Security Issues
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information > О журнале
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Security Issues" > Rubric "Internal aspects of national security"
Internal aspects of national security
Panenkov A.A. - On Application of Article 16 of the Law “On Veterans” to Prosecutors Acting in the Chechen Republic on a Permanent or Temporary Basis in 1994 – 1996 pp. 1-30


Abstract: The author describes certain specifics of the prosecutors’ work during the active phase of the counterterrorist operation in the Chechen Republic, cites the number of the dead and injured prosecutors (as of May 2005), talks about the interaction an coordination of actions with the military prosecution office, the command of the United Group Alignment in the Northern Caucasus region, gives a detailed description of the nature of the tasks performed by prosecutors and investigators makes conclusions about the necessity to declare the local prosecutors (at least 1,000) combat veterans. The author uses the comparative historical and statistical research methods which help to better identify the role and importance of the activities carried out by the regional prosecutor’s office of the Chechen Republic during the active phase of the counterterrorist operation. The role and importance of the activities carried out by the regional prosecutor’s office of the Chechen Republic during two armed conflicts of non-international nature is not sufficiently researched. However, the work of the prosecutors and investigators of the prosecutor’s office of the Chechen Republic  was of great importance to the restoration of the constitutional order in the republic, holding the referendum on the Constitution of the republic and elections of the first President of the Chechen Republic, protection of the constitutional rights of the person and the citizen.
Kuklin A., Vasileva A. - Analysis of immigration legislation of the Russian Federation in the sphere of foreign labor force regulation and recommendations for its improvement pp. 45-77


Abstract: The article analyzes the development of immigration legislation of Russia in the sphere of foreign labor force regulation in the post-Soviet period. The authors conclude that for foreign nationals from the countries with a visa entry system the order of a work permit acquisition hasn’t significantly changed; while the procedure of execution of work documents for foreign nationals from the countries with a visa-free regime has been a chaotic process. The result of almost 25 years of attempts to find the most appropriate models of migrant workers job placement is rather disputable. Among the key achievements of a modern legislation are: 1) possibility of legal employment of foreign nationals from the countries with visa-free regime at physical and legal persons under equal conditions; 2) abolition of a quota system of employment of foreign nationals from visa-free countries. As the main shortcoming of it the authors note the orientation at migrant workers from visa-free countries while the migration from “visa countries” also has a big potential. For scientific explanation of the existing quota system low efficiency the authors offer the methodology of assessment of Russian labor market need for a foreign labor force which corresponds with labor force shortage and is defined as a current demand for labor force after deduction of its supply with the division into professional groups. On the base of the proposed methodology the authors analyze the labor force shortage discharge in Russia with foreign labor force in 2012 which allows concluding that the existing work permits for foreign nationals did not comply with the real need of Russian labor market. Consequently, the methodology of the need for foreign labor and the quota system assessment established by the existing migration legislation (since 2015 – only for the foreign nationals of visa-free countries), doesn’t reflect a real need for foreign labor for labor force discharge in Russia. In the conditions of a limited information and statistical provision it is suggested to use the proposed methodology as a base for work permits quotas formation for the foreign nationals from visa countries. In order to realize a positive potential of labor migration, to solve economical tasks of innovative development and to moderate the imbalances on regional labor markets the authors offer to introduce a new differentiated approach to the attraction and use of foreign labor force both from the visa-free and visa countries. The authors offer a catalogue of the most wanted specialities as an instrument of selection of the most wanted labor migrants. 
Ledeneva M.V., Plaksunova T.A., Kulakova S.A. - Social sphere development as a precondition for human capital assets reproduction (the case of Volgograd region) pp. 103-127


