Юридические исследования - рубрика Трансформация правовых систем
по
Юридические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Юридические исследования" > Рубрика "Трансформация правовых систем"
Трансформация правовых систем
Лысенкова М.Ф. - Интернет-реклама в контексте политических технологий в современной России c. 1-20
Аннотация: Политическая реклама в Интернете – это специфический вид политической двухсторонней коммуникации, активно используемый в избирательном процессе, с целью воздействия на установки электората в отношении политических субъектов или объектов. В статье дан анализ политической интернет-рекламы в контексте политических технологий на примере президентской избирательной кампании в России 2012 года. Победа на выборах Владимира Путина была отчасти предопределена тем, что он смог эффективнее использовать в своей избирательной кампании интернет-пространство.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблемы взаимодействия гражданского общества и государства в современной России c. 1-55

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.585

Аннотация: В статье анализируются вопросы государственно-правового развития России в контексте взаимодействия личности, общества и государства Взаимодействие личности, общества и государства автор относит к числу общенациональных приоритетов, определяющих государственно-правовую модель развития России в XXI веке. В свою очередь государственно-правовая модель развития России — это комплексная, стратегическая программа по преобразованию государства, по совершенствованию государственно-правовых институтов. Делается вывод о предрасположенности изменения ориентиров государственно-правового развития России и закономерности необходимости определенного пересмотра взглядов на взаимодействие личности, общества и государства, которое влияет на выбор форм их гармоничного сосуществования. Одной из главных задач неправительственных организаций, гражданского сектора представляется привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, выработка механизмов ее корректировки в целях наиболее полного соответствия интересам различных социальных групп населения. Здесь очень важно нахождение оптимального баланса: вряд ли общественности может быть предоставлено право принятия решений и государственным служащим не может быть отведена роль советников. Но и противоположная точка зрения неприемлема: предоставление общественности только «совещательной функции» без возможности оказывать какое-либо влияние на принятие решений
Волох В.А. - Трудовая миграция: законодательство и политика c. 1-20

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.594

Аннотация: Статья «Трудовая миграция: законодательство и политика» написана на актуальную тему, связанную с формированием миграционной политики и совершенствованием законодательства в сфере трудовой миграции. За последние 20 лет российское общество и бизнес сталкивались как с либеральным подходом к регулированию процессов внешней трудовой иммиграции в конце прошлого века годов, так и с жесткими ограничительными административными мерами в последующие годы. Лишь, начиная со второй половины 2006 г., по мнению автора, возобладал новый подход, основанный на рыночном механизме регулирования процессов трудовой миграции, направленный на расширение возможностей легальной иммиграции с учетом интересов социально-экономического развития России. Вступление в силу в 2007 г. федеральных законов от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ и № 110-ФЗ, а также ряда других законодательных актов существенно изменило режим управления миграцией в Российской Федерации. Кроме этого, принятый Федеральный закон от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации» установил особенности правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан, которые являются высококвалифицированными специалистами, а также прибывших в Россию в безвизовом порядке, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц. Существенную роль в совершенствовании миграционной политики играет принятая Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года, утвержденная 13 июня 2012 г. Президентом Российской Федерации. Ключевые слова: миграционная политика; законодательство; легальная иммиграция; миграционный учет; разрешение на работу; трудовая миграция; иностранная рабочая сила; квота; высококвалифицированный специалист; патент, концепция
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Глобализация в перспективе устойчивого будущего c. 1-63

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.5.794

Аннотация: Устойчивое развитие – будущий глобальный процесс, от реализации которого зависит будущее всего человечества, его судьба в третьем тысячелетии. Это новая форма (модель) развития мирового сообщества, обеспечивающая разрешение основного социоприродного противоречия между растущими потребностями глобального развития и ограниченностью и даже невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Глобализация, развертываясь в будущем в политическом, экономическом, экологическом и социальном аспектах через устойчивое развитие, должна будет внести свой вклад в разрешение основного социоприродного и других противоречий глобального развития, благодаря чему может быть обеспечено удовлетворение не только потребностей настоящего времени, но и будущего. С переходом к реализации политики и стратегии устойчивого развития наступает новый, преимущественно социоприродный этап глобализации, ориентированный на обретение единства цивилизации, её сохранение и коэволюцию с биосферой. В статье исследуются политические аспекты глобализации через устойчивое развитие, причем обращается внимание на то, что политическое направление стихийной глобализации существенно отстает от экономической и ряда других составляющих этого глобального процесса. В принятой на уровне ООН и всех входящих в эту организацию стран стратегии устойчивого развития пока превалируют политические рекомендации и декларации и важно включить в начинающийся процесс управляемой «устойчивой» глобализации все основные составляющие этой общемировой стратегии. Устойчивое развитие в самом широком смысле представляется как нерегрессивное, т.е. безопасное развитие, главной гуманистической целью которого является выживание человечества и сохранение природы. Рассматривается роль государства в реализации глобализационных процессов через устойчивое развитие и прослеживается дальнейшая эволюция феномена государственности. Специально рассматриваются проблемы экологической глобализации, устойчивой политики и ее специфические характеристики.
Уваров А.А. - О роли государства в формировании гражданского общества c. 1-40

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.7.8782

Аннотация: В статье анализируются правовые основы взаимоотношений государства и гражданского общества. Базовыми элементами оценки этих взаимоотношений служат конституция и фактический режим политической власти в стране. Предметом рассмотрения являются, прежде всего, новации российского законодательства в различных сферах проявления гражданского общества. Немалое внимание уделяется контрольным функциям гражданского общества. Происходит постепенное перераспределение ранее принадлежащих государственным органам полномочий в пользу институтов гражданского общества. В процессе взаимодействия государства и гражданского общества возникают и структуры в виде, например, Общественной палаты РФ, необходимые для их цивилизованного диалога. Рассматривается роль гражданского общества в реформировании судебной системы, в частности, вопросы, связанные с повышением доверия граждан к судебной власти, ее открытости и доступности для общества. Законодательные меры, направленные на усиление государственной поддержки политических партий, должны включать в себя положения, которые бы гарантировали беспартийным гражданам свободу выбора при формировании представительных органов власти. В статье поднимаются и иные актуальные проблемы взаимодействия гражданского общества и государства, формулируются предложения автора по обеспечению баланса взаимоотношений государства и гражданского общества, оптимального для свободного и эффективного развития последнего.
Бабин Б.В. - Предпосылки признания права на самоосознание современным международным правом c. 1-25

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.8.9327

Аннотация: В статье рассмотрена специфика этнического самоосознания в контексте проблемы субъектности народов в современном праве. Обоснована перспектива постепенного признания свободы самоосознания народов мировым сообществом. Доказано, что право народа на самоосознание (свобода самоосознания народа) является первичным коллективным естественным правом, поскольку его реализация предшествует возникновению у народа всех прав, в частности, и права на самоопределение. Доказано, что свобода самоосознания является ключевой в естественно-правовом понимании характера института народов: ее ограничение в условиях стремлений государств самостоятельно определять, какие социальные группы являются народами, а какие - нет, нивелирует все признанные права народов, такие как права собственности, право на сопротивление, право на мир и др. Учитывая естественный характер фактора самоосознания народов, автор ожидает постепенного признания такой свободы мировым сообществом. Показано, что реализация свободы самоосознания свидетельствует о возникновении (существовании) субъекта международных правоотношений: народа (в т.ч. коренного народа), который в дальнейшем может реализовывать признанные в международном праве свободы (право на развитие, на самоопределение и т.д.)
Лапаева В.В. - Приватизация социалистической собственности: конституционно-правовой и философско-правовой анализ c. 1-46

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.2.10985

Аннотация: В статье предлагаются некоторые подходы к конституционно-правовому и философско-правовому осмыслению проблем, связанных с приватизацией социалистической собственности. Оценка приватизации с точки зрения Конституции РФ дана по следующим направлениям: 1) отступление от конституционных положений о равенстве граждан перед законом и судом; 2) нарушения приватизационного законодательства; 3) неправовой (противоречащий правовому принципу формального равенства) характер десоциализации социалистической собственности путем ее приватизации. С позиций философско-правового подхода обосновывается тезис о том, что социалистическая собственность в принципе не может быть передана от государства в частные руки (приватизирована) правовым образом, поскольку по своей природе она является общественным, а не государственным достоянием. Под этом углом зрения автор анализирует научно-практический потенциал концепции цивилизма - постсоциалистического общественного строя, в основе которого лежит новая форма индивидуальной (не общественной и не частной) собственности как итог применения правового принципа формального равенства к процессу десоциализации социалистической собственности. Обосновывается значение этой концепции для определения конституционно-правовых параметров общественного договора о собственности, без достижения которого невозможно нормальное экономическое и политико-правовое развития страны.
Киреева А.В., Золотарева А.Б. - Правовые модели организации государственно-частного взаимодействия в сфере образования c. 1-17

