Статья 'О христианской вере в драматической легенде Г. Берлиоза «Осуждение Фауста»' - журнал 'PHILHARMONICA. International Music Journal' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:

О христианской вере в драматической легенде Г. Берлиоза «Осуждение Фауста»

Азарова Валентина Владимировна

ORCID: 0000-0003-1049-2259

доктор искусствоведения

профессор, Санкт-Петербургский государственный университет

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Университетская, 7-9

Azarova Valentina Vladimirovna

Doctor of Art History

Professor, Department of Organ, Harpsichord, and Carillon, Saint-Petersburg State University

199034, Russia, Saint Petersburg, Universitetskaya Naberezhnaya 7-9

azarova_v.v@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2453-613X.2014.2.13206

Дата направления статьи в редакцию:

10-12-2014


Дата публикации:

24-12-2014


Аннотация: В статье впервые исследована проблема христианской веры как гуманитарной ценности в трагедийной литературно-музыкальной интерпретации Г. Берлиозом «Фауста» Гёте. Целью работы явилось обнаружение нового истолкования композитором неверия как зла, ведущего к осуждению и гибели человека – в свете новой романтической поэтики, нового мышления Берлиоза. Рассмотрены христианское содержание «Пасхальных песнопений» из светской кантаты для голосов, смешанного хора и симфонического оркестра «Восемь сцен из "Фауста" Гёте» (1828 – 1829); программа, музыкальная драматургия, особенности музыкального языка произведения, написанного в оригинальном вокально-симфоническом жанре «драматической легенды», – «Осуждение Фауста» (1845 – 1846). Выявлены особенности жанровой семантики легенды о Фаусте; новизной отличается применение методов комплексного анализа в исследовании концепта веры в музыкальном содержании следующих разделов партитуры: «Пасхальный гимн», Литания, эпизода из Эпилога «На небе» (хор серафимов перед престолом Всевышнего) и Апофеоз Маргариты. Показаны историческая закономерность возникновения художественной концепции Берлиоза в контексте развития искусства и литературы французского романтизма 1800 – 1840-х годов; связи «Осуждения Фауста» с основополагающими тенденциями развития романтизма – утверждением духовности и апологией христианской веры в творчестве Ф. Р. де Шатобриана. Обоснована актуальность идей христианства в операх и ораториях французских композиторов, в культурном пространстве Франции.


Ключевые слова:

«Осуждение Фауста», Г. Берлиоз, драматическая легенда, «Пасхальный гимн», литания, христианство, вера, опера, оратория, романтическая поэтика

