Статья 'Основные причины офшоризации российской экономики и меры по деофшоризации' - журнал 'Национальная безопасность / nota bene' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Национальная безопасность / nota bene
Правильная ссылка на статью:

Основные причины офшоризации российской экономики и меры по деофшоризации

Жемухова Мадина Алимовна

аспирант, кафедра государственного управления и национальной безопасности, Дипломатическая академия МИД России

119992, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2

Zhemukhova Madina Alimovna

Post-graduate student, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, the department of State Administration and National Security; Leading Economist at OJSC "Mosmetrostroy"

119992, Russia, Moscow, Ostozhenka Street 53/2

zhemukhova@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0668.2015.5.15351

Дата направления статьи в редакцию:

21-05-2015


Дата публикации:

1-5-2015


Аннотация: Предметом исследования являются определение основных причин офшоризации российской экономики и предложение мер по деофшоризации. Автором рассматривается негативная роль офшоров в России, пагубно сказывающаяся на социально-экономическом развитии страны, высокая степень офшоризации обуславливается тем, что значительная часть крупнейших российских корпораций, контролируется компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах. В статье представлены основные преимущества при использовании офшорных схем, автор выделяет следующие: избежание и минимизация налогообложения, возможность получения на международном валютном рынке долгосрочных кредитов под минимальный процент, обеспечение анонимности конечных бенефициаров и секьюритизация собственности. В статье используется сравнительный анализ различных подходов к решению проблемы офшоризации. В процессе анализа автор опирается на ряд ключевых мер, среди которых выделяет налоговые, денежно-кредитные, экономические меры. Основными мерой по борьбе с офшоризацией экономики является проведение грамотной денежно-кредитной политики, направленной на увеличение объема денежной массы в стране, повышение уровня монетизации и ликвидности, что приведет к снижению процентных ставок по кредитным ресурсам и необходимость поиска длинных денег за рубежом сократится в разы. В статье отмечается, что негативный эффект от деятельности офшоров имеет двойные экономические последствия, так как приводит к тому, что резиденты своих стран платят больше налогов, чтобы компенсировать урон, который возникает из-за денег, исчезающих в офшорах. Автором показана насущная необходимость в пересмотре и отказе от соглашений об избежании двойного налогообложения, в усилении валютного контроля, в составлении списка конечных бенефициарных владельцев офшорных компаний, ведущих активную деятельность в России. Автор подчеркивает необходимость формирования внутреннего долгосрочного кредитования по низким процентным ставкам, путем развития фондового рынка в России, как источника для привлечения заемных средств для корпоративного бизнеса.


Ключевые слова:

офшорный бизнес, деофшоризация, уклонение от налогов, отмывание денежных средств, теневая экономика, отток капитала, трансфертное ценообразование, контролирующая иностранная компания, бенефициар, таргетирование инфляции

Abstract: The subject of the research is to determine causes of Russian economy's offshorization and what kind of preventive measures can be taken for its deoffshorization. A high level of offshorization is explained by the fact that the largest percent of Russian corporations is controlled by the companies registered in offshore zones.The article presents the main advantages of using offshore schemes whereas author points out the following aspects: minimisation of taxation, available long-term bank loans at the reduced interest rate provided by IMM (International Monetary Market), anonymity of end-beneficiaries and securitization of the property. It was applied a comparative analysis of various approaches to solving the issue of offshorization.Analysis would also take into consideration several key actions such as: tax, monetary and economic measures. The major measure to combat the trend of economy offshorization is to conduct a competent proactive monetary policy aiming to increase the money supply in the country, enhance the level of monetization and liquidity resulting in lower interest rates on credit resources as well as significant decreasing of the need for the long-term funds abroad. It is stated in the article that the negative effects of the offshore activities has dual economic consequences. As a result residents of the country eventually pay more taxes to compensate the occurred damage because of the money disappearing in the offshore territory. Author demonstrates the urgent need to revise or even reject the agreements in order to avoid double taxation, to enhance foreign exchange control, determine a list of end beneficial owners of active offshore companies in Russian Federation. Author emphasises the need of establishing of domestic long-term lending at low interest rates through development of the Russian stock market as an opportunity for borrowing funds for corporate business.


