Статья 'Системный подход к моделированию пограничной безопасности' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью:

Системный подход к моделированию пограничной безопасности

Шумов Владислав Вячеславович

доктор технических наук

ведущий научный сотрудник, Международный научно-исследовательский институт проблем управления

117312, Россия, г. Москва, Проспект 60-летия Октября, 9

Shumov Vladislav

Doctor of Technical Science

Leading Scientific Associate, International Research Institute For Advanced Systems

117312, Russia, g. Moscow, Prospekt 60-letiya Oktyabrya, 9

vshum59@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-0417.2013.5.10043

Дата направления статьи в редакцию:

17-09-2013


Дата публикации:

1-10-2013


Аннотация: Пограничная безопасность изучается в погранологии, объектом познания которой являются пограничные процессы, пограничные системы и пограничные воздействия. В настоящей работе с позиций системного анализа, системотехники и исследования операций рассматриваются подходы к моделированию пограничной безопасности. Работа состоит из трех разделов. В первом разделе рассмотрена структура погранологии и ее основные характеристики: нормы и принципы пограничной деятельности; функции границ, пограничной политики и пограничных средств; угрозы в пограничном пространстве; виды и типы пограничных воздействий и др. Во втором разделе показано, что сложные пограничные процессы могут моделироваться с помощью иерархии и цепочек моделей. Рассмотрено 13 уровней моделирования, начиная с физико-географического уровня и заканчивая уровнем целеполагания. Цепочки моделирования основаны на общих и специализированных циклах деятельности и управления. В последнем разделе перечислены методы моделирования пограничной безопасности. Перефразируя У. Эшби, можно утверждать, что модели реальных процессов обеспечения пограничной безопасности должны быть не менее разнообразными, чем многообразие реальных управленческих ситуаций. И в этой связи они должны быть многоуровневыми и соответствовать универсальным и специальным циклам деятельности и управления.


Ключевые слова:

пограничная безопасность, погранология, погранометрика, лимология, теория безопасности, уровни моделирования, управленческие циклы, матрица моделей, пограничная политика, структура погранологии

УДК:

519.876.2

Abstract: The boundary security is analyzed within boundary studies, its object of study is boundary processes, boundary systems, and boundary influences.  This article includes evaluation of approaches towards boundary security modeling from the standpoints of systemic analysis, system science, operation studies.  The article contains three parts.  Part one is devoted to the structure of boundary studies, and its main characteristics, such as norms and principles of boundary activities, functions of boundaries, boundary policy and boundary means, threats in boundary areas, types of boundary influences, etc.   In the second part it is shown that complicated boundary processes may be modelled with the use of hierarchy and chains of models. The author studies 13 modelling levels starting from the physical and geographic level and finishing with the goal-setting level.  The modeling chains are based upon general and specialized cycles of activity and administration.  The last part provides for modeling methods in the sphere of boundary security. Rephrasing William Ashby, one may state that real process models of boundary security guarantees should be no less varied than the variety of real administrative situations. Due to this fact, the model should be multi-level and they should correspond with universal and special cycles of administration and activities.


Keywords:

boundary security, boundary studies, boundary metrics, limology, security theory, modeling levels, administration cycles, matrix of models, boundary policy, structure of boundary studies

Введение

Толковый словарь В.И. Даля определяет безопасность как «отсутствие опасности; сохранность, надежность» [8]. Потребность в безопасности является базовой потребностью человека. А. Маслоу пишет: «После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности)» [18].

Еще в XIX веке российские ученые отмечали: «Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение» [39, Т. 5, С. 304].

В общей теории национальной безопасности [24] безопасность жизнедеятельности подразделяется на три вида (основание классификации – направленность человеческой деятельности): безопасность существования человека, безопасность окружающей среды и национальная безопасность. В каждом из видов безопасности можно выделить внутреннюю, внешнюю и пограничную безопасность. По определению С.В. Голунова пограничная безопасность есть элемент национальной безопасности – приемлемое для правящей элиты и общественного мнения соответствующей страны состояние защищенности пределов ее территории от опасных трансграничных потоков и условий, как правило, подразумевающих серьезное нарушение территориальной целостности государства и установленного пограничного режима. Такое состояние достигается путем мероприятий, проводимых специальными силами, ответственными за охрану границы и контроль над трансграничными потоками [7]. Важнейшим аспектом пограничной безопасности является онтологическая безопасность – присущее людям чувство безопасности, упорядоченности и правильности их жизни [1].