Библиография
1. Аверинцев С. София – Логос. Словарь. Собр. соч. / Под ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Сигова. Киев.: «ΔУХ И ЛΙТЕРА». 2006. – 912 с.
2. Азарова B. B. Тема христианского гуманизма в лирических операх Ж. Массне: «Таис», «Сафо», «Жонглер Богоматери». Очерки. Воронеж, «Истоки», 2000.— 208 с./ Valentina Azarova. «Subject of Christian 
humanism in lyrical operas by Jules Massenet: Thaïs, Sapho, The juggler of Notre-Dame» — 208 p.
3. Азарова B. B. Античность во французской опере 1890–1900-х годов. LAP Lambert Academic Publishing 
GMbH & Co., Saabrücken, 2011.— 464 с. / Subject of Classical Anitquity in French opera in the turn of XXth 
century. LAP Lambert Academic Publishing GMbH & Co., Saabrücken, 2011. – 464 p.
4. Азарова В. В. Интерпретация идей христианства в операх и ораториях французcких композито¬ров XIX – XX веков.
«Французская музыкальная драма» В. д’Энди / Interpretation of christian ideas in operas and oratorios by French composers
in the XIX–XXth centuries.
‘French musical drama’ by V. d’Indy // Philarmonica. International Music Journal. 2014 (1), cc. 84 – 102.
5. Андреев Л. Г. Два лика свободы / Нодье Шарль. Бурже Поль. Ален-Фурнье. Жан Сбогар. Уче-ник. Большой Мольн. Романы: Пер. с фр. / Сост. и вступ. ст. Л. Андреева; Коммент. Е. Петраш; М., «Правда», 1990. – 576 с.
6. Аркан Ю. Л. Очерки социальной философии романтизма. Санкт-Петербург, Наука, 2003. – 380 с.
7. Берлиоз Г. Избранные письма /Перевод с французского: В 2-х книгах. Составление, перевод и комментарии В. Н. Александровой, Е. Ф. Бронфин. Книга 1: 1819 – 1852. – Л., Музыка, 1981. – 240 с.; Книга 2: 1853 – 1868. – Л., Музыка, 1982. – 272 с.
8. Берлиоз Г. Избранные статьи / Перевод с франц. Составление, переводы, вступительная ста-тья и примечания В. Н. Александровой и Е. Ф. Бронфин. М., Музгиз, 1956. – 406 с.
9. Берлиоз Г. Мемуары / Перевод О. К. Слезкиной. Вступ. ст. А. А. Хохловкиной. Ред. перевода и примеч. В. Н. Александровой и Е. Ф. Бронфин. М., Государственное музыкальное издатель-ство. 1961. – 916 с.
10. Берлиоз Г. Осуждение Фауста. Драматическая легенда в четырех частях с апофеозом. Соч. 24 (1845 – 1846). Либретто. Текст: Жерар де Нерваль, Алмире Гандоньер, Гектор Берлиоз. Пере-вод Н. М. Спасского. Санкт-Петербург, 2008. – 24 с. с. 4, 5.
11. Берлиоз Г. Симфонии Бетховена. Критический очерк / Перевод с французского Л. Б. Хавкиной. Василий Бессель и Ко, Санкт-Петербург, Москва. 1896. – 61 с.
12. Бертран А. Гаспар из тьмы. М., «Наука», 1981. – 351 с.
13. Гектор Берлиоз // Музыкальная эстетика Франции XIX века. Составление текстов, вступитель-ная статья и вступительный очерк Е. Ф. Бронфин. М., Музыка, 1974. – 327 с. сс. 138-162.
14. Гёте И. В. Об искусстве. Сост., вступит. статья и примеч. А. В. Гулыги. – 623 с.
15. Данько Л. Г. Константы вечности (к 200-летию Г. Берлиоза) / Русско-французские музыкаль-ные связи. Сб. науч. статей. Ред.-сост. В. В. Смирнов. Санкт-Петербург, Издательство СПбГУ, 2003. – 292 с. сс. 19-29.
16. Делакруа Э. Из Дневника / Мастера искусства об искусстве / Избранные отрывки из писем, днев¬ников, речей и трактатов в 7 томах. Т. 4. М., «Искусство», 1967. – 623 с.
