Статья 'Анализ задач информационного управления в условиях глобализации' - журнал 'Национальная безопасность / nota bene' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Национальная безопасность / nota bene
Правильная ссылка на статью:

Анализ задач информационного управления в условиях глобализации

Шульц Владимир Леопольдович

доктор философских наук

Член-корреспондент РАН, профессор, кафедра социального конструирования, Московский Государственный Университет

119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1

Shul'ts Vladimir Leopol'dovich

Doctor of Philosophy

Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Professor, Department of Social Engineering, Moscow State University.

119991, Russia, Moscow, Leninskie Gory str., 1

cona01@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Кульба Владимир Васильевич

доктор технических наук

Главный научный сотрудник, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН

117997, Россия, г. Москва, ул. Профсоюзная, 65

Kul'ba Vladimir Vasil'evich

Doctor of Technical Science

Chief Researcher, V.A. Trapeznikov Institute of Control Sciences of the Russian Academy of Sciences

117997, Russia, Moscow, Profsoyuznaya str., 65

kulba@ipu.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Шелков Алексей Борисович

кандидат технических наук

Ведущий научный сотрудник, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН

117997, Россия, г. Москва, ул. Профсоюзная, 65, каб. 407

Shelkov Aleksei Borisovich

PhD in Technical Science

Leading Scientific Associate, V.A. Trapeznikov Institute of Control Sciences of the Russian Academy of Sciences

117997, Russia, Moscow region, Moscow, ul. Trade Union, 65, office 407

abshelkov@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 
Чернов Игорь Викторович

кандидат технических наук

Заведующий лабораторией, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН

117997, Россия, г. Москва, ул. Профсоюзная, 65

Chernov Igor' Viktorovich

PhD in Technical Science

Head of the Laboratory, V.A. Trapeznikov Institute of Control Sciences of the Russian Academy of Sciences

117997, Russia, Moscow, Profsoyuznaya str., 65

ichernov@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0668.2017.3.21740

Дата направления статьи в редакцию:

19-01-2017


Дата публикации:

30-07-2017


Аннотация: Работа посвящена методологическим и прикладным проблемам повышения эффективности процессов информационного управления в условиях резкого обострения антироссийской направленности внешнеполитического курса стран Запада во главе с США. Показано, что решение комплекса проблем обеспечения устойчивого развития страны и защиты национальных интересов России не может успешно осуществляться без опоры на единую методологическую базу, основой которой является целенаправленное и комплексное, информационное воздействие (в широком смысле – информационное управление). Приведены результаты анализа сущности, ключевых функций, а также стратегических и тактических задач информационного управления. В качестве базовых функций информационного управления выделены комплексы задач формирования и поддержки идеологии государственного развития, формирования человеческого потенциала и обеспечения социальной стабильности. Показано, что в современных условиях острого геополитического противоборства информационное управление должно быть ориентировано на достижение двух групп стратегических целей: созидательной (обеспечение устойчивого внутреннего общественного развития) и оборонительной (защиты от внешних угроз поступательному развитию российского общества). Для решения прикладных и практических задач повышения эффективности информационного управления предложено использовать методологию системного анализа последствий информационных, экономических и политических взаимодействий в обществе, а также сценарного анализа процессов комплексного информационного противоборства Результаты проведенного анализа показали, что в современных условиях важнейшей задачей информационного управления является обеспечение гармонизации и согласованности процессов эффективной защиты суверенитета российского общества и государства от внешних и провоцируемых извне внутренних угроз, а также сохранения и развития собственной модели человека, общества, системы смыслов, нравственных и исторических ценностей. Успешное решение данного взаимосвязанного комплекса задач является необходимым условием обеспечения цивилизационной, политической, экономической и информационной независимости России. Для эффективного отражения информационной агрессии в настоящее время необходимы прежде всего целенаправленные и продуманные структурные преобразования системы информационной безопасности государства, а также создание мощной и эффективной научно- методологической базы для обеспечения информационного суверенитета страны. Практическое использование результатов исследований в рассматриваемой предметной области должно способствовать формированию единой многоуровневой государственной системы информационного управления, которая, должна играть ключевую роль в обеспечении устойчивого бескризисного социально – экономического развития Российской Федерации.