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.1.17562

Аннотация: В статье анализируется текущее состояние проблемы, связанной с нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также рассматривается региональная практика применения различных моделей государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования, используемых для решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях. Выделено три основные модели государственно-частного взаимодействия в сфере дошкольного образования, основанные на заключении концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, а также государственно-частном взаимодействии по модели «Билдинг-сад», не полностью соответствующей понятию государственно-частного партнерства. Для выявления преимуществ и недостатков используемых моделей государственно-частного взаимодействия, использованы логический, системный и статистический анализ. Результаты исследования показали, что привлечение частных партнеров, само по себе, экономию бюджетных ресурсов не обеспечивает. В процессе реализации совместных проектов, она, как правило, достигается за счет переложения части расходов на потребителей услуг, либо за счет снижения их качества. Также показано, что при сокращении очередей в дошкольные детские учреждения, повысить долю услуг, предоставляемых частными образовательными организациями, можно лишь посредством бюджетного стимулирования.
Шагинов Б.А. - Особенности правовой сферы информационного общества в трудах отечественных ученых c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-7136.2019.6.30190

Аннотация: Объектом в статье выступает правовая сфера жизни общества. Предметом исследования являются происходящие вследствие развития информационного общества изменения в правовой сфере жизни такого общества, которые в сущности выступают в качестве ее основных признаков и особенностей. Анализируется ряд работ исследователей в данной области, выделяются общие признаки и тенденции. Рассматриваются изменения в правовой сфере, происходящие в связи с возникновением информационного общества. Целью работы является анализ правовой сферы общества на новом этапе развития, выявление ее характерных черт и особенностей, их систематизация. В работе автором использованы такие методы научного познания, как:диалектический метод, анализ содержания, обобщение, сравнение, системный подход. Новизна исследования состоит в комплексном изучении подходов к пониманию правовой сферы общества при нахождении его на информационном этапе развития. Ввиду необходимости регулирования возникающих отношений происходят системные изменения правовой сферы общества, что позволяет выделить ее признаки на новом этапе. Основополагающим правовым принципом выступает обеспеченность права на доступ и распространение информации, что носит масштабные последствия. Общая тенденция – демократизация. Автором предлагается систематизировать признаки по группам на основе сферы их действия: информационно-правовые, гражданско-правовые, политико-правовые. Делается вывод о том, что под воздействием информатизации все сферы жизни общества претерпевают изменения, что влечет за собой реформирование правовой сферы, возникновение новых отраслей права, трансформацию существующих.
Атабеков А.Р. - Анализ подходов определения юридической ответственности за действия искусственного интеллекта в медицинской сфере: опыт США и России. c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-7136.2023.6.40928

EDN: IJDDLB

Аннотация: Предметом исследования выступает формализация действий искусственного интеллекта в правоотношениях между врачом и пациентом. Объектом исследования выступают нормативные документы, рекомендации и иные документы регламентирующие вопросы применения искусственного интеллекта для целей медицинских правоотношений в России и США, судебная практика, академические публикации и аналитические отчеты по исследуемой проблематике. Методология исследования интегрирует комплекс современных философских, общенаучных, специально-научных методов познания, включая, диалектический, системный, структурно-функциональный, герменевтический, сравнительно-правовой, формально-юридический (догматический) и др. В рамках настоящего исследования делается особый акцент на осуществлении сравнительного правового исследования феномена автономности искусственного интеллекта, участвующего в правоотношениях между врачом и пациентом, с последующим определением потенциальных сценариев регламентации ответственности за действия ИИ.   Данная статья представляет сравнительный анализ действующих подходов по определению ответственности искусственного интеллекта в контексте публичных медицинских правоотношений США и России. В рамках проведенного сравнительного анализа выявлены базовые проблемы в области прозрачности принятия решения искусственного интеллекта, рассмотрены теоретические и практические ситуации применения искусственного интеллекта в медицинской сфере, а также предложены возможные компенсирующие правовые мероприятия, обеспечивающие безопасную интеграцию искусственного интеллекта в сферу здравоохранения в России. Предложенные в результате проведенного исследования мероприятия могут найти свое применение в законодательной и правоприменительной практике профильных органов власти реализующих интеграцию искусственного интеллекта в сферу публичных отношений в России, включая сферу здравоохранения.
Курячая М.М., Громыко С.В., Измеров А.И., Полякова К.Ю. - Опыт реализации новаций и предложения по совершенствованию избирательного законодательства по итогам электоральных кампаний 2020 года (по материалам включённого наблюдения и экспертных интервью) c. 10-27

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.1.34792

Аннотация: Объектом исследования в работе выступает практика электоральных кампаний в Российской Федерации в 2020 году, предметом - организация и проведение общероссийского голосования по одобрению изменений в Конституцию Российской Федерации, выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края, ряда муниципальных избирательных кампаний на территории Краснодарского края 13 сентября 2020 года. Цель работы – на основе практико-ориентированного подхода, с использованием результатов полуструктурированных экспертных интервью с членами муниципальных, территориальных, участковых избирательных комиссий, а также собственного включенного наблюдения в ходе электоральных кампаний, изучения законодательства и правоприменительной практики выявить пробелы правового регулирования и проблемные вопросов. Авторы полагают, что выявленные проблемы могут быть решены, а пробелы – восполнены не сколько в рамках работы над Избирательным кодексом, сколько в ходе текущего совершенствования избирательного законодательства, что особенно актуально в преддверии выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания в 2021 году. Вносятся предложения по избирательно-правовой кодификации, развитию принципа электорального федерализма и системы избирательного законодательства, организации учета избирателей, процедурам выдвижения и регистрации кандидатов, сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, финансирования избирательных кампаний, реализации новаций электоральных процедур, апробированных в 2020 году.
Аганина Р.Н. - Современный формат регулирования аудиторской деятельности c. 10-24

DOI:
10.25136/2409-7136.2022.9.38731

EDN: TQHDUL

Аннотация: В фокусе внимания данной статьи находится парадигма регулирования аудиторской деятельности на современном этапе. Предметом исследования выступает ряд положений Концепции развития аудиторской деятельности до 2024 года. Указанный программный документ определил дальнейший вектор развития государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности. Проанализированы отдельные новеллы законодательства в контексте современного формата регулирования аудиторской деятельности. Резюмируется возникновение "регуляторного треугольника" на рынке аудиторских услуг в связи с наделением контрольными полномочиями Банка России, что приводит к чрезмерной зарегулированности аудиторской деятельности. Отмечены основные изменения института саморегулирования аудиторской деятельности: обновление понятийного аппарата, отказ от стандартизации и численного состава саморегулируемой организации. В статье дается оценка двухуровневой системы требований, предъявляемых к субъектам аудиторской деятельности. Положительно оценивая институт обязательных требований автор статьи со скепсисом относится ко второму направлению регулирования - рекомендациям. Рассмотрение рекомендаций в качестве прототипа стандартов саморегулируемой организации не находит своего отражения в законодательстве об аудиторской деятельности. Обозначена проблематика чрезмерной зарегулированности рынка аудиторских услуг за счет наделения контрольными полномочиями Банка России. Автор видит возможность повышения качества оказываемых аудиторских услуг в виде возврата к практике выдачи квалификационных аттестатов по отдельным направлениям, в частности, по направлению "аудит кредитных организаций". Таким образом, жесткая фильтрация субъектов должна осуществляться на этапе доступа на аудиторский рынок, а контрольные полномочия при этой модели должны оставаться у Федерального Казначейства и саморегулируемой организации. Отказ от стандартизации аудиторской деятельности, функционирование лишь одной саморегулируемой аудиторской организации девальвирует саму идею саморегулирования. При таких условиях саморегулирование аудиторской деятельности не выступает достойной альтернативой или продолжением государственного регулирования.
Ткаченко С.В. - правовая модернизация постсоветской России c. 12-22

