по
Legal Studies
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Council of editors > Redaction > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Legal Studies" > Contents of Issue № 11/2017
Contents of Issue № 11/2017
Теория и философия права
Gorban V.S. - “Law as a Means to an End”: on the issue of genesis and creative modification of the concept (R. von Jhering and R. Stammler) pp. 1-19

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.24526

Abstract: The research subject is the political and legal and socio-philosophical views of R. von Jhering and R. Stammler on the problem of interpretation of law as a means to an end of existence and development of society. Genesis of this concept — “law as a means to an end” — is connected with the formation and creative evolution of Jhering’s political and legal theory. Later the sociologized variant of interpreting law as a means to an end had become one of the most popular ways of studying and interpreting law. Stammler modified this concept and some other significant components of Jhering’s legal theory (struggle for law, living conditions of society, etc.) articulating the so-called “system” or formal method, which is aimed at studying not the essence of law, but the forms of thinking about law. The research methodology is based on the set of general scientific and specific methods, the methods of theoretical analysis and historical and philosophical reconstruction of political and legal doctrines. The scientific novelty of the work consists in the analysis of the problem of Jhering’s legal views’ impact on the formation and character of Stammler’s creative philosophizing about law, which hasn’t been studied sufficiently enough. The work clarifies the problem of genesis and creative modification of one of the central components of Jhering’s legal theory about the interpretation of law as a means to an end. Stammler’s main achievement in this context consists in the fact that he had introduced the interpretation of law as a means to an end and a range of related theoretical concepts into the central scope of social philosophy. 
Practical law manual
Vronskaya M.V. - Topical issues of private bankruptcy in Russian legislation pp. 20-27

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.24812

Abstract: The article studies legislation and law enforcement practice in the sphere of private bankruptcy in order to detect topical issues of legal regulation of these relations. Some parts of the work consider the problem of responsible performance of obligations by a finance manager and abuses related to concealment of income and property from bankruptcy estate. Forced sale is accompanied with significant difficulties in the case of marital assets. On the basis of judicial practice analysis, the author concludes about the absence of a unified approach to the application of legislative provisions about private bankruptcy and the clause 39 of the resolution of the Supreme Court Plenum of 13.10.2015 No 45. The author uses the complex approach. The research methodology includes judicial practice analysis, the formal-logical method and correlation between the actual and the legal. Over the past two years upon the private bankruptcy institution coming into effect, the practice of its application allows assessing and outlining the topical issues, which hamper implementation of law, and sometimes eradicating law abuses by the subjects of these legal relations. The author concludes that, despite the relatively effective application of corporate bankruptcy and bankruptcy of self-employed persons in Russia, it is too early to apply this mechanism in the same way to private bankruptcy. Some legal norms should be modernized, and (or) a particular interpretation by the Supreme Court Plenum, establishing legal positions of courts, should be adopted. 
Human and state
Ivanova Z.B., Korobko K.I. - Legal regulation of anonymous access to medical services pp. 28-34

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.24590

Abstract: The article studies the problem of anonymous access to medical services. The authors give special attention to the analysis of the current legislation and the materials of judicial practice in order to detect the types of medical services which can be delivered on the anonymous basis. The authors study the concept of a pseudonym. The research methodology is based on general scientific and specific research methods, such as the formal-legal, analytical, the methods of system analysis and synthesis. The authors enumerate the types of medical services which can be delivered on the anonymous basis, and analyze the conditions of their delivery. The authors prove that pseudonyms can be legally used for medical services delivery. At the same time, the authors note that if a citizen uses a pseudonym or a fictive name to get medical care, it can potentially cause difficulties with protecting his or her rights in the case of any claims. 
State institutions and legal systems
Kireeva A.V., Shatalov S.S. - Public accounting: a promising direction of development of a system of public control in Russia pp. 35-45

