Вопросы безопасности - рубрика Правовое обеспечение национальной безопасности
по
Вопросы безопасности
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Вопросы безопасности" > Рубрика "Правовое обеспечение национальной безопасности"
Правовое обеспечение национальной безопасности
Моргун О.В. - Финансовая безопасность как объект особой (уголовно-правовой) охраны c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-7543.2019.3.30175

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются нормы действовавшего и действующего законодательства Российской Федерации, а также труды отечественных специалистов в сфере криминологии и уголовного права. В статье рассматриваются подходы к пониманию и соотношению категорий «объект особой охраны» и «объект уголовно-правовой охраны», анализируется законодательные и доктринальные положения о безопасности в целом и финансовой безопасности в частности, формулируется авторское определение понятия «финансовая безопасность» с позиции объекта особой (уголовно-правовой) охраны. В ходе исследования автор использовал всеобщий метод диалектического материализма, а также ряд частнонаучных методов: системно-структурный, формально-логический и другие. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что финансовая безопасность представляет собой состояние защищенности финансовой системы от источников опасности, угрожающих ее целостности, а также упорядоченности и устойчивости ее звеньев и структурных элементов, обеспечиваемое деятельностью субъектов по предупреждению, пресечению и отражению таких опасностей в целях сохранения сущностных характеристик системы и ее стабильного устойчивого развития. Автор приходит к выводу, что на современном этапе развития социально-экономических, политических отношений созрели предпосылки для уголовно-правовой или особой охраны финансовой безопасности в качестве самостоятельного объекта.
Ларина Л.Ю. - Сравнительный анализ уголовного законодательства некоторых европейских государств и России в области обеспечения транспортной безопасности c. 1-16

DOI:
10.25136/2409-7543.2020.4.34100

Аннотация: Предметом исследования выступает действующее уголовное законодательство ряда европейских стран и России в части наличия норм, направленных на обеспечение транспортной безопасности. Для широкого охвата сравнения взято законодательство стран с различными правовыми системами (Франция, Германия, Соединенное королевство и Польша). В ходе исследования применялись сравнительно-правовой, формально-юридический и системный методы. Особое внимание уделено нормам, в которых закреплены составы конкретных преступлений. Кроме того, в статье проанализированы наказания, которые могут выполнять функцию обеспечения транспортной безопасности. Автором проведено сравнение зарубежного уголовного законодательства с российским, выявлены его сильные и слабые стороны. В связи со стремительным развитием беспилотных транспортных средств автор изучает зарубежное законодательство на предмет норм об ответственности за вред, причиненный с использованием таких средств. В результате проведенного исследования автором сформулирован ряд теоретических выводов, а также практические рекомендации по совершенствованию отечественного уголовного законодательства. В частности, было установлено, что уголовное законодательство изученных стран содержит нормы, направленные на обеспечение транспортной безопасности, причем эти нормы касаются как описания составов конкретных преступлений, так и наказаний. Во многих странах составы таких преступлений разрознены по различным законодательным актам. В зарубежных странах составы преступлений, связанных с повреждением или уничтожением транспортных средств или иных объектов транспортной инфраструктуры, сформулированы как формальные, то есть не предусматривают в качестве обязательного признака какие-либо последствия. В качестве предмета посягательства на объекты транспортной инфраструктуры выступают стационарные платформы, которые играют важную роль в транспортной инфраструктуре. В рассмотренных государствах более строгая ответственность по сравнению с российским законодательством предусматривается за транспортные преступления в состоянии опьянения. Специальных уголовно-правовых норм применительно к беспилотному транспорту в изученном законодательстве не имеется.
Горян Э.В. - Нормативно-правовой механизм обеспечения безопасности киберпространства Таиланда c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.36255

Аннотация: В качестве объекта исследования выбраны правовые отношения, возникающие при осуществлении мер по обеспечению кибербезопасности. Характеризуются положения нормативно-правовых актов Таиланда в сфере кибербезопасности. Исследуются особенности программных и регулирующих документов: Национальной стратегии кибербезопасности Таиланда 2017–2021, Политики и плана национальной безопасности (2019-2022), Закона о компьютерных преступлениях 2007 года (в редакции от 2017 года), Уголовного кодекса 1956 года (в редакции 2019 года), Закона о защите персональных данных 2017 года и Закона о кибербезопасности 2019 года. Определяются особенности нормативно-правового механизма обеспечения безопасности киберпространства Таиланда. Таиланд в своих программных документах не определяет основные информационные угрозы во внутренней и внешней сфере вместе с приоритетами развития системы кибербезопасности, а всего лишь очерчивает круг национальных интересов и ставит задачи, выполнение которых способно вывести его в лидеры региона. Законы разработаны с учетом последних тенденций в сфере информационных технологий и включают в сферу регулирования такие вопросы как защита персональных данных, компьютерных и информационных систем, критически важной информационной инфраструктуры. Законодательно установлена вертикаль государственного управления и мониторинга, очерчен круг полномочий компетентных органов. В сфере защиты персональных данных законодательство Таиланда в значительной мере дублирует положения Общего регламента по защите данных Евросоюза. Отличительной чертой нормативно-правовых актов является легальное обоснование ограничения прав и свобод человека при реализации их положений.
Чепрасов К.В. - Создание национальной гвардии как ответ на гибридные вызовы безопасности России c. 8-19

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.2.18849

Аннотация: Автор анализирует юридические и политологические аспекты создания Федеральной службы войск национальной гвардии РФ как фактора противодействия гибридным вызовам безопасности России. Особое внимание уделено неклассическим приемам и средствам воздействия на национальную безопасность России. Проанализирован генезис концепта ненасильственной политической борьбы Д. Шарпа, его роль в современных политических кризисах - "цветных революциях". Исследована структура "цветных революций", особенности применения "мягкой силы" при попытках дестабилизации конкурентных политических режимов. Изучены российские концептуальные наработки противодействия гибридным войнам. Методология исследования построена на мультидисциплинарном подходе, совмещающем анализ правовых и политических аспектов темы исследования. Используются общенаучные и специальные методы исследования. Новизна исследования заключается в мультидисциплинарном подходе автора, совмещающего юридический и политологический анализ рассматриваемой темы, посредством чего становится возможным избежать когнитивной ограниченности узкой специализации. Особый вклад автора в исследование темы заключается в том, что представленный анализ является одной из первых попыток осмысления создания в России такой специфической силовой структуры как национальная гвардия. Автор приходит к выводу, что основная цель создания данной структуры - стремление государства оказать противодействие гибридным атакам на политическую систему России, в том числе т.н. "цветным революциям".
Бимбинов А.А., Воронин В.Н. - Некоторые проблемы квалификации насильственных преступлений против сексуальной свободы личности (статьи 131-132 УК РФ) c. 9-16