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.5.11817

Аннотация: российская правовая система при своем становлении в 90е годы ХХ века широко использовала рецепцию западной традиции права. Рецепция права понимается как заимствование и внедрение идей, правовых институтов, норм, терминологии иностранного права в целях модернизации правовой системы, приобретения международного авторитета либо закрепляющую политическую и экономическую зависимость от других стран. Западная правовая традиция представляет собой комплекс правовых идей и теорий, сложившихся на протяжении существования западной правовой культуры и выразившихся в идеологии либерализма, основываясь на таких принципах как индивидуализм, инструментализм, технологизм, рационализм, прагматизм, политичность, гражданственность, законность. В настоящее время западная правовая традиция выступает в качестве парадигмы для модернизации правовых систем государств, не относящихся к западной цивилизации Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (диалектика, анализ, синтез, аналогия, функциональный, системный и структурный подходы, абстрагирование и конкретизация, лингвистический анализ), частно-научные методы (а также специально-юридические методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический, правовое моделирование) и специальные (социологические, психологические, антропологические, исторические). Научная новизна обусловлена теоретико-методологическим обоснованием существования самостоятельного процесса модернизации как средства информационно-психологической войны, направленной на закрепление поконтрольного состояния постсоветского протсранства. Научная новизна работы в целом определяется также анализом ранее не исследовавшихся с общетеоретических позиций рецепции права, ее цели, функций, системы принципов.
Кравец А.А. - Влияние идей общественного самоуправления на современное понимание и организацию территориального общественного самоуправления c. 12-32

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.6.12134

Аннотация: В статье рассматривается эволюция идей общественного самоуправления в традициях естественно-правовой доктрины, теории «свободной общины», общественной теории, общественно-хозяйственной теории, концепции общественного права, дуалистической теории местного самоуправления. Осуществляется идентификация и разграничение терминов «общественное самоуправление», «самоуправление», «местное самоуправление» и «территориальное общественное самоуправление». Определяются признаки общественного самоуправления, приводится классификация организаций общественного самоуправления. Характеризуются организационно-правовые формы общественного самоуправления, установленные современным российским законодательством. Раскрываются проблемы естественно-общественной и самоуправленческой природы территориального общественного самоуправления. В статье используются методы анализа и синтеза концепции естественного права и теории общественного самоуправления. Также применяются методы формально-юридического и системного анализа развития доктрины общественного самоуправления в эпоху Нового Времени и Современности. Признание естественно-правовых категорий справедливости, равенства и свободы, сформированных в концепциях классиков философии права и представителей общественных теорий местного самоуправления, правовыми системами большинства стран мира актуализирует и стимулирует повышение интереса к изучению проблем права участия граждан в общественном самоуправлении. Особую значимость приобретают вопросы активизации общественного участия в территориальном общественном самоуправлении и совершенствования правовой регламентации данного муниципально-правового института.
Лукоянов Н.В. - Сертификаты участия в доверительной собственности как корпоративная бездокументарная ценная бумага в праве Мексики c. 12-18

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.12.24895

Аннотация: Настоящая статья рассматривает основы правового регулирования сертификата участия в доверительной собственности как корпоративной ценной бумаги в праве Мексиканских Соединенных Штатов. Автор описывает институт доверительной собственности, воспринятый в законодательстве Мексики из права Соединенных Штатов Америки, на основе которого осуществляется эмиссия подобных ценных бумаг. В соответствии с положениями действующего мексиканского законодательства проведен анализ правовой природы сертификата участия в доверительной собственности, выявлены их реквизиты и требования, предъявляемые к выпуску сертификатов участия в доверительной собственнности. Автор рассматривает существующие классификации сертификатов участия в доверительной собственности на виды в зависимости от имущества, переданного в доверительную собственность, очередности выплаты по таким ценным бумагам, а также возможности их погашения. Методологическую основу исследования составляют общенаучные, частные и специальные методы, в том числе, диалектический метод, методы категориального, логического, формально-юридического анализа, исторический метод и метод сравнительного правоведения. Изучение правового регулирования сертификатов участия в доверительной собственности как объектов частного права позволяет обеспечить защиту интересов отечественных инвесторов, а также позволяет применить позитивные практики в национальном праве. Данная статья будет интересна юристам и иным специалистам в области рынка ценных бумаг зарубежных стран, а также цивилистам, изучающим частное право государств Латинской Америки.
Шишкин В.В. - Категория "Совместительство", ее сущность и соответствие общеправовым принципам правового регулирования c. 13-41

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.6.804

Аннотация: В статье в результате анализа возникновения и развития категории "совместительство" в советском трудовом праве делается вывод о ее дискриминационной сущности. Возникновение данной категории связывается с необходимостью сохранения жесткого контроля за личностью со стороны государственной власти. охватывающего все сферы жизни человека, в том числе и наиболее важную с позиции жизнеобеспечения сферу занятости. Сохранение категории "совместительство" в постсоветском российском трудовом праве обусловлено с одной стороны инертностью, проявляющийся в динамике развития данной отрасли, а с другой стороны, недостаточной проработанностью трудоправовых норм. Направление развития российского трудового права неизбежно должно соответствовать общепризнанным международным принципам, отразившихся в формировании общеправовых принципов российского права, конкретизированных через конституционные нормы. Соответствующие конституционно закрепленные общеправовые принципы в целом отражены в отраслевых принципах российского трудового права, однако не получили своего логического развития в конкретных трудоправовых нормах.
Незнамов А.В., Наумов В.Б. - Вопросы развития законодательства о робототехнике в России и в мире c. 14-25

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.8.23292

Аннотация: Предмет и цель статьи. Исследование и описание основных тенденций регулирования роботехники в мире на примере Европейского Союза, Китайской Народной Республики, Соединенных Штатов Америки, Южной Кореи и Японии. Анализ уровня развития законодательства Российской Федерации о робототехнике. Характеристика текущего состояния робототехники в РФ. Анализ законодательной инициативы о регламентировании деятельности умных роботов (роботов-агентов).Оценка и обоснование необходимости правового регулирования робототехники в России, а также анализ подходов к реализации необходимой регуляторной реформы. Метод. Метод сравнительного правоведения. Сравнительный анализ правовых система различных стран с выявлением общих тенденций развития регулирования. Результаты и выводы. Проведен анализ основных тенденций регулирования роботехники в мире на примере Европейского Союза, Китайской Народной Республики, Соединенных Штатов Америки, Южной Кореи и Японии. Обосновывается необходимость скорейшего правового регулирования робототехники в России. Предлагается разработанная авторами стратегия развития предметного законодательства.
Беликова К.М. - «Иностранные инвестиции», «инвестор», «инвестиционная деятельность», «организационно-правовые формы» ее реализации и основные условия, обеспечивающие допуск иностранных инвестиций в экономику КНР, по новому Закону «Об иностранных инвестициях» 2019 г. c. 17-25

DOI:
10.25136/2409-7136.2019.7.30486

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают понятие «инвестор», «инвестиция», а также «организационно-правовые формы» ее реализации и основные условия, обеспечивающие допуск иностранных инвестиций в экономику КНР, по новому Закону «Об иностранных инвестициях» 2019 г. Проводится правовой анализ Закона 2019 г. в контексте реализации инвестиционной деятельности. Особое внимание уделяется правовому режиму инвестиций и инвесторов в контексте новых положений, закрепляемых этим Законом в сравнении с положениями ранее действовавших Законов «О [паевых] совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом» 1979 г., «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала» 1988 г. и «О предприятиях, основанных на иностранном капитале» 1986 г. и создаваемом ими режиме. При исследовании использовались такие методы научного познания, как: общенаучный диалектический, исторический, сравнительно-правового анализа. Автор исходит из субъективно-объективной заданности процессов и явлений. Новизна исследования заключается в рассмотрении положений совершенно нового и долгожданного правового акта в сфере инвестиционной деятельности в Китае. Таким об-разом в русскоязычный оборот вводятся ранее неизвестные материалы, сведения и информация. В результате исследования автор пришла к заключению, что инвестиционное законодательство и его подходы в Китае развиваются. реформа, о которой долгое время говорилось, состоялась. Каковы будут ее практические результаты для деловых и какой отклик она получит в научных кругах покажет время.
Вешкурцева З.В. - Защита нематериальных благ и личных неимущественных прав: основные современные проблемы и пути их решения c. 19-34

