Статья 'Роль государства в организации деятельности комсомола в Советской России и российских студенческих союзов в Русском Зарубежье (1917–1920-е гг.)' - журнал 'Социодинамика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Роль государства в организации деятельности комсомола в Советской России и российских студенческих союзов в Русском Зарубежье (1917–1920-е гг.)

Щупленков Николай Олегович

кандидат исторических наук

старший преподаватель, кафедра истории, права и общественных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в г. Ессентуки)

357600, Россия, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Долина Роз, 7

Shchuplenkov Nikolai Olegovich

PhD in History

Senior Educator, the department of History, Law, and Social Disciplines, Stavropol State Pedagogical Institute

357600, Russia, Stavropol Krai, Yessentuki, Dolina Ros Street 7

veras-nik@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-7144.2016.1.17501

Дата направления статьи в редакцию:

05-01-2016


Дата публикации:

17-01-2016


Аннотация: Идеологическая доктрина современной России в области молодежной политики характеризуется поиском оптимальных вариантов организации сопряженного взаимодействия государства и общества. Российское молодое поколение нуждается в выработке конкретных действий по эффективному налаживанию диалога с властью. Во всех сферах общества происходит кардинальная перестройка механизмов воздействия государства на воспитание нового поколения. Создаются новые экономические, политические, социальные и духовные институты, деятельность которых направленна на координацию усилий власти и общества. В этой обстановке становится понятным обращение к историческому опыту становления молодежной политики в Советской России и студенческого движения в Русском Зарубежье 1917–1920-х гг. Компаративистский анализ социально-политического статуса и особенностей деятельности комсомола и студенческих союзов других стран позволил изучить механизмы взаимодействия государства и молодежных объединений на этапах их зарождения . И в Советском Союзе, и в Русском Зарубежье молодое поколение составляло значительную часть населения, готовую и способную плодотворно трудиться. От ее трудовой и политической активности, от отношения к власти, зависело благосостояние и будущее процветание страны. И комсомол, и студенческие союзы стали опытной площадкой по подготовке новых кадров.


Ключевые слова:

молодежь, комсомол, идеология, Русское Зарубежье, студенческие союзы, партийный контроль, РСДРП(б), образование, аполитичность, советская власть

УДК:

94(47).084.3

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-31-01002

Abstract: The ideological doctrine of the modern Russia in the area of youth policy is characterized by the search of the optimal variants of organization of the adjoin cooperation of the government and society. The Russian young generation feels a need for development of the certain actions for the effective establishment of the dialogue with the authorities. We can observe a drastic reformation of the mechanisms of government influence upon education of the young generation in all spheres of social life. New economic, political, social, and spiritual institutions are being formed; their activity is aimed at coordination of efforts of the government and society. In this situation, turning to the historical experience of the establishment of youth policy in the Soviet Russia and student movement among white émigré becomes clear. Comparative analysis of the socio-political status and peculiarities of the work of Komsomol and student unions in other countries allowed examining the mechanisms of correlation between the government and youth communities on the stages of their conception. The young generation comprised a significant part of population, which was able and ready to work. And on their work and political activity, as well as on the attitude towards the government, depended the wellbeing and future prosperity of the country. Both, the Komsomol and student unions became an experimental platform for preparation of new personnel.


Keywords:

the youth, Komsomol, ideology, Russian Abroad, student unions, party control, RSDLP (b), education, apolitical, Soviet authority

В первой трети XX века молодое поколение многих стран мира, пройдя горнило Первой Мировой, Гражданской войн, стремительно возмужало, получило опыт социальной адаптации к изменяющемуся миру.

Социализация молодого поколения в обществе не может происходить сама по себе, всегда присутствует множество внутренних и внешних факторов, воздействующих на положение молодых людей в общественной иерархии. Не последнюю роль в социализации личности молодого человека играют политические силы.

Социально-исторический закон позволяет определить место и значение молодого поколения, его роли в преобразовании общества и страны в целом, что предопределяет прогрессивную роль молодого поколения в развитии и консолидации общества [1].

В начале 1920-х годов Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) (РСДРП(б)) являлась ведущей политической организацией в Советской России. Партия и государство стали единым целым, что повлекло за собой слияние идеологии и общественной жизни. Молодое поколение, являясь частью общества, объективно стало предметом интереса РСДРП(б) и было привлечено к совместной работе, предварительно пройдя идеологическое и политическое тестирование [2],[3],[4],[5],[6],[7].

