Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

В погоне за двумя зайцами поймай обоих сразу!
34 журнала издательства NOTA BENE входят одновременно и в ERIH PLUS, и в перечень изданий ВАК
При необходимости автору может быть предоставлена услуга срочной или сверхсрочной публикации!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Безопасность инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан
Алтуфьева Наталья Валерьевна

экономист, сектор экономической безопасности, Институт социально-экономических исследований, Уфимский научный центр, Российская академия наук

450098, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, проспект Октября, 71

Altuf'eva Natal'ya Valer'evna

economist of the Division of Economic Security at Institute of Socio-Economic Research, Ufa Research Center, Russian Academy of Sciences

450098, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, prospect Oktyabrya, 71

altufeva.natalya@mail.ru
Аннотация. Предметом исследования является система безопасности инновационной деятельности и продукции, производимой предприятиями среднего и малого бизнеса на территории Республики Башкортостан. Инновационная деятельность предприятий этого сектора экономики с каждым годом охватывает все новые области науки и производства. В соответствии с этим, актуализируется важность проблемы вредоносности инноваций, а также появляется необходимость в решении проблемы безопасности инновационных проектов. Основные аспекты исследования, определены в рамках ситуационного анализа, характеризующегося возрастающей необходимостью развития импортозамещения. В работе использован системный подход к анализу развития инноваций в Республике Башкортостан, в рамках которого использовался социальный метод к оценке воздействия инноваций различных отраслей на основные сферы жизни общества. Проведён сравнительный анализ структуры малых и средних предприятий в республике. Уточняется терминология.Предложены меры укрепления безопасности инновационной деятельности, в частности: возложение дополнительной ответственности на лиц, связанных с разработкой и внедрением инновационных продуктов, а также лиц, использующих инновационную продукцию; создание аналитико-диагностических центров безопасности инновационной продукции.
Ключевые слова: безопасность, инновации, предпринимательство, социологический опрос, статистический метод, правовая безопасность, экологическая безопасность, безопасность в здравоохранении, научно-техническая безопасность, военная безопасность
УДК: 334.722.1
DOI: 10.7256/2409-7543.2017.1.21802
Дата направления в редакцию: 27-01-2017

Дата рецензирования: 28-01-2017

Дата публикации: 22-02-2017

Abstract. The research subject is the system of safety of innovative activities and products manufactured by small and medium enterprises in the Republic of Bashkortostan. Innovative activities of enterprises of this sector of the economy annually spread in new sectors of science and production. Thus, the topicality of the problem of the harm of innovations increases, and appears the necessity to solve the problem of the safety of innovative projects. The key aspects of the research are defined within the situation analysis characterized by the growing necessity to develop import substitution. The author applies the system approach to the analysis of development of innovations in the Republic of Bashkortostan; within this approach, the author applies the social method of evaluation of the impact of innovations on the main spheres of social life. The author carries out comparative analysis of the structure of small and medium enterprises in the Republic and specifies the terminology. The author offers the measures to improve the safety of innovative activities, particularly: imposition of additional responsibility on those involved in the development and introduction of innovative products and those using innovative products; creation of analytical and diagnostic centers for innovative products’ safety. 

Keywords: environmental safety, legal safety, statistical method, survey, entrepreneurship, innovations, security, public health safety, science and technology safety, military safety

 

На современном этапе экономического развития России, сочетающем в себе сложные геополитические условия и возрастающую потребность в развитии внутреннего производства, усиливается роль инноваций как ключевого фактора экономического роста. Инновационное развитие экономики является магистральным для достижения конкурентоспособности и устойчивого экономического развития это обуславливает необходимость перехода на этап обновления оборудования, процессов, технологий и менеджмента [1]. Ведущее положение в этой сфере играют крупные предприятия, обладающие значительными объемами ресурсов. При этом потенциал среднего и малого бизнеса в области формирования инноваций зачастую используется лишь в незначительной степени. Но реализация мероприятий по формированию поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства происходит достаточно сложно и медленно. Это связано, в первую очередь, с тем, что в стране отсутствует четко сформированная развитая системa поддержки нововведений. На предприятиях зачастую отсутствуют соответствующие условия для развития технологий, имеет место нехватка квалифицированных специалистов, к тому же малое и среднее предпринимательство очень часто не имеет достаточного капитала для приобретения инновационных товаров и услуг. Но инновационная деятельность помимо всего прочего также имеет и негативные факторы, воздействующие на окружающую среду, здоровье и другие сферы жизни. Соответственно малый и средний бизнес, создающий и внедряющий инновационные продукты, должен минимизировать риск получения вреда от создаваемой продукции.

