Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Единое информационное пространство СНГ: 20 лет спустя
Сурма Иван Викторович

кандидат экономических наук

профессор, Дипломатическая академия МИД РФ

119992, Россия, г. Москва, ул. Остоженка, 53/2, оф. 220

Surma Ivan Viktorovich

PhD in Economics

Professor, the department of State Administration and National Security, Diplomatoc Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

119992, Russia, Moscow, Ostozhenka Street 53/2, office #220

vsurma@gmail.com
Аннотация. Предметом исследования данной статьи является проблема формирования единого информационного пространства СНГ, в том числе в свете последних событий на Украине и в Молдавии. Особое внимание в статье уделяется анализу основных причин, препятствующих созданию действующего Единого информационного пространства стран СНГ и роли русского языка, который является системообразующим интеграционным фактором в решении задачи создания единого информационного поля. Автор отмечает, что современный уровень интеграционных процессов в информационном поле постсоветского пространства все еще остается низким и не соответствует задачам защиты национальной безопасности ныне независимых государств. На основе результатов сравнительного и контентного анализа детально рассматривается механизм информационного воздействия, который сочетает в себе три функциональных уровня: внешний, внутренний и технологический. Основными выводами проведенного исследования является, тот факт, что сложившаяся сегодня в мире и на постсоветском пространстве геополитическая обстановка, связанная с переходным этапом от глобальной модели с единственным центром силы к децентрализованной глобальной модели, требует пересмотра устаревшей и не реализованной в полной мере Концепции формирования информационного пространства СНГ.
Ключевые слова: Единое информационное пространство, СНГ, национальная безопасность, Украина, Русский язык, Молдавия, СМИ, информационно-телекоммуникационная сфера, Ukraine Tomorrow, Russia Today
DOI: 10.7256/2409-7543.2015.5.17473
Дата направления в редакцию: 03-01-2016

Дата рецензирования: 05-01-2016

Дата публикации: 10-01-2016

Abstract. The object of the research is the problem of formation of the Common Information Space of the CIS in the light of the recent events in Ukraine and Moldova. Special attention is paid to the analysis of the main factors, impeding the creation of the current Common Information Space of the CIS and the use of the Russian language as the main integrative factor in solving the problem of creating a single information field. The author notes that the current level of integration in the information field of the post-Soviet space is still low and is not in line with the objectives of protecting national security of the newly independent states. Based on the results of the comparative and the content analysis, the author considers the mechanism of information influence, which combines three functional levels: external, internal and technological. The main conclusion of the study is the idea that the existing geopolitical situation in the world and in the post-Soviet space, connected with the transition from the global model with a single center of power to a decentralized global model, requires a revision of the outdated and not fully implemented Concept of forming the information space of the CIS.

Keywords: A single information space, CIS, National security, Ukraine, Russian language, Moldova, MASS MEDIA, information and telecommunication sphere, Ukraine Tomorrow, Russia Today

Создание собственного информационного пространства – один из базовых принципов любого современного государства и интеграционного объединения, поскольку оно формирует единые ценностные и мировоззренческие установки для населения, подчас весьма разнородного, проживающего на территориях разной юрисдикции и пространстве, организованном в ходе интеграционных процессов.

Поэтому очевидно, что на самых первых этапах создания СНГ вопрос о выработке единой информационной политики для всех стран-участниц встал на повестку дня, несмотря на все противоречия, которые существовали тогда, да и до сих пор существуют внутри этого интеграционного объединения. В течение нескольких лет в первой половине 90-х годов прошлого века был принят целый ряд соглашений, касающихся регулирования общей информационной политики СНГ (Соглашение о сотрудничестве в области информации от 9 октября 1992 г.; Положение о порядке получения и использования информации государств-участников Содружества от 15 ноября 1993 г.; Соглашение о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности межгосударственной телерадиокомпании «Мир» от 24 декабря 1993 г.; Решение о проведении согласованной политики по формированию единого информационного пространства СНГ от 26 мая 1995 г.). Основополагающим документом, на основании которого предполагалось строить единое информационное пространство СНГ, стала Концепция формирования информационного пространства СНГ, утвержденная решением Совета глав правительств стран-участниц СНГ в Москве 18 октября 1996 года, в которой были определены приоритетные цели общей информационной политики на пространстве СНГ, а также единые организационные принципы для стран-участниц в сфере развития информационных и телекоммуникационных услуг, условия и механизмы реализации согласованных на правительственном и экспертном уровне программ по развитию межгосударственных информационных обменов.