DOI:
10.25136/2409-7543.2018.6.28135

Аннотация: Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением сексуальной безопасности. В России сексуальная безопасность обеспечивается в первую очередь уголовно-правовыми средствами. Такими средствами являются: нормы Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за преступления против сексуального здоровья, свободы, половой неприкосновенности и половой свободы, частной жизни, нравственности. Самыми опасными и распространенными среди указанных посягательств являются насильственные преступления против сексуальной свободы личности (ст. ст. 131-132 УК РФ). В рамках настоящей работы нормы, предусматривающие ответственность за данные посягательства, будут выступать предметом исследования. Исследование предполагает использование как общенаучных, так и частнонаучных методов. Рассматриваемые нормы будут проверены на предмет их соответствия фундаментальным категориям уголовного права, потребностям правовой охраны и международным стандартам. Основным результатом исследования является разработка новой редакции статьи 131 УК РФ. На основе доктринальных воззрений и материалов судебно-следственной практики удалось определить, что одновременное существование статьи 131 УК РФ и статьи 132 УК РФ нарушает принцип справедливости, а квалифицирующие признаки, указанные в этих статьях, требуют корректировки.
Нестеров А.В. - Интернет-поле VS киберпространства c. 13-27

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.4.16743

Аннотация: Объектом исследования является кибер-безопасность. Предметом исследования являются правовые свойства элементов интернет-поля, влияющие на кибер-безопасность. Уточняются юридические границы использования термина «киберпространство». Рассматривается терминологический аппарат, связанный с категорией виртуального «интернет-поля» и его границы, позволяющих построить терминологическое основание для определения виртуальной национальной юрисдикции. Автором поднимаются вопросы безопасности в киберпространстве и в частности вопрос защиты национального суверенитета. Рассматривается роль международного права в определении юридического аппарата для регулирования деятельности субъектов в киберпространстве. Для анализа термино-юридической проблемы в интернет-праве использовались исторический, сравнительный и системный методы, а также категорийный подход. Автор утверждает, что легальное правовое регулирование юридически значимых жизнедеятельностных ситуаций на суверенной территории России, а также юридическое сопровождение пресечения попыток, фактов совершения и/или последствий преступлений, актов общественного хаоса и/или нарушения национальной безопасности с помощью интернета, осуществляемых иностранными элементами интернет-поля, требует создания категориального и терминологического юридического аппарата в области интернет-права.
Ирошников Д.В. - Теоретические проблемы легального определения транспортной безопасности и смежных с ней категорий c. 17-29

DOI:
10.25136/2409-7543.2020.1.31878

Аннотация: В статье проводится глубокий научный анализ таких легальных определений, как «транспортная безопасность», «безопасность транспортного комплекса», а также отраслевых понятий по видам транспорта, таких как «безопасность дорожного движения», «безопасность судоходства», «авиационная безопасность». Указанные виды безопасности рассматриваются исходя из таких критериев, как объект защиты, источник угрозы, а также межсистемные связи с иными видами безопасности. Исследование показало, насколько разноплановыми по объектам защиты и источникам угроз являются рассматриваемые понятия. В основе методологии исследования лежит метод формальной логики, с помощью которого удалось выявить логические противоречия в понятийно-категориальном аппарате транспортной безопасности, а также системный метод, который позволил провести системный анализ рассматриваемых видов безопасности. Автор приходит к выводу, что Федеральный закон «О транспортной безопасности» лежит в плоскости антитеррористического законодательства и он направлен лишь на противодействие актам незаконного вмешательства в функционирование транспортного комплекса. Отсюда следует, что и легальное определение транспортной безопасности тоже сильно заужено и включает в себя лишь один аспект из многогранной транспортной безопасности.
Поликарпова И.В., Зайцева О.В. - Правоприменительная деятельность субъектов профилактики правонарушений c. 19-27

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.3.37368

EDN: RYXQGI

Аннотация: Статья посвящена теоретико-прикладному исследованию правоприменительной деятельности субъектов профилактики правонарушений. Предметом научного познания выступают нормы криминологического законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов; практика реализации указанных норм соответствующими субъектами, а также научные подходы к теоретическому осмыслению правоприменения, факторы и показатели, позволяющие усовершенствовать эффективность в рассматриваемой сфере. Целью работы является комплексное эмпирическое исследование эффективности правоприменения в сфере превентивной криминологической деятельности и выработка конкретного механизма его оптимизации. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания (логический, системно-структурный, обобщение, анализ, синтез) и ряд частно-научных методов, а именно статистический, социологический, номотетический, основанные на авторской методике расчета качественных и количественных индикаторов состояния преступности и правоохранительной деятельности, реализуемой в сфере профилактики правонарушений. Новизна работы заключается в том, что на базе проведенного исследования были получены новые эмпирические данные относительно эффективности правоприменительной деятельности субъектов профилактики. Полученные результаты позволили выявить причины низкой продуктивности указанной деятельности, к которым следует отнести не только определенные противоречия и недостатки профилактического законодательства, но и имеющиеся дефекты правореализационных техник, перекосы в сторону формального правоприменения и репрессивных практик. Проанализированы основные формы и методы работы субъектов криминологической превенции, уровень взаимодействия между различными органами и субъектами профилактики правонарушений, что позволило обнаружить пробелы и недостатки правового регулирования указанной деятельности и сформировать основные направления по ее совершенствованию. Областью применения полученных результатов является практическая деятельность субъектов профилактики правонарушений, а также полученные выводы и предложения могут быть полезными для дальнейшего совершенствования норм превентивного законодательства.
Чуклова Е.В. - Государственно-правовой механизм обеспечения экологической и техногенной безопасности c. 21-43

