Юридические исследования - рубрика Административное право
по
Юридические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Юридические исследования" > Рубрика "Административное право"
Административное право
Долгих И.П., Супонина Е.А. - К вопросу об оптимизации отдельных видов административных наказаний c. 1-18

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.10.1322

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме отечественного административно-деликтного законодательства - практике применения самых распространенных в России видов административных наказаний - административного штрафа, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, и административного ареста. Несмотря на то, что с момента принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях минуло почти тринадцать лет, основной нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы административной ответственности в стране, по-прежнему "пестрит" серьезными законодательными пробелами, негативным образом влияющими на состояние законности в стране. Многие из этих пробелов без труда обнаруживают себя в главе 3 КоАП РФ, посвященной административным наказаниям. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что авторами впервые исследованы причины неэффективности применения наиболее распространенных в Российской Федерации видов административных наказаний. Предложены конкретные меры по совершенствованию действующего административно-деликтного законодательства, направленные на его дальнейшую оптимизацию в части правотворчества и правоприменения.
Долгих И.П. - Быть или не быть институту освобождения от административной ответственности в Российской Федерации? c. 1-15

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.1.13775

Аннотация: Объектом исследования являются урегулированные законодательством и неурегулированные (фактические) общественные отношения, которые складываются в процессе применения норм КоАП РФ, предусматривающие основания и порядок освобождения от административной ответственности, а также закономерности становления и развития института освобождения от административной ответственности. Предмет исследования - институт освобождения от административной ответственности в различных аспектах: историческом, теоретическом, законодательном и правоприменительном как обособленная совокупность норм административно-деликтного законодательства, регулирующая однородный тип общественных отношений; судебная практика, отраженная в материалах дел об административных правонарушениях, теоретические воззрения и научные разработки по рассматриваемым проблемам. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания действительности, совокупность общенаучных (логического, исторического, восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении и т.д.) и частнонаучных методов познания (сравнительного правоведения, статистического, системно-структурного анализа, толкования закона и других). Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что настоящая статья является одним из первых комплексных межотраслевых исследований актуальных теоретических, законодательных и правоприменительных проблем института освобождения от административной ответственности, подготовленных на базе действующего законодательства об административных правонарушениях, содержащих разработку ряда теоретических, научно-практических положений, выводов и предложений, обладающих признаками новизны и имеющих важное значение для теории административно-деликтного права.
Кирикова А.А., Абакумова Е.В. - Современные тенденции в сфере защиты прав потребителей: проблемы сертификации на российском потребительском рынке c. 1-11

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.2.14097

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является проблема осуществления добровольной сертификации, вызванная несовершенством действующего технического законодательства. Авторами предпринимается попытка проанализировать причины неудовлетворительного состояния нормативно-правовой базы. Исследование основано на идее о том, что сертификация — это одно из фундаментальных средств защиты прав потребителей в гражданском товарообороте и всей экономической системе в целом, которое даёт потребителю гарантию тождественности определённой продукции государственным нормативам. В статье подробно охарактеризованы некоторые проблемы правового регулирования добровольной сертификации. При выполнении исследования авторы использовали как общенаучные (анализ, синтез), так и специально-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводам, что отечественному потребительскому рынку присущи различные противоречия и проблемы в сфере добровольной сертификации. Многие нововведения, внедряемые в названной сфере, не получают распространения, например, проект закона о сертификации, игнорируется религиозная сертификация и т.д. Главной проблемой стоит считать низкое законодательное регулирование, способствующее активному росту злоупотреблений в данной сфере, равно как неправовое мышление российских потребителей.
Айрих В.А. - Опасность как центральная категория германского полицейского права c. 1-51

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.3.14339

Аннотация: Предметом исследования является понятие опасность, как наиболее важный, системообразующий элемент германского полицейского права, схожий по значимости с понятием преступление в уголовном праве. Автор подробно рассматривает различные дефиниции полицейско-правового понятия опасность, её основные виды – абстрактный и конкретный, а также объективный и нормативно-субъективный подходы к её пониманию. На примере норм земельного полицейского законодательств показаны отдельные виды квалифицированной опасности и обусловленные ими правовые последствия. Подчёркивается роль понятие опасность как нормативного инструмента, позволяющего регулировать и направлять в легитимное русло процедуру принятия полицией решений об избрании и применении превентивных мер в условиях обстановки неопределённости. В основу методологии исследования положены общие и специальные методы: диалектический, системный, сравнительно-правовой, метод анализа и синтеза. Особый вклад автора заключается в новизне представленного исследования, определяемой тем обстоятельством, что на примере норм германского полицейского права впервые показаны центральные элементы механизма превентивного обеспечения общественной безопасности и порядка, отсутствующие в современном российском законодательстве о полиции и ещё недостаточно изученные отечественной правовой наукой.
Айрих В.А. - Особенности организационно-правового и финансового обеспечения функционирования полиции ФРГ c. 1-23

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.5.14679

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются наиболее характерные черты организационного, нормативного и финансового обеспечения деятельности полиции в ФРГ. Автор затрагивает вопросы административно-правового института возмещения расходов, связанных с деятельностью полиции по превентивному обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. На примере норм земельного полицейского законодательств показаны отдельные категории таких затрат. Рассмотрены различные подходы к оценке правомерности взимания с граждан специально установленных пошлин в связи с полицейской деятельностью. В основу методологии исследования положены общие и специальные методы: диалектический, системный, сравнительно-правовой, метод анализа и синтеза. Особый вклад автора заключается в новизне представленного исследования, определяемой тем обстоятельством, что в специальной литературе, касающейся изучения полицейской деятельности, вопросы полицейских пошлин практически не нашли своего отражения. В связи с негативными тенденциями нынешнего экономического развития в стране, необходимо обратиться к проблемам модернизации и совершенствования организационно-правового и финансового обеспечения деятельности полиции.
Абатуров А.И. - Правовая квалификация организации забастовок, а равно активное участие в них осужденными в местах лишения свободы (дисциплинарная ответственность) c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.7.15063

Аннотация: Предметом исследования являются общественные отношения возникающие в процессе превентивного воздействия на злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания в сфере трудовых правоотношений в исправительных учреждениях пенитенциарной системы России. Автор подробно рассматривает актуальные проблемы привлечения к дисциплинарной ответственности осужденных, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы, которые организовали забастовки. Особое внимание уделяется вопросам роли осужденного-лидера, который является самостоятельным объектом профилактических усилий со стороны персонала исправительного учреждения. Методологическую основу статьи составил диалектический метод познания действительности. В процессе работы также использовались общенаучные и специальные методы познания: сравнительно-правовой при анализе новых и ранее действовавших уголовно-правовых норм, а также уголовно-исполнительного законодательства; статистический, включающий анализ статистических данных за период с 2000 по 2013 г. Особым вкладом автора в исследовании темы является то, что оно представляет собой работу, имеющую теоретическое и прикладное значение в сфере организации деятельности персонала исправительных учреждений по профилактике противоправных деяний осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В статье дана характеристика проблем в исследуемой сфере, разработаны теоретические основы совершенствования функционального механизма деятельности структурных подразделений исправительных учреждений по предупреждению противоправных деяний осужденными, признанными злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
Амелин Р.В. - Способ доступа к информации как элемент правового статуса пользователей государственных информационных систем c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.9.15993

