Юридические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Юридические исследования" > Рубрика "Правовая и политическая мысль"
Правовая и политическая мысль
Алпатов А.А. - Эпистемология и онтология права c. 127-194

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.12.1021

Аннотация: Настоящее исследование направлено на изучение права в двух основных аспектах: как отрасли знания и как вид общественной практики. С точки зрения наиболее традиционного аспекта философского исследования науки – эпистемологического – фокусируется внимание на конечном продукте научной деятельности – системе научного юридического знания, ее структуре и генезисе. Особое внимание уделяется тенденциям развития научного знания, прежде всего, в его собственной внутренней логике без отрыва от социокультурной реальности. Структура юридического знания с точки зрения его содержания анализируется в плане дифференциации научно-исследовательских программ и сложившихся на их основе научных направлений, школ и традиций. Исследование конкретных научно-исследовательских программ базируется на их ядре, включающем в себя набор базовых установок, составляющих картину правовой реальности, или их онтологий. Основная цель исследования выявить главные направления развития права, изучить его структуру соотношение с другими базовыми общественными феноменами, построить и обосновать с философской точки зрения концептуальный каркас наиболее оптимальной системы всех взаимосвязей.Автор сделал попытку систематизировать точки зрения правоведов на природу права и предлагает контуры собственного подхода к его пониманию.В статье особое внимание уделяется уточнению содержания естественного права и его взаимосвязи с позитивным правом. Новизна подхода состоит в том, что естественное право раскрывается через закономерности физической и социальной реальности. При этом его взаимосвязи с позитивным правом имеет иерархичную и очень сложную структуру.
Щупленков Н.О. - К вопросу содержания понятия естественного права в трудах отечественных мыслителей второй половины XIX — начала XX века c. 170-207

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.4.11649

Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития естественно-правовых взглядов в России с XIX по начало XX вв., анализируются основные факторы, способствовавшие становлению и развитию концепции естественного права в русской правовой мысли. История развития представлений о естественном праве в России в период с XIX по начало XX вв. истоки свои имеет первоначально в христианизации страны, а дальнейшие импульсы к развитию естественное право получает в процессе европеизации России. Эти факторы сохранят свое влияние и в дальнейшем, однако при этом все большое значение начнет приобретать задача выражения самобытности русской православной духовности через все наслоения западноевропейского философско-правового наследия. Рассматривая развитие естественного права, необходимо применять единство исторического и логического методов исследования. Такое единство заключается в освобождении логической модели от случайных исторических наслоений. Логическая схема развития естественного права приложима к разнообразным историческим ситуациям и не связана со случайными, преходящими обстоятельствами. Без исторического воспроизведения правового развития исключается возможность логического осознания его закономерностей, также как и без логического осмысления объективного хода исторического развития права невозможно вскрыть внутренние причины механизма закономерного его движения. Христианство способствовало гуманизации нравов на Руси и выходу на иную нравственную орбиту во взаимоотношениях между людьми и представлениями о должном поведении на всех уровнях социальных отношений. Кроме того, христианство способствовало европеизации Руси, в том числе на уровне ментальности и нравственных ориентиров. Другое дело, что европеизация проходила достаточно медленно и сталкивалась с противодействием консервативного начала на всех уровнях. Но в любом случае, христианизация страны способствовала тому, что в истории России получила развитие естественно-правовая точка зрения. Однако сама история становления и развития концепции естественного права была достаточно долгой и противоречивой.
Назмутдинов Б.В. - Интеллектуальные истоки правовых и политических взглядов классиков евразийства c. 188-239
Аннотация: В статье подчеркивается, что ключевыми началами, обусловившими возникновение и развитие политико-правовых воззрений классиков евразийства (Н.Н. Алексеева, Л.П. Карсавина, Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого и др.), стали, во-первых, социально-исторический и духовный контекст эмиграции, в котором формировалось евразийство, и, во-вторых, научное и идеологическое влияние их предшественников. В связи с этим анализируются воззрения славянофилов, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, а также взгляды зарубежных мыслителей – философов Э. Гуссерля, М. Шелера, юристов Л. Дюги, А. Райнаха и др. Выявляются основные противоречия в воззрениях евразийцев, помешавшие созданию и утверждению их оригинальной политико-правовой доктрины. Главной причиной этих противоречий был, по мнению автора статьи, разрыв между релятивистскими и универсалистскими устремлениями евразийцев.
Попов Е.А. - Понятие государства как ценностно-смысловой системы в философии права и философии государственности c. 193-217

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.2.454

Аннотация: Cтатья посвящена сложной проблеме, которая, с одной стороны, более определенно раскрыта в системе юридических наук, но с другой стороны, продолжает оставаться в центре внимания областей социально-гуманитарного знания. Речь идет об интерпретации такой категориальной системы, как государство. Отход от более распространенной трактовки государства как политико-правовой организации общества и смещение акцентов в сторону ценностно-смысловой актуализации понимания государства и государственности составляет главную цель настоящей статьи. Упор делается на философско-правовой взгляд на обозначенную проблему. Это позволяет прежде всего в методологическом отношении представить самодостаточный эвристический подход к научному изучению проблематики государства и государственности.
Пархоменко Р.Н. - Б. Чичерин о праве и принципе разделения властей c. 251-284