Единое информационное пространство СНГ определялось как «совокупность национальных информационных пространств государств-участников СНГ, взаимодействующих на основе соответствующих межгосударственных договоров по согласованным сферам деятельности» [1]. В рамках Концепции были поставлены задачи:

– определение этапов формирования и развития информационного пространства СНГ;

– развитие нормативно-правовой базы взаимодействия в информационной сфере;

– повышение эффективности информационного взаимодействия в согласованных сферах;

– развитие социальных и культурных связей;

– защита национальных интересов в сфере информации и информатизации [1].

Для реализации Концепции в то же время были созданы и соответствующие совместные органы: Координационный совет по информатизации государств-участников, одной из задач которого была работа по созданию автоматизированной системы информационного обмена между государствами-участниками Содружества, и Совет руководителей государственных информационных агентств стран СНГ (Информсовет СНГ),предназначенный длякоординации информационной политики на пространстве СНГ. К сожалению, приходится констатировать, что эти органы оказались недостаточно эффективны (Информсовет СНГ вообще, фактически, к работе так и не преступил), а сама Концепция в силу различных обстоятельств, о которых речь пойдет ниже, не была реализована в полном объеме и в настоящее время осталась на уровне декларации.

Среди основных причин, препятствующих созданию действующего Единого информационного пространства стран СНГ, можно назвать ряд основных факторов, объединенных в следующие девять блоков:

1. После развала СССР и в некоторой степени до настоящего времени в политике стран-участниц СНГ центробежные тенденции превалируют над центростремительными. Грузия покинула СНГ в 2008 году, Украина в настоящее время ведет речь об инициировании процесса выхода из СНГ. Сегодня противоречия между Арменией и Азербайджаном, связанные с нагорно-карабахским конфликтом, только нарастают. Нечеткость интеграционной концепции и внутренние конфликты политических элит в странах СНГ провоцируют рост разнонаправленных процессов во взаимоотношениях между бывшими союзными республиками. Как следствие, в настоящее время можно констатировать определенную деградацию сотрудничества стран-участниц в рамках СНГ.

2. Возникновение острейших политических противоречий и даже военных конфликтов внутри СНГ, таких как между Арменией и Азербайджаном, Узбекистаном и Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией. Открытые враждебные действия некоторых стран СНГ (Украины, Молдовы, ранее Грузии) в отношении России, являющейся центром интеграционного образования. Явная антироссийская информационная политика в странах СНГ, связанная с вышеназванными конфликтами.

3. Отсутствие ярко выраженной интеграционной политики. Политические элиты в странах СНГ не всегда были (и являются таковыми в настоящее время) заинтересованы в создании реальных условий для развития интеграционных процессов. Зачастую для решения узких внутриполитических задач эти элиты прибегают (следует отметить, что не без внешней помощи) к эксплуатации темы национальной исключительности, стимулированию чувства якобы ущемленного национального самолюбия, возрождению старых счетов и обид, а местные средства массовой информации используются для этих целей как пропагандистский инструмент.

4. Нарастающее противодействие Запада любым интеграционным процессам на пространстве бывшего СССР. Может быть, в начале 1990-х годов Запад еще в какой-то степени признавал «особую роль или ответственность России» на территории постсоветского пространства, но с середины 1990-х годов политические подходы к этому вопросу резко изменились. Укрепление позиций России, ее политическое лидерство стало рассматриваться только как проявление неоимперских амбиций. Страны Запада начали настоящую информационную войну против России с целью воспрепятствовать восстановлению политического и информационного единства на пространстве бывшего СССР (следует отметить, что одним из четырех ключевых направлений так называемой «цифровой дипломатии» Госдепартамента США как раз и является ограничение медиа-присутствия России на пространстве бывшего Советского Союза).

5. Усиление региональных центров силы (Турции, Китая, Индии, Ирака) и их информационная экспансия в СНГ с использованием большого потенциала современных средств коммуникаций и передачи информации для продвижения собственного информационного контента.