Аннотация: В статье рассматривается способ доступа к информации в государственных информационных системах в общем контексте исследования их правового режима. Автор стремится показать, что способ доступа к информации является неотъемлемой частью правового статуса пользователя государственных информационных систем и должен определяться совокупностью таких факторов как правовой режим информации и цели ее использования. В статье проводится первая попытка систематизации способов доступа к информации и их привязка к соответствующим факторам. Эмпирической базой исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие правовой режим информационных систем, созданных на основании федеральных законов. На основе анализа соответствующих правовых норм автор пытается выделить "лучшие практики" правового регулирования. Автором предложены отдельные рекомендации по совершенствованию законодательства, связанного с отдельными способами доступа. Рассмотренные в статье способы доступа к информации в государственных информационных системах, их связь с правовым режимом соответствующих сведений и полномочиями пользователей информации могут быть положены в основу построения единой модели правового регулирования государственных информационных систем.
Агеев В.Н. - Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации: основные задачи и механизмы их реализации c. 1-10

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.4.18121

Аннотация: Объектом исследования настоящей статьи является Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». Предметом исследования являются основные задачи комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации. Автор подробно рассматривает вопросы государственной политики в области противодействия коррупции, порядок взаимодействия Комиссии с другими органами государственной власти по вопросам исследуемой сферы. Методологию исследования составили в первую очередь нормативные правовые акты Российской Федерации и её субъектов, а также труды российских учёных. В статье использовались как общенаучные, так и специальные методы исследования. Новизна исследования заключается в отсутствии исследований по проблематике статьи. В результате исследования автор приходит к выводу, что с изданием Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» выстраивается некая «вертикаль» в системе противодействия коррупции в Российской Федерации и её субъектах. Однако, механизм реализации задач комиссии, регламентированных настоящим Указом, требует детальной проработки для более эффективного выполнения Комиссией возложенных на неё задач.
Шишко И.В., Дамм И.А. - Возмездное участие государственного (муниципального) служащего в образовательных программах повышения квалификации: вопросы правомерности и наличия конфликта интересов c. 1-9

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.10.2030

Аннотация: Предметом исследования являются российские нормативные правовые акты, регулирующие возмездное участие государственных (муниципальных) служащих в образовательных программах в качестве преподавателей. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как правомерность участия государственных (муниципальных) служащих в образовательных программах повышения квалификации в качестве преподавателей в свое рабочее время и за вознаграждение, а также наличие конфликта интересов. Особое внимание в статье уделяется исследованию аргументов сторонников и противников оценки такого участия как соответствующего антикоррупционному законодательству. Образовательные организации, реализующие программы повышения квалификации для государственных (муниципальных) служащих, призваны обеспечить качественное непрерывное профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих Российской Федерации. Повышение квалификации предполагает получение специалистами новой квалификации и (или) углубление знаний в рамках уже имеющейся квалификации. Некоторые темы образовательной программы являются узкопрофессиональными и требуют большого практического опыта. Для обеспечения высокого качества образования в его практической составляющей, образовательные организации приглашают для участия в образовательных программах повышения квалификации экспертов из числа государственных или муниципальных служащих. После внесения изменений в октябре 2015 г. в ст. 10 «Конфликт интересов» Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» многие эксперты — служащие стали отказываться либо от участия в образовательных программах, либо от оплаты своего преподавательского труда. Авторы использовали диалектический метод познания, а также системно - структурный, формально - логический и другие методы научного познания. Впервые после указанных новелл поднят вопрос о соответствии такого участия государственных (муниципальных) служащих в образовательных программах повышения квалификации в качестве преподавателей Федеральному закону «О противодействии коррупции». На основе анализа норм образовательного, антикоррупционного и трудового законодательства авторы пришли к выводу, что участие государственных (муниципальных) служащих в образовательных программах повышения квалификации в качестве преподавателей в свое рабочее время и за вознаграждение правомерно и конфликта интересов не образует.
Маслий А.И. - Проблемы толкования и формы выражения потребности в совершении операций по текущему ремонту и техническому обслуживанию транспортного средства международной перевозки c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.12.2146

Аннотация: Автор подробно рассматривает существующие правовые проблемы, вызванные отсутствием в действующем законодательстве РФ нормативно закреплённого определения термина «потребность в совершении операций в отношении транспортного средства международной перевозки», а также формы выражения такой потребности, являющейся одним из условий, необходимых для реализации льготы, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) освобождающей судовладельцев от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов после выполнения за границей операций по текущему ремонту и техническому обслуживанию морского судна. При подготовке настоящей работы автор применил совокупность различных методов: анализа, юридического толкования, формально-юридический метод и т.д. Основные выводы исследования: 1. В действующую редакцию подпункта 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС необходимо внести изменения, дополнив её условием о том, что потребность в совершении операций с транспортным средством международной перевозки должна быть выражена в письменной форме. 2. Поскольку подпункт 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС не содержит определения термина "потребность в совершении операций в отношении транспортного средства международной перевозки" - его толкование остаётся на усмотрение судебных органов, единообразие которого не в полном объёме учитывает интересы судовладельцев, а в некоторых случаях – препятствует их реализации. В связи с этим, соответствующее определение данного понятия необходимо закрепить на законодательном уровне, дополнив статью 4 ТК ТС подпунктом 53, изложив его в редакции, исключающей существующие противоречия. Новизна настоящего исследования также заключается в том, что вопросы потребности в совершении операций по техническому обслуживанию или текущему ремонту ТСМП в том аспекте, в котором их рассмотрел автор, ранее не были предметом исследования в других научных работах.
Маслий А.И. - Способы фиксации и подтверждения момента возникновения потребности по текущему ремонту или техническому обслуживанию морского судна для целей применения пп. 1 п. 1 ст. 347 ТК ТС. c. 1-13

DOI:
10.7256/2409-7136.2017.2.21828

Аннотация: В рамках проведённого исследования автор подробно рассматривает существующие проблемы, связанные с фиксацией и подтверждением момента возникновения потребности в совершении операций по текущему ремонту или техническому обслуживанию транспортного средства международной перевозки, являющегося одним из условий, соблюдение которого необходимо для освобождения судовладельца от уплаты таможенных пошлин и налогов со стоимости таких операций в соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Особое внимание уделяется сложившейся судебно-арбитражной практике, заполнившей существующий правовой вакуум, вызванный отсутствием в законодательстве утвержденного перечня документов (в части, затронутой исследованием), которые подтверждали бы момент возникновения потребности в выполнении указанных выше операций. При проведении настоящего исследования автором были применены различные методы, такие как: анализ, метод юридического толкования, формально-юридический метод, метод правового прогнозирования и т.д. Особой заслугой автора является то, что им был сформирован и предложен перечень документов (сопровождаемый примерами из морской практики и подробными обоснованиями) при наличии которых, судовладельцы могли бы подтвердить момент возникновения потребности в совершении операций по текущему ремонту или техническому обслуживанию транспортного средства международной перевозки и правомерность применения подпункта 1 пункта 1 статьи 347 ТК ТС.
Никитин В.В. - Обязательные и добровольные стандарты и нормы технического регулирования в деятельности строительных организаций (правовой аспект) c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-7136.2020.10.32076