17. Доброхотов А. Л. «Секреты Фауста и тайны Гете». 1-я Лекция. Проект Academia, ТВ канал Культура. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/660930/video_id/660930/viewtype/ Дата обращения: 24.10.2013, 18:40
18. Доброхотов А. Л. «Секреты Фауста и тайны Гете». 2-я Лекция. Проект Academia, ТВ канал Культура. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/661018 Дата обращения: 25.10.2013, 18:40
19. Жерар де Нерваль. Судьба и творчество //Жирмунская Н. А. От барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах. – СПб., Филологический факультет СПбГУ, 2001. – 464 с. сс. 215-238.
20. Жюллиан Ф. Делакруа / Пер. И. В. Радченко; Коммент. М. Н. Прокофьевой. М., «Искусство», 1986. – 222 с.
21. Зенкин С. Н. Жерар де Нерваль – испытатель культуры / Нерваль Жерар де. Мистические фраг¬менты / Пер. с фр. Сост. Ю. Н. Степанов. Вступит. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. СПб., Изда-тельство Ивана Лимбаха. 2001. – 536 с. с. 8-40.
22. Карельский А. В. Основные тенденции развития романтизма и его национальная специфика. Глава пятая. Французская литература / История всемирной литературы. Том 6. ¬– 880 с. М., «Наука», 1989. сс. 143-146.
23. Котляревский Н. Мировая скорбь. В конце прошлого и в начале нашего века. С.-Петербург. Типография М. М. Стасюлевича, 1898. – 360 с.
24. Легенда о докторе Фаусте. Второе, исправленное издание. М., Наука. 1978. – 423 с.
25. Лист Ф. Берлиоз и его симфония «Гарольд» // Ф. Лист. Избранные статьи. Предисловие и об-щая редакция Я. Мильштейна. М., Государственное музыкальное издательство. 1959. – 463 с. сс. 270-349.
26. Луначарский А. «Гибель Фауста» Берлиоза //Луначарский А. В мире музыки. М., 1958. – 540 с. сс.84-88.
27. Манн Т. Аристократия духа. Сборник очерков, статей и эссе / перевод с немецкого С. Апта, В. Бакусева и др. М., Культурная революция, 2009. – 368 с.
28. Михайлова И. Н., Петраш Е. Г. Искусство и литература Франции с древних времен до ХХ века. М., Издательство «КДУ», 2003. – 384 с. Гл. VI «XIX век». сс. 260-364.
29. Новиков А. А. Вера как гуманитарная ценность (мировоззренческий и гносеологический ас-пекты). //Наука глазами гуманитария /Отв. ред. В. А. Лекторский. М., Прогресс-Традиция, 2005 – 688 с. сс. 659 – 683.
30. От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская ин¬терпретация: сборник статей. Вып. 1 / отв. ред. С. В. Грохотов. – М., Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. – 348 с.
31. Протопопов В. П. Полифония Берлиоза //Протопопов В. П. История полифонии в ее важней-ших явлениях. Западноевропейская классика XVIII – XIX веков. М., Музыка, 1965. – 614 с. сс. 379 – 401.
32. Реизов Б. Г. Французская романтическая историография (1815 – 1830). Л., издательство Ленин¬градского гос. университета. 1956. – 536 с.
33. Рескин Джон. Лекции об искусстве. М., Б.С.Г.-Пресс, 2013. – 320 с.
34. Роллан Р. Берлиоз. //Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В 8-ми вып. Вып. 4 Музы-канты наших дней: Стендаль и музыка /Пер. с франц. Ю. Вейсберг, Е. Куниной, И. Кунина. Ред., сост. и коммент В. Брянцевой. М., Музыка, 1989. 255 с. сс. 21-59.
35. Соллертинский И. И. Гектор Берлиоз //Соллертинский И. И. Музыкально-исторические этюды. Вступительная статья Д. Д. Шостаковича. Ред.-сост. М. Друскин. Ленинград, Государственное музыкальное издательство. 1956. – 362 с. сс. 119-174.