Данные факторы обуславливают актуальность исследования и формируют цель данной работы как выявление компонент для обеспечения безопасности инновационной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть такие дефиниции как «инновации» и «малый и средний инновационный бизнес» и определить направления решения проблемы безопасности инновационной деятельности.

Вклад в области инновационного развития разные учёные-экономисты, среди них можно выделить следующих авторов: А.М. Мухамедьяров, Э.А. Диваева, А.И. Селезнева [2], В.В. Печаткин [3] и др. Значительное количество авторов и исследований привело к тому, что на сегодняшний день не существует единого подхода к определению понятия инновации.

Термин «инновация» от латинского «Innovatio» дословно означает «в направлении изменений». На основе отечественного и зарубежного опыта в области инноваций можно сделать вывод о том, что существует несколько подходов к определению «инновации»:

1) подход, рассматривающий инновации как введение в употребление какого-либо нового продукта или трансформацию идеи[1] в новый или улучшенный продукт, услуга, рабочий процесс или новый метод, пользующийся спросом на рынке [4]. З.П. Румянцева и Н.А. Соломатин под понятием инновации понимают новшество, получившее новое качество с момента принятия к распространению.

2) подход, характеризующий инновации как сдвиг производственной функции [5].

3) подход, подразумевающий инновации как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Подход можно определить и как процесс, в ходе которого научная идея или техническое изобретение доводятся до стадии коммерческого использования и начинают давать экономический эффект. [6].

4) подход, характеризующий инновации как способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники. В рамках данного подхода «полезный эффект выражается в технических характеристиках нововведения, которые наиболее ценны с точки зрения его потребителя» [7].

Кроме того, исследователями выделяются объектный и результативный подходы [8].

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» № 254-ФЗ (от 21.07.2011) под инновациями понимается введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. В Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» №127-ФЗ (ред. От 13.07.2015) от 23 августа 1996 года, понятие инновация трактуется как нововведение или улучшенный продукт, новый метод продаж или организационный метод. Следует отметить, что каждый из представленных подходов к понятию инновации не учитывает особенности остальных подходов, поэтому, по нашему мнению, инновация – это новшество, улучшенный продукт, новый метод или процесс, имеющий дополнительную функцию и доведённый до стадии полезного эффекта, экономического роста и коммерческого использования. При этом создание нового или усовершенствованного продукта – это способ, ведущий к выявлению и внедрению полноценных инноваций, так как сам по себе инновационный продукт, способствует повышению конкурентоспособности как отдельного предприятия, так и региона, обеспечивает высокую рентабельность инвестиций [9]. Исходя из представленной логики, инновационное предпринимательство представляет собой новаторский процесс хозяйствования и создания инноваций, ориентированный на инновации. Оно связано с необходимостью предпринимателя брать на себя социальную, моральную и финансовую ответственность, а также риск по осуществлению проекта или созданию нового. Инновационное предпринимательство предоставляет клиентам новые способы для решения их проблем, а также способствует нахождению новых возможностей для собственного дела, т. е. решению внутренних проблем (реинжиниринг, структурные изменения и т. д.). К тому же, организации, осуществляющие производство и реализацию уникальных товаров, услуг или процессов, позволяют предпринимателям выходить на качественно новый уровень, увеличивающий производительность, стабилизировать и удешевить технологический процесс, придать выпускаемой продукции новые качества. Применение эффективных инновационных технологий является одним из основных критериев проведения структуризации экономического развития [10].