Руководитель советского правительства В. И. Ленин отмечал значительную роль молодого поколения в решении задач строительства социалистического общества. Еще в 1903 году в резолюцию II-го съезда РСДРП «Об отношении к учащейся молодёжи» по предложению вождя большевиков было внесено предложение об оказании помощи со стороны большевиков молодому поколению в деле воспитания социалистических норм и ценностей, идейных последователей пролетарской революции [8, с. 4].

В 1905–1907 гг. В. И. Ленин предостерегал большевиков от недооценки роли молодежи в революционной борьбе. Вождь пролетариата призывал смелее использовать энергию и творческий потенциал молодежи, активнее привлекать ее в ряды партии. В декабре 1916 года В. И. Ленин опубликовал статью «Интернационал молодёжи», в которой подчеркивал необходимость особого подхода к оценке роли молодежи в строительстве нового общества [9, с. 226]. В. И. Ленин отмечал различия в путях «приближения к социализму» между молодым поколением и профессиональными революционерами. По мнению лидера большевиков, организация самостоятельного союза молодежи актуальна и требует помощи со стороны опытных товарищей из коммунистической партии [9, с. 226]. В то же время, В. И. Ленин предостерегал от чрезмерной мелочной опеки и администрирования со стороны партийного руководства, при этом отмечая необходимость «товарищеской критики» ошибок молодежи: «Льстить молодёжи мы не должны» [9, с. 226].

В ноябре 1918 года Центральный комитет Российской коммунистической партией (большевиков) (РКП(б)) направил циркулярное письмо всем партийным организациям, в котором подчеркивал организующую роль рабоче-крестьянского союза молодежи (РКСМ) в деле подготовки новых кадров коммунистов. Членам партии предлагалось принимать активное участие в агитации молодого поколения вступать в ряды РКСМ [10, с. 78]. В 1919 году VIII съезд РКП(б) принял специальную резолюцию «О работе среди молодёжи», в которой признал значительную роль РКСМ в деле строительства коммунизма и защиты ее рубежей. Съезд особо подчеркивал необходимость идейного и материального стимулирования комсомольских организаций со стороны партийных органов. В программе партии, принятой на этом съезде, была подчеркнута ведущая роль РКСМ среди других молодежных организаций страны [11]. Наряду с РКСМ достаточно авторитетным и многочисленным являлся Союз коммунистов-учащихся – в его состав входило около 8 000 членов, которых В. И. Ленин считал необходимым объединить с РКСМ. На I Всероссийском съезде Союза коммунистов-учащихся в апреле 1919 года в своем выступлении лидер коммунистической партии предложил создать единый орган управления всей коммунистической молодежью страны [2, с. 53].

В период с 1917 по 1920-е годы не только в Советской России, но и во многих странах Европы происходили процессы оказания идеологической и материальной поддержки молодежным движениям со стороны государства. После распада Австро-Венгрии 14 ноября 1918 года было провозглашено новое демократическое государство – Чехословацкая Республика (чеш. Československá republika, ČSR, до 1920 года). Президентом страны стал Т. Масарик, проживавший на момент назначения на этот пост в США. Новое государство остро нуждалось в квалифицированных кадрах, поэтому приезд в страну значительного количества видных русских ученых создал задел для подготовки национальных кадров в различные отрасли производства. В высших учебных заведениях наряду с чехословацкими студентами обучались и русские молодые люди. Так называемая «русская акция» имела две конкретные цели: во-первых, поднять международный престиж молодого государства; во-вторых, создать научный интеллектуальный потенциал, способный эффективно и в кратчайшие сроки поднять экономику страны. Строгий ценз приезжающих в Чехословакию позволял выбирать специалистов тех профессий, в которых нуждалась экономика страны.

Регент, а затем король Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС), Александр I Карагеоргиевич оказывал значительное внимание привлечению и размещению военных специалистов, кадетских корпусов из России. К середине 1920-х годов в КСХС нашли приют более 40 000 русских беженцев [12]. Сам Александр I и его семья покровительствовали многим общественным объединениям, оказывающим материальную и финансовую помощь русской диаспоре: Державной комиссии и Комитету русской культуры, профессиональным, научным и творческим объединениям (Русское археологическое общество, Русский научный институт в Белграде, Русское инженерное общество, Русская Матица и многие другие) [12].