Аннотация: Предметом исследования является соотношение стандартов и технического регулирования в строительной сфере, а также изучение практических последствий различных правовых режимов - добровольного и обязательного - для предпринимательской деятельности строительных организаций в Российской Федерации. Стандарты и техническое регулирование в строительной отрасли рассматриваются как нормы права в контексте результатов работы по гармонизации российского права, права Таможенного союза и регулирования ВТО. В этой связи стандарты рассматриваются как добровольные комплексы норм, соответствие которым декларируется поставщиками работ и услуг, и проверяется независимыми организациями, которые осуществляют оценку соответствия. Нормы технического регулирования рассматриваются как безусловно обязательные нормы. Поддержаны и развиты выводы о принципиальной добровольности стандартов и обязательности норм технического регулирования. Уточнено понимание основной цели стандартизации - достижение высокого качества - и основной цели технического регулирования - достижение безопасности в ходе работ и при использовании результата. Отмечены практические ограничения применения сформулированных выводов в деятельности строительных организаций. Сформулирован вывод о деформации общей рамочной концепции добровольных стандартов и обязательных норм технического регулирования в строительной отрасли в направлении увеличения количества обязательных требований. Данная деформация связана с принятием отдельного закона Технический регламент безопасности зданий и сооружений, который является специальным по отношению к Закону о техническом регулировании, а также с многоуровневым и в силу этого зачастую противоречивым регулированием технических норм в строительной отрасли.
Нестеров А.И. - Средства массовой информации в контексте правосубъектности c. 9-20

DOI:
10.25136/2409-7136.2018.4.20729

Аннотация: Предметом исследования настоящей публикации выступают отдельные аспекты нормативного правового регулирования медиасферы, затрагивающие вопросы природы средств массовой информации и их учреждения. Автором осуществляется анализ российского законодательства о средствах массовой информации, на основе результатов которого делается ряд выводов, касающихся необходимости совершенствования отдельных его положений, причём не только "технически", но и содержательно. Особое внимание в работе уделено определению (уточнению) круга коллективных субъектов права, имеющих в соответствии с российским законодательством право выступать учредителем средств массовой информации. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, формально-юридический метод толкования права и сравнительно-правовой метод Новизна исследования, по мнению автора, заключается в самом подходе к исследованию средств массовой информации – использовании в качестве методологических средств их познания таких теоретико-правовых категорий (правосубъектность и субъект права). Что позволило, с одной стороны, показать несовершенство российского законодательства в части одновременного использования термина «СМИ» в разных значениях (объект права и субъект права), наряду с легально определённым его значением как объекта права. С другой стороны, автором при проведении анализа действующих нормативных правовых актов, а также решений российских судов, обнаружена неопределённость в установлении круга лиц, правосубъектность которых содержит правовые возможности выступать учредителем СМИ; автор показывает, что не все указанные в ст.7 Закона «О средствах массовой информации» коллективные субъекты права могут быть учредителями СМИ. Представляется, что сделанные автором выводы небезынтересны и, в случае признания, могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной практике. Ряд предложений и выводов автора касается не только совершенствования конкретных законодательных актов, но и может послужить расширению методологического арсенала исследований. В частности, использование понятий «правосубъектность», «субъект права» как методологических средств анализа и правотворчества и правореализации позволяет точнее определить механизм правового регулирования любой рассматриваемой сферы общественных отношений, установить круг лиц, способных иметь и осуществлять права и обязанности, предусмотренные законодательством, нести юридическую ответственность за совершаемые правонарушения.
Соловьёв А.А. - Общие проблемы правового регулирования административных и судебных процедур, связанных с принудительным медицинским вмешательством, в зарубежных государствах. c. 10-19

DOI:
10.25136/2409-7136.2020.1.29649

Аннотация: Предметом настоящей работы являются вопросы правовой регламентации административных и судебных процедур, связанных с принудительным медицинским вмешательством, в зарубежных государствах. Такого рода меры могут использоваться в отношении лиц, страдающих опасными инфекционными заболеваниями и различными зависимостями, однако в большинстве стран они применяются в отношении лиц с тяжелыми психическими расстройствами. При этом опыт зарубежных стран в сфере правового регулирования применения рассматриваемых процедур различается, что требует проведения именно сравнительно-правового исследования. При проведении настоящего исследования автором использованы различные методы научного познания, как общенаучные: анализ, синтез, логический и структурно-функциональный, так и частнонаучные: формально-юридический, метод правового моделирования и сравнительно-правовой. Новизна исследования заключается в том, что автор впервые в отечественной юридической науке провел компаративистский анализ применяемых за рубежом административных и судебных процедур, связанных с принудительным медицинским вмешательством. В частности, им были рассмотрены виды такого рода мер (принудительное амбулаторное лечение и принудительная госпитализация), критерий опасности для окружающих, права лица, в отношении которого применяется принудительное медицинское вмешательство.
Дамм И.А., Шишко И.В. - Предупреждение коррупционных рисков при проведении государственной итоговой аттестации в школе и вузе: правовой аспект c. 11-29

DOI:
10.25136/2409-7136.2018.12.28548

Аннотация: Предмет исследования составили законодательство об образовании и противодействии коррупции, а также локальные нормативные акты образовательных организаций высшего образования. В статье анализируется современное состояние правового регулирования порядка проведения государственной итоговой аттестации обучающихся в школах и вузах (на примере федеральных университетов) на предмет коррупциогенности. Особое внимание уделяется выявлению коррупционных рисков на каждом из этапов государственной итоговой аттестации (подготовительном, проведения, проверки результатов, обжалования) и разработке предложений по их предупреждению. В процессе исследования авторы использовали диалектический метод научного познания, а также системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие. Проведенное исследование позволило установить, что предупредительный антикоррупционный потенциал локальных нормативных актов, регламентирующих порядок проведения государственной итоговой аттестации в вузах, значительно уступает закрепленному в порядке проведения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ в школах. Авторы выявили основные коррупционные риски на различных этапах государственной итоговой аттестации в школе и вузе и, с учетом положительного опыта правового регулирования названной аттестации в форме ЕГЭ, сформулировали предложения по совершенствованию правового регулирования государственной итоговой аттестации в вузе.
Кабанов П.А. - Понятие и содержание антикоррупционного просвещения как средства профилактики коррупции c. 12-27

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.2.14150

Аннотация: Предметом проведенного исследования является антикоррупционное просвещение как средство профилактики коррупции, используемое в современном российском антикоррупционном законодательстве, подзаконных нормативных правовых актах, научной и учебной литературе. Цель исследования: разработать и предложить теоретически обоснованное определение антикоррупционного просвещения как научной правовой категории и раскрыть его содержание. Задачи исследования: а) на основе анализа регионального антикоррупционного законодательства, подзаконных нормативных правовых актов выявить основные признаки антикоррупционного просвещения как средства профилактики коррупции; б) на основе выявленных признаков дать рабочее определение антикоррупционного просвещения как средства профилактики коррупции; в) раскрыть содержание антикоррупционного просвещения как одного из средств профилактики коррупции. Методологической основой проведенного исследования является диалектический материализм и основанные на нем общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение и другие, используемые в юридических науках. Научная новизна исследования заключается в том, что автором на основе структурного анализа правовых и научных дефиниций антикоррупционного просвещения, сформулированных в региональном законодательстве Российской Федерации, а также в научной, учебной и справочной литературе, предложено новое определение антикоррупционного просвещения. Оно существенно отличается от ранее имевшихся определений и раскрывает его содержание. Практическая значимость исследования: Разработанная научная категория антикоррупционного просвещения позволяет раскрыть содержание этого вида деятельности и может способствовать дальнейшим исследованиям.
Плетников В.С. - Охрана объектов животного мира: отдельные юридические конструкции и модели их реализации (региональные особенности) c. 12-23