Пограничная безопасность изучается в погранологии [9], объектом познания которой являются пограничные процессы, пограничные системы [37, С. 21] и пограничные воздействия. В психологии под воздействием понимается «целенаправленный перенос движения, информации или других (в т.ч. материальных) агентов от одного участника взаимодействия к другому» [32]. Управление понимается как «процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме» [25]. Пограничные воздействия связаны с пограничными системами и пограничными процессами (рис. 1).

risnb3_1

Рис. 1. Центральный системообразующий элемент погранологии

Предметом познания погранологии является пограничная безопасность. Погранометрика (раздел погранологии) изучает пограничную безопасность с использованием количественных методов. Основателем погранологии принято считать В.А. Сальникова.

Любая научная теория состоит из взаимосвязанных структурных компонентов (принципов, функций, моделей, законов, классификаций и т.д.) и имеет в своем исходном базисе центральный системообразующий элемент [20, С. 70]. П.К. Анохин, уточняя вопросы применения теории систем, писал [4]: «Ознакомившись подробно со всеми публикациями Общества общей теории систем (Society of General Systems Theory), можно с уверенностью утверждать, что теоретическая неопределенность, отсутствие связи с конкретными научными дисциплинами и неконструктивность основных положений непосредственно для исследовательской работы являются следствием игнорирования основной проблемы системологии — раскрытия системообразующего фактора. Без определения этого фактора ни одна концепция по теории систем не может быть плодотворной. … Именно этот недостаток бросается в глаза при изучении аргументов сторонников общей теории систем. И это же обстоятельство неизменно препятствует общей теории систем стать инструментом конкретного научного исследования».

В настоящей работе с позиций системного анализа, системотехники и исследования операций рассматриваются подходы к моделированию пограничной безопасности.

Характеристики погранологии

Структурными компонентами погранологии являются:

  • цели и задачи пограничной деятельности [36, С. 62-65];
  • нормы и принципы пограничной деятельности;
  • функции границ, пограничной политики и пограничных средств;
  • схема управленческой деятельности (комплекс задач управления) [19; 22];
  • угрозы и вызовы в пограничном пространстве;
  • виды и типы пограничных воздействий;
  • предметы и методы управления пограничными воздействиями;
  • формы и способы пограничных действий;
  • обеспечение пограничной деятельности;
  • циклы пограничной деятельности и пограничных воздействий;
  • механизмы управления и пограничных воздействий;
  • факторы, влияющие на эффективность пограничной деятельности.

Кратко рассмотрим некоторые из перечисленных компонентов. К нормам пограничной деятельности относятся [16; 24; 34]:

  • законность;
  • уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • гуманизм;
  • применение мер, ограничивающих права и свободы человека и гражданина, только по фактам нарушения закона и в предусмотренных законом случаях;
  • личный характер ответственности виновных за преступления;
  • подконтрольность народу органов, участвующих в борьбе с преступностью.

На основе анализа деятельности пограничных ведомств различных государств выделяются следующие принципы обеспечения пограничной безопасности [29; 45; 46; 50]:

  • международное и двустороннее сотрудничество государств в борьбе с трансграничной преступностью;
  • интеграция усилий ведомств, общественности и частных лиц в борьбе с трансграничными угрозами на уровне Президента;
  • опора на местное население за счет знания традиций, культуры и языка;
  • примат профилактических и предупредительных мер;
  • сочетание стационарных и мобильных сил охраны границы;
  • использование местных сил для обеспечения безопасности границы;
  • планы экономического развития регионов должны быть направлены на недопущение незаконной экономической деятельности;
  • интеллектуальный подход к обеспечению пограничной безопасности за счет использования до некоторой степени избыточных слоев безопасности; учет эффектов взаимодействия реализуемых программ и мер;
  • эффективная пограничная безопасность достигается за счет раннего мониторинга лиц и грузов, начиная с пунктов отправления, отслеживания перемещений лиц, подозреваемых в терроризме, сокращения оборота похищенных паспортов;
  • сокращение затрат на реализацию контактной и барьерной функций за счет эффективного использования информации и технологий.

