по
Security Issues
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Security Issues" > Rubric "Transformation of national security systems"
Transformation of national security systems
Belyaeva G.S., Belyaev V.P. - Modern national security conceptions of foreign states: legal aspect pp. 11-23

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.5.20794

Abstract: The paper analyzes the main provisions of modern conceptions of national security of foreign states. The authors consider the reasons for their adoption, the approaches to the interpretation of national interests, the threats to national interests and the system of measures and methods of national security protection in different countries. Special attention is given to the role of Russia in the international legal space in the context of the national security conceptions of the USA and some other foreign states. The authors ascertain and systematize the peculiarities of foreign approaches to national security protection. The research is based on various general scientific methods of cognition: analysis and synthesis, abstraction, modeling, the system structural, functional and formal-logical approaches. The article can have both a theoretical and a branch application; it is an interdisciplinary study which is aimed at the establishment of conceptual approaches to understanding of national security and the mechanisms of its protection in different countries. The authors carry out the comparative analysis of the experience of strategic legal regulation of national security issues in foreign states, which is necessary in the context of new global challenges. 
Litvinov I.M. - Formation and development of intelligence community of France pp. 15-25

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.4.19288

Abstract: The research subject of the study is formation, development and legal regulation of intelligence community in France. The chronological framework of the study covers the historical period from 1994 to the present time. The first independent counterintelligence service in France was established in the last year of World War II, thus laying the foundation of the future intelligence community. During the period under consideration, various changes had happened to the internal policy of France and the international situation. Internal and external factors influenced the organization and activities of France’s intelligence community and the condition of national security. The research methodology of the study is based on the dialectical method, concrete historical approach, system analysis, formal legal and comparative legal methods. The scientific novelty of the study consists in the consideration of the transformations of the national security system of France from 1944 to the present day. The transition from the Fourth to the Fifth Republic had significantly changed the role of public authorities in the sphere of security provision. The reforms of the national security system of France which had taken place during 2007-2009, were based on the experience of American intelligence community. France’s counterintelligence agencies and political investigation service reforming was accompanied by the reduction of human, financial and technical resources. The author of the study concludes that these reforms, coupled with unfavorable external factors, had led to internal security weakening and serious drawbacks in combating terrorism. 
Panenkov A.A. - Fighting terrorism and its financing shall remain a topical long-term problem for Russia. pp. 19-77

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.4.187

Abstract: The author provides a system of arguments proving that the problem of terrorism and terrorism financing shall remain topical in Russia in a long-term perspective. The article includes the results of scientific studies (2010 - 2012) in the sphere of terrorism financing, and the author makes specific propositions on optimizing fighting terrorism financing.  Scientific studies in this sphere are continued by the Scientific Research Institute of Prosecution General of the Russian Federation in 2013, the polling of expert workers of law-enforcement bodies of the Kabardino-Balkarian Republic was done (223 questionnaires). One should also take into account the internal factors forming conditions for organized terrorist acts in the Northern Caucasus and the Volga region. The author supports a position that the terrorism threat in Russia is a real long-term problem.  An external factor of active terrorist activities in Afghanistan, Pakistan, Syria, etc. also plays an important role in foreign investments into terrorist activities.
Tahirov Z.I. - Digitalization of Criminal Situation, Digital Human Name and Network Law Enforcement Activity in Digital Economy pp. 28-51

