ERIH PLUS - Европейский индекс цитирования гуманитарных наук, один из крупнейших мировых индексов цитирования.
Попавшие в систему мониторинга журналы соответствуют жестким европейским требованиям к научным публикациям. Попадание в ERIH позволяет
исследователям всего мира пользоваться научными материалами, опубликованными в журнале, повышает цитируемость авторов журнала в научных трудах ученых
разных стран.
Кирнарская Д.К.
Музыкальный талант как всеобщая модель одаренности
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2014. № 1.
С. 105-112.
DOI: 10.7256/2453-613X.2014.1.12424 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12424
Музыкальный талант как всеобщая модель одаренности
Кирнарская Дина Константиновна
доктор искусствоведения, доктор психологических наук
проректор, заведующая кафедрой, член Союза композиторов России, Российская академия музыки им. Гнесиных
121069, Россия, г. Москва, ул. Полтавская, 30/36
Kirnarskaya Dina Konstantinovna
Professor, Head of the department of History of Music, Member of the Union of Composers of the Russian Federation, Gnessin Russian Academy of Music
Аннотация: Данная статья посвящена построению структурной модели музыкального таланта. Ее фундаментом служит понятие интонационного слуха, ответственного за смысловое и эмоциональное прочтение звукового послания и являющегося психологическим основанием музыкальной мотивации. Над интонационным слухом надстраивается аналитический слух – музыкально-языковый оператор таланта, ответственный за высотно-ритмическое различение музыкальных элементов и их объединение в структуры языкового типа. Вершиной таланта является музыкальная креативность, состоящая из архитектонического слуха – оператора целостности текста, и музыкально-продуктивной способности. Наиболее явные и важные различия пролегают между психологическими свойствами и качествами, нацеленными на обучение и приобретение знаний и навыков (компетенций), с одной стороны, и психологическими свойствами и качествами, на которые опираются открытия, творческие проекты, новые идеи, произведения, изобретения и т.д., с другой стороны С деловой точки зрения вряд ли найдется более доходный «бизнес-проект»: повысить эффективность человеческого капитала до максимальной степени, предложив каждому человеку тот род занятий, для которого он предназначен самой Природой. Затраты на исследования, обращающие эту мечту в действительность, поистине ничтожны по сравнению с любым технологическим или индустриальным проектом. Может быть, на самом деле настало время сделать первый шаг навстречу суперэффективному обществу, в котором счастливые индивидуумы, реализовавшие себя, сумели применить ко всеобщему благу свои разнообразные таланты?
Ключевые слова:
музыка, психология, музыкальный талант, архитектонический слух, аналитический слух, мультиинтеллект, одаренность, концепции таланта, модель таланта, тестирование
Кирнарская Д.К. Опыт тестирования музыкальной одаренности на вступительных экза-менах в музыкальный вуз //Вопросы психологии. – 1992, №1-2. – С.158-163.
Kirnarskaya D. Music-language ability as a component of musical talent //The First East-West Conference in General Psychology. – Banska Bystrica, 1995. – P.298-303.
Manturzewska M. Les facteurs psychologiques dans le developpement musical et l’evolution des musiciens professionels //Psychologie de la musique. – Paris, 1994. – P.258-276.
Petsche H. Approaches to verbal, visual and musical creativity by EEG coherence analysis //International Journal of Psychophysiology. – 1996, Vol.24. – P.145-159.
Sloboda J. A. The acquisition of musical performance expertise: deconstructing the ‘talent’ account of individual differences in musical expressivity//The Road to Excellence: the acquisi-tion of expert performance in the arts and sciences. – Manwah, 1996. – P.107-126.
Sloboda J.A., Davidson J.W., Howe M.J., Moore D.G. The role of practice in the develop-ment of performing musicians //British Journal of Psychology. – 1996, Vol.87. – P.287-309.
Kirnarskaya D. Music-language ability as a component of musical talent //The First East-West Conference in General Psychology. – Banska Bystrica, 1995. – P.298-303.
Manturzewska M. Les facteurs psychologiques dans le developpement musical et l’evolution des musiciens professionels //Psychologie de la musique. – Paris, 1994. – P.258-276.
Petsche H. Approaches to verbal, visual and musical creativity by EEG coherence analysis //International Journal of Psychophysiology. – 1996, Vol.24. – P.145-159.
Sloboda J. A. The acquisition of musical performance expertise: deconstructing the ‘talent’ account of individual differences in musical expressivity//The Road to Excellence: the acquisi-tion of expert performance in the arts and sciences. – Manwah, 1996. – P.107-126.
Sloboda J.A., Davidson J.W., Howe M.J., Moore D.G. The role of practice in the develop-ment of performing musicians //British Journal of Psychology. – 1996, Vol.87. – P.287-309.