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.12.24726

Аннотация: Предметом исследования являются современные проблемы защиты нематериальных благ и личных неимущественных прав. С развитием информационной среды возникли новые формы и виды нарушений, посягающих на нематериальные блага граждан посредством сети Интернет. Такие нарушения приобрели черты повышенной опасности для окружающих, а Интернет-ресурсы могут характеризоваться "как источник повышенной опасности". Также исследуются проблемы, так называемой "товаризации" или "оборотоспособности" некоторых видов нематериальных благ и личных неимущественных прав, и отсутствия легальной основы для оценки таких обстоятельств в числе заслуживающих внимание для определения размера компенсации морального вреда. Методология исследования основана на использовании общенаучных и частнонаучных методов, обобщении нормативных материалов и судебной практики. Новизна исследования заключается в том, что поставлена задача проанализировать новые формы и виды нарушений нематериальных благ и личных неимущественных прав в информационной среде и предложить пути решения выявленных проблем. Разработан комплекс мер, в частности, предлагается: применение подхода к анализу нематериальных благ и личных неимущественных прав через признак наличия или отсутствия в их составе специального правомочия (права дать согласие); введение альтернативной унифицированной компенсации за нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав (помимо компенсации морального вреда); разделение компенсации морального вреда на два вида: основную и квалифицированную; введение законодательно установленного минимального размера основной компенсации морального вреда.
Есева Е.Ю. - К вопросу о разделении властей. c. 21-34
Аннотация: В статье рассматривается проблема реализации принципа разделения властей в России на современном этапе развития. Анализируется действующее Российское законодательство, регулирующее положение судебной власти и судей. Функционирование судебной системы рассмотрено на практике, выявлены недостатки в правовом поле по данному вопросу. Речь идет о том, что на сегодняшний день судебная власть явно не справляется со своей главной функцией – сдерживанием и ограничением законодательной и исполнительной власти, осуществлением правового контроля над их деятельностью, и о необходимости изменения законодательства России на основе общепризнанных мировых принципов права.
Цалиев А.М. - Расширение роли субъектов Российской Федерации в государственной политике c. 21-94

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.554

Аннотация: В статье рассматриваются во многом неисследованные актуальные проблемы расширения роли субъектов Российской Федерации как во внутренней, так и во внешней государственной политике Российской Федерации. Предлагается совершенствование разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, органами государственной власти различного уровня путем предложенных мер правового и организационного характера. В частности, отмечается, что наряду с федеральными конституционными положениями, договоры и соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами позволяют эффективно осуществить правовое регулирование федеративных отношений при всем многообразии регионов России. С учетом анализа законодательства, научной литературы, практической работы, программных выступлений государственных деятелей по вопросу разграничения полномочий между различными органами публичной власти в работе предложены конкретные меры, направленные на расширение роли регионов во внутренней государственной политике Российской Федерации. Кроме того для повышения эффективности международной политики Российской Федерации предлагается расширение полномочий субъектов Российской Федерации в сфере международной деятельности и их законодательное закрепление.
Серова О.А., Барков А.В. - Международные стандарты ISO и сертификация «B Corporation» в правовой модели обеспечения экологического предпринимательства c. 26-31

DOI:
10.25136/2409-7136.2019.7.30511

Аннотация: Предметом исследования являются новые механизмы регулирования экологического предпринимательства, основанные на реализации концепции корпоративной социальной ответственности. Экологическое предпринимательство является одним из актуальных направлений современного предпринимательского права. Основной задачей современного этапа является поиск организационных, экономических и юридических инструментов, которые обеспечили бы повышение общего уровня ответственности предпринимателей за соответствие производимых товаров, оказываемых услуг требованиям экологической безопасности. Императивное регулирование не дает необходимых результатов, что определяет актуальность иных форм воздействия на бизнес сообщество. Исследование основывается на применении сравнительно-правового метода. Авторами изучен опыт зарубежных стран по внедрению международных стандартов ISO, проанализированы особенности сертификации «B Corporation» в США и причины ее заимствования европейскими странами. Научная новизна исследования заключается в обосновании эффективности использования зарубежного опыта введения в правовое поле специальной организационно-правовой формы юридического лица, основанной на применении механизма независимой, сторонней, прозрачной, экспертной оценки степени социального и экологического воздействия, принятия на себя повышенных социальных обязательств. Рассматриваемый опыт может быть востребован в России при совершенствовании российской правотворческой модели социального предпринимательства и легализации экологического предпринимательства.
Бодров Н.Ф., Лебедева А.К. - Понятие дипфейка в российском праве, классификация дипфейков и вопросы их правового регулирования c. 26-41

DOI:
10.25136/2409-7136.2023.11.69014

EDN: DYIHIR

Аннотация: В статье авторами рассматриваются вопросы правового регулирования дипфейков в Российской Федерации. Правовое регулирование дипфейков не успевает за темпами развития технологий искусственного интеллекта. Авторы подчёркивают, что определение дипфейка в действующем законодательстве отсутствует, а существующие в научных работах формулировки крайне противоречивы по своей сути. С учётом темпов развития технологий искусственного интеллекта необходимо законодательно закрепить определение дипфейка. Авторы отмечают, что классификация дипфейков имеет принципиально важное значение для правового регулирования данных технологий. По результатам анализа современных нейросетей предлагается видовая классификация дипфейков. В контексте стремительного развития технологий искусственного интеллекта необходимо должным образом осмыслить нормативное регулирование дипфейков с учетом правовых пробелов, которые сопровождают современный уровень искусственного интеллекта, и потенциальных угроз, которые становятся всё более реальными.  Методологическую основу исследования составляют всеобщий диалектический метод, общенаучные (описание, сравнение, обобщение, моделирование и др.) и частнонаучные методы. Основными выводами проведенного исследования является формулирование авторского определения понятия "дипфейк". Дипфейк представляет собой цифровой продукт в виде текста, графики, звука или их сочетания, сгенерированный полностью или частично при помощи нейросетевых технологий, для цели введения в заблуждение или преодоления пользователем систем контроля и управления доступом. Кроме того, авторы предлагают классификацию дипфейков в зависимости от вида генерируемого контента. Дипфейки могут быть созданы в виде текста, графики, звука или их сочетания. Авторы приводят примеры технологий ИИ , использующихся для создания каждого из видов контента. С учетом предлагаемого авторами определения понятия «дипфейк» и с учетом отсутствия правовых механизмов регулирования общественных отношений в сфере использования и распространения дипфейков, обусловливающих развитие цифровой трансформации, важно сформировать механизмы адаптации правовой системы к вызовам, связанным с развитием дипфейк-технологий.
Анисимов А.И. - Формы реализации права народов на самоопределение в условиях федеративного устройства России c. 27-33

DOI:
10.25136/2409-7136.2018.2.25357

Аннотация: Статья посвящена анализу форм реализации народами права на самоопределение в пределах Российской Федерации. Автор на основе анализа существующих классификаций форм реализации права на самоопределение, а также федерального и регионального законодательства приводит свою классификацию форм реализации права на самоопределение. Выделяется три основные формы: создание субъекта федерации с титульной нацией, образование в пределах субъекта национальных административно-территориальных образований, а также создание народами, дисперсно проживающими на территории России, национально-культурных автономий в форме некоммерческих организаций. В целях всестороннего изучения форм реализации права на самоопределение автором проанализированы конституции республик, входящих в состав России, а также уставы национальных районов. Проведенный анализ выявил наличие проблемы неоднородности форм реализации права на самоопределение. На международном уровне самоопределение рассматривается как право, принадлежащее всем народом вне зависимости от его статуса. Однако существующие в России формы реализации отличаются крайней степенью неравнозначности. Одни народы имеют возможность реализовывать как культурный, так и политический аспекты права на самоопределение в пределах отдельного субъекта РФ. В тоже время другие народы могут заниматься только вопросами сохранения своей культуры и национальной самобытности в рамках самостоятельно созданных некоммерческих организаций. Автор приходит к выводу о необходимости реформирования форм реализации права на самоопределение народов.
Ермакова И.В. - Защита прав потребителей от недобросовестной сетевой рекламы: некоторые теоретические и практические аспекты c. 29-47