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.22705

Abstract: The research subject is the set of instruments used to provide public participation in public management and control. The authors show that a range of such instruments — including “public control”, estimation of regulating and actual impact and various types of public examination: independent anti-corruption examination, public discussion, opinion of the Expert Board under the Government of the Russian Federation — has been formed during the administrative reform. However, their potential is not being fully realized. Among other things because of the fact that most of them are not intended to involve public participation. The research methodology is based on the works of V.M. Komarov, P.N. Pavlov, Ya.I. Kuz’minov, A.B. Zhulin, A.A. Voloshinskaya, E.V. Talapina and others. The authors use the methods of interpretation and modeling, statistical, formal-logical, comparative-legal and other methods. The authors prove that Russian institutions, guaranteeing public participation in public management and control, don’t include the institution, widely used in some countries, - the institution of public accounting, which allows influencing the process of planning audit, performed by the government bodies, via the collective petitions mechanism. The practice of using “public audit” is illustrated by the experience of the Republic of Korea. 
JUDICIAL POWER
Chuklova E.V. - On the concept, features and forms of administrative procedure enforcement pp. 46-54

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.24152

Abstract: The research subject is the institution of administrative procedure enforcement. The author defines its concept, studies its features and forms. In the author’s opinion, administrative and procedure enforcement has the following forms: measures of procedural protection (including protection, responsibility and security measures) and injunctions. The author compares the forms of administrative procedure enforcement, points out their common features and peculiarities. As the common features, the author mentions public enforcement character, normative formalization, existence within a legal relationship; peculiarities consist in the reasons for use, content, reasons for immunity and exceptions. The study is based on the dialectical method of cognition of social phenomena and the related general scientific and specific methods: comparative-legal, formal-legal, functional, system and others. The author formulates conclusions about the concept of administrative procedure enforcement and existence of injunctions, which have different reasons for use, different content, reasons for immunity and exceptions. The article is a part of the research project of Russian Foundation for Basic Research No 16-33-00017 “Complex intersectoral institution of legal responsibility: concept, structure, interrelations and place in the system of law”. 
Law and order
Zhinkina T. - Interaction of criminal and civil law in the context of their conceptual nature pp. 55-60

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.24549

Abstract: The author analyzes the popular topic of penetration of private principles into public law and public principles into private law. On the basis of doctrinal sources and her own arguments, the author resists such a presentation of a problem. Using the examples of criminal and civil law, the author describes the cases of interaction between these branches of law. In the attempt to prove that there are no mixed public-private institutions, the author states that even the institution of public-private partnership is actually public. The author analyzes doctrinal sources. From the position of the system approach, public and private branches of law are seemed as integral components of the system of contemporary Russian law. The author insists that it is possible to speak about the connection, mutual communication, but not about the mixture or confluence of criminal and civil law. The connection between them does exist objectively, while the manifestations of this connection, their technical and legal formalization in the description of the composition of crime in the text of the Criminal Code are created, changed and terminated by the legislator. It is possible to predict the occurrence of new legal rules and methods, which would reflect the connection between the provisions of different branches of law. 
Трудовое право
Paramonova S.V. - Annual paid prolong basic leaves of higher educational institutions’ employees in executive positions pp. 61-83

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.21070

Abstract: The article observes the evolution of legal regulation of annual paid prolonged basic leaves of higher educational institutions’ employees in executive positions. The author carries out retrospective analysis of statutory acts regulating the length and the procedure of granting annual paid prolonged basic leaves to the employees of educational institutions and formulates the ideas about potential scenarios of their application to this category of employees. It helps demonstrate the drawbacks of the old and the current legal instruments. The author attempts to formulate particular practical recommendations for their effective implementation. The research methodology is based on general scientific and specific research methods: dialectical, historical-legal, formal-logical, linguistic, system approach and system analysis. The author deliberately uses the generalizing theoretical category – an “annual paid prolonged basic leave” (shortly, a “prolonged leave”), regardless of the terminology used in statutory acts of the related historical period, though the notions can be used in compliance with the analyzed statutory act. It demonstrated the diversity of the terminology used in statutory acts. The estimation of legal regulation of annual leaves of the executives of higher educational institutions, described in the article, and the author’s assumptions about a relatively new legal procedure can be considered as a reason for the further theoretical consideration of the problem issues and will be used in law enforcement practice and for the improvement of lawmaking. The scientific novelty of the study is determined by the fact that it is a practice-oriented research of the legal regulation of annual leaves of a specific category of higher educational institutions’ employees which hasn’t been profoundly studied so far. 
Demidov N.V. - Dismissal of a pregnant employee: on practicability of the current legislative guarantees pp. 84-91