Keywords:

offshore business, deoffshorization, tax evasion, money laundering, black economy, capital outflow, transfer pricing, a controlled foreign company, beneficiary, inflation targeting

Библиография
1. Шатен П.Л. Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма. Практическое руководство для банковских специалистов.-М.: Альпина Паблишерз, 2011.-316 с.
2. Попов Е. АвтоВАЗ выкатывают из офшора / Е. Попов // Газета "Коммерсантъ".-2014.-№ 88.-с.12
3. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ // РГ.2014 . № 6550
4. Госдума приняла федеральный бюджет во втором чтении // Bujet.ru: ежедн. интернет-изд. URL: http://bujet.ru/article/266755.php (дата обращения: 25.12.2014).
5. Платежный баланс Российской Федерации за 2014 год (по методологии шестого издания «Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» // Центральный банк Российской Федерации: офиц. сайт Банка России URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/bal_of_payments_new_14 / (дата обращения: 01.04.2015).
6. Хейфец Б.А. Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике.-М.: Экономика, 2008.-335 с.
7. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны. Учебное пособие.-М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015.-560 с.
8. Из России за 20 лет вывели через офшоры более $800 млрд. // Центр научной политической мысли и идеологии URL: http://rusrand.ru/events/iz-rossii-za-20-let-vyveli-cherez-ofshory-bolee-800-mlrd (дата обращения: 01.12.215)
9. Офшорный фонд национального благосостояния // Независимая газета, официальный сайт URL: http://www.ng.ru/economics/2013-02-11/1_offshore.html?insidedoc=&id_user=Y (дата обращения: 03.04.2015)
10. Ревенков П.В., Дудка А.Б., Воронин А.Н., Каратаев М.В. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках. — М. : КНОРУС : ЦИПСиР, 2012. — 280 с.
11. Михаил Делягин: меры борьбы с оффшорами поверхностны, проблемы глубже // «Национальный эксперт» URL: http://nacexpert.ru/mixail-delyagin-mery-borby-s-ofshorami-poverxnostny-problemy-glubzhe/ (дата обращения: 05.05.2015).
12. Аганбегян А.Г. Кризис. Беда и шанс для России.-М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2009.-288 с.
13. Следы «денег Магнитского» // Новая Газета URL: http://www.novayagazeta.ru/inquests/62509.html (дата обращения: 25.12.2014).
14. О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства: Федеральный закон от 28 апреля 2008 г. № 57-ФЗ // СЗ РФ. 2008 г. № 18. ст. 1940
15. IPO Watch Europe Survey Q1 2014 // PriceWaterhouseCoopers URL: http://www.pwc.de/de/newsletter/kapitalmarkt/assets/ipo-watch-q1-2014.pdf (дата обращения: 07.06.2015).
16. Рынок IPO пережил бум в 2014 году // Вести Финанс URL: http://www.vestifinance.ru/articles/51127 (дата обращения: 01.06.2015).
17. Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. – М.: Институт экономики РАН, 2013.–63 с.
18. Состояние преступности-январь-декабрь 2014 года // Министерство Внутренних Дел РФ, офиц. сайт URL: https://mvd.ru/reports/item/2994866/ (дата обращения: 03.04.2015).
19. Состоялось заседание Коллегии Росфинмониторинга «Об итогах работы Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2014 году и задачах на 2015 год» // Федеральная служба по финансовому мониторингу, офиц. сайт URL: http://fedsfm.ru/releases/1471 (дата обращения: 03.04.2015).
20. LIBOR-current LIBOR interest rates // Global rates, source for international interest rates and economic indicators URL: http://www.global-rates.com/interest-rates/libor/libor.aspx (дата обращения: 20.08.2015).
References
1. Shaten P.L. Predotvrashchenie otmyvaniya deneg i finansirovaniya terrorizma. Prakticheskoe rukovodstvo dlya bankovskikh spetsialistov.-M.: Al'pina Pablisherz, 2011.-316 s.
