Электронный журнал Вопросы безопасности - №2 за 2017 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-7543 - Издательство NotaBene
по
Security Issues
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Security Issues" > Contents of Issue № 02/2017
Contents of Issue № 02/2017
Strategy of national security
Bulavin A.V., Anikin V.I., Belyaev I.I. - Comparative analysis of strategic planning principles in the sphere of national security: expert and analytical tools pp. 1-12

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22872

Abstract: The research object is strategic planning in the sphere of national security of the Russian Federation. The research subject is Russia’s national security threats in the long-term, specified with the help of the authors’ expert and analytical approach. The study lies within the scientific, research, and methodological tasks defined by the Provision of the scientific board under the Russian Federation Security Council. The authors describe the conditions of the results achievement, the criteria and the indexes of the comparative analysis’ results’ objectivity including the approaches to verification of the list of national security threats. The authors consider the peculiarities of development and the modern practice of strategic planning of foreign states; formulate the basic hypotheses of the choice of the scope of countries; describe the key provisions of expert and analytical tools for the comparative analysis of strategical planning documents in the sphere of national security. The tools, proposed by the authors, help build a model of the national security threats atlas of the Russian Federation for the long-term.  
Technologies and methodology of security systems
Monakhova M., Putintsev G., Mazurok D., Porfirev A. - Algorithm of localization of a corporate information and telecommunication network’s area with abnormal behavior pp. 13-24

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.21868

Abstract: The research object is an information and telecommunication network. The research subject is the algorithms of detection and identification of information safety incidents of information and telecommunication networks of modern companies. The purpose of the study is to develop algorithms of detection of information safety incidents in corporate information and telecommunication networks. The authors describe the method based on the comparison of the reference configurations of information and telecommunication networks with the factual ones. Unauthorized change of configurations and external interference in the work of a corporate information and telecommunication network cause the instability of work of its elements, and threaten information safety. The authors use the theory of graphs and the methods of discrete mathematics and mathematical statistics. The article contains the algorithm of identification of a corporate and telecommunication network’s area with abnormal behavior, and the example of its program realization, and raises the problem of importance of timely and reasoned localization of a corporate information and telecommunication network’s area with probable information safety incidents. The scientific novelty of the study consists in the development of the model of an information safety incident and the algorithm of localization of a corporate information and telecommunication network’s area with abnormal behavior. The authors formulate the algorithm of localization, which helps reduce the time of an information safety incident detection by approximately 15% and identification – from 5 to 10%. 
Gribanova-Podkina M. - Construction of a model of threats to information security of an information system using the object-oriented design methodology pp. 25-34

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22065

Abstract: The research object is the project of the system of information security of an information system, which includes the development of the model of threats, and the related issues of the current state of an information system assessment and recommendations about the improvement of information protection. The paper considers the approach to the construction of the model of threats based on the use of the object-oriented design model. Such approach involves active use of UML-diagrams when describing the conceptual model of threats to information security, the ways of these threats realization, and threats realization and protection scenarios. Within this approach, using the UML language and Enterprise Architect tool, the author develops and describes the object-oriented model of threats to information security for a distributed information system. This model can be embedded into the documents of information security of an information system. The developed models of threats and scenarios will help information analysts and information security specialists to interact more effectively to protect information systems against information security threats. 
Rapid response and tactics
Semenyuk A. - Arms embargo as a factor of the Libyan crisis pp. 35-43