Пограничная политика государства характеризуется посредством описания ее функций. Если нет суверенитета или стремления к его приобретению, то и проблемы безопасности нет. Отсюда вытекает первая функция границ и пограничной политики – конституирование государства и общества, подчеркивание его уникальности, неповторимости, особости и выделенности (граница как «межа перехода от внутреннего к внешнему» [27]). Конституируя государство (общество), мы тем самым проводим границы, отделяя данное государство (общество, сферы интересов, культуру, ресурсы и т.д.) от других. Из названной функции следует принцип безопасности – комплексность, обусловленная наличием множества видов границ (государственных, таможенных, культурных, информационных и т.д.).

В лимологии традиционно выделяются две основные функции границ: контактная и барьерная [10]. Из названных функций государственной границы проистекает вторая функция государственной пограничной политики – регулятивно–контрольная, реализуемая через стратегию пограничной политики, определяемую степенью барьерности и контактности границ с сопредельным государством [9].

Третья функция пограничной политики – функция сдерживания (создание условий, при которых потенциальные правонарушители будут отказываться от незаконных действий) [48; 37]. Сдерживание (deterrence) – это состояние ума, вызванное существованием реальной угрозы ответных действий [42]. Количественно сдерживание характеризуется вероятностью отказа от попытки нарушения границы. При работающей функции сдерживания резко снижаются потоки незаконных лиц и грузов.

Четвертая функция пограничной политики – функция интегрирования информации – совместное использование разведывательной информации разными правоохранительными структурами [48]. Методологическими основаниями введения в пограничную политику данной функции являются: системный подход, институциональный подход, историческая концепция фундаментальных открытий [3] – взаимодействие субъектов и институты взаимодействия порождают новое качество и эффективность, недоступные при разрозненных действиях. В широком смысле функция интегрирования информации включает когнитивные способности человека, математические модели, информационные системы и данные.

В связи с ростом влияния информации на принятие субъектами решений определяется пятая функция пограничной политики – функция информационного управления [36; 37]. Информационное управление определяется как направленное влияние на информацию, используемую субъектами при принятии решений [23, С. 24] и основывается на положениях институциональной концепции рациональности [12; 17]. Информационное управление имеет две составляющие; первая направлена на субъекты воздействия со стороны пограничной службы, вторая – на все население государства и сопредельных государств. С целью достижения максимальной эффективности второй составляющей деятельность пограничной службы должна быть максимально публичной, поскольку задачи пограничной политики достигаются в первую очередь за счет профилактических (предупреждающих) действий. Информационное управление направлено на повышение эффективности всех функций пограничной политики и реализуется посредством трех способов [35, С. 31]: информационное регулирование, рефлексивное управление и активный прогноз.

Последняя по счету, но первая по важности функция пограничной политики – профилактическая (предупредительная) функция. Отметим, что в широком понимании профилактика является синонимом предупреждения. В узком смысле слова профилактикой считаются меры, направленные на выявление и ликвидацию причин и условий конкретных деяний, а также на установление лиц, способных совершить преступление, с целью осуществления направленного предупредительного воздействия [2]. В Основах пограничной политики [26] говорится, что важнейшими предпосылками эффективности пограничной политики выступают справедливое межгосударственное разграничение, развитие международного сотрудничества, укрепление социально-экономической и духовной основы жизнедеятельности приграничных регионов Российской Федерации.

На тактическом уровне рассматриваются следующие функции пограничных средств [36; 37]:

  • информирующая функция;
  • заградительная функция;
  • функция тактического сдерживания;
  • функция обнаружения;
  • функция распознавания;
  • функция наведения;
  • функция задержания (пресечения, нейтрализации);
  • функция фиксации признаков.

Угрозы (общеславянск. «гроза» – первоначальное значение – страх, ужас) в пограничном пространстве подразделяются на два типа:

  • угрозы, создаваемые государством, обществом, пограничным ведомством по отношению к субъектам, ведущим противоправную деятельность);
  • угрозы, создаваемые субъектами, ведущими противоправную деятельность (угрозы пограничной безопасности) [30].

Важнейшая задача пограничной политики и пограничной деятельности – создание угроз первого типа за счет повышения неотвратимости и тяжести наказания субъектов, ведущих противоправную деятельность и наносящих ущерб общественному благосостоянию. Функция сдерживания противоправной деятельности в пограничном пространстве полностью основывается на создаваемых угрозах. Способность к проецированию угроз обеспечивается в первую очередь материальными, моральными и когнитивными ресурсами пограничного ведомства.