2. Popov E. AvtoVAZ vykatyvayut iz ofshora / E. Popov // Gazeta "Kommersant''".-2014.-№ 88.-s.12
3. O federal'nom byudzhete na 2015 god i na planovyi period 2016 i 2017 godov: Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 1 dekabrya 2014 g. № 384-FZ // RG.2014 . № 6550
4. Gosduma prinyala federal'nyi byudzhet vo vtorom chtenii // Bujet.ru: ezhedn. internet-izd. URL: http://bujet.ru/article/266755.php (data obrashcheniya: 25.12.2014).
5. Platezhnyi balans Rossiiskoi Federatsii za 2014 god (po metodologii shestogo izdaniya «Rukovodstva po platezhnomu balansu i mezhdunarodnoi investitsionnoi pozitsii» // Tsentral'nyi bank Rossiiskoi Federatsii: ofits. sait Banka Rossii URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/bal_of_payments_new_14 / (data obrashcheniya: 01.04.2015).
6. Kheifets B.A. Ofshornye yurisdiktsii v global'noi i natsional'noi ekonomike.-M.: Ekonomika, 2008.-335 s.
7. Baronov V.I., Kostyunina G.M. Svobodnye ekonomicheskie i ofshornye zony. Uchebnoe posobie.-M.: Magistr: INFRA-M, 2015.-560 s.
8. Iz Rossii za 20 let vyveli cherez ofshory bolee $800 mlrd. // Tsentr nauchnoi politicheskoi mysli i ideologii URL: http://rusrand.ru/events/iz-rossii-za-20-let-vyveli-cherez-ofshory-bolee-800-mlrd (data obrashcheniya: 01.12.215)
9. Ofshornyi fond natsional'nogo blagosostoyaniya // Nezavisimaya gazeta, ofitsial'nyi sait URL: http://www.ng.ru/economics/2013-02-11/1_offshore.html?insidedoc=&id_user=Y (data obrashcheniya: 03.04.2015)
10. Revenkov P.V., Dudka A.B., Voronin A.N., Karataev M.V. Finansovyi monitoring: upravlenie riskami otmyvaniya deneg v bankakh. — M. : KNORUS : TsIPSiR, 2012. — 280 s.
11. Mikhail Delyagin: mery bor'by s offshorami poverkhnostny, problemy glubzhe // «Natsional'nyi ekspert» URL: http://nacexpert.ru/mixail-delyagin-mery-borby-s-ofshorami-poverxnostny-problemy-glubzhe/ (data obrashcheniya: 05.05.2015).
12. Aganbegyan A.G. Krizis. Beda i shans dlya Rossii.-M.: AST, Astrel', Kharvest, 2009.-288 s.
13. Sledy «deneg Magnitskogo» // Novaya Gazeta URL: http://www.novayagazeta.ru/inquests/62509.html (data obrashcheniya: 25.12.2014).
14. O poryadke osushchestvleniya inostrannykh investitsii v khozyaistvennye obshchestva, imeyushchie strategicheskoe znachenie dlya obespecheniya oborony i bezopasnosti gosudarstva: Federal'nyi zakon ot 28 aprelya 2008 g. № 57-FZ // SZ RF. 2008 g. № 18. st. 1940
15. IPO Watch Europe Survey Q1 2014 // PriceWaterhouseCoopers URL: http://www.pwc.de/de/newsletter/kapitalmarkt/assets/ipo-watch-q1-2014.pdf (data obrashcheniya: 07.06.2015).
16. Rynok IPO perezhil bum v 2014 godu // Vesti Finans URL: http://www.vestifinance.ru/articles/51127 (data obrashcheniya: 01.06.2015).
17. Kheifets B.A. Deofshorizatsiya rossiiskoi ekonomiki: vozmozhnosti i predely. – M.: Institut ekonomiki RAN, 2013.–63 s.
18. Sostoyanie prestupnosti-yanvar'-dekabr' 2014 goda // Ministerstvo Vnutrennikh Del RF, ofits. sait URL: https://mvd.ru/reports/item/2994866/ (data obrashcheniya: 03.04.2015).
19. Sostoyalos' zasedanie Kollegii Rosfinmonitoringa «Ob itogakh raboty Federal'noi sluzhby po finansovomu monitoringu v 2014 godu i zadachakh na 2015 god» // Federal'naya sluzhba po finansovomu monitoringu, ofits. sait URL: http://fedsfm.ru/releases/1471 (data obrashcheniya: 03.04.2015).
20. LIBOR-current LIBOR interest rates // Global rates, source for international interest rates and economic indicators URL: http://www.global-rates.com/interest-rates/libor/libor.aspx (data obrashcheniya: 20.08.2015).
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.