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.36378

Аннотация: В свете продолжающейся реформы государственного управления исследование государственно-правового механизма обеспечения экологической и техногенной безопасности как видов национальной безопасности является актуальным. Предметом исследования выступает определение понятия и структуры такого механизма, что является необходимым условием обеспечения защищенности благоприятной окружающей среды, интересов граждан и юридических лиц, общества и государства, предотвращения угроз наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимизации последствий таких ситуаций. На институциональном уровне государственно-правовой механизм обеспечения экологической безопасности представляет собой систему органов власти различных уровней, на которые возложена реализация основных направлений и механизмов обеспечения экологической и техногенной безопасности, а также физических и юридических лиц, правовой статус которых включает права и обязанности в сфере обеспечения экологической и техногенной безопасности; на технологическом уровне характеризуется видами юридической деятельности; на инструментальном – совокупностью средств и методов, находящихся в распоряжении субъектов. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении наиболее существенных аспектов государственно-правового механизма обеспечения отдельных видов национальной безопасности и формулировании понятия государственно-правового механизма применительно к обеспечению экологической и техногенной безопасности, отсутствие которого препятствует проведению оценки эффективности такого механизма применительно к защите личности, общества и государства от экологических и техногенных опасностей, угроз и конфликтов. Автором делается вывод о том, что в рамках формирования государственно-правового механизма обеспечения экологической безопасности, существует ряд проблем: существующая модель государственного регулирования выбросов парниковых газов, основанная на добровольной инвентаризации, делает затруднительным получение органами управления информации об объемах выбросов парниковых газов; созданные информационные системы в сфере экологической безопасности пока не могут служить эффективным механизмом достижения целей Стратегии экологической безопасности; наблюдается некоторое несоответствие норм об экологическом надзоре.
Беляева Г.С., Беляев В.П. - Становление и развитие правового регулирования национальной безопасности в дореволюционной России c. 23-35

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.4.23446

Аннотация: В настоящей статье на основе историко-правового анализа соответствующих источников и документов исследована становление и развитие правового регулирования национальной безопасности России в дореволюционный период. Выявлены основные периоды становления и развития правового регулирования национальной безопасности, показаны отличительные черты и особенности каждого них. В процессе исследования развития правового регулирования национальной безопасности была выявлена прямая зависимость результата правового закрепления элементов обеспечения таковой от осознания и систематизации государством угроз национальной безопасности на определенном этапе его исторического развития. В работе использованы различные общенаучные приемы и способы логического познания: анализ (в том числе историко-правовой) и синтез, абстрагирование, моделирование, системно-структурный, функциональный и формально-логический подходы. Данная статья имеет как общетеоретический концептуальный, так и историко-правовой характер, является комплексным междисциплинарным исследованием, направленным установление общих подходов к пониманию эволюции правового регулирования национальной безопасности в целом и механизмов ее обеспечения в российском государстве в дореволюционный период. Результаты данной работы могут быть применены при решении вопросов связных с правовым обеспечением национальной безопасности в России в современный период.
Липинский Д.А., Мусаткина А.А. - Общественная опасность правонарушения в научных и законодательных определениях России и зарубежных стран c. 24-44

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.3.15941

Аннотация: Предметом исследования выступают законодательные определения различных разновидностей правонарушений как в отечественном, так и в зарубежном законодательстве. Объектом исследования выступают конфликтные общественные отношения. Цель статьи дать сравнительно-правовую характеристику законодательных определений понятия «правонарушение» на основе нормативных правовых актов различных стран и обосновать наличие признака общественной опасности у различных видов правонарушений, а не только у одной разновидности – преступления, с использованием как российского, так и зарубежного законодательства. В процессе исследования применялся диалектический метод, на основе которого явления и понятия определялись комплексно, во взаимосвязи с общественными отношениями. Использовались историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой методы. Автором отстаивается позиция о том, что все правонарушения, а не только преступления обладают признаком общественной опасности. Делается вывод, что за правонарушение, которое не обладает общественной опасностью, не может быть назначено наказание, по своим размерам превышающее уголовное наказание. В определенной степени о характере и степени общественной опасности мы можем судить по виду санкции, в которой устанавливается объем неблагоприятных правоограничений, которые обязан претерпеть субъект, нарушивший правовую норму.
Андреев А.Ф. - Актуальные вопросы методологии исследования категории «объекты безопасности» в антитеррористическом законодательстве Российской Федерации. c. 26-40

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.4.19860

Аннотация: Объекты правовой охраны и защиты Федерального закона «О противодействии терроризму» исследованы через категорию «объекты безопасности» с учетом специфики и характера предмета познания науки административного, гражданского, уголовного права и юридической психологии. Обоснование предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование правовых конструкций статей 3,11,17 Федерального закона «О противодействии терроризму», осуществляется с целью обеспечения внутренней согласованности закона и корреляции его норм Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Федеральному закону «О безопасности». Методы исследования: моделирование, анализ, синтез, системно-структурный, формально-логический, теоретико-прогностический, специально-юридический, толкование норм права. Научная новизна публикации заключается в уточнении понятийного и категориального аппарата, усовершенствовании правовых конструкций норм закона и на их основе гармонизации элементов системы законодательства в сфере противодействия терроризму. Результаты работы имеют прикладной характер и могут быть использованы уполномоченными субъектами в деятельности по осуществлению законодательных инициатив.
Адылова Н.А. - Противодействие экстремизму в пенитенциарной системе Кыргызской Республики c. 27-32

DOI:
10.25136/2409-7543.2019.3.30104

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы противодействия в пенитенциарной системе Кыргызской Республике. Экстремизм как негативное и опасное явление требует применения особых мер противодействия. А выявление, нейтрализация и пресечение распространения экстремизма в учреждениях уголовно-исполнительной системы в разы повышает его особенность. Прежде всего это связано со спецификой исправительных учреждений. В Кыргызстане с каждым годом растёт количество лиц, осужденных за преступления экстремистского характера. Это подтверждается с предоставленным отчетом ГСИН КР в Национальный статистический Комитет. Никому не секрет, что пенитенциарная среда выступает «плодотворной» почвой для его распространения. В ходе написания статьи, были использованы следующие методы научного анализа: сравнительно-правовой, статистический, контент-анализ, индукция, дедукция Так, для профилактики экстремизма в пенитенциарной системе необходимо: решить вопрос с переполненностью учреждений; привести в соответствие условия содержания; подготовить квалифицированных кадров в области теологии; искоренить коррупцию в пенитенциарной системе; Все это в совокупности препятствуют эффективной реализации политики по предупреждению экстремизма
Агамагомедова С.А. - Эффективность таможенного контроля как фактор обеспечения безопасности c. 34-42