6. Протекционистские меры, принятые некоторыми государствами СНГ, направленные на создание и защиту собственного информационного пространства; стремление к проведению независимой национальной информационной политики; формирование приоритета национальных интересов по отношению к интересам интеграции.

7. Преобладание на рынке иностранной телекоммуникационной и вычислительной техники и программно-аппаратных средств. Отставание в развитии национальной индустрии информационно-коммуникационных технологий и не преодоленная до сих пор зависимость от зарубежных поставщиков.

8. Ошибочная политика в области инвестиций в информационно- коммуникационные технологии, нацеленная на внешних поставщиков без анализа возможностей развитии производства современных вычислительных средств и информационных технологий на базе уже имеющихся производственных мощностей в государствах Содружества.

9. Отсутствие координации между государственными и коммерческими структурами в создании и развитии национальных и корпоративных информационно-телекоммуникационных систем, что затруднило формирование единого информационного пространства, в том числе и из-за разнотипности эксплуатируемого оборудования.

Все вышеперечисленное сделало положения Концепции пустой декларацией и привело к блокировке возможности осуществления планов по созданию полноценного единого информационного пространства СНГ в контексте новой геополитической ситуации.

Концепция формирования информационного пространства СНГ не смогла выполнить те задачи, которые ставились в момент ее подписания. Современный уровень интеграционных процессов в информационном поле постсоветского пространства все еще остается низким и не соответствующим задачам защиты национальной безопасности ныне независимых государств. Это особенно заметно на фоне интеграционных процессов, происходящих в странах ЕС, где расширение максимально широкого международного сотрудничества в информационной сфере стало очевидным преимуществом.

Наиболее успешным проектом, реализованным в рамках Концепции, стало создание межгосударственной телерадиокомпании «Мир». В настоящее время МТРК «Мир» является четко структурированной организацией с головной структурой, расположенной в Москве, и с национальными представительствами, находящимися в странах СНГ. Региональные филиалы компании имеются в Санкт-Петербурге, во Владикавказе и в Алма-Ате. Технический потенциал теле-радиокоммуникационного центра МТРК «Мир» дает возможность создавать теле- и радиоканалы в современных форматах вещания, включая мобильные приложения. Вещание осуществляется через спутниковые платформы путем распространения в эфире и кабельных сетях. МТРК «Мир» располагает также передвижными спутниковыми станциями типа «Fly away». В настоящее время МТРК «Мир» ведет круглосуточное телевизионное вещание, в основном на русском языке, в информационном пространстве всех стран СНГ (за исключением Туркменистана), ее аудитория уже превышает 59 млн человек. МТРК «Мир» координирует деятельность Межгосударственного информационного пула (МИП), представляющего собой систему ежедневного обмена видеоинформацией между телерадиоорганизациями государств-участников Содружества.

В январе 2013 года началось вещание нового круглосуточного информационно-аналитического телеканала «Мир 24», а с 1 июня 2014 года начал работу телеканал «Мир HD». Программы МТРК «Мир» в разное время становились победителями и призёрами национальных и международных премий, среди которых «ТЭФИ», «Радиомания», «Премия Попова», «Патриоты России», «Медиа-Менеджер России» и другие.

Как следует из социологических опросов аудитории, зрители телеканала «Мир» с удовольствием смотрят программы, посвященные культурным ценностям народов СНГ, их историческим традициям, важным аспектам духовного развития личности. Таким образом, МТРК «Мир» выполняет свою главную интеграционную функцию – содействовать сохранению и развитию единого информационного пространства СНГ. Особо необходимо и важно подчеркнуть, что это единство формируется на базе русского языка.

Очевидно, что русский язык является системообразующим интеграционным фактором в решении задачи создания единого информационного поля на пространстве СНГ. Именно поэтому с ним ведут постоянную борьбу те силы, которые заинтересованы в разрыве связей между бывшими союзными республиками. Отказ от русского языка (вплоть до его запрещения) становится программным пунктом политических партий определенного толка, ориентированных на «западную модель развития». Вопрос о русском языке стал одним из спусковых механизмов разразившейся в 2014 году гражданской войны на Украине. Одновременно в Молдове в 2014 году принят новый Кодекс об образовании, согласно которому русский язык получил статус иностранного языка и был исключен из списка обязательных для изучения школьных предметов. Обучение на языках национальных меньшинств будет осуществляться, как гласит формулировка Кодекса, «в лимите возможностей». Многие положения документа вызывают споры в обществе и среди экспертов. Главным иностранным языком, изучаемым в стране, становится английский, русский можно изучать вторым, причем по выбору [2].

