Вопросы безопасности
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Вопросы безопасности" > Рубрика "Стратегия обеспечения национальной безопасности"
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Паненков А.А. - Криминологическая обусловленность государственной политики по борьбе с преступностью - залог успеха в борьбе с терроризмом и его финансированием в России c. 1-54
Аннотация: В статье автор приводит аргументы о необходимости криминологической обусловленности государственной политики по борьбе с преступностью, видит в этом залог успеха в борьбе с терроризмом и его финансированием в России. Раскрывает особенности влияния внешнего фактора на преступность террористической направленности, останавливается на проблемах выявления источников и каналов финансирования терроризма по результатам научных исследований, частично приводя их.
Урсул А.Д. - Обеспечение национальной безопасности через приоритеты устойчивого развития c. 1-61

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.1.325

Аннотация: Устойчивое развитие рассматривается как глобальная стратегия разрешения глобального социоприродного противоречия между растущими потребностями человечества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Этот новый тип развития представляется в качестве выхода из пока углубляющегося глобально-экологического кризиса и трактуется как глобально управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование человечества. Показано, что устойчивое развитие является наиболее безопасным типом развития и в широком смысле представляет собой нерегрессивный тип эволюции, который элиминирует либо снижает до приемлемого уровня любые негативные воздействия на объект с целью его сохранения. В социоприродном аспекте под устойчивым развитием понимается наиболее безопасный тип эволюции, направленной на сохранение цивилизации и биосферы, их сосуществование и коэволюцию. Акцентируется внимание на необходимости расширения трактовки этого типа развития, все большего распространения его на все сферы человеческой деятельности, включая обеспечение национальной и глобальной безопасности. Безопасность представляется как устойчивый способ бытия того или иного объекта, сохранение его природы в условиях внутренних и внешних негативных воздействий и изменений. Отмечается, что безопасность мирового сообщества и национальная безопасность России в перспективе может быть обеспечена не столько средствами защиты, сколько эффективной реализацией стратегии устойчивого развития, ведущей к выживанию цивилизации и сохранению биосферы. Основным принципом Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года выступает принцип обеспечения безопасности через приоритеты устойчивого развития. Раскрывается история и содержание этого принципа, автором которого является автор данной статьи, предложивший его еще в 1995 г. и разработавшего его в ряде монографических работ.
Сергунин А.А., Конышев В.Н. - РЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ АРКТИКИ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ c. 1-30

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.6.3772

Аннотация: В условиях повышения геополитического статуса Арктики явно намечается опасная тенденция к милитаризации региона. Это выражается в усилении военных присутствия и активности ряда стран, а также НАТО в Арктике; модернизации вооруженных сил, дислоцированных в Арктике, и соответствующей военной инфраструктуры; активном использовании военно-морских флотов для отстаивания своих экономических интересов; тенденции к формированию новых военно-политических блоков и/или коалиций. При определении своей позиции в отношении ремилитаризации региона Россия должна проводить сбалансированную линию. С одной стороны, она не должна забывать о мерах по обеспечению своей обороноспособности в Арктике, с другой – ей и другим заинтересованным государствам и международным организациям необходимо уже сейчас задуматься над поиском взаимоприемлемых решений с тем, чтобы не допустить дальнейшей эскалации негативных тенденций. Создание особого регионального режима по контролю над вооружениями и развитие мер доверия могли бы стать важными приоритетами международного сотрудничества в Арктике.
Данилов А.П. - Военный аспект арктической политики России. c. 1-7

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.5.9812

Аннотация: В данной статье рассматривается военная составляющая арктической стратегии России. Приводится описание основополагающих документов, описывающих стратегию и действия России в Арктике. Автор анализирует заявления официальных лиц России и экспертов относительно военной политики страны в Арктике и отмечает некоторые расхождения в словах и действиях российских властей в данном регионе. В частности отмечается, что Россия всегда выступала за немилитаризацию региона, но военное присутствие страны в нем только увеличивается. Одновременно наблюдается общий рост военного присутствия в Арктике. Автор приходит к выводу, что для стабилизации ситуации в Арктике странам необходимо соблюдать военный паритет и добиваться только дипломатического решения возникающих в этом регионе проблем. Статья может быть интересна исследователям арктической политики России и геополитической ситуации в Арктике в целом, а так же тем, кто исследует военный аспект северной политики.
Рабкин С.В. - Стратегические отрасли и гарантии обеспечения экономической безопасности: поиск новой модели индустриализации c. 1-17