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.5.20368

Аннотация: Объектом исследования является соотношение понятий "таможенный контроль" и "безопасность". Несмотря на то, что таможенные органы традиционно рассматриваются в качестве государственных органов, обеспечивающих общественную и государственную безопасность, вопросы соотношения таможенного контроля и обеспечения безопасности учеными практически не исследовались. Автором предлагается авторская позиция в определении соотношения безопасноти и эффективности таможенного контроля. При этом обращается внимание на то, что в современных условиях вопросы безопасности личности, общества и государства при таможенном регулировании приобретают особое звучание, так как они коррелируют к конституционным правам и свободам личности. Автором использованы как общенаучные методы анализа, синтеза, систематизации, так и частно-научные методы: формально-юридический и сравнительно-правовой. Новизна исследования заключается в выводах автора о соотношении таможенного контроля, эффективности таможенного контроля и безопасности. Во-первых, автор выдвигает положение о том, что обеспечение безопасности выступает целеполагающим принципом и целью таможенного контроля. Во-вторых, эффективность таможенного контроля представлена автором как фактор обеспечения безопасности. В свою очередь, обеспечение необходимомго уровня безопасности выступает важнейшим критерим эффективности таможенного контроля.
Шихнабиев Р.А., Афонина И.А., Волкова О.А. - Правовые основы национальной безопасности Российской Федерации c. 37-47

DOI:
10.25136/2409-7543.2023.3.43748

EDN: YYZCQI

Аннотация: Данная статья базируется на результатах историко-правового анализа источников и документации, в которых исследовались понятие и структурные особенности правового регулирования национальной безопасности. В статье идентифицированы концепции и подходы к выработке формулировки понятия «национальная безопасность». Также изучен исторический срез формирования правового регулирования программ национальной безопасности России. В процессе работы над статьей применялись актуальные исследовательские инструменты и приемы общенаучного типа, а также такие способы научного познания как анализ (включая историко-правовой, синтез, метод абстрагирования и моделирования, системно-структурный подход, функциональный и формально-логический методы). Благодаря использованию системно-правового подхода возникла возможность построения иерархии существующих нормативно-правовых актов, которые выполняют роль регуляторов в вопросах национальной безопасности РФ. Вопросы защиты безопасности государства, ее укрепления служат фундаментом охраны жизненно важных ценностей страны, ее интересов. В связи с повышением уровня военной угрозы и напряжения с 2014 г., а также с усилением этой угрозы с момента начала специальной военной операции в феврале 2022 г. России на Украине, есть объективная потребность оперативного, стратегического реагирования государственной системы на новые военные вызовы и угрозы в адрес системы национальной безопасности страны. Угрозой является усиление деструктивных тенденций в деятельности западных государств, формирование рядом с российскими границами иностранных военно-силовых инфраструктурных образований, что может рассматриваться как источник риска и возможный плацдарм для грядущих военных действий. Наблюдается и такой вид угроз, как резкое понижение темпов международного взаимодействия, сотрудничества по разным направлениям. На этом фоне автор данной статьи предлагает выработку и принятие нового федерального закона «О национальной безопасности» для российской Конституции.
Сидоркин А.И. - Беломорский транспортный путь: опыт обеспечения транспортной безопасности в условиях первых концессионных соглашений Московского государства XVI-XVII вв. c. 40-52

DOI:
10.25136/2409-7543.2020.3.33530

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи выступают проблемы, связанные с обеспечением транспортной безопасности в Московском государстве XVI-XVII вв. Исследуются условия и причинно-следственные связи, повлиявшие на выбор тех или иных мер обеспечения транспортной безопасности. Анализируется новая для Московского государства практика предоставления административной монополии по обеспечению транспортной безопасности в интересах представителей отдельных иностранных государств и компаний. Объясняются цели обусловившие применение такой административной монополии. Показан алгоритм разрешения казусов, связанных с посягательством на безопасность английских транспортов в Московском государстве. Методология настоящего исследования представлена совокупностью научных методов познания, в основе которых лежит метод диалектики, позволивший выявить объективные цели, обусловившие выбор модели обеспечения транспортной безопасности правителями Московского государства XVI-XVII вв.   Научная новизна проведенного исследования заключается в выявлении несоответствия заявленных в нормативных документах (грамотах русских царей XVI-XVII вв.) целей обеспечения транспортной безопасности с реальными возможностями и практикой её обеспечения. Делается вывод, что указания московских царей в своих грамотах на гарантии транспортной безопасности для англичан на море, следует рассматривать не более чем декларацию добрых намерений, но не констатацию факта реальной помощи в этом деле. Путем сравнительно-правового анализа архивным документов установлен также факт расширительного, в свою пользу, толкования английскими королями грамот московских царей, даровавших английским подданным права и привилегии в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Дерюгин Р.А. - Криминалистические и процессуальные вопросы производства следственного действия, предусмотренного статьей 186.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации c. 43-48

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.5.20396

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые тактико-криминалистические и процессуальные аспекты производства получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, а также приводятся точки зрения исследователей по определению понятия «комплексности» относительно рассматриваемого следственного действия. Автором анализируется структура этапов производства указанного следственного действия и предлагаются рекомендации по повышению эффективности его применения следственными органами на практике. В работе отмечается высокая значимость результатов данного следственного действия, так как информация об абонентах и их соединениях представляет особый интерес для расследования уголовных дел. В работе используется комплекс общенаучных и частно-научных методов познания, которые включают в себя такие методы, как нормативно-логический метод, системный метод, синтез, анализ, дедукция, индукция и другие методы научно-исследовательской деятельности. Научная новизна заключается в том, что данное исследование одно из немногих посвященных особенностям производства получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. На этапе развития информационного общества, где средства коммуникации востребованы не только законопослушными гражданами, но и преступниками, следственное действие, предусмотренное статьей 186.1 УПК РФ, позволяет правоохранительным органам эффективно реализовывать приоритетные направления деятельности, такие как раскрытие и расследование преступлений коррупционной направленности, преступлений, совершаемых в составе групп, а также иных тяжких и особо тяжких преступлений.
Сергеева А.А., Воскобойник И.О., Гурев М.С., Гусенова П.А., Соколова Е.В., Мартыненко С.Б., Рывкин С.Ю. - МВД России как субъект антикоррупционного противодействия: управленческие решения в системе обеспечения национальной безопасности c. 43-53