Это (официальный отказ от русского языка) – лишь один из «знаковых» моментов в уже давно отработанном сценарии переориентации бывших советских республик с российского вектора интеграции на западный. В Молдове этот сценарий начал было проходить по украинскому образцу («майдан» в центре Кишинева в сентябре 2015 года), но в силу определенных внешних и внутренних причин сформировать из России образ врага кишиневским лидерам не удалось. Во-первых, потому, что в Молдове не только «левые», в том числе и пророссийские, партии не могут договориться между собой, но и прозападная правящая элита все время находится в состоянии внутреннего конфликта и ей не до создания мощных информационных трендов. Во-вторых, определенную роль сыграло подписанное в прошлом году соглашение об ассоциации с Евросоюзом, по которому Брюссель ввёл для Молдовы драконовские сельскохозяйственные квоты. В итоге продавать на внешних рынках молдавским производителям своё продовольствие стало гораздо сложнее. Это привело к тому, что население (в основном, сельское) выражает все большее недовольство прозападным курсом и желает восстановления разрушенных связей с Россией. Тем не менее антироссийская пропаганда на молдавском телевидении очень сильна, что отмечает, в том числе и местное население [3]. Однако руководству информационной политикой в Молдове еще далеко до их украинских коллег. 28 декабря 2015 года Президент Украины Петр Порошенко подписал закон «О создании системы иновещания на Украине» [13]. Порошенко П. отметил, что этот закон поможет выжить стране «в условиях гибридной войны», а основным критерием работы системы иновещания должна стать объективность подачи информации о стране, то есть журналисты обязаны доносить правду о войне на Украине. "Сегодня в условиях гибридной войны это вопрос выживания нашей страны, вопрос эффективного противодействия пропагандистской работе, совершаемой против нашей страны», - заявил глава Украины во время подписания этого закона.

Еще в мае 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины выступил с инициативой создания телеканала, рассчитанного на аудиторию других государств. В начале 2015 года украинские власти создали при правительстве министерство информационной политики, прозванное журналистами «министерством правды» – по аналогии с романом Джорджа Оруэлла «1984». На новое министерство возложены задачи по формированию имиджа Украины и «предотвращению внешнего воздействия на внутреннее информационное пространство страны». 12 августа 2015 года министр информационный политики Украины Юрий Стець заявил, что в стране разработана мультимедийная платформа иновещания на Азию, Европу и США. Основным языком иновещания Украины является английский, он должен занимать не менее 50 процентов эфира. А 8 декабря 2015 года Верховная рада приняла закон о создании компании иновещания Ukraine Tomorrow. Киев надеется, что информационный канал будет работать как «противовес» Russia Today и другим российским каналам. Планируется, что канал будет вещать на английском, украинском и русском, а также содержать передачи на крымскотатарском языке. Предполагается, что канал иновещания будет создан на базе государственной телерадиокомпании «УТР» и государственного информагентства «Укринформ». Согласно документу, государство обеспечивает финансирование системы государственного иновещания, которое составляет не менее 0,06% расходов общего фонда госбюджета Украины.

Министерство культуры Украины в связи с приближением новогодних и рождественских праздников и планами телерадиокомпаний по демонстрации в эфире праздничных концертно-развлекательных программ и фильмов обращает внимание на тот факт, что в соответствии с законом «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины» демонстрация программ с участием актеров, включенных в Перечень лиц, представляющих угрозу национальной безопасности, влечет за собой административную и иную ответственность согласно действующему законодательству [4]. Этот перечень содержит в настоящее время почти сотню фамилий российских деятелей культуры и искусства, что делает показ даже классических кинофильмов и телепрограмм по украинскому телевидению абсолютно невозможным.

Таким образом, абсолютно очевидна решающая роль русского языка и русской культуры в формировании умонастроений и интеграционных предпочтений в информационном пространстве СНГ.