DOI:
10.25136/2409-7136.2023.5.40787

EDN: YPGCNI

Аннотация: В статье акцентировано внимание на том факте, что нормативная юридическая конструкция реализуется в рамках различных моделей. При чем, каждая модель, сложившаяся на практике, имеет право на существование, конечно за исключением дефектных моделей (в том числе признанных таковыми). Пристальное внимание уделено особенностям применения отдельных юридических конструкций, обусловленным моделями ее реализации (ст. 258 УКРФ, ст. 7.11 и 8.37 КоАП РФ). Отдельного внимания заслуживает обобщение практики применения норм, обеспечивающих охрану объектов животного мира в регионах России. При чем акцент сделан на тех нормах, которые претворяются в жизнь в зависимости от региона.     Анализ, сравнительное исследование, а также юридико-технический метод, используемый для подготовки текста статьи, позволили сформулировать выводы и рекомендации, направленные на решение проблем, возникающих в сфере охраны объектов животного мира, как для сотрудников органов дознания, так и для надзирающих прокуроров. В частности, для придания единообразия юридической практике, реализации юридической конструкции строго в рамках единой модели, необходимо: 1) законодателю пристальное внимание обратить на качество формируемой юридической конструкции; 2) субъекта, наделенного правом официальной интерпретации, обязать в случае возникновения различных моделей реализации нормативного установления, с определенной периодичностью, готовить материалы, разъясняющие содержание; 3) сотрудникам полиции руководствоваться разъяснениями, содержащимися в актах интерпретации; 4) при добыче охотничьих ресурсов без разрешения и без лица, на имя которого выдано разрешение, деяние должно считаться незаконной охотой; 5) необходимо усилить контроль со стороны надзирающих прокуроров за содержанием выносимых постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбуждении уголовных дел и приостановлении производства по уголовным делам, по фактам незаконной охоты.
Маслий А.И. - Актуальные проблемы применения условия о возникновении потребности по текущему ремонту и (или) техническому обслуживанию во время использования транспортного средства в международной перевозке (пп. 1 п. 1 ст. 347 ТК ТС) c. 14-23

DOI:
10.7256/2409-7136.2017.2.22132

Аннотация: Проведённое исследование посвящено изучению одной из существующих проблем, возникающих при реализации права судовладельца на освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов со стоимости операций по текущему ремонту и (или) техническому обслуживанию морского судна, выполненных за пределами таможенной территории Таможенного союза (пп. 1 п. 1 ст. 347 ТК ТС). Автор детально рассматривает сложившиеся в судебно-арбитражной практике правовые подходы при применении условия о возникновении потребности по выполнению перечисленных выше операций во время использования транспортного средства в международной перевозке, а также приводит доказательства и обоснования, подтверждающие их несоответствие смыслу указанного условия. В ходе выполнения научной работы автор применил комплекс общенаучных и частноправовых методов научного познания, позволивших провести полноценное исследование и получить необходимые результаты. Научная новизна работы заключается в том, что автор впервые обращает внимание на устоявшееся за последние годы некорректное судебное толкование и правоприменение условия пп. 1 п. 1 ст. 347 ТК ТС о возникновении потребности по текущему ремонту и (или) техническому обслуживанию транспортного средства во время его использования в международной перевозке, которые, по сути, исключают реализацию льготы, предусмотренной указанной правовой нормой. В процессе исследования автор формулирует выводы и предложения, которые, по его мнению, соответствуют "духу" данного условия и логике законодателя.
Федотов В.В. - Правовое регулированиe сроков предоставления государственной услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним c. 15-26

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.2.17588

Аннотация: Предметом исследования является правовое регулирование срока регистрации прав на недвижимое имущество при предоставлении соответствующей государственной услуги. В статье рассматриваются основные нормативно-правовые акты, устанавливающие процессуальные сроки при государственной регистрации прав, дается оценка согласованности правовых норм и их содержания.По мнению автора, регулирование срока предоставления государственной услуги различными нормативно-правовыми актами свидетельствует о наличии существенных законодательных пробелов. Автор считает, что исчерпывающие сведения о сроках государственной регистрации прав как одной из государственных услуг по должны содержаться в законе о регистрации, либо регулироваться соответствующим административным регламентом. Методологическая основа исследования базируется на общих и частнонаучных методах познания. Автор использует метод анализа и синтеза, сравнительно – правовой и статистический методы. На основании проведенного исследования автором обосновывается необходимость полной реализации потенциала, заложенного в административном регламенте с одновременным исключением ведомственных и локальных нормативно - правовых актов из инструментов регулирования. По мнению автора, существует необходимость усиления административного контроля над сроками предоставления государственной услуги. Автор резюмирует, что вступление в силу в 2017 году нового закона о государственной регистрации недвижимости создает предпосылки для решения обозначенных практических проблем.
Савичев А.Ю. - Административно-правовые модели государственного управления сферой туризма в Российской Федерации c. 15-26

DOI:
10.25136/2409-7136.2020.10.34277

Аннотация: Построение оптимальной системы государственного управления туристской сферой является одной из самых актуальных проблем развития туризма как за рубежом, так и в России. Предмет исследования составляют особенности моделей государственного управления сферой туризма, а также федеральные и региональные нормативные правовые акты, устанавливающие структуру органов исполнительной власти и определяющие компетенцию органов, обладающих специальными полномочиями в сфере туризма. При написании статьи был использован комплекс методов научного исследования: анализ, синтез, системный подход, сравнительно-правовой. В статье изучаются существующие за рубежом модели государственного управления сферой туризма в административно-правовом аспекте. Автор рассматривает эволюцию формирования органов исполнительной власти в сфере туризма в России в дореволюционный, советский и современный период и дает оценку существующей модели управления туризмом в Российской Федерации в свете Указа Президента РФ от 05.06.2020 № 372 «О совершенствовании государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности». Впервые проводится анализ моделей государственного управления туристской сферой, применяемых на уровне субъектов Федерации. По итогам исследования автор приходит к следующим выводам: реформа национальной туристской администрации будет продолжена, в субъектах РФ наиболее распространенной является модель межотраслевого регулирования сферы туризма.
Дресвянникова Е.А. - Транспортная дисциплина и культура участников дорожного движения – основа безопасности дорожного движения c. 24-33