Малый и средний инновационный бизнес представляет собой общественный технико-экономический процесс, который приводит к созданию улучшенных товаров, процессов, услуг и технологий путем использования на практике инноваций [11].

В практике запада, инновационная составляющая – неотъемлемая часть малого предпринимательствa. Трактовка терминов «предпринимательство» и «малое предпринимательство» неотрывно связанa с рассмотрением инноваций в экономической жизни общества. Таким образом, в рамках проведённого исследования, под малым и средним инновационным бизнесом понимается отдельная отрасль малого и среднего предпринимательства, которая разрабатывает и внедряет инновации, способствует решению некоторых частных проблем, государственных, социально-экономических задач, соответствует законодательным определениям малого и среднего предприятия.

По состоянию на 2014, год основная доля малого и среднего бизнеса в Республике Башкортостан, также как и в РФ приходится на торговлю (34,33%), на втором месте малый бизнес в сфере недвижимости (19,62%), затем идёт строительство (14,23%), далее число МСП по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» (10,72%), на пятом месте число МСП по виду экономической деятельности «Транспорт и связь» (5,38%), доля МСП в области научных исследований и разработок составляет лишь 0,73%[2] (Рис.1). Низкий показатель в области научных исследований и разработок в РБ, так как малое и среднее предпринимательство неактивно занимается внедрением инновационных технологий, из-за высоких затрат и низкого спроса на инновационный продукт. В основном малый бизнес заинтересован только в получении прибыли, в связи с чем возникает проблема безучастности предпринимателей в области научных разработок и инноваций. Это влечёт за собой, прежде всего, снижение инновационного потенциала страны, и как следствие конкурентоспособности малого и среднего бизнеса на рынке товаров и услуг. Для того, чтобы дать объективную оценку малому и среднему инновационному бизнесу необходимо располагать данными, но на сегодняшний день существует проблема недостаточно чёткого информационного отражения результатов деятельности малого и среднего инновационного предпринимательства. В частности, в материалах, предоставляемых Федеральной службой государственной статистики отсутствует показатель «малый инновационный бизнес», а используются только категории «инновации» и «инновационный бизнес», что зачастую усложняет процесс проведения полного анализа и подтверждения выявленных проблем, вследствие чего создавать эффективный механизм поддержки для инновационного бизнеса затруднительно.

Рис 1. – Удельный вес МСП по видам экономической деятельности по РБ и РФ на 2014 год.

 

Как известно, инновации играют значительную роль в экономике и развитии страны в целом. Инновационная деятельность представляет большой интерес на законодательном уровне при разработке документов о стратегическом развитии городов, отраслей, регионов и стран. Организации всего мира изучают инновационную деятельность и ее влияние на отдельные города, регионы и страны. В настоящий момент инновационная деятельность очень важна, из этого следует, что необходимо выделить основные функции инноваций и определить в чём заключается роль инновационной деятельности. Базовой функцией инноваций можно определить «разрешение противоречий между изменившимися потребностями и имеющимися возможностями.» [3, с. 13].

Инновации способствуют:

1.Улучшению качества жизни;

2.Получению прибыли;

В случае если инновация официально юридически оформлена, то от инновации можно получать доход за счет продажи исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, также возможен вариант получения прибыли от использования инноваций в процессе производства, в этом случае необходимость юридической оформленности позволяет увеличить стоимость организации и избавит от патентных споров. Также инновации способствуют:

3.Решению проблемы импортозамещения;

4.Эффективному использованию накопленных знаний и различной информации;

5.Повышению конкурентоспособности производителя, региона и страны в целом;

Любое предприятие имеет неоспоримое конкурентное преимущество над другими, если у него есть эксклюзивные технологии или товары. Поэтому достичь, абсолютного лидерства в сфере предпринимательства, возможно лишь, поставляя на рынок уникальный продукт — инновацию. Предприниматель, который обладает инновацией, владеет монопольной властью практически на любом рынке. Поэтому у него есть возможность получать дополнительную прибыль. В свою очередь при повышении конкурентоспособности организаций за счет инновационной деятельности возможно и увеличении доли рынка, расширении круга покупателей, завоевании новых сегментов рынка, стабилизации и закреплении положения на рынке, снижении издержек производства, повышении качества производимой продукции, укреплению внешнеэкономических связей, а также экономической, продовольственной, экологической, информационной, социальной и оборонной безопасности.