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.39109

EDN: IECBZB

Аннотация: Предметом исследования выступает правовое обеспечение антикоррупционной деятельности МВД России. Во взаимосвязи с положениями Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы и общими правилами стратегического планирования авторами рассматриваются управленческие решения антикоррупционного характера, основные приоритеты антикоррупционной стратегии и особенности ее реализации. На основе совокупности общенаучных и частно-научных методов авторами исследовано соотношение общего и специального уровня управленческих антикоррупционных решений, раскрыты особенности участия МВД России в противодействии коррупции. Выделен ряд сфер, где эти решения оказываются максимально востребованными, дифференцированы организационные, кадровые и методические решения.   Новизна исследования заключается в том, что авторами рассмотрен профилактический потенциал правоохранительной и контрольной деятельности МВД России, предложены индикаторы разработки и реализации антикоррупционных управленческих решений, раскрыты особенности их структуры. Противодействие коррупции, выявление и устранение причин ее возникновения включено в перечень основных направлений профилактики правонарушений. Авторами сделан акцент на особенностях оценки и прогнозирования криминогенных факторов, относящихся к коррупционным проявлениям. применении специальных мер профилактики правонарушений в соответствии с нормами действующего законодательства. Выделены стадии принятия, исполнения и обнародования результатов антикоррупционных управленческих решений МВД России.
Каримов В.Х., Казанцев Д.А. - Потенциальные угрозы использования генетических технологий и правовые пути их разрешения c. 48-63

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.1.36744

Аннотация: Объектом исследования являются общественные отношения в сфере использования генетических технологий и их влияния на права и свободы человека и гражданина, обеспечения безопасности общества и государства. Предметом исследования являются положения международного права, законодательства РФ в рассматриваемой области, нормы российского и международного права в сфере уголовно-правовой охраны отношений, которые могут быть поставлены под угрозу использованием геномных технологий. Авторы обращают внимание на то, что существующая правовая система не решает в полной мере задач по обеспечению безопасности прав и свобод человека и гражданина, общества, государства, охраны окружающей среды от опасных посягательств с использованием достижений в области генетики. Результаты исследования основаны на формально-логических и общенаучных методах научного познания, системном подходе. Кроме того, частно-научных методах: формально-юридическом, сравнительно-правовом методе юридического толкования. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения. Определены потенциальные угрозы, представляющие опасность для жизни и здоровья человека, обеспечения безопасности общества и окружающей среды. Потенциальные риски могут возникнуть в сфере генетических исследований человека, технологий редактирования генома различных организмов, незаконном сборе и использовании генетической информации о человеке, угрозе разработки и применения генетического оружия как разновидности биологического оружия, в области регулирования деятельности ДНК-лабораторий, использовании генетического материала в целях клонирования и использования эмбрионального материала человека. В качестве решения предлагается использовать указанный в работе положительный зарубежный опыт, идеи отечественных авторов и также авторские предложения по совершенствованию правого регулирования рассматриваемой сферы. Новизна исследования заключается в том, что выявляются актуальные и потенциальные риски, представляющие серьезную опасность не только для отдельных индивидуумов, но и для общества в целом. Предлагаются правовые решения по их устранению.
Сафонов В.Н., Андреев Д.В. - Ответственность за реабилитацию нацизма (ст. 354.1 УК РФ): состав преступления и дискуссия вокруг него c. 48-62

DOI:
10.25136/2409-7543.2023.3.44085

EDN: YYZQAT

Аннотация: Предметом исследования является состав преступления, предусмотренный ст. 354.1 УК РФ (Реабилитация нацизма), и судебная практика его применения. Целью исследования стали: обоснование необходимости закрепления этой статьи в УК РФ, выявление проблем квалификации данного преступления судами с опорой на судебную практику; предложения по их разрешению и отграничению от смежных составов преступлений, выработка рекомендаций по оптимизации правовой нормы. При написании статьи использовались общие, общенаучные, частнонаучные и специальные методы исследования. Обращаясь к дискуссионному вопросу о необходимости криминализации данного деяния, авторы приводят различные точки зрения относительно появления данной статьи в УК РФ, отмечают присущие самой правовой норме недостатки. Особое внимание обращается на категориальный аппарат статьи, терминологию, отграничение рассматриваемого преступления от других составов. Отдельно рассматривается проблема расположения данной статьи в Особенной части УК РФ. Основной вывод, к которому в результате исследования пришли авторы – необходимость наличия данного мемориального закона в уголовном праве РФ, как одного из факторов обеспечения безопасности государства. Выявлены недостатки юридической техники рассматриваемой статьи, предложены пути их решения, обоснована позиция о включении ст. 354.1 УК РФ в главу 29 УК РФ (Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства). Предложены практические меры, направленные на оптимизацию эффективности данной уголовно-правовой нормы.
Сидоркин А.И. - Формирование правовых основ транспортной безопасности в Древней Руси c. 53-67