Ключевые слова:

информационное управление, информационный потенциал, информационное противоборство, геополитический противник, информационная агрессия, противодействие угрозам, идеология развития, система ценностей, человеческий потенциал, социальная стабильность

Abstract:   The results of carried out analysis of the essence, key functions as well as strategic and tactical tasks of information management are presented. The tasks for the formation and support of the ideology of national development, formation of human potential and social stability ensuring are considered as the basic functions of information management.   It is shown that in the current international situation, characterized by severe geopolitical confrontation the information management should be focused on the achievement of the two groups of strategic objectives: creative (to ensure sustainable domestic socio - economic development) and protective (to protect the development of Russian society from external threats).   In order to solve the applied and practical problems of improving the efficiency of information management. it is proposed to use the methodology of the systemic analysis of the consequences of information, economic and political interactions in the community, as well as scenario analysis of complex information confrontation processes. The results of the analysis have shown that under present conditions the crucial  task of information management consists in ensuring harmonization and coordination processes of the effective protection of sovereignty of the Russian society and the state from external and provoked from outside internal threats, as well as to preserving and developing its own model of a man, society, system of meanings, moral and historical values. Successful solution of this interrelated set of tasks is a necessary condition for ensuring the civilizational, political, economic, and informational independence of the Russian state. For effective counteraction, the informational aggression is now especially needed the purposeful and thoughtful structural transformation of the information security of the state, as well as the creation of a powerful and effective scientific-methodological base for providing information sovereignty of the country. Practical use of the results of research contribute to the formation of a unified state multilevel information management system, which would play a key role in the crisis-free sustainable socio-economic development of the Russian Federation.  


Keywords:

information management, information potential, informational confrontation, geopolitical opponent, information aggression, countering threats, ideology of development, system of values, human potential, social stability

Введение

В настоящее время успешное поступательное развитие российского общества и государства возможно только при условии повышения роли гражданина в общественной и политической жизни страны. Это неизбежно приводит к тому, что и законодательная, и исполнительная власть практически всегда должны стремиться все в большей степени заручаться идейно-политическим согласием гражданского общества и его поддержкой проводимой внутренней и внешней политики. При этом возникает необходимость решения задачи формирования такого общественного мнения, которое способствовало бы консолидации общества в рамках процессов достижения стратегических долгосрочных социально-экономических и политических целей государственного развития, а также противодействия деструктивным внутренним и внешним силам, незаинтересованным в устойчивом развитии нашей страны, либо прямо заинтересованным в обратном [1 - 4].

Данная задача в настоящее время является особенно актуальной. Развитие процессов глобализации и проникновение новых информационных, телекоммуникационных и компьютерных технологий практически во все сферы жизни фактически привело к стиранию информационных границ и значительному росту открытости как мирового сообщества в целом, так и составляющих его субъектов.

Резкое обострение международной обстановки в последние годы, сопровождающееся интенсификацией антироссийской направленности внешней политики стран Запада фактически привело к возникновению принципиально нового явления в межгосударственных отношениях – геополитического комплексного информационного противоборства, несущего в себе целый ряд принципиально новых угроз национальной безопасности Российской Федерации [5].

В сложившейся ситуации задачи обеспечения защиты национальных интересов России как на международном уровне, так и внутри страны существенно усложняются. Наиболее важными проблемами в данном направлении становятся формирование общественного мнения в поддержку российской внутренней и внешней политики, создание в глобальном информационном пространстве позитивного образа государства, организация эффективного противодействия проводимой геополитическими противниками России политике санкций, открытой информационной агрессии, а также усилиям по дестабилизации обстановки внутри нашей страны.