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.21903

Abstract: The article considers legal guarantees for pregnant employees in the situation of employer-initiated termination established by the labor legislation of the Russian Federation. The author analyzes the positions of the Supreme Court in this sphere and studies the practice of regular courts. The author exposes the contradictions between the legal regulation of dismissal of a pregnant employee and the actual needs of the labor market and an employer. The author takes into account the objective current labor relations with pregnant employees. The article critically analyzes the actual prohibition on termination of particular categories of employees. The research methodology includes formal-legal and logical methods, analysis, deduction, induction, dialectical and legal-sociological methods. The author concludes about the contradictory nature of the current prohibition on dismissal of a pregnant employee in case of disciplinary offences without good excuses. The author points at economic destructiveness of transferal of the burden of social protection from the government to the employer. The author substantiates the need to amend the article 261 of the Labour Code of the Russian Federation with compromise initiatives in order to achieve a balance of interests of an employer and an employee. The author suggests accepting the possibility to dismiss a pregnant employee who has repeatedly committed a gross misconduct without a good excuse, or replace reemployment with a leave compensation. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Юридические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Юридические исследования" > Содержание № 11, 2017
Выходные данные сетевого издания "Юридические исследования"
Номер подписан в печать: 04-12-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2409-7136
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2017
Теория и философия права
Горбань В.С. - «Право, как средство для цели»: к вопросу о генезисе и творческой модификации концепта (Иеринг и Штаммлер) c. 1-19

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.24526

Аннотация: Предметом исследования являются политико-правовые и социально-философские взгляды Р. Иеринга и Р. Штаммлера на проблему интерпретации права как средства для цели существования и развития общества. Генезис данного концепта - "право, как средство для цели" - связан с формированием и творческой эволюцией политико-правовой теории Иеринга. В последующем социологизированный вариант истолкования права как средства для цели стал одним из наиболее популярных направлений правопознания и правопонимания. Штаммлер подверг данный концепт и некоторые другие связанные с ним значимые компоненты правовой теории Иеринга (борьба за право, жизненные условия общества и др.) оригинальной творческой модификации, артикулируя так называемый "систематический" или формальный метод, направленный не на познание сущности права, а лишь форм человеческого мышления о праве. Методология исследования основана на использовании совокупности общенаучных и частнонаучных методов, а также методов теоретического анализа и историко-философской реконструкции политических и правовых учений. Новизна исследования заключается в том, что в нём анализируется малоисследованная проблематика весьма значимого влияния политико-правовых взглядов Иеринга на формирование и характер творческого философствования о праве Штаммлера. В исследовании проясняется проблематика генезиса и последующей творческой модификации одного из центральных компонентов правовой теории Иеринга о понимании права как средства для цели. Основная заслуга Штаммлера по рассматриваемой проблематике состояла в том, что он ввёл трактовку права как средства для цели и ряд сопряжённых теоретических концептов в круг центральной проблематики социальной философии.
Юридический практикум
Вронская М.В. - Актуальные проблемы института банкротства граждан в российском законодательстве c. 20-27

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.24812

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является изучение законодательства и правоприменительной практики в сфере банкротства граждан с целью выявления актуальных проблем правового регулирования данных правоотношений. Отдельные разделы исследования посвящены проблеме добросовестности исполнения обязанностей финансовым управляющим и злоупотребления гражданами в части сокрытия доходов и имущества от включения в конкурсную массу (значительные затруднения вызывает вопрос реализации имущества должника, в тех случаях, когда имущество находится в общей собственности супругов). Анализ судебной практики позволил сделать вывод от отсутствии единообразного подхода в применении законодательных положений о банкротстве граждан, а также пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45. В ходе исследования используется комплексный подход. Методикой данного исследования является проведение анализа судебной практики, формально-логический метод, соотношения фактического и юридического. За прошедшие 2 года с момента вступления в силу положений института несостоятельности граждан в российскую действительность, обширная практика его применения позволяет дать критическую оценку и выделить актуальные проблемы, препятствующие реализации права, а в некоторых случаях и устранить злоупотребления правом субъектами данных правоотношений. Автор приходит к выводам, что, несмотря относительно эффективное применение в РФ положений института несостоятельности (банкротства) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использование данного правового механизма по аналогии применительно к банкротству граждан является поспешным, что в свою очередь обуславливает необходимость модернизации отдельных правовых норм и (или) принятие отдельного разъяснения на уровне Пленума Верховного Суда РФ устанавливающего правовые позиции судов.
Человек и государство
Иванова Ж.Б., Коробко К.И. - Правовое регулирование оказания медицинских услуг пациентам на условиях анонимности c. 28-34

