Статья 'Социальные технологии управления в развитии цифрового взаимодействия органов исполнения наказаний и полиции по предупреждению правонарушений лицами, осужденными к уголовным наказаниям без изоляции от общества' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Социальные технологии управления в развитии цифрового взаимодействия органов исполнения наказаний и полиции по предупреждению правонарушений лицами, осужденными к уголовным наказаниям без изоляции от общества

Миронов Ринат Гаянович

доктор юридических наук

профессор кафедры права Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (Академия ВЭГУ)

450071, Россия, республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 215/4

Mironov Rinat

Doctor of Law

Professor, the department of Law, Eastern Economics and Law Academy of the Humanities

450071, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. Mendeleeva, 215/4

mirorinat@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7136.2022.7.37375

EDN:

AQHUPO

Дата направления статьи в редакцию:

22-01-2022


Дата публикации:

01-08-2022


Аннотация: В статье, в рамках совершенствования социальных технологий в правоохранительной деятельности описывается механизм цифрового взаимодействия уголовно-исполнительной системы (далее УИС) и органов внутренних дел (далее ОВД) в условиях современного сетевого общества и предполагаемого перехода отечественной экономики к её цифровой модели. Цель статьи заключается в исследовании организационно-управленческих и технологических возможностей между службами и подразделениями УИС и ОВД по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений осужденными к уголовным наказаниям без изоляции от общества, установлении служебных и функциональных полномочий сотрудников уголовно-исполнительных инспекций УИС и полиции ОВД. Задачами работы являются определение роли взаимодействия служб и подразделений УИС и ОВД, устранение функциональных противоречий с целью совершенствования надзора и контроля за подучетными лицами и организации цифрового управления для обеспечения безопасности и правопорядка на обслуживаемой ими муниципальной и региональной территории. Статья подготовлена на основе анализа норм права, ведомственных нормативно-правовых актов, правоприменительной и правоохранительной практики органов правопорядка исходя из положений теории социального управления, кибернетики, информационного анализа, цифровой информации, новейших достижений в области междисциплинарных научных исследований. В исследовании применены общенаучные и специально-юридические средства и способы познания, обеспечивающие комплексность организационно-правового изучения системы совместной правоохранительной деятельности. Новизна работы предопределена принятой за основу гипотезой о сетевой структуре общества. Актуальность работы обусловлена предложенным Президентом России курсом на построение цифровой экономической системы – как насущной потребности поддержания конкурентоспособности отечественной экономики среди крупных экономик глобального мироустройства. В этой связи, разработанный механизм цифрового взаимодействия исследуемых органов, является составной частью цифровой экономики, что в свою очередь обуславливает механизм совершенствования социальных технологий государственного управления в правоохранительной сфере.


Ключевые слова:

цифровое взаимодействие, правоохранительная деятельность, социальные технологии, государственное управление, правоохранительная система, сетевое общество, цифровая экономика, органы исполнения наказаний, полиция, интегрированная кооперация

Abstract: In the article, as part of the improvement of social technologies in law enforcement, the mechanism of digital interaction between the penal enforcement system (hereinafter, the UIS) and the internal affairs bodies (hereinafter, the ATS) in the conditions of a modern network society and the expected transition of the domestic economy to its digital model is described. The purpose of the article is to study the organizational, managerial and technological capabilities between the services and divisions of the UIS and the Department of Internal Affairs for the detection, prevention and suppression of offenses by those sentenced to criminal penalties without isolation from society, the establishment of official and functional powers of employees of the criminal executive inspections of the UIS and the police of the Department of Internal Affairs. The objectives of the work are to determine the role of interaction between the services and divisions of the UIS and the ATS, to eliminate functional contradictions in order to improve supervision and control over registered persons and the organization of digital management to ensure security and law and order in the municipal and regional territory they serve. The article is prepared on the basis of an analysis of the norms of law, departmental normative legal acts, law enforcement and law enforcement practice of law enforcement agencies based on the provisions of the theory of social management, cybernetics, information analysis, digital information, the latest achievements in the field of interdisciplinary scientific research. The study uses general scientific and special legal means and methods of cognition that ensure the complexity of the organizational and legal study of the system of joint law enforcement activities. The novelty of the work is predetermined by the hypothesis about the network structure of society adopted as a basis. The relevance of the work is due to the course proposed by the President of Russia to build a digital economic system – as an urgent need to maintain the competitiveness of the domestic economy among the major economies of the global world order. In this regard, the developed mechanism of digital interaction of the studied bodies is an integral part of the digital economy, which in turn determines the mechanism for improving social technologies of public administration in the law enforcement sphere.


Keywords:

digital interaction, law enforcement activities, social technologies, public administration, law enforcement system, network society, digital economy, penal enforcement agencies, police, integrated cooperation

Актуальность темы исследования.

Проводимые в обществе и государстве коренные преобразования принципиальным образом изменили характер общественных отношений, их структуру, динамику, формы, требующие соответствующей системы безопасности и противодействия преступности. В современных условиях особенно актуальными как в теоретическом, так и в практическом отношении стали проблемы организации взаимодействия УИС и ОВД, которые призваны обеспечить защиту социальных объектов от негативных сил и процессов, происходящих внутри российского общества. За последние годы появились новые формы и источники угроз личной, общественной и государственной безопасности и жизненно важным интересам, которые в рамках старого механизма взаимодействия не могут быть обеспечены. Несмотря на все принимаемые меры, преступность продолжает оказывать мощное отрицательное влияние на все сферы жизнедеятельности государства и общества, серьезно тормозит социально-экономические и политические преобразования России, подрывает ее международный авторитет.