Лидеры европейских государств и Советской России понимали, что творческий потенциал молодого поколения, новаторство и созидательность служат катализатором и носителем интеллектуального потенциала народа, Интеллектуальные и трудовые возможности молодого поколения должны и могут оказывать благотворное влияние на развитие общества, в чем были заинтересованы и РСДРП(б) в Советской России, и правительственные круги европейских стран, а также русские изгнанники, оказавшиеся за пределами страны не по своей воле. Данное явление массового исхода огромной части людей трудоспособного возраста в исторических источниках характеризуют как «российская эмиграция первой волны». (Хотя на наш взгляд, не совсем справедливо называть ее «первой», так как миграции русских людей имели место и раньше. В исторических источниках зафиксированы факты массовых отъездов из страны начиная со времен правления Ивана IV).

По отношению к изгнанным с 1918 по 1921 гг. из России более 3 миллионам человек, рассеянным по всему миру, сохранившим веру в возвращение на родину, создавшим институциональные формы сохранения национально-культурной идентичности – мы в своем исследовании будем оперировать термином «Русское Зарубежье» [13].

Созданные в Русском Зарубежье молодежные организации получали материальную и финансовую помощь со стороны правительств стран расселения, международных и российских благотворительных и гуманитарных организаций [14]. Наиболее значимую роль в контексте нашего исследования играло Объединение русских эмигрантских студенческих организаций (ОРЭСО). Основной задачей нового объединения был сбор средств для выплаты стипендий русским студентам. В период с 1922 по 1929 гг. общая сумма денежных средств, собранных ОРЭСО на образование русского студенчества, составила 170 млн. франков [15, с. 94]. Основная часть финансовых средств была получена от правительств Чехословакии, КСХС, Бельгии, Франции, Болгарии, Польши, Германии и Италии [15, с. 94]. Однако, средств, выделяемых правительствами стран расселения на поддержку русского студенчества не хватало, поэтому, в частности, Союз российских студентов в Германии пользовался поддержкой Русского Красного Креста (РКК), фонда помощи при Всемирной Студенческой Федерации, Американского фонда и Германского Красного Креста. Большую помощь оказывал Союз Христианских молодых людей (YMKA) [16].

Рассматривая исторические предпосылки создания комсомола в Советской России и ОРЭСО в Русском Зарубежье необходимо отметить значение идеологической составляющей: комсомол создавался как резерв коммунистической партии [17], ОРЭСО как подготовка профессиональных кадров, согласно замыслу некоторых западных политиков, для «будущей демократической России» [18, л. 95].

История комсомола начинается с 1917 года, когда в России появилась новая форма организации молодежных движений – культурно-просветительные кружки (КПК). Молодые люди, покидая села в поисках работы, устраивались на заводы и фабрики в городах. Получив некоторое образование, усвоив культурные нормы городского образа жизни, они возвращались в села для того, чтобы передать усвоенные ими навыки городской жизни. Проводя культурно-просветительную работу в городах и селах молодые люди вносили свой посильный вклад в дело развития образованности и культурности трудящихся масс [19].

Наряду с КПК во многих городах Советской России стали образовываться идеалогизированные детские социалистические клубы. Первый подобный клуб «Юный рабочий» возник в ноябре 1917 года в Костроме. Через несколько месяцев в Костроме функционировало уже 11 детских клубов, в которых занималось около 4 000 человек. В уставе клубов особо подчеркивалась общественная направленность воспитания подрастающего поколения [20, с. 352]. В клубах социалистической молодежи подрастающее поколение приобретало трудовые навыки, занималось спортом, приобщалось к общественной жизни, самоуправлению [21].

Культурно-просветительные кружки, клубы состояли в основном из сельских учителей, солдат-фронтовиков. Во главе КПК подчас стояли партийные функционеры из таких общественно-политических объединений как: левые эсеры, меньшевики. КПК выполняло важную культурно - просветительную миссию в российском обществе. Выписывая общественно-политическую прессу и из вышеупомянутых политических течений России в 1918 году, члены КПК обучали грамоте взрослых, проводили лекции и беседы, ставили спектакли, отмечали значимые праздники. Подобную форму работы перенял РКСМ. До середины 1920-х годов в сельской местности наиболее распространенной формой были именно КПК, привлекавшие в свои ряды значительное количество представителей молодого поколения.

