Юридические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Юридические исследования" > Рубрика "Трансформация правовых систем"
Трансформация правовых систем
Лысенкова М.Ф. - Интернет-реклама в контексте политических технологий в современной России c. 1-20
Аннотация: Политическая реклама в Интернете – это специфический вид политической двухсторонней коммуникации, активно используемый в избирательном процессе, с целью воздействия на установки электората в отношении политических субъектов или объектов. В статье дан анализ политической интернет-рекламы в контексте политических технологий на примере президентской избирательной кампании в России 2012 года. Победа на выборах Владимира Путина была отчасти предопределена тем, что он смог эффективнее использовать в своей избирательной кампании интернет-пространство.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблемы взаимодействия гражданского общества и государства в современной России c. 1-55

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.585

Аннотация: В статье анализируются вопросы государственно-правового развития России в контексте взаимодействия личности, общества и государстваВзаимодействие личности, общества и государства автор относит к числу общенациональных приоритетов, определяющих государственно-правовую модель развития России в XXI веке. В свою очередь государственно-правовая модель развития России — это комплексная, стратегическая программа по преобразованию государства, по совершенствованию государственно-правовых институтов. Делается вывод о предрасположенности изменения ориентиров государственно-правового развития России и закономерности необходимости определенного пересмотра взглядов на взаимодействие личности, общества и государства, которое влияет на выбор форм их гармоничного сосуществования.Одной из главных задач неправительственных организаций, гражданского сектора представляется привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, выработка механизмов ее корректировки в целях наиболее полного соответствия интересам различных социальных групп населения. Здесь очень важно нахождение оптимального баланса: вряд ли общественности может быть предоставлено право принятия решений и государственным служащим не может быть отведена роль советников. Но и противоположная точка зрения неприемлема: предоставление общественности только «совещательной функции» без возможности оказывать какое-либо влияние на принятие решений
Волох В.А. - Трудовая миграция: законодательство и политика c. 1-20

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.594

Аннотация: Статья «Трудовая миграция: законодательство и политика» написана на актуальную тему, связанную с формированием миграционной политики и совершенствованием законодательства в сфере трудовой миграции. За последние 20 лет российское общество и бизнес сталкивались как с либеральным подходом к регулированию процессов внешней трудовой иммиграции в конце прошлого века годов, так и с жесткими ограничительными административными мерами в последующие годы.Лишь, начиная со второй половины 2006 г., по мнению автора, возобладал новый подход, основанный на рыночном механизме регулирования процессов трудовой миграции, направленный на расширение возможностей легальной иммиграции с учетом интересов социально-экономического развития России. Вступление в силу в 2007 г. федеральных законов от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ и № 110-ФЗ, а также ряда других законодательных актов существенно изменило режим управления миграцией в Российской Федерации.Кроме этого, принятый Федеральный закон от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации» установил особенности правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан, которые являются высококвалифицированными специалистами, а также прибывших в Россию в безвизовом порядке, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц.Существенную роль в совершенствовании миграционной политики играет принятая Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года, утвержденная 13 июня 2012 г. Президентом Российской Федерации.Ключевые слова: миграционная политика; законодательство; легальная иммиграция; миграционный учет; разрешение на работу; трудовая миграция; иностранная рабочая сила; квота; высококвалифицированный специалист; патент, концепция
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Глобализация в перспективе устойчивого будущего c. 1-63

