по
Legal Studies
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Council of editors > Redaction > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Legal Studies" > Contents of Issue № 04/2013
Contents of Issue № 04/2013
Transformation of legal systems
Shchuplenkov O.V., . - The problems of interaction between civil society and state in the modern Russia. pp. 1-55

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.585

Abstract: The article contains the analysis of the issues regarding development of law and state in Russia within the framework of interaction between person, society and states. The authors consider that interaction between persons, state and society should be regarded as one of national priorities, defining the model of development of state adn law in Russia in the XXI century. At the same time the model of development of state and law in Russia is a complex strategic program on evolution of the state and improvement of institutions of state and law.  The authors make the conclusion that the vector of development of state and law in Russia should be amended in accordance with the need to change the views on the interactions between persons, society and state, which influences the choice of their harmonious existence. One of the goals of the NGOs, and the civil sector is to involve citizens and social organizations into the implementation of state policy, to develop the mechanisms for its correction in order to achieve its correspondence with the interests of various social groups of people.  It is very important to find an optimum balance, since the public should not  be decision-makers, and the state servants should not be advisors.  However, the opposite approach, when the society has only deliberative function without any opportunity to influence decision-making is also not acceptable.
Law and order
Bakradze A.A. - The problems of determining of theft with materially defined crime elements. pp. 56-65

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.609

Abstract: The author of the article provides analysis of theft according to the current legislation in order to establish whether it is rightfully construed as a materially defined crime. In the opinion of the author the moment when a person guilty of theft  gains a real opportunity to use and dispose of stolen property as his own needs clarification, and he offers subjective and objective criteria for it. Having concluded that the moment when the crime of theft is completed may be far away from the moment when the property is taken or used by a guilty person or by the third parties in connection with material damage to the victim, and the author offers to exclude this element from the determining elements of crime of theft, and recognize it as a formally defined crime.  In the opinion of the author such an approach shall allow to achieve compliance with the principles of lawfulness and unity of investigative and judicial practice when dealing with the issue of the completion of a crime committed by theft. It shall also facilitate better criminal law protection of property, since the moment, when the crime is committed shall be moved to an earlier stage - to the moment when the property was seized separately from the issue of material damage. It shall also allow to deal with some issues of crime determining regarding consumer quality of such property (the property that can be consumed, and the property that cannot be consumed), and theft from guarded territories, lowering the number of victims on criminal cases with respect to situations, when recognition of victims is formal and is not truly necessary. Finally, it shall allow correct determination of one continuining crime when a guilty person was caught before the last of series of similar criminal episodes was completed.
Public communications
Bronnikov I.A. - Political communication and modern time pp. 66-88

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.702

Abstract: The article includes analysis of political communications in early XXI century.  It is shown that the Internet has changed the political communications, and it currently serves as a fundamental area, based upon which mutual adaptation of off-line and on-line political actors take place.  Transformation of political communication facilitates the transfer from the paternalist power relations to the political pluralism.  The author provides the hypothesis that it is by the political communication that the legitimate political discourse between society and government may take place.  Within the context of the modern Russian reality political communication serves as means of existence and translation of political culture, which may serve as a basis for the democratization of the relations between the state and the civil society. Transformation of the political communication facilitates the transfer from the paternalist government relations, and the etatist model of government, clientalism in the system "power and society" towards the political pluralism. Therefore, the politics in its ideal understanding is an activity aimed at the general organization of the society, bringing into accord various interests and goals, finding agreement and compromises. 
Human and state
Timshina E.L. - Non-governmental organizations of women in the modern Russia: new research methods. pp. 89-109