DOI:
10.7256/2409-7543.2014.6.14710

Аннотация: Объектом исследования является стратегические отрасли экономики как важнейший элемент системы обеспечения экономической безопасности. В статье подробно рассматриваются такие вопросы как взаимосвязь теории и практики реформ государственного регулирования экономики, взаимодействие государства и крупнейших корпораций в стратегических отраслях экономики, влияние иррациональных факторов на выбор новой модели индустриализации. Указывается на общую тенденцию изменения роли государства в определении отраслевых приоритетов развития, вне зависимости от выбранной модели экономического развития. Особое внимание уделяется анализу влияния рациональных и иррациональных факторов на формирование системы отраслевого регулирования и разрешения дилеммы «market or nonmarket». Основываясь на методе исторической аналогии и методологии институционального анализа, делается вывод о необходимости модернизации стратегических отраслей экономики как основы обеспечения экономической безопасности. Предлагаемый подход дополняет систему оценки пороговых значений обеспечения экономической безопасности и создает реальную возможность избежать состояния «институциональной ловушки» новой индустриализации. Для современной России принципиально важным является возвращение государства в реальный сектор экономики и создание определенных точек экономического роста, где возможен технологический прорыв. Переход к интегрированным формам модернизации стратегических отраслей экономики позволит конкретизировать национальные приоритеты развития в условиях институционализации гарантий их реализации.
Аникин В.И., Сурма И.В. - Национальная безопасность России: новые подходы в меняющемся мире c. 1-18

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.3.19019

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются основные элементы стратегического планирования и ключевые национальные приоритеты Российской Федерации. Появление новых вызовов и угроз вызвало необходимость обновления принятой в 2009 году стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Авторы анализируют новую стратегию национальной безопасности России и отмечают, что стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов существенно ослабляет всю систему глобальной безопасности, а также сложившуюся систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением, тем более, что сегодня как в Евразийском, Азиатско-Тихоокеанском, так и в Евро-Атлантическом регионах не соблюдаются основные принципы равной и неделимой безопасности. Особое внимание в статье уделяется мерам в области внешней и внутренней политики, направленным на укрепление национальной безопасности и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Использование многофакторного подхода, сравнительного и экспресс-анализа позволило авторам на основе результатов мониторинга ключевых показателей и оценки структуры основных характеристик состояния национальной безопасности выделить отличительные черты и особенности, которые показали превалирование позиций социальной и экономической безопасности и роли государственного регулирования экономики как основы национальной безопасности и внутриполитической стабильности в гражданском обществе. Авторы отмечают, что в целях защиты российских национальных приоритетов в обновлённой стратегии национальной безопасности России предусматривается проведение открытой, рациональной и достаточно прагматичной внешней политики, которая исключала бы затратную конфронтацию и новую гонку вооружений. Особенно важен факт, что планируется применять военную силу только в том случае, если все механизмы миротворчества и дипломатии исчерпали себя и оказались неэффективными.
Кубрин А.А., Кокунова С.Д. - Безопасность бизнеса как элемент системы экономической безопасности государства c. 1-14

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.4.19703

Аннотация: В статье исследуется проблема влияния уголовного законодательства на один из системообразующих факторов российской экономики – частный бизнес. В исследовании экономическая система рассмотрена как матрица государства и общества, обеспечение безопасности которой независимо от сложившейся исторически формы является залогом национальной и общественной безопасности. Авторами исследовано влияние уголовной правоприменительной практики на систему экономики и выявлены ее дестабилизирующие аспекты. В статье представлены исследования аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и проанализирован ряд актуальных вопросов гуманизации уголовного законодательства в отношении субъектов предпринимательской деятельности. При написании статьи авторами применены юридический, статистический, социологический, исторический, системный и сравнительный методы исследования влияния уголовного законодательства и правоприменительной практики на систему экономики в РФ. Основными выводами проведенного исследования являются: заключение авторов об избыточной степени уголовно-правового вмешательства государства в рыночные отношения, о нередком применении уголовного преследования представителей бизнеса в случаях наличия гражданско-правовых споров, о необходимости дальнейшей декриминализации ряда преступлений в сфере экономики и расширении сферы применения гражданского и административного права в сфере предпринимательской деятельности.
Пономарев А.И. - Проблемно-ориентированная методология стратегического целеполагания как условие прогрессивного развития общества: обеспечение национальной безопасности (часть первая) c. 1-9