36. Соллертинский И. И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика. //Музыкально-историче-ские этюды. Вступительная статья Д. Д. Шостаковича. Ред.-сост. М. Друскин. Ленинград, Госу-дарственное музыкальное издательство. 1956. – 362 с. сс. 80-100.
37. Сталь де. А.-Л.-Ж. О литературе в ее связи с общественными установлениями / Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Собрание текстов, вступит. статья и общ. ред. проф. А. С. Дмитриева. М., Издательство Московского университета, 1980. – 638 с. сс. 375, 392-393.
38. Стасов В. В. Письма Берлиоза. М., Государственное музыкальное издательство, 1954. – 30 с.
39. Теодор-Валенси. Берлиоз /Пер. с фр. Ю. А. Раскина. М., Издательство «Молодая Гвардия», 1969. – 336 с.
40. Тургенев А. И. Хроника русского. Дневники (1825-1826 гг.). Ленинград, «Наука». 1964 г. – 622 с.
41. Хохловкина А. А. Берлиоз. М., Государственное музыкальное издательство. М., 1960. – 547 с.
42. Шатобриан Ф. Р. де «Замогильные записки». Пер. с фр. О. Э. Гринберг (кн. 1 – 17) и В. А. Мильчиной. Вст. ст. В. А. Мильчиной. (кн. 18 – 44). М., Издательство имени Сабашнико-вых. 1995. – 736 с.
43. Шатобриан Ф. Р. де. «Гений христианства» //Эстетика раннего французского романтизма (Се-рия История эстетики в памятниках и документах). Перевод О. Гринберг. М., Издательство «Искусство». 1982. – 479 с.
44. Шуман Р. Берлиоз //Шуман Р. Избранные статьи о музыке. Пер. с нем. Рецензия, вступление и примечания Д. В. Житомирского. М., Государственное музыкальное издательство. 1956. – 400 с. с. 185.
45. Эккерман И. П. Разговоры с Гёте /Пер. с нем. Н. Холодковского. М., Захаров, 2003. – 448 с.
46. Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. Пер. с нем. Наталии Ман. Вст. ст. Н. Вильмонта; Комментарий и Указатель Н. Аникста. М., «Художественная литература». 1986. – 669 с.
47. Berlioz Hector. A travers Chants. Etudes musicales, adorations, boutades et critiques. Paris, Michel Levy Freres. Librairie d’Editeurs, 1862.
48. Berlioz Hector. Faustus Verdammung. Dramatische Legende in 4 Abtheilungen. La Damnation de Faust. Légende Dramatique en 4 Parties. The Damnation of Faust. Dramatic Legend in 4 Parts. Poème de H. Berlioz, L. Gandonnière et Gerard de Nerval. English version by John Bernhoff. Editor Charles Malherbe. Publisher info. Hector Berlioz Werke, Serie V, Band 11-12, Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1901. – 453 p.
49. Berlioz H. 8 scènes de Faust. Complete score. Hector Berlioz Werke, Serie 5, Band 10. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1900–07. – 99 p.
50. Boschot A. Histoire d’un romantique (Hector Berlioz) I–III vol., Paris, 1906 – 1913.
51. Boschot A. Le Faust de Berlioz. Etude sur la ‘Damnation de Faust’ et sur l’Ame romantique. Paris, Edi¬tions d’Histoire et d’Art. Librairie Plon, 1946. – 181 p.
52. Chateaubriand //G. Lanson, P. Tuffrau. Manuel illustré d’Histoire de la littérature française. Paris, Lirai¬rie Hachette, 1953. – 984 p.
References
1. Averintsev S. Sofiya – Logos. Slovar'. Sobr. soch. / Pod red. N. P. Averintsevoi i K. B. Sigova. Kiev.: «ΔUKh I LΙTERA». 2006. – 912 s.
