Статья 'Персонально-стилевая ритмоформула Рахманинова' - журнал 'PHILHARMONICA. International Music Journal' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:

Персонально-стилевая ритмоформула Рахманинова

Гнилов Борис Геннадьевич

доктор искусствоведения

профессор, заведующий кафедрой теории и истории музыки, Военный институт (военных дирижеров) Военного университета

119330, Россия, г. Москва, ул. Мосфильмовская, 31, кв. 68

Gnilov Boris Gennad'evich

Doctor of Art History

119330, Russia, g. Moscow, ul. Mosfil'movskaya Ulitsa, 31, kv. 68, of. Grabengasse

boris.gnilov@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2453-613X.2015.1.13228

Дата направления статьи в редакцию:

06-10-2014


Дата публикации:

16-06-2015


Аннотация: Предмет статьи – специфический способ фиксации композиторского авторства в музыкальном произведении. В аннотируемой статье исследуется музыкально-творческое наследие Сергея Васильевича Рахманинова в аспекте обособления в нем некоторых константных элементов музыкального языка, которые в инвариантном или несколько модифицированном виде мигрируют из одного произведения в другое. Имея в виду такие уже освоенные музыкальной наукой персонально-стилевые эмблемы Рахманинова, как «рахманиновская субдоминанта» и мотив Dies Irae, автор статьи фокусируется на персонально специфицирующем ресурсе музыкальной ритмики данного композитора. Методология статьи предстает в виде совокупности фундаментальных для музыкальной науки аналитических и синтезирующих методов при особо активном применении компаративных процедур. Вывод, который дается в аннотируемой статье, состоит в том, что Сергей Васильевич Рахманинов в некотором смысле одержим декларативной фиксацией своего композиторского авторства, идеей повсеместного насаждения эмблематики своего индивидуального стиля. Неординарным видится то обстоятельство, что в ритмической плоскости эта направленность русского музыканта предстает, пожалуй, даже более рельефно и настойчиво, чем в гармонии и мелодике. Новизна статьи состоит в том, что она содержит информацию об обнаруженной в ходе исследования неизвестной стилевой ритмической эмблеме Рахманинова, охватывающей и пронизывающей его наиболее репертуарные произведения.


Ключевые слова:

Рахманинов, музыкальный стиль, музыкальный язык, ритмика, стилевые константы, символы, эмблемы, рахманиновская субдоминанта, ритмоформула Рахманинова, фиксация композиторского авторства