Чтобы определить проблему безопасности инноваций, необходимо проводить апробацию инновационных продуктов, а также анализ условий их формирования, использования и развития. Проблема инновационной безопасности заключается, в первую очередь, в анализе и прогнозировании инновационной деятельности, а впоследствии, предупреждении возникновения отрицательных последствий внедрения новшеств, инновационных услуг, проектов, инновационных форм в сферу деятельности предприятий, различных секторов экономики, регионов и стран. Также существует проблема создания, переработки и внедрения организационных, научно-технических и технико-экономических методов, направленных на устранение негативных последствий, приносящих вред здоровью, окружающей среде,  а также всем отраслям экономики. Изучая различную литературу и проводя опросы различных слоёв населения, нами был сделан вывод о том, что чаще население рассуждает о безопасности продукта инновационной деятельности, подразумевая вредоносные выбросы в атмосферу, пищевую продукцию, когда качество продукции, выбросы влияют на здоровье и жизнь людей. Не менее актуальным является изучение инновационной безопасности технологии, которая используется для создания того или иного уникального продукта.

Необходимо изучать безопасность инновационной продукции, производимой отраслями производства и очень важным составляющим является рассмотрение безопасности используемых технологий при создании этих продуктов. В нынешних условиях санкций и импортозамещения, всё чаще поднимается вопрос о качестве производимой продукции, которое как раз и подразумевает такое понятие как безопасность инновационных проектов.

Таким образом, чтобы решить проблему безопасности инноваций, необходимо изучать безопасность как самих изобретений, эксклюзивных товаров, так и используемые для их изготовления технологии, либо необходимо внедрять совершенно новые технологии, подразумевающие состояние, при котором «...риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем»[2]. Безопасность инноваций необходимо рассматривать как состояние инновационного продукта, которое можно определить его качественными и количественными характеристиками, оценивающими степень защищенности исследуемой среды от наступления реального ущерба, приносимого внедряемым продуктом [1].

Безопасность инновационных проектов может оцениваться посредством соответствующих пороговых критериев оптимальности, которые должны быть разработаны и рассчитаны непосредственно для тех или иных инноваций, инновационных проектов или инновационной деятельности для каждого конкретного случая. Зачастую, не только отдельные лица и население не могут определить опасность внедрённых инноваций, но и специалисты, которые занимаются внедрением инновационных продуктов. Существует также ряд экономически и политически заинтересованных групп, которые являются сторонниками и спонсорами внедряемых инноваций. Такие группы пользуются отсутствием специальных знаний у населения, предпринимателей, депутатов, работников науки, ведомственных работников, СМИ и сотрудников, принимающих решения о введении инноваций, активно контролируют работу о продвижении собственных идей по внедрению вредоносного продукта, могут использовать подкуп для манипуляции общественным мнением и воздействия на профессиональные оценки специалистов.

Важными составляющими отстаивания своих интересов таких групп могут быть: реклама, сокрытие основной информации о возможной опасности при внедрении инновационного продукта, воздействие на общество разными способами информационными и психологическими, для продвижения своего инновационного продукта и дискредитации товаров-конкурентов, аналогов инноваций.

Инновационную безопасность можно рассматривать как систему  показателей вредоносных воздействий на каждую экономическую отрасль. Таким образом, выделим важные компоненты безопасности инновационных проектов:

1. Правовая безопасность инноваций

Правовая безопасность заключается в том, что с помощью различных инноваций вносятся явные или скрытые изменения в правовою систему государства, которые чреваты негативными последствиями.

