Юридические исследования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Юридические исследования" > Содержание № 03, 2013
Выходные данные сетевого издания "Юридические исследования"
Номер подписан в печать: 1-3-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция)
ISSN: 2409-7136
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2013
Трансформация правовых систем
Волох В.А. - Трудовая миграция: законодательство и политика c. 1-20

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.594

Аннотация: Статья «Трудовая миграция: законодательство и политика» написана на актуальную тему, связанную с формированием миграционной политики и совершенствованием законодательства в сфере трудовой миграции. За последние 20 лет российское общество и бизнес сталкивались как с либеральным подходом к регулированию процессов внешней трудовой иммиграции в конце прошлого века годов, так и с жесткими ограничительными административными мерами в последующие годы.Лишь, начиная со второй половины 2006 г., по мнению автора, возобладал новый подход, основанный на рыночном механизме регулирования процессов трудовой миграции, направленный на расширение возможностей легальной иммиграции с учетом интересов социально-экономического развития России. Вступление в силу в 2007 г. федеральных законов от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ и № 110-ФЗ, а также ряда других законодательных актов существенно изменило режим управления миграцией в Российской Федерации.Кроме этого, принятый Федеральный закон от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации» установил особенности правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан, которые являются высококвалифицированными специалистами, а также прибывших в Россию в безвизовом порядке, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц.Существенную роль в совершенствовании миграционной политики играет принятая Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года, утвержденная 13 июня 2012 г. Президентом Российской Федерации.Ключевые слова: миграционная политика; законодательство; легальная иммиграция; миграционный учет; разрешение на работу; трудовая миграция; иностранная рабочая сила; квота; высококвалифицированный специалист; патент, концепция
Цалиев А.М. - Расширение роли субъектов Российской Федерации в государственной политике c. 21-94

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.554

Аннотация: В статье рассматриваются во многом неисследованные актуальные проблемы расширения роли субъектов Российской Федерации как во внутренней, так и во внешней государственной политике Российской Федерации. Предлагается совершенствование разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, органами государственной власти различного уровня путем предложенных мер правового и организационного характера. В частности, отмечается, что наряду с федеральными конституционными положениями, договоры и соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами позволяют эффективно осуществить правовое регулирование федеративных отношений при всем многообразии регионов России. С учетом анализа законодательства, научной литературы, практической работы, программных выступлений государственных деятелей по вопросу разграничения полномочий между различными органами публичной власти в работе предложены конкретные меры, направленные на расширение роли регионов во внутренней государственной политике Российской Федерации. Кроме того для повышения эффективности международной политики Российской Федерации предлагается расширение полномочий субъектов Российской Федерации в сфере международной деятельности и их законодательное закрепление.
Урсул А.Д., Урсул Т.А., Ильин И.В. - Глобальные и политические процессы: становление эволюционного подхода c. 95-154

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.564

Аннотация: Авторы рассматривают взаимосвязь и различие исторического и эволюционного подходов и приходят к выводу о необходимости появления эволюционных ответвлений в глобальных и политических исследованиях. Показано взаимпроникновение исследований политических и глобальных процессов и формирование политической глобалистики и глобальной политологии как зрелых форм научных исследований мировой и глобальной политики. В статье на теоретико-методологическом уровне исследуется эволюционный подход к глобальным исследованиям и анализируются проблемы эволюции политических процессов под влиянием глобальных факторов. Авторы считают, что глобалистика в широком ее понимании изучает глобальные процессы и системы, а эволюционная глобалистика исследует их уже как процессы глобального развития. Глобальное развитие как эволюция и коэволюция глобальных процессов и систем считается основным предметом эволюционной глобалистики.Рассматриваются также основные формы и направления эволюции политических процессов в связи с глобализацией и другими глобальными процессами. Обсуждается проблема формирования политической глобалистики как составной части глобалистики, предметом которой является выявление политических закономерностей и тенденций в глобальных процессах и системах. Обсуждается проблема формирования глобальной политологии, а также становления глобального развития, ориентированного на обеспечение выживания цивилизации и сохранение окружающей природной среды.
Уголовный закон и правопорядок
Силаева Н.А. - Предупреждение преступлений, посягающих на политическую систему России (некоторые специальные меры) c. 155-182

