Security Issues
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Security Issues" > Contents of Issue № 04/2017
Contents of Issue № 04/2017
Strategy of national security
Ponomarev A.I. - Task-oriented methodology of strategic target-setting as a prerequisite for progressive development of society: socio-economic development (part two) pp. 1-12

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.4.21110

Abstract: The paper considers topical issues of strategic target-setting in the Russian Federation. The second part of the study contains the results of methodological analysis of the system of strategic lines in the sphere of socio-economic development of the Russian Federation. This approach helps easily define the appropriateness of the strategic target-setting system, since, knowing the methodology, one can regularly check the conclusions of others from the viewpoint of their method and rely on them as on methodologically correct. The analysis of the current documents shows that by the end of 2016, the has been no formalized long-term strategy of socio-economic development. Therefore, the author considers the content of the “2020 Strategy: the new growth model – the new social policy”, since many of its provisions have been implemented in budgetary and financial policy. The methodological analysis of this document shows that it doesn’t contain any socio-economic development model; it merely offers the set of separate measures, which can’t guarantee any result. The generalization of strategic planning helps the author to conclude that two approaches can be used for target-setting: a target-based and a scenario-based. In the author’s opinion, progressive development can be achieved if these two approaches are combined. The author also reveals some methodological positions connected with a possibility to formulate positive targets of social development in the context of the current condition of social and scientific thought. Targets should be formulated on the basis of values. Interrelation between targets and values is the basis for the assumption about the existence of some targets-values system, which determines the direction of socio-historic movement. The author concludes that the detection of a wide range of initial characteristics of the object of development is the essence of the task-oriented approach in strategic target-setting in socio-economic development. 
Technologies and methodology of security systems
Ermakov S.V., Bondarev V.A. - Dangerous, extreme and emergency situations in ship navigation pp. 13-22

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.4.23569

Abstract: The research subject is the terminology, which is used to describe the situations in ship navigation, which can be harmful for life and health of people, property (cargo and ship) and environment.The research object is theory and methodology of the risk of emergency situations in ship navigation. The authors consider dangerous, extreme and emergency situations, their definitions, features and interrelation. The study is based on legal and commonly used definitions and those acquired in the process of studying. The research methodology is based on terminological system analysis, which is applied to each definition and the whole conceptual framework (terminological system). The authors detect commonness, difference and correlation of notions defining the situations, which occur in the process of ship navigation and are characterized by the presence of danger. In other words, the authors systematize the terminology. The most common term is dangerous situation, which is only determined by the presence of danger. An additional feature of extreme situation is a human factor. The level of extremality of the situation is determined by the probability of an accident and emergency situation. The research results supplement the theory and methodology of emergency situations risk management in ship navigation. They can be used for generalization of effective procedures of management on the basis of prognostication and minimization of human factor in ship navigation safety. 
Legal support of national security
Belyaeva G.S., Belyaev V.P. - Formation and development of legal regulation of national security in pre-revolutionary Russia pp. 23-35

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.4.23446

Abstract: Using historical and legal analysis, the authors analyze sources and documents to study formation and development of legal regulation of Russia’s national security before revolution. The authors determine the key periods of formation and development of legal regulation of national security, demonstrate distinctive features and peculiarities of each of them. While studying the development of legal regulation of national security, the authors detect correlation between the result of formalization of the elements of national security provision and the recognition and systematization of national security threats by the state at a certain stage of its development. The authors use the set of genera scientific methods and techniques of logical cognition: analysis (including the historical-legal) and synthesis, abstraction, modeling, the system-structural, functional and formal-logical approaches. This study has both theoretical-conceptual and historical-legal nature. It is a complex interdisciplinary study aimed at establishing common approaches to the understanding of evolution of legal regulation of national security in general and the mechanisms of its provision in the Russian state during the pre-revolutionary period. The results of this study can be used for the solution of issues of legal coverage of national security in contemporary Russia. 
Informational support of national security
Kobets P.N. - On the need to struggle against the key factors, promoting dissemination of extremist ideas in social networks, as an element of national security provision pp. 36-45

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.4.21741

Abstract: The article contains the analysis of the key factors, promoting the dissemination of extremist ideas on the Internet, and the measures, which could help struggle against them. Special attention is given to the study of the circumstances and consequences of use of information technologies by extremist criminal groups. The author studies the problems of use of social networks by extremist groups for revolutionary propaganda, recruiting, training, fundraising, communication and target-setting for a strike. The research methodology is based on the elements of social networks analysis. The author also uses various general scientific approaches and ways of logical cognition: analysis and synthesis, abstraction, modeling, the formal-logical approach, comparative and express analysis. The author concludes that extremists use social networks for various purposes: firstly, for communication with other criminal groups and individual supporters of such ideas; secondly, for dissemination of ideas through direct recruiting of potential participants of extremist activity or manipulation of collective consciousness. The scientific novelty of the study consists in the author’s conclusion that despite the active struggle against extremism on the Internet, the question of its effectiveness is still open. To successfully solve the task of struggle against extremism, the whole range of complex measures should be taken, including effective social policy, formation of a well-thought system of political education for young people, creation of a socio-oriented legal system. This study can be used as a theoretical source and as a guide for action. Its results can be used by law-enforcement agencies for the struggle against extremism in social networks. 
External threats and countermeasures
Dikikh A.A. - India and Pakistan: wars, conflicts, their settlement and consequences pp. 46-59