2. Экологическая безопасность

Экологическая безопасность является важной составляющей. Посредством определения экологической безопасности становится возможным учесть воздействие и влияние инновационного продукта, а также производства исследуемого новшества на окружающую среду. [2]. Зачастую использование инноваций, приводит к возрастанию антропогенных нагрузок на природную среду, поэтому неизбежно возникновение экологических рисков и становится под угрозу экологическая безопасность.

3. Психологическая безопасность инноваций

Психологическая безопасность заключается в мониторинге процессов влияния инновационных проектов, воздействующих на психологию как индивидуальную, так и общественную. В связи с тем, что возможность вредоносного воздействия на нравственные, духовные, этические основы и нормы возрастает, включая сложившиеся национальные культурные традиции, обычаи, образ жизни, труда и уровень образования населения, необходимость контроля за внедрением новых продуктов возрастает. Психологическая безопасность подразумевает особое внимание на защиту населения и конкретных лиц от различных ущербов, которые наносятся внедрением инноваций отдельным личностям, семьям, трудовым, творческим и религиозным организациям. Из таблицы 1 видно, что проблема разрастания религиозных инноваций решаема путём активного использования психологической безопасности.

4. Социальная безопасность

Социальная безопасность заключается в оценке последствий на социум в процессе и завершении реализации инновационных проектов. Данная составляющая предполагает ликвидацию всяческих вредных воздействий на общественное мнение и психологию общества, нравственные, этические культурные и другие социальные нормы.

5. Информационная безопасность инновационной деятельности

Она заключается в защите от негативных воздействий инноваций, системы профессиональной и массовой информации на региональном и федеральном уровнях. Информационная безопасность является очень важной составляющей, так как с её основная задача – обезопасить общество, население и государство от ложной информации, пропаганды этой информации. То есть, с помощью Интернет-ресурсов и специально созданных инновационных технологий, возможно распространить ложную информацию в чьих-либо корыстных целях. Необходимость обеспечения информационной безопасности при внедрении инновационных продуктов или процессов очень серьёзная. Осуществление инновационных процессов нуждается в постоянном общественном контроле, и прежде всего с позиций информационной безопасности, потому что именно недостоверная информация способна вводить в заблуждения целые массы людей, также побуждает их совершать нецелесообразные поступки и принимать неверные решения.

6. Экономическая безопасность

Экономическая безопасность заключается в выявлении, предупреждении и исключении возможных вредных воздействий от внедрения инноваций на финансово-экономическое состояние деятельности предприятий, городов, регионов и государства. Посредством экономической безопасности возможно оценить целесообразность и актуальность внедрения инноваций и выявить необходимые результаты для выявления необходимости и реализации нововведений. Особое внимание должно быть уделено уровню затрат и спроса  на инновационный продукт.

7. Военная безопасность

Военная безопасность заключается в выявлении, предупреждении и ликвидации всяческих вредных воздействий от внедрения инновационных продуктов на военных, военную технику и оборону страны. Перед реализацией внедрения всякого инновационного продукта необходимо проводить комплексную оценку влияния этого продукта на всевозможное воздействие на военных и  техническое оснащение военной техники. В случае, если есть вероятность пагубного влияния инноваций, то необходимо усовершенствовать внедряемый продукт.

8. Научно-техническая безопасность

Научно-техническая безопасность заключается в выявлении, предупреждении и ликвидации воздействий, которые посредством нецелесообразности принятых решений вносят в систему государства хаос.

9. Безопасность в здравоохранении

Безопасность в здравоохранении заключается в сохранении и улучшении здоровья любого человека. Безопасность медицинских работников и их рабочих мест, больных и всех составляющих системы здравоохранения необходима при любых взаимодействиях и условиях. Соответственно, при внедрении инновационных технологий в систему здравоохранения, наиболее важно изначально рассматривать их негативное воздействие на здоровье человека, при этом учитывая не только здоровье больных, но и медицинских работников, их условия труда, занятость и нагрузку [12].