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.675

Abstract: The extent of participation of women in a political process is one of the most important markers of development of democratic institutions in Russia. The female movement reflects a wide range of problems, which concern both the position of women in various spheres, their role and place in the society and general patterns of social process, perspectives of political process development in Russia. The article contains the results of studied of female movement in the modern Russia, which were performed with the use modern informational technologies. The authors shows the possibilities for a researcher capable of using novel methods for the analysis of the mass data  of a complicated social and political matter, such as female movement in Russia. At the same time, the use formal quantity methods and computer technologies for the representative data on mass events requires that the problems of comparability be faced and solved. The mass data should be compared and such data should be combined within a database for the further mathematical and statistical processing.
Human and environment
Stepanenko V.S. - The prerequisites and specific features of criminal law prohibitions in the sphere of violations of requirements on waste in European and Russian law. pp. 110-134

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.649

Abstract: Strengthening social and environmental crisis, and the growth of environmental crimes in all states and regions worries specialists in many scientific and practical spheres - lawyers, environmentalists, economists, politicians, and society as a whole.  Unfortunately, the crime does not stay the same, the new threats, the social spheres are widening, including environmental - social ones, and they are influenced by crimes encroaching upon environment and its components, the scale of harm to natural resources and objects is growing, as well as the number of violations of environmental rights of people and interests of businesses and states. Specialized literature, mass media and analytical documents of late years refer to worsening of situation regarding treating various types of waste: dangerous, common, construction, radioactive. All of these circumstances fall within the scope of interests of specialists in criminal law and forensiс sciences, who are striving to develop necessary measures against the violations of treatment of waste and downsizing its negative influence  upon the environment and human health.  Such measures include criminal administrative responsibility, legislative provisions  on compensation of damage to environment, prophylactic measures against violations of norms on waste.
Anthropology of law
Gulyaikhin V.N. - Legal culture as an object of a scientific study: methodological approaches, structure, and evaluation criteria. pp. 135-158

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.635

Abstract: The article includes evaluation of legal culture as an object of scientific studies. The author singles out five key methodological approaches towards this matter in legal life of people: axiological, activity-relatied, social, information-semiotic, and systemic.  The author considers that the legal culture allows not only to provide for already existing social relations, but also to form innovative connections, for which both the society and legislator should strive consciously.  The system-forming element of the legal culture is legal conscience, which has a forming influence on the legal activities, legal techniques and subjects of laws themselves.  Each of these components  has its own sub-components and structure.  The article contains a conclusion that the key criterion for the evaluation of legal culture in the society is legal practice.  It is important to establish how efficient is the institution of law, having formed under the influence of social and cultural dominant traits, in facilitating the successful social development  of this community of people - bearesr of historically formed system of legal archetypes. 
History of state and law
Vasil'ev A.M. - Capital punishment in Russia: the gravest and exclusive punishment, deterrence or policy? pp. 159-195

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.674

Abstract: The article concerns capital punishment as one of the measures of punishment existing in history of Russian law. The author analyzes the period when legislative provisions for capital punishment has appeared, he studies evolution of this institution as well as the possibilities for abolishment of capital punishment in Russia within the framework of civil society formation.  The author analyzes the situation which developed in the Russian Federation after the moratorium for capital punishment was introduced, and he makes a conclusion that this moratorium does not correspond the mindset of most Russian citizens towards judges and humanity.  The author points out the problems regarding capital punishment, and pays attention to many aspects of this problem. The problem of capital punishment is complicated, it has large scope and many layers, it has political, ethical and legal dimensions, and it is one of important elements of international and domestic law.  The discussions on preservation of this type of punishment are ongoing for many centuries, and they are not likely to stop anytime soon.  It is undoubted that  this punishment is the most radical measure of state revenge upon a person, who has violated legal imperatives, as provided by the state, and it is aimed at preservation of moral and legal norms established by the state power. 
Bezgin V.B. - Infanticide and criminal abortion in the rural Russia: past and present. pp. 196-229