DOI:
10.25136/2409-7543.2020.3.32970

Аннотация: Предметом исследования в статье выступают проблемы обеспечения транспортной безопасности на начальном этапе образования Древнерусского государства. Исследуются истоки формирования национальной правовой базы обеспечения транспортной безопасности. Показан путь перехода от внеправовых средств обеспечения транспортной безопасности (физическая вооруженная защита участников транспортных отношений) к правовой регуляции этого вопроса. В основе платформы транспортной безопасности в древности лежит все многообразие транспортных перевозок, в первую очередь международных. Акцентируется внимание на природно-климатических условиях, способствовавших выдвижению на первый план у восточных славян проблемы обеспечения транспортной безопасности именно водных перевозок В основе методологии настоящего исследования лежит совокупность исторических методов познания. Нарративный метод позволил выстроить логически непротиворечивую картину формирования правовых основ обеспечения транспортной безопасности в ее историческом развитии. Сравнительно правовой метод позволил проанализировать процессы формирования правовых основ обеспечения транспортной безопасности у государств, вступавших в транспортные отношения с Древней Русью Автор согласен с мнением о невозможности юридизации отношений в сфере обеспечения транспортной безопасности в догосударственный период. Только с возникновением государственных образований у восточных славян они берут на себя функции по юридической защите участников транспортных отношений. Подкреплением этого вывода могут служить первые международные договоры Киевского государства и Новгородской феодальной республики
Савченко Д.А. - Политико-правовая природа и обычаи войны в Древней Руси c. 60-70

DOI:
10.25136/2409-7543.2018.1.25181

Аннотация: Предметом исследования является юридическая характеристика войны как социального явления, широко распространенного с средневековой Руси IX-XIII вв. Целью работы стало установление сложившихся в древнерусском обществе представлений о политико-правовой природе войны, ее фактических и формальных основаниях, правилах начала и завершения войны. Рассматриваются обычаи обращения с побежденными и пленными, меры безопасности при проведении переговоров и заключении мирных договоров. Особое внимание уделено регламентации отношений в воинских коллективах, отношению к предательству. Методология работы основывалась на комплексном использовании диалектического, функционального и исторического методов исследования. Источником информации стали древнерусские летописи, а также работы средневековых хронистов. По результатам исследования сделан вывод о том, что в Древней Руси война («рать») считалась обычным принудительным средством правовой защиты интересов участников политических отношений. Справедливой считалась война, предпринятая в ответ на правонарушение противоположной стороны и проведенная с соблюдением сложившихся обычаев начала и прекращения военных действий. Новизна исследования заключается в том, что ранее под таким углом зрения соответствующие вопросы в историко-правовой литературе и работах по проблемам национальной безопасности специально не рассматривались.
Сергеева А.А., Питулько К.В. - Особенности противодействия распространению идеологии нацизма в молодежной среде c. 60-68

DOI:
10.25136/2409-7543.2023.4.69008

EDN: DUDZYN

Аннотация: В статье проведен анализ основных детерминант, определяющих интенсивность распространения идеологии нацизма среди молодежи. Авторами рассмотрены общесоциальные и специально-криминологические меры профилактики уголовно наказуемых проявлений идеологии нацизма. В современный период распространение идеологии нацизма характеризуется высокой общественной опасностью, поэтому разработка комплекса мер, направленных на его предупреждение, обладает исключительной важностью. На сегодняшний день существует ряд правовых инструментов, предназначенных для наказания лиц, разделяющих нацистские взгляды и реализующих их в конкретных действиях. Однако правовое обеспечение предупреждения проявлений общественно опасного поведения не характеризуется завершенностью и не имеет полноценной основы. Не разработана и общая структура криминологической профилактики распространения идеологии нацизма. Авторами обоснована современная концепция ее осуществления. В ходе исследования использовались стандартные общенаучные и частно-научные методы: формально-логический, системно-структурный, сравнительно-правовой. Сформулированы научно обоснованные рекомендации, направленные на уточнение границ профилактической деятельности. Предложено использовать общесоциальные, специально-криминологические и индивидуально-профилактические меры предупреждения проявлений идеологии нацизма. Особый акцент сделан на информационно-пропагандистском и контрпропагандистском векторах профилактики. Авторы обращают внимание на то, что необходимость совершенствования криминологической профилактики проявлений идеологии нацизма в молодежной среде обусловлена отсутствием правовой определенности в положениях закона, регламентирующих условия привлечения к уголовной ответственности, отсутствием организованной системы осуществления профилактического воздействия, общими неблагоприятными тенденциями распространения идеологии нацизма в среде молодежи. При этом достаточно важно разграничить имитацию профилактической деятельности и ее реальное осуществление. В этой связи авторы обосновывают важную роль патриотического воспитания молодежи.
Хамидуллин Р.С. - Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений, предусмотренных ст. 210.1 УК РФ «Занятие высшего положения в преступной иерархии» c. 63-70

DOI:
10.25136/2409-7543.2023.3.38481

EDN: ZSSAIM

Аннотация: В статье на основе научных источников и опыта практической деятельности рассмотрены проблемные вопросы криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, связанных с занятием лицом высшего положения в преступной иерархии. Предметом исследования являются некоторые особенности выявления, раскрытия и расследования преступления, предусмотренного ст. 210.1 УК РФ Объектом исследования выступают общественные отношения возникающие в процессе противодействия организованной преступности, в частности криминальным авторитетам имеющим статут «вор в законе», «положенец», «смотрящий». Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как особенности выявления лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, установление обстоятельств «коронования» или получения соответствующего статуса.   В рамках криминалистического обеспечения рассматриваются вопросы технико-криминалистического и тактико-криминалистического обеспечения обнаружения признаков состава преступления, материальных и идеальных следов, а также особенности их фиксации и использовании в доказывании по уголовным делам. Основные выводы проведенного исследования: эффективное криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступления, предусмотренного ст. 210.1 УК РФ «Занятие высшего положения в преступной иерархии» не представляется возможным без четкого законодательного определения понятия лица занимающего высшее положение в преступной иерархии. Для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью необходимо разработать методические рекомендации и алгоритмы выявления и привлечение к уголовной ответственности лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии.
Литвинов И.М. - Правовое регулирование использования технических средств разведки во Франции c. 71-78