Включение в комплекс задач управления анализа угроз – специфическая особенность систем безопасности, от функционирования которых может зависеть само существование субъекта. При оперировании угрозами возможны две крайности: первая – вследствие научного или технологического отставания невозможно получить адекватный список угроз, вторая – чрезмерное их преувеличение способно подавить волю к выполнению поставленных задач.

Пограничные воздействия реализуются через соответствующие технологии – виды, формы и способы служебно-боевой деятельности пограничных органов, через порядок и приемы применения сил и средств для решения задач охраны государственной границы в соответствии со сложившейся обстановкой. Формами служебно-боевой деятельности пограничных органов являются: пограничная служба, пограничный поиск, специальные и боевые действия, пограничная операция, специальная операция и др. Каждой форме служебно-боевой деятельности присущи свои способы. Способы должны предусматривать порядок выявления и пресечения деятельности противника, достижения сосредоточения основных усилий на угрожаемых направлениях. В самом обобщенном виде формы и способы пограничной деятельности можно свести (в теоретическом отношении) к видам пограничных воздействий.

Виды пограничных воздействий (группы мер – [30]) определяются функциями пограничной политики, направленностью (субъекты воздействия) и уровнями угроз пограничной безопасности (табл. 1).

Табл. 1. Виды пограничных воздействий [30; 36; 37]

Виды пограничных воздействий

Уровни пограничной безопасности

1

Комплексные предупредительно-профилактические (пограничные, социальные, экономические, дипломатические, информационные, правовые, политические и др.)

Безопасность границы и пограничного пространства – Border Security

2

Режимные или охранно-контрольные (пограничные, таможенные и др.)

Низший уровень угроз (Border Management – пограничный менеджмент)

3

Оперативно-силовые (правоохранительные, военные, разведывательно-поисковые и другие специальные)

Низший и средний уровень угроз (Border Control – охрана границы)

Высокий уровень угроз (защита границы – Border Safety)

К воздействиям процессного типа (повторяющиеся и регулярные) относятся режимные и, частично, предупредительно-профилактические воздействия. Воздействия проектного типа (динамичные) в свою очередь подразделяются на [22; 36; 11]:

  • воздействия рефлекторного характера (реакция на угрозы и изменения по мере их проявления);
  • воздействия ситуационного характера (каждой типовой ситуации априори поставлено некоторое типовое воздействие; каждая возникающая конкретная ситуация классифицируется как некоторая типовая);
  • воздействия опережающего (превентивного) характера.

Сочетание предметов пограничных воздействий и пограничных мер позволяет формулировать методы управления пограничными воздействиями. Разработка названных методов представляется актуальной задачей погранологии.

Формы действий по охране границы могут быть самыми различными. В США основными формами действий считаются патрулирование, мониторинг и пограничный поиск (регулярный и внеплановый) [44]. В странах СНГ основные формы пограничных действий – пограничная служба (пограничный контроль), пограничный поиск и пограничный бой [28; 29]. Пограничная служба как форма действий направлена на выявление, предупреждение и пресечение нарушений границы и других нарушений в пограничном пространстве. Способы действий в пограничном поиске: преследование, прикрытие, блокирование, поиск, окружение и задержание. При ликвидации социально-политических конфликтов используются следующие способы: сдерживание, блокирование (прикрытие), выдворение, оцепление [29].

Уровни и цепочки моделирования пограничной безопасности

Пограничные системы характеризуются многоуровневой иерархичностью, их действия организуются с учетом множества факторов как внешнего, так и внутреннего характера. По У.Р. Эшби: «управление может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего (в данном случае всей системы управления) по крайней мере не меньше, чем разнообразие управляемой им ситуации» [40]. Моделирование пограничных воздействий будет эффективным и комплексным, если оно отражает структуру пограничной системы, субъектов воздействия и обстановки, то есть является многоуровневым.

Для моделирования сложных систем используется комплекс моделей, рассматриваемый в виде иерархии (обычно более низким уровням иерархии соответствует более высокая степень детализации описания моделируемых систем) или горизонтальной цепочки, в каждом элементе которой степень детализации примерно одинакова. Подобный подход к моделированию зародился и активно развивался в 60–70-х годах XX века [21].

В таблице 2 представлены уровни моделирования (иерархии моделей) пограничной безопасности.