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.7.35978

Аннотация: Предметом исследования являются правовые нормы, направленные на регулирование правом отношений в сфере защиты прав потребителей при оформлении Интернет рекламы, включая, контекстную и таргетированную рекламу, а также иной рекламы, распространяемой по сетям электросвязи. В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе создания, размещения и восприятия потребителями вышеуказанных видов рекламы. Особое внимание в статье уделено теоретическим и практическим аспектам защиты основополагающих прав потребителей при распространении указанных видов рекламы и соблюдения со стороны рекламодателей соответствующих законодательных предписаний, таких как запрет введения потребителей в заблуждение, запрет создания смешения, требование о распространении рекламы по сетям электросвязи после получения предварительного согласия потребителя и др. Приводятся примеры судебных решений и решений Федеральной антимонопольной службы РФ по рассмотрению соответствующей категории дел.    Новизна исследования заключается в определении действующих походов судов и ФАС РФ применительно к сущности, понятию и актуальным проблемам правовой регламентации сетевой рекламы в контексте защиты прав потребителей, включая спорные вопросы квалификации сетевой рекламы по критерию введения в заблуждение или создания смешения, а также вопросы касательно надлежащего оформления согласия потребителя на распространение рекламы по сетям электросвязи. В конечном итоге это привело к выработке автором предложений по совершенствованию соответствующих норм ФЗ «О рекламе» и ФЗ «О защите конкуренции». В частности, автором предложено закрепить на законодательном уровне положения о том, что для квалификации рекламы ненадлежащей достаточно уже опасности введения в заблуждение или создания смешения. Также предлагается установить на законодательном уровне, что согласие на получение рекламы по сетям электросвязи должно быть оформлено в письменном виде и содержать подпись потребителя.
Воронина Н.П. - Правовая модель кооперативов «нового типа» в странах Центральной и Восточной Европы c. 30-50

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.11.1002

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены современные правовые основы создания и деятельности аграрных кооперативов в странах Центральной и Восточной Европы. Представлен историко-правовой анализ законодательства стран Центральной и Восточной Европы о земельной и аграрной реформах к. 80-х гг. XX в., включая ликвидацию и реорганизацию кооперативов и госхозов. Сформулированы тенденции земельной и аграрной реформ стран Центральной и Восточной Европы. Отмечены негативные последствия реформирования кооперативов для сельского хозяйства в частности и для экономики в целом. Раскрыты современные подходы к определению правового статуса восточноевропейских аграрных кооперативов. Сделаны выводы об отличиях кооператива "нового типа" от классической модели кооператива. Сформулированы причины трансформации кооперативов в юридические лица иных организационно-правовых форм. Смоделированы возможные варианты развития правового регулирования создания и деятельности аграрных кооперативов в странах Центральной и Восточной Европы. Сделан вывод о необходимости дифференциации правового регулирования аграрных кооперативов.
Вронская М.В., Семкина Т.А. - Наследование цифровых финансовых активов: актуальные проблемы и перспективы развития c. 32-44

DOI:
10.25136/2409-7136.2022.11.39102

EDN: VHZOPC

Аннотация: Предметом исследования выступают правоотношения, возникающие в связи с оборотом цифровых финансовых активов в контексте определения перспектив дальнейшего совершенствования их правового режима. Целью исследования является определение на основе законодательства, научных материалов и правоприменительной практики круга правовых проблем, возникающих в связи и по поводу наследования цифровых финансовых активов, и установлении возможных способов их преодоления. Методологическая база исследования представляет совокупность методов научного познания объективной правовой действительности, а именно: метод синтеза, метод анализа, метод индукции и метод дедукции, а так же сравнительно-правовой метод.   Научная новизна заключается в отсутствии доктринальных исследований, посвященных наследованию цифровых финансовых активов наряду с тем, что потребности профессиональной среды уже испытывают необходимость в правовом механизме реализации прав наследников на цифровое имущество. В содержании научной статьи на основе анализа действующего законодательства, определен круг правовых проблем влияющих на возможность их применения в рамках наследственных правоотношений, в частности: дуализм вещно-обязательственной природы цифровых объектов не позволяет определить состав наследственной массы; нормативно не определен порядок наследования таких объектов. В исследовании определены перспективы законодательного регулирования, способы устранения правовых проблем, в том числе на основе опыта зарубежного правопорядка. Выводы и результаты исследования могут быть положены в основу разработки методических рекомендаций Федеральной нотариальной палаты РФ в части определения порядка наследования цифрового имущества.
Петрова А.В. - Должная осмотрительность в реализации целей устойчивого развития и ESG-повестки: соотношение мягкого и нормативного регулирования c. 34-42

DOI:
10.25136/2409-7136.2023.1.39655

EDN: ADQRTB

Аннотация: Предметом исследования является должная осмотрительность компании, которая может проявляться ей в корпоративном управлении. Должная осмотрительность в корпоративном управлении, рассматриваемая в контексте реализации целей устойчивого развития и ESG-повестки, существенно отличается от принятого в России с позиции высших судов понимания в сфере выявления и превенции налоговых злоупотреблений. Оба подхода, как и рассматриваемая дефиниция нормативно не закреплены, а первый, в соответствии с мировой традицией и практикой реализуется посредством мягкого регулирования. В условиях неопределенности и диверсификации рисков нарастает тенденция придания осмотрительности в сфере ЦУР и ESG нормативной обязательности. В России такой переход обсуждается, но готовности к нему нет, а ссылки на европейский опыт в текущих условиях проблематичны. Сложившиеся практики в этой сфере пока не изучены, что препятствует выбору путей и механизмов их регулирования. Новизна исследования заключается в выявлении как таковой потребности в мониторинге результативности мягкого регулирования и реальной деятельности российских компаний в контексте ЦУР и ESG-повестки. Переход к правотворчеству в этой сфере требует точного понимания сложившихся общественных отношений, путей и механизмов их регулирования, чего также пока не наблюдается. В этом смысле актуализируются мониторинг исследования деятельности (не отчётов, а именно деятельности) российских компаний в рамках ESG-повестки.
Кабанов П.А. - ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: некоторые вопросы повышения качества c. 36-47

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.8.12004

Аннотация: предметом проведенного исследования выступают правовые средства формирования и обеспечения реализации государственной политики противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации цель исследования - поиск оптимальных правовых средств формирования и реализации государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне задачи исследования: анализ практики правового регулирования инструментов противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации анализ практики использования инструментов противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации; выработка рекомендаций по правовому регулированию использования инструментов противодействия коррупции на региональном уровне и организации такого рода деятельности; в качестве методологической основы использовалась универсальная диалектическая методология познания, а также отдельные общенаучные и частно-научные методы познания (сравнительного правоведения, анализ и синтез) Научная новизна заключается в том, что впервые в отечественной юридической науке рассматривается правовые средства формирования и обеспечения реализации государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне. Практическая значимость проведенного исследования заключается в выработке предложений по правовому регулированию основных инструментов противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и основных организационно-правовых мерах по повышению эффективности этих мер.
Пибаев И.А. - Избрание представителей религиозных организаций в законодательные органы власти субъектов: теоретический и исторический аспекты c. 36-47

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.7.12706

Аннотация: В статье рассматривается история и современная практика участия представителей различных конфессий в деятельности законодательных органов власти. В рамках Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви 02 февраля 2011 года был принят документ под названием «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний». Хотя данный документ всего лишь подтвердил уже существующий запрет участия православного духовенства в выборах, но оставил «лазейку», в виде исключительных случаев. После это развернулась широкая дискуссия о возможности и необходимости участия духовенства в выборах различных уровней. При работе над статьей применялись такие специальные методы, как историко-правовой, сравнительно-правовой и системный. Применение в совокупности указанных методов позволило комплексно решить поставленные цель и задачи. Автор проанализировал отношение основных российских религиозных организаций к политической деятельности. Обосновывается вывод о том, что священнослужители не должны участвовать в выборах в законодательные органы власти субъектов. По мнению автора, подобную деятельность лучше возложить на мирян, имеющих активную позицию и религиозный взгляд на мир.
Клыков Г.И. - Реорганизация юридических лиц и баланс в вопросе обеспечения и защиты интересов участвующих в ней субъектов c. 40-48

