Статья 'Квалификационные требования к членам Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов не занимающим должности государственной (муниципальной) службы' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

Квалификационные требования к членам Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов не занимающим должности государственной (муниципальной) службы

Кабанов Павел Александрович

доктор юридических наук

профессор, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова

420111, Россия, г. Казань, ул. Московская, 42

Kabanov Pavel Aleksandrovich

Doctor of Law

Professor, the department of Criminal Law and Procedure, Kazan Institute of Economics, Management and Law

420111, Russia, respublika Tatarstan, g. Kazan', ul. Moskovskaya, 42, of. NII protivodeistviya korruptsii

kabanovp@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2013.3.657

Дата направления статьи в редакцию:

15-02-2013


Дата публикации:

1-3-2013


Аннотация: в работе сформулированы и предложены общие и специальные требования к членам Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов не занимающим должности государственной (муниципальной) службы, связанные с их профессиональной компетентностью. К таким требованиям автор относит: наличие профессионального образования соответствующего уровня; занятие соответствующей должности в образовательном или научно-исследовательском учреждении; стажа профессиональной деятельности в области государственной (муниципальной) службы; наличие безупречной репутации.Автором предложена классификация членов Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов не занимающим должности государственной (муниципальной) службы в зависимости от предписаний законодательства о государственной (муниципальной) службе – на тех кто должен входить в их состав и тех кто может входить в их состав по усмотрению руководителя органа государственной власти или органа местного самоуправления.


Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, муниципальная служба, муниципальный служащий, независимый эксперт, представитель общественности, конфликт интересов, профессиональная квалификация, квалификационные требования, соответствие требованиям

Abstract: The article formulates general and specific qualification requirements to the members of the Commissions on compliance with the requirements to service behavior of state (municipal) servants and conflict of interests regulation for those not holding state (municipal) service positions on professional competence disputes. Among such criteria the author singles out professional education of the relevant level, relevant position in educational or scientific research institution, working experience in state (municipal) service, impeccable reputation. The author also offers classification of the members of the Commissions on compliance with the requirements to service behavior of state (municipal) servants and conflict of interests regulation for those not holding state (municipal) service positions depending on legislative prescriptions on municipal (state) service - into those who are obligated to be included into such commissions, and those who may be included into such commission upon discretion of the head of the state or municipal body.



Keywords:

state service, state servant, municipal service, municipal servant, independent expert, representative of the public, conflict of interests, professional qualification, qualification requirements, compliance to requirements

Введение

Противодействие коррупции – сложная, системная и взаимовыгодная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и широких слоев населения.

Принятие и постоянное совершенствование федерального и регионального законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции в целях их реализации предполагает создание специальных координационных, совещательных, экспертных и иных антикоррупционных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В настоящее время в Российской Федерации создана и действует система специализированных антикоррупционных органов различного уровня с различными объемами компетенции.

В числе основных специализированных антикоррупционных органов с особой компетенцией оказались и Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов.

Повсеместное создание названных антикоррупционных органов повлекло за собой ряд сложных вопросов по правовому регулированию, организации и обеспечению их деятельности, а также оценке эффективности их работы, о некоторых из этих проблем писали отечественные специалисты [1, c.20-24; 2; 3, c.35-38; 4, c.16-28; 15, c.156-163; 29, c.24-31; 30, c.49-51; 31, с.106-110], в том числе и автор настоящей работы [5, c.17-23; 6, c.1-11; 7, c.10-13; 8, c.35-38; 9, c.34-39; 10, c.91-104; 11, c.31-34; 12, c.40-43; 13, c.20-23; 14, c.17-19].

Основное содержание работы

В соответствии с требованиями современного российского федерального и регионального законодательства о государственной гражданской службе и о муниципальной службе, при формировании Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов (далее по тексту – Комиссия – примечание автораП.К.) необходимо в их состав включать представителей научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с прохождением государственной гражданской службы. По установленному этим законодательством правилу число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов, входящих в состав Комиссии [17].

Российский законодатель установил лишь обязательное участие в составе Комиссий представителей научных и образовательных учреждений, не установив перечень других организаций, которые могут делегировать своих представителей в её состав, тем самым предоставив органам государственной власти и органам местного самоуправления самостоятельно решать этот вопрос. Открытый перечень организаций, представители которых могут принимать участие в качестве членов Комиссии при федеральных органах исполнительной государственной власти, в настоящее время уточнен Президентом Российской Федерации. Им предложено, что наравне с представителями научных и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой, возможно введение в состав Комиссий представителей:

а) общественного совета, образованного при федеральном органе исполнительной власти, при органе государственной власти субъекта Российской Федерации или органе местного самоуправления;

б) общественной организации ветеранов, созданной в государственном органе или органе местного самоуправления;

в) профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в государственном органе [26] или органе местного самоуправления.