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22059

Abstract: The research subject is arms embargo imposed on Libya in 2011. The author analyzes the consequences of the UN Security Council resolutions 1970 and 1973, which had introduced embargo on arms supply to Libya. Special attention is given to the work of the UN institutions in charge of control over sanctions compliance. The author demonstrates the arms embargo’s impact on the armed conflict in Libya in 2011, and the situation with the proliferation of Libyan weapons beyond the country. The author considers such aspects of the topic as the impact of arms embargo on the political crisis in Libya after Gaddafi’s deposition and its role in the 2014-2015 military conflict. The main research method is the principle of historicism, which helps analyze the role of arms embargo in the political crisis in Libya at its different stages in 2011 – 2016. The scientific novelty of the study consists in the consideration of the reasons of toughening or easing of arms embargo against Libya in 2012 – 2016, and the political consequences of these decisions of the UN Security Council. Besides, the author notes the recent tendencies in weapons proliferation in Libya and the reasons of embargo’s ineffectiveness. 
Globalization and national security
Anikin V.I., Abdeev R.F., Surma I.V. - Philosophical aspects of information civilization and modern problems of management in the context of global security pp. 44-54

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22074

Abstract: The research subject is the modern problems of management in the context of geopolitical and geo-economic uncertainty. The authors use contemporary philosophy and the conceptual world-view model of development and identity of nature and society in the form of the confluent spiral called the philosophy of the modern civilization. Based on the latest scientific and technical achievements, the authors outline its three most important features: dialectics of spasmodic changes; definite limitedness of the number of the spiral turns, and nonlinearity of development processes. The authors use the model based on the authors’ philosophy of information civilization as a methodology of the contemporary life, which reveals the driving forces and vast opportunities of information technologies. The proposed approaches animate most countries to overcome the crisis; that is very important, because people and society without any modern ideology or uniting ideas are not able to organize and embark further progressive development. 
Informational support of national security
Kostin A., Zhigulin G. - Efficiency assessment model of the information protection system of the remote financial document management system pp. 55-61

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22438

Abstract: The research subject is the remote financial document management system. It has been introduced in 2013 to replace the former electronic document management system. It is necessary to analyze this system in order to detect threats and construct a model, which would take into account the system’s protection and its ability to resist security threats. This model should take into account many vulnerabilities and the obstacles, which in an ideal information protection system completely isolate all the threats. The authors use the formal information protection model, which includes five sets helping calculate the system’s efficiency. The scientific novelty consists in the consideration of efficiency assessment of the information protection system in the remote financial document management system. The authors construct the graphs modes of the information protection system, which takes into account its vulnerabilities. The authors define the elements of efficiency assessment of the information protection system of the remote financial document management system and demonstrate the formula of efficiency assessment. 
External aspects of national security
Grachev B. - Stability factors of integration associations pp. 62-69

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.21683

Abstract: The paper reveals the factors determining the existence and functioning of an integration association, which is considered as a political system. The research subject is the political system of an integration association. The author considers the issues of the integration theory and detects fundamental characteristics of such a type of international political objects as economic integration associations. The paper characterizes the research methodology and contains a brief description of functional elements of the political system of a state and the ways of their interaction. The author analyzes and systematizes the factors determining the existence of an integration association. The research methodology is based on the key provisions of the structural-functional analysis of Gabriel Almond, the elements of David Easton’s system theory, and the neo-functional approach to the study of integration processes. The scientific novelty of the study consists in the detection, description, and systematization of the factors determining the existence of an integration association from the position of probability of their transformation and the degree of impact on it. The author’s conclusions develop the methodology of integration studies and the comparative approach in the political science in general, help study the stability of supranational political objects, and can serve as a basis for political prognostication and such objects management. 
Economical support of national security
Golobokov A.S., Zaborova P.A. - Dynamics of development of Russia’s economic relations with former countries of the Council for Mutual Economic Assistance under western economic sanctions pp. 70-78