DOI:
10.25136/2409-7543.2018.4.23600

Abstract: The urgency of the work is conditioned by the course proposed by the President of Russia to build a digital economic system - as an urgent need to maintain the competitiveness of the domestic economy among the major economies of the global world order. In this connection, the model of the network law enforcement activity developed by the author appears as an integral part of the digital economy as a law-enforcement sphere of state administration, characteristic for domestic social relations of the future. An indispensable attribute of digital law enforcement activity is the identification and authentication of individuals, including law enforcement officers, citizens of the Russian Federation and foreign citizens. The author proposes to introduce a universal bimodal genomic-fingerprinting mechanism of identification of all people on the basis of the folding of objective irreducible personal data. This mechanism contradicts the fundamental principles of the National Biometric Platform currently being developed, which, according to the author, using information that is detached from the person (voice and image of a person) is economically and technically simplified.The article substantiates the conclusions that modern domestic law enforcement activity as a socio-economic model must be reformatted in an essential way; In the law enforcement activities it is necessary to regulate the use of digital sources of evidence; Create a secure mechanism for rapid communication between employees of various law enforcement agencies; To review approaches to the regulation of confidentiality of information on the operational situation; To create a mechanism for modeling criminal humanitarian networks (criminal social connections of people) using virtual images; Expand the scope of identity based on biometric data (human ID technology).
Karpovich O.G. - Processes of supplanting and substitution of national interests with corporate ones in global politics: the conflict of interests and values pp. 31-43

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.3.21288

Abstract: The piece studies the modern processes of supplanting and substitution of national interests with the corporate interests of new political actors – transnational corporations in global politics, resulting in the conflicts of interests and values. The research object is global politics as a whole and political activities of non-state actors in particular. The research subject is the conflicts of interests and values arising in the result of supplanting and substitution of national interests with corporate ones in global politics. The purpose of the research is to find out the essence and the content of modern processes of supplanting of national interests from global politics and their substitution with corporate interests and values of TNCs. The research methodology is based on the system, institutional, structural-functional and comparative-political approaches, the methods of analysis, synthesis, induction, deduction and observation.The author focuses on the fact that in the result of the transformation of the global political system, caused by a massive “invasion” of TNCs in the political sphere, the national sovereignty principle can be substituted with the transnational interests’ balance principle, and international law – with corporate law extending its influence on the global political sphere. In this context, the growth of TNCs’ and the related groups’ interests in global politics can lead to the substitution of corporate interests of TNCs’ for national interests; it can cause further commercialization of global politics, supplanting of nation-states on its periphery, and indication of new challenges and threats to international security. 
Ursul A.D., . - The problem of security: global and universal evolutionary aspects pp. 81-159
Abstract: The paper analyzes the security problem from the standpoint of global and interdisciplinary research and is considered formation of a unified methodology of research problems and the concept of security in connection with their expansive interpretation, and on the basis of a global (universal) evolutionism. It is noted that the formation of the global world fraught with new risks and dangers planetary scales, which may cause anthropogenic global catastrophe. Arises the need for exposure to globalization and other global processes of a sustainable development-oriented full providing security and the survival of civilization. In the future, global world with sustainable development, national and global security will be ensured by not primarily a defense, but mainly through this type of development, which will promote the positive and overcome the negative trends in global development.
Shumov V. - Criterion for frontier security: philosophical, systemic technical and systemic historical approaches. pp. 88-132

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.6.9152

Abstract: The article contains the criterion for the frontier security - prevented harm to public good minus the costs of frontier activities. The criterion allows to account for the efficiency of frontier measures and frontier constrainment. Efficiency of frontier measures is evaluated with the use of frontier productive function, efficiency of constrainment is evaluated with the logit model.  The definition of security has value-oriented subjective character, and it is determined by the historical experience of the people. In order to take into account subjective factors, the article contains definition of the view (perception) function and evaluation of adequacy of formal dependencies.  With the use of systemic historical approach the author provides analysis of frontier security of the state in the XX century. Development of the frontier system is regarded as an adaptation. The author reveals adaptation mechanism, showing dependencies between the contents of various stages of the recent frontier history and the dominant perception of value of security among the elites and in the society.  The evaluation of these approaches to frontier security facilitates the formation of an "intellectual" frontier in order to improve security of the state and society from the transborder challenges.
Sedykh N.S. - Information and psychological means of involving youth in terrorism. pp. 93-131