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.653

Abstract: The author provides a historical legal study on the issue of infanticide and criminal abortions in the rural Russia. Based upon the archive documents and ethnographical sources, he establishes how infanticide was evaluated by the state legislation and customary law ofpeasants, as well as the attitudes towards this type of crime among the Russian villagers.  He establishes the level of spread of child murdering and criminal abortions in the rural areas in late XIX and early XX centuries. He studies methods and motives for infanticides, as well as specific features of criminal cases of this type.  He also analyzes a criminal abortion as a type of "female" crime.  He discusses legislative interpretation of abortion, and reaction of the peasants to such facts, as well as the causes making women abort their pregnancies.  The material includes comparative analysis of the situation in  late XIX and early XX centuries and the current situation.
Kodan S.V., . - Formation and development of local law in Bessarabia within the Russian Empire (1812-1917). pp. 230-285

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.502

Abstract: Bessarabia was a social and territorial entity within the Russian Empire, where the model of local self government with evident autonomy elements was formed in the Russian state. It influenced the processes of integration of hte Bessarabian law into the system of law of the Russian Empire, and it had two stages of development. On the first stage (1812-1828) the local law in Bessarabia was recognized as an autonomous system of legal norms, and on the second stage (starting from 1828) the legislation was unified in the public law sphere, while the local law remained in the system of civil law, and special laws were passed by the Russian government for this region.  The article concerns the above-mentioned issues.
Practical law manual
Gavrilov V.N. - Role of notary in inheritance registration. pp. 286-300

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.667

Abstract: The article is devoted to the issues of registering the transfer of proprietary right in cases of inheritance. The author analyzes role and competence of a notary and other persons taking part in the registration of inheritance rights, interaction between notary and tax bodies. The author also provides for a detailed classification, analysis of terms, procedure and possibilities for the preliminary provision of inheritance certificate and the grounds for it, as well as specific features of registering the escheat.  He also studies the legal nature of the certificate for the right to a share in a common property of spouses, as well as technical and organizational issues regarding registration of inheritance rights depending on the type of inherited property and proprietary rights.  The author analyzes types of documents allowing the notary to interpret the testament.  Attention is paid to the range of persons having a right to file a claim in court regarding invalidity of an inheritance certificate. The author finally provides comparative legal analysis between the Russian legislation and the legislation of a number of foreign states in the sphere of inheritance regulation.
Legal and political thought
Rozin V.M. - The problem and three meanings of social justice. pp. 301-350

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.661

Abstract: The article contains analysis of social justice. Firstly, the author studies the history of this term within the context of formation and development of European law. The author shows that at all of the stages of its development the law had double meaning: it was recognized as a form of social justice, and as abiding laws and guarantees of economic activities.  In the late XX century the third interpretation of law appeared. It provides that the law serves as means for constitution of social life, which causes various problems.  The second part of the article contains analysis of new social formation and two different concepts of social justice: Marxist and conformist.  Based upon the said analysis the author comes to a conclusion that there is no point in concentrating on the problems of social justice. It is more important to understand how sociality is formed, what are its typical development trends,and whether it is possible to forecast the consequences of formation and functioning of a new sociality.
Jurisprudence
Yarovenko V.V. - Forensic dermal glyphic studies. pp. 351-372

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.587

Abstract: For a long time study of papillary patterns was performed within the dactylography framework, and it often dealt with the issues of dermal glyphic studies  From 1996 on the forensic science started to use the term "forensic dermal glyphic studies" as a new vector in forensic teachings on traces. Based upon the analysis of scientific views the author offers a definition of forensic dermal glyphic studies, he also views the perspectives of its application in order to characterize the behavior of a suspect or an accused, to describe the look of an unknown person, to establish pathological characteristics of human bodies in the process of identifying an unclaimed dead body.  It is proven that the modern dermal glyphic methods allows to deal with the issues bordering psycho-physiological studies and psychiatry, and it allows to establish a new direction in forensic and medical dermal glyphic studies "psycho-dermal-glyphic studies". The psycho-dermal-glyphic analysis is aimed at diagnostics of deviant behavior.  This information may be of much value as the basic data for the versions, as well as for the tactical planning of the communication between an investigator and a suspect. 
Borisenkov A.A. - On criteria of political activities pp. 373-397