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.24590

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию проблематики оказания медицинской помощи на условиях анонимности. Особое внимание авторов уделяется анализу действующего законодательства и материалов судебной практики на предмет выявления видов медицинской помощи, которые могут быть оказаны анонимно. Рассматривается вопрос получения информированного добровольного согласия гражданина либо его законного представителя при оказании медицинской помощи анонимно. Авторами исследуется содержание понятия «псевдоним» и рассматривается возможность получения медицинской помощи с использованием псевдонима (вымышленного имени). Методологической основой исследования являются общенаучные и частнонаучные методы, такие как формально-юридический, аналитический, системного анализа, синтеза. Авторами были выявлены виды медицинской помощи, которая может быть оказаны на условиях анонимности, проведен анализ условий оказания такой помощи. Обосновано, что в рамках правоотношений в сфере охраны здоровья граждан в установленных законом случаях допускается оказание медицинской помощи с использованием псевдонима (вымышленного имени). Вместе с тем, отмечается, что если в процессе оказания медицинской помощи гражданин выступал анонимно, либо под псевдонимом (вымышленным именем), то при обнаружении недостатков оказанной помощи могут возникнуть существенные сложности в защите своих прав.
Государственные институты и правовые системы
Киреева А.В., Шаталов С.С. - Общественный аудит: перспективное направление развития системы общественного контроля в России c. 35-45

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.22705

Аннотация: Предметом исследования стала совокупность инструментов, используемых для обеспечения общественного участия в процессе государственного управления и контроля. Показано, что в ходе административной реформы был сформирован целый ряд таких инструментов, включая «общественный контроль»; оценку регулирующего и фактического воздействия, а также различные «общественные экспертизы»: независимую антикоррупционную экспертизу, общественное обсуждение, получение заключения Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации и т.д. Однако их потенциал реализуется не полностью, в том числе из-за того, что большинство из них не рассчитано на прямое участие «широкой общественности». Методологической основой исследования стали работы Комарова В.М., Павлова П.Н., Кузьминова Я.И., Жулина А.Б., Волошинской А.А., Талапиной Э.В. и других. В процессе исследования использованы метод толкования, моделирования, статистический, формально-логический, сравнительно-правовой и иные методы. В результате исследования показано, что в российской системе институтов, обеспечивающих общественное участие в государственном управлении и контроле, не представлен получивший активное развитие в ряде стран институт «общественного аудита», позволяющий посредством механизма коллективных петиций влиять на процесс планирования проверок, проводимых органами государственного контроля (надзора). Практика внедрения «общественного аудита» рассмотрена на примере опыта Южной Кореи.
Судебная власть
Чуклова Е.В. - О понятии, признаках и формах административно-процессуального принуждения c. 46-54

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.24152

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступает институт административно-процессуального принуждения, определяется его понятие, исследуются признаки и формы. По мнению автора административно-процессуальное принуждение представлено в следующих формах: меры процессуальной защиты (включающие в себя меры защиты, меры ответственности, меры безопасности) и меры обеспечения. Автором проводится сравнительный анализ форм административно-процессуального принуждения, выделяются их общие признаки и отличительные особенности. В качестве общих признаков выделяются: государственно-принудительный характер, нормативное закрепление, существование в рамках правоотношения; отличия кроются в основаниях применения, содержании, в основаниях освобождения и исключения их применения. В основу исследования положен диалектический метод познания социальных явлений и органично связанные с ним общенаучные и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, функциональный, системный и другие. В результате проведенного исследования автором делаются выводы о понятии административно-процессуального принуждения, наличии в административно-процессуальном принуждении принудительных мер, отличия которых выражаются в основаниях применения, содержании, в основаниях освобождения и исключения их применения. Статья выполнена в рамках проекта РФФИ № 16-33-00017 «Комплексный межотраслевой институт юридической ответственности: понятие, структура, взаимосвязи и место в системе права»
Уголовный закон и правопорядок
Жинкина Т.Ю. - Взаимодействие уголовного и гражданского права в контексте их концептуальных начал c. 55-60