Abstract: Human capital assets accumulation is one of the “engines” of economic growth and the key factor of economic and social wellbeing of contemporary societies. The research subject unites the processes and conditions of human capital assets reproduction. The research object is the condition of “human forming” sectors of the economy in Russian regions, particularly, in Volgograd region. The authors analyze the processes of human capital accumulation in Volgograd region in comparison with the Russian Federation and the Southern Federal District, and offer the methods of its accretion. Special attention is paid to the recent changes in Russian legislation determining the reduction of social expenditures both on the federal and on the regional levels. The authors apply general scientific methods of analysis, synthesis, the dialectical method, system analysis, and comparative analysis. For human capital assets accretion calculation in the regions of the Southern Federal District the authors use the method of national wealth accretion calculation model introduced by M.V. Ledenyova, and statistical and mathematical methods. The authors come to the conclusion that human capital assets reproduction in the region and in the country is the result of a complex interaction between the state, the population, and the business structures, and the most important investment sources are the federal spendings on the educational system, public health service, and social protection, and the citizens’ personal incomes, primarily, the salaries. For human capital accumulation it is necessary to form the investment basis for human capital reproduction and development, and to intensify the state participation in organizing the process of its accumulation via strengthening and development of state structures in these spheres. The human capital accretion in the regions of the Southern Federal District in 2010 – 2014 is calculated according to the formula of human capital relative gain of M.V. Ledenyova. The analysis defines the tendencies of human capital gain in Volgograd region. 
Ran'zhina I.V. - Search for a model of federative relations in contemporary Russia as a national security idea pp. 144-152


Abstract: The research object is federalism as a form of state structure which has the right to solve the state problems of ethnic, national, socio-economic, and political and legal character. The research subject is the search for a state structure model in contemporary Russia leading to the transformation of federalist relations. The paper exposes the essence of federalism, and the problems of federalist relations development in modern Russia. The author studies various approaches to defining the state structure model in the Russian Federation, striving to find the optimal one, since it touches upon the issues dealing with state and national security. The author outlines the following issues: sovereignty, Russian regions’ independence, the aspiration of many peoples and ethnic groups for national consolidation, and socio-economically determined integration processes in the Russian society. The author carries out the analysis of the problems coming from the specific interests of peoples, which manifest themselves during the ongoing reforms, and the necessity to coordinate them, to search for compromises in the process of coordinated implementation of economic, political, and social reforms on the whole territory of the Russian Federation. 
Shabunova A.A., Kalachikova O.N., Egorov V.K. - Social and demographic problems of national security. pp. 158-205


Abstract: The work concerns conceptual and theoretical fundamentals of the understanding of the national security in the context of globalization with due respect of the biosocial nature of the human being. The object of studies involves demographic security as one of the types of national security of the state. The authors study the main social and demographic problems in Russia, which threaten the demographic security: depopulation, loss of territorial integrity and social-cultural identity due to the pronounced social and economic atomization of the society. The results of the study show the topicality of the further social and demographic studies.  The article contains results of the studies, which were held in the Vologda region by the Institute of the Social and Economic Development of the Territories of the Russian Academy of Sciences. The researchers hope that based upon the experience of organization and holding of sociological studies with the use of original methodology and comparative analysis they have managed to get the results regarding the said problem.  The principal specificity of the concept of this research is purposeful self-limitation of study to the demographic aspect of a more general problem, while using other aspects  as context and further objects of studies. The main social and demographic problems of the state involve low birth rate and high death and illness rates, the forecasted "return" of natural loss of population by 2020, loss of population in the Central and North-Western parts of Russia, which is especially obvious in the rural areas, demographic ageing of the population and considerable differentiation of the incomes.
Panenkov A.A. - Dependence of State Anti-Crime Policy on Criminology is the Key to Success of the Russian Federal Security Service and the Fight Against Terrorism and Terrorism Financing pp. 188-236
Abstract: The author of the article puts forward arguments for basing state anti-crime policy on criminological findings. To the author's opinion, this is the key to success of the Russian federal security service and the fight against terrorism and terrorism financing. The author describes special feautures of the influence of the external factor on terroristic crime and focuses on the problems of detecting the sources and channels of terrorism financing based on the results of criminological researches. 
Noyanzina O.E., ., ., . - Contemporary challenges to security: estimating risks of vulnerability to extremist and terrorist threats in the conditions of regional societies pp. 213-254
Abstract: The article contains a sociological research analysis of data regarding problems of reproduction of such social risks as nationalism, extremism and xenophobia. Conclusion that extremist practices are present in all spheres of social life and have universal non-specific character was made basing on data from the six regions of Russian Federation. It is revealed that the contents of such indexes as attitudes towards representatives of other nations, fear to be a victim of national hostility and sense of national hostility has regional specific features. It is possible to mark a disposition of respondents towards estimating high probability of terrorist acts in their place of residence  without any connection with the rational security estimation.. The fear of terrorist act and evaluating its possiblity  are the interconnected variables. Generally, the perception of possibility of a terrorist act is determined by psychological causes.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Вопросы безопасности
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Вопросы безопасности" > Рубрика "Внутренний контур национальной безопасности"
Внутренний контур национальной безопасности
Паненков А.А. - К вопросу о применении статьи 16 Закона "О ветеранах" в отношении работников прокуратуры, действовавших на территории Чеченской Республики на постоянной или временной основе в 1994 - 1996 годах. c. 1-30