Необходимо отметить, что рассматриваемые задачи являются динамическими, что проявляется в необходимости непрерывной коррекции их структурных составляющих, а также защиты национальных интересов и имиджа государства в целом в ситуациях, когда внешнее восприятие страны в силу информационной агрессии геополитических противников преднамеренно искажается и возникает острая необходимость в дополнительных усилиях по позиционированию российской политики в позитивном плане.

В современных условиях (в особенности с учетом развития процессов глобализации и информационного общества) решение комплекса проблем обеспечения устойчивого развития страны и защиты национальных интересов России не может успешно осуществляться без опоры на единую методологическую базу, основой которой является целенаправленное, комплексное, ориентированное на конкретные объекты информационное воздействие, которое в широком смысле можно определить как информационное управление, анализу ключевых функций и задач которого в современных условиях и посвящена настоящая работа.

1. Анализ сущности информационного управления

Анализ использования традиционных методов управления показывает, что они достаточно редко применяются для прямого или косвенного информационного воздействия на широкие массы населения [6, 7]. Концепция информационного управления в качестве материальной основы базируется на развитой информационной инфраструктуре и средствах массовой информации и коммуникации, имеющих глобальные масштабы.

Под информационным управлением понимается процесс выработки и реализации управленческих решений в ситуации, когда управляющее воздействие носит неявный, косвенный характер, и объекту управления представляется определяемая субъектом управления информация о ситуации (информационная картина), ориентируясь на которую этот объект внешне самостоятельно выбирает линию своего поведения [3, 8].

Информационное управление направлено прежде всего на формирование или изменение общественного сознания (в менее сложных ситуациях – общественного мнения по тем или иным проблемам), либо непосредственно побуждение к определенным действиям выделенных целевых аудиторий в границах заданного временного горизонта. При этом в последнем случае информационное управление прямого действия в принципе может быть направлено и на побуждение человека или определенных групп людей к немедленным действиям в желательном направлении. Но на практике без достаточно длительного целенаправленного информационного воздействия это достигается достаточно редко, поскольку, как правило, необходимо предпринять целый ряд мер по информированию, убеждению, напоминанию и т.п. для того, чтобы поставленная цель была реализована, и большинство членов целевой аудитории действовали требуемым образом.

Как известно, существует тесная связь между понятиями «управление» и «информация». Всякое управление основано на получении, переработке и использовании информации (информационных ресурсов), которая циркулирует в каналах прямой и обратной связи [7]. Информация – это разнообразные сведения, факты, данные о явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, в технических устройствах и живых организмах. В любом обществе информация выполняет следующие основные функции:

· интегративную: сплочение членов общества и социальных групп в единое целое;

· коммуникативную: общение и взаимопонимание;

· инструментальную: участие в организации и управлении производственно-экономической деятельностью;

· познавательную: как средство отражения объективной реальности.

Интенсивное развитие процессов глобализации, информационных и телекоммуникационных технологий привело к тому, что в настоящее время информация приобрела не только характер стратегического ресурса в управлении общественным развитием, но и, по сути, стала одним из важнейших инструментов организационного управления. Кроме того, непрерывное усложнение общественных структур и взаимосвязей между их элементами в конечном итоге привело к существенному и качественному росту стратегического значения информационного фактора (ресурса) в любой без исключения области человеческой деятельности, особенно, если данная деятельность является целенаправленной и претендует на результативность и эффективность.

В настоящее время национальные информационные ресурсы практически стали определяющим фактором политического, социально-экономического и научно-технического развития государств. Поэтому способность той или иной страны формировать, развивать, распределять и эффективно использовать эти ресурсы в значительной мере определяет уровень ее конкурентоспособности в мировом сообществе и является одним из необходимых условий обеспечения ее национальной безопасности.

Непрерывный рост информационных потоков, возможностей и доступности систем и средств телекоммуникации и массовой информации в огромной степени затруднил поведение человека и фактически привел к его зависимости от обрушившейся на него информационной лавины. Это неизбежно выдвинуло на передний план процессы избирательного поиска и повышения эффективности восприятия необходимой информации с последующей ее редукцией для принятия тех или иных решений, осуществления определенных действий, формирования убеждений или жизненной позиции по определенному кругу проблем и вопросов. В итоге информация как ресурс стала ключевым элементом в политической, социальной и экономической деятельности людей, их общностей, государств, а также человеческого общества в целом.