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22391

Abstract: The paper studies the peculiarities of Russia’s economic relations with the countries of Eastern Europe under western sanctions. The research object is Russia’s economic relations with East European countries. The research subject covers the dangers and the threats to Russia’s economic security connected with bilateral economic relations with former countries of the Council for Mutual Economic Assistance in historical retrospective and at the modern stage. The authors analyze the development of economic relations between Russia and the mentioned countries with account for the current geopolitical and geo-economic situation, which includes the interests of joint economic activities of parties to the relations. The topicality of the study consists in the ambiguous character of development of the peculiarities of economic relations between Russia and the new EU member-states in the context of the new geo-economic balance of powers, toughening of international competition and the increased volatility of European markets. The proposed research method includes the historical approach, political and economic analysis of scientific sources, official media reports, and statistical data describing the dynamics of economic relations between Russia and the countries-founders of the CMEA, and the comparative analysis of actions of the parties to bilateral relations in the context of political transformations in Eastern Europe and anti-Russian sanctions. The authors conclude that the toughening of international competition in Eastern Europe is still threatening national security of Russia, but with account of easing western sanctions against Russia, there are tendencies of positive development of bilateral economic relations. Besides, to consistently implement the initiatives of Russia and East European countries, it is necessary to scientifically reason the instruments of investment promotion and business activities encouragement. The research results can serve as the information and analytical material for politicians, diplomats, specialists of international relations studying economic aspects of Russia’s relations with new members of the EU. 
Person and citizen within security systems
Loboda A.E. - Possibility of broadening the list of reasons for released from administrative liability for breaching the legislation on registration of citizens of the Russian Federation pp. 79-85

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.21749

Abstract: The research subject is the range of legal acts regulating social relations in the sphere of household or residence registration of Russian citizens, and scientific works in this field. The research object is social relations in the sphere of household or residence registration of Russian citizens. The author considers the reasons for release from administrative liability for breaching the legislation on registration of citizens of the Russian Federation. The research methodology includes the set of traditional methods of cognition, such as the dialectical and the system methods. The author formulates the proposals about the improvement of legislation in the sphere of registration of citizens. The author proposes amendments to the legislation, which can simplify the procedure of movement of Russian citizens in the territory of Russia. The author studies the problems of release from administrative liability for living in the region of the Russian Federation without residence registration in this region. 
Tahirov Z.I., Toropov B.A. - Personal ID: principles of international registration of population and personal identification in modeling transnational terrorist and extremist networks pp. 86-103

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22708

Abstract: The research object is the states’ activities aimed at registration of the population; the research subject is the practical mechanisms of granting unique digital personal identifiers. The paper describes the theory of universal two-factor genom-dactyloscopic identification. Within this method, each person is granted a unique digital identifier. This model serves as a basis for a practical method of international registration of population based on a calculated ID. The authors consider international legal principles of personal names, and give attention to the national, regional and religious peculiarities of naming, define the problem of unification of personal names in the context of globalization and the open borders policy. The authors use the comparative-legal, problem and activity methods, analysis, abstraction, modeling, and algorithmization of processes. The problem of personal identification, in the authors’ opinion, should be solved by introducing digital personal names into the international practice – his/her individual digital and calculated identifiers. The authors develop and reason a new model of digital personal identification, formulate the authors’ hypothesis (a verbal model) and an information technology (algorithm) of granting personal identifiers, and describe some practical areas of personal IDs application. 
IN MEMORIAM
Gorian E. - In memory of V.F. Antipenko (23.01.1949 – 19.01.2017) pp. 104-110

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22799

Abstract: The piece is in memory of an international law scholar, the founder of a new scientific direction – international criminology - and the new scientific school, Vladimir Fedorovich Antipenko. The paper describes the process of formation and development of the departmental scientific school, actualization of its scientific idea of formalization of the international criminological methods in international legal law-making and law improvement, first of all, in the sphere of the struggle against terrorism and other international crimes. The author gives attention to the fruitful cooperation within this school of the representatives of three generations of Russian international legal science: the older, the medium and the younger. The research methodology is based on the historical-genetic and comparative-psychological methods, which help study the appearance, formation and development of the scientific school. The results of V.F. Antipenko’s scientific work are the model of terrorist asymmetry and the concept of the state anti-terrorist system, which have led to the discovery and testing of the new independent direction of criminology – international criminology. Based on the experience of researching international terrorism, the author reasons the specificity of the object, the system of methods and the instruments of international criminology. With account of low efficiency of the existing anti-terrorist norms of international law, the author proves that criminology doesn’t cover the determination and the reasons of international crimes, forming in the area of global processes and determined by the shortcomings of the global order. It has negative impact on the reality of international legal norms and, consequently, on the effectiveness of international struggle against terrorism.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Вопросы безопасности
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Вопросы безопасности" > Содержание № 02, 2017
Выходные данные сетевого издания "Вопросы безопасности"
Номер подписан в печать: 20-05-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2409-7543
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2017
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Булавин А.В., Аникин В.И., Беляев И.И. - Сравнительный анализ основ стратегического планирования в области национальной безопасности: экспертно-аналитический аппарат c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22872