Если в Советской России начала 1920-х одной из основных форм молодежных организаций являлись КПК, то в Русском Зарубежье значительным влиянием в студенческой среде пользовались различные русские студенческие организации.

После «Великого Исхода» первой половины 1920-х годов за рубежом оказалось значительное количество русской учащайся молодежи. Русские диаспоры, разбросанные во многих странах мира, уделяли российским студенческим организациям большое внимание [22]. Российское студенчество обладало огромным интеллектуальным и трудовым потенциалом. Подготовка новых кадров для «будущей демократической России» становилась одной из ключевых задач Русского Забрежья [23]. Одной из форм самоорганизации русского студенчества за рубежом стали российские студенческие организации. Получая высшее профессиональное образование в Германии, Франции, Чехословакии, США, ряде других стран, в последствии молодые люди становились специалистами высокого уровня, вносящими заметный вклад в экономическое развитие стран рассеяния русских беженцев [24],[25].

Начиная с 1919 года, за рубежом русские беженцы стали создавать различные студенческие союзы, академические группы. В ноябре 1919 года одним из первых студенческих союзов стал «Союз русских студентов в Чехословакии». Только благодаря поддержке правительства Чехословацкой республики российские студенты получили возможность либо завершить начатое в России образование, либо поступить в высшие учебные заведения страны проживания [26]. В 1920 году в Варне создается «Русский студенческий кружок», через год преобразованный в «Союз русских студентов в Болгарии». Начиная со второй половины 1921 года студенческие союзы появляются в Германии, Франции, США [27, с. 264],[28, с. 10].

К уже образованному в стране «Союзу русских студентов в Чехословакии» в 1921 году добавляются «Союз студентов-юристов», «Христианское общество русских студентов» и секция «Союза российских студентов» [29, с. 151]. В Германии с начала 1920-х годов создаются «Объединенный студенческий комитет по обеспечению образования русским студентам», «Русское национальное студенческое братство» и «Русский национальный союз студентов», объединившем в своих рядах около 1 000 человек учащайся молодежи в возрасте от 18 до 45 лет. Союз российских студентов через свои филиалы в Гейдельберге, Халле, Дрездене, Данциге создал широкую образовательную сеть по всей территории Германии [29, с. 151],[30, л. 3],[31, л. 1]. В КСХС в 1921 году создается организация «Союз русских студентов». К 1922 году численность русских студентов в королевстве составляла около 450 человек [29, с. 157].

Русские студенческие союзы имели не только образовательную, но и профессиональную направленности. На многих факультетах, в частности, Белградского университета, были созданы студенческие общества историков, медиков, агрономов, астрономов и т.д. [29, с. 157].

В Польше на начало октября 1921 года находилось около 1 000 русских студентов, прибывших в страну в составе отступающих белогвардейских воинских подразделений генералов Н. Э. Бредова и Н. Н. Юденича [32, л. 18]. Учреждается «Общее Собрание русских студентов в Варшаве». Члены Правления Союза Русских Студентов в Польше занимались организацией финансовой и материальной поддержки учащейся молодежи. Так же, члены Правления договорились об аполитичной направленности нового общественного объединения в изгнании [32, л. 18].

10 апреля 1921 года пражский «Союз русских студентов» подготовил воззвание, в котором предлагал созвать съезд, на котором бы решался вопрос о создании общего органа управления российским студенчеством за рубежом. Правительство Чехословакии взяло на себя финансирование и визовое обеспечение проведения съезда в Праге. С 20 по 27 октября 1921 года 125 делегатов от 17 студенческих союзов прибыли на съезд. Они представляли интересы 4,5 тысяч русских студентов [16].

Совместно с «Всемирным христианским студенческим движением» было создано ОРЭСО [29, с. 151]. В задачи нового органа входила консолидация студенческой русской молодежи, оказание эффективной помощи в функционировании студенческих секций. ОРЭСО объединял 54 организации из 17 стран Европы и насчитывал в общей сложности 12 000 студентов. Бюро Студенческих Секций в Праге, наряду с ОРЭСО проводило активную политику оказания благотворительной и гуманитарной помощи обучающимся в вузах Чехословакии русским студентам [16].