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.542

Аннотация: В представленной автором научной статье рассматриваются специальные меры предупреждения преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации. Это меры организационно-управленческого, социально-психологического и иного характера. В частности, автор рассматривает такие организационно-управленческие меры как проведение комплексных криминологических научных исследований по данной проблеме; организацию и обеспечение эффективного международного сотрудничества различных государств и их правоохранительных органов в борьбе с преступлениями, посягающими на политическую систему РФ; подготовку и переподготовку кадров, задействованных в противодействии преступлениям, посягающим на политическую систему РФ; координацию работы, направленной на профилактику преступлений, посягающих на политическую систему РФ; обеспечение эффективного контроля за оборотом оружия в России и своевременное пресечение его незаконного оборота правоохранительными органами. А к социально-психологическим мерам противодействия совершения преступлений, посягающих на политическую систему РФ, автор статьи относит меры, которые направлены на формирование у населения общественного спокойствия, уверенности в своей безопасности, готовности к взаимопомощи и помощи правоохранительным органам. Автор также рассматривает такие специальные субъекты противодействия преступлениям, посягающим на политическую систему РФ, как федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы прокуратуры, суды, органы внутренних дел Российской Федерации и их структурные подразделения.
Бакрадзе А.А. - К вопросу о квалификации навязанной услуги c. 183-191

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.552

Аннотация: Автор статьи предпринял попытку соотнести оказываемые без предварительного согласия потребителя услуги или услуги, необходимость в которых отсутствовала, с действующим уголовно-правовым запретом. Данные услуги сегодня могут встречаться в медицине, юридической деятельности, жилищно-коммунальном хозяйстве, а также на рынке услуг сотовой связи и т.д. В перечисленных случаях, речь не ведется о том, что, оплатив ту или иную услугу, потребитель вовсе её не получает или получает частично, как, например, в случае с мошенничеством – хищением. По мнению автора, в обществе появился и получает распространение совершенно новый, ранее не известный способ отъёма имущества, который не поддаётся сегодня какой-либо очевидной уголовно-правовой квалификации. Опасность данных услуг связана ещё и с тем, что, как правило, в каждом конкретном случае «ущерб» от них является малозначительным и не влечёт для исполнителей каких-либо правовых последствий, в том числе в связи с отсутствием инициативы со стороны самих потребителей. Именно по этой причине данные услуги, с одной стороны, остаются невидимыми для правоохранительных органов, с другой – продолжают безнаказанно развиваться и захватывать всё новые территории.
Антонова Е.Ю. - Уголовная ответственность корпоративного (коллективного) субъекта за коррупционные преступления c. 192-220

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.568

Аннотация: В настоящей статье рассматривается вопрос о необходимости защиты национальной безопасности Российской Федерации от коррупционных преступлений. Автор обращает внимание на то, что мировая практика демонстрирует множество примеров того, что субъектами коррупционных преступлений являются не только отдельные физические лица, но и корпоративные (коллективные) образования. Данное обстоятельство предопределяет необходимость решения вопроса о признании корпоративных (коллективных) образований, имеющих статус юридических лиц, субъектами коррупционных преступлений. Автор приходит к выводу о том, что установление корпоративной (коллектив-ной) уголовной ответственности, в том числе за коррупционные преступления, поможет привести в соответствие меры борьбы с деяниями корпоративных (коллективных) образований, представляющих повышенную степень общественной опасности, и обеспечит более полную реализацию принципа неотвратимости ответственности. По мнению автора, уголовно-правовые средства борьбы с общественно опасными деяниями корпоративных (коллективных) образований более эффективны по сравнению с гражданско-правовыми и административными методами.
Антропология права
Гуляихин В.Н. - Диалектика естественного и позитивного права как источник общественно-правового прогресса c. 221-238

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.559

Аннотация: В статье проведен анализ проблемы диалектического дуализма права, выражающегося в его онтологическом делении на естественное и позитивное. Автор исходит из того, что, во-первых, между этими формами права существует фундаментальное противоречие, оказывающее генетическое воздействие на процессы правовой эволюции личности, в ходе которой она не только усваиваются нормы правомерного поведения, но и на духовно-нравственном уровне принимает ценностные установки естественного права; во-вторых, позитивное право должно быть не закрепощающей, а освобождающей силой, т.е. устраняющей препятствия для духовного и физического развития человека. Исходя из общественного блага, социумом должны определяться границы свободы, предоставляемой им индивиду. И в соответствии с установками естественного права внешняя свобода человека всегда должна быть ограничена свободой Другого. В работе сделан вывод о том, что только тогда личность будет безусловно подчиняться нормам позитивного права, когда оно станет по своей сути исторически оправданным воплощением нравственных требований естественного права.
Кабанов П.А. - Криминологическая концепция личности политического преступника c. 239-257