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.1.395

Аннотация: В статье рассматриваются идеи известного российского мыслителя и правоведа Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904) о государстве, гражданском обществе, понятии права и вопросе о разделении властей. Сегодня, когда заходит речь о философском наследии Бориса Чичерина, исследователями в первую очередь подчеркивается тот факт, что Чичерин стоял у истоков отечественной политико-правовой науки. Чичерин оставил целый ряд работ, прямо или косвенно связанных с исследованием вопросов права, политики, истории и теории государства. Краеугольным камнем его философии права было понятие человеческого индивида как свободной личности, а политическим кредо Чичерина было соединение либерального государственного устройства с сильной властью – именно в этом он видел специфику России как государства. Для Чичерина самым важным в государстве было поддержание правового порядка, который ограничивал бы сферу политической власти в любой ее форме – будь то демократическая республика или же монархия. Чичерин опасался деспотизма масс и считал принцип правления прямого большинства потенциальным оправданием диктатуры. Однако, по мнению А. Валицкого, данная позиция Чичерина не является отклонением от течения политического либерализма. Чичерина можно охарактеризовать как «типичного либерала эпохи, в которой либерализм и демократия еще не были неразделимы и могли даже противостоять друг другу».
Розин В.М. - Проблема и три значения социальной справедливости c. 301-350

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.661

Аннотация: В статье анализируется понятие социальной справедливости. Сначала рассматривается история этого понятия в контексте становления и развития европейского права. Автор показывает, что право на всех этапах своего развития понималось двояко: как форма социальной справедливости и как следование законам и обеспечение хозяйственной и экономической деятельности. В конце ХХ столетия появляется третья трактовка: право все больше понимается как способ «конституирования» социальной жизни, что ведет к различным проблемам. Во второй части статьи анализируется становление новой социальности и две разных концепции социальной справедливости: марксистскую и конформистскую. На основе этого анализа автор приходит к выводу, что не имеет смысла зацикливаться на проблеме социальной справедливости. Более важно понять понять, как устроена социальность, каковы характерные для неё тренды развития, можно ли прогнозировать последствия, проистекающие из становления и функционирования новой социальности.
Кручинин С.В., Кручинин В.Н. - Концептуальные сопоставления политико-правовых взглядов на основе наследия Д. Андреева и мыслителей прошлого и настоящего c. 320-350

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.6.775

Аннотация: Статья посвящена месту и роли сравнительного (компаративного) анализа применительно к изучению идейного наследия политико-правовых взглядов отечественных и зарубежных мыслителей. В работе развернуто продемонстрировано применение метода компаративного анализа на примере концептуальных сопоставлений оригинального творческого наследия неординарного отечественного мыслителя Даниила Леонидовича Андреева с идейными концепциями таких видных мыслителей прошлого и настоящего как Томас Гоббс, Питирим Александрович Сорокин, Иван Антонович Ефремов, Самюэль Хантингтон. Выявлены как аналогии, сходства, так и идейные оппозиции. Особенно удачным данных подход может быть в междисциплинарных исследованиях в отрасли гуманитарного знания, в купе с такими методами, как системный анализ, герменевтика, контекстный анализ, биографический подход.Большой интерес представляют сопоставления политических воззрений видных мыслителей, политических деятелей и государствоведов, а также социально-политических утопистов, предлагавших свое видение проблем государственного строительства, возникающих в период крупномасштабных общественно-политических и экономических преобразований.
Кручинин С.В. - Взгляды на процессы межэтнической интеграции (идейная оппозиция Д. Андреева и С. Хантингтона) c. 455-479

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.5.769

Аннотация: В статье на основе анализа взглядов известного американского политолога Самюэля Хантигтона и самобытного отечественного мыслителя Даниила Леонидовича Андреева исследуются концептуальные подходы к изучению характера и тенденций развития межнациональных, международных и государ-ственно-политических отношений в разрезе современных процессов глобализации и межэтнической интеграции человеческого сообщества. Старые механизмы этногенеза уже не работают, мировое сообщество испытывает болезненные процессы трансформаций, приводящие к взаимно противоположным результатам: как процессы слияния, интеграции, унификации, так и, напротив, рост дифференциации и размежевания сообществ, возрождение религиозных движений, сепаратизм и борьба за автономию. Все это сопровождается как человеческими трагедиями, так и новыми шагами на пути модернизации устройства общества. Именно в этих условиях формируется новый облик мирового сообщества, и задачей исследования является выявить баланс разнонаправленных общественно-политических явлений и выявить возможные пути дальнейшего развития мирового сообщества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"