Помимо электронных средств массовой информации для формирования единого информационного пространства необходимо использовать и традиционные СМИ. Российские средства массовой информации как проводники российской внешней политики и популяризаторы русского языка как носителя единого культурного кода сегодня представлены во многих постсоветских государствах. Например, газеты «Русское слово» в Молдове, «Вечерка» в Таджикистане, «Для вас» в Киргизии. Но нужно понимать, что это не всегда «русские СМИ» (вернее, «российские СМИ»), а это «СМИ для русских». «Русскоязычные средства массовой информации не являются русскими по своему содержанию, просто их целевая аудитория – русские» [9],[10]. Эти русскоязычные СМИ на равных конкурируют на национальном информационном поле с местными СМИ, выделяясь лишь языковой принадлежностью. Они имеют свою аудиторию, как правило, русскоязычную диаспору и тех представителей титульных наций, которые предпочитают получать информацию на русском языке.

Для решения задачи коммуникативной интеграции на пространстве СНГ русскоязычные средства массовой информации должны присутствовать во всех постсоветских государствах и выдерживать конкуренцию с местными изданиями. Русский язык – это носитель идентичности, образов, идей, концептов, символов, текстов, нарратива интеграционного пространства. Обоснованную тревогу вызывает ослабление позиций русского языка на этом пространстве, что негативно сказывается не только на перспективах СНГ как интеграционного образования, но и на состоянии культуры бывших советских республик, для которых русский язык всегда был средством межнационального общения. В настоящее время численность населения бывших союзных республик, за исключением России, превышает 140 млн человек. Из них активно пользуется русским языком (дома или на работе) около 64 млн , а порядка 40 млн могут понимать его, но не используют в целях общения. При этом динамика последних 5–7 лет показывает, что доля первых сокращается, а вторых – нарастает.

Механизм информационного воздействия сочетает в себе три функциональных уровня: внешний уровень, внутренний уровень и технологический уровень.

Если вести речь о едином информационном пространстве СНГ, то функция внешнего уровня информационного воздействия – это обеспечение распространения единой идеологии и культуры на постсоветском пространстве посредством русского языка; повышение статуса русского языка на международной арене как носителя общего культурно-исторического кода; формирование в мире новых (привлекательных) стереотипов и образов в отношении имиджа постсоветских государств; обеспечение информационного сопровождения актуальных внешнеполитических акций; оказание информационного противодействия дезинтеграционным тенденциям в СНГ, где наблюдается очевидные процессы, ведущие к размыванию формата Содружества, осуществляемые при активном участии внешних сил.

Функции, которые обеспечиваются внутренним уровнем информационного воздействия, связаны: с активизацией использования русского языка в межгосударственном общении и в межличностной коммуникации населения на постсоветском пространстве; с формированием у национальных элит в постсоветских странах пророссийских позиций на основе сотрудничества и преимуществ, получаемых от совместной внешнеполитической, экономической и других видов деятельности; с вовлечением членов интеграционного процесса в институциональный процесс обучения интеграционному поведению по типу внедрения корпоративной культуры, поскольку в случае с позитивной интеграцией государства-участники должны приводить внутренние механизмы в соответствие с моделью, которая задается в наднациональных политических решениях.

Технологический уровень предназначен для того, чтобы, используя современные информационно-коммуникационных технологии, оптимизировать коммуникацию по таким характеристикам, как быстродействие, компактность, мобильность, интерактивность с применением современных графических средств отображения информации для обеспечения доступности этой информации всем участникам коммуникации в интеграционном информационном поле СНГ, при этом способствуя совместному достижению высокого уровня информационной безопасности.

Все эти три уровня необходимо эффективно задействовать для реализации задачи создания единого информационного пространства СНГ.

Сложившаяся на настоящий момент геополитическая обстановка в мире в целом и на постсоветском пространстве в частности, связанная с формированием нового миропорядка, находящегося на переходном этапе от глобальной модели с единственным центром силы к децентрализованной глобальной модели, делает очевидным пересмотр устаревшей и не реализованной в полной мере Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств. Понятно, что степень интеграции информационного пространства в любом современном межгосударственном союзе зависит от степени его политической и экономической интеграции. В наши дни СНГ представляет собой объединение, характеризующееся высоким уровнем внутренних противоречий, вплоть до полного антагонизма и враждебности (отношения между Украиной и Россией). Очевидно, что ни общего информационного пространства, ни единой информационной политики в таких условиях быть не может (для дружественных стран должна быть одна модель информационного взаимодействия, для недружественных – другая), поэтому необходимо учесть этот момент при разработке нового варианта Концепции формирования информационного пространства СНГ.

