ERIH PLUS - Европейский индекс цитирования гуманитарных наук, один из крупнейших мировых индексов цитирования.
Попавшие в систему мониторинга журналы соответствуют жестким европейским требованиям к научным публикациям. Попадание в ERIH позволяет
исследователям всего мира пользоваться научными материалами, опубликованными в журнале, повышает цитируемость авторов журнала в научных трудах ученых
разных стран.
Собакина О.В.
В поисках гармонии: творчество Анджея Пануфника
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2014. № 2.
С. 343-351.
DOI: 10.7256/2453-613X.2014.2.13278 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=13278
В поисках гармонии: творчество Анджея Пануфника
Собакина Ольга Валерьевна
доктор искусствоведения
ведущий научный сотрудник, Государственный институт искусствознания, г. Москва
141201, Россия, Московская область, г. Пушкино, ул. Октябрьская, 59
Sobakina Olga Valeryevna
Doctor of Art History
senior research assistant of the Department of Art of the Central Europian countries at State Institute of Art Studies in Moscow.
141201, Russia, Moskovskaya oblast', g. Pushkino, ul. Oktyabrskaya, 59 kv. 2
Аннотация: Анджей Пануфник принадлежит к числу тех композиторов ХХ века, которые смогли создать собственную музыкальную лексику и технику композиции. Судьба признанного в послевоенной Польше композитора и дирижера с международной репутацией была драматична: в 1954 году он эмигрировал в Англию, и его музыка оказалась под запретом в странах Восточной Европы. Именно поэтому на протяжении десятилетий в России он оставался в тени славы других польских композиторов своего времени. После паузы в композиторском творчестве он реализует в своих сочинениях идеи, наиболее волнующие его и раскрывающие взаимосвязь музыкального мышления с геометрическими структурными элементами и природными явлениями. В работе использовались методы системного и исторического подходов, сравнительного и стилевого анализа, работа с литературными и музыкальными источниками. В творчестве Анджея Пануфника очевидно последовательное развитие традиций европейского симфонизма; обращаясь к таким традиционным жанрам, как симфония, концерт, увертюра, он «прочитывает» их заново и создает новые формы структурного мышления. Несмотря на оригинальность и смелость композиторских экспериментов, творчество Пануфника никогда не теряло связи с польской традицией и культурой, проявлявшейся в тематике его музыки и в сочетании абстрактного совершенства с эмоциональной содержательностью и рафинированными звуковыми красками его произведений. В отечественном музыковедении творчество Пануфника не анализировалось, за исключением отдельных публикаций автора этой статьи.
Ключевые слова:
Анджей Пануфник, симфоническое творчество, польская музыка, ХХ век, Леопольд Стоковский, Варшавская консерватория, Союз польских композиторов, Варшавская осень, композиторское мышление, техники композиции
Собакина, О. В. Фортепианное творчество Анджея Пануфника: между интеллектом и эмоцией // Процессы музыкального творчества. Выпуск двенадцатый: Сборник трудов РАМ им. Гнесиных / Ред.-сост. Е. В. Вязкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. Вып. 185. С. 85–101.
Sobakina, O. V. Fortepiannoe tvorchestvo Andzheya Panufnika: mezhdu intellektom i emotsiei // Protsessy muzykal'nogo tvorchestva. Vypusk dvenadtsatyi: Sbornik trudov RAM im. Gnesinykh / Red.-sost. E. V. Vyazkova. M.: RAM im. Gnesinykh, 2012. Vyp. 185. S. 85–101.