При этом участие представителей научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой является обязательным условием деятельности Комиссии, то включение в её состав представителей общественного совета, общественной организации ветеранов и профсоюзной организации носит рекомендательный характер. Следовательно, указанные категории членов Комиссии можно условно разделить на тех кто обязательно должен входить в состав Комиссий – представители научных организаций и/или образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования и тех кто может входить в их состав по усмотрению руководителя органа государственной власти или органа местного самоуправления – представители общественного совета, общественной организации ветеранов и профсоюзной организации при определенных условиях, связанных с требованиями к их профессиональной квалификации.

На наш взгляд, к членам обязательно входящим в состав Комиссии, не замещающим должности государственной службы представителей научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного образования можно предъявлять повышенные требования к уровню профессиональной подготовки, характеризующих их как независимых экспертов. На это обстоятельство указывается и другими отечественными специалистами, исследующими специфику деятельности Комиссий [1, c.20].

Во-первых, это занятие должности профессорско-преподавательского состава по основному месту работы в образовательном учреждении высшего и/или дополнительного профессионального образования либо должность научного сотрудника научено-исследовательской организации или должность преподавателя в учреждении среднего профессионального образования. Проведенный нами анализ состава Комиссий в федеральных органах исполнительной власти свидетельствует о том, что представителей образовательных учреждений среднего профессионального образования в них не обнаружено. Основную долю в составе Комиссий составляет профессорско-преподавательский состав высших профессиональных образовательных учреждений и незначительное количество научных сотрудников научно-исследовательских учреждений, как правило, представляющих образовательный учреждения не находящиеся в ведомственном подчинении федеральных органов государственной власти [21, 22]. Хотя встречаются случаи включения в состав Комиссии при федеральных органах государственной власти и представителей ведомственных образовательных учреждений высшего профессионального образования [16, 23], либо научно-исследовательских учреждений [24]. На наш взгляд, предпочтительнее выглядит состав той Комиссии, в составе которой находятся представители вневедомственных научно-исследовательских организаций и/или профессиональных образовательных учреждений.

Во-вторых, наличие у членов Комиссии высшего и желательно послевузовского профессионального образования соответствующего профиля. В отдельных правовых актах о персональном составе Комиссий прямо указывается наличие у независимого эксперта ученой степени кандидата или доктора наук [18, 25], в других указание на наличие послевузовского профессионального образования отсутствует. Хотя судя по занимаемым ими должностям в образовательных учреждениях высшего и/или дополнительного образования (доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан факультета, директор института, проректор или ректор образовательного учреждения) либо в научно-исследовательских учреждениях (старший, ведущий, главный научный сотрудник, заведующий отделом, сектором, заместитель руководителя НИИ) [19, 20], ученые степени у этих лиц обязаны быть в силу занимаемой должности по основному месту работы.

В-третьих, наличие опыта прохождения государственной и/или муниципальной службы не менее трёх лет, если при этом бывший служащий не был уволен с государственной или муниципальной службы за несоблюдение требований к служебному поведению и (или) требований к урегулированию конфликта интересов.

В-четвертых, преподавание учебных дисциплин, связанных с обучением студентов и/или слушателей порядку прохождения государственной и/или муниципальной службы не менее трёх лет. На наш взгляд, деятельностью, связанной с гражданской и/или муниципальной службой, должна считаться преподавательская, научная или иная деятельность, касающаяся вопросов прохождения гражданской и/или муниципальной службы, а также предшествующее замещение государственных должностей или должностей государственной гражданской службы в государственных органах либо муниципальной службы в органах местного самоуправления.

В-пятых, обязательным условием должно быть отсутствие у члена Комиссии судимости за совершение преступлений, что свидетельствует о его нравственных личных качествах и профессиональной (деловой) репутации. Кроме того, в отношении члена Комиссии не должно быть судебных решений вступившим в законную силу о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным.

В-шестых, обязательным условием для члена Комиссии наличие российского гражданства и отсутствие иностранного. Это положение, как и сформулированное в предыдущем абзаце, основано на требованиях российского федерального законодательства об общественных органах – общественных советах и комиссиях [27, 28]. Хотя, исходя из общих принципов антикоррупционного законодательства, – сотрудничества органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, возможно участие в деятельности Комиссии и представителей иностранных научных и образовательных учреждений, если они удовлетворяют выше перечисленным требованиям и это положение прямо указано в нормативном правовом акте, регулирующим деятельность Комиссии.

На наш взгляд, необходимо предъявлять дополнительные требования и к членам Комиссии, которые могут входить в её состав, то есть для представителей общественных и профсоюзных организаций. Такие требования должны быть не столь высокими как к независимым экспертам и отражать специфику деятельности Комиссии. Во-первых, представители общественных и профсоюзных организаций должны соответствовать общим требованиям к членам Комиссии (наличие российского гражданства, отсутствие сведений о судимости, отсутствие ограничений связанных с дееспособностью и наличие высшего профессионального образования). Во-вторых, представители общественных и профсоюзных организаций для равноправного и компетентного участия в работе Комиссии должны иметь опыт прохождения государственной и/или муниципальной службы не менее трёх лет.