2. Azarova B. B. Tema khristianskogo gumanizma v liricheskikh operakh Zh. Massne: «Tais», «Safo», «Zhongler Bogomateri». Ocherki. Voronezh, «Istoki», 2000.— 208 s./ Valentina Azarova. «Subject of Christian 
humanism in lyrical operas by Jules Massenet: Thaïs, Sapho, The juggler of Notre-Dame» — 208 p.
3. Azarova B. B. Antichnost' vo frantsuzskoĭ opere 1890–1900-kh godov. LAP Lambert Academic Publishing 
GMbH & Co., Saabrücken, 2011.— 464 s. / Subject of Classical Anitquity in French opera in the turn of XXth 
century. LAP Lambert Academic Publishing GMbH & Co., Saabrücken, 2011. – 464 p.
4. Azarova V. V. Interpretatsiya idei khristianstva v operakh i oratoriyakh frantsuzckikh kompozito¬rov XIX – XX vekov.
«Frantsuzskaya muzykal'naya drama» V. d’Endi / Interpretation of christian ideas in operas and oratorios by French composers
in the XIX–XXth centuries.
‘French musical drama’ by V. d’Indy // Philarmonica. International Music Journal. 2014 (1), cc. 84 – 102.
5. Andreev L. G. Dva lika svobody / Nod'e Sharl'. Burzhe Pol'. Alen-Furn'e. Zhan Sbogar. Uche-nik. Bol'shoi Mol'n. Romany: Per. s fr. / Sost. i vstup. st. L. Andreeva; Komment. E. Petrash; M., «Pravda», 1990. – 576 s.
6. Arkan Yu. L. Ocherki sotsial'noi filosofii romantizma. Sankt-Peterburg, Nauka, 2003. – 380 s.
7. Berlioz G. Izbrannye pis'ma /Perevod s frantsuzskogo: V 2-kh knigakh. Sostavlenie, perevod i kommentarii V. N. Aleksandrovoi, E. F. Bronfin. Kniga 1: 1819 – 1852. – L., Muzyka, 1981. – 240 s.; Kniga 2: 1853 – 1868. – L., Muzyka, 1982. – 272 s.
8. Berlioz G. Izbrannye stat'i / Perevod s frants. Sostavlenie, perevody, vstupitel'naya sta-t'ya i primechaniya V. N. Aleksandrovoi i E. F. Bronfin. M., Muzgiz, 1956. – 406 s.
9. Berlioz G. Memuary / Perevod O. K. Slezkinoi. Vstup. st. A. A. Khokhlovkinoi. Red. perevoda i primech. V. N. Aleksandrovoi i E. F. Bronfin. M., Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'-stvo. 1961. – 916 s.
10. Berlioz G. Osuzhdenie Fausta. Dramaticheskaya legenda v chetyrekh chastyakh s apofeozom. Soch. 24 (1845 – 1846). Libretto. Tekst: Zherar de Nerval', Almire Gandon'er, Gektor Berlioz. Pere-vod N. M. Spasskogo. Sankt-Peterburg, 2008. – 24 s. s. 4, 5.
11. Berlioz G. Simfonii Betkhovena. Kriticheskii ocherk / Perevod s frantsuzskogo L. B. Khavkinoi. Vasilii Bessel' i Ko, Sankt-Peterburg, Moskva. 1896. – 61 s.
12. Bertran A. Gaspar iz t'my. M., «Nauka», 1981. – 351 s.
13. Gektor Berlioz // Muzykal'naya estetika Frantsii XIX veka. Sostavlenie tekstov, vstupitel'-naya stat'ya i vstupitel'nyi ocherk E. F. Bronfin. M., Muzyka, 1974. – 327 s. ss. 138-162.
14. Gete I. V. Ob iskusstve. Sost., vstupit. stat'ya i primech. A. V. Gulygi. – 623 s.
15. Dan'ko L. G. Konstanty vechnosti (k 200-letiyu G. Berlioza) / Russko-frantsuzskie muzykal'-nye svyazi. Sb. nauch. statei. Red.-sost. V. V. Smirnov. Sankt-Peterburg, Izdatel'stvo SPbGU, 2003. – 292 s. ss. 19-29.
16. Delakrua E. Iz Dnevnika / Mastera iskusstva ob iskusstve / Izbrannye otryvki iz pisem, dnev¬nikov, rechei i traktatov v 7 tomakh. T. 4. M., «Iskusstvo», 1967. – 623 s.
17. Dobrokhotov A. L. «Sekrety Fausta i tainy Gete». 1-ya Lektsiya. Proekt Academia, TV kanal Kul'tura. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/660930/video_id/660930/viewtype/ Data obrashcheniya: 24.10.2013, 18:40