Таким образом, если инновационные продукты становятся средством повышения прибыльности производства и достижения экономического роста без ущерба населению, здоровью и государству в целом, то это даст необходимое доказательство о том, что выделенные составляющие безопасности инновационных проектов будут способствовать  оценке о возможности, целесообразности и рациональности внедрения инноваций, а также эффективности их реализации. Из этого следует, что необходимо провести опрос специалистов различных экономических отраслей, население по вопросам воздействия инноваций на различные сферы жизни (Таблица 1, рис. 1). Опрос проводился автором по городам Республики Башкортостан среди специалистов медицины, психологии, образования, министерства культуры, экономики, социальной сферы, военной, научно-технической, сферы радио и телевидения, а также других профессий.

Таблица 1 - Воздействие инноваций в различных экономических отраслях на основные сферы жизни населения (авторская разработка)

 

Инновации в различных экономических отраслях

 
 

Сфера

Медицина

IT-технологии

Образование

Культура

Спорт

Промышленности

 

1

Экология

8,88

2,42

6,46

8,34

6,84

9,57

 

2

Здравоохранение

9,73

3,23

3,07

3,23

8,19

8,42

 

3

Правовые нормы

5,57

2,84

8,7

9

4,57

3,42

 

4

Психология личности

8,42

6,38

9,38

8,42

5,88

5,34

 

5

Социальная сфера

8,69

8,77

8,56

8,94

3,42

4,11

 

6

Информационное обеспечение (СМИ, интернет и др.)

7,3

8,84

6,69

6,69

2,5

3,88

 

7

Экономика

8,03

8,07

5,15

6,46

3,73

8,5

 

8

Военная

8,77

1,8

4,01

4,7

2,92

7,15

 

9

Научно-техническая

1,6

8,53

9,15

6,8

1,73

6,07

 

 

Из таблицы 1 видно, что на экологию в Республике Башкортостан большее влияние оказывают инновации в сфере промышленности; на здравоохранение больше всего воздействуют инновации в медицине; на правовые нормы влияют больше всего инновации в культуре и образовании; на психологию личности наибольшее воздействие оказывают инновации в образовании; на социальную сферу влияют инновации в культуре, на информационное обеспечение инновации в IT-технологиях; на экономику больше всего по мнению специалистов, воздействуют инновации в промышленности; на военную сферу наибольшее влияние оказывают инновации в медицине; в научно-технической сфере наибольшее воздействие оказывают инновации в образовании. Это означает, что при создании и внедрении инноваций в каждой экономической отрасли необходимо учитывать не только статистическую информацию, но и мнение населения и экспертов.

Из рисунка 2 видно, что самые высокие показатели воздействия инноваций приходится на здравоохранение (воздействие инноваций внедрённых в медицину) и экологию (воздействие инноваций в промышленности). 

 

 

Рис. 2 – Степень воздействия инноваций в различных отраслях (медицина, промышленность, спорт, культура, образование, IT-технологии) на такие сферы жизни населения, как: Экология, здравоохранение

 

Данные выводы могут быть подтверждены и статистическими данными. По данным статистического сборника «Республика Башкортостан в цифрах» на первом месте среди вредоносных выбросов, загрязняющих окружающую среду от стационарных источников (по состоянию на 2015 год) - обрабатывающие производства, они составили 46,5 %, на втором месте производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 21,6 %, на третьем месте добыча полезных ископаемых, которая составила 13,4 %. Численность врачей всех специальностей на 10000 человек в 2015 году составила 40,2, показатель снизился на 2,5 по сравнению с 2014 годом. Численность среднего медицинского персонала на 10000 человек составляет 112,2 по состоянию на 2015 год, а число фельдшерско-акушерских пунктов (рис. 3) снижается с каждым годом.

 

Рис. 3 – Число фельдшерско-акушерских пунктов по Республике Башкортостан в динамике, единиц.

 

Таким образом, при неправильном и нерациональном внедрении инноваций, можно добиться ухудшения ситуации всех экономических показателей не только в Республике Башкортостан, но и в России, что может привести к увеличению числа заболеваемостей, смертности населения, а также выбросов, загрязняющих окружающую среду.