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.5.14790

Аннотация: Предметом проведенного исследования выступают вопросы состояния и формирования транспортной дисциплины и культуры участников дорожного движения. Автор подробно рассматривает применяемые ранее и действующие в настоящее время государственные меры по обеспечению дисциплины водителей. Цель исследования – предложить эффективные способы повышения дисциплины и культуры на дорогах. Задачи исследования: а) на основе анализа государственных мер, направленных на повышение дисциплины и культуры участников дорожного движения, выявить основные их положительные и отрицательные стороны; б) на основе выявленных недостатков предложить эффективные способы по формированию транспортной дисциплины и культуры участников дорожного движения; в) раскрыть значимость информационной и пропагандистской работы в области обеспечения безопасности дорожного движения. В основу методологии исследования положены общие и специальные методы: диалектический, системный, сравнительно-правовой, метод анализа и синтеза и другие, используемые в юридических науках. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что в российском обществе сформирован радикальный запрос на улучшение безопасности дорожного движения, первостепенное значение должно приобретать развитие коммуникационных инструментов, с помощью которых доносится тема безопасности дорожного движения. Автором предложены меры по совершенствованию информационной и пропагандистской работы в области обеспечения безопасности дорожного движения, основным направлением которой должно стать формирование у всех участников дорожного движения правосознания.
Липинский Д.А. - Понятие административного наказания c. 24-43

DOI:
10.7256/2409-7136.2017.2.22105

Аннотация: Предметом исследования выступает понятие административного наказания во взаимосвязи с общетеоретическим понятием «юридическое наказание». Понятие «административное наказание» анализируется не сколько с административно-правовых позиций, а в большей степени с позиции науки теории государства и права. Отмечается не только юридический, но общесоциальный характер категории «наказание». Особое внимание уделяется начавшемуся в науке теории государства и права процессу формирования общетеоретического понятия «юридическое наказание». Следуя от общего к частному автор раскрывает признаки административного наказания, сопоставляя их с дефинициями, имеющимися в Уголовном кодексе РФ, а также с утратившим силу КоАП РФ. В целях исследования анализируются Постановления Конституционного Суда РФ, а также решения Верховного Суда РФ и международные нормативные правовые акты В процессе исследования применялся историко-правовой, формально-юридический и сравнительно-правовой. Основой исследования послужил диалектический метод, использовались философские законы перехода количественных изменения в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания В статье сформулированы признаки административного наказания, основанные не на отраслевом, то есть административном подходе, а исходя из методологии свойственной науке теории государства и права. Обоснован общетеоретический, а не отраслевой характер понятия «наказания». Автором предлагается внести изменения в статью 3.1 КоАП РФ. По нашему мнению редакция данной статьи должна быть следующей: . «Административное наказание является установленной государством мерой административной за совершение административного правонарушения и применяется в целях кары, предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, восстановления общественных отношений и воспитания правонарушителей».
Ломов И.С. - Актуальные проблемы исполнения административного наказания в виде лишения права на управление транспортными средствами всех видов на примере взаимодействия органов ГИБДД и органов Гостехнадзора в Российской Федерации c. 24-34

DOI:
10.25136/2409-7136.2023.4.39863

EDN: YGXCJA

Аннотация: Наша статья призвана определить актуальные проблемы исполнения административного наказания в виде лишения права на управление транспортными средствами всех видов на примере взаимодействия органов ГИБДД и органов Гостехнадзора в Российской Федерации и предложить их решение. Актуальность нашей темы связана с ежегодным увеличением количества зарегистрированных транспортных средств в Российской Федерации, на управление которыми выдается все больше удостоверений. При этом, являясь безусловным источником повышенной опасности, транспортное средство и лицо, управляющее им на основании предоставленного государством права, всегда несут риск причинения вреда здоровью, жизни людей, окружающей среде, имуществу, что закономерно может привести к нарушению основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов людей. Основной задачей нашей статьи является определение теоретических основ деятельности государства по наделению субъектов административно-правовых отношений правом на управление транспортными средствами, а также рассмотрение причин неэффективности взаимодействия органов ГИБДД и органов Гостехнадзора в Российской Федерации по исполнению административного наказания в виде лишения права на управление транспортными средствами. Уникальность работы и её научная новизна состоит в том, что соблюдение положений Кодекса Российской Федерации об исполнении административного наказания в виде лишения права на управление транспортными средствами предлагается достичь путем внедрения в практику деятельности органов ГИБДД и органов Гостехнадзора в Российской Федерации уже реализованный на протяжении двух лет практический опыт взаимодействия инспекции гостехнадзора Курской области с территориальными подразделениями ГИБДД Курской области.
Дамм И.А., Роньжина О.В., Толстикова И.Н., Попов А.В., Табакова И.Н., Петровых Н.Н., Акунченко Е.А., Сухарева К.С., Щедрин Н.В. - Актуальные вопросы изменения порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности c. 31-51

DOI:
10.7256/2409-7136.2017.5.22713

Аннотация: Предметом исследования являются российские нормативные правовые акты, регулирующие представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Авторы подробно рассматривают новеллы, установленные Федеральным законом от 03.04.2017 г. №64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции». Особое внимание в статье уделяется вопросам содержания новых порядков представления сведений о доходах и расходах, размещения таких сведений в открытом доступе, оснований для проведения их проверки, а также отсутствия установленной процедуры обращения высшего должностного лица субъекта РФ в суд в случае выявления факта представления недостоверных и неполных сведений о доходах и расходах. Авторы использовали общенаучный метод диалектического познания, а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический (дедукции, индукции, определения и деления понятия) и другие. Проведенное исследование позволило выявить проблему правовой неопределенности исполнения обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, по новому правилу в 2017 году в отсутствие порядков, установленных законами субъектов РФ. В статье рассмотрены основные достоинства и недостатки различных способов представления сведений о доходах и расходах, проблемы их последующего опубликования и хранения, а также вопросы правового регулирования оснований для принятия решения высшим должностным лицом субъекта РФ о проведении проверки таких сведений. Авторы вносят ряд предложений по формированию регионального законодательства, регламентирующего порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, по новому порядку, а также по совершенствованию соответствующего федерального законодательства.
Дружинин А.В. - Аккредитационный мониторинг как инструмент оценки соответствия образовательных программ высшего образования аккредитационным показателям c. 32-43

DOI:
10.25136/2409-7136.2022.12.38312

EDN: NHZYBB

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является преобразование системы государственной регламентации высшего образования и, в частности, процедур государственной аккредитации образовательной деятельности. Реформа системы государственной аккредитации образовательной деятельности создает ряд возможностей для управленческих команд образовательных организаций высшего образования. В статье на основе анализа актуальных нормативно-правовых актов и новелл законодательства представлена оценка того, как новая правоприменительная практика способна повлиять на управление качеством образования в организациях высшего образования. Для этого в процессе исследования применялась общенаучная и специально-юридическая методология (формально-юридический, сравнительно-правовой). Статья резюмирует итоги одного из этапов диссертационного исследования автора в этом направлении и содержит промежуточные выводы. Особым вкладом автора является исследование новелл, не так давно вступивших в силу и еще до конца непроанализированных в научной литературе. Новизна исследования заключается в применении междисциплинарных подходов к изучению предмета, в соединении результатов анализа нормативно-правовых актов с оценкой воздействия правоприменительной практики на систему менеджмента образовательных организаций высшего образования. При этом, делается вывод о возможности большего сосредоточения команд организаций на совершенствовании качества реализации образовательных программ в силу сокращения бюрократической нагрузки на профессорско-преподавательский состав.
Долгих И.П., Супонина Е.А. - О проблемах и перспективах отечественного административно-деликтного законодательства c. 39-49