Табл. 2. Уровни моделирования пограничной безопасности

Моделируемые явления (процессы)

Задачи моделирования

1. Физико-географический уровень

Использование геоинформационных, метеорологических, гидрологических и океанологических данных, характеризующих участок границы (район ИЭЗ – исключительной экономической зоны), промысловую обстановку и определяющих параметры движения и возможности нарушителя и пограничных средств

Построение маршрутов и сетей движения нарушителей и пограничных средств, маршрутов миграции животных, определение непроходимых (неиспользуемых) участков и районов, расчет временных параметров движения для различных условий, выбор мест возможной установки пограничных средств, расчет зон видимости, определение вероятных районов добычи сельскохозяйственных, аква- и других продуктов и др.

2. Инженерно-технический уровень

Учет степени оборудования местности в инженерном и инженерно-техническом отношении

Оптимизация маршрутов и сетей движения (затруднение действий нарушителей и повышение оперативности действий пограничных сил и средств), расширение зон видимости, построение сети (графа) позиций пограничных средств и др.

3. Физико-технический уровень

Учет используемых физических полей для обнаружения, технических характеристик пограничных средств и средств нарушителей

Построение частных зон обнаружения и распознавания по конкретным целям с учетом внешних условий и для различных возможных средств и позиций (мест установки)

4. Информационно-технический уровень

Возможности по обмену информацией как между нарушителями, так и между элементами пограничной системы, возможности по наведению средств на нарушителя. Учет используемых информирующих средств.

Построение и оптимизация сетей информационного обмена, разведка и защита сетей. Построение сети информирующих средств

5. Системно-технический уровень

Объединение разнородных технических средств в единую пограничную техническую систему

Расчет надежности системы, построение и оптимизация единой системы контроля обстановки (поля обнаружения, распознавания, наведения и воздействия штатных и приданных средств)

6. Социо-технический уровень

Анализ системы «человек-машина» с точки зрения выполнения ею тактических задач, создание системы улучшений существующих средств и системы эксплуатации

Расчет готовности системы, обоснование системы эксплуатации и сопровождения; обоснование требований к рабочим местам (местам несения службы); оптимизация сис­темы контроля несения службы и др.

7. Операционный уровень

Реализация действий: порядок и правила несения службы, маскировки, преследования, уклонения и т.д.

Оптимизация действий одиночных и групповых пограничных средств (поиск, обнаружение, преследование, задержание), обеспечение собственной безопасности и др.

8. Тактический уровень

Пограничный менеджмент и режимные мероприятия – борьба с угрозами низшего уровня. Выбор оптимальных действий нарушителями и пограничной системой, мест и времени несения службы и т.д. Пла­нирование охраны границы на участке подразделения (части)

Моделирование охраны границы (района ИЭЗ) подразделениями на период. Построение и оптимизация зон своевременного обнаружения и сопровождения нарушителей. Моделирование и оптимизация действий подразделе­ния (части) по обстановке, моделирование взаимодействия с другими силами и средствами

9. Оперативно-тактический уровень

Борьба с угрозами среднего уровня. Организация охраны границы. Участие в защите границы

Оценка угроз, связанных с трансграничной преступностью (нелегальная миграция, контрабанда, терроризм и др.). Моделирование и оптимизация действий в пограничных конфликтах, пограничных и специальных операциях. Моделирование барьерной и контактной функции границ. Моделирование функций пограничной политики: сдерживания, интегрирования информации и информационного управления

10. Оперативный уровень

Борьба с угрозами высокого уровня. Защита и охрана границы

Оценка угроз, связанных с проявлениями национального и религиозного экстремизма, этнического и регионального сепаратизма, действиями специальных и иных групп других государств.

Моделирование действий разнородных и разноведомственных сил и средств по защите и охране границы. Моделирование построения системы защиты и охраны границы и морских пространств. Моделирование профилактической (предупредитель­ной) функции пограничной политики.