DOI:
10.25136/2409-7136.2024.2.40018

EDN: XQISBU

Аннотация: Институт реорганизации юридических лиц достаточно распространен в современных российских условиях, однако, до настоящего времени, во-первых, в научной литературе не достигнуто единого мнения относительно сущности реорганизации, а во-вторых, не устранены многие содержащиеся в гражданском законодательстве пробелы, нарушающие обеспечение баланса прав участвующих в ней субъектов, на которые неоднократно указывалось учеными-юристами. Цель: автор рассматривает сущность института реорганизации юридических лиц, определить недостатки гражданско-правовых норм, затрагивающих вопрос обеспечения баланса интересов субъектов, участвующих в реорганизации. Методологической основой послужили общенаучный метод анализа, а также частно-научные методы формально-юридического анализа и толкования. Результаты: по итогам данного исследования установлено, что институт реорганизации юридического лица стоит рассматривать как систему правоотношений, объектом которой выступает создание юридического лица. Автором также определено, что несовершенство существующих норм гражданского законодательства является одной из основных причин нарушения прав и интересов субъектов, участвующих в реорганизации юридических лиц. Выводы: в результате проведенного исследования автор приходит к заключению о необходимости более четкой законодательной регламентации признания реорганизации несостоявшейся и признания недействительным решения о реорганизации юридического лица. Дополнительно определяются способы для устранения соответствующих пробелов и повышения уровня защищенности прав и интересов всех участников реорганизации.
Ткаченко С.В. - Содержание рецепции права c. 42-62

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.6.818

Аннотация: Рецепция права является необходимым инструментом развития правовой системы.Как правовое явление, рецепция является самым востребованным (особенно для современности) инструментом модернизации права. Это объясняется, прежде всего, тем, что правовые системы всех стран никогда не существовали и не существуют изолированно. Борьба государства с рецепцией не только права, но и других культурных ценностей вообще оканчивается полнейшим провалом для такого государства, деградацией общества. Особый интерес представляет феномен полномасштабной рецепции, который позволяет решать глобальные задачи, связанные с внешними и внутренними вызовами государственности. Одним из таких вызовов является кризис государственности, связанный с необходимостью модернизации. Такая необходимость может быть связана с внешней угрозой не только военного, но и экономического характера.Полномасштабная рецепция права в рамках правовых преобразований становится возможной в результате государственно-правового кризиса. В сущности ее можно определить именно как «кризисную» модель рецепции.
Вронская М.В., Никитенок Д.Ю. - Некоторые актуальные вопросы создания наследственного фонда в российском законодательстве: современное состояние и перспективы его совершенствования c. 46-58

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.11.36927

Аннотация: Предметом исследования является новелла гражданского законодательства - наследственный фонд, характеризующийся двойственностью правовой природы, с одной стороны как субъекта наследственного права, с другой – как имущественного объекта управления. Исходя из этого, объектом исследования выступает совокупность правоотношений возникающих в связи с созданием наследственных фондов, определением их правового положения, и осуществлением их деятельности, связанной с обеспечением сохранности и эффективности управления имуществом (наследственной массы) в целях реализации и защиты имущественных интересов выгодоприобретателей (наследников, кредиторов). Автор подробно рассматривает действующий механизм создания НФ в совокупности с положениями законодательства и цивилистической доктрины, нотариальной практики, определяет круг проблем влияющих на раскрытие всего потенциала данного института (имущественного, социального, экономического). Научная новизна исследования проявляется в авторских предложениях относительно решения ряда правовых проблем создания наследственного фонда. Основными выводами авторов выступает необходимость дальнейшей законодательной и технической доработки положений наследственных фондов в РФ с уменьшением императивности, и расширением дозволительных начал в их правовом регулировании. В частности, завещательным распоряжением о создании наследственного фонда может быть определена цель и перечни деятельности наследственного фонда, субъект и его имущественная ответственность за исполнение регистрационных действий в части создания наследственного фонда, а также возможности наделения выгодоприобретателя фонда правами единоличного исполнительного органа. Императивность предписаний установить в отношении применения 6-ти месячного срока для регистрации наследственного фонда; применения ст.10 ГК РФ в случаях злоупотребления правом на согласование кандидатов в органы управления наследственного фонда; закрепления равенства в правах, на завещанное имущество наследственного фонда, не только выгодоприобретателей, но и обязательных наследников (кредиторов), в соответствующих долях.
Вечерина О.П., Путалова И.Б. - Структура российского института медиации: настоящее, прошлое, будущее c. 47-63

DOI:
10.25136/2409-7136.2020.9.34287

Аннотация: Статья посвящена исследованию сложившейся структуры российского института медиации и ее возможных изменений в свете положений проекта нового закона «Об урегулировании споров с участием посредника (медиатора) в Российской Федерации». На основе принципа историзма и системного анализа авторы рассмотрели сложившуюся структуру института и выделили в ней три периода развития: латентный, эйфории и стагнации. Авторы полагают, что такие особенности развития обусловлены его внедрением «сверху». Текущее состояние института медиации, при том, что он до сих пор не вышел из «начального» уровня развития, можно охарактеризовать как многолетнюю стагнацию. Поэтому проект нового федерального закона в сфере медиации, разработанный Минюстом РФ, радикально изменяющий структуру и принципы действия института медиации в случае его принятия, стал предметом активного обсуждения в профессиональном сообществе, поскольку предполагаемая радикальная реформа вновь планируется к введению «сверху», без учета мнения профессионального сообщества и заинтересованных стейкхолдеров.    Анализируя отдельные элементы института медиации и их изменение, авторы пришли к следующим основным выводам. Одной из трех ключевых причин сложившейся ситуации в сфере медиации является низкий уровень профессиональной квалификации медиаторов. Непрофессионализм медиаторов предопределяет отсутствие массового проведения медиаций и препятствует дальнейшему развитию института медиации. Вторую причину авторы видят в слабости и разобщенности профессионального сообщества медиаторов, отсутствии профессионального органа, авторитетного в масштабах страны. Третьей причиной является существенно разное развитие двух направлений медиации — обычной и школьной как особого направления в восстановительном подходе. Представленный в статье анализ дает возможность по-новому оценить текущее состояние и потенциал российского института медиации, а также спрогнозировать дальнейшие пути его развития.
Трефилов А.А. - Показания свидетелей в доказетельственном праве Германии c. 49-72
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению наиболее актуальных вопросов, связанных с показаниями свиделя в германском уголовном судопроизвод-стве. В статье анализируются историческое развитие статуса свидетеля в немецком уголовном процессе, показания свидетелей в современном гер-манском уголовно-процессуальном праве, обязанности свидетеля и его право на отказ от дачи показаний. Автор приходит к выводу, что основная тенденция, связанная с регулированием положения свидетелей, которая прослеживается в Германии, начиная с 1877 года, состоит в демократизации соответствующих правовых норм, в первую очередь относящихся к перечню свидетельских иммунитетов; при этом несомненным достоинством немецкого УПК и правовой доктрины этой страны является четкое разделение обязанностей свидетеля на категории и подробное законодательное регулирование его присяги.
Белая О.В. - Результаты геномных исследований как объекты гражданского права c. 54-61

DOI:
10.25136/2409-7136.2020.7.33796

Аннотация: Объектом исследования является определение способов фиксации прав на результаты геномных исследований как объекты интеллектуальной собственности. В процессе исследования осуществлен анализ российских нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы осуществления геномных исследований и закрепления прав на их результаты. Отмечается проблема отсутствия единой дефиниции и понятийного аппарата в отношении геномных исследований в отечественном законодательстве. Анализируются научные позиции, отстаиваемые в юридическом сообществе о необходимости отдельного закрепления и правового регулирования каждого вида продукта или организма, содержащего гены, или производного из биоматериала, а также самих генов и генома. Основными выводами исследования является формулирование и обоснование понятия «геномные исследования» и результаты геномных исследований. Предлагается авторская классификация результатов геномных исследований на статические и динамические. Делается вывод о том, что наиболее подходящей сферой для правового регулирования и закрепления прав на результаты геномных исследований является право интеллектуальной собственности. Обосновывается нецелесообразность закрепления в качестве объекта интеллектуальной собственности каждого вида продукта или организма, созданного или содержащего биоматериал. Отстаивается позиция о необходимости изменения законодательства только в исключительных случаях, когда появляющийся новый объект обладает уникальными характеристиками, и существующий инструментарий права интеллектуальной собственности не позволяет отразить его специфику и защитить интересы его обладателя.
Урсул А.Д. - Право устойчивого развития: концептуально-методологические проблемы становления c. 63-134