Аннотация: Объектом исследования статьи является стратегическое планирование в области национальной безопасности Российской Федерации. Предмет исследования - угрозы национальной безопасности России в долгосрочной перспективе, уточненные с помощью разработанного авторами экспертно-аналитического подхода. Исследование проведено в рамках научно-исследовательских и методологических задач, определенных Положением о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации.Приведены условия достижения, критерии и показатели объективности результатов сравнительного анализа, включая подходы к верификации перечня угроз национальной безопасности. Авторами рассмотрены особенности разработки и современная практика стратегического планирования зарубежных стран. Сформулированы базовые гипотезы выбора ареала стран-интересантов. Приведены ключевые положения экспертно-аналитического аппарата при проведении сравнительного анализа документов стратегического планирования в области национальной безопасности. Авторами сформулированы ключевые условия достижения, основные критерии и базовые показатели объективности результатов сравнительного анализа, включая подходы к верификации перечня угроз национальной безопасности. Реализация возможностей экспертно-аналитического аппарата, предложенного авторами, позволила составить макет Атласа угроз национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Технологии и методология в системах безопасности
Монахова М.М., Путинцев Г.В., Мазурок Д.В., Порфирьев А.А. - Алгоритм локализации участка корпоративной информационно-телекоммуникационной сети предприятий с аномальным поведением c. 13-24

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.21868

Аннотация: Объектом исследования данной работы является информационно-телекоммуникационная сеть. Предметом исследования – алгоритмы обнаружения и идентификации инцидентов информационной безопасности КИТС современных предприятий. В работе поставлена цель разработки алгоритмов выявления фактов возникновения инцидентов ИБ в КИТС. В статье поднимается вопрос выявления инцидентов информационной безопасности путем сравнения построенных на основе технической политики ИБ эталонных конфигураций КИТС предприятия с фактическими. Несанкционированное изменение конфигураций, посторонние вмешательства в работу корпоративной информационно - телекоммуникационной сети (КИТС) влекут за собой нестабильность работы входящих в нее устройств, а также угрозы информационной безопасности. В разработке использовалась теория графов, методы дискретной математики и математической статистики.В данной статье приведен алгоритм определения участка КИТС с аномальным поведением и пример его программной реализации, а также ставится вопрос важности своевременной и обоснованной локализации участка КИТС с вероятными инцидентами ИБ. Научная новизна данной работы заключается в разработке модели инцидента информационной безопасности, а так же разработке алгоритма локализации участка КИТС с аномальным поведением. В ходе работы был разработан алгоритм локализации, что позволило снизить время обнаружения инцидента ИБ приблизительно на 15% и идентификации инцидентов ИБ от 5 до 10%.
Грибанова-Подкина М.Ю. - Построение модели угроз информационной безопасности информационной системы с использованием методологии объектно-ориентированного проектирования c. 25-34