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.652

Abstract: The article concerns the definition of political activities, its criteria and characteristic features. It is shown that their definition and value for the political being are de facto substituted by definition and supposed meaning of "political behavior".  The author establishes the unseverable connection between the political activities and the political power, and in particular, the statement that use of political power is way of political activities.  The author then offers analysis and definition of the term "political participation".  Finally, eh concludes that elements and criteria of political activities are, firstly, use of political power, and, secondly, political decision-making as a goal of political activities.  At the same time "use of political power" is considered to be the main element and criterion for the political activities. The author then offers the following definition:  political activity is a type of social activity with the use of political power, which is meant for decision-making. Based upon the contents of political activities the author formulates the law of political development, which is closely related to political activities.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Юридические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Юридические исследования" > Содержание № 04, 2013
Выходные данные сетевого издания "Юридические исследования"
Номер подписан в печать: 1-4-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция)
ISSN: 2409-7136
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2013
Трансформация правовых систем
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблемы взаимодействия гражданского общества и государства в современной России c. 1-55

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.585

Аннотация: В статье анализируются вопросы государственно-правового развития России в контексте взаимодействия личности, общества и государстваВзаимодействие личности, общества и государства автор относит к числу общенациональных приоритетов, определяющих государственно-правовую модель развития России в XXI веке. В свою очередь государственно-правовая модель развития России — это комплексная, стратегическая программа по преобразованию государства, по совершенствованию государственно-правовых институтов. Делается вывод о предрасположенности изменения ориентиров государственно-правового развития России и закономерности необходимости определенного пересмотра взглядов на взаимодействие личности, общества и государства, которое влияет на выбор форм их гармоничного сосуществования.Одной из главных задач неправительственных организаций, гражданского сектора представляется привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, выработка механизмов ее корректировки в целях наиболее полного соответствия интересам различных социальных групп населения. Здесь очень важно нахождение оптимального баланса: вряд ли общественности может быть предоставлено право принятия решений и государственным служащим не может быть отведена роль советников. Но и противоположная точка зрения неприемлема: предоставление общественности только «совещательной функции» без возможности оказывать какое-либо влияние на принятие решений
Уголовный закон и правопорядок
Бакрадзе А.А. - Проблемы квалификации хищения как материального состава c. 56-65

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.609

Аннотация: Автор статьи проводит анализ понятия хищения по действующему законодательству на предмет оправданности его конструкции как материального состава. По мнению автора, в уточнении нуждается момент возникновения у виновного реальной возможности пользоваться и распоряжаться чужим имуществом как своим собственным, в связи с чем, предлагаются понятия её субъективного и объективного критериев. Приходя к выводу о чрезмерной удаленности момента окончания хищения от момента изъятия и (или) обращения чужого имущества в пользу виновного или других лиц во взаимосвязи с имущественным ущербом, автор высказывается за исключение данного признака из понятия хищения, предлагая сконструировать его по типу формального состава. По мнению автора, высказанные предложения позволят достичь следующих результатов: неукоснительного соблюдения принципа законности и единообразия следственно-судебной практики при решении вопроса о моменте окончания любого преступления, совершаемого посредством хищения; усиления уголовно-правовой охраны собственности, поскольку момент окончания преступления будет перенесён на более раннюю стадию – момент изъятия и (или) обращения чужого имущества – в отрыве от факта причинения имущественного ущерба; решения проблем квалификации, связанных с потребительскими свойствами имущества (потребляемого и непотребляемого) и хищениями с охраняемых территорий; уменьшения количества потерпевших по уголовным делам за счёт тех случаев, когда признание последних таковыми прямо не вытекает из обстоятельств дела, не вызвано необходимостью и носит скорее формальный характер; решения проблемы квалификации единого продолжаемого преступления как в целом неоконченного только в силу того, что при совершении последнего из ряда тождественных эпизодов виновный был изобличен.
Общественные коммуникации
Бронников И.А. - Политическая коммуникация и современность c. 66-88

