Юридические исследования - рубрика Антропология права
по
Юридические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Юридические исследования" > Рубрика "Антропология права"
Антропология права
Попова Ю.Е. - Феномен правового архетипа эквивалентности и его отражение в русских народных сказках c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.11.36948

Аннотация: Объектом исследования является обыденное правосознание в русских народных сказках. Предметом исследования является феномен правового архетипа эквивалентности в русских народных сказках. Автором анализируются основные подходы к изучению правового архетипа и дается определение данного феномена. Анализируются признаки и разновидности правового архетипа, юридические аспекты социального бытия и обыденного правосознания, отраженного в русских народных сказках. Основное внимание обращается на вполне определённые и чёткие элементы проявления правового сознания: знания, ценности, установки, мотивы. Архетип эквивалентности в русских народных сказках рассматривается через модели возмездия, награды за услугу, помощи, обмена.    Делается вывод о наличии основных признаков правовых архетипов, таких как типичность, повторяемость и универсальность. Утверждается, что правовой архетип эквивалентности отражается в представлениях о личном или имущественном возмездии, в представлениях о награде за добрые дела, в представлениях о справедливом обмене вещами, волшебными предметами, символами. В статье проводится мысль о том, что правовой архетип эквивалентности является универсальным архетипом, отражающимся не только в представлениях о справедливости, но и о норме и мере, проступке, возмездии, договоре и других. Поэтому он имеет фундаментальное значение для других правовых архетипов.
Рыбка О.С., Чекулаев С.С. - Альтернативные способы разрешения конфликтов в исламском праве и возможность их применения на территории РФ c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-7136.2023.8.40994

EDN: SXPOZX

Аннотация: Предметом данного исследования является альтернативное разрешение споров (АРС), а именно способы АРС в мусульманском праве, а также возможность их применения на территории РФ. В исследовании описаны способы АРС, регулируемые мусульманским правом, такие как Сульх, Тахким, Мухтасиб, Фетва, Мед-Арб, а также Вали Аль-Мазалим, который в данное время не применяется, но имеет интерес в рамках исследования. Также в ходе исследования затрагивается опыт в регулировании АРС такой страны как Малайзия, в частности затрагиваются аспекты регулирования таких способов как Сульх и Тахким. В ходе исследования способы АРС в в мусульманском праве сравниваются со схожими институтами в иных правовых семьях. Научная новизна исследования заключается в том, что оно включает анализ существующих альтернативных механизмов разрешения споров в исламском праве и рассматривает возможности их применения в России, а также обсуждает проблемы, связанные с этим вопросом. Ответы на эти вопросы могут стать основой для дальнейшего развития правовой науки в области альтернативных способов разрешения споров, а также находить применение в реальной жизни для уменьшения нагрузки на суды, а также для межкультурного применения в разных сферах, в том числе с институтами исламского банкинга. Основными выводами данного исследования являются возможность применения норм шариата для регулирования АРС, а также предложение по увеличению возможностей применения АРС при рассмотрении судебных дел, путём создания государственного центра медиации и создания категорий дел, по которым использование медиации в таком центре будет обязательным условием для дальнейшего рассмотрения дела.
Гуляихин В.Н. - Правовое мышление и воспитательный процесс c. 52-92

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.7.15376

Аннотация: Статья посвящена оценке роли правового мышления как регулятора социального поведения человека, а также вопросу определения его значения для воспитательного процесса. В качестве объекта исследования правовое мышление рассматривается как когнитивный и ценностно-смысловой компонент правосознания. Оно отличается эгоцентризмом и находится под сильным воздействием доминирующих в обществе социокультурных ценностей. Правовое мышление зачастую бывает заключено в архетипическую матрицу правового бессознательного, склонно к формализации и стандартизации, выполняет как непосредственно, так и опосредованно функцию регулятора социального поведения. В качестве методологической базы были использованы теория социальных представлений С. Московичи и концепция мыследеятельности Г.П. Щедровицкого. В работе выделено пять основных функций правового мышления: формирование и развитие нормального правосознания; понимание, объяснение, представление и интерпретация феноменов правовой реальности; адаптация новых знаний к уже имеющейся системе правовых представлений; опосредование, детерминация и регулирование правовых отношений и социального поведения; смысловой синтез. Сделан вывод о том, что зависимость правомерности поступков и действий субъекта от уровня мышления (низкого или высокого) не имеет характера причинно-следственной связи.
Гуляихин В.Н. - Архетипы правосознания в системе правовой культуры личности c. 54-74