DOI:
10.7256/2306-0417.2014.4.13169

Аннотация: Раскрываются некоторые особенности деятельности прокуроров в период активной фазы контртеррористической операции в Чеченской республтке, приводит количество невосполнимых потерь и раненых работников прокуратуры (на май 2005 г.), рассказывает о взаимодействии и координации действий с военной прокуратурой, командованием Объединенной группировки войск и сил в Северо-Кавказском регионе (ОГВс в СКР), подробно останавливается на характере выполнения задач прокурорами и следователями, делает вывод о необходимости признания работников органов территориальной прокуратуры (не менее 1000) ветеранами боевых действий. Используется сравнительно-исторический и статистический методы исследования, которые позволяют более точно определить роль и значение деятельности территориальной прокуратуры Чеченской Республики в период активной фазы контртеррористической операции Роль и значения деятельности территориальных органов прокуратуры Чеченской Республики в период двух вооруженных конфликтов немеждународного характера является мало исследованной и изученной. Между тем деятельность прокуроров и следователей органов прокуратуры Чеченской Республики имела большое значение в восстановлении конституционного порядка в республике, проведения референдума по Конституции республики и выбров первого Президента ЧР, защите конституционных прав человека и гражданина.
Куклин А.А., Васильева А.В. - Анализ миграционного законодательства РФ в сфере регулирования иностранной рабочей силы и разработка рекомендаций по его совершенствованию c. 45-77