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.5.794

Аннотация: Устойчивое развитие – будущий глобальный процесс, от реализации которого зависит будущее всего человечества, его судьба в третьем тысячелетии. Это новая форма (модель) развития мирового сообщества, обеспечивающая разрешение основного социоприродного противоречия между растущими потребностями глобального развития и ограниченностью и даже невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Глобализация, развертываясь в будущем в политическом, экономическом, экологическом и социальном аспектах через устойчивое развитие, должна будет внести свой вклад в разрешение основного социоприродного и других противоречий глобального развития, благодаря чему может быть обеспечено удовлетворение не только потребностей настоящего времени, но и будущего. С переходом к реализации политики и стратегии устойчивого развития наступает новый, преимущественно социоприродный этап глобализации, ориентированный на обретение единства цивилизации, её сохранение и коэволюцию с биосферой. В статье исследуются политические аспекты глобализации через устойчивое развитие, причем обращается внимание на то, что политическое направление стихийной глобализации существенно отстает от экономической и ряда других составляющих этого глобального процесса. В принятой на уровне ООН и всех входящих в эту организацию стран стратегии устойчивого развития пока превалируют политические рекомендации и декларации и важно включить в начинающийся процесс управляемой «устойчивой» глобализации все основные составляющие этой общемировой стратегии. Устойчивое развитие в самом широком смысле представляется как нерегрессивное, т.е. безопасное развитие, главной гуманистической целью которого является выживание человечества и сохранение природы. Рассматривается роль государства в реализации глобализационных процессов через устойчивое развитие и прослеживается дальнейшая эволюция феномена государственности. Специально рассматриваются проблемы экологической глобализации, устойчивой политики и ее специфические характеристики.
Уваров А.А. - О роли государства в формировании гражданского общества c. 1-40

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.7.8782

Аннотация: В статье анализируются правовые основы взаимоотношений государства и гражданского общества. Базовыми элементами оценки этих взаимоотношений служат конституция и фактический режим политической власти в стране. Предметом рассмотрения являются, прежде всего, новации российского законодательства в различных сферах проявления гражданского общества. Немалое внимание уделяется контрольным функциям гражданского общества. Происходит постепенное перераспределение ранее принадлежащих государственным органам полномочий в пользу институтов гражданского общества. В процессе взаимодействия государства и гражданского общества возникают и структуры в виде, например, Общественной палаты РФ, необходимые для их цивилизованного диалога. Рассматривается роль гражданского общества в реформировании судебной системы, в частности, вопросы, связанные с повышением доверия граждан к судебной власти, ее открытости и доступности для общества. Законодательные меры, направленные на усиление государственной поддержки политических партий, должны включать в себя положения, которые бы гарантировали беспартийным гражданам свободу выбора при формировании представительных органов власти. В статье поднимаются и иные актуальные проблемы взаимодействия гражданского общества и государства, формулируются предложения автора по обеспечению баланса взаимоотношений государства и гражданского общества, оптимального для свободного и эффективного развития последнего.
Бабин Б.В. - Предпосылки признания права на самоосознание современным международным правом c. 1-25

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.8.9327

Аннотация: В статье рассмотрена специфика этнического самоосознания в контексте проблемы субъектности народов в современном праве. Обоснована перспектива постепенного признания свободы самоосознания народов мировым сообществом. Доказано, что право народа на самоосознание (свобода самоосознания народа) является первичным коллективным естественным правом, поскольку его реализация предшествует возникновению у народа всех прав, в частности, и права на самоопределение. Доказано, что свобода самоосознания является ключевой в естественно-правовом понимании характера института народов: ее ограничение в условиях стремлений государств самостоятельно определять, какие социальные группы являются народами, а какие - нет, нивелирует все признанные права народов, такие как права собственности, право на сопротивление, право на мир и др. Учитывая естественный характер фактора самоосознания народов, автор ожидает постепенного признания такой свободы мировым сообществом.Показано, что реализация свободы самоосознания свидетельствует о возникновении (существовании) субъекта международных правоотношений: народа (в т.ч. коренного народа), который в дальнейшем может реализовывать признанные в международном праве свободы (право на развитие, на самоопределение и т.д.)
Лапаева В.В. - Приватизация социалистической собственности: конституционно-правовой и философско-правовой анализ c. 1-46

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.2.10985

Аннотация: В статье предлагаются некоторые подходы к конституционно-правовому и философско-правовому осмыслению проблем, связанных с приватизацией социалистической собственности. Оценка приватизации с точки зрения Конституции РФ дана по следующим направлениям: 1) отступление от конституционных положений о равенстве граждан перед законом и судом; 2) нарушения приватизационного законодательства; 3) неправовой (противоречащий правовому принципу формального равенства) характер десоциализации социалистической собственности путем ее приватизации. С позиций философско-правового подхода обосновывается тезис о том, что социалистическая собственность в принципе не может быть передана от государства в частные руки (приватизирована) правовым образом, поскольку по своей природе она является общественным, а не государственным достоянием. Под этом углом зрения автор анализирует научно-практический потенциал концепции цивилизма - постсоциалистического общественного строя, в основе которого лежит новая форма индивидуальной (не общественной и не частной) собственности как итог применения правового принципа формального равенства к процессу десоциализации социалистической собственности. Обосновывается значение этой концепции для определения конституционно-правовых параметров общественного договора о собственности, без достижения которого невозможно нормальное экономическое и политико-правовое развития страны.
Киреева А.В., Золотарева А.Б. - Правовые модели организации государственно-частного взаимодействия в сфере образования c. 1-17