DOI:
10.7256/2306-0417.2014.3.12386

Abstract: The article concerns topical issues of global informatization of the social sphere and intensifying terrorist threats. The author provides grounds for the classification, generalizes the approaches towards defining and understanding the nature of the modern terrorism. The author discusses the issues on the role of the mass communications and information resources in the social construing of the terrorism phenomenon, analyzing means of information-related and psychological influence, which are organized by the extremists in order to popularize radical ideology, to form "extremist mind" and active involvement of the youth in the terrorist activities.  Due to this the author discusses specific means and methods of development of social rhetoric, organization of convincing influences and formation of loyalty towards radical social and political ideals and destructive means of achieving them.  The author analyzes social and psychological specificities of propaganda in the Internet, which is aimed at forming loyal attitudes towards extremist ideas and moral legitimation of violence. The author studies the technologies of the virtual virus marketing, which is based on the phenomenon of the psychological contamination, and which is aimed at the development of the social fashion, sanctioning certain types of behavior.  The author points out the need for the further studies of the terrorism phenomenon within the context of the ongoing processes of informatization and globalization of threats.  Special attention is paid to the need for the efficient use of information resources in order to optimize anti-terrorist influences and development of the system of information -  psychological counteraction against the terrorist and extremist ideologies.
Sosnin V.A. - The spiritual and religious bases for suicidal terrorism: the ideology of “Global Jihad” as a psychological motivation for the suicide terrorism by Islamic radicals. pp. 112-159

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.2.614

Abstract: The article is devoted to the spiritual and religious bases for the suicidal terrorism and the ideology of Global Jihad as a psychological motivation of suicide terrorism by the Islamic radicals. The author provides conceptual positions on the correlations between the concept of terrorism in general and suicide terrorism in particular.  He analyzes the topical issues of Fundamentalism and its revival in the Islamic world in the current geo-political conditions. He evaluates ideological and psychological bases of the views on suicidal terrorism as martyrdom  by the ideologists of Al-Qaeda (Ben- Laden, Al-Zavahiri). He also analyzes the psychology of motivation of suicide terrorists from the canonical Koran positions. He refers to the ways of fighting terrorism in the current conditions. The main goal of this article is to explain to the scientists specific features of spiritual and religious motivations of followers and performers of terrorism and to indirectly show that the problem of fighting terrorism in the current geo-political situation is not  limited to "bombs and rackets" issue, or holding military and anti-terrorism actions (while military and intelligence elements of this fight are important).  It is a fight in the sphere of morals and ideology, and it is a long-term one at that. It might take decades. And the information resistance should include psychological operations among the other technologies.
Sergunin A.A. - The Concept of Military Security and Evolution of Politico Military Thinking in Post-Soviet Russia pp. 119-140
Abstract: The author of the article studies the development of the idea of military security in Russian politico military thinking during the post-Soviet period. The author provides the critics of the logic and contents of this definition provided in doctrine documents of the Russian Federation. The author concludes that, despute the fact that the process of development of the conceptual framework of politics in the sphere of national and military security has been completed, the terminology used in this sphere is still far from being perfect and needs further development It has been only the first step towards global changes and Russia's need in a new system of national and military security. In the future, the author plans on clarifying associated definitions and terms and even changing their contents for a more reasonable one at the doctrine and operational levels. 
Vladimirova T.V. - The growing demand for "need for the Undeniable" and public security. pp. 136-157

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.3.595

Abstract: The article includes the development of the approach towards the problem of security in the society as sustainable social order in the conditions of growing deviation/variety. It is noted by the author that growth and complication of the social reality is reflected by the growing variety of social situations, ever greater generalization and evening out of social norms, greater topicality of the problems regarding norms in the social sphere.  In such conditions an individual gains more and more independency in establishing his situations, and the activities (communications) in any social structure become more and more complicated. The social communications become de-regulated, and it causes discontentment in the social system as a whole.  The analysis of the evolution theory of N. Luhmann allows one to see the role of deviation in the modern destinies in more detail. The idea of the author is that once the “semantic hypertrophy of variety ” appears, the social system develops a new “salvation formula” for the social order, which is development of network communication space. The network has a unique quantity – the limitless ability to meet the need for the Undeniable. In this sense, one may say that development of network communications “saves” the order in the society by localizing the anomia in the virtual network space.
Airikh V.A. - The relationship betwen public safety and crime prevention in the police law of Germany pp. 254-289