В условиях доступности информационных ресурсов, а также возможностей адресной и практически прямой доставки потребителю (объекту воздействия) информации, требуемой источнику, эта информация становится и инструментом целенаправленного воздействия на личность и общество в целом, фактически становящихся объектом информационного управления.

Конечной целью информационного воздействия является желаемое поведение объекта управления, которое постулируется субъектом [9]. Например, как широко известно, специалисты по рекламе для определения желаемого поведения потребителей пользуются формулой AIDA, что является аббревиатурой следующих понятий: Attention– внимание, Interest– интерес, Desire– желание, Action– действие. Данная формула ступенчатого воздействия рекламы была разработана Э.Левисом еще в 1898 г. С тех пор она претерпела множество изменений, но суть всех проведенных модификаций не изменилась и состоит в существовании строгой иерархии этапов информационного воздействия. Отметим, что в ряд модификаций данной модели между «желанием» и «действием» включен дополнительный этап Conviction – убеждение.

Поскольку задача информационного управления многократно шире проблематики повышения эффективности рекламного воздействия и заключается в том, чтобы не только информировать, но и эффективно управлять (побуждать объект управления к действию в требуемом направлении косвенными методами), то в формуле AIDA применительно к информационному управлению термины InterestиDesireправильнее было бы заменить наInformation– информация и Decision – решение соответственно.

Различают стратегию и тактику информационного управления. В рамках стратегии информационного воздействия формируются долгосрочные цели и разрабатываются пути их достижения. Стратегия должна ориентироваться на конкретный конечный результат и отличаться изобретательностью и оригинальностью, поскольку только при выполнении данных условий возможно эффективное восприятие передаваемой информации целевой аудиторией. Выбранная стратегия по сути определяет выбор сценариев и программ реализации функций и задач информационного управления, а также объемов потребности в ресурсах различного типа.

Первым шагом в определении стратегии является выбор целевой аудитории и ее сегментация. Вторым – разработка основополагающей идеи, программы и набора альтернативных сценариев реализации функций информационного управления, выбор исполнителей, а также каналов, средств и технологий практического решения поставленных задач. Самое важное при этом – преодоление стереотипов на пути к стратегическому мышлению и создание множества альтернативных вариантов творческих идей, способных обеспечить высокую конкурентоспособность разработанного информационного продукта на медиарынке, а также его привлекательность для выбранных целевых аудиторий.

В соответствии с разрабатываемой стратегией информационного воздействия строится и его тактика, в рамках которой осуществляется выбор конкретных мер этого воздействия, осуществляется их концентрация и оперативное управление реализацией.

В целом, как уже отмечалось выше, механизм информационного воздействия основан прежде всего на управлении общественным сознанием и внесением в это сознание целенаправленной достоверной, либо, наоборот, недостоверной информации (в последнем случае – дезинформации). Данный тип управления человеком, группой, массой связан со стремлением так сформировать сообщение о реальной ситуации, чтобы человек принимал его как само собой разумеющееся и поступал соответствующим образом. Что касается дезинформации, то она является одним из вариантов информационного воздействия, имеющего целью сознательное введение целевой аудитории в заблуждение, т.е. навязывание превратного, искаженного, а иногда и просто откровенно лживого представления о реальной действительности.

Информационное управление теснейшим образом связано с управлением государственным развитием и, по своей сути, является неотъемлемой его частью. Стратегические цели информационного управления полностью совпадают с аналогичными целями государственного развития. Одновременно с этим, тактические задачи информационного управления могут отличаться с учетом специфических особенностей данного метода, однако при этом антагонистического противоречия целей принципиально не возникает и не может возникнуть, поскольку оба рассматриваемых метода направлены прежде всего на реализацию единого вектора устойчивого поступательного развития государства и общества. При этом информационное управление существенно дополняет систему государственного управления в процессе решения задач социально-экономического развития страны, во многом способствуя повышению ее эффективности и результативности, причем в условиях развитого информационного общества, использование методов информационного управления вносит все больший вклад в успешное решение ключевых задач государственного развития.