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22065

Аннотация: Объектом исследования является проект системы информационной безопасности информационной системы, который включает в себя разработку модели угроз и связанные с ней вопросы оценки текущего состояния информационной системы и рекомендаций по совершенствованию защиты информации. В статье рассмотрен подход к построению модели угроз, основанный на использование методологии объектно-ориентированного проектирования. Такой подход предполагает активное использование UML-диаграмм при описании концептуальной модели угроз информационной безопасности, способов реализации угроз, сценариев реализации угрозы и сценариев защиты. В русле данного подхода с помощью языка UML и CASE-средства Enterprise Architect разработана и описана объектно-ориентированная модель угроз информационной безопасности для распределенной информационной системы. Полученная модель может быть органично встроена в комплект документации по информационной безопасности информационной системы. Разработанные с помощью нотации UML модели угроз и сценариев позволят эффективнее взаимодействовать информационным аналитикам и специалистам по информационной безопасности с целью обеспечения защиты информационных систем от угроз информационной безопасности.
Оперативное реагирование и тактика действий
Семенюк А.В. - Оружейное эмбарго как фактор Ливийского кризиса c. 35-43

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22059

Аннотация: Объектом исследования является оружейное эмбарго в Ливии с 2011 г. Автор анализирует последствия резолюций 1970 и 1973 СБ ООН, которые ввели запрет на поставку оружия в Ливию. Особое внимание уделяется деятельности институтов ООН, в чьи обязанности входит контроль за соблюдением санкций в отношении Ливии. В статье показано влияние оружейного эмбарго на вооруженный конфликт в Ливии в 2011 г., а также ситуация с распространением ливийского оружия за пределы страны. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как влияние фактора оружейного эмбарго на политический процесс в Ливии после свержения М. Каддафи и его роль в вооруженном конфликте 2014-2015 гг. Основным методом исследования является принцип историзма, что позволяет проследить влияние фактора оружейного эмбарго на ливийский политический процесс на различных этапах в 2011-2016 гг. Научная новизна исследования заключается в детальном изучении причин ужесточения или смягчения оружейного эмбарго в отношении Ливии в 2012-2016 гг., а также политических последствий этих решений Совета Безопасности ООН. Помимо этого, автором отмечаются как последние тенденции в распространении оружия в Ливии, так и причины неэффективности оружейного эмбарго.
Глобализация и национальная безопасность
Аникин В.И., Абдеев Р.Ф., Сурма И.В. - Философские аспекты информационной цивилизации и современные проблемы управления в ракурсе глобальной безопасности c. 44-54

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22074

Аннотация: Предметом исследования статьи являются современные проблемы управления в условиях геополитической и геоэкономической неопределенности. Авторы на основе современной философии с использованием концептуальной мировоззренческой модели развития и идентичности природы и общества в виде сходящейся спирали, названной Философией информационной цивилизации, а также опираясь на новейшие научно-технические достижения, выделяют три важнейших ее свойства, такие как: диалектика скачкообразных изменений; определенная ограниченность числа витков этой спирали и нелинейность процессов развития. В статье используется модель основанная на предложенной авторами философии информационной цивилизации, как методологии современной жизнедеятельности, которая раскрывает движущие силы и огромные возможности информационных технологий. Предлагаемые авторами в статье подходы дают новые импульсы для выхода большинства стран из кризиса, что весьма актуально, так как общество и люди без современной идеологии, без объединяющих идей не в состоянии самоорганизоваться и начать движение по пути дальнейшего прогрессивного развития.
Информационное обеспечение национальной безопасности
Костин А.О., Жигулин Г.П. - Модель оценки эффективности СОИБ СУФД c. 55-61

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22438

Аннотация: Предметом исследования является система удаленного финансового документооборота. Данная система была введена в реализацию в 2013 году взамен прошлой системе электронного документооборота (СЭД). Необходимо проанализировать данную систему на предмет угроз, построить модель, которая учитывает защиту систему и степень её сопротивляемости при реализации угроз безопасности. Построение данной модели необходимо учитывать множество уязвимых мест системы и множество барьеров, которые в идеальной системе защиты информации полностью перекрывают все угрозы. Используется формальная модель защиты информации, включающая в себя пять множеств. Благодаря этому можно рассчитать оценку эффективности системы. Новизна исследования заключается в рассмотрение оценки эффективности системы обеспечения информационной безопасности(СОИБ) в системе удаленного финансового документооборота(СУФД). Построена графовая модель СОИБ и графовая модель с учетом уязвимостей. Определено из чего складывается оценка эффективности СОИБ СУФД, совокупность элементов системы. Приведена формула оценки эффективности системы.
Внешний контур национальной безопасности
Грачёв Б.В. - Факторы устойчивости политической системы интеграционного объединения c. 62-69