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.1.312

Abstract: This article analyzes the historical and theoretical aspects of public safety and crime prevention in relation to police legislation of the federal states of Germany, on the basis of the formation of the Prussian and southern German police systems which were first expressed normatively in the Code of Police Punishments of Baden and Württemberg. It comments on the common problems in the practical application of German and Russian regulations on preventive policing in the second half of the nineteenth century and details various positions relating to the doctrine of preventive policing, as developed by R.Molem. The article also considers the governmental approaches to the understanding of the role and importance of security, being a subjective public right to police protection. It highlights a range of positions extracted from the decisions of the Federal Constitutional Court of Germany on the issue. It states the fundamental differences between the legal provisions dealing with sanctions and those dealing with a preventive approach. Lastly, it considers the various elements which underpin "public safety" - the rule of law, individual and collective legal benefits. It notes that there is a tendency to subjectivise modern police law.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Вопросы безопасности
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Вопросы безопасности" > Рубрика "Трансформации систем национальной безопасности"
Трансформации систем национальной безопасности
Беляева Г.С., Беляев В.П. - Современные зарубежные концепции национальной безопасности: правовое измерение c. 11-23

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.5.20794

Аннотация: В статье представлен анализ основных положений современных зарубежных концепций национальной безопасности. Рассмотрены причины их принятия, подходы к интерпретации национальных интересов, угроз национальным интересам, системы средств и механизмов обеспечения национальной безопасности в различных стран. Особое внимание уделяется изучению роли России в международном правовом пространстве через призму концепций национальной безопасности Соединенных Штатов Америки и ряда зарубежных стран. Устанавливаются и систематизируются особенности зарубежных подходов к обеспечению национальной безопасности. В работе использованы различные общенаучные приемы и способы логического познания: анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, системно-структурный, функциональный и формально-логический подходы. Данная статья имеет как общетеоретический концептуальный, так и отраслевой характер, является комплексным междисциплинарным исследованием, направленным установление концептуальных подходов к пониманию национальной безопасности и механизмов ее обеспечения в различных зарубежных странах. В рамках подготовленной статьи ее авторами осуществлен сравнительный анализ опыта стратегического правового регулирования вопросов национальной безопасности в ряде зарубежных стран, использование которого в рамках национальной правовой системы необходимо с учетом новых глобальных вызовов.
Литвинов И.М. - Формирование и развитие французского разведывательного сообщества c. 15-25

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.4.19288

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является формирование, развитие и нормативное правовое регулирование организации разведывательного сообщества во Франции. Хронологическими рамками исследования охватывается период с 1944 года по настоящее время. В последний год Второй мировой войны создается первая самостоятельная контрразведывательная служба во Франции и фактически с этого момента проясняется контур будущего разведывательного сообщества. За указанный период произошла масса изменений как внутренней обстановки в самой Франции, так и изменений на международной арене. Внешние и внутренние факторы оказывали влияние на организацию и деятельность французского разведывательного сообщества, и на состояние национальной безопасности на протяжении всего рассматриваемого периода. Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, конкретно-исторический подход, метод системного анализа, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Новизна исследования заключается в том, что автором рассмотрены преобразования системы национальной безопасности Франции с 1944 г. по настоящее время. Переход от Четвертой к Пятой республики существенно изменил роль высших органов государственной власти в сфере обеспечения обороны и безопасности страны. Преобразования системы национальной безопасности Франции, происходившие в 2007-2009 гг., осуществлялись на основе опыта функционирования американского разведывательного сообщества. Реформирование французских органов контрразведки и политического сыска сопровождалось сокращением их кадрового, финансового и технического потенциала. Автор приходит к выводу о том, что указанные реформы, в совокупности с неблагоприятными внешними факторами, привели к ослаблению внутренней безопасности и серьезным провалам в сфере противодействия терроризму.
Паненков А.А. - Борьба с терроризмом и его финансированием останется актуальной и долговременной проблемой для России c. 19-77

