ERIH PLUS - Европейский индекс цитирования гуманитарных наук, один из крупнейших мировых индексов цитирования.
Попавшие в систему мониторинга журналы соответствуют жестким европейским требованиям к научным публикациям. Попадание в ERIH позволяет
исследователям всего мира пользоваться научными материалами, опубликованными в журнале, повышает цитируемость авторов журнала в научных трудах ученых
разных стран.
Собакина О.В.
Авангардные техники в польской музыке 1960–70-х годов. Сонористические и алеаторические фортепианные произведения Казимежа Сероцкого и Богуслава Шеффера
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2014. № 1.
С. 130-139.
DOI: 10.7256/2453-613X.2014.1.12474 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12474
Авангардные техники в польской музыке 1960–70-х годов. Сонористические и алеаторические фортепианные произведения Казимежа Сероцкого и Богуслава Шеффера
Собакина Ольга Валерьевна
доктор искусствоведения
ведущий научный сотрудник, Государственный институт искусствознания, г. Москва
141201, Россия, Московская область, г. Пушкино, ул. Октябрьская, 59
Sobakina Olga Valeryevna
Doctor of Art History
senior research assistant of the Department of Art of the Central Europian countries at State Institute of Art Studies in Moscow.
141201, Russia, Moskovskaya oblast', g. Pushkino, ul. Oktyabrskaya, 59 kv. 2
Аннотация: Интерес к новым художественным направлениям и актуальным средствам выразительности стал отличительным качеством польской музыки второй половины ХХ века. Стремясь к созданию индивидуального стиля, Казимеж Сероцкий и Богуслав Шеффер обогатили свой музыкальный язык приемами сериализма, сонористики, алеаторики. Стремление к стилистическому синтезу можно считать отличием польского композиторского творчества 1960 – 1970-х годов, именно на этом пути рождались наиболее художественно значимые творческие явления, в том числе, в области фортепианного творчества. Стилистический анализ, структурно-функциональный анализ, системный подход. Существенное значение имели практическое исполнительское овладение музыкальным материалом, изучение записей исполнительских интерпретаций, а также сравнительного анализа. Основным направлением творчества Сероцкого был поиск новых звуковых качеств, новых способов использования традиционных музыкальных инструментов. Именно развиваясь в этом направлении, он получил признание как наиболее выдающийся композитор-сонорист. Музыкальное развитие в фортепианных произведениях Шеффера обусловлено идеей «декомпозиции» и предполагает множественность исполнительских интерпретаций. Придерживаясь идей алеаторики в самых разных формах, Шеффер также развивал принципы додекафонии и сериализма в своих композиция на протяжении многих лет.
Ключевые слова:
польская музыка, ХХ век, фортепианные композиции, Казимеж Сероцкий, Богуслав Шеффер, музыкальный авангард, сонористика, алеаторика, додекафония, сериализм
Buczek B. Twórczość Bogusława Schaeffera – tendencje, idee, realizacje // Przemiany techniki dźwiękowej, stylu i estetyki w polskiej muzyce lat 70 / Ed. L. Polony. Kraków: Akademia Muzyczna w Krakowie, 1986.
Buczek B. Twórczość Bogusława Schaeffera – tendencje, idee, realizacje // Przemiany techniki dźwiękowej, stylu i estetyki w polskiej muzyce lat 70 / Ed. L. Polony. Kraków: Akademia Muzyczna w Krakowie, 1986.