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.24549

Аннотация: В настоящей работе анализируется часто затрагиваемая в литературе последних лет проблема проникновения частных начал в публичное право и публичных – в частное. Ссылаясь на доктринальные источники и приводя собственные доводы, автор возражает против такой постановки вопроса.На примере уголовного и гражданского права выделяются проявления взаимодействия между этими отраслями права. В подтверждение того, что не бывает смешанных публично-частных образований, отмечается, что даже институт публично-частного партнерства по сути является публичным. Авторские выводы сделаны, главным образом, на основе анализа доктринальных источников. Частное и публичное право с позиции системного подхода представляются как неотъемлемые компоненты системы современного российского права. В результате проведенного исследования автор настаивает, что можно говорить именно о связи, взаимном «общении», но не смешении и слиянии уголовного и гражданского права. Связь между ними объективно существует, а вот проявления этой связи, их технико-юридическое оформление при описании состава преступления в тексте Уголовного кодекса создаются, изменяются и упраздняются законодателем. В будущем можно прогнозировать появление новых правил и приемов юридической техники, отражающих связь между нормами различных отраслей права.
Трудовое право
Парамонова С.В. - Ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска работников, занимающих должности руководителей в образовательных организациях высшего образования c. 61-83

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.21070

Аннотация: В статье представлена эволюция правового регулирования ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работников, занимающих должности руководителей в высшей школе. В ходе ретроспективного анализа нормативных правовых актов, определяющих продолжительность и порядок предоставления ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам сферы образования, излагаются соображения относительно возможных сценариев их реализации в отношении указанной категории работников. Посредством этого демонстрируются слабые стороны ранее и ныне действующих правовых решений. По итогам рассмотрения действующих нормативных положений предпринята попытка сформулировать конкретные практические рекомендации для их эффективной реализации. Методологической основой исследования являются общенаучные и частные методы познания: диалектический, историко-правовой, формально-логический, лингвистический, метод системного подхода и анализа. В тексте статьи автором сознательно используется обобщающая теоретическая категория - «ежегодный основной оплачиваемый отпуск увеличенной продолжительности» (усечено – «отпуск увеличенной продолжительности»), независимо от терминологии, используемой в нормативных правовых актах соответствующего исторического периода, что не исключает одновременное указание терминов в точном соответствии с анализируемым актом. Это наглядно демонстрирует разнообразие используемой в актах терминологии. Представленная в статье оценка правового регулирования ежегодного времени отдыха руководителей высшей школы и высказанные автором предложения относительного нового правового решения могут рассматриваться как повод к дальнейшему теоретическому обсуждению проблемных вопросов, а также станут полезными для правоприменительной практики и совершенствования законотворческой деятельности. Научная новизна работы определяется тем, что она представляет собой ориентированное на практику исследование правового регулирования ежегодных отпусков особой категории работников системы высшего образования, что ранее не подвергалось глубокому изучению отдельно от отпусков педагогических работников.
Демидов Н.В. - Увольнение беременной работницы: к вопросу о целесообразности сохранения действующих гарантий c. 84-91

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.11.21903

Аннотация: В статье рассматриваются правовые гарантии, установленные законодательством Российской Федерации о труде для беременных женщин при увольнении по инициативе работодателя. Анализируются позиции Верховного Суда РФ в изучаемой области, детально исследуется практика судов общей юрисдикции. Выявляются противоречия между правовой регламентацией увольнения беременной работницы и реальными потребностями рынка труда, работодателя. Учитываются объективно сложившиеся в российском обществе отношения по труду с беременными. Подвергается критическому осмыслению фактический запрет на увольнение соответствующих категорий работниц. Методами настоящего исследования выступили формально-юридический, логический, метод анализа, дедукции, индукции, диалектический, юридико-социологический методы. Сделан вывод о спорности существующего полного запрета на увольнение беременной работницы, совершающей дисциплинарные проступки без уважительных причин. Указывается на экономическую деструктивность переноса бремени социальной защиты с государства на работодателя. Обосновывается необходимость внести в ст. 261 ТК РФ законодательные изменения компромиссного характера с целью достижения баланса интересов работника и работодателя. Предлагается допустить увольнение беременной женщины, повторно совершившей грубый трудовой проступок без уважительных причин, либо заменить восстановление на работе денежной компенсацией со стороны работодателя.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"