В отличие от Русского Зарубежья, где приоритетной заботой правительств стран расселения была организация обучения русских студентов, в Советской России все большее значение, начиная с 1918 года, приобретают рабочие молодежные союзы социалистической направленности. Понимая все возрастающее значение привлечения молодежи к социалистическому строительству во всех отраслях народного хозяйства, духовной сфере, РСДРП(б) в своих программных партийных документах закрепляло роль партийного контроля в организации молодежного движения [33],[34],[35],[36],[37],[38]. В число пробольшевистских молодежных союзов входили: Союзы рабочей молодёжи (СРМ), социалистические союзы рабочей молодежи (ССРМ), «III Интернационал» и Союзы учащихся-коммунистов. Созданные по всей стране, эти организации проводили активную просветительскую работу не только в селах, но и в городах. В целях заинтересованности населения в своих идеях данные движения выпускали собственные журналы – «Юный пролетарий» (Петроград), «Юный пролетарий Урала», «Юный пролетарий» (Воронеж), «Вестник Интернационала» (Владимир), «Рабочая молодежь» (Курск) [39].

В то же время подобные организации из-за своей малочисленности не могли охватить своей деятельностью большую часть молодых рабочих и селян. В условиях гражданской войны перед РСДРП(б) встала насущная проблема подготовки кадров. Возникла необходимость в разработке молодежной политики, направленной на подготовку молодых функционеров для органов советской власти, партийных структур. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал значимость пополнения партии новыми кадрами из рабочего класса. Лидер РСДРП(б) предлагал набирать группы из сочувствующей молодежи, профессиональных союзов, армии, флота. Советская Россия нуждалась в создании организованной молодежной структуры, которая бы эффективно и своевременно поставляла хорошо подготовленные кадры в ряды РСДРП(б) [40, с. 46].

В условиях гражданской войны перед руководством РСДРП(б) остро встал вопрос о комплектации Красной Армии идеологически подготовленными молодыми людьми. Комсомол являлся единственным молодежным объединением, способным выполнить эту задачу в короткие сроки. На начальном этапе своего становления комсомол негласно именовался «дитём гражданской войны», так как по идее своих организаторов он должен был отличаться боевитостью, жесткой дисциплиной, приоритетом коммунистической идеологии и стремлением достичь целей любыми средствами [41].

Летом 1918 года в руководстве РСДРП(б) окончательно сформировалась идея создания массовой всероссийской организации юношества. В конце 1917­ – начале 1918 годов в крупных промышленных центрах России прошли губернские и областные конференции (съезды) союзов рабочей молодежи социалистической направленности. В результате этих конференций в Петрограде и Екатеринбурге создаются областные (региональные) объединения рабочей и крестьянской молодежи. В октябре 1918 года уже в 24 губерниях функционировали союзы рабочей и крестьянской молодежи [39]. Перед РСДРП(б) встала проблема создания единого органа, объединявшего в своих рядах всех молодежных союзов социалистической направленности. Особо активную работу в этом направлении проводили союзы рабочей молодежи в Петрограде и Москве – ими было опубликовано «воззвание к союзам молодежи», в котором звучал призыв об объединении всех разрозненных рабочих союзов социалистической ориентации в единую организацию [42, с. 25–26].

В итоге, с 29 октября по 4 ноября 1918 года в Москве состоялся первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи. Со всех уголков страны на съезд съехались делегаты различных молодежных организаций. Среди 120 организаций, представленных на съезде, большинство представляли члены III Интернационала – 44 организации, ССРМ были представлены 20-ю организациями [39]. На съезде был принят устав союза и принципы работы. Основополагающим принципом являлось утверждение о неразрывной связи работы союза с деятельностью РСДРП(б), строительство коммунизма, активное участие в хозяйственной, политической и духовной жизни Советской России. Делегаты приняли решение именовать новую организацию «Российский Коммунистический Союз Молодежи». В самом названии проявились основные направления развития Союза: всероссийский характер деятельности; коммунистическая идеология; организационная и функциональная связь с РСДРП(б) [39].

В период с сентября 1919 по октябрь 1920-х годов численность РКСМ выросла с 96 000 человек до 400 000 [1]. Революционные изменения в стране привели к смене не только политической власти, но и к появлению новых процессов в жизни общества, привлекших молодых людей своей новизной и возможностью самореализации.