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.4.187

Аннотация: Автор приводит систему доводов, свидетельствующих о том, что в России останется актуальной проблемой борьба с терроризмом и его финансированием на долгую перспективу. В статье приведены некоторые результаты научных исследований (2010-2012 гг.) по борьбе с финансированием терроризма, делаются конкретные предложения по оптимизации этой борьбы. Научные исследования по указанной проблематике продолжены в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2013 году: проведено анкетирование экспертов-сотрудников правоохранительных органов Кабардино-Балкарской Республики (223 анкеты). Следует учитываться внутренние факторы, создающие условия для организованной террористической деятельности на Северном Кавказе и в Поволжье. Обосновывается вывод о том, что угроза терроризма в России носит реальный и долговременный характер. Большую роль в росте террористических угроз и продолжающемся финансировании терроризма из-за рубежа в России играет внешний фактор: активная террористическая деятельность в Афганистане, Пакистане, Сирии, Ираке и т.д.
Карпович О.Г. - Процессы вытеснения и замещения в мировой политике национальных интересов корпоративными: конфликт интересов и ценностей c. 31-43

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.3.21288

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию современных процессов вытеснения и замещения в мировой политике национальных интересов корпоративными интересами новых политических акторов - транснациональных корпораций, что, в свою очередь, ведет к возникновению конфликтов интересов и ценностей. Объектом настоящего исследования выступает мировая политика в целом и политическая деятельность негосударственных акторов, в частности. Предметом исследования выступают конфликты интересов и ценностей, возникающие в результате вытеснения и замещения в мировой политике национально-государственных интересов корпоративными. Целью настоящего исследования является выявление сущности и содержания современных процессов вытеснения национальных интересов из мировой политики и замещения их корпоративными интересами и ценностями ТНК. Методологической базой исследования выступает системный, институциональный, структурно-функциональный и сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. В статье фокусируется внимание на том, что в результате трансформации системы мировой политики, вызванной массовым «вторжением» в политическую сферу ТНК, на смену национальному суверенитету может прийти принцип баланса транснациональных интересов, на смену международному праву – корпоративное право, распространяющее свое влияние на сферу мировой политики. В этих условиях в сфере глобальной политики рост влияния ТНК и связанных с ними групп интересов вполне может привести к тому, что национальные интересы будут в значительной вытеснены корпоративными интересами ТНК, что приведет к дальнейшей коммерциализации мировой политики и вытеснению наций-государств на ее периферию и индицированию новых вызовов и угроз международной безопасности.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Проблема безопасности: глобальные и универсально-эволюционные аспекты c. 81-159
Аннотация: В статье анализируется проблема безопасности с позиций глобальных и междисциплинарных исследований и рассматривается формирование единой методологии исследования проблемы и понятия безопасности в связи с их расширительной интерпретацией и на базе глобального (универ-сального) эволюционизма. Отмечается, что формирование глобального мира сопряжено с появлением новых угроз и опасностей общепланетарного масштаба, которые могут вызвать антропогенную глобальную катастрофу. Возникает необходимость воздействия на глобализацию и другие глобальные процессы через устойчивое развитие, ориентированное на всестороннее обеспечение безопасности и выживание цивилизации. В будущем глобальном мире с устойчивым развитием национальная и глобальная безопасность будут обеспечиваться главным образом не через защиту, а преимущественно через этот тип безопасного развития, что станет содействовать утверждению позитивных и преодолению негативных тенденций глобального развития.
Шумов В.В. - Критерий пограничной безопасности: философский, системно-технический и системно-исторический подходы c. 88-132