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.702

Аннотация: В статье представлен анализ политической коммуникации в начале XXI в. Показано, что Интернет видоизменил политическую коммуникацию и сегодня представляет собой фундаментальную площадку, на основе которой происходит взаимная адаптация оффлайновых и онлайновых политических акторов. Трансформация политической коммуникации способствует переходу от патерналистского характера властных отношений к политическому плюрализму. Представлена гипотеза о том, что посредством политической коммуникации может осуществляться легитимный политический дискурс общества с властью. В контексте современной российской действительности, политическая коммуникация, выступая способом, средством существования и трансляции политической культуры, в свою очередь, может стать фундаментом демократизации взаимодействия государства и гражданского общества.Трансформация политической коммуникации способствует переходу от патерналистского характера властных отношений, этатистской модели управления, клиентализма в системе «власть-общество» к политическому плюрализму. Ибо, политика в идеальном её значении – это деятельность, направленная на всеобщую организацию общества, согласование интересов или целей, нахождения согласия и компромиссов.
Человек и государство
Тимшина Е.Л. - Женские неправительственные объединения в современной России: новые методы исследования c. 89-109

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.675

Аннотация: Широкое участие женщин в политическом процессе является одним из важнейших показателей уровня развития демократических институтов в нашей стране. Женское движение отражает широкий спектр проблем, не только непосредственно касающихся положения женщин в различных сферах жизни, их роли и места в обществе, но и связанных с общими закономерностями социального прогресса, перспективами развития политического процесса в России. В статье представлены результаты изучения женского движения в современной России, проведенные с использованием современных информационных технологий. Автором показаны возможности, открывающиеся перед исследователем, в арсенале которого есть новые методики анализа массовых данных сложного общественно-политического явления, каким является женское движение в России. В то же время применение в исследованиях формально-количественных методов и компьютерных технологий для репрезентации данных о массовых явлениях требует постановки и решения проблем сопоставимости, сравнимости массовых данных, возможности их соединения в рамках базы данных с последующей математико-статистической обработкой.
Человек и окружающая среда
Степаненко В.С. - Предпосылки и особенности уголовно-правовых запретов в области нарушения требований по обращению с отходами в европейском и российском праве. c. 110-134

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.649

Аннотация: Усиление социально-экологического кризиса, сопровождающееся ростом экологической преступности во всех регионах и странах, вызывает обеспокоенность специалистов различных отраслей науки и практики – юристов, экологов, экономистов, политиков, а также общественности. Но, к сожалению, преступность не остается неизменной: постоянно возникают новые угрозы, расширяются области социальной жизни, в том числе эколого-социальной, затрагиваемой преступлениями, посягающими на окружающую среду и её компоненты, растут масштабы ущерба, причиняемого природным ресурсам и объектам, экологическим правам граждан и интересам бизнеса и государств. В специальной литературе, в средствах массовой информации и в аналитических документах последних лет указывается на обострение ситуации в области обращения с отходами самых разных видов – опасными, бытовыми, строительными, радиоактивными. Все эти и иные обстоятельства не остаются в стороне от внимания криминологов и специалистов в области уголовного права, которые стремятся выработать необходимые меры по противодействию нарушениям правил обращения с отходами и предупреждению их негативного влияния на окружающую среду и здоровье человека. В числе таких мер, в первую очередь, следует назвать меры уголовной и административной ответственности, закрепление в законе оснований возмещения экологического вреда, профилактику нарушений законодательства об обращении с отходами.
Антропология права
Гуляихин В.Н. - Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки c. 135-158