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.1.10486

Аннотация: В последние годы большое внимание исследователей привлекает феномен правосознания, который в зависимости от своего содержания и структурных компонентов может выступать основанием как институциализации инновационных правовых ценностей, так и консервации традиционных правовых институтов общества. Обращение ученых к психогенным истокам правовой культуры дает возможность выявлять ее базисные качества. В статье исследуются архетипы правосознания на психогенном уровне коллективного бессознательного и на уровне личностного бессознательного. В своей совокупности они представляют психосоциальный базис правовой культуры личности. В работе используется методологические положения теории бессознательного К.Г. Юнга для выявления роли и функций архетипов в системе правовой культуры. Сделан вывод о том, что архетипы коллективного бессознательного вполне вписываются в современную «рыночную» модель правовой культуры, а система этнокультырных архетипов человека под воздействием глобализации подвергается значительной трансформации. Предложена концепция архетипов правового сознания человека, которая позволяет дать более глубокую и точную оценку современным формам правовой культуры.
Гуляихин В.Н. - Семья как субъект ранней правовой социализации c. 56-66

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.7.9007

Аннотация: Статья посвящена исследованию роли современной семьи как агента правовой социализации. Используя методологию психоанализа, автор изучает проблемы ранней правовой социализации человека в контексте его семейных отношений. По его мнению, семья входит в нормативную составляющую социума, поскольку является носителем определенного нравственного, ценностно-смыслового и правового комплекса, с помощью которого проводится правовое воспитание и обучение ребенка, а также определяются его общественные функции и соответствующий им статус. Семьи создают первичную культурную и психосоциальную среду, в которой формируются социально-правовые качества развивающейся личности. Для ребенка родители олицетворяют собой тот духовно-нравственный и ценностно-правовой комплекс, субъектами которого они являются. В обществе эволюция института семьи протекает далеко не всегда безоблачно и по восходящей линии. Для успешного решения фундаментальных задач ранней правовой социализации необходимо активное участие в этом процессе матери и отца, стремящихся наделить ребенка такими качествами, характеризующими женское и мужское начало, как человечность, доброта, разумность, здравый смысл, дисциплинированность и уважение к порядку. В статье сделан вывод о том, что из-за глобальных общественно-экономических трансформаций уменьшается тонус эго современного человека вследствие появления негативных тенденций развития семьи, в которой минимизируются социализирующие функции родственников старшего поколения, а также снижается традиционная роль отца, олицетворяющего для своих детей порядок, дисциплину и закон.
Гуляихин В.Н. - Правовое воспитание человека как процесс формирования ценностно-смыслового компонента правосознания c. 60-79

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.8.12808

Аннотация: Статья посвящена анализу аксиологических проблем правового воспитания. Автор характеризует его как сложный диалектический процесс формирования ценностно-смысловой системы правосознания, в котором важную роль выполняют когнитивные и мотивационно-волевые компоненты. Если когнитивная составляющая представляет собой систему выработанных человеком духовных форм, образованных как результат познания, мышления, рефлексии, нравственного поиска, то мотивационно-волевой компонент характеризуется наличием у индивида соответствующей мотивации, бессознательных установок, привычек и волевых качеств. Особое внимании автор обращает на роль правовой рефлексии в развитии системы ценностных ориентаций и смыслов правосознания. Методологическую основу исследования проблематики правового воспитания личности составили принципы диалектики и фундаментальные положения теории деятельности. Основной функцией правового воспитания человека является формирование ценностно-смыслового компонента правосознания. Наряду с правовым обучением оно является важнейшей составляющей правовой социализации. Эффективным способом создания системы ценностных ориентаций и смыслов является рефлексия, которая неизбежно приводит субъекта к критическому анализу существующих социально-правовых ценностей и установок. Это способствует формированию личностью собственной позиции по решению актуальных вопросов правовой жизни.
Гуляихин В.Н. - Альтернативные модели правовой социализации человека: выбор аксиологических максим c. 65-84