С учетом того, каким острым в последние годы стал вопрос о роли и месте русского языка на постсоветском пространстве, необходимо уделить особое внимание этому аспекту выстраивания коммуникации, подчеркнув системную функцию русского языка в обеспечении единства информационного поля СНГ. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть возможность полноценного вещания на русском языке телеканала RT International как наиболее современного и эффективного российского средства массовой информации (RT еще в 2013 г. подтвердил статус крупнейшего поставщика новостного контента на международном видеохостинге, став первым в мире новостным телеканалом, который преодолел отметку в 1 млрд просмотров на YouTube) [11]. Вещание на русском языке этого телеканала как раз могло бы быть конструктивным решением вопроса информационного воздействия на «недружественных партнеров» по СНГ (на Украину, Молдавию) и другие бывшие советские республики, в которых русофобия почти стала официальной государственной политикой (в Литве, Латвии, Эстонии).

Особое внимание надо уделить молодежи, которая не жила во времена СССР и поэтому не имеет опыта приобщения к реальному дружественному взаимодействию и взаимопроникновению национальных культур бывших советских республик. Тут, несомненно, нужно максимально использовать потенциал образовательных программ, решить задачу увеличения количества студентов из стран СНГ, получающих образование в российских вузах, а также задействовать все имеющиеся структуры для развития научного, технического и культурного сотрудничества молодых представителей интеллигенции стран-участниц Содружества.

На состоявшемся 13 ноября этого года очередном заседание Интеграционного клуба на тему «Формирование общего культурного и информационного пространства евразийской интеграции» Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подчеркнула: «Культура и информация становятся полем идеологического и политического противостояния. Эти два направления развития гуманитарного пространства тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Трудно переоценить значение культурного фактора для развития евразийской интеграции. Во многом последние прорывные достижения в этой области стали возможны, в том числе, благодаря общности нашего культурного наследия. Его необходимо и дальше поддерживать, укреплять и развивать» [12].