18. Dobrokhotov A. L. «Sekrety Fausta i tainy Gete». 2-ya Lektsiya. Proekt Academia, TV kanal Kul'tura. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/episode_id/661018 Data obrashcheniya: 25.10.2013, 18:40
19. Zherar de Nerval'. Sud'ba i tvorchestvo //Zhirmunskaya N. A. Ot barokko k romantizmu: Stat'i o frantsuzskoi i nemetskoi literaturakh. – SPb., Filologicheskii fakul'tet SPbGU, 2001. – 464 s. ss. 215-238.
20. Zhyullian F. Delakrua / Per. I. V. Radchenko; Komment. M. N. Prokof'evoi. M., «Iskusstvo», 1986. – 222 s.
21. Zenkin S. N. Zherar de Nerval' – ispytatel' kul'tury / Nerval' Zherar de. Misticheskie frag¬menty / Per. s fr. Sost. Yu. N. Stepanov. Vstupit. st. i komment. S. N. Zenkina. SPb., Izda-tel'stvo Ivana Limbakha. 2001. – 536 s. s. 8-40.
22. Karel'skii A. V. Osnovnye tendentsii razvitiya romantizma i ego natsional'naya spetsifika. Glava pyataya. Frantsuzskaya literatura / Istoriya vsemirnoi literatury. Tom 6. ¬– 880 s. M., «Nauka», 1989. ss. 143-146.
23. Kotlyarevskii N. Mirovaya skorb'. V kontse proshlogo i v nachale nashego veka. S.-Peterburg. Tipografiya M. M. Stasyulevicha, 1898. – 360 s.
24. Legenda o doktore Fauste. Vtoroe, ispravlennoe izdanie. M., Nauka. 1978. – 423 s.
25. List F. Berlioz i ego simfoniya «Garol'd» // F. List. Izbrannye stat'i. Predislovie i ob-shchaya redaktsiya Ya. Mil'shteina. M., Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo. 1959. – 463 s. ss. 270-349.
26. Lunacharskii A. «Gibel' Fausta» Berlioza //Lunacharskii A. V mire muzyki. M., 1958. – 540 s. ss.84-88.
27. Mann T. Aristokratiya dukha. Sbornik ocherkov, statei i esse / perevod s nemetskogo S. Apta, V. Bakuseva i dr. M., Kul'turnaya revolyutsiya, 2009. – 368 s.
28. Mikhailova I. N., Petrash E. G. Iskusstvo i literatura Frantsii s drevnikh vremen do KhKh veka. M., Izdatel'stvo «KDU», 2003. – 384 s. Gl. VI «XIX vek». ss. 260-364.
29. Novikov A. A. Vera kak gumanitarnaya tsennost' (mirovozzrencheskii i gnoseologicheskii as-pekty). //Nauka glazami gumanitariya /Otv. red. V. A. Lektorskii. M., Progress-Traditsiya, 2005 – 688 s. ss. 659 – 683.
30. Ot barokko k romantizmu. Muzykal'nye epokhi i stili: estetika, poetika, ispolnitel'skaya in¬terpretatsiya: sbornik statei. Vyp. 1 / otv. red. S. V. Grokhotov. – M., Nauchno-izdatel'skii tsentr «Moskovskaya konservatoriya», 2011. – 348 s.
31. Protopopov V. P. Polifoniya Berlioza //Protopopov V. P. Istoriya polifonii v ee vazhnei-shikh yavleniyakh. Zapadnoevropeiskaya klassika XVIII – XIX vekov. M., Muzyka, 1965. – 614 s. ss. 379 – 401.
32. Reizov B. G. Frantsuzskaya romanticheskaya istoriografiya (1815 – 1830). L., izdatel'stvo Lenin¬gradskogo gos. universiteta. 1956. – 536 s.
33. Reskin Dzhon. Lektsii ob iskusstve. M., B.S.G.-Press, 2013. – 320 s.
34. Rollan R. Berlioz. //Rollan R. Muzykal'no-istoricheskoe nasledie: V 8-mi vyp. Vyp. 4 Muzy-kanty nashikh dnei: Stendal' i muzyka /Per. s frants. Yu. Veisberg, E. Kuninoi, I. Kunina. Red., sost. i komment V. Bryantsevoi. M., Muzyka, 1989. 255 s. ss. 21-59.
35. Sollertinskii I. I. Gektor Berlioz //Sollertinskii I. I. Muzykal'no-istoricheskie etyudy. Vstupitel'naya stat'ya D. D. Shostakovicha. Red.-sost. M. Druskin. Leningrad, Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo. 1956. – 362 s. ss. 119-174.