11. Оперативно-стратегический уровень

Борьба с угрозами высшего уровня. Организация защиты и охраны границы

Оценка угроз, связанных с вооруженными конфликтами и территориальными притязаниями. Оптимизация построения системы защиты и охраны границы; функций границ и пограничной политики; тактических комплектов пограничных сил и средств. Моделирование обеспечения пог­ра­ничной политики. Моделирование пограничного проектного цикла (делимитация и демаркация границы, установление режима, охрана пограничных пространств)

12. Стратегический уровень

Проектирование пограничной безопасности. Обоснование мер, направленных на предотвращение кризисов и конфликтов в пограничном пространстве. Развитие когнитивных возможностей руководителей по принятию решений и реализации функций пограничной политики

Оценка систем, факторов и процессов, способных порождать угрозы пограничной безопаснос­ти. Моделирование и оптимизация функций пограничной политики применительно к прогно­зируемым угрозам, политичес­кому и социально-эконо­мичес­кому состоянию государства. Моделирование адаптации пограничных систем. Оптимизация системы обеспечения пограничной политики

13. Уровень целеполагания

Проектирование пограничной политики. Выбор целей, проектирование механизмов пограничных воздействий и механизмов функционирования, формулирование пограничной политики и принципов пограничной безопасности

Моделирование развития пограничных систем

На первых шести уровнях моделирования используются такие теории и методы, как: математический анализ, теория графов, геодезия, океанология, метеорология, теория промыслового рыболовства, теория радиолокации, системотехника, теория вероятностей и математическая статистика, теория надежности, теория массового обслуживания и др.

Эти уровни являются подготовительными для перехода к операционному и тактическому моделированию. Основная цель моделирования – переход от технических характеристик средств к их тактическим возможностям и выбор оптимального способа действий.

Начиная с тактического уровня можно говорить об использовании матричного подхода – в дополнение к иерархии моделей рассматриваются наборы «горизонтальных» подмоделей, отражающие те или иные этапы циклов деятельности и управления (табл. 3).

Табл. 3. Цепочки моделирования пограничной безопасности

Название цикла

Этапы цикла (цепочки моделирования)

1. Универсальные циклы

Дж. Бойда, OODA

Observe (наблюдай) – Orient (ориентируйся) – Decide (решай) – Act (действуй) [11]

А. Файоля

Планирование – Организация – Стимулирование (мотивация) – Контроль [22]

2. Специализированные циклы

Войны, спецоперации

Moral warfare (разрушение воли противника) – Mental warfare (искажение восприятия реальности) – Physical warfare (традиционные военные действия)

Информационного воздействия Дж. Брауна

Привлечение внимания и создание интереса – Эмоциональная стимуляция – Демонстрация способа снятия созданного напряжения [31]

Борьбы с терроризмом

Planning – планирование, Prevention – предотвращение, Response – реагирование, Recovery – восстановление [49]

Проектный в погранологии

Делимитация границы – Демаркация границы ­– Установление режима границы – Охрана и защита границы [36]

Тактический пограничный

Планирование – Обнаружение – Распознавание – Наведение – Задержание – Конвоирование – Опрос [31; 48]

Специальной операции по задержанию преступников

Сбор информации – Режимные действия – Нейтрализация [33]

Преступного поведения

Формирование мотивации – Принятие решения, планирование – Исполнение решения – Посткриминальное поведение [16]

Не все этапы перечисленных и других циклов обеспечения безопасности поддаются строгой формализации. Например, специалистами по безопасности отмечается, что предупреждение террористических актов не может выступать в качестве критерия эффективности мер безопасности в силу сложности оценки. Количественно оцениваться должны следующие цели: сдерживание террористических актов, обнаружение террористов, создание трудностей для террористических атак (сделать их невыгодными) [43]. Еще сложнее обстоит ситуация с формализацией специальной операции (комплекса мер), состоящей из нескольких качественно разнородных этапов.

Вместе с тем, поиск оптимального (рационального) соотношения выделяемых ресурсов на отдельные этапы возможен, например, с использованием механизма «затраты-эффект» [19], являющимся развитием идеи «эффективность-стоимость» применительно к ситуации с неполной информацией или к слабо формализуемым задачам.

Переход от тактического к более высоким уровням моделирования сопровождается:

  • устранением неопределенностей, связанных с разнообразием социально-политических и природных условий с использованием критерия гарантированного результата или погранометрического [5];
  • моделированием функций границ и пограничной политики (контактной, барьерной, сдерживания и др.) [13];
  • изменением уровней угроз и связанных с ними критериев; расширением списка решаемых задач и необходимостью учета межведомственного взаимодействия и т.д.