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.1.17562

Аннотация: В статье анализируется текущее состояние проблемы, связанной с нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также рассматривается региональная практика применения различных моделей государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования, используемых для решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях. Выделено три основные модели государственно-частного взаимодействия в сфере дошкольного образования, основанные на заключении концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, а также государственно-частном взаимодействии по модели «Билдинг-сад», не полностью соответствующей понятию государственно-частного партнерства. Для выявления преимуществ и недостатков используемых моделей государственно-частного взаимодействия, использованы логический, системный и статистический анализ. Результаты исследования показали, что привлечение частных партнеров, само по себе, экономию бюджетных ресурсов не обеспечивает. В процессе реализации совместных проектов, она, как правило, достигается за счет переложения части расходов на потребителей услуг, либо за счет снижения их качества. Также показано, что при сокращении очередей в дошкольные детские учреждения, повысить долю услуг, предоставляемых частными образовательными организациями, можно лишь посредством бюджетного стимулирования.
Ткаченко С.В. - правовая модернизация постсоветской России c. 12-22

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.5.11817

Аннотация: российская правовая система при своем становлении в 90е годы ХХ века широко использовала рецепцию западной традиции права. Рецепция права понимается как заимствование и внедрение идей, правовых институтов, норм, терминологии иностранного права в целях модернизации правовой системы, приобретения международного авторитета либо закрепляющую политическую и экономическую зависимость от других стран. Западная правовая традиция представляет собой комплекс правовых идей и теорий, сложившихся на протяжении существования западной правовой культуры и выразившихся в идеологии либерализма, основываясь на таких принципах как индивидуализм, инструментализм, технологизм, рационализм, прагматизм, политичность, гражданственность, законность. В настоящее время западная правовая традиция выступает в качестве парадигмы для модернизации правовых систем государств, не относящихся к западной цивилизации Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (диалектика, анализ, синтез, аналогия, функциональный, системный и структурный подходы, абстрагирование и конкретизация, лингвистический анализ), частно-научные методы (а также специально-юридические методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический, правовое моделирование) и специальные (социологические, психологические, антропологические, исторические). Научная новизна обусловлена теоретико-методологическим обоснованием существования самостоятельного процесса модернизации как средства информационно-психологической войны, направленной на закрепление поконтрольного состояния постсоветского протсранства. Научная новизна работы в целом определяется также анализом ранее не исследовавшихся с общетеоретических позиций рецепции права, ее цели, функций, системы принципов.
Кравец А.А. - Влияние идей общественного самоуправления на современное понимание и организацию территориального общественного самоуправления c. 12-32

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.6.12134

Аннотация: В статье рассматривается эволюция идей общественного самоуправления в традициях естественно-правовой доктрины, теории «свободной общины», общественной теории, общественно-хозяйственной теории, концепции общественного права, дуалистической теории местного самоуправления. Осуществляется идентификация и разграничение терминов «общественное самоуправление», «самоуправление», «местное самоуправление» и «территориальное общественное самоуправление».Определяются признаки общественного самоуправления, приводится классификация организаций общественного самоуправления. Характеризуются организационно-правовые формы общественного самоуправления, установленные современным российским законодательством. Раскрываются проблемы естественно-общественной и самоуправленческой природы территориального общественного самоуправления. В статье используются методы анализа и синтеза концепции естественного права и теории общественного самоуправления. Также применяются методы формально-юридического и системного анализа развития доктрины общественного самоуправления в эпоху Нового Времени и Современности. Признание естественно-правовых категорий справедливости, равенства и свободы, сформированных в концепциях классиков философии права и представителей общественных теорий местного самоуправления, правовыми системами большинства стран мира актуализирует и стимулирует повышение интереса к изучению проблем права участия граждан в общественном самоуправлении. Особую значимость приобретают вопросы активизации общественного участия в территориальном общественном самоуправлении и совершенствования правовой регламентации данного муниципально-правового института.
Шишкин В.В. - Категория "Совместительство", ее сущность и соответствие общеправовым принципам правового регулирования c. 13-41