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.6.2309

Аннотация: В связи с предстоящим глобальным переходом мирового сообщества к устойчивому развитию рассматриваются предполагаемые концептуально-теоретические характеристики и особенности качественно нового права, ориентированного на созидание нашего общего «устойчивого будущего». Становление нового права продолжает тенденцию глобализации принципа господства права и представляется в качестве одного из основных механизмов «устойчивого перехода», причем отмечается, что правовое осмысление устойчивого развития может и должно идти не только через экологическое право. Можно интерпретировать этот тип развития и через обеспечение безопасности, поскольку устойчивое развитие в широком смысле представляется как наиболее безопасный, нерегрессивный тип развития общества. В перспективе право устойчивого развития как новое право по сравнению с ныне существующим видится не в форме отдельной отрасли права, наряду с другими отраслями, а как более высокое качество и принцип формирования и функционирования всей системы правовых норм, обеспечивающих выживание и дальнейшее безопасное поступательное развитие цивилизации. Отмечается, что в настоящее время происходит формирование особой отрасли законодательства – законодательства устойчивого развития, которое совместно с международными договорами и «мягким правом» – рекомендациями ООН выступает в качестве механизма и стимулятора, постепенно преобразующего весь мировой правовой комплекс в интересах эффективной реализации стратегии устойчивого будущего.
Стрелкова И.И. - Законодательство Китая о банкротстве: основные этапы эволюции c. 75-90

DOI:
10.7256/2409-7136.2017.1.18718

Аннотация: Предметом исследования являются акты законодательства Китая о банкротстве, а также разъяснения народных судов КНР и научные публикации российских и зарубежных авторов, посвященные данной проблематике. Объектом исследования является правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в Китайской Народной Республике в его развитии. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как воздействие на законотворчество в указанной области экономической политики Китая, влияние иностранного права, особенности и проблемы правового регулирования банкротства на различных этапах развития политической и экономической системы страны. Особое внимание уделяется современному этапу развития законодательства КНР о банкротстве, изучению сферы и порядка применения действующего Закона о банкротстве предприятий. Методология исследования включает комплексный анализ законодательства Китайской Народной Республики, регулирующего несостоятельность (банкротство), с использованием сравнительно-правового, сравнительно-исторического и формально- юридического методов. Новизна исследования заключается в том, что эволюция института банкротства в праве Китая показана в историческом и сравнительно–правовом аспекте с позиций экономической политики государства в отдельные периоды развития страны. В качестве основных выводов выделены три основных этапа развития законодательства о банкротстве: с начала XX века до создания КНР; этап, соответствующий периоду экономических реформ с 1978 по 2006 г.; современный этап регулирования несостоятельности в соответствии с Законом КНР «О банкротстве предприятий». Каждый из этих этапов отражает социально–экономические аспекты политики Китая, а также влияние опыта регулирования банкротства в других государствах, особенно в США. Прогнозируется дальнейшее развитие института банкротства в направлении, связанном с расширением круга должников в деле о банкротстве за счет индивидуальных предпринимателей.
Мочалов А.Н. - Прозрачность алгоритмов как правовой принцип автоматизированной обработки данных о человеке c. 77-88

DOI:
10.25136/2409-7136.2023.12.69452

EDN: EIJUVD

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы реализации принципа прозрачности алгоритмов при использовании информационных технологий. В современном мире алгоритмическая обработка данных широко используется как в онлайн-пространстве, так и в офлайн-среде. Вместе с тем, компьютерные алгоритмы, лежащие в основе программного обеспечения, часто остаются "черными ящиками" для индивидов. В предлагаемой статье обосновывается необходимость законодательного закрепления принципа прозрачности алгоритмов. Он предполагает открытость и доступность информации о сведениях, используемых алгоритмом, источниках получения таких сведений, логических схемах и механизмах их обработки, а также о характере получаемой в результате обработки информации, целях и способах ее использования. Отмечая положительные тенденции в российском законодательном регулировании, автор подчеркивает необходимость совершенствования законодательства. Исследование выполнено с использованием сравнительно-правового метода. Рассматриваются примеры правового закрепления принципа прозрачности алгоритмов в законодательстве зарубежных стран. Применительно к российскому законодательству на основе формально-юридического метода отмечаются пробелы а регулировании, формулируются предложения по их устранению. Научная новизна исследования заключается в формулировании содержания принципа прозрачности алгоритмов. Подчеркивается отличие принципа прозрачности от принципа подконтрольности алгоритмов; обосновывается, что они дополняют друг друга, но не могут заменить. Отмечается, что принцип прозрачности должен проявляться в реализации индивидами своего права получать достоверную, исчерпывающую и понятную информацию о функционировании алгоритмов, об используемых сведениях и о получаемых производных данных. Подчеркивается, что на уровне закона должен быть сформулирован критерий понятности информации для пользователей. Также высказывается позиция, что в случае использования алгоритмов в рекомендательных системах или в таргетированной рекламе пользователь должен иметь возможность отказаться от алгоритмической обработки данных о нем, либо ограничить использование алгоритмами определенных сведений личного характера.
Паукова Ю.В., Попов К.В. - Цифровая трансформация порядка привлечения иностранных граждан к административной ответственности c. 84-97

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.8.34955

Аннотация: Предметом настоящего исследования является порядок назначения иностранным гражданам и лицам без гражданства административного штрафа с административным выдворением или без в случае привлечения их к административной ответственности. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения указанных лиц к административной ответственности. Целью — выработка предложений по реформированию порядка привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности в Российской Федерации в условиях цифровизации деятельности государства. Рекомендовано изменение порядка привлечения нарушителей к административной ответственности в случае нарушения ими российского миграционного законодательства. Учитывая активную деятельность государства, направленную на цифровизацию миграционной сферы, в статье предложена разработка и внедрение «Автоматизированной информационной системы контроля миграции», которая будет получать из иных государственных автоматизированных информационных систем сведения о личности мигранта, его семейном положении, о факте совершения им правонарушения и иную информацию, влияющую на назначение наказания. Обоснована необходимость привлечения иностранцев к административной ответственности должностными лицами органов внутренних дел на основании предложений указанной Системы, сформированных с использованием технологий искусственного интеллекта, в частности машинного обучения. Предложено внедрить рейтинг, который в случае назначения административного штрафа позволит исчислять конкретную сумму, а в случае назначения административного выдворения – точный срок закрытия въезда. Трансформация порядка привлечения к административной ответственности позволит выносить более справедливые судебные решения, исключить возможность выбора нормы должностным лицом по своему усмотрению и снизить нагрузку на суды.
Урсул А.Д. - Глобальное измерение права c. 90-146
Аннотация: Автор рассматривает поиск более эффективных правовых форм и способов регуляции общественных отношений и формирования новых научно-правовых идей под влиянием глобальных вызовов и процессов. Формирование мировой политики тесно связано с глобализационными процессами и, по сути, может быть представлено как феномен глобального мира. Такого же рода глобализационные процессы характеризуют и область права (как в реальности, так и в науке), которое также в известном смысле уже «отрывается» от государства, порождающего право, которое даже в международном ракурсе постепенно начинает обретать глобальное измерение. Это глобальное движение права уже не «довольствуется» современным состоянием международного права и требует все большего глобального расширения, которое, однако, имеет свои границы и особенности. Поэтому речь будет идти не просто о глобализации права как линейно-расширительном процессе, а о его качественных нелинейных трансформациях, сопряженных с процессами глобализации и становлением глобального управления. Дается авторское видение правовой (юридической) глобалистики, исследующей взаимосвязанные процессы глобализации права и становле-ние глобального права. Показано, что формирование глобального права как формы научного знания связано с глобализацией как общецивилизационным процессом, тем не менее, оно начало развиваться гораздо раньше осознания процесса глобализации. С точки зрения юридических наук как конкретного набора специальностей автор предпочитает название глобального права, а не правовой глобалистики. Обсуждаются возможные представления о глобальном праве, а предполагаемые глобальные трансформации в праве связываются с переходом к устойчивому развитию мирового сообщества как глобальному процессу. Особое внимание уделено становлению принципов глобального права, в частности, принципов глобальности и опережения.
Волох В.А., Володин Е.В. - Новое в законодательстве о трудовой миграции: плюсы и минусы c. 93-103