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.21683

Аннотация: Данная статья посвящена выявлению факторов, являющихся принципиально важными для существования и функционирования интеграционного объединения, рассматриваемого как политическая система. Предметом исследования является политическая система интеграционного объединения. Рассматриваются вопросы теории интеграции, выявляются фундаментальные характеристики такого вида международно-политических объектов, как экономические интеграционные блоки. В статье дается краткая характеристика методологической основы, включая краткое описание функциональных элементов политической системы государства, способов их взаимодействия. Подробно анализируются и систематизируются факторы, определяющие существование интеграционного объединения. В качестве методологии использованы ключевые положения теории структурно-функционального анализа Г. Алмонда, отдельные элементы системного подхода Д. Истона и неофункционального подхода к исследованию интеграционных процессов. Новизна исследования заключается в выявлении, описании и систематизации факторов, определяющих существование интеграционного объединения, с позиции вероятности их изменения и степени влияния на него. Выводы исследования развивают методологию интеграционных исследований и сравнительного подхода в политологии в целом, позволяя на их основе проводить исследование устойчивости политических объектов надгосударственного уровня, а также могут служить опорой для политического прогнозирования и управления такими объектами.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Голобоков А.С., Заборова П.А. - Динамика развития двусторонних экономических отношений России с бывшими странами СЭВ в условиях западных санкций c. 70-78

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22391

Аннотация: В статье исследованы особенности внешнеэкономических отношений России со странами Восточной Европы в условиях западных санкций. Объектом исследования являются отношения России со странами Восточной Европы в экономике. Предмет исследования – опасности и угрозы экономической безопасности России, касающиеся двусторонних экономических отношений с бывшими странами СЭВ в исторической перспективе и на современном этапе. Авторы проводят анализ развития экономических отношений России с предложенными странами с учётом сложившейся геополитической и гео-экономической ситуации, включающей интересы совместной экономической деятельности участников взаимоотношений. Актуальность исследования поставленной проблемы состоит в неоднозначности характера развития экономических особенностей двусторонних отношений России с новыми членами ЕС в связи с изменившейся гео-экономической расстановкой сил, усилением международной конкуренции и повысившейся волатильностью европейских рынков. Предложенный метод исследования включает в себя обзорно-исторический подход, политико-экономический анализ научных источников по проблеме исследования, официальных сообщений СМИ, анализ обработанных статистических данных, указывающих на динамику экономических отношений России со странами-учредителями СЭВ, а также сравнительный анализ действий в указанной ретроспективе участников двусторонних отношений в условиях политических изменений в Восточной Европе и антироссийских санкций. В ходе исследования авторы приходят к выводу, что усиление международной конкуренции в Восточной Европе продолжает представлять угрозу национальной безопасности России, однако с учетом ослабления западных санкций, направленных против России у рассматриваемых стран имеются тенденции к положительному развитию двусторонних экономических отношений. Кроме того, для последовательной реализации запущенных инициатив России и стран Восточной Европы необходима научно обоснованная оценка инструментов стимулирования притока инвестиций и предпринимательской активности. Результаты данной работы представляют собой информационно-аналитический материал для политиков, дипломатов, специалистов-международников, изучающих экономические аспекты взаимоотношений России с новыми членами ЕС.
Человек и гражданин в системе безопасности
Лобода А.Е. - К вопросу о возможности расширения перечня оснований освобождения от административной ответственности за нарушения законодательства о регистрационном учете граждан Российской Федерации c. 79-85