В современных условиях острого геополитического противоборства, а также нарастающих кризисных процессах и явлениях в мировой социально-экономической системе информационное управление методологически должно быть ориентировано на достижение двух групп стратегических целей – созидательной (обеспечение устойчивого внутреннего общественного развития) и оборонительной (защиты от внешних угроз поступательному развитию российского общества). Следует сразу подчеркнуть, что данные задачи отнюдь не сводятся к хорошо известным со времен СССР задачам пропаганды и контрпропаганды – они гораздо шире (рис.1).

pic_1_small

Рис.1 Концепция информационного управления

Основной созидательной целью информационного управления должно являться в первую очередь развитие консолидирующей системы ценностей российского общества, формирование системы общественно- и социально-значимых и одновременно с этим внятных долгосрочных целей государственного развития, а также прозрачных механизмов их реализации. Данная система ценностей и стратегических целей по сути должна являться основой для выработки идеологии государственного развития Российской Федерации.

Важнейшей стратегической задачей информационного управления в рамках рассматриваемой группы задач является формирование и развитие человеческого потенциала как основы российского общества. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (2016 г.) особо подчеркивается главная стратегическая цель российской политики – «сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России», результаты достижения которой должны быть «направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры». Достижение данной цели невозможно «на зыбкой почве слабого государства и управляемой извне безвольной власти, потерявшей доверие своих граждан» [1]. В данных условиях основной стратегической задачей информационного управления должна быть всемерная поддержка усилий государства по решению важнейших проблем социально-экономического развития в крайне сложных условиях, определяемых во-первых, внешней средой, и во-вторых – целым рядом имеющих как объективную, так и субъективную природу внутренних факторов.

С точки зрения тактических целей управления социально-экономическим развитием, можно выделить несколько наиболее характерных групп задач информационного управления.

· Информационная поддержка программ государственного, регионального, промышленного (транспортного, энергетического) и инфраструктурного развития.

· Противодействие деструктивным силам, препятствующим или дезорганизующим процессы управления реализацией поставленных задач социально-экономического развития.

· Предание широкой гласности и разъяснение целей, задач, ожидаемых и полученных результатов крупных социально-значимых проектов.

· Публичное вскрытие недостатков, допущенных ошибок и просчетов в решении задач социально-экономического развития.

· Доведение до органов исполнительной власти на местах критических замечаний граждан, касающихся текущей деятельности данных органов в рамках их полномочий и задач и т.д.

Защитная функция информационного управления заключается прежде всего в обеспечении информационного суверенитета нашей страны, ее защиты от внешних и внутренних деструктивных воздействий на систему ценностей и национальных интересов государства, а также противодействие попыткам дестабилизации российского общества, которые, как правило, и становятся главной целью информационной агрессии геополитических противников нашей страны.

Резко возросшая в последние годы острота противостояния стран Запада и России, откровенная антироссийская политика США и их союзников, неустойчивость процессов мирового экономического развития, а также политическая нестабильность в целом ряде регионов мира, приводит к существенному ужесточению требований к обеспечению безопасности нашей страны на национальном и региональном уровнях. Это, в свою очередь, приводит к необходимости повышения эффективности использования арсенала сил, средств и методов информационного управления с целью защиты национальных интересов Российской Федерации.

Сложившаяся в настоящее время ситуация, как подчеркивается в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. №646) характеризуется «нарастанием угроз применения информационных технологий в целях нанесения ущерба суверенитету, территориальной целостности, политической и социальной стабильности Российской Федерации».

Именно в силу этого в упомянутой выше Доктрине в качестве одного из важнейших направлений обеспечения государственной, общественной и информационной безопасности выделено «противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации» [2]. Решение данной задачи является важнейшей функцией информационного управления.