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.2.17835

Аннотация: Статья посвящена нормативным пробелам действующего административно-деликтного законодательства, негативным образом влияющим на правоприменительную практику. За последние десятилетия в Российской Федерации реализованы масштабные организационные и нормативно-правовые меры по совершенствованию административно-деликтного законодательства, однако говорить о его оптимальности пока ещё рано. Безудержный рост количества регистрируемых административных правонарушений лишний раз заставляет задуматься об отставании законотворческого процесса от насущных потребностей общества. Предметом исследования являются закрепленные в действующем КоАП РФ административно-деликтные нормы, рассмотренные авторами сквозь призму внесенного в декабре 2015 года в Государственную Думу законопроекта №957581-6 («Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»). Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания действительности, совокупность общенаучных (логического, исторического, восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении и т.д.) и частнонаучных методов познания (сравнительного правоведения, статистического, системно-структурного анализа, толкования закона и других). Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что настоящая статья является одним из первых комплексных межотраслевых исследований актуальных теоретических, законодательных и правоприменительных проблем ряда институтов административно-деликтного права (административного, расследования, неоконченного правонарушения и др.) Предложены конкретные меры по совершенствованию действующего административно-деликтного законодательства, направленные на его дальнейшую оптимизацию в части правотворчества и правоприменения.
Заборовская Ю.М., Рекова В.С., Платонова В.И., Режапова И.М. - Антикоррупционное правосознание как главенствующий фактор формирования личности сотрудника уголовно-исполнительной системы c. 39-48

DOI:
10.25136/2409-7136.2019.10.27521

Аннотация: Проблема противодействия коррупции, а также необходимости формирования антикоррупционной правовой базы признается на уровне любого государства. В данном научном исследовании рассматриваются современные тенденции развития коррупции, наблюдаемые в пенитенциарной системе. Авторами подвергаются анализу представления различных исследователей о данном феномене, анализируются решения в области противодействия коррупции, обосновывается важность формирования антикоррупционного правосознания и воспитание правомерного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы, предлагаются определённые меры профилактического характера, направленные на формирование антикоррупционного правосознания сотрудников уголовно-исполнительной системы. В ходе исследования проведен анализ положений федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предложены мероприятия, направленные на правомерное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы. В результате исследования автором, во-первых, сделан вывод о необходимости формирования антикоррупционной культуры; во-вторых, необходима деятельность по воспитанию правомерного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы; в-третьих, необходимо выявление и устранение причин возникновения коррупции; в-четвертых, сделан вывод о том, что необходима разработка антикоррупционных стандартов, которые разрабатываются государственными органами для конкретной сферы общественных отношений.
Бекетов О.И., Майле А.Д., Гоман О.С., Сургутсков В.И. - Модели правового регулирования оборота гражданского оружия в иностранных государствах (на примере США, Германии и Японии) c. 39-51

DOI:
10.25136/2409-7136.2020.11.34726

Аннотация: Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу оборота гражданского оружия в Соединенных Штатах Америки, Японии и Федеративной Республики Германии. Предметом исследования выступает законодательство названных государств, устанавливающее правила оборота оружия для гражданского населения. Основной целью исследования является выработка на основе анализа нормативных правовых актов моделей правового регулирования оборота гражданского оружия. Методологическую основу исследования образуют обще- и частнонаучные методы познания, в том числе аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический, статистический, социологический. В статье раскрываются особенности становления, развития и современного состояния правового регулирования оборота гражданского оружия за рубежом на примере трех государств мира.   Научная новизна проведенного исследования определяется выявлением трех отличных друг от друга моделей правового регулирования оборота гражданского оружии: либерально-разрешительной, запретительно-патерналистской и комбинированной. Авторы приходят к выводу, что, выбор метода правового регулирования оборота гражданского оружия зависит от объективных факторов, в которых существует государство, а именно: социальных, политических, культурных, идеологических, религиозных и иных факторов, а также от исторического опыта государства, особенностей регулирования внутренних социальных вопросов, менталитета населения, наличия или отсутствия «состояния войны». В мире не создана универсальная модель регулирования оборота гражданского оружия, самая эффективная реализация представленных моделей возможна только в случае сбалансированного учета всех объективных факторов для каждого конкретного государства.
Маматов М.В., Маслов И.А. - Профилактическая роль прокурора в сфере действия законодательства об административных правонарушениях c. 41-52

DOI:
10.25136/2409-7136.2018.1.23507

Аннотация: В статье на основе исследования положений действующего законодательства и складывающейся правоприменительной практики показана современная профилактическая работа прокурора в сфере действия законодательства об административных правонарушениях. Значительное внимание авторы уделяют вопросам применения предусмотренного статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях специального средства – представлению об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, исследуя его природу и объясняя ошибочность или правоту существующих на данный счет научных мнений. В статье анализируются организационно-распорядительные и информационно-методические документы прокуратуры, материалы практики судов и несудебных органов административной юрисдикции. При проведении исследования, постановке задач, определении целей и решении круга поставленных проблемных вопросов использовался комплекс разноплановых научных приемов и средств теоретического освещения фактического материала. Исследование произведено на основе общенаучного диалектического метода познания и вытекающих из него научных методов: системно-структурного анализа, логического, сравнительно-правового, специально-юридического, метода правового моделирования. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены различные правовые механизмы, направленные на профилактику правонарушений такого рода. Одно из наиболее эффективных специальных средств - внесение на основании статьи 29.13 Кодекса представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, реализация которой имеет заметную специфику. Комплексный анализ реализации данного средства органами прокуратуры проводится впервые.
Новгородов Д.А. - К вопросу о возможности замены административного штрафа другим видом административного наказания c. 42-47

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.5.35668

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье выступают общественные отношения, складывающиеся по вопросам привлечения к административной ответственности и назначению административных наказаний в виде административного штрафа на лиц, совершивших административные правонарушения. Предметом исследования выступает современное административное законодательство Российской Федерации регламентирующее порядок привлечения к административной ответственности виновных лиц, а также материалы судебной статистики и практики по вопросам назначения административных наказаний в виде штрафов их собираемости. Автор анализирует изменения в административном законодательстве в последние годы, а также проводит сравнительные анализ и судебной статистики за 2015-2019 годы.   Новизна исследования заключается в том, что автор, проведя анализ изменений в административном законодательстве и судебной статистики приходит к выводу, что практика привлечения виновных к административной ответственности, свидетельствует о недостаточной эффективности принимаемых мер. Рост числа правонарушений указывает на то, что административная ответственность не достигает целей, обозначенных в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. Естественной реакцией законодателя на низкую эффективность является увеличение размеров административных наказаний и применение более строгих санкций, но это не дает нужного эффекта. В этой связи автор предлагает разработать и принять новый порядок замены одного вида административного наказания другим видом.
Дресвянникова Е.А. - Об эффективности реализации административного законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. c. 48-75