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.21749

Аннотация: Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие общественные отношения в сфере регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, а также научные труды, посвященные данной сфере. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Автором подробно рассматриваются основания освобождения от административной ответственности за нарушения законодательства о регистрационном учете граждан Российской Федерации. Методологическая основа исследования включает совокупность традиционных методов познания, в том числе диалектический и системный методы. Основными выводами проведенного исследования являются предложения по совершенствованию законодательства в сфере регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Особым вкладом автора в исследование является оригинальность предложенных законодательных изменений, которые упростят порядок передвижения граждан России по территории государства. Новизна исследования заключается в изучении проблем по освобождению от административной ответственности лиц, проживающих по месту пребывания в жилом помещении в том субъекте Российской Федерации, где у данных лиц нет регистрации по месту жительства.
Тагиров З.И., Торопов Б.А. - ID человека: основа межгосударственного нумерованного учёта населения и идентификации личности в целях моделирования транснациональных террористических и экстремистских сетей c. 86-103

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22708

Аннотация: Объектом исследования выступает деятельность государств по нумерованному учёту населения, предметом исследования выступают практические механизмы присвоения уникальных цифровых идентификаторов личности. Описанная в данной работе теория универсальной двухфакторной геномно-дактилоскопической идентификации с присвоением каждому человеку уникального цифрового идентификатора закладывает основы практического метода международного учёта населения с применением вычисляемого кода (id). В работе рассмотрены международно-правовые основы имени человека, обращено внимание на национальные, региональные и религиозные особенности практики имянаречения человека, обозначена проблема унификации имени человека в условиях глобализации и политики «открытых границ». В исследовании применены методы познания: сравнительно-правовой, проблемно-деятельностный, анализа предмета, абстрагирования, моделирования, алгоритмизации процессов. Проблема идентификации человека, по мнению авторов, должна решаться внедрением в международную практику «цифрового» имени человека – его индивидуального числового и вычисляемого идентификатора. Авторами разработана и обоснована новая, ранее не описанная в научной литературе, модель цифровой идентификации человека: сформулированы авторская гипотеза (вербальная модель) и информационная технология (алгоритм) присвоения цифрового идентификатора (id) человека , предложены некоторые практические области применения id человека.
IN MEMORIAM
Горян Э.В. - Памяти B.Ф. Aнтипенко (23.01.1949–19.01.2017) c. 104-110

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22799

Аннотация: Статья посвящена памяти юриста-международника, первооткрывателя нового направления в науке - международной криминологии, основателя научной школы - Владимира Федоровича Антипенко. Раскрывается процесс становления и развития кафедральной научной школы, актуализации ее научной идеи по воплощению международно-криминологической методики в международно-правовое нормотворчество и нормосовершенствование, прежде всего в сфере противодействия терроризму и другой международной преступности. Обращается внимание на плодотворность сотрудничества в рамках школы представителей трех поколений отечественной международно-правовой науки: старшего, среднего и молодого. Методология исследования представлена историко-генетическим и сравнительно-психологическим методами, позволившие изучить возникновение, формирование и развитие научной школы. Результатами научной жизни В.Ф. Антипенко стали разработанные им теория террористической асимметрии и концепция антитеррористической системы государства, которые привели к открытию и апробации нового самостоятельного направления науки криминологии – международной криминологии. На основании опыта исследования международного преступления терроризма были обоснованы специфичность объекта, системы методов и научного инструментария международной криминологии. С учетом невысокой эффективности действующих антитеррористических норм международного права было доказано, что криминологической наукой не в полной мере охватывается детерминация и причинность международной преступности, формирующиеся в зоне глобальных процессов и определяющиеся недостатками мирового порядка. Это негативно отражается на действенности международно-правовых норм, а, следовательно, на эффективности международно-правового противодействия международным преступлениям, в частности, терроризму.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"