Решение задачи обеспечения социальной стабильности методами информационного управления базируется на методологии опережающего (в том числе сценарного) анализа ключевых факторов риска, несущих в себе различного рода угрозы безопасности Российской Федерации. Для целей аналитического исследования данные факторы целесообразно группировать в иерархический ряд поколений (иерархически подчиненных причинно-следственными связями групп факторов): противоречия, источники угроз, угрозы, окна уязвимости, риски, последствия или ущербы. Каждый фактор верхнего уровня иерархии является порождающим для ряда факторов нижеследующего [10].

Методология решения рассматриваемой задачи предполагает разработку организационно-управленческих механизмов на трех базовых уровнях: стратегическом, тактическом, оперативном.

Стратегические задачи обеспечения социальной стабильности должны быть направлены прежде всего на ликвидацию источников угроз дестабилизации, либо как минимум – на их ослабление. Фактически на рассматриваемом уровне должны приниматься и реализовываться стратегические, структурные и системообразующие решения, направленные на обеспечение приемлемого уровня социальной, информационной, экономической, региональной и иных составляющих национальной безопасности государства.

В рамках решения комплекса рассматриваемых задач можно выделить следующие базовые типы стратегий обеспечения социальной стабильности:

1. ориентированные на идентификацию окон уязвимости и ликвидацию источников угроз или в случае невозможности – на максимально возможное ослабление этих угроз;

2. ориентированные на ослабление, снижение интенсивности воздействия существующих или предотвращение возникновения вероятных (вновь возникающих) угроз безопасности (в случае невозможности воздействия на источники угроз);

3. направленные на максимально возможное снижение тяжести последствий реализации угроз и компенсацию нанесенного ущерба, а также ликвидацию иных негативных последствий воздействия угроз социальной стабильности.

Первый тип стратегий обуславливает необходимость разработки стратегических и структурных решений по обеспечению информационного суверенитета страны и обеспечению социальной стабильности. Следующий тип стратегий предполагает реализацию соответствующих функций организационного и информационного управления, направленных на снижение интенсивности воздействия угроз безопасности, либо «блокирование» («дезавуирование») их источников. В последнем случае априори предполагается неизбежность некоторого вероятного ущерба (как в случае с угрозами, исходящими от санкционной политики геополитических противников России), и целью является компенсация или снижение тяжести последствий управленческими воздействиями, предусмотренными соответствующей выбранной стратегией управления. Очевидно, что стратегии третьего типа могут разрабатываться или реализовываться применительно к ситуациям, где ущербы принципиально полностью или хотя бы частично восполнимы (например, за счет реализации политики импортозамещения), либо объективно неизбежны, т.е. когда нет практической возможности осуществить какую-либо программу реализации прочих стратегий.

Тактический уровень предполагает решение задач, связанных с ликвидацией (блокированием) угроз или предотвращением их негативного воздействия на российское гражданское общество. По сути, процесс обеспечения безопасности на данном уровне представляет собой комплексы превентивных мероприятий, направленных на ликвидацию угроз социальной стабильности, либо на предотвращение последствий их воздействия.

Целью решения задач обеспечения социальной стабильности на оперативном уровне является в первую очередь реакция системы информационного управления на непредсказуемые отклонения в ходе реализации долгосрочных и среднесрочных планов по обеспечению социальной стабильности, а также ликвидация последствий реализации угроз.

Основой технологии информационного управления являются осуществляемые в рамках единой государственной информационной политики информационные воздействия (целенаправленные активные информационные кампании (АИК)), а также комплексы мероприятий по противодействию внешним деструктивным информационным воздействиям (ВДИВ) [5].