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.4.23694

Abstract: The author outlines and studies the origins and reasons of wars (of 1947, 1965, 1971 and 1999) and conflicts between India and Pakistan from 1947 till the present time. The author considers the role of the UN Security Council in the settlement of armed conflicts between the countries. Among the key reasons of confrontation between the states, the author outlines the struggle for the territory of Jammu and Kashmir, religious contradictions, disputes over water resources, India’s interference in the conflict between West and East Pakistan in 1971, nuclear tests from 1974 till 1998, struggle for the Siachen Glacier from 1984 till 1987, repeated crossing of the Line of Control by Pakistani troops, etc. The research methodology is based on the historical method, comparative, structural-functional and system analysis, synthesis, induction and deduction. The author emphasizes the existing tension between the countries, caused by religious contradictions, differences in economic situation in the countries, the unsettled territorial dispute over the demarcation Line of Control, China’s influence on the Pakistani government, which aggravates the contradictions between the countries and the possibility of its reduction through the participation of the countries in the SCO. 
Humanitarian support of national security
Vnukova L.B. - Radicalization as an individual process and a social phenomenon: foreign theories and Russian realities pp. 60-69

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.4.23724

Abstract: The article adapts the foreign interdisciplinary approach to the phenomenon of radicalization for understanding contemporary Russian realities. Existing factors - precursors, promoting radicalization, are identified and analyzed from the standpoint of the system approach. Transformative learning theory is drawn from psychology to explain the processes taking place in the consciousness of an adult person during his/her transformation into a radical terrorist capable of violent actions. The foreign theories have a heuristic potential, but they are not properly represented in Russian-language studies.The article is written on the basis of an interdisciplinary approach using general scientific methods of analysis and synthesis, induction and deduction.A. Wilner and C.-J. Dubouloz consider three precursors of the radicalization process in their study: socio-political alienation, deep religious identity as opposed to globalization and discontent with the foreign policy of the state. Socio-political factors are objective and projected onto the individual personal circumstances through the prism of his/her psychological characteristics and ideological convictions. It does not matter whether the reasons are subjective (problems in the family, the impossibility to realize personal aspirations, death, divorce, etc.) or objective (socioeconomic, political, ecological, etc.), psychological processes of rethinking and searching for new meaningful prospects in the conditions of instability. The key role in this process belongs to ideology in a broad sense, including religion, and the relevant values. Ideology allows an individual to talk about justice, evaluate events. Objective conditions - precursors or socio-political factors - affect the entire society, the information-ideological field is the same for all, but there is no complete radicalization. Everyone chooses from the proposed set of ideas those shaping or transforming their own worldview. Involvement in radical social groups and networks contributes to the perception of violent acts and terrorism. Understanding of the processes of personal transformation in the mind of an individual explains why people, using a unique combination of causes in each case, come to the same result - go on the path of violence, exposing themselves and their closed ones to danger. The radicalization theories explain the processes both in Western countries, in Africa, and in Russia and Asia, that's why we can conclude that they are universal.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Вопросы безопасности
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Вопросы безопасности" > Содержание № 04, 2017
Выходные данные сетевого издания "Вопросы безопасности"
Номер подписан в печать: 10-09-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2409-7543
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2017
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Пономарев А.И. - Проблемно-ориентированная методология стратегического целеполагания как условие прогрессивного развития общества: социально-экономическое развитие (часть вторая) c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.4.21110