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.1.17470

Аннотация: Предметом исследования являются процессы правовой социализации, под воздействием которых человек делает выбор аксиологических максим, определяющих его общественное поведение. Особое внимание уделяется альтернативным моделям социализации (гуманистической и авторитарной), которые выступают в качестве детерминант развития ценностно-смысловых систем общественного сознания. Анализируется проблема социализирующегося человека, которая сопряжена с вопросами формирования системы социально-правовых ценностей, поведенческих принципов и установок общественных лидеров, выстраивающих со своими ведомыми правовые отношения определенного качества, определяемого целями их деятельности. В качестве методологии используется учение Э. Фромма о двух видах этики (гуманистической и авторитарной) и теория правовой социализации Ш. Курильски-Ожвэн, признавшей уровень овладения человеком прогрессивных элементов общественно-правовой жизни в качестве критерия эффективности социализации. Автор приходит к выводу, что если гуманистическая модель правовой социализации формирует рационально мыслящую личность, способную самостоятельно определять критерии оценки своих поступков, способствует становлению ее истинного бытия, то авторитарная – бросает вызов экзистенции человека, толкая его к ложному существованию, лишая его свободы, права рационального выбора и возможности самостоятельно мыслить. Для успеха как социального прогресса, так и становления человека как личности необходимо доминирование гуманистических ценностей в общественном правосознании.
Бабич И.Л. - Институт мести на Северо-Западном Кавказе: история и современность c. 85-121

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.1.17701

Аннотация: В предлагаемой статье, на основе корпуса архивных и полевых этнографических материалов, показывается эволюция института кровной мести как части горского адата в жизни одного из крупных народов, проживающих на Северном Кавказе – адыгов. Автор показывает, как воздействием ряда факторов, на протяжении веков происходили и продолжают происходить изменения в его бытовании. Хронологические рамки исследования - ХVIII век - 2010-е годы. Три исторических периода: период Российской империи, период СССР, постсоветская Россия. Автор собрал новые архивные материалы из архивов России - Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики и др., а также собрал полевые этнографические материалы в ряде республик Северного Кавказа. На основе исторического метода проанализировал собранные материалы. Автор пришел к выводу о существенном развитии в ХIХ в. мести как юридического института адыгов. Во-первых, она не всегда совершалась по правилам талиона, т.е. равного ущерба. Во-вторых, месть стала ограничиваться кругом близких родственников. В-третьих, в осуществлении мести появились новые факторы, влиявшие на ее развитие, например, родственные и сословные связи. В-четвертых, идеология пореформенной адыгской общины во многом изменила свои ориентиры. Во второй половине ХIХ в. в эскалации исходного конфликта значительно возросла роль личных качеств его участников. Думается, что месть как институт социального контроля трансформировалась в одну из форм взаимоотношений между общинниками. В советские годы институт кровной мести приобрел новые черты, стал более политизированным, с одной стороны, а с другой, более личностным, потеряв свой групповой характер, свойственный прошлым векам. В 1990-2010-е годы мы наблюдаем частичное возрождение мести как ответа на эскалацию конфликта, что вызвано, безусловно, новыми социально-экономическими и общественно-политическими обстоятельствами, характерными для постсоветского времени современной России
Гуляихин В.Н. - Структурно-функциональные особенности различных состояний правосознания человека c. 90-116
Аннотация: В статье исследуется основные структурно-функциональные особенности правосознания личности. Рассмотрены различные состояния правого сознания, которые дают возможность субъекту реализовать свои экзистенциальные потребности в конструктивной для общества форме. Сделан вывод о том, что данные состояния правосознания являются основными этапами правового развития человека, которые можно представить в виде частей гегелевской триады (тезис - антитезис - синтез).
Гуляихин В.Н. - Психосоциальные формы правового нигилизма человека c. 108-148
Аннотация: В статье исследуется основные психосоциальные формы правового нигилизма человека. Автором была использована методология американского социального психолога Э. Фромма, которая позволила дать объективную оценку психогенной природе этого феномена. Исходя из глубинных мотивов субъекта и уровня деструктивности его общественно-правового поведения было выделено пять форм правового нигилизма: инфантильный, являющийся следствием неразвитости личности и несформированности ее системы нравственных и правовых ценностей; фрустрационный, вызванный страхом субъекта за свое материальное и общественное положение, толкающий его на нарушение закона; мстительный, возникающий как реакция на мнимую или действительную угрозу его жизнен важным интересам; возмещающий, выполняющий функцию компенсаторного механизма ущербности индивида; регрессивный, обусловленный архаической агрессивностью («жаждой крови») субъекта, деградировавшего до животного уровня и полностью отрицающего все естественные права и свободы другого человека. В работе сделан вывод о том, что правовой нигилизм, по своей сути, является психосоциальным и культурным феноменом, структурообразующим компонентом которого являются идеи, отрицающие легитимные социальные установки и несущие определенную духовную нагрузку, обусловленную не только тенденциями развития общества и соответствующими ценностями, но и рядом психогенных факторов.
Гуляихин В.Н. - Правовой менталитет российских граждан c. 108-133
Аннотация: В статье исследуются особенности правового менталитета российских граждан. Как самобытный продукт культурно-исторического и психосоциального развития нации ментальная компонента правосознания задает личности модель правовой деятельности, которая удобна и привычна с точки зрения традиционных норм общественного поведения. Автор делает вывод о том, что существуют значительные противоречия между традиционной моделью правовых действий российских граждан, задаваемой их менталитетом с доминантой архетипа Правды, и современной правовой системой, способствующей превращению личности в homo mechanicus (Э. Фромм), бюрократизации, узкому прагматизму в ущерб духовности, переходу человека из субъекта права в объект, отчужденный от своих естественных прав и свобод. Для решения вопросов, стоящих перед российским государством, необходимо сформировать, исходя из традиционных этических принципов нашего народа, гармоничную целостность социального и юридического бытия, единство последнего с многогранной национальной культурой и социокультурной действительностью.
Царьков И.И. - Христианская концепция безопасности и новая юстиция c. 121-169