выводы

На наш взгляд, сформулированные и предлагаемые нами общие и дополнительные требования к членам Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов не занимающим должности государственной (муниципальной) службы, с одной стороны, позволят повысить эффективность деятельности названных комиссий, а с другой – обеспечить реализацию принципа вовлечения институтов гражданского общества в деятельность органов публичной власти в противодействие коррупции.

Библиография
1.
Астанин В.В. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов: анализ и оценка предмета деятельности и коррупциогенных рисков участия экспертов в их работе // Российская юстиция. – 2009. – №2.
2.
Бикеев И.И., Кабанов П.А., Маклакова А.Н. и др. Организация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Республики Татарстан: методическое пособие. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2012.
3.
Дейцева Н.А., Мартынов, А.В. Административно-правовое регулирование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов //Административное и муниципальное право. – 2010. – №7.
4.
Дементьев А.Н. Конфликт интересов на государственной гражданской и муниципальной службе // Гражданин и право. – 2011. – №2.
5.
Кабанов П.А. Ознакомление с материалами участников заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, поступивших на рассмотрение: процедурные вопросы // NB: Административное право и практика администрирования. – 2012. – №1.
6.
Кабанов П.А. Организационно-правовые аспекты прокурорского надзора за созданием и организацией деятельности Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов // NB: Административное право и практика администрирования. – 2013. – №1.
7.
Кабанов П.А. Основания и порядок вывода членов комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов из их состава // Административное и муниципальное право. – 2012. – №3.
8.
Кабанов П.А. Оценка и показатели эффективности Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органе местного самоуправления: опыт Республики Татарстан // Следователь. – 2012. – №5.
9.
Кабанов П.А. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации и образованные им рабочие группы и комиссия как федеральные специализированные антикоррупционные органы: правовое регулирование и вопросы повышения эффективности их деятельности // Административное и муниципальное право. – 2012. – №11.
10.
Кабанов П.А. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации и образуемые им рабочие органы как высшие федеральные специализированные антикоррупционные учреждения: вопросы повышения качества правового регулирования и эффективности их деятельности // NB: Административное право и практика администрирования. – 2013. – №2.
11.
Кабанов П.А. Прокурорский надзор за формированием и деятельностью Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов // Административное и муниципальное право. – 2012. – №6.
12.
Кабанов П.А. Процедурные вопросы ознакомления с материалами, поступившими на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов // Административное и муниципальное право. – 2012. – №10.
13.
Кабанов П.А. Процедурные вопросы формирования персонального состава Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов // Следователь. – 2012. – №4.
14.
Кабанов П.А. Процессуальные основания и порядок отмены обязательных решений, принимаемых комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов // Административное и муниципальное право. – 2012. – №7.
15.
Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе: объект, предмет, субъекты // Актуальные проблемы экономики и права. – 2010. – №3.
16.
О внесении изменений в состав Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, начальников и заместителей территориальных органов Минюста России и урегулированию конфликта интересов, утвержденный приказом Министерства юстиции от 7 сентября 2010 года №218: Приказ Министерства юстиции РФ от 26 августа 2011 года №297 // Российская газета. – 2011. – 30 сентяб.
17.
О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ (в ред. от 21.11.2011 года) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №31. – Ст. 3215.
18.
О комиссии Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов: Приказу Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 1 сентября 2010 года №111 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – 1 нояб. (№44).
19.
О Комиссии Министерства энергетики Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 23 августа 2010 года №398 // Российская газета. – 2010. – 3 нояб.
20.
О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 2 сентября 2010 года №215/1449-5 // Вестник Центризбиркома РФ. – 2010. – №9.
21.
О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов: Приказ МВД России от 8 сентября 2010 года №652 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. –– 18 октября (№42).
22.
О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации: Приказ Министерств спорта, туризма и молодежной политики России от 11 августа 2010 года №854 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – 4 октября (№40).
23.
О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Минздравсоцразвития России: Приказ Министерства здравоохранения и социально-экономического развития России от 14 сентября 2010 г. N 802н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – 8 нояб. (№45)
24.
О Комиссии Счетной палаты Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Приказ Председателя Счетной Палаты РФ от 1 апреля 2011 года №22
25.
О Комиссии Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Приказ Госграницы от 20 августа 2010 года №90-АХД // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – 25 октяб. (№43).
26.
О Комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года №821 // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №27. – Ст. 3446.
27.
Об общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 4 апреля 2005 года №32-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. №411-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – №15. – Ст.1277.
28.
Об общественном контроле за соблюдением обеспечения прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящихся в местах принудительного содержания: Федеральный закон от 10 июня 2008 года (от 3 декабря 2011 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – №24. – Ст.2789.
29.
Чаннов С.Е. Государственная служба: урегулируем конфликт интересов // Справочник кадровика. – 2011. – №7.
30.
Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование функционирования комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе // Административное и муниципальное право. – 2009. – №4.
31.
Бикеев И.И. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов: иллюзии или реальность //Антикоррупционная политика в Республике Татарстан. Информационный бюллетень. - Казань, 2012.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"