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы стратегического целеполагания в Российской Федерации. В части второй статьи приводятся результаты методологического анализа системы стратегических установок в сфере социально-экономического развития Российской Федерации. Такой подход позволяет с приложением минимального количества усилий установить адекватность системы стратегического целеполагания, поскольку знание методологии дает возможность систематически проверять чужие выводы с точки зрения их метода и опираться на них, как на правильные в методологическом смысле. . Анализ действующих документов показывает, что на конец 2016 года в Российской Федерации отсутствует формально-определенная долгосрочная стратегия социально-экономического развития, поэтому автор обращается к содержанию «Стратегии-2020: новая модель роста – новая социальная политика», поскольку многие ее положения получили внедрение в практику бюджетной и финансовой политики. Методологический анализ данного документа показывает, что никакой модели социально-экономического развития он не содержит, а лишь предлагает набор разрозненных мер, не гарантирующих результата. Обобщение подходов стратегического планирования позволяет автору сделать вывод, о том, что в процессе целеполагания могут использоваться два подхода: целевой и сценарный. По мнению автора, поступательное развитие возможно при совмещении двух этих подходов. Также автором раскрываются некоторые методологические позиции, связанные с принципиальной возможностью формулирования позитивных целей общественного развития, исходя из современного состояния общественной и научной мысли. Основой для формулирования целей развития должны быть ценности. Взаимозависимость целей и ценностей является основанием для утверждения о существовании некоторой целе-ценностной системы, которая обуславливает направление общественно-исторического движения. В заключении автор делает вывод о том, что определение широкого круга исходных характеристик объекта развития – суть проблемно-ориентированного подхода в стратегическом целеполагании социально-экономического развития.
Технологии и методология в системах безопасности
Ермаков С.В., Бондарев В.А. - Опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации в судовождении c. 13-22

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.4.23569

Аннотация: Предметом исследования, представленного в настоящей статье, является терминология, касающаяся описания возникающих при судовождении ситуаций, которые характеризуются наличием угроз жизни и здоровью людей, имуществу (грузу и судну) и окружающей среде.Объект исследования – теория и методология риском чрезвычайных ситуаций в морской индустрии.В статье рассматриваются опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации, их дефиниции, признаки и взаимосвязь, при этом в основу положены как легальные и общепринятые определения, так и обоснованные в процессе исследования. Методологической основой исследования являются терминологический системный анализ, используемый как по отдельности к каждому понятию, так и в целом для всего исследуемого понятийного аппарата (для терминологической системы). Результатом исследования является выявленные общность, различие и соотношение понятий, определяющих ситуации, которые возникают в процессе морского судовождения и характеризуются наличием опасности, т.е. систематизация терминологии. Наиболее общим понятием является опасная ситуация, наличие опасности для которой является единственным необходимым и достаточным признаком (условием существования). Дополнительным признаком экстремальной ситуации является человеческий фактор, при этом экстремальность ситуации определяет вероятность навигационной аварии и возникновения чрезвычайной ситуации. Результаты исследования, являясь дополнением теории и методологии управления риском чрезвычайных ситуаций в морской индустрии, могут быть использованы для обоснования эффективных процедур управления на основе прогнозирования и минимизации влияния человеческого фактора на навигационную безопасность плавания судна.
Правовое обеспечение национальной безопасности
Беляева Г.С., Беляев В.П. - Становление и развитие правового регулирования национальной безопасности в дореволюционной России c. 23-35

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.4.23446

Аннотация: В настоящей статье на основе историко-правового анализа соответствующих источников и документов исследована становление и развитие правового регулирования национальной безопасности России в дореволюционный период. Выявлены основные периоды становления и развития правового регулирования национальной безопасности, показаны отличительные черты и особенности каждого них. В процессе исследования развития правового регулирования национальной безопасности была выявлена прямая зависимость результата правового закрепления элементов обеспечения таковой от осознания и систематизации государством угроз национальной безопасности на определенном этапе его исторического развития. В работе использованы различные общенаучные приемы и способы логического познания: анализ (в том числе историко-правовой) и синтез, абстрагирование, моделирование, системно-структурный, функциональный и формально-логический подходы. Данная статья имеет как общетеоретический концептуальный, так и историко-правовой характер, является комплексным междисциплинарным исследованием, направленным установление общих подходов к пониманию эволюции правового регулирования национальной безопасности в целом и механизмов ее обеспечения в российском государстве в дореволюционный период. Результаты данной работы могут быть применены при решении вопросов связных с правовым обеспечением национальной безопасности в России в современный период.
Информационное обеспечение национальной безопасности
Кобец П.Н. - О необходимости противодействия основным факторам, способствующим распространению экстремизма в социальных сетях – как элементе обеспечения национальной безопасности c. 36-45