Библиография
1.
Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=75 (дата обращения 10.12.2015)
2.
Русский язык в Молдавии станет иностранным. URL: http://www.dw.com/ru/русский-язык-в-молдавии-станет-иностранным/a-17983825 (дата обращения 05.12.2015)
3.
Молдавия идет по пути Украины? 8 сентября 2015. URL: http://www.nvspb.ru/tops/moldaviya-idet-po-puti-ukrainy-58694 (дата обращения 02.01.2016)
4.
Згiдно iз законом про захист iнформацiйного телерадiопростору доповнено перелiк осiб, якi створюють загрозу нацiональнiй безпецi УКРАЇНИ. URL: http://mincult.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=245032786&cat_id=244913751 (дата обращения 02.01.2016)
5.
Соглашение о сотрудничестве в области информации от 9 октября 1992 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901737874 (дата обращения 02.01.2016)
6.
Положение о порядке получения и использования информации государств-участников Содружества от 15 ноября 1993 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901771431 (дата обращения 02.01.2016)
7.
Соглашение о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности межгосударственной телерадиокомпании «Мир» от 24 декабря 1993 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900566 (дата обращения 02.01.2016)
8.
Решение о проведении согласованной политики по формированию единого информационного пространства СНГ от 26 мая 1995 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900630 (дата обращения 02.01.2016)
9.
Информационная подборка материалов к парламентским слушаниям на тему «О положении и поддержке русскоязычных средств массовой информации в государствах СНГ, Латвии, Литве и Эстонии» по информационно-библиографическим ресурсам Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки). Москва, июнь, 2010. C. 14.
10.
Стенограмма выступлений участников конференции «Положение русскоязычных СМИ за рубежом», Вильнюсе 13–14 сентября 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kurier.lt/?r=11&a=5211 (дата обращения 02.11.2015)
11.
Канал RT покорил свой первый миллиард на YouTube [Электронный ресурс] URL: https://russian.rt.com/article/10040 (дата обращения 02.01.2016)
12.
Формирование общего культурного и информационного пространства евразийской интеграции [Электронный ресурс] URL: https://interaffairs.ru/news/show/12094 (дата обращения 02.01.2016)
13.
Порошенко подписал закон о создании канала иновещания Ukraine Tomorrow [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/world/20151228/1350692191.html (дата обращения 02.01.2016)
14.
Жеребкин М.В. Сдерживание России как условие сохранения мировой гегемонии США // Национальная безопасность / nota bene. - 2015. - 5. - C. 656 - 664. DOI: 10.7256/2073-8560.2015.5.16085.
15.
М. И. Бочаров, Т. И. Бочарова Глобальное коммуникативное пространство: проблемы безопасности общения // Национальная безопасность / nota bene. - 2012. - 4. - C. 47 - 51.
References (transliterated)
1.
Kontseptsiya formirovaniya informatsionnogo prostranstva Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=75 (data obrashcheniya 10.12.2015)
2.
Russkii yazyk v Moldavii stanet inostrannym. URL: http://www.dw.com/ru/russkii-yazyk-v-moldavii-stanet-inostrannym/a-17983825 (data obrashcheniya 05.12.2015)
3.
Moldaviya idet po puti Ukrainy? 8 sentyabrya 2015. URL: http://www.nvspb.ru/tops/moldaviya-idet-po-puti-ukrainy-58694 (data obrashcheniya 02.01.2016)
4.
Zgidno iz zakonom pro zakhist informatsiinogo teleradioprostoru dopovneno perelik osib, yaki stvoryuyut' zagrozu natsional'nii bezpetsi UKRAЇNI. URL: http://mincult.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=245032786&cat_id=244913751 (data obrashcheniya 02.01.2016)
5.
Soglashenie o sotrudnichestve v oblasti informatsii ot 9 oktyabrya 1992 g. URL: http://docs.cntd.ru/document/901737874 (data obrashcheniya 02.01.2016)
6.
Polozhenie o poryadke polucheniya i ispol'zovaniya informatsii gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva ot 15 noyabrya 1993 g. URL: http://docs.cntd.ru/document/901771431 (data obrashcheniya 02.01.2016)
7.
Soglashenie o mezhdunarodno-pravovykh garantiyakh besprepyatstvennogo i nezavisimogo osushchestvleniya deyatel'nosti mezhgosudarstvennoi teleradiokompanii «Mir» ot 24 dekabrya 1993 g. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900566 (data obrashcheniya 02.01.2016)
8.
Reshenie o provedenii soglasovannoi politiki po formirovaniyu edinogo informatsionnogo prostranstva SNG ot 26 maya 1995 g. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900630 (data obrashcheniya 02.01.2016)
9.
Informatsionnaya podborka materialov k parlamentskim slushaniyam na temu «O polozhenii i podderzhke russkoyazychnykh sredstv massovoi informatsii v gosudarstvakh SNG, Latvii, Litve i Estonii» po informatsionno-bibliograficheskim resursam Upravleniya bibliotechnykh fondov (Parlamentskoi biblioteki). Moskva, iyun', 2010. C. 14.
10.
Stenogramma vystuplenii uchastnikov konferentsii «Polozhenie russkoyazychnykh SMI za rubezhom», Vil'nyuse 13–14 sentyabrya 2010 g. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.kurier.lt/?r=11&a=5211 (data obrashcheniya 02.11.2015)
11.
Kanal RT pokoril svoi pervyi milliard na YouTube [Elektronnyi resurs] URL: https://russian.rt.com/article/10040 (data obrashcheniya 02.01.2016)
12.
Formirovanie obshchego kul'turnogo i informatsionnogo prostranstva evraziiskoi integratsii [Elektronnyi resurs] URL: https://interaffairs.ru/news/show/12094 (data obrashcheniya 02.01.2016)
13.
Poroshenko podpisal zakon o sozdanii kanala inoveshchaniya Ukraine Tomorrow [Elektronnyi resurs] URL: http://ria.ru/world/20151228/1350692191.html (data obrashcheniya 02.01.2016)
14.
Zherebkin M.V. Sderzhivanie Rossii kak uslovie sokhraneniya mirovoi gegemonii SShA // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. - 2015. - 5. - C. 656 - 664. DOI: 10.7256/2073-8560.2015.5.16085.
15.
M. I. Bocharov, T. I. Bocharova Global'noe kommunikativnoe prostranstvo: problemy bezopasnosti obshcheniya // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. - 2012. - 4. - C. 47 - 51.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"