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.5.14278

Аннотация: в статье исследуются вопросы, связанные с развитием новой концепции уголовного права в рамках христианского вероучения. Автор обращает внимание на то обстоятельство, что в условиях внешнего противостояния христианству, оно смогло выжить и распространить свое влияние благодаря формированию новой концепции безопасности, в которой более отчетливо решались вопросы реальности угроз как обществу, так и индивиду. Обращается внимание на то, что уже на ранних стадиях развития такие религиозные понятия, как «спасение», «грех», «искупление», приобретали правовое содержание, а зло стало пониматься как причинение вреда. Использовались методы исторической интерпретации письменных источников – герменевтические приемы и приемы понимающей психологии и целью реконструкции горизонта жизненного мира ранней христианской культуры. Основным выводом настоящего исследования является то, что в христианстве происходит переориентация интереса с коллективной безопасности на индивидуальную, что кардинально отличает христианскую концепцию безопасности от всех предыдущих исторических концепций. Другими словами, христиане настаивали, что не от эффективности мер коллективной безопасности зависит безопасность индивида, а что, если в обществе не выработаны механизмы индивидуальной безопасности, то надеяться на эффективную коллективную безопасность бесперспективно.
Гуляихин В.Н. - Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки c. 135-158

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.635

Аннотация: В статье дана оценка феномена правовой культуры как объекта научного исследования. В ней выделяется пять основных методологических подходов изучения данного явления правовой жизни человека: аксиологический, деятельностный, социологический, информационно-семиотический и системный. Автор исходит из того, что правовая культура обладает возможностью не только закреплять сложившиеся в социуме отношения, но и создавать инновационные связи, к которым общество и выражающий его интересы законодатель должны сознательно стремиться. Системообразующим компонентом правовой культуры является правосознание, которое оказывает формирующее влияние на правовую деятельность, юридическую технику и самих субъектов права. Каждый из данных компонентов, в свою очередь, имеет собственный состав и структуру. В работе делается вывод о том, что основным критерием оценки правовой культуры социума является юридическая практика. Исследователям важно выяснить, насколько эффективно институт права, сложившийся под воздействием социокультурных доминант, способствует успеху общественного развития данного сообщества людей – «носителей» исторически сложившейся системы правовых архетипов.
Попов Е.А. - Влияние постмодернизма на социоюридическую интерпретацию феномена современного гражданского общества c. 190-222

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.1.461

Аннотация: Cтатья посвящена выявлению в рамках современного социально-гуманитарного знания специфики влияния постмодернизма на понимание в системе правовых наук феномена гражданского общества. Особое внимание уделяется масштабу проникающего воздействия постмодернизма в конце ХХ-начале ХХI столетий на любую ценностно-смысловую систему, в т.ч. право и гражданское общество. Результаты такого влияния оцениваются в настоящей статье, предлагаются возможные варианты социоюридической или социально-правовой трактовки рассматриваемого феномена. Полученные выводы могут найти применение в самом широком контексте современного социогуманитарного знания.
Безгин В.Б. - Преступления на сексуальной почве в российской провинции второй половины XIX – начала XX века c. 201-246