Библиография
1. Андреев Н.В. Прощальные «Танцы» Сергея Рахманинова: в поисках неразгаданных смыслов // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. науч. тр. / гл. ред. Б.П. Хавторин; сост. и науч. ред. В.А. Логинова. – Оренбург: ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей. – Вып. 9. – 2011. – С. 186–197.
2. Брянцева В. С.В. Рахманинов. – М.: Сов. композитор, 1976.
3. Грекова Т.Н., Нагибина Н.Л. Скрябин и Рахманинов: два психотипа – два стиля // Психология и искусствознание. Исследование творчества и творческой личности: материалы междунар. конф. / Моск. ин-т психоанализа; Intern. Inst. of Differential Psychology. – М.: Берлин, 2012. – С. 35–45.
4. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. – М., 1973.
5. Михеева М.В. Архив С.В. Рахманинова в Петербурге как источник изучения творчества и биографии композитора. – Ивановка: Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка», 2012.
6. Никитин Б.С. Сергей Рахманинов. Две жизни. – М.: Классика-XXI, 2009.
7. Прудникова О.А. Этюды-картины в творчестве С.В. Рахманинова // Культура – искусство – образование: векторы преобразования (материалы 34-й науч.-практич. конф. проф.-преподават. состава акад., Челябинск, 8 февр. 2013). – Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2013. – С. 301–306.
8. Рахимова Д.А. Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 2011.
9. Самсонова Т.П. Философ И.А. Ильин и композитор С.В. Рахманинов: современники предреволюционной России // 17-е Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 23–24 апр. 2013г. / под общ. ред. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. – Т. I. – С. 247–251.
10. Соколова Г. Поэтика симфонического творчества С. Рахманинова в языковой системе символизма // Творчество и интеллект: интерактивный контекст (материалы 38-й науч.-творч. конф. аспирантов и студентов, 6–22 апр. 2010 г.) / под ред. С.В. Соловьевой. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2012. – С. 266–271.
11. Ханнанов И.Д. Музыка Сергея Рахманинова: семь музыкально-теоретических этюдов. – М.: Композитор, 2011.
12. Хижнякова А.А. Новая художественная идея в «Симфонических танцах» С.В. Рахманинова и А.Я. Эшпая // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. науч. тр. / гл. ред. Б.П. Хавторин; сост. и науч. ред. В.А. Логинова. – Оренбург: ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей. – Вып. 9. – 2011. – С. 171–174.
13. D’Antoni C.A. Dinamica rappresentativa del ‘suono-parola’ – La ‘drammaturgia compressa’ delle Romanze di Rachmaninov. – Roma, 2009.
14. Harrison M. Rachmaninoff: Life, Works, Recordings. – London; New York: Continuum, cop. 2005.
References
1. Andreev N.V. Proshchal'nye «Tantsy» Sergeya Rakhmaninova: v poiskakh nerazgadannykh smyslov // Aktual'nye problemy kul'tury, iskusstva i khudozhestvennogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. / gl. red. B.P. Khavtorin; sost. i nauch. red. V.A. Loginova. – Orenburg: OGII im. L. i M. Rostropovichei. – Vyp. 9. – 2011. – S. 186–197.
2. Bryantseva V. S.V. Rakhmaninov. – M.: Sov. kompozitor, 1976.
3. Grekova T.N., Nagibina N.L. Skryabin i Rakhmaninov: dva psikhotipa – dva stilya // Psikhologiya i iskusstvoznanie. Issledovanie tvorchestva i tvorcheskoi lichnosti: materialy mezhdunar. konf. / Mosk. in-t psikhoanaliza; Intern. Inst. of Differential Psychology. – M.: Berlin, 2012. – S. 35–45.
4. Keldysh Yu. Rakhmaninov i ego vremya. – M., 1973.
5. Mikheeva M.V. Arkhiv S.V. Rakhmaninova v Peterburge kak istochnik izucheniya tvorchestva i biografii kompozitora. – Ivanovka: Muzei-usad'ba S.V. Rakhmaninova «Ivanovka», 2012.
6. Nikitin B.S. Sergei Rakhmaninov. Dve zhizni. – M.: Klassika-XXI, 2009.
7. Prudnikova O.A. Etyudy-kartiny v tvorchestve S.V. Rakhmaninova // Kul'tura – iskusstvo – obrazovanie: vektory preobrazovaniya (materialy 34-i nauch.-praktich. konf. prof.-prepodavat. sostava akad., Chelyabinsk, 8 fevr. 2013). – Chelyabinsk: Chelyab. gos. akad. kul'tury i iskusstv, 2013. – S. 301–306.
8. Rakhimova D.A. Orientalizm v muzyke S.V. Rakhmaninova: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya / Ros. gos. ped. un-t im. A.I. Gertsena. – SPb., 2011.
9. Samsonova T.P. Filosof I.A. Il'in i kompozitor S.V. Rakhmaninov: sovremenniki predrevolyutsionnoi Rossii // 17-e Tsarskosel'skie chteniya: materialy mezhdunar. nauch. konf., 23–24 apr. 2013g. / pod obshch. red. V.N. Skvortsova. – SPb.: LGU im. A.S. Pushkina, 2013. – T. I. – S. 247–251.
10. Sokolova G. Poetika simfonicheskogo tvorchestva S. Rakhmaninova v yazykovoi sisteme simvolizma // Tvorchestvo i intellekt: interaktivnyi kontekst (materialy 38-i nauch.-tvorch. konf. aspirantov i studentov, 6–22 apr. 2010 g.) / pod red. S.V. Solov'evoi. – Samara: Samar. gos. akad. kul'tury i iskusstv, 2012. – S. 266–271.
11. Khannanov I.D. Muzyka Sergeya Rakhmaninova: sem' muzykal'no-teoreticheskikh etyudov. – M.: Kompozitor, 2011.
12. Khizhnyakova A.A. Novaya khudozhestvennaya ideya v «Simfonicheskikh tantsakh» S.V. Rakhmaninova i A.Ya. Eshpaya // Aktual'nye problemy kul'tury, iskusstva i khudozhestvennogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. / gl. red. B.P. Khavtorin; sost. i nauch. red. V.A. Loginova. – Orenburg: OGII im. L. i M. Rostropovichei. – Vyp. 9. – 2011. – S. 171–174.
13. D’Antoni C.A. Dinamica rappresentativa del ‘suono-parola’ – La ‘drammaturgia compressa’ delle Romanze di Rachmaninov. – Roma, 2009.
14. Harrison M. Rachmaninoff: Life, Works, Recordings. – London; New York: Continuum, cop. 2005.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.