DOI:
10.25136/2409-7543.2018.1.25276

Аннотация: В 2015-2017 гг. Французская Республика была потрясена серией террористических атак унесших сотни жизней. Безусловно, что эти преступления стали возможными, в том числе и в силу несовершенства системы обеспечения национальной безопасности. Одним из результатов модернизации которой стало расширение полномочий французской полиции и органов внутренней разведки по ограничению конституционного права на тайну частной Предметом данной статьи является механизм ограничения конституционного права на тайну частной жизни во Франции. Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, метод системного анализа, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Новизна исследования состоит в том, что автором раскрывается французская модель ограничения права на неприкосновенность переговоров, а также особенности контроля за деятельностью специальных служб и правоохранительных органов, в данной сфере. Автор приходит к выводу о том, что в настоящее время во Франции существует два механизма ограничения права на неприкосновенность частной жизни: административный («interceptions administratives», «interceptions de sécurité») и уголовно-процессуальный («interceptions judiciaires»). При этом процедура административного перехвата и механизм контроля за использованием технических средств разведки в административном порядке создают предпосылки для злоупотребления со стороны французских правоохранительных органов и специальных служб и возможности перехватывать переговоры и отправления в отношении любого гражданина, даже при отсутствии доказательств в его причастности к противоправной деятельности.
Чирков Д.К., Корчагин О.Н. - Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков: современный криминологический взгляд c. 75-114

DOI:
10.7256/2409-7543.2014.5.13649

Аннотация: В работе рассматривается криминологическая характеристика современной тенденции преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Объектом исследования является незаконный оборот наркотиков как социально-негативное явление, а также деятельность государства и общества по обеспечению эффективного противодействия наркотизации населения и борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Цель: изучение и определение основных криминологически значимых характеристик преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. К предмету исследования относятся: научное наследие, действующее уголовное законодательство, статистические данные и уголовное законодательство, а также научная и учебно-методическая литература по теме исследования. Методы исследования. Наряду с основными общенаучными методами широко применялись также такие частные методы познания, как логический, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование) и др. Методологическая основа исследования. Методологической основой настоящего исследования стали основополагающие категории диалектического материализма - такие, как отрицание отрицания, переход количественных изменений в качественные, а также философские категории общего, особенного и единичного, причины и следствия и некоторые другие. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе рассматриваются особенности преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков их тяжесть и последствия. Кроме того, в статье целостно описана специфика этих преступлений, рассмотрена динамика их совершения. Выявлены новые сведения о соответствующих криминологических детерминантах рассматриваемых преступлений. В результате опроса экспертов сделаны выводы о эффективности профилактической деятельности.
Монгуш А.С., Ондар А.Э. - Анализ преступности несовершеннолетних в Республике Тыва c. 91-101

DOI:
10.25136/2409-7543.2023.4.68936

EDN: JPWOXT

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом преступности несовершеннолетних в Республике Тыва. В частности, было проведено исследование криминологической характеристики преступности несовершеннолетних в Республике Тыва, изучены информационно-аналитическая статистика органов внутренних дел, где более детально рассматривались данные по видам преступлений за 12 месяцев 2022 года в сравнении с аналогичным периодом 2021 года в Российской Федерации, а также преступлений, совершенных в рассматриваемом регионе. В ходе проведенного научного исследования применялись общенаучные, частно-научные и специальные юридические методы познания, в частности всеобщий диалектический, логический, статистический, социологический, формально-юридический методы исследования. Было проведено эмпирическое исследование, в рамках которого произведено анкетирование студентов Тувинского государственного университета, с целью получения сведений о возможных причинах по мнению опрашиваемых преступности несовершеннолетних. Проведенный анализ позволил оценить криминологическое состояние и установить характеристику личности правонарушителя. Авторами представлена собственная точка зрения необходимости внедрения в практику ряд мероприятий по профилактике преступности несовершеннолетних в Республике Тыва. Научной новизной проведенного исследования является установление впервые особенностей преступности несовершеннолетних в Республике Тыва, в частности ее количественные и качественные изменения, происходящие в общей структуре преступности. Попытка спрогнозировать тенденцию преступности несовершеннолетних в Республике Тыва и выявить основные факторы, оказывающие влияние на преступность несовершеннолетних, а также в выработке профилактических мер правонарушающего поведения подростков с целью содействия стабилизации данной категории преступности, удержанию ее уровня на социально терпимом уровне, способствованию позитивному изменению качественных характеристик преступности, а именно структуры преступности, ее характера. В частности, при проведении индивидуально-профилактических работ с несовершеннолетними государственным органам необходимо внедрения в практику единой системы документооборота для своевременного обмена информацией, которая позволит адекватно реагировать на все вызовы и угрозы в деятельности по защите жизни, здоровья, прав и свобод несовершеннолетних.
Пинчук Л.В. - Структура и содержание механизма дорожно-транспортных преступлений c. 102-110

DOI:
10.25136/2409-7543.2023.4.69252

EDN: KCGMMB

Аннотация: Предметом исследования являются основные подходы к определению системы динамических и временных взаимосвязей дорожно-транспортных преступлений, входящих в механизм дорожно-транспортных преступлений, его содержание и структуру, а также правоприменительная практика расследования данной категории уголовных дел. Целью исследования является выяснение и обоснование содержательных элементов механизма дорожно-транспортных преступлений и определение его понятия. Автором обосновывается идея о том, что знание и понимание системы динамических и временных взаимосвязей дорожно-транспортных преступлений помогает правоприменителям на первоначальном этапе расследования выяснить какие объекты вступали во взаимодействие друг с другом во время совершения преступных действий, сформировать версии относительно того, в каком состоянии и в каких свойствах эти объекты осуществляли контактное взаимодействие. Методологическую основу исследования составили: метод критического анализа (осуществлен анализ различных точек зрения авторов на понятие «механизм дорожно-транспортных преступлений» и выявлены элементы механизма дорожно-транспортных преступлений), метод правового моделирования (предложен вариант структурного построения механизма дорожно-транспортных преступлений, осуществлена формулировка понятия «механизм дорожно-транспортных преступлений»). Автором обобщен новый материал по исследуемой теме: данные официальной статистики за 2022 г. и шесть месяцев 2023 г., исследования отечественных авторов с 1999 г. по 2023 г., а также использован авторский опыт по расследованию дорожно-транспортных преступлений в должности следователя органов внутренних дел. Автором проанализированы имеющиеся точки зрения в криминалистической литературе и предложено определение механизма дорожно-транспортных преступлений, а также его возможное содержание и структура. Автор приходит к выводу о том, что механизм дорожно-транспортных преступлений - это система динамических и временных взаимосвязей, основными элементами которой являются: 1) водитель; 2) транспортное средство; 3) различные виды дорожных ситуаций, включающие в себя информацию о дорожных условиях и окружающей обстановке в каждом виде – от исходных до кульминационных.
Зайкова С.Н. - Концепция развития российского законодательства в области обеспечения авиационной безопасности c. 105-118