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.8.15591

Аннотация: Одной из стоящих в настоящее время перед наукой административного права задач является исследование проблем реализации административного законодательства. Многочисленные поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях сделали некоторые его положения сложными и противоречивыми. Автор статьи полагает, что анализ проблем, возникающих в правоприменении норм действующего административного законодательства в области дорожного движения, является необходимым условием формирования эффективного механизма административно-правового регулирования в данной области, а также одним из условий оптимизации состояния обеспечения безопасности дорожного движения и снижения аварийности на дорогах. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись как общенаучные (анализ, синтез, дедукция), так и специально-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы. Научная новизна исследования, заключается в том, что автором предложены конкретные меры по совершенствованию действующего административно-деликтного законодательства, направленные не только на его дальнейшую оптимизацию в части правотворчества и правоприменения, но и реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Горбунов И.А. - Административная ответственность за незаконное получение информации с ограниченным доступом c. 48-55

DOI:
10.25136/2409-7136.2023.6.39670

EDN: CPEGGI

Аннотация: Предметом исследования является ст. 13.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая внесена Федеральным законом от 11 июня 2021 г . № 206-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях относительно недавно, а именно в 2021 году. В данной статье исследуется видовой объект, объективная сторона правонарушения в совершении действий, направленных на незаконное получение доступа к информации ограниченного доступа, субъект административного правонарушения, а также субъективная сторона с точки зрения исследования умысла и неосторожности совершения правонарушения. Высокая актуальность рассматриваемой темы обусловлена появлением в 2021 году ст. 13.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В настоящей научной статье предпринята попытка формирования комплексного (систематизированного) представления о составе административного правонарушения, которое выражается в незаконном получении информации с ограниченным доступом. В связи с тем, что административная ответственность за указанное правонарушение возникла сравнительно недавно, многие теоретические аспекты, связанные с его изучением, еще не достигли глубокого научного осмысления. То же самое касается правоприменительной практики по ст. 13.14.1 КоАП РФ, которая до сих пор не сформирована. В статье обосновывается важность надлежащей систематизации нормативных правовых актов, закрепляющих правовой режим информации ограниченного доступа, что обеспечит правильное применение ст. 13.14.1 КоАП РФ, а также необходимость формирования правоприменительной практики, в рамках которой более четко будут раскрыты субъективные и объективные признаки данного правонарушения.
Карпухин Д.В., Остроушко А.В. - К вопросу о правовой природе уведомлений о применении бюджетных мер принуждения c. 49-58

DOI:
10.25136/2409-7136.2019.10.30928

Аннотация: Объектом исследования стала кодификация бюджетных отношений, связанная с применением бюджетных мер принуждения. В 2013 году в БК РФ появилась принципиально новая двухуровневая административно-процессуальная конструкция, связанная с фиксацией оснований применения бюджетных мер принуждения в уведомлениях о применении мер бюджетного принуждения и принятии решений о применении мер бюджетного принуждения. Правоприменительная практика, связанная с применением указанных бюджетных мер принуждения, выявила проблему определения сущности правовой природы уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. Для подготовки статьи были использованы следующие методологические основы: совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Методологический базис исследования представлен диалектическим методом с присущими ему требованиями объективности, всесторонности, историзма и конкретности истины. Из числа общенаучных методов исследования использовались методы анализа, синтеза, сравнения, измерения. В качестве частного научного метода применялся сравнительно-правовой метод. Выявлено, что проблема определения правовой природы уведомления о применении бюджетных мер принуждения обусловлена двухуровневой правоприменительной конструкцией реализации бюджетных мер принуждения, охватывающей собственно уведомления и решения о применении бюджетных мер принуждения. Следует отметить двойственный характер уведомлений, которые, наряду с фиксацией оснований применения бюджетных мер принуждения с указанием суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению, содержат властно-распорядительные предписания о принятии соответствующих решений.
Соловьёв А.А. - Правовая регламентация применения мер, связанных с принудительным медицинским вмешательством в отдельных штатах США c. 51-59

DOI:
10.25136/2409-7136.2022.1.36012

Аннотация: Предметом настоящей работы являются вопросы правовой регламентации административных и судебных процедур, связанных с принудительным медицинским вмешательством, в Соединенных Штатах Америки. Поскольку в этой стране референтная правовая регламентация имеется в законодательстве штатов, был рассмотрен пример штатов Коннектикут, Мэн и Флорида. Особое внимание уделено автором следующим ключевым вопросам: перечень лиц, имеющих право на обращение с соответствующим заявлением; требования, предъявляемые к такому заявлению; порядок проведения медицинского освидетельствования лица, помещения его в специализированное медицинское учреждение, продление и прекращение такого пребывания; рассмотрение судом вопросов, связанных с принудительной госпитализацией. При проведении исследования автором использованы различные методы научного познания, как общенаучные: анализ, синтез, логический и структурно-функциональный, так и частнонаучные: формально-юридический, метод правового моделирования и сравнительно-правовой. Новизна исследования заключается в том, что автор впервые в отечественной юридической науке провел компаративистский анализ применяемых в указанных штатах США процедур, к лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, психическими заболеваниями, активной формой туберкулеза. Автор приходит к выводу о том, что рассмотренное им законодательство штатов США представляет собой довольно эффективное сочетание административных и судебных процедур, связанных с принудительным медицинским вмешательством.
Остроушко А.В. - О необходимости совершенствования понятийного аппарата в сфере регулирования информационной инфраструктуры c. 52-61

DOI:
10.25136/2409-7136.2022.9.38806

EDN: RCMMSJ

Аннотация: Предметом исследования является имеющийся понятийный аппарат, связанный с вопросами правового регулирования процессов создания и функционирования устойчивой и безопасной информационной инфраструктуры в Российской Федерации. Выявлено, что назрела ненасущная потребность, провести анализ имеющихся новелл законодательства с целью совершенствования и разработки комплексного механизма регулирования исследуемых отношений. Анализу подвергнуты действующие нормативные акты на предмет: наличия легального толкования имеющихся в них терминов; согласованности определений, имеющихся как в разных отраслях права; корреляции юридических определений с устоявшимися понятиями в технических науках; доступность понимания терминов для правоприменителя в целях исключения неоднородного правоприменения. Основными выводами проведенного исследования являются: совершенствования механизма законодательного регулирования деятельности является важным направлением по созданию устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; в России отсутствует строго согласованный понятийный аппарат информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; назрело законодательное выделение единого информационного пространства РФ для чего были разработаны критерии, которые могут быть использованы законодателем; выдвинуто предложение о необходимости принятия специального федерального закона, регулирующего информационно-телекоммуникационную инфраструктуру Российской Федерации, определяющего основные дефиниции информационно-телекоммуникационных технологий, юридические критерии сети «Интернет», устанавливающего статус субъектов, осуществляющих деятельность в сети и с использованием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Васильева Я.В. - Правовое обеспечение национальной экономической безопасности в условиях беспрецедентного санкционного давления c. 61-72