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.6.9152

Аннотация: В статье предложен критерий пограничной безопасности - предотвращенный ущерб общественному благосостоянию за вычетом расходов на пограничную деятельность. Критерий позволяет учесть результативность пограничных мер и пограничного сдерживания. Эффективность пограничных мер оценивается с использованием пограничной производственной функции, эффективность сдерживания – с использованием логит-модели. Понятие безопасности имеет в первую очередь ценностный, субъективный характер, детерминировано историческим опытом народа. Для учета субъективных факторов в работе дано определение функции представления (восприятия) и оценена адекватность полученных формальных зависимостей. С использованием системно-исторического подхода выполнен анализ пограничной безопасности страны в XX веке. Развитие пограничной системы рассмотрено как адаптация. Выявлены механизмы адаптации, показана зависимость содержания различных этапов новейшей пограничной истории от господствующих в обществе и элите представлений о ценности безопасности. Рассмотренные подходы к оценке пограничной безопасности способствуют созданию концепции «интеллектуальной» границы в интересах повышения защищенности государства и общества от трансграничных угроз и вызовов.
Седых Н.С. - Информационно- психологические способы вовлечения молодёжи в терроризм c. 93-131

DOI:
10.7256/2306-0417.2014.3.12386

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы глобальной информатизации социального пространства и интенсификации террористических угроз. Приводятся классификационные основания, обобщаются подходы к определению и пониманию природы современного терроризма. Обсуждается вопрос о роли массовой коммуникации и информационных ресурсов в социальном конструировании феномена терроризма. Анализируются способы информационно-психологического воздействия, планомерно организуемого экстремистами в целях пропаганды радикальной идеологии, формирования «экстремистского сознания» и активного вовлечения молодёжи в террористическую деятельность. В этой связи раскрываются отдельные способы и приёмы развития социальной риторики, организации убеждающих воздействий и целенаправленного формирования лояльности к радикальным социально-политическим идеям и деструктивным способам их достижения. Анализируются социально- психологические особенности организации пропаганды посредством Сети Интернет, нацеленной на формирование лояльности к экстремистским идеям и моральную легитимизацию насилия. Рассматриваются технологии виртуального вирусного маркетинга, основанного на феномене психологического заражения и нацеленного на развитие социальной моды, санкционирующей соответствующее поведение. Обозначается необходимость дальнейшего исследования феномена терроризма в контексте происходящих процессов информатизации и глобализации угроз. Акцентируется внимание на необходимости эффективного использования информационных ресурсов в целях оптимизации антитеррористических воздействий и развитии системы информационно-психологического противодействия идеологии экстремизма и терроризма.
Соснин В.А. - Духовно-религиозные основы суицидального терроризма: идеология Глобального Джихада как психологическая мотивация оправдания суицидального терроризма исламскими радикалами c. 112-159