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.635

Аннотация: В статье дана оценка феномена правовой культуры как объекта научного исследования. В ней выделяется пять основных методологических подходов изучения данного явления правовой жизни человека: аксиологический, деятельностный, социологический, информационно-семиотический и системный. Автор исходит из того, что правовая культура обладает возможностью не только закреплять сложившиеся в социуме отношения, но и создавать инновационные связи, к которым общество и выражающий его интересы законодатель должны сознательно стремиться. Системообразующим компонентом правовой культуры является правосознание, которое оказывает формирующее влияние на правовую деятельность, юридическую технику и самих субъектов права. Каждый из данных компонентов, в свою очередь, имеет собственный состав и структуру. В работе делается вывод о том, что основным критерием оценки правовой культуры социума является юридическая практика. Исследователям важно выяснить, насколько эффективно институт права, сложившийся под воздействием социокультурных доминант, способствует успеху общественного развития данного сообщества людей – «носителей» исторически сложившейся системы правовых архетипов.
История государства и права
Васильев А.М. - Смертная казнь в России: высшая, исключительная мера наказания, устрашение или политика? c. 159-195

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.674

Аннотация: В статье рассматривается одна из мер наказания, существовавших в истории права России, - смертная казнь. Автором отмечается период законодательного закрепления смертной казни, рассматривается эволюция данного института, и возможность заключительной отмены смертной казни с формированием из гражданского общества в России. Автор анализирует положение, которое развилось в Российской Федерации после введения моратория на высшую меру наказания, и делает заключение, что мораторий на высшую меру наказания в нашей стране не соответствует воображению большинства российских граждан относительно судьи и человечества. Подчеркивается проблематичность подхода к смертной казни, акцентируется внимание на многоаспектности данной проблемы. Проблема смертной казни сложна, всеобъемлюща и многопланова, имеющая не только правовой, но и политический, этический характер, является одним из важных разделов международного и внутригосударственного права. Дискуссии по поводу сохранения данного вида уголовного наказания на законодательном уровне ведутся уже много веков и прекратятся, по всей вероятности, не скоро. Безусловно, это наказание является самой радикальной мерой государственного возмездия в отношении лица нарушившего правовые императивы, установленные в государстве и направлена прежде всего на удержание коренных морально-правовых норм, установленных государственной властью.
Безгин В.Б. - Инфантицид и криминальный аборт в сельской России: прошлое и современность c. 196-229

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.653

Аннотация: В форме историко-правового исследования дан анализ проблемы инфантицида (детоубийства) и криминального аборта в сельской России. На основе архивных документов, этнографических источников выяснены оценки детоубийства государственным законодательством и обычным правом крестьян, отношение к этому виду преступления жителей русской деревни. Установлена степень распространения детоубийств и криминальных абортов в сельской местности в период конца XIX – начала XX века. Изучены способы и мотивы детоубийств, а также выявлены особенности судебных решений по делам такого рода. Рассмотрен такой вид «женского» преступления как криминальный аборт. Раскрыта трактовка плодоизгнания уголовным законом, выяснена реакция крестьян на факты вытравливания плода деревенскими женщинами. Выяснены причины, побудившие их к прерыванию беременности. Изложение материала осуществлено посредством сопоставительного анализа состояния проблемы в конце XIX – начала XX века и в современный период.
Кодан С.В., Февралёв С.А. - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО ПРАВА В БЕССАРАБИИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1812-1917 гг.) c. 230-285

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.502

Аннотация: Бессарабия в составе Российской империи представляла социальное и территориальное пространство, в пределах которого начала формиро-ваться модель местного управления и права с явно выраженными авто-номистскими признаками в составе Российского государства. В данном ключе происходили и процессы интеграции бессарабского права в систе-му права Российской империи, которое в своем развитии прошло два этапа: первый (1812 – 1828 гг.) был связан с признанием действия мест-ного права Бессарабии как обособленной системы правовых предписа-ний, а второй (начиная с 1828 г.) – с унификацией законодательства в публично-правовой сфере и сохранением местного права в сфере право-вого регулирования исключительно гражданско-правовых отношений с изданием российской верховной властью специально для региона от-дельных общегосударственных узаконений. Данные вопросы и предпола-гается рассмотреть в статье.
Юридический практикум
Гаврилов В.Н. - Роль нотариуса при оформлении наследства c. 286-300