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.3.16127

Аннотация: В статье проведен анализ развития миграционного законодательства РФ в сфере регулирования иностранной рабочей силы в постсоветский период. На основе проведенного анализа сделан вывод, что для иностранных граждан из стран с визовым режимом въезда порядок получения разрешений на работу не подвергался существенным изменениям, в то время как эволюция процедуры оформления документов на работу для иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда представляло собой достаточно хаотичный процесс. Результат почти двадцати пяти лет поиска подходящих моделей трудоустройства иммигрантов в виде современной законодательной базы является достаточно спорным. В качестве основных ее достижений можно отметить следующие: 1) возможность легального трудоустройства иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда у физических и юридических лиц на равных условиях; 2) отмена системы квотирования для трудоустройства иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда. В качестве одного из главных ее недостатков можно отметить ориентацию на иностранных работников из стран с безвизовым режимом въезда, в то время как миграция из «визовых» стран обладает не меньшим потенциалом. Для научного обоснования низкой эффективности существующей в России системы квотирования иностранной рабочей силы предложена методология оценки потребности российского рынка труда в иностранной рабочей силе, которая соответствует дефициту рабочей силы и определяется как текущий спрос на рабочую силу за вычетом ее предложения, с разбивкой по профессиональным группам. На основе предложенной методологии произведена оценка покрытия дефицита трудовых ресурсов России иностранной рабочей силой в 2012 г., которая позволила сделать вывод, что установленные квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не соответствовали реальной потребности российского рынка труда. Следовательно, методология оценки потребности в иностранной рабочей силе и установления квот на ее трудоустройство, утвержденная действующим миграционным законодательством (с 2015 г. – только для иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда в Россию), не отражает реальной потребности в иностранной рабочей силе для покрытия дефицита рынка труда. В условиях ограниченного информационно-статистического обеспечения предлагается использовать предложенную методологию в качестве методической основы для формирования квот на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам из стран с визовым режимом въезда в Россию. Для реализации положительного потенциала, заложенного в трудовой иммиграции, решения экономических задач инновационного развития и смягчения дисбалансов на региональных рынках труда предлагается введение нового дифференцированного подхода к привлечению и использованию иностранной рабочей силы как из стран с визовым, так и безвизовым режимом въезда в Россию. В качестве инструмента отбора «нужных» трудовых мигрантов в рамках разрабатываемого дифференцированного подхода предлагается каталог дефицитных профессий РФ.
Леденёва М.В., Плаксунова Т.А., Кулакова С.А. - Развитие социальной сферы как условие воспроизводства человеческого капитала (на примере Волгоградской области). c. 103-127

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.6.18007

Аннотация: Накопление человеческого капитала является одним из главных «моторов» экономического роста, ключевым фактором экономического и социального благосостояния современных обществ. Предметом исследования является процессы и условия воспроизводства человеческого капитала. Объектом исследования является состояние "человекоформирующих" отраслей в регионах России (на примере Волгоградской области). Авторы анализируют процессы накопления человеческого капитала в Волгоградской области (в сравнении с РФ и регионами ЮФО) и предлагают пути обеспечения его прироста.Особое внимание уделяется последним изменениям в законодательстве РФ, обусловившим урезание социальных расходов как на федеральном, так и на региональном уровнях. В процессе исследования использовались общенаучные методы: анализ, синтез, диалектический метод, системный анализ, компаративный анализ. При расчете прироста человеческого капитала субъектов ЮФО использовалась методология расчета прироста национального богатства, предложенная М.В. Леденёвой, статистические и математические приемы. Авторы приходят к выводу, что воспроизводство человеческого капитала региона и страны в целом осуществляется в результате комплексного взаимодействия государства, населения и бизнеса, а важнейшими источниками инвестиций в человеческий капитал выступают расходы государства на финансирование системы образования, здравоохранения и социальной защиты, а также личные доходы граждан, и прежде всего заработная плата. Для накопления человеческого капитала необходимо формирование инвестиционной базы для воспроизводства и развития человеческого капитала, а также более активное участие государства в лице федеральных и региональных органов власти в организации процесса его накопления, укрепляя и развивая для этого государственные структуры в данных сферах. Рассчитан прирост человеческого капитала субъектов ЮФО за 2010–2014 гг. по формуле относительного прироста человеческого капитала, предложенной М.В. Леденёвой. Выявлены тенденции в развитии человеческого капитала Волгоградской области.
Раньжина И.В. - Поиск модели федеративных отношений в современной России как идея государственной безопасности c. 144-152