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.584

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы формирования базовой универсальной политико-криминологической и политико-антропологической дефиниции «личность политического преступника», которая может быть использована для дальнейших исследований в области криминальной политической антропологии как междисциплинарного научного направления современных политической антропологии, российской политической криминологии и криминальной антропологии. Автором предлагается собственное определение личности политического преступника как политико-криминологической категории с позиции интегративного подхода при разработке криминологических дефиниций (категорий). В работе автором дано соотношение политико-криминологического термина «политический преступник» с другими смежными дефинициями, научными и литературными (бытовыми) категориями, такими как: «политический заключенный» или «политзаключенный», "политический эмигрант" или «политэмигрант», "политический каторжанин" или «политкаторжанин», «политический ссыльный», «враг нации», «враг народа», «враг государства», «противник перестройки» и «враг демократии». Предложена дальнейшая разработка криминальной политической антропологии с использованием криминологической группировки (типологии и классификации) политических преступников
История государства и права
Кодан С.В., Февралёв С.А. - МЕСТНОЕ ПРАВО ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ФИНЛЯНДСКОГО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ИНТЕГРАЦИЯ, ИСТОЧНИКИ, ТРАНСФОРМАЦИИ (1808-1917 г.) c. 258-317

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.498

Аннотация: Великое княжество Финляндское, вошедшее в состав Российской империи в 1808 г., стало первым социально-территориальным пространством в составе Российской империи, получившим и сохранившим до начала XX вв. полную локализацию государственно-правовой системы в рамках Российского государства. Установление границ Московского государства в XI-XVII вв. и присоединение части финских земель Шведского королевства к России в XVIII столетии обозначило проблему определения правового положения финнов в составе российских подданных, а создание в 1809 г. Великого княжества Финляндского – вопрос о местном финляндском праве и его системе. В статье рассматриваются процессы интеграции, показываются источники и изменения в партикулярном праве данного национального региона в составе российской империи.
Юридический практикум
Яровенко В.В., Атанова К.А. - Криминалистическая экспертиза подделки c. 318-329

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.612

Аннотация: Показано, что в настоящее время преступники легализуют незаконно изъятые автомобили с помощью различных фальсификаций при регистрации, таможенном оформлении, переходе права собственности на транспортное средство. Распространение получают факты продажи автомобилей по полностью поддельным паспортам транспортных средств, а также содержащих признаки внесения изменений первоначального содержания текста. Основными способами подделки являются подчистка, травление, смывание, дописка, рисование, а характерные места их расположения – год изготовления транспортного средства, объём двигателя, дата регистрации, дата снятия с учета. В случаях, связанных с личным использованием автомобиля, полностью уничтожается специальная маркировка. Анализируются практика назначения и производства судебной технико-криминалистической экспертизы паспортов транспортных средств. Знание этих способов необходимо при визуальном осмотре в процессе проведения регистрационных действий и проверки документов на дорогах сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, а также самим покупателям при оформлении сделок с автотранспортом.
Токарева К.Г. - Имущественный налоговый вычет: проблемы правоприменения c. 330-337

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.551

Аннотация: В Налоговом кодексе РФ имущественному налоговому вычету посвящена только ст. 220. Однако вопросов, которые вызывают ее применение на практике, огромное количество. Одной из основных причин споров между налоговыми органами и добропорядочными налогоплательщиками, как правило, являются вопросы возврата излишне уплаченных сумм. В статье рассмотрены некоторые проблемные аспекты реализации права на имущественный налоговый вычет, в частности, сложности в получении справки по форме 2-НДФЛ с места работы. В этой связи предлагается требовать предоставления справки по форме 2-НДФЛ путем подачи письменного заявления по почте с уведомлением и с описью вложений или обращаться в трудовую инспекцию. Также в статье поднимается проблема нарушения срока возврата имущественного налогового вычета. В таком случае необходимо обращаться с заявлением в налоговый орган с требованием о перечислении процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами с приложением расчета либо в случае длительной просрочки следует направлять жалобы на действия налоговой инспекции в Управление ФНС в соответствующем регионе.
Правоведение
Маркин А.В. - Факторы правовой рефлексиии c. 338-374

DOI:
10.7256/2305-9699.2013.3.562

Аннотация: Статья посвящена анализу психологических обстоятельств, обусловливающих негативный или позитивный характер юридического мышления; творческому процессу юридического мышления, который исследуется с опорой на описанный в литературе опыт математического творчества. Подчеркивается сходство математического и юридического характера мышления и творчества; ценность эстетических представлений о справедливости в формировании юридических правил и их понимании. Анализируется взаимодействие сознания и подсознания в созидании правовых ценностей, дается их характеристика. Определяется критерий отбора сознанием правовых истин бессознательного. Оценивается значение эстетической единицы содержания интеллекта в интенциональном опыте творческого постижения правовой действительности. Исследуются психологические препятствия свободному, объективному и пропорциональному юридическому мышлению, их влияние на формирование профессиональной личности юриста. Приводится характеристика психологических препятствий к творчеству правовых ценностей. Предлагается учитывать деструктивные факторы правового мышления при процедуре подбора кадров для наиболее важных сфер правоприменительной деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"