
Stravinskii I. Khronika moei zhizni. M., 2005.
3.
Svobodnyi tanets – drugoe litso autentizma // Moskovskoe deistvo. 100-letiyu pervogo vystupleniya Aisedory Dunkan v Moskve posvyashchaetsya. 29 iyunya – 14 iyulya 2005 goda. M., 2005.
4.
Prokof'ev S.S.. Materialy. Dokumenty. Vospominaniya. M., 1961.
5.
Rozin V.M. Fenomen mnozhestvennoi lichnosti. Po materialam knigi Daniela Kiza «Mnozhestvennye umy Billi Milligana». M., 2008, 2012.
6.
Rozin V.M. Semioticheskie issledovaniya. M., 2001.
7.
Rozin V.M. Psikhicheskaya real'nost', sposobnosti i zdorov'e cheloveka. M., 2000.
8.
Rozin V.M. Psikhologiya: nauka i praktika. Uchebnoe posobie. OMEGA-L. M., 2005.
9.
Rozin Vvedenie v skhemologiyu. Skhemy v filosofii, kul'ture, nauke, proektirovanii. M., 2011.
10.
Rozin V.M. Vizual'naya kul'tura i vospriyatie. Kak chelovek vidit i ponimaet mir. Izd. 5. M,. 2012.
11.
Rozin V.M Osobennosti diskursa i obraztsy issledovaniya v gumanitarnoi nauke. M., 2008
12.
Rozin V.M.. Razmyshleniya ob arkhitekture (dialog, initsiirovannyi Aleksandrom Rappaportom) // Kul'tury i iskusstva. 2013. N 5.
13.
Rozin V.M. Stanovlenie i teoreticheskoe osmyslenie v kul'ture Novogo vremeni klassicheskoi muzyki // Kul'tury i iskusstva. 2013. N 3.
14.
Rozin V.M. Genezis evropeiskogo iskusstva (filosofskii i kul'turno-istoricheskii analiz). M., 2011.
15.
Polyakov M.Ya. Voprosy poetiki i khudozhestvennoi semantiki. M., 1978.
16.
Melodiya // Muzykal'naya entsiklopediya – Opera, 2008 (http://www.music-dic.ru/html-music-enc/g/1988.html)
17.
Mamardashvili M. Literaturnaya kritika kak akt chteniya // Kak ya ponimayu filosofiyu. M., 1990.
18.
Mazel' L. Problemy klassicheskoi garmonii. M., 1972.
19.
Konen V. Teatr i simfoniya. M., 1968.
20.
Malyshev I. Khronotop muzykal'nogo proizvedeniya. http://www.proza.ru/2010/03/09/1185
21.
Vershinina I. Kommentarii k knige Igorya Stravinskogo Khronika moei zhizni. http://lib.rus.ec/b/354987/read
22.
Vol'nov V. Fenomen muzyki. http://www.v-volnov.narod.ru/SmallWorks/PhenomenonOfMusic.htm
23.
Bychkov Yu.N. Iz istorii uchenii o lade i garmonii. Lektsiya po kursu «Istoriya muzykal'no-teoreticheskikh sistem». M., 1993.
24.
Benyumov M.I. Khudozhestvennye sredstva muzykanta-ispolnitelya: paradoks ponyatiya, istoricheskii genezis, struktura, funktsii. Krasnoyarsk, 2012.
25.
Bakhtin M. Voprosy literatury i estetiki. M., 1975.
26.
Benkhabib S. Prityazaniya kul'tury. Ravenstvo i raznoobrazie v global'nuyu epokhu. M., 2003.
27.
Asaf'ev. Muzykal'naya forma kak protsess. L., 1971.
28.
Bakhtin M.M. K metodologii literaturovedeniya // Kontekst. 1974. M., 1975.
29.
Ailamaz'yan A.M., Tashkeeva E.I. Muzykal'noe dvizhenie: pedagogika, psikhologiya, khudozhestvennaya praktika // Kul'tura i iskusstvo. 2014. N 2.
30.
Tina Gai Dvoiniki: Rikhter – Gul'd http://sotvori-sebia-sam.ru/svyatoslav-rixter
31.
Todorov Ts. Poetika // Strukturalizm «za» i «protiv». M., 1975.
32.
Khaidegger M. Vklady v delo filosofii. Ot sobytiya // N 1 (1) 2009.
33.
Khaidegger M. Raboty i razmyshleniya raznykh let. M., 1993.
34.
Shestakov V. Esteticheskaya filosofiya S'yuzen Langer. http://philosophy.ru/library/langer/pril.html
35.
Shnitke A.G. Slovo o Prokof'eve // Besedy s Al'fredom Shnitke. M., 1994. http://lib.rus.ec/b/354987/read
36.
Yung K. Vospominaniya, snovideniya, razmyshleniya. Kiev, 1994.
37.
D. A. Zhurkova Muzyka kak fon povsednevnosti: funktsii i osobennosti vospriyatiya // Kul'tura i iskusstvo.-2011.-4.-C. 66-73.
38.
S.T. Gubina Tipologii muzykal'nykh predpochtenii: psikhologicheskie tipy bytiinogo i defitsitarnogo vospriyatiya muzyki // Psikhologiya i Psikhotekhnika.-2013.-5.-C. 433-439. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.5.7304.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"