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.5.788

Аннотация: В статье осуществлено историко-правовое исследование проблемы сексуального насилия в провинциальной среде Российской империи второй половины XIX – начала XX века. На основе широкого круга источников, включающего в себя как судебно-следственные дела, так и этнографические материалы дан анализ различных видов половых преступлений в сельской среде, а также установлены их мотивы и степень распространения. Рассмотрено содержание уголовного законодательства Российской империи второй половины XIX – начала XX века и меры ответственности, предусмотренные за преступления на сексуальной почве. Определены особенности решения дел об изнасилованиях в селе в досудебном порядке. Изучен феномен такого явления сельской жизни как снохачества, а также причины его порождавшие. Установлено отношение крестьян к изнасилованию женщин и малолетних детей, кровосмешению и различным формам половых перверсий (педофилия, педерастия, зоофилия). Выяснены факторы, влияющие на рост проявлений девиантного поведения жителей российской провинции.
Гуляихин В.Н. - Диалектика естественного и позитивного права как источник общественно-правового прогресса c. 221-238

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.559

Аннотация: В статье проведен анализ проблемы диалектического дуализма права, выражающегося в его онтологическом делении на естественное и позитивное. Автор исходит из того, что, во-первых, между этими формами права существует фундаментальное противоречие, оказывающее генетическое воздействие на процессы правовой эволюции личности, в ходе которой она не только усваиваются нормы правомерного поведения, но и на духовно-нравственном уровне принимает ценностные установки естественного права; во-вторых, позитивное право должно быть не закрепощающей, а освобождающей силой, т.е. устраняющей препятствия для духовного и физического развития человека. Исходя из общественного блага, социумом должны определяться границы свободы, предоставляемой им индивиду. И в соответствии с установками естественного права внешняя свобода человека всегда должна быть ограничена свободой Другого. В работе сделан вывод о том, что только тогда личность будет безусловно подчиняться нормам позитивного права, когда оно станет по своей сути исторически оправданным воплощением нравственных требований естественного права.
Кабанов П.А. - Криминологическая концепция личности политического преступника c. 239-257

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.584

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы формирования базовой универсальной политико-криминологической и политико-антропологической дефиниции «личность политического преступника», которая может быть использована для дальнейших исследований в области криминальной политической антропологии как междисциплинарного научного направления современных политической антропологии, российской политической криминологии и криминальной антропологии. Автором предлагается собственное определение личности политического преступника как политико-криминологической категории с позиции интегративного подхода при разработке криминологических дефиниций (категорий). В работе автором дано соотношение политико-криминологического термина «политический преступник» с другими смежными дефинициями, научными и литературными (бытовыми) категориями, такими как: «политический заключенный» или «политзаключенный», "политический эмигрант" или «политэмигрант», "политический каторжанин" или «политкаторжанин», «политический ссыльный», «враг нации», «враг народа», «враг государства», «противник перестройки» и «враг демократии». Предложена дальнейшая разработка криминальной политической антропологии с использованием криминологической группировки (типологии и классификации) политических преступников
Бадиков К.Н. - Психодерматоглифический профиль "серийных" убийц c. 247-267

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.5.505

Аннотация: Установление ведущих психических свойств и состояний с помощью психодерматоглифического метода является инновацией в криминалистике. В основу этого метода положены закономерности психогенетики, отразившиеся в системе частных признаков папиллярного узора. Установлено, что применение психодерматоглифического метода в расследовании преступлений позволяет выявить психологические, моторно-двигательные и интеллектуальные характеристики личности, оставившей следы пальцев рук на месте преступления. Минимизация следов-отображений, оставленных на месте преступления, рост преступлений, связанных с наркоманий и лиц, страдающих психической и неврологической патологией, послужили предпосылками к разработке новых статистических (математических) диагностических и прогностических моделей в рамках анализа психодерматоглифических связей. Учет и анализ частных признаков папиллярных линий при производстве психодерматоглифических экспертных исследований, коррелируют с особенностями психического склада личности. Именно качественные и количественные характеристики папиллярных линий позволяют получить максимум поисковой информации из минимума следов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.