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.10.9793

Аннотация: В статье «Новое в законодательстве о трудовой миграции: плюсы и минусы» авторы В.А. Волох и Е.В. Володин рассматривают одну из самых актуальных в настоящее время тем – проблему определения потребности и квотирования необходимого количества привлекаемых в Российскую Федерацию иностранных работников. Большинство экспертов, в том числе и авторы этой статьи, ранее неоднократно отмечали необходимость существенного изменения действующего порядка определения потребности и квотирования, определенного постановлением Правительства от 22 декабря 2006 г. № 783. С 1 января 2014 г. вступают в силу новые правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 800 «Об утверждении правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в российскую федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу». Однако, по мнению авторов, эти Правила исключают непосредственное участие работодателей в формировании предложений о потребности в привлечении иностранных работников на основании и передают указанную функцию исполнительным органам. Сложившееся положение требует скорейшей подготовки и принятия Минтрудом России порядка формирования потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессиональным-квалификационных группам, квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, распределение указанных квот, увеличения или уменьшения их размера, а также установления резерва квот.
Урсул А.Д., Урсул Т.А., Ильин И.В. - Глобальные и политические процессы: становление эволюционного подхода c. 95-154

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.564

Аннотация: Авторы рассматривают взаимосвязь и различие исторического и эволюционного подходов и приходят к выводу о необходимости появления эволюционных ответвлений в глобальных и политических исследованиях. Показано взаимпроникновение исследований политических и глобальных процессов и формирование политической глобалистики и глобальной политологии как зрелых форм научных исследований мировой и глобальной политики. В статье на теоретико-методологическом уровне исследуется эволюционный подход к глобальным исследованиям и анализируются проблемы эволюции политических процессов под влиянием глобальных факторов. Авторы считают, что глобалистика в широком ее понимании изучает глобальные процессы и системы, а эволюционная глобалистика исследует их уже как процессы глобального развития. Глобальное развитие как эволюция и коэволюция глобальных процессов и систем считается основным предметом эволюционной глобалистики. Рассматриваются также основные формы и направления эволюции политических процессов в связи с глобализацией и другими глобальными процессами. Обсуждается проблема формирования политической глобалистики как составной части глобалистики, предметом которой является выявление политических закономерностей и тенденций в глобальных процессах и системах. Обсуждается проблема формирования глобальной политологии, а также становления глобального развития, ориентированного на обеспечение выживания цивилизации и сохранение окружающей природной среды.
Жевняк О.В. - Цифровые платформы как вид экономических рыночных отношений и отражение этого аспекта в правовом режиме цифровых платформ c. 96-127

DOI:
10.25136/2409-7136.2023.8.43646

EDN: WTHVTJ

Аннотация: В статье анализируются характеристики цифровой платформы как вида экономических рыночных отношений, выявляются те, которые имеют юридическое значение, и моделируется система элементов национального правового режима цифровых платформ в России, отражающих эти характеристики. Методология исследования основана на том, что цифровая платформа является категорией, которая имеет разные аспекты понимания. В статье дается анализ экономического понимания цифровой платформы, который также не является однозначным: платформа исследуется как вид экономических отношений. На основе анализа делаются выводы об основных характеристиках платформенной экономики, которые имеют юридическое значение. Далее формулируется юридическая модель этих характеристик. Научной новизной отличается моделирование национального правового режима цифровых платформ в России на основе анализа цифровой платформы как вида экономических отношений, а также конкретные выводы в отношении правового значения характеристик цифровых платформ: построена система договорных связей, складывающихся на цифровой платформе, в зависимости от участников отношений и функции договоров; предложена презумпция правового режима договора присоединения для договоров, заключаемых между пользователями и оператором платформы; предложено введение в правой режим цифровой платформы правового оператора; если оператор платформы объявляет ее открытой, на заключаемые с ним договоры должен распространяться режим публичных договоров, что целесообразно указать в законодательстве; необходимо включение в правовой режим цифровых платформ нормы о категориях потребителей, для которых могут быть определены иные условия публичного договора с учетом их экономической лояльности и других обоснованных с экономической и социальной позиций факторов; отношения между оператором платформы и ее пользователями могут опосредоваться договорами безвозмездного оказания услуг, что не должно лишать пользователя правового статуса потребителя.
Макаров В.О. - Регулятивные песочницы: сравнительно-правовое исследование института экспериментальных правовых режимов в Российской Федерации и регуляторных лабораторий в Грузии c. 102-113

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.10.36674

Аннотация: В статье проводится сравнительно-правовое исследование института регулятивных песочниц в Российской Федерации и Грузии. На основе полученной по запросу информации от Национального банка Грузии, анализируется нормативное регулирование регуляторных лабораторий Грузии – указа Президента Национального банка Грузии №110/04 от 25.05.2020 г. «Об утверждении Положения об установлении основ регулирования регуляторных лабораторий Национальным банком Грузии и их использовании», а также его сравнение с федеральным законом и подзаконными нормативными правовыми актами, регулирующими экспериментальные правовые режимы в России. Основным методом исследования является сравнительно-правовой, с помощью которого выделяются общие черты и отличия правового регулирования и практики реализации сравниваемых институтов в Российской Федерации и Грузии.   В работе описываются терминологические различия в законодательстве о правовых экспериментах двух государств, а также отличия в модели правового регулирования исследуемого института: подробное регулирование посредством федерального закона и подзаконных нормативных правовых актов в Российской Федерации и общее регулирование лишь одним указом Президента Национального банка Грузии. При этом российское законодательство допускает обширную сферу применения и внедрения экспериментальных правовых режимов, тогда как экспериментальное регулирование в Грузии применимо исключительно к сфере финансовых технологий, что обуславливает описываемые в работе отличия в части требований инициаторов и системы органов, осуществляющих правовое регулирование правовых экспериментов. Делается вывод о более успешной практике реализации правовых экспериментов в финтех сфере в Грузии, несмотря на отсутствие специального закона или большого массива развивающего законодательства.
Желдыбина Т.А. - Современные правотворческие изменения: за и против c. 105-118

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.11.1643

Аннотация: Предметом настоящей статьи являются проблемные аспекты правотворчества как правового феномена. Автор выявляет положительные и отрицательные стороны современных правотворческих изменений, обозначает круг вопросов, являющихся наиболее актуальными в контексте статьи. Ведущей идеей для обсуждения правотворческих изменений по авторскому замыслу является идея правовой глобализации. Показана значимость взаимосвязи отечественного и наднационального законодательства, а также процесса имплементации как необходимой составляющей для совершенствования национального правотворчества. Предлагаются способы решения задач, стоящих перед современным российским правотворческим процессом Для написания статьи использовались диалектический метод познания, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический и логический методы Новизна исследования заключается в в определении круга рассматриваемых вопросов. Автором с общетеоретических позиций проведено комплексное исследование правотворчества как правового феномена. Научная новизна исследования состоит в том, что предпринята попытка осмысления ключевых проблем современного правотворческого процесса и путей их решения в ближайшем будущем с учетом развития правовой глобализации
Бондарчук И.В. - Легализация общественных организаций и политических партий в механизме защиты конституционного строя Украины c. 135-151

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.6.6292

Аннотация: В данной статье автор осмысливает процедуру легализации общественных организаций и политических партий как правовой институт охраны конституционного строя Украины. Автор обращает внимание на необходимость разграничения гражданско-правовых и публично-правовых подходов в определении официальной процедуры приобретения правового статуса политических партий и общественных организаций социальными объединениями граждан. Раскрывается значение данной процедуры во взаимоотношениях общественных организаций и политических партий с государством. Особое внимание в статье уделено анализу судебной практики принудительного роспуска таких объединений граждан в Украине как Севастопольское городское молодежное объединение «ПРОРЫВ»; «Донецкая Республика»; Харьковская областная общественная организация «Евразийский союз молодежи» (ЕСМ), которые были распущены в судебном порядке в 2006, 2007 и 2008 годах соответственно. Автором проводится мысль о том, что легализация общественных организаций и политических партий играет важную роль по обеспечению стабильности конституционного строя в государстве.
Трофимов В.В. - Участие структур гражданского общества в правообразующих правоотношениях как форма выражения народовластия c. 147-170
Аннотация: В статье рассматривается проблема участия структур гражданского общества в правовой политике государства в качестве формы выражения народовластия. Вводится в научный оборот понятие правообразующих правоотношений. Определяется объем правоспособности субъектов гражданского общества как участников правообразующих отношений. Обосновываются формы участия граждан и общественных организаций в процессах формирования актуального права. Констатируется необходимость повышения культуры ответственного участия гражданского общества в правовом развитии страны.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.