После окончания Первой мировой войны в 1918–1923 гг. изменения в обществе происходили во многих европейских странах, где проживали русские изгнанники. В 1923 году в Пршерове на русском зарубежном студенческом съезде было организовано Русское христианское студенческое движение (РХСД). Организацией и координацией действий, разбросанных по всему свету студенческих христианских движений осуществлялся Главным секретариатом, находившемся в Париже. В Чехословакии в 1920-е гг. постоянно проживало около 150 участников Движения. Каждое лето в предместьях Праги проходили летние съезды, собиравшие до 1000 участников Движения [43, 149].

В Чехословакии в 1930 году было образовано Объединение русских, окончивших высшие учебные заведения (ОРОВУЗ), координационный центр которого располагался в Париже и занимался правовой защитой профессорско-преподавательского состава, оформлением виз, трудоустройством бывших студентов.

В Чехословакии, одной из немногих стран мира, уделялось значительное государственное внимание образованию и трудоустройству русских студентов. Согласно данным К. В. Бирюковой, в 1922–1923 гг. правительством Чехословакии на оказание помощи русскому студенчеству были выделены значительные финансовые средства, 4 464 русским студентам выплачивались стипендии из правительственного фонда [16]. Подобные действия осуществляли правительства КСХС, Франции. В остальных странах русское студенчество испытывало серьезные материальные проблемы.

В Белградском, Загребском, Люблянском университетах русским студентам выплачивались государственные стипендии в размере 400 динаров, что позволяло вести скромный образ жизни. Все высшие учебные заведения КСХС предоставляли русским студентам общежития [16].

Особенностями русских студенческих союзов было соблюдение нескольких важных принципов, зафиксированных в уставе ОРЭСО. Во-первых, сохранение и защита духовных, культурно-национальных, правовых ценностей русских учащихся [38, л. 88]. Во-вторых строгая аполитичность, хотя данный принцип студенческими союзами в силу происходивших в Европе политических процессов сохранить было практически невозможно. В-третьих, отношение к советской власти. Данный пункт устава вызывал особенно неоднозначную оценку со стороны российских соотечественников в изгнании. В Польше и Германии в примечаниях к уставу подчеркивается непризнания советской власти русскими студентами в изгнании [44, л. 18]. По данному вопросу в конце 1921 года студенческий союз в Берлине разделился в отношении к признанию Советской России на Союз российских студентов (чистая аполитичность) – 600 человек, и Союз русских студентов – 200 человек, с внесением в устав пункта о непризнании советской власти [45, с. 75].

Принцип аполитичности, на котором настаивало большинство правительств стран рассеяния, позволял избежать ненужной политизации местного сообщества.

Попытки создания единого координационного центра русского студенчества в изгнании, как правило, заканчивались новым разобщением, что было вызвано глубокими экономическими и политическими изменениями, происходившими в странах Европы, Китае, США в 1920-е гг.

В Советской России коммунистическая партия становилась ведущей политической силой в обществе, поэтому, в отличие от Русского Зарубежья, она могла в условиях интервенции и гражданской войны административным путем мобилизовать население на защиту социалистических завоеваний. Красная Армия остро нуждалась в молодых кадрах, по этой причине комсомол активно сотрудничал с РКП(б). В марте 1919 года на VIII съезде РКП(б) в докладе руководителя ЦК ВЛКСМ Л. Шацкина была озвучена информация о работе РКСМ в органах структуры власти и армии. По итогам съезда была принята резолюция «О работе среди молодежи», в которой подтверждалась тесная связь РКП(б) и РКСМ в вопросах строительства новой жизни и защиты республики [45, с. 75].

В мае 1919 года в ответ на сложившуюся напряженную ситуацию на Восточном фронте, РКП(б) опубликовало призыв «Все на разгром Колчака!». 10 мая 1919 года ЦК РКСМ принял решение направить из своих рядов 20% мобилизованных комсомольцев (10 000 человек) на Восточный фронт [46, с. 77–78].

В марте 1920 года, в ходе II Всероссийской мобилизации комсомольцев, ряды Красной Армии пополнились 38 000 красноармейцев. В период с 1918 по 1921 года в рядах Красной Армии сражалось около 200 000 комсомольцев. Более 5 000 человек за героизм и мужество, проявленные в боях, были удостоены высшей награды советской власти – ордена Красного Знамени. В 1928 году, по постановлению президиума ЦИК СССР «За боевые заслуги в гражданской войне и иностранной интервенции» комсомол был награжден орденом Красного Знамени [47, с. 252].

