Статья 'Музыкальный талант как всеобщая модель одаренности' - журнал 'PHILHARMONICA. International Music Journal' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:

Музыкальный талант как всеобщая модель одаренности

Кирнарская Дина Константиновна

доктор искусствоведения, доктор психологических наук

проректор, заведующая кафедрой, член Союза композиторов России, Российская академия музыки им. Гнесиных

121069, Россия, г. Москва, ул. Полтавская, 30/36

Kirnarskaya Dina Konstantinovna

Professor, Head of the department of History of Music, Member of the Union of Composers of the Russian Federation, Gnessin Russian Academy of Music

121069, Russia, Moscow, Poltavskaya Street 30/36

kirnarskiy@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2453-613X.2014.1.12424

Дата направления статьи в редакцию:

26-08-2014


Дата публикации:

09-09-2014


Аннотация.

Данная статья посвящена построению структурной модели музыкального таланта. Ее фундаментом служит понятие интонационного слуха, ответственного за смысловое и эмоциональное прочтение звукового послания и являющегося психологическим основанием музыкальной мотивации. Над интонационным слухом надстраивается аналитический слух – музыкально-языковый оператор таланта, ответственный за высотно-ритмическое различение музыкальных элементов и их объединение в структуры языкового типа. Вершиной таланта является музыкальная креативность, состоящая из архитектонического слуха – оператора целостности текста, и музыкально-продуктивной способности. Наиболее явные и важные различия пролегают между психологическими свойствами и качествами, нацеленными на обучение и приобретение знаний и навыков (компетенций), с одной стороны, и психологическими свойствами и качествами, на которые опираются открытия, творческие проекты, новые идеи, произведения, изобретения и т.д., с другой стороны С деловой точки зрения вряд ли найдется более доходный «бизнес-проект»: повысить эффективность человеческого капитала до максимальной степени, предложив каждому человеку тот род занятий, для которого он предназначен самой Природой. Затраты на исследования, обращающие эту мечту в действительность, поистине ничтожны по сравнению с любым технологическим или индустриальным проектом. Может быть, на самом деле настало время сделать первый шаг навстречу суперэффективному обществу, в котором счастливые индивидуумы, реализовавшие себя, сумели применить ко всеобщему благу свои разнообразные таланты?