Одним из наиболее эффективных способов защиты здоровья людей и окружающей среды от опасностей инновационного предпринимательства является возложение на его субъектов, социальной ответственности, также на субъектов внедряющих инновации, социальной и правовой ответственности. Современным организациям во всем мире и их заинтересованным сторонам необходимо осознавать потребность в социально-ответственном поведении при внедрении инновационных продуктов на предприятия. Любые направления инновационной деятельности, а также все ожидаемые результаты инновационных процессов должны подвергаться контролю с точки зрения их безопасности, экспертизе, прогнозированию и аналитической оценке. Аналитико-экспертная работа в области инновационной деятельности должна стать неотъемлемой частью разработки любого инновационного проекта или наукоёмкого нововведения, при подготовке к его внедрению в производство.

Процесс создания инновационных товаров и внедрение их на предприятия должен проходить оценку на полезность данных новшеств, а также учитывая тот факт, что трудовые ресурсы будут заменены технологическими и возможен риск увеличения безработицы. Нужны центры, которые осуществляли бы диагностику инновационной деятельности с точки зрения безопасности во всех экономических отраслях. Такие центры необходимы для отслеживания проблем с экономической точки зрения (сокращение рабочих мест из-за внедрения инноваций и предложения по увеличению занятости в близких областях), также и здравоохранения (отслеживание заболеваемостей, смертности или наоборот увеличение экономических показателей после употребления недавно изобретенных продуктов).

 