DOI:
10.25136/2409-7136.2024.1.69699

EDN: JAEKMQ

Аннотация: Предметом исследования являются нормативные и иные правовые акты, материалы правоприменительной практики, положения отечественной правовой теории, касающиеся обеспечения безопасности российской экономики в условиях санкционного давления. Объектом исследования стали общественные отношения, урегулированные нормативными актами, закрепившими антисанкционные меры. Цель исследования состоит в изучении, обобщении, теоретическом и практическом осмыслении правового регулирования обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, разработке на этой основе совокупности теоретических выводов, предложений в законодательство и практических рекомендаций, обеспечивающих современное представление о законодательстве в рассматриваемой сфере. Особое внимание уделяется анализу основных антисанкционных мер, принятых в Российской Федерации для противодействия ограничениям в экономическом секторе, позволившим в кратчайшие сроки стабилизировать ситуацию в российской национальной экономике. Методологической основой достижения поставленной цели исследования выступили методы комплексного, системного, сравнительно-правового, информационного, статистического анализа. Выводы исследования также обладают научной новизной: в условиях усиления существующих и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социально-экономической стабильности. Нашей стране необходимо продолжить политику оперативного реагирования на санкционное давление недружественных государств, требуются к принятию нормативные акты, направленные на структурные изменения в российской экономике и уменьшение доминирования западных инструментов во внешнеторговых отношениях, развитие инфраструктуры и укрепление партнерских отношений с дружественными государствами, развитие инвестиционной деятельности, активное совершенствование цифровых финансовых технологий, актуализация и продление реализации национальных проектов. Указанные выше меры должны способствовать повышению благосостояния российских граждан и обеспечению устойчивого социально-экономического развития России.
Иванова И.А. - Выбор административного судопроизводства для защиты прав: судебная практика c. 62-66

DOI:
10.25136/2409-7136.2018.6.26430

Аннотация: Предметом исследования являются актуальные проблемы и вопросы, связанные с определением вида судопроизводства исходя из выбранного способа защиты прав истца. В статье рассматривается положение Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об отказе в принятии административного искового заявления в связи с неверно избранным видом судопроизводства, а также выявление спорных вопросов на основании сложившейся судебной практики и определение предмета спора между сторонами. Предметом исследование также выступают предстоящие изменения в законодательстве. и определение предмета спора между сторонами Методологическую основу исследования образуют основополагающие методы научного познания, в том числе методы анализа и синтеза, аналогии, нормативно-логический, сравнительно-правовой и др. Исследованные примеры из судебной практики приводят к следующим выводам: 1) установленная в пп.1 п.1 ст.128 КАС РФ формулировка требует доработки, а именно сужению в объёме, что и предлагает Верховный Суд РФ в проекте закона; 2) несмотря на то, что КАС РФ введён в действие 15 сентября 2015 года, до сих пор у заявителей, а зачастую и судов, возникают вопросы при принятии административного искового заявления к производству: подлежит ли данный спор рассмотрению в порядке административного судопроизводства?; 3) в связи с такой сложившейся судебной практикой нельзя не отметить имеющее место злоупотребление со стороны административных истцов, что можно наблюдать во втором примере.
Капустина В.А., Козлова Ю.А. - Проблемы, связанные с трудоустройством лиц, вышедших в отставку с государственной (муниципальной) службы, обремененных антикоррупционными ограничениями c. 65-72

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.6.19293

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются особенности трудоустройства государственных или муниципальных служащих после выхода в отставку с государственной (муниципальной) службы. Авторами анализируются установленные законодательством запреты и ограничения при заключении бывшими государственными или муниципальными служащими трудового договора и гражданско-правового договора. В результате исследования были выявлены актуальные проблемы, связанные с получением согласия на трудоустройство соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Методом научного исследования является теоретический анализ нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих порядок трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих. Основными выводами проведенного исследования являются обнаруженные в законодательстве противоречия относительно обязанности для бывших государственных и муниципальных служащих получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство, т.к. обязанность бывшего государственного или муниципального служащего получить согласие соответствующей комиссии возникает до официального трудоустройства у потенциального работодателя, что существенно ущемляет трудовые права бывших госслужащих по сравнению с другими соискателями на данную должность.
Супонина Е.А., Маркевич А.С. - Обязательные работы как вид административного наказания: оправдаются ли надежды правоприменителя? c. 91-97

DOI:
10.7256/2409-7136.2017.1.19035

Аннотация: Статья представляет собой анализ юридической природы и специфики обязательных работ как элемента системы административных наказаний, механизма реализации данного вида административных наказаний, перспектив его оптимизации, а также проблем его соотношения с административным арестом. Предметом исследования выступают нормы административно-деликтного права, регламентирующие содержание, основания и порядок применения обязательных работ в качестве наказания, деятельность специализированных органов по их исполнению, а также имеющаяся практика и данные статистики и конкретных эмпирических исследований. При написании статьи использованы современные достижения теории познания и административно-деликтного права. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания. Также применялись: исторический, статистический, социологический, сравнительно-правовой, формальнологический, системно-структурный и некоторые другие методы, а также метод экспертных оценок. Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой исследование, посвященное введению и применению такого сравнительно нового для российского административно-деликтного законодательства вида наказания, как обязательные работы. Авторами критически оценивается возможность расширения сферы применения обязательных работ к лицам, не имеющим постоянного места жительства и стабильного источника доходов.
Петровская М.И. - Институт временного убежища: проблемы государственного управления, статистики и административно-правового регулирования c. 108-119

DOI:
10.25136/2409-7136.2023.11.68892

EDN: NOXKAU

Аннотация: В статье исследована актуальная проблематика института временного убежища в контексте действующего административно-правового регулирования и практики государственного управления. Внимание в статье уделено рассмотрению известных в литературе проблем реализации института временного убежища, связанного со сложной административной процедурой предоставления статуса временного убежища и продолжительным сроком рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса, а также падающей востребованностью институтов беженца и временного убежища, отражающихся в статистических данных. Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере вынужденной миграции. Предметом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих по поводу осуществления государственного управления в процессе предоставления статуса временного убежища. Целью данной статьи является выработка предложений по реформированию административно-правового регулирования института временного убежища в Российской Федерации в системе государственного управления вынужденной миграцией в России. Научная новизна настоящей статьи состоит в проведении качественного анализа по предоставлению статуса беженца и временного убежища на основе статистических данных государственных органов и иных источников в сфере вынужденной миграции в России. Уделено особое внимание вынужденным мигрантам из Украины в контексте существующей проблематики. Выявлена системная проблема противоречивости статистических данных о предоставлении статусов беженца, временного убежища и гражданства Российской Федерации и реально складывающейся социально-политической ситуацией. В заключении сформулированы основные выводы и предложения по модернизации действующего законодательства в сфере вынужденной миграции, в том числе наделение статистическими полномочиями в сфере вынужденной миграции МВД России, а также внедрение в административно-правовую практику нового правового статуса - "временная защита"
Кабанов П.А. - Организация и осуществление ведомственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции в регионах Российской Федерации c. 130-145

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.6.12236

Аннотация: Предметом проведенного исследования выступают организационные вопросы осуществления ведомственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции в регионах Российской Федерации. Цель исследования - оценка действующих механизмов ведомственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции в регионах Российской Федерации. Задачи исследования: описание основных моделей ведомственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации; оценка эффективности ведомственного контроля за реализацией государственной политики в сфере противодействия коррупции; внесение предложений по совершенствованию системы ведомственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции в российских регионах. В качестве методологии использован диалектический метод научного познания социальных явлений и процессов и основанные на нем общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение), а также иные методы используемые в гуманитарных науках. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что автором впервые исследован феномен ведомственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации. Описаны его основные виды (внешний и внутренний антикоррупционный аудит, антикоррупционный аудит персонала). Предложены меры по совершенствованию ведомственного контроля за реализацией государственной политики противодействия коррупции в российских регионах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.