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.6.804

Аннотация: В статье в результате анализа возникновения и развития категории "совместительство" в советском трудовом праве делается вывод о ее дискриминационной сущности. Возникновение данной категории связывается с необходимостью сохранения жесткого контроля за личностью со стороны государственной власти. охватывающего все сферы жизни человека, в том числе и наиболее важную с позиции жизнеобеспечения сферу занятости. Сохранение категории "совместительство" в постсоветском российском трудовом праве обусловлено с одной стороны инертностью, проявляющийся в динамике развития данной отрасли, а с другой стороны, недостаточной проработанностью трудоправовых норм. Направление развития российского трудового права неизбежно должно соответствовать общепризнанным международным принципам, отразившихся в формировании общеправовых принципов российского права, конкретизированных через конституционные нормы. Соответствующие конституционно закрепленные общеправовые принципы в целом отражены в отраслевых принципах российского трудового права, однако не получили своего логического развития в конкретных трудоправовых нормах.
Есева Е.Ю. - К вопросу о разделении властей. c. 21-34
Аннотация: В статье рассматривается проблема реализации принципа разделения властей в России на современном этапе развития. Анализируется действующее Российское законодательство, регулирующее положение судебной власти и судей. Функционирование судебной системы рассмотрено на практике, выявлены недостатки в правовом поле по данному вопросу. Речь идет о том, что на сегодняшний день судебная власть явно не справляется со своей главной функцией – сдерживанием и ограничением законодательной и исполнительной власти, осуществлением правового контроля над их деятельностью, и о необходимости изменения законодательства России на основе общепризнанных мировых принципов права.
Цалиев А.М. - Расширение роли субъектов Российской Федерации в государственной политике c. 21-94

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.554

Аннотация: В статье рассматриваются во многом неисследованные актуальные проблемы расширения роли субъектов Российской Федерации как во внутренней, так и во внешней государственной политике Российской Федерации. Предлагается совершенствование разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, органами государственной власти различного уровня путем предложенных мер правового и организационного характера. В частности, отмечается, что наряду с федеральными конституционными положениями, договоры и соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами позволяют эффективно осуществить правовое регулирование федеративных отношений при всем многообразии регионов России. С учетом анализа законодательства, научной литературы, практической работы, программных выступлений государственных деятелей по вопросу разграничения полномочий между различными органами публичной власти в работе предложены конкретные меры, направленные на расширение роли регионов во внутренней государственной политике Российской Федерации. Кроме того для повышения эффективности международной политики Российской Федерации предлагается расширение полномочий субъектов Российской Федерации в сфере международной деятельности и их законодательное закрепление.
Воронина Н.П. - Правовая модель кооперативов «нового типа» в странах Центральной и Восточной Европы c. 30-50

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.11.1002

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены современные правовые основы создания и деятельности аграрных кооперативов в странах Центральной и Восточной Европы. Представлен историко-правовой анализ законодательства стран Центральной и Восточной Европы о земельной и аграрной реформах к. 80-х гг. XX в., включая ликвидацию и реорганизацию кооперативов и госхозов. Сформулированы тенденции земельной и аграрной реформ стран Центральной и Восточной Европы. Отмечены негативные последствия реформирования кооперативов для сельского хозяйства в частности и для экономики в целом. Раскрыты современные подходы к определению правового статуса восточноевропейских аграрных кооперативов. Сделаны выводы об отличиях кооператива "нового типа" от классической модели кооператива. Сформулированы причины трансформации кооперативов в юридические лица иных организационно-правовых форм. Смоделированы возможные варианты развития правового регулирования создания и деятельности аграрных кооперативов в странах Центральной и Восточной Европы. Сделан вывод о необходимости дифференциации правового регулирования аграрных кооперативов.
Кабанов П.А. - ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: некоторые вопросы повышения качества c. 36-47