Основной особенностью АИК является то, что они представляют собой не единовременный акт, а совокупность взаимосвязанных действий, методов и технологий их реализации, распределенных на некотором временном интервале в выделенных территориальных границах и направленных на определенные целевые аудитории с использованием различных каналов передачи и распространения определенной информации. Здесь под каналами передачи информации понимаются различные компоненты системы средств массовой информации, к которым обычно относят:

· традиционную прессу – зарубежную, общероссийскую, местную, многотиражную, общественно-политическую, популистскую, бизнес-прессу, молодежную, научную и специализированную;

· электронные СМИ (или отнесенную к ним блогосферу);

· социальные сети, оказывающие все большее влияние на общественное сознание и в силу этого все интенсивнее используемые геополитическими противниками России для проведения ВДИВ;

· прочие Интернет-ресурсы различного типа и назначения (сайты традиционных СМИ, информационные порталы, тематические сайты, персональные сайты, форумы, почтовые службы и т.п.);

· медиахолдинги и информационные агентства (зарубежные, общероссийские, местные, научные, специализированные), используемые в качестве основных источников информации;

· телевидение (зарубежное, общероссийское, местное, государственное, коммерческое);

· радиовещание (зарубежное, общероссийское, местное, государственное, коммерческое);

· литературные и книжные издательства;

· киноиндустрия и прокатные компании;

· учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы для различных уровней образования и воспитания;

· рекламные агентства;

· службы связи с общественностью и прессой;

· почту;

· рекламные агентства и т.д.

В комплексе общих целей реализации АИК важно суметь обеспечить, например, средствами СМИ, социальных сетей, телевидения и т.д. непрерывность процесса реализации, подачи требуемой информации (создание требуемого фона и его резкое усиление в требуемые периоды времени). Другими словами, СМИ, социальные сети, телевидение и радиовещание как основные инструменты непосредственной реализации АИК должны постоянно осуществлять информационное воздействие на целевую аудиторию.

В процессе планировании и реализации АИК следует учитывать, что их действие осуществляется не мгновенно, а имеет некоторое временное запаздывание. При этом, в зависимости от характера АИК, каналов передачи и распространения информации, а также комплекса внешних факторов, реакция целевой аудитории может быть как мгновенной, так и отложенной.

С точки зрения технологии информационного воздействия на целевую аудиторию можно выделить ряд типовых коммуникативных моделей реализации АИК: одноцелевую одноканальную, одноцелевую многоканальную, многоцелевую одноканальную, многоцелевую многоканальную и интегральную [5, 11, 12]. Выбор конкретной коммуникативной модели осуществляется на этапе подготовки АИК в рамках информационного управления и связан с заданными целевыми установками, а также имеющимися технологическими и ресурсными ограничениями. Большое влияние на эффективность и результативность АИК оказывает и тактика подачи информационного материала. В случае реализации длительных информационных воздействий указанная тактика регламентирует динамику изменения интенсивности подачи информационного материала, на основе которой рассчитывается потребность в ресурсах.

Следует отметить, что при выборе тематических решений при реализации АИК следует обязательно учитывать уровень воздействия передаваемого информационного материала на целевую аудиторию. В силу этого разработка комплекса АИК должна базироваться на тщательном анализе характеристик целевой аудитории, а также носить не только глобальный, но и дифференцированный, избирательный характер. При наличии широкого фронта информационных акций обычно выбирается главное направление АИК, в соответствии с которым определяется целевая аудитория (как правило, наиболее значимая и массовая, либо, наоборот, специализированная).

2. Формирование идеологии государственного развития

Практически никакая страна не может быть конкурентоспособной на мировой арене и успешно развиваться без четко определенной совокупности идей и идеалов, отражающих волю и доминирующие взгляды граждан на ключевые пути развития государства и общества, а также в значительной степени определяющих ключевые приоритеты текущей внутренней и внешней политики государства. Данная совокупность идей и ценностей и образует государственную идеологию, независимо от того, в каком конечном виде она оформлена и принята как руководство к действию. По сути, государственная идеология представляет собой стержневую основу для формирования долгосрочных целей государственного и общественного развития, а также консолидации общества и концентрации его усилий на пути к достижению поставленных целей.

Как известно, организационное управление любым объектом (предприятием, организацией, отраслью, территориальным образованием и, что наиболее существенно с точки зрения целей настоящей работы – государственным развитием) представляет собой непрерывный процесс (так называемый управленческий цикл), включающий достаточно строго определенн

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.