В частности, при моделировании функции пограничного сдерживания [37] пограничные подразделения представлены производственными функциями [38], анализ нарушителями альтернатив выполняется с учетом функций полезности [14], теории перспектив [41] и теории дискретного выбора [47], моделей коррупции [6]. Критерием, характеризующим пограничное сдерживание, является предотвращенный ущерб общественному благосостоянию за вычетом расходов на обеспечение пограничной безопасности, подлежащий максимизации. Поиск оптимального распределения ресурсов между участками границы и пунктами пропуска выполняется с использованием равновесия Нэша или Штакельберга.

Методы погранометрики

В последние десятилетия мы стали свидетелями бурного роста математических исследований в социально-экономических, политических, криминологических дисциплинах, а также в теории безопасности. Исследование сложных общественных явлений математическими методами идет по двум направлениям:

  • перенос математических моделей из физики, техники, биологии в общественные дисциплины;
  • разработка новых методов и моделей.

Структура монографии Краснощекова П.С. и Петрова А.А. «Принципы построения моделей» [15] отражает исторические аспекты применения математики в других науках:

  • математические модели физической реальности (часть I);
  • математическое моделирование технических систем (часть II);
  • математические модели управляемых систем с участием людей (часть III).

Во введении к третьей части Краснощеков П.С. и Петров А.А. пишут: «Не следует также, основываясь на внешних аналогиях, использовать готовые математические модели для описания новых явлений. А вот математическая культура, методы анализа, накопленные прикладной математикой, могут помочь в новых областях приложений» [15, С. 166].

Объединяя иерархии и цепочки моделей, следует говорить о матрице (таблице) моделей пограничной безопасности, где на каждом уровне и этапе могут применяться следующие методы (теории) [21; 5]:

  • описательные модели:
    • теория вероятностей и статистическая теория решений;
    • теория надежности;
    • теория массового обслуживания;
    • теория экспертных оценок;
  • имитационные модели:
    • Марковские цепи и конечные автоматы;
    • дифференциальные уравнения;
    • военные игры;
    • искусственный интеллект и коллективное поведение;
  • оптимизационные модели:
    • линейное программирование;
    • динамическое программирование и оптимальное управление;
    • дискретная оптимизация (включая календарно-сетевое планирование и управление);
    • управление запасами;
  • модели принятия решений:
    • многокритериальное принятие решений;
    • биматричные игры;
    • дифференциальные игры и игры поиска;
    • другие игры (когнитивные, эволюционные и т.д.).

В 1970-1980-е годы в СССР широко применялся расчетно-аналитический метод охраны границы, основанный на:

  • оценке направлений вероятного движения нарушителей (на уровне приграничного региона) с использованием экспертных методов;
  • обеспечении непрерывности охраны границы и создании повышенных плотностей охраны на неупреждаемых участках с использованием моделей, основанных на методах теории вероятностей;
  • применении методов календарно-сетевого планирования и др.

В США для оценки эффективности охраны границы, в частности, применялись математические модели ланчестерного типа. В последующие годы для обоснования решений стали использоваться методы исследования операций (теория антагонистических игр, теория массового обслуживания, Марковские цепи и др.) и методы эконометрики.

В 1995 году было создано и зарегистрировано в Минюсте России Отделение погранологии МАИ как общественная региональная научная организация. Учеными отделения выполнен ряд работ в области погранологии и погранометрики.

После событий 11 сентября 2001 года в США был организован Департамент внутренней безопасности (DHS) и отчасти благодаря его усилиям стали появляться специальные исследования, в названиях которых заложен предмет пограничной (национальной) безопасности: Border Searches, Effectiveness of Border Security, Border games, Security games, Border Management и так далее.

Заключение

Перефразируя У. Эшби, можно утверждать, что модели реальных процессов обеспечения пограничной безопасности должны быть не менее разнообразными, чем многообразие реальных управленческих ситуаций. И в этой связи они должны быть многоуровневыми и соответствовать универсальным и специальным циклам деятельности и управления.

Представляется перспективным направлением заполнение матрицы моделей пограничной безопасности, в том числе и за счет разработки (уточнения) для каждого уровня моделирования циклов деятельности. Также для каждого уровня потребуется классификация моделей по следующим основаниям: направления деятельности (защита и охрана границы, режим в пунктах пропуска, в исключительной экономической зоне и др.), правовой режим территории (внутренний, международный, смешанный).

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.