В первые годы своего существования – 1917–1923 гг. – создание РКСМ и ОРЭСО было обусловлено как объективными причинами, так и субъективными факторами. Социалистические преобразования в стране, установление прямого народовластия, привлекали на сторону большевиков значительную часть молодежи. Наличие за рубежом значительного количества русского студенчества требовало создания единого координационного центра по организации системы обучения и трудоустройства молодых людей.

Объявленные советской властью гражданские свободы подталкивали людей к объединению в союзы. Политический плюрализм и экономические свободы создавали необходимые условия для объединения русских студенческих союзов в единую организацию.

Правящая партия – РКП(б) – остро нуждалась в квалифицированном и профессиональном резерве. Правительства Чехословакии, КСХС, Болгарии были заинтересованы в привлечении в свои страны русских студентов для дальнейшего их обучения в целях подготовки необходимых экономике этих стран специалистов.

Создание комсомола позволяло расширить влияние коммунистической идеологии среди населения. Возникали и новые формы подготовки коммунистических кадров, требовавших создания новых подходов в воспитании подрастающего поколения. Комсомол стал верным союзником и помощником РКП(б), остальные общественные молодежные движения постепенно исчезали. На начальном этапе своего становления РКСМ укрепился как единственный, монопольный субъект молодежной политики Советской России.

ОРЭСО, являясь аполитичной организацией, осуществлял в основном экономические и социальные задачи правительств стран расселения. По мере усложнения политической ситуации в Европе, Китае русские студенты были вынуждены выбирать между ассимиляцией и сепарацией. Начиная с 1922 года, Советский Союз постепенно стал выходить из международной изоляции, постепенно устанавливались дипломатические отношения с рядом европейских стран, что лишало веры российских изгнанников в скорое возвращение на родину. В отличие от старшего поколения приверженцев идеи национально-культурной самоидентичности, молодые люди были более прагматичны и принимали гражданство стран проживания. Постепенно ОРЭСО теряла свое первоначальное значение и в 1934-м году прекратило свое существование.

Подводя краткий итог исследования стоит отметить некоторые различия и сходства в создании и функционировании комсомола в Советской России и студенческих союзов в Русском Зарубежье в 1917–1920- е гг.

В качестве сходства можно отметить следующие признаки:

- молодые люди, вступавшие в ряды комсомола и студенческих союзов за рубежом, прошли горнило гражданской войны в России. Раннее возмужание, психологические испытания, выпавшие ни их долю, не могли не повлиять на их поведение и самосознание;

- государственная поддержка молодежных организаций осуществлялась на всех уровнях в Советской России и странах расселения русского студенчества;

- молодое поколение становилось объектом заинтересованности государства в силу востребованности трудовых, творческих и интеллектуальных возможностей молодых людей.

Различие в подходе к организации молодежной политики заключались в следующем:

- Комсомол организовывался как политический и идеологический орган претворения в жизнь политической доктрины РСДРП(б)-РКП(б). Студенческие союзы соблюдали формально аполитичность;

- Комсомол создавался организационно и функционально по подобию правящей партии. ОРЭСО имел некоторую автономность в организации своей деятельности;

- Комсомол как политический и идеологический орган активно участвовал в разгроме противников большевизма. ОРЭСО имел больше гражданский статус, выполнял социальный заказ по выпуску специалистов того или иного уровня.

Молодое поколение – это резерв любого общества, народа, нации, поэтому чем быстрее и плодотворнее пройдет социализация молодых людей, какой политический жизненный выбор они сделают, настолько рационально будут использованы потенциальные трудовые и интеллектуальные возможности общества. Молодое поколение обладает высокой степенью социальной мобильности, имеет возможность быстро накапливать и перерабатывать имеющийся опыт управления и использования ресурсов в целях прогрессивного развития общества.

Исторический опыт воздействия государства на организацию и функционирование молодежных организаций востребован в современной России. Необходимо более четко определить стратегические задачи молодежной политики Российской Федерации, пути ее реализации. Воспитательная и образовательные функции молодежной политики должны опираться на реальные потребности российской молодежи. Экономическая и социальная политика российского государства должна быть направлена в сторону оказания всесторонней помощи молодому поколению, реализации ее творческих и интеллектуальных возможностей. Опыт работы ВЛКСМ и ОРЭСО свидетельствует о значимости роли государства в осуществлении молодежной политики.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.