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.3.38391

EDN: LSKBMX

Аннотация: Изучение места авиационной безопасности в структуре транспортной безопасности обусловлено теоретическими и практическими потребностями в определении необходимости сохранения или исключения сложившегося двойного правового регулирования правоотношений нормами российского воздушного законодательства и законодательства в области транспортной безопасности. В настоящее время дублируются правовые нормы, регулирующие: определение организаций, уполномоченных на защиту воздушного транспорта; определение требований по защите воздушного транспорта, в том числе по досмотровым мероприятиям; проведение аттестации и подготовку специалистов (персонала), непосредственно выполняющих функции в области авиационной безопасности. На основе сопоставления понятий, содержания и принципов транспортной и авиационной безопасности выявлено общее и особенное в их правовом регулировании как целого и частного. Целью исследования стала попытка определения концепции развития российского законодательства в области обеспечения защищенности авиации от актов незаконного вмешательства с учетом разработанного Минтрансом России проекта закона «О внесении изменений в федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проведенный анализ позволил сделать выводы о том, что законопроект, предложенный Минтрансом России, кардинально меняет государственный подход к регулированию правоотношений в области обеспечения авиационной безопасности. Видится необходимым проведение дополнительных обсуждений и оценки регулирующего воздействия предложенного законопроекта на предмет возможности развития российского авиационного бизнеса в условиях отказа от федеральной системы обеспечения авиационной безопасности. На основе проведенного анализа предложены авторские понятия «авиационная безопасность» и «акт незаконного вмешательства», обоснована необходимость внесения соответствующих изменений в статью 83 Воздушного кодекса РФ. Научная новизна исследования заключается в том, что предлагается отраслевой подход в публичном управлении рассматриваемых правоотношений с учетом специфики воздушного транспорта и значительного объема норм международного права по защите авиации.
Савоськин А.В., Галицков В.А. - Правовая регламентация изменения территории РФ как фактор национальной безопасности c. 111-118

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.38952

EDN: XUFOYL

Аннотация: История учит, что любые территориальные изменения несут в себе угрозу национальной безопасности, даже если эти территориальные изменения происходят внутри границ одного государства. При этом изменение государственных границ может повлечь не только осложнение международных отношений, но и рост социально-политического напряжения внутри страны. Поэтому крайне важно, чтобы этот процесс имел заранее установленные правовые рамки, которые бы позволяли минимизировать риски, связанные с изменением территории государства. Таким образом предметом настоящей публикации является правовой порядок и опыт изменения территории РФ, в том числе присоединения к России новых субъектов федерации в 2014 и 2022 годах. В публикации отмечается, что пробел, установленный конституционным законодателем в части изменения территориальных границ восполнен не в полном объеме. В настоящее время установлен только порядок присоединения новых субъектов РФ и отсутствует порядок выделения субъектов или территорий из состава РФ. Отсутствие процедуры выхода территории из состава России, фактически лишает последних такой возможности, что обеспечивает стабильность территории страны и ее безопасность. В то же время порядок присоединения новых субъектов РФ регламентирован подробно и включает в процесс принятия соответствующего решения почти все высшие органы государственной власти. В публикации доказывается соблюдение международных правовых норм при реализации процесса вхождения новых субъектов федерации в состав России, в том числе с опорой на декларативную теорию возникновения государств. Доказывается допустимость и правомерность национальных процедур присоединения к Российской Федерации новых субъектов. Авторами предлагается расширить использование прямой демократии при вхождении новых субъектов в состав Российской Федерации.
Тодоров А.А. - Уголовно-правовая характеристика состава преступления "Пиратство" по Уголовному кодексу Российской Федерации c. 133-154

DOI:
10.7256/2306-0417.2013.6.4569

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению понятия пиратства, а также попытке анализа действующей редакции статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за пиратство. Автором работы проводится анализ объективных и субъективных признаков состава пиратства, дается оценка существующей в российском законодательстве уголовной норме о пиратстве, выявляются ее изъяны, а также содержатся предложения по ее возможному совершенствованию и предлагается новая редакция статьи 227 УК РФ.
Пиванова А.В. - Совершенствование российского законодательства в сфере разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе c. 141-152
Аннотация: Данная статья посвящена совершенствованию российского законодательства в сфере разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе, а также сравнению правового регулирования разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе в Федеративной Республике Бразилии и России. Актуальность данной темы вызвана тем, что нефтегазовая отрасль имеет стратегическое значение как для России, так и для Бразилии и требует разработки правового регулирования, отвечающего современным тенденциям в мировой нефтегазовой сфере.
Степаненко В.С. - О необходимости законодательного обеспечения обращения с упаковкой и упаковочными материалами c. 160-181
Аннотация: Упаковочная индустрия в России, фактически оформившаяся в организационном плане как отрасль, требует незамедлительного законодательного оформления её правового статуса. Это позволит гарантировать необходимую государственную поддержку, обеспечить отсутствующее в настоящее время научно-методическое обеспечение и преодолеть ощутимый дисбаланс между возможностями производства упаковки, ее научной, машиностроительной и сырьевой базой. В этой связи в статье анализируются мировые тенденции в области организации обращения с упаковочными отходами в экологическом, экономическом и нормативно-правовом аспектах, состояние законодательной базы и нормативного обеспечения обращения с упаковочными отходами на территории России, включая Московской регион. На основании анализа зарубежного и отечественного опыта обоснована необходимость разработки отдельного закона регулирующего обращение с упаковочными отходами и определены его базовые положения. Внедрение вышеуказанной системы в России поможет решить проблемы развития упаковочной индустрии, которая начала формироваться в Российской Федерации как отрасль в середине 90-х гг. XX века. Учитывая тот факт, что подобный подход является для России новым, предлагается разработать проект закона города Москвы «Об упаковке и упаковочных отходах», что позволит апробировать механизмы, заложенные в федеральном законопроекте, на уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления, разработать соответствующие подзаконные акты, а также накопить необходимый опыт для последующего тиражирования этого проекта в других регионах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.