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.2.614

Аннотация: В работе рассмотрены духовно-религиозные основы суицидального терроризма и идеология Глобального джихада как психологическая мотивация оправдания суицидального терроризма исламскими радикалами. Представлены концептуальные положения о взаимосвязи концепта терроризма в целом, и суицидального терроризма в частности. Рассмотрена проблематика понимания терроризма с позиции самих террористов. Проанализирована проблематика феномена фундаментализма в целом и его возрождения в исламском мире в современных геополитических условиях. Рассмотрены идейно-психологические основы представлений о суицидальном терроризме (как мученичестве) идеологами организации Аль-Каида (Бен Ладен, Аль-Завахири). Проанализирована психология мотивации террористов-смертников с позиции канонических представлений Корана. Обозначены пути противодействия терроризму в современных условиях. Основная цель работы – познакомить научную общественность со спецификой духовно-религиозной мотивации сторонников и исполнителей терроризма и косвенно показать, что проблема противодействия терроризму в современной геополитической ситуации – это не борьба бомбами и ракетами, не просто проведение военных антитеррористических акций (хотя, конечно, военная и оперативно-разведывательная составляющая этой борьбы конечно важны). Это в первую очередь – борьба в духовно-идейной сфере. Эта борьба долговременная. Ее необходимо проводить десятилетиями. И в арсенале технологий информационного противодействия есть средства – это психологические операции.
Сергунин А.А. - КОНЦЕПТ «ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» И ЭВОЛЮЦИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ c. 119-140
Аннотация: Изучается развитие концепта «военная безопасность» в российском военно-политическом мышлении постсоветского периода. Дается формально-логическая и содержательная критика определений этого понятия, приводимых в доктринальных документах Российской Федерации. Делается вывод, что, несмотря на то, что в России в основном закончился процесс формирования концептуальных основ политики в сфере национальной и военной безопасности, с точки зрения качества понятийно-терминологический аппарат, используемый в данной сфере, далек от совершенства и нуждается в дальнейшей разработке. Закончился лишь первый этап осмысления происшедших в мире изменений и, соответственно, потребностей государства в перестройке системы национальной и военной безопасности. В дальнейшем требуется не просто уточнение понятийно-терминологического аппарата, но и наполнение используемых понятий адекватным и конструктивным смыслом, более четкое и логически обоснованное определение этих понятий на доктринальном и операциональном уровнях.
Владимирова Т.В. - Рост «потребности в Неотрицаемом» и безопасность общества c. 136-157

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.3.595

Аннотация: В работе предлагается развитие подхода к проблеме безопасности общества как устойчивости социального порядка в условиях нарастания девиации/варьирования. Автор отмечает, что развитие и усложнение социальной реальности выражается в росте количества и разнообразия социальных ситуаций, ведущих, в том числе, ко все большему обобщению и нивелированию социальных норм, к росту самой проблемы нормирования социального пространства. В таких условиях индивид обретает все большую самостоятельность в определении собственных ситуаций. В результате, регуляция действия (коммуникации) в любом социальном образовании становится все сложнее. Растет разрегулированность социальных коммуникаций, что ведет к разладу социальной системы общества в целом. Анализ теории эволюции Н. Лумана, позволяет более глубоко увидеть роль девиации в судьбах современности. Идея автора заключается в том, что с появлением «семантической гипертрофии варьирования» коммуникации, система общества вырабатывает новую «формулу спасения» социального порядка, очередную структуру накопления и ускорения девиации, - современное киберпространство. Сеть имеет уникальное свойство – безгранично реализовывать "потребность в Неотрицаемом". Полагаем, в этом смысле, можно говорить, что развитие сетевых коммуникаций сохраняет упорядоченность системы общества, локализуя аномию в виртуальном сетевом пространстве.
Айрих В.А. - Соотношение общественной безопасности и превенции в полицейском праве ФРГ c. 254-289

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.1.312

Аннотация: В статье анализируются историко-теоретические аспекты общественной безопасности и превенции применительно к полицейскому законодательству федеральных земель Германии, на основе формирования прусской и южно-германской систем полицейского права, впервые получившие своё нормативное выражение в кодексах полицейских наказаний Бадена и Вюртемберга. Отмечается общность проблем в плане практического применения германских и российских законоположений о предупредительной деятельности полиции во второй половине XIX века. Приводятся отдельные положения учения о превентивной полицейской деятельности, разработанные Р.Молем. Отдельно рассматривается государственно-правовой подход к пониманию роли и значения безопасности, субъективное публичное право на полицейскую защиту. Приводятся отдельные положения из решений Федерального конституционного суда ФРГ по данному вопросу. Проводится принципиальное отличие действия законоположений санкционной и превентивной направленности. Рассматриваются отдельные элементы категории "общественная безопасность" – правопорядок, индивидуальные и коллективные правовые блага. Отмечается тенденция субъективирования современного полицейского права
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"