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.8.12004

Аннотация: предметом проведенного исследования выступают правовые средства формирования и обеспечения реализации государственной политики противодействия коррупции в субъектах Российской Федерациицель исследования - поиск оптимальных правовых средств формирования и реализации государственной политики противодействия коррупции на региональном уровнезадачи исследования: анализ практики правового регулирования инструментов противодействия коррупции в субъектах Российской Федерациианализ практики использования инструментов противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;выработка рекомендаций по правовому регулированию использования инструментов противодействия коррупции на региональном уровне и организации такого рода деятельности; в качестве методологической основы использовалась универсальная диалектическая методология познания, а также отдельные общенаучные и частно-научные методы познания (сравнительного правоведения, анализ и синтез) Научная новизна заключается в том, что впервые в отечественной юридической науке рассматривается правовые средства формирования и обеспечения реализации государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне. Практическая значимость проведенного исследования заключается в выработке предложений по правовому регулированию основных инструментов противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и основных организационно-правовых мерах по повышению эффективности этих мер.
Пибаев И.А. - Избрание представителей религиозных организаций в законодательные органы власти субъектов: теоретический и исторический аспекты c. 36-47

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.7.12706

Аннотация: В статье рассматривается история и современная практика участия представителей различных конфессий в деятельности законодательных органов власти. В рамках Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви 02 февраля 2011 года был принят документ под названием «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний». Хотя данный документ всего лишь подтвердил уже существующий запрет участия православного духовенства в выборах, но оставил «лазейку», в виде исключительных случаев. После это развернулась широкая дискуссия о возможности и необходимости участия духовенства в выборах различных уровней. При работе над статьей применялись такие специальные методы, как историко-правовой, сравнительно-правовой и системный. Применение в совокупности указанных методов позволило комплексно решить поставленные цель и задачи. Автор проанализировал отношение основных российских религиозных организаций к политической деятельности. Обосновывается вывод о том, что священнослужители не должны участвовать в выборах в законодательные органы власти субъектов. По мнению автора, подобную деятельность лучше возложить на мирян, имеющих активную позицию и религиозный взгляд на мир.
Ткаченко С.В. - Содержание рецепции права c. 42-62

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.6.818

Аннотация: Рецепция права является необходимым инструментом развития правовой системы.Как правовое явление, рецепция является самым востребованным (особенно для современности) инструментом модернизации права. Это объясняется, прежде всего, тем, что правовые системы всех стран никогда не существовали и не существуют изолированно. Борьба государства с рецепцией не только права, но и других культурных ценностей вообще оканчивается полнейшим провалом для такого государства, деградацией общества. Особый интерес представляет феномен полномасштабной рецепции, который позволяет решать глобальные задачи, связанные с внешними и внутренними вызовами государственности. Одним из таких вызовов является кризис государственности, связанный с необходимостью модернизации. Такая необходимость может быть связана с внешней угрозой не только военного, но и экономического характера.Полномасштабная рецепция права в рамках правовых преобразований становится возможной в результате государственно-правового кризиса. В сущности ее можно определить именно как «кризисную» модель рецепции.
Трефилов А.А. - Показания свидетелей в доказетельственном праве Германии c. 49-72
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению наиболее актуальных вопросов, связанных с показаниями свиделя в германском уголовном судопроизвод-стве. В статье анализируются историческое развитие статуса свидетеля в немецком уголовном процессе, показания свидетелей в современном гер-манском уголовно-процессуальном праве, обязанности свидетеля и его право на отказ от дачи показаний. Автор приходит к выводу, что основная тенденция, связанная с регулированием положения свидетелей, которая прослеживается в Германии, начиная с 1877 года, состоит в демократизации соответствующих правовых норм, в первую очередь относящихся к перечню свидетельских иммунитетов; при этом несомненным достоинством немецкого УПК и правовой доктрины этой страны является четкое разделение обязанностей свидетеля на категории и подробное законодательное регулирование его присяги.
Урсул А.Д. - Право устойчивого развития: концептуально-методологические проблемы становления c. 63-134