Ключевые слова: музыка, психология, музыкальный талант, архитектонический слух, аналитический слух, мультиинтеллект, одаренность, концепции таланта, модель таланта, тестирование
Библиография
1.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – Спб., 2004.
2.
Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной ода-ренности //Вопросы психологии. – 1989, №2. – С.47-56.
3.
Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М., 2004.
4.
Кирнарская Д.К. Опыт тестирования музыкальной одаренности на вступительных экза-менах в музыкальный вуз //Вопросы психологии. – 1992, №1-2. – С.158-163.
5.
Кирнарская Д.К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности. – Спб., 2006.
6.
Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.-Воронеж, 1998.
7.
Cambridge handbook of expertise and expert performance. – Cambridge, 2006.
8.
Gagne F. An imperative, but, alas, improbable consensus! //Roeper Review. – 2004, Vol.27. – P.12-14.
9.
Gardner H. Extraordinary minds. – N.-Y., 1997.
10.
Gardner H. Frames of mind. – London. – 1983.
11.
Kirnarskaya D. Music-language ability as a component of musical talent //The First East-West Conference in General Psychology. – Banska Bystrica, 1995. – P.298-303.
12.
Kirnarskaya D. The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent. – Oxford, 2009.
13.
Kirnarskaya D., Winner E. Musical Ability in a New Key: Exploring the Expressive Ear for Music//Psychomusicology. – 1999, Vol.16. – P.2-16.
14.
Manturzewska M. Les facteurs psychologiques dans le developpement musical et l’evolution des musiciens professionels //Psychologie de la musique. – Paris, 1994. – P.258-276.
15.
Petsche H. Approaches to verbal, visual and musical creativity by EEG coherence analysis //International Journal of Psychophysiology. – 1996, Vol.24. – P.145-159.
16.
Renzulli J.S. What Makes Giftedness? Reexamining a Definition. //Phi Delta Kappan. – 1978, Vol.60(3). – P.180-84.
17.
Sloboda J. A. The acquisition of musical performance expertise: deconstructing the ‘talent’ account of individual differences in musical expressivity//The Road to Excellence: the acquisi-tion of expert performance in the arts and sciences. – Manwah, 1996. – P.107-126.
18.
Sloboda J.A., Davidson J.W., Howe M.J., Moore D.G. The role of practice in the develop-ment of performing musicians //British Journal of Psychology. – 1996, Vol.87. – P.287-309.
19.
Siegler R.S.? Kotovsky K. Two levels of giftedness: shall ever the twain meet? //Conceptions of giftedness. – N.Y., 1986. – P.417-435.
20.
Winner E. Gifted children. – N.Y., 1996.
21.
Winner E. The origins and ends of giftedness //American Psychologist. – 2000, Vol.55. – P.159-169.
References (transliterated)
1.
Il'in E.P. Psikhologiya individual'nykh razlichii. – Spb., 2004.
2.
Kirnarskaya D.K. Muzykal'no-yazykovaya sposobnost' kak komponent muzykal'noi oda-rennosti //Voprosy psikhologii. – 1989, №2. – S.47-56.
3.
Kirnarskaya D.K. Muzykal'nye sposobnosti. – M., 2004.
4.
Kirnarskaya D.K. Opyt testirovaniya muzykal'noi odarennosti na vstupitel'nykh ekza-menakh v muzykal'nyi vuz //Voprosy psikhologii. – 1992, №1-2. – S.158-163.
5.
Kirnarskaya D.K. Teoreticheskie osnovy i metody otsenki muzykal'noi odarennosti. – Spb., 2006.
6.
Krutetskii V.A. Psikhologiya matematicheskikh sposobnostei shkol'nikov. – M.-Voronezh, 1998.
7.
Cambridge handbook of expertise and expert performance. – Cambridge, 2006.
8.
Gagne F. An imperative, but, alas, improbable consensus! //Roeper Review. – 2004, Vol.27. – P.12-14.
9.
Gardner H. Extraordinary minds. – N.-Y., 1997.
10.
Gardner H. Frames of mind. – London. – 1983.
11.
Kirnarskaya D. Music-language ability as a component of musical talent //The First East-West Conference in General Psychology. – Banska Bystrica, 1995. – P.298-303.
12.
Kirnarskaya D. The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent. – Oxford, 2009.
13.
Kirnarskaya D., Winner E. Musical Ability in a New Key: Exploring the Expressive Ear for Music//Psychomusicology. – 1999, Vol.16. – P.2-16.
14.
Manturzewska M. Les facteurs psychologiques dans le developpement musical et l’evolution des musiciens professionels //Psychologie de la musique. – Paris, 1994. – P.258-276.
15.
Petsche H. Approaches to verbal, visual and musical creativity by EEG coherence analysis //International Journal of Psychophysiology. – 1996, Vol.24. – P.145-159.
16.
Renzulli J.S. What Makes Giftedness? Reexamining a Definition. //Phi Delta Kappan. – 1978, Vol.60(3). – P.180-84.
17.
Sloboda J. A. The acquisition of musical performance expertise: deconstructing the ‘talent’ account of individual differences in musical expressivity//The Road to Excellence: the acquisi-tion of expert performance in the arts and sciences. – Manwah, 1996. – P.107-126.
18.
Sloboda J.A., Davidson J.W., Howe M.J., Moore D.G. The role of practice in the develop-ment of performing musicians //British Journal of Psychology. – 1996, Vol.87. – P.287-309.
19.
Siegler R.S.? Kotovsky K. Two levels of giftedness: shall ever the twain meet? //Conceptions of giftedness. – N.Y., 1986. – P.417-435.
20.
Winner E. Gifted children. – N.Y., 1996.
21.
Winner E. The origins and ends of giftedness //American Psychologist. – 2000, Vol.55. – P.159-169.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"