36. Sollertinskii I. I. Romantizm, ego obshchaya i muzykal'naya estetika. //Muzykal'no-istoriche-skie etyudy. Vstupitel'naya stat'ya D. D. Shostakovicha. Red.-sost. M. Druskin. Leningrad, Gosu-darstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo. 1956. – 362 s. ss. 80-100.
37. Stal' de. A.-L.-Zh. O literature v ee svyazi s obshchestvennymi ustanovleniyami / Literaturnye manifesty zapadnoevropeiskikh romantikov. Sobranie tekstov, vstupit. stat'ya i obshch. red. prof. A. S. Dmitrieva. M., Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1980. – 638 s. ss. 375, 392-393.
38. Stasov V. V. Pis'ma Berlioza. M., Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1954. – 30 s.
39. Teodor-Valensi. Berlioz /Per. s fr. Yu. A. Raskina. M., Izdatel'stvo «Molodaya Gvardiya», 1969. – 336 s.
40. Turgenev A. I. Khronika russkogo. Dnevniki (1825-1826 gg.). Leningrad, «Nauka». 1964 g. – 622 s.
41. Khokhlovkina A. A. Berlioz. M., Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo. M., 1960. – 547 s.
42. Shatobrian F. R. de «Zamogil'nye zapiski». Per. s fr. O. E. Grinberg (kn. 1 – 17) i V. A. Mil'chinoi. Vst. st. V. A. Mil'chinoi. (kn. 18 – 44). M., Izdatel'stvo imeni Sabashniko-vykh. 1995. – 736 s.
43. Shatobrian F. R. de. «Genii khristianstva» //Estetika rannego frantsuzskogo romantizma (Se-riya Istoriya estetiki v pamyatnikakh i dokumentakh). Perevod O. Grinberg. M., Izdatel'stvo «Iskusstvo». 1982. – 479 s.
44. Shuman R. Berlioz //Shuman R. Izbrannye stat'i o muzyke. Per. s nem. Retsenziya, vstuplenie i primechaniya D. V. Zhitomirskogo. M., Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo. 1956. – 400 s. s. 185.
45. Ekkerman I. P. Razgovory s Gete /Per. s nem. N. Kholodkovskogo. M., Zakharov, 2003. – 448 s.
46. Ekkerman I. P. Razgovory s Gete v poslednie gody ego zhizni. Per. s nem. Natalii Man. Vst. st. N. Vil'monta; Kommentarii i Ukazatel' N. Aniksta. M., «Khudozhestvennaya literatura». 1986. – 669 s.
47. Berlioz Hector. A travers Chants. Etudes musicales, adorations, boutades et critiques. Paris, Michel Levy Freres. Librairie d’Editeurs, 1862.
48. Berlioz Hector. Faustus Verdammung. Dramatische Legende in 4 Abtheilungen. La Damnation de Faust. Légende Dramatique en 4 Parties. The Damnation of Faust. Dramatic Legend in 4 Parts. Poème de H. Berlioz, L. Gandonnière et Gerard de Nerval. English version by John Bernhoff. Editor Charles Malherbe. Publisher info. Hector Berlioz Werke, Serie V, Band 11-12, Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1901. – 453 p.
49. Berlioz H. 8 scènes de Faust. Complete score. Hector Berlioz Werke, Serie 5, Band 10. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1900–07. – 99 p.
50. Boschot A. Histoire d’un romantique (Hector Berlioz) I–III vol., Paris, 1906 – 1913.
51. Boschot A. Le Faust de Berlioz. Etude sur la ‘Damnation de Faust’ et sur l’Ame romantique. Paris, Edi¬tions d’Histoire et d’Art. Librairie Plon, 1946. – 181 p.
52. Chateaubriand //G. Lanson, P. Tuffrau. Manuel illustré d’Histoire de la littérature française. Paris, Lirai¬rie Hachette, 1953. – 984 p.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.