Библиография
1.
Друкер Питер Ф. Бизнес и инновации // ИД Вильямс. 2007. 432 с.
2.
Мухамедьяров А.М, Диваева Э.А, Селезнева А.И. Методология оценки функционирования инновационных систем. Уфа, 2012. C. 184.
3.
Печаткин В.В. Развитие инновационной системы Республики Башкортостан: прошлое, настоящее и будущее // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России. 2014. С. 40-45.
4.
Коротаев А.С. Нововведения в промышленности США // Разработка и внедрение: научно-аналитический обзор. 1987.
5.
Hinks S.B. The theory of wages. NY: Macmillan. 1932.
6.
Громека В.И. США // Научно-технический потенциал. 1977.
7.
Валов М.А. Анализ существующих подходов к определению экономической сущности понятия «инновация» // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. № 26. С. 80–83.
8.
Кириллова С.А. Концепция оценки инновационного потенциала региона // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем. 2015. С. 209–212.
9.
Кузнецова Ю.А. Особенности типологии инноваций зарубежных и отечественных учёных и специалистов // Инновационная деятельность. 2014. № 3(30). С. 32–38.
10.
Алтуфьева Н.В., Иванов П.А. Проблемы использования финансового потенциала малого бизнеса в Республике Башкортостан // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России. 2014. С. 156–161.
11.
Чистякова О. В. Инновационные направления развития предпринимательства в Байкальском регионе / О.В. Чистякова // Инновационные направления развития предпринимательства в Байкальском регионе. 2012. 206 с.
12.
Алтуфьева Н.В. Безопасность инновационной деятельности // Экономика и право: теоретические и практические проблемы современности. 2016. С. 17-22.
13.
Ильина С.А. Налоговое стимулирование инновационной деятельности малых и средних предприятий в России // Налоги и налогообложение. 2016. № 9. C. 652-667. DOI: 10.7256/1812-8688.2016.9.20225.
14.
Кутьина М.М. Сопоставительный анализ современных российских и зарубежных классификаций предпринимательских рисков // Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 1. C. 153-161. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.1.10469.
15.
Прокип А.В. Теоретический анализ соотношения энергетической и национальной безопасности страны // Национальная безопасность / nota bene. 2016. № 3. C. 319-331. DOI: 10.7256/2073-8560.2016.3.16547.
16.
Шагиева Р.В., Шагиев Б.В. Правоохранительная деятельность: проблемы теоретического обоснования // Административное и муниципальное право. 2014. № 6. C. 538-549. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.6.11376.
17.
Разумов Ю.А. Одно из направлений совершенствования
законодательства Российской Федерации в сфере пограничной деятельности с учетом национально-правовой имплементации // Национальная безопасность / nota bene. 2013. № 1. C. 152-156. DOI: 10.7256/2073-8560.2013.01.15.
References (transliterated)
1.
Druker Piter F. Biznes i innovatsii // ID Vil'yams. 2007. 432 s.
2.
Mukhamed'yarov A.M, Divaeva E.A, Selezneva A.I. Metodologiya otsenki funktsionirovaniya innovatsionnykh sistem. Ufa, 2012. C. 184.
3.
Pechatkin V.V. Razvitie innovatsionnoi sistemy Respubliki Bashkortostan: proshloe, nastoyashchee i budushchee // Innovatsionnye tekhnologii upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regionov Rossii. 2014. S. 40-45.
4.
Korotaev A.S. Novovvedeniya v promyshlennosti SShA // Razrabotka i vnedrenie: nauchno-analiticheskii obzor. 1987.
5.
Hinks S.B. The theory of wages. NY: Macmillan. 1932.
6.
Gromeka V.I. SShA // Nauchno-tekhnicheskii potentsial. 1977.
7.
Valov M.A. Analiz sushchestvuyushchikh podkhodov k opredeleniyu ekonomicheskoi sushchnosti ponyatiya «innovatsiya» // Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk. 2012. № 26. S. 80–83.
8.
Kirillova S.A. Kontseptsiya otsenki innovatsionnogo potentsiala regiona // Problemy funktsionirovaniya i razvitiya territorial'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem. 2015. S. 209–212.
9.
Kuznetsova Yu.A. Osobennosti tipologii innovatsii zarubezhnykh i otechestvennykh uchenykh i spetsialistov // Innovatsionnaya deyatel'nost'. 2014. № 3(30). S. 32–38.
10.
Altuf'eva N.V., Ivanov P.A. Problemy ispol'zovaniya finansovogo potentsiala malogo biznesa v Respublike Bashkortostan // Innovatsionnye tekhnologii upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regionov Rossii. 2014. S. 156–161.
11.
Chistyakova O. V. Innovatsionnye napravleniya razvitiya predprinimatel'stva v Baikal'skom regione / O.V. Chistyakova // Innovatsionnye napravleniya razvitiya predprinimatel'stva v Baikal'skom regione. 2012. 206 s.
12.
Altuf'eva N.V. Bezopasnost' innovatsionnoi deyatel'nosti // Ekonomika i pravo: teoreticheskie i prakticheskie problemy sovremennosti. 2016. S. 17-22.
13.
Il'ina S.A. Nalogovoe stimulirovanie innovatsionnoi deyatel'nosti malykh i srednikh predpriyatii v Rossii // Nalogi i nalogooblozhenie. 2016. № 9. C. 652-667. DOI: 10.7256/1812-8688.2016.9.20225.
14.
Kut'ina M.M. Sopostavitel'nyi analiz sovremennykh rossiiskikh i zarubezhnykh klassifikatsii predprinimatel'skikh riskov // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. 2014. № 1. C. 153-161. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.1.10469.
15.
Prokip A.V. Teoreticheskii analiz sootnosheniya energeticheskoi i natsional'noi bezopasnosti strany // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. 2016. № 3. C. 319-331. DOI: 10.7256/2073-8560.2016.3.16547.
16.
Shagieva R.V., Shagiev B.V. Pravookhranitel'naya deyatel'nost': problemy teoreticheskogo obosnovaniya // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2014. № 6. C. 538-549. DOI: 10.7256/1999-2807.2014.6.11376.
17.
Razumov Yu.A. Odno iz napravlenii sovershenstvovaniya
zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii v sfere pogranichnoi deyatel'nosti s uchetom natsional'no-pravovoi implementatsii // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. 2013. № 1. C. 152-156. DOI: 10.7256/2073-8560.2013.01.15.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"