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.6.2309

Аннотация: В связи с предстоящим глобальным переходом мирового сообщества к устойчивому развитию рассматриваются предполагаемые концептуально-теоретические характеристики и особенности качественно нового права, ориентированного на созидание нашего общего «устойчивого будущего». Становление нового права продолжает тенденцию глобализации принципа господства права и представляется в качестве одного из основных механизмов «устойчивого перехода», причем отмечается, что правовое осмысление устойчивого развития может и должно идти не только через экологическое право. Можно интерпретировать этот тип развития и через обеспечение безопасности, поскольку устойчивое развитие в широком смысле представляется как наиболее безопасный, нерегрессивный тип развития общества. В перспективе право устойчивого развития как новое право по сравнению с ныне существующим видится не в форме отдельной отрасли права, наряду с другими отраслями, а как более высокое качество и принцип формирования и функционирования всей системы правовых норм, обеспечивающих выживание и дальнейшее безопасное поступательное развитие цивилизации. Отмечается, что в настоящее время происходит формирование особой отрасли законодательства – законодательства устойчивого развития, которое совместно с международными договорами и «мягким правом» – рекомендациями ООН выступает в качестве механизма и стимулятора, постепенно преобразующего весь мировой правовой комплекс в интересах эффективной реализации стратегии устойчивого будущего.
Урсул А.Д. - Глобальное измерение права c. 90-146
Аннотация: Автор рассматривает поиск более эффективных правовых форм и способов регуляции общественных отношений и формирования новых научно-правовых идей под влиянием глобальных вызовов и процессов. Формирование мировой политики тесно связано с глобализационными процессами и, по сути, может быть представлено как феномен глобального мира. Такого же рода глобализационные процессы характеризуют и область права (как в реальности, так и в науке), которое также в известном смысле уже «отрывается» от государства, порождающего право, которое даже в международном ракурсе постепенно начинает обретать глобальное измерение. Это глобальное движение права уже не «довольствуется» современным состоянием международного права и требует все большего глобального расширения, которое, однако, имеет свои границы и особенности. Поэтому речь будет идти не просто о глобализации права как линейно-расширительном процессе, а о его качественных нелинейных трансформациях, сопряженных с процессами глобализации и становлением глобального управления.Дается авторское видение правовой (юридической) глобалистики, исследующей взаимосвязанные процессы глобализации права и становле-ние глобального права. Показано, что формирование глобального права как формы научного знания связано с глобализацией как общецивилизационным процессом, тем не менее, оно начало развиваться гораздо раньше осознания процесса глобализации. С точки зрения юридических наук как конкретного набора специальностей автор предпочитает название глобального права, а не правовой глобалистики. Обсуждаются возможные представления о глобальном праве, а предполагаемые глобальные трансформации в праве связываются с переходом к устойчивому развитию мирового сообщества как глобальному процессу. Особое внимание уделено становлению принципов глобального права, в частности, принципов глобальности и опережения.
Волох В.А., Володин Е.В. - Новое в законодательстве о трудовой миграции: плюсы и минусы c. 93-103

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.10.9793

Аннотация: В статье «Новое в законодательстве о трудовой миграции: плюсы и минусы» авторы В.А. Волох и Е.В. Володин рассматривают одну из самых актуальных в настоящее время тем – проблему определения потребности и квотирования необходимого количества привлекаемых в Российскую Федерацию иностранных работников. Большинство экспертов, в том числе и авторы этой статьи, ранее неоднократно отмечали необходимость существенного изменения действующего порядка определения потребности и квотирования, определенного постановлением Правительства от 22 декабря 2006 г. № 783. С 1 января 2014 г. вступают в силу новые правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 800 «Об утверждении правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в российскую федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу». Однако, по мнению авторов, эти Правила исключают непосредственное участие работодателей в формировании предложений о потребности в привлечении иностранных работников на основании и передают указанную функцию исполнительным органам. Сложившееся положение требует скорейшей подготовки и принятия Минтрудом России порядка формирования потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессиональным-квалификационных группам, квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, распределение указанных квот, увеличения или уменьшения их размера, а также установления резерва квот.
Урсул А.Д., Урсул Т.А., Ильин И.В. - Глобальные и политические процессы: становление эволюционного подхода c. 95-154