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.4.21741

Аннотация: В статье представлен анализ основных факторов, способствующих распространению экстремизма в сети Интернет и предложен комплекс меры по их противодействию. Особое внимание автором уделяется изучению обстоятельств и последствий, возникающих в процессе использования информационных технологий децентрализованными экстремистскими преступными группировками. В рамках подготовленной статьи ее автором исследованы вопросы использования экстремистскими группировками социальных сетей для ведения революционной пропаганды, вербовки, обучения, сбора средств, связи и определения целей для нанесения удара. Методологическую основу исследования составляют элементы аппарата анализа социальных сетей, также в работе использованы различные общенаучные приемы и способы логического познания: анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, формально-логический подход, сравнительный и экспресс-анализ. В процессе исследования автор приходит к выводу, что социальные сети экстремисты используют в различных направлениях: во-первых, связь с преступными группировками и единичными сторонниками подобных взглядов; во-вторых, распространение идей, это может быть, как непосредственная вербовка потенциальных активных участников экстремистской деятельности, так и манипуляция массовым сознанием. Новизна исследования заключается в выводах автора о том, что, не смотря на активную борьбу с экстремизмом в Интернете открытым остается вопрос о эффективности данной работы. Для того чтобы задача борьбы против экстремизма была успешно решена, необходим целый ряд комплексных мер, предусматривающих проведение эффективной социальной политики, формирование продуманной системы политического воспитания молодежи, создание социально направленной правовой системы. Данная статья имеет как общетеоретический концептуальный, так и прикладной характер, ее результаты могут быть использованы правоохранительными органами в деятельности по противодействию экстремизма в социальных сетях.
Внешние угрозы и противодействие
Диких А.А. - Индия и Пакистан: войны, конфликты, их разрешение и последствия c. 46-59

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.4.23694

Аннотация: В статье выделены и исследованы истоки и причины возникновения войн (1947, 1965, 1971, 1999) и конфликтов между Индией и Пакистаном начиная с 1947 г. по настоящее время. Рассмотрена роль Совета Безопасности Организации объединенных наций в урегулировании военных конфликтов между странами. Среди основных причин противостояния между странами выделены: борьба за спорную территорию Джамму и Кашмир, религиозные противоречия, спор по поводу водопользования, вмешательство Индии в войну между Западным и Восточным Пакистаном в 1971 г., ядерные испытания с 1974 г. по 1998 гг., борьба за территорию ледника Сиачен с 1984 по 1987 гг., неоднократное проникновение пакистанских войск на Линию контроля и др. Методологической основой исследования в данной работе является исторический метод, сравнительный, структурно-функциональный, системный анализ, синтез, индукция, дедукция. В выводах особо подчеркивается: сохранившаяся напряженность между странами, ввиду религиозных различий, различия в экономическом положении стран, неразрешенного территориального спора из-за демаркационной Линии контроля, влияния властей Китая на правительство Пакистана и в связи с этим усиления противоречий между ними и возможность ее снижения через участие стран в Шанхайской организации сотрудничества.
Гуманитарное обеспечение национальной безопасности
Внукова Л.Б. - Радикализация как персональный процесс и социальный феномен: зарубежные теории и российские реалии c. 60-69

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.4.23724

Аннотация: В статье адаптируется зарубежный междисциплинарный подход к феномену радикализации для понимания современных российских реалий. С позиции системного подхода выделяются и анализируются действующие факторы – прекурсоры, способствующие радикализации. Теория трансформационного обучения привлекается из психологии для объяснения процессов, происходящих в сознании взрослого человека во время превращения его в радикала-террориста, способного к насильственным действиям. Рассматриваемые зарубежные теории обладают эвристическим потенциалом, однако в русскоязычных исследованиях должным образом не представлены. Статья написана на основе междисциплинарного подхода с использованием общенаучных методов анализа и синтеза, индукции и дедукции. В своем исследовании А. Вилнер и К.-Дж. Дуболоз рассматривают три «прекурсора» или предшественника индивидуального процесса радикализации: социально-политическую отчужденность, глубокую религиозную идентичность в противовес глобализации и недовольство внешней политикой государства. Социально-политические факторы носят объективный характер и проецируются на личные обстоятельства индивида через призму его психологических особенностей и мировоззренческих убеждений. В условиях нестабильности, неважно носят ли причины субъективный (проблемы в семье, невозможность реализации личных устремлений, смерть, развод и т.д.) или объективный (социально-экономический, политический, экологический и т.д.) характер, запускаются психологические процессы переосмысления и поиска новых смысложизненных перспектив. Ключевая роль в этом процессе принадлежит идеологии в широком понимании, включающем религию, и соответствующим ценностям, что позволяет индивиду рассуждать о справедливости, оценивать события. Объективные условия – прекурсоры или социально-политические факторы – влияют на весь социум, информационно-идеологическое поле едино для всех, однако не происходит поголовной радикализации. Каждый выбирает из предлагаемого набора идей свои, формируя или трансформируя собственное мировоззрение. Вовлеченность в радикальные социальные группы и сети способствует восприятию насильственных действий и терроризма. Понимание процессов личностной трансформации в сознании индивида объясняет, почему люди, исходя из неповторимого сочетания причин в каждом случае, приходят к одному результату – идут по пути насилия, подвергая опасности себя и своих близких. Рассмотренные в статье теории радикализации объясняют процессы как в западных странах, Африке, так и в России и странах Азии, что позволяют сделать вывод об их универсальном характере.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"