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.1.21109

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы стратегического целеполагания в Российской Федерации. В части первой статьи приводятся результаты методологического анализа системы стратегических установок в сфере обеспечения национальной безопасности. Для обоснования значимости целеполагания в государственном управлении автор использует гипотезу о том, что основной проблемой неэффективности принимаемых мер по развитию страны является некорректное целеполагание. Характерной чертой стратегического целеполагания в сфере обеспечения национальной безопасность является тот факт, что ключевые стратегические установки в сфере обеспечения национальной безопасности – национальные интересы Российской федерации, включают как вопросы обеспечения национальной безопасности, так и вопросы социально-экономического развития.Причину данного смешения целей развития и обеспечения безопасности автор видит в отсутствии научно-обоснованного представления об иерархии целей развития общества и обеспечения его безопасности. Автором используется методы формально-юридического и сравнительного анализа, моделирования, аналогии с результатами иных отраслей научного знания: психологической теории деятельности, теории мотивации и синергетики. По мнению автора результативность стратегического целеполагания обеспечивается при условии существования фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости стратегии национальной безопасности Российской Федерации и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. В заключении автор делает вывод о том, что осознание угроз безопасности индивида, общества и государства образует основное содержание проблемно-ориентированного целеполагания в сфере обеспечения национальной безопасности.
Булавин А.В., Аникин В.И., Беляев И.И. - Сравнительный анализ основ стратегического планирования в области национальной безопасности: экспертно-аналитический аппарат c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22872

Аннотация: Объектом исследования статьи является стратегическое планирование в области национальной безопасности Российской Федерации. Предмет исследования - угрозы национальной безопасности России в долгосрочной перспективе, уточненные с помощью разработанного авторами экспертно-аналитического подхода. Исследование проведено в рамках научно-исследовательских и методологических задач, определенных Положением о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации.Приведены условия достижения, критерии и показатели объективности результатов сравнительного анализа, включая подходы к верификации перечня угроз национальной безопасности. Авторами рассмотрены особенности разработки и современная практика стратегического планирования зарубежных стран. Сформулированы базовые гипотезы выбора ареала стран-интересантов. Приведены ключевые положения экспертно-аналитического аппарата при проведении сравнительного анализа документов стратегического планирования в области национальной безопасности. Авторами сформулированы ключевые условия достижения, основные критерии и базовые показатели объективности результатов сравнительного анализа, включая подходы к верификации перечня угроз национальной безопасности. Реализация возможностей экспертно-аналитического аппарата, предложенного авторами, позволила составить макет Атласа угроз национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Литвинов И.М. - Концепции обеспечения безопасности Французской Республики c. 7-14

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.6.21005

Аннотация: Во Франции со второй половины XX в. сложилась традиция изложения взглядов политического руководства на проблемы безопасности и обороны страны в «Белых книгах» (Livre Blanc). Всего было разработано 4 Белых книги по обороне и безопасности (1972 г., 1994 г., 2008 г., 2013 г.), и одна Белая книга о противодействии терроризму (2006 г.)Предметом данной статьи являются взгляды политического руководства Французской Республики по ключевым вопросам обеспечения безопасности государства. Хронологическими рамками исследования охватывается период с 1972 года по настоящее время. Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, конкретно-исторический подход, метод системного анализа, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Новизна исследования состоит в последовательном изложении ключевых положений основополагающих документов Французской Республики по вопросам обороны и безопасности, анализе причин и последствий их изменения, а также в определении возможных перспектив их развития.Автор приходит к выводу о том, что представители французской политической элиты находятся под серьезным влиянием американской политической мысли. Это проявляется как в сближении идей, изложенных в концептуальных документах, так и в использовании опыта организации и деятельности разведывательного сообщества.
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - Российская деревня: трудный путь к возрождению c. 47-59

DOI:
10.7256/2306-0417.2014.2.11688

Аннотация: В статье анализируются последствия вступления России в ВТО, приводятся мнения представителей экспертного сообщества: политиков, экономистов, руководителей отечественного Агропрома, жителей села. В центре внимания авторов находится отечественный Агропром, влияние глобализационных процесАвторы подвергли критическому анализу выводы экспертов-экономистов, руководителей крупных агропромышленных компаний. Последние обращают внимание на отрицательные последствия вхождения РФ в ВТО для отечественного сельского хозяйства и предлагают альтернативные экономические проекты. Современное развитие Агропрома анализируется в контексте реформ российского села, происходивших в XX веке. сов в сфере экономики на российское село. В статье приведены оценки А.Примакова, А.Кудрина, мнения, опубликованные на страницах официальной и оппозиционной прессы. На основе исторического анализа, делается вывод о том, что российское село в начале XXI века не вышло из кризиса: экономического, социального, культурного, а вступление ВТО в некоторых моментах усугубляет отрицательную динамику. Выводы авторов относительно перспектив хозяйственного развития российского села подкреплены ссылками на статистику.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"