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.564

Аннотация: Авторы рассматривают взаимосвязь и различие исторического и эволюционного подходов и приходят к выводу о необходимости появления эволюционных ответвлений в глобальных и политических исследованиях. Показано взаимпроникновение исследований политических и глобальных процессов и формирование политической глобалистики и глобальной политологии как зрелых форм научных исследований мировой и глобальной политики. В статье на теоретико-методологическом уровне исследуется эволюционный подход к глобальным исследованиям и анализируются проблемы эволюции политических процессов под влиянием глобальных факторов. Авторы считают, что глобалистика в широком ее понимании изучает глобальные процессы и системы, а эволюционная глобалистика исследует их уже как процессы глобального развития. Глобальное развитие как эволюция и коэволюция глобальных процессов и систем считается основным предметом эволюционной глобалистики.Рассматриваются также основные формы и направления эволюции политических процессов в связи с глобализацией и другими глобальными процессами. Обсуждается проблема формирования политической глобалистики как составной части глобалистики, предметом которой является выявление политических закономерностей и тенденций в глобальных процессах и системах. Обсуждается проблема формирования глобальной политологии, а также становления глобального развития, ориентированного на обеспечение выживания цивилизации и сохранение окружающей природной среды.
Желдыбина Т.А. - Современные правотворческие изменения: за и против c. 105-118

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.11.16433

Аннотация: Предметом настоящей статьи являются проблемные аспекты правотворчества как правового феномена. Автор выявляет положительные и отрицательные стороны современных правотворческих изменений, обозначает круг вопросов, являющихся наиболее актуальными в контексте статьи. Ведущей идеей для обсуждения правотворческих изменений по авторскому замыслу является идея правовой глобализации. Показана значимость взаимосвязи отечественного и наднационального законодательства, а также процесса имплементации как необходимой составляющей для совершенствования национального правотворчества. Предлагаются способы решения задач, стоящих перед современным российским правотворческим процессом Для написания статьи использовались диалектический метод познания, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический и логический методы Новизна исследования заключается в в определении круга рассматриваемых вопросов. Автором с общетеоретических позиций проведено комплексное исследование правотворчества как правового феномена. Научная новизна исследования состоит в том, что предпринята попытка осмысления ключевых проблем современного правотворческого процесса и путей их решения в ближайшем будущем с учетом развития правовой глобализации
Бондарчук И.В. - Легализация общественных организаций и политических партий в механизме защиты конституционного строя Украины c. 135-151

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.6.6292

Аннотация: В данной статье автор осмысливает процедуру легализации общественных организаций и политических партий как правовой институт охраны конституционного строя Украины. Автор обращает внимание на необходимость разграничения гражданско-правовых и публично-правовых подходов в определении официальной процедуры приобретения правового статуса политических партий и общественных организаций социальными объединениями граждан. Раскрывается значение данной процедуры во взаимоотношениях общественных организаций и политических партий с государством. Особое внимание в статье уделено анализу судебной практики принудительного роспуска таких объединений граждан в Украине как Севастопольское городское молодежное объединение «ПРОРЫВ»; «Донецкая Республика»; Харьковская областная общественная организация «Евразийский союз молодежи» (ЕСМ), которые были распущены в судебном порядке в 2006, 2007 и 2008 годах соответственно. Автором проводится мысль о том, что легализация общественных организаций и политических партий играет важную роль по обеспечению стабильности конституционного строя в государстве.
Трофимов В.В. - Участие структур гражданского общества в правообразующих правоотношениях как форма выражения народовластия c. 147-170
Аннотация: В статье рассматривается проблема участия структур гражданского общества в правовой политике государства в качестве формы выражения народовластия. Вводится в научный оборот понятие правообразующих правоотношений. Определяется объем правоспособности субъектов гражданского общества как участников правообразующих отношений. Обосновываются формы участия граждан и общественных организаций в процессах формирования актуального права. Констатируется необходимость повышения культуры ответственного участия гражданского общества в правовом развитии страны.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"