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.6.18181

Аннотация: Объектом статьи является федерализм как форма государственного устройства, которая вправе решать внутренние государственные проблемы этнического, национального, социально-экономического, политико-правового характера. Предметом является поиск модели государственного устройства современной России, в результате чего происходит преобразование федеративных отношений. В статье раскрываются основная сущность федерализма и проблемы развития федеративных отношений в современной России. В исследуемых подходах к определению модели государственного устройства Российской Федерации, автор делает попытку найти оптимальный, поскольку затрагиваются те вопросы, которые отвечают за государственную и национальную безопасность. Среди них автор определяет следующие: суверенитет, самостоятельность субъектов федерации и стремление многих народов, этнических групп к национальной консолидации и процессами интеграции российского общества, имеющими социально-экономическую обусловленность. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ проблем, возникших между специфическими интересами народов, которые чётко выявились в ходе развернувшихся реформ, и необходимостью их согласования, взаимного поиска компромиссов при их реализации, между необходимостью согласованного проведения экономических, политических и социальных реформ на всей территории РФ.
Шабунова А.А., Калачикова О.Н., Егоров В.К. - Социально-демографические проблемы национальной безопасности c. 158-205

DOI:
10.7256/2306-0417.2014.3.13085

Аннотация: В работе рассмотрены концептуально-теоретические основы понимания национальной безопасности в контексте глобализации и с учетом биосоциальной природы человека. Предметом исследования является демографическая безопасность как один из видов национальной безопасности страны. Рассмотрены основные социально-демографические проблемы России, являющиеся угрозами демографической безопасности: депопуляция, потеря территориальной целостности и социокультурной идентичности, в т.ч. за счет выраженной социально-экономической атомизации общества. Результаты исследования свидетельствуют о сохранении актуальности дальнейших социально-демографических исследований. В данной статье содержатся результаты исследований, проведенных в Вологодской области силами Института социально-экономического развития территорий РАН. Исследователи надеются, что, отталкиваясь от имеющегося опыта организации и проведения социологических исследований, используя оригинальную методику и средства сравнительного анализа, они смогли получить результаты и сделать выводы, раскрывающие заявленную тему. Принципиальной особенностью концептуального свойства настоящей работы также является осознанное самоограничение преимущественно демографическим аспектом общей проблемы с использованием иных аспектов в качестве контекста и дальнейших объектов исследований. К основным социально-демографическим проблемам страны авторы относят низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности и заболеваемости населения, прогнозируемое «возвращение» естественной убыли к 2020 г.; обезлюживание Центральной России и Северо-Запада страны, особенно заметное в сельской местности; демографическое старение населения и значительную дифференциацию доходов.
Паненков А.А. - Криминологическая обусловленность государственной политики по борьбе с преступностью является залогом успеха обеспечения федеральной безопасности России, а также борьбы с терроризмом и его финансированием c. 188-236
Аннотация: В статье автор приводит аргументы о необходимости криминологической обусловленности государственной политики по борьбе с преступностью, видит в этом залог успеха в обеспечении федеральной безопасности в России, в том числе в борьбе с терроризмом и его финансированием. Раскрывает особенности влияния внешнего фактора на преступность террористической направленности, останавливается на проблемах выявления источников и каналов финансирования терроризма по результатам научных исследований, частично приводя их.
Ноянзина О.Е., Гончарова Н.П., Максимова С.Г., Авдеева Г.С. - Современные вызовы безопасности: оценка риска подверженности экстремистким и террористическим угрозам в условиях региональных социумов c. 213-254
Аннотация: Представлен анализ социологического исследования проблем воспроизводства социальных рисков национализма, экстремизма, ксенофобии и терроризма. На основе данных по шести регионам Российской Федерации сделаны выводы о том, что экстремистские практики сегодня присутствуют практически во всех сферах общественной жизни и носят универсальный, неспецифический характер. Выявлено, что содержание таких показателей, как установки по отношению к представителям других национальностей, страх стать жертвой на почве национальной неприязни, ощущение враждебности, исходящей от представителей других национальностей, имеет региональную специфику. Можно отметить определенную склонность респондентов оценивать вероятность теракта в их населенном пункте как высокую вне связи с рациональной оценкой реальной ситуации. Страх теракта и оценка его вероятности – взаимосвязанные переменные. В целом восприятие вероятности теракта определяется скорее психологическими причинами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"