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.667

Аннотация: Статья посвящена вопросам фиксации перехода права собственности при наследовании. Автором анализируется роль и полномочия нотариуса и иных лиц, участвующих в процедуре оформления наследственных прав, взаимодействие нотариуса и налоговых органов. Подробно рассматривается классификация, порядок, сроки и возможность досрочной выдачи свидетельства о праве на наследство, основания приостановления выдачи такого свидетельства, особенности оформления выморочного имущества. Исследуется юридическая природа свидетельства о праве на долю в общем имуществе супругов. Выявляются организационно-технические вопросы оформления наследственных прав в зависимости от видов наследственного имущества и имущественных прав. Анализируются виды документов, позволяющие нотариусу проводить толкование завещания. Обращается внимание на круг лиц, имеющих право обращения в суд с заявлением о признании недействительным свидетельства о праве на наследство. Проводится сравнительно-правовой анализ законодательства России и ряда зарубежных стран в области регулирования отношений по оформлению наследственных прав.
Правовая и политическая мысль
Розин В.М. - Проблема и три значения социальной справедливости c. 301-350

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.661

Аннотация: В статье анализируется понятие социальной справедливости. Сначала рассматривается история этого понятия в контексте становления и развития европейского права. Автор показывает, что право на всех этапах своего развития понималось двояко: как форма социальной справедливости и как следование законам и обеспечение хозяйственной и экономической деятельности. В конце ХХ столетия появляется третья трактовка: право все больше понимается как способ «конституирования» социальной жизни, что ведет к различным проблемам. Во второй части статьи анализируется становление новой социальности и две разных концепции социальной справедливости: марксистскую и конформистскую. На основе этого анализа автор приходит к выводу, что не имеет смысла зацикливаться на проблеме социальной справедливости. Более важно понять понять, как устроена социальность, каковы характерные для неё тренды развития, можно ли прогнозировать последствия, проистекающие из становления и функционирования новой социальности.
Правоведение
Яровенко В.В. - Криминалистическая дерматоглифика: c. 351-372

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.587

Аннотация: Долгое время исследование папиллярных узоров проводилось в рамках «дактилоскопии», которая порой решала вопросы, относящиеся к дерматоглифике. С 1996 года в криминалистике начинает использоваться понятие «криминалистическая дерматоглифика» как новое направление в криминалистическом учении о следах. На основе анализа научных взглядов предложено определение криминалистической дерматоглифики, а также рассмотрены перспективы её применения для: составления поведенческого портрета подозреваемого и обвиняемого, внешне-описательного образа неизвестного лица, определения патологических особенностей организма человека, опосредованной идентификаций неопознанного трупа. Показано, что современные дерматоглифические методики позволяют решать задачи, пограничные с областью психофизиологии и психиатрии, что послужило основанием для обоснования нового направления в криминалистической и медицинской дерматоглифики – «психодерматоглифики». Психодерматоглифический анализ направлен на диагностику отклоняющегося или девиантного поведения. Эта информация имеет большое значение в качестве исходных данных для выдвижения обоснованных версий, а также служит базой для построения тактического характера действий следователя при общении с подозреваемым.
Борисенков А.А. - О критериях политической деятельности c. 373-397

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.4.652

Аннотация: в статье исследуется понятие политической деятельности, раскрываются её признаки и критерии. Показано, что её понятие и значение для политического бытия фактически подменяется понятием и предполагаемым значением «политического поведения». Обосновывается неразрывная связь политической деятельности и политической власти и, в частности, положение о том, что использование политической власти есть способ осуществления политической деятельности. Предлагается анализ и оценка понятия «политическое участие». В завершение делается вывод о том, что признаками и критериями политической деятельности являются, во-первых, использование политической власти, во-вторых, обусловленное этой властью назначение политической деятельности, состоящее в принятии руководящих решений. При этом «использование политической власти» выделяется в качестве главного признака и критерия политической деятельности. Предлагается следующее определение: политическая деятельность – это вид социальной активности, состоящий в использовании политической власти и предназначенный для принятия руководящих решений. На основе содержания понятия политической деятельности формулируется связанный с этой деятельностью закон политического развития.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"