Принципиально изменилась структура и динамика преступности. Преступность в значительной степени стала организованной (до 10-15% выявленных преступлений с квалифицирующим признаком «совершено организованной группой» возросло десятикратно); дерзкой (тяжкие и особо тяжкие преступления составляют 30%), в 2020 году по сравнению с 2015 годом на 2,2% увеличилось количество убийств и покушений на убийство, на 4,4% - фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью; мобильно-сетевой (до 25% преступлений совершаются с применением цифровых телекоммуникационных технологий).

Одним из факторов, влияющих на состояние правопорядка в обществе, относится многочисленная категория лиц, осуждённых к уголовным наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Данная категория определяется видами уголовных наказаний, к которым относятся: обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Кроме того, к наиболее распространённой категории подучётных лиц, относятся осуждённые к лишению свободы условно либо с отсрочкой отбывания наказания, а также лица, за которыми осуществляется контроль, с целью исполнения судебных решений об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, залога, запрета определённых действий (далее лица, осужденные к уголовным наказаниям без изоляции от общества либо подучетные или подконтрольные лица).

В связи с этим, наблюдается сложный криминогенный состав лиц, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций (далее УИИ) УИС. Уровень повторной преступности среди данной категории осужденных составил: 2018 г. - 2,02%; 2019 г. - 2,44%; 2020 г. - 2,09%. Возрастает роль применения профилактических мер воздействия со стороны УИС и ОВД. По данным ФСИН России, в 2020 г. по учетам УИИ прошло 941961 человек, из них 16732 человек снято с учета в связи с осуждением за новое преступление (2019 г. - 1003165 чел., снято с учета 19413 чел.; 2018 г. - 1034029 чел., снято с учета 19002 чел.; 2017 г. - 989228 чел., снято с учета 15692 чел.). Наблюдается закономерная тенденция увеличения количества осужденных без изоляции от общества, связанная с декриминализацией уголовных наказаний. На 1 октября 2021 г. на учете УИИ состояло 453241 осужденных, 7821 – под домашним арестом, 4194 – под запретом определенных действий, 57 – под залогом с обязанностью по соблюдению запретов, предусмотренных ч. 6 ст. 105.1 УПК РФ [1].

Основными причинами повторной преступности со стороны исследуемой категории лиц, являются:

- отсутствие постоянного источника дохода;

- отсутствие необходимых для трудоустройства документов (применительно к наказаниям, связанных с обязательным привлечением осужденного к труду);

- алкогольная и наркотическая зависимость, недостаточный уровень интеллектуального развития, антиобщественные взгляды и привычки (паразитические и эгоистические устремления), отсутствие семьи;

- криминальная зараженность, либо неспособность противостоять отрицательному окружению;

- слабый надзор со стороны контролирующих органов, отсутствие информации об осужденных, несвоевременное принятие (либо непринятие) мер воздействия предусмотренных законом;

- отсутствие у сотрудников навыков работы с подконтрольными лицами, отсутствие индивидуально-профилактической работы, снижение требовательности к нарушителям порядка отбывания наказания;

- некачественная подготовка представлений в суд в отношении нарушителей порядка и условий отбывания наказания;

- отсутствие взаимных контактов с судами и прокуратурой.

В современных условиях, высока роль органов обеспечения государственной и общественной безопасности - Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее МВД России) и Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее ФСИН России). Их деятельность характеризуются многоаспектностью реализуемых функций, направленных, на совершенствование единой государственной системы профилактики преступности, обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания за совершение преступления, а также на формирование в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности [2].

В статье исследуются вопросы, касающиеся совместной деятельности УИС и ОВД, включая уголовно-исполнительную инспекцию (УИИ), службу участковых уполномоченных полиции (СУУП), инспекцию по делам несовершеннолетних (ИДН), подразделения розыска УИС, криминальную полицию (КП), полицию общественной безопасности (ПОБ), патрульно-постовую службу полиции (ППСП), ГИБДД и др. по обеспечению надлежащего контроля и надзора за поведением осужденных к уголовным наказаниям без изоляции от общества, предупреждению и профилактики совершения ими новых преступлений. В этой связи, возникает необходимость системного анализа теоретико-методологических и организационно-правовых проблем взаимодействия УИС и ОВД, включая технологические и цифровые механизмы совместного контроля за осужденными, отбывающим уголовные наказания в обществе.

Кроме того, актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования правоприменительной практики УИС и ОВД, которая возросла с учетом принятия «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года», направленная на развитие и оптимизацию системы уголовных наказаний без лишения свободы. Отдельного внимания заслуживает специфика организации правового обеспечения функций УИС и ОВД по контролю (надзору) за осужденными без изоляции от общества, которая проявляется на многих этапах реализации исполнения наказаний, предусмотренные нормами криминального законодательства. К ним следует отнести организацию оперативно-розыскной деятельности, контроля за лицами отбывающими домашний арест и ограничение свободы с использованием электронных средств слежения, розыска осужденных, уклоняющихся от отбывания наказаний, мероприятий, направленных на пресечение и ликвидацию противоправных действий в местах совместной дислокации (неповиновения, забастовки, массовые беспорядки, вооруженные конфликты и др.). Это позволяет утверждать, что взаимодействие УИС и ОВД носит системный характер и определяет необходимость проведения данного исследования. При этом особое внимание заслуживает научно-техническое развитие и цифровая трансформация взаимодействующих служб и подразделений УИС и ОВД по мониторингу осужденных, включая создание и развитие системы пробации [3].

Гипотеза и новизна исследования.

Широкое использование цифровых информационно-телекоммуникационных технологий (ИТК), предполагает массовый перенос на цифровые носители массивов разнородных данных и документов применяемых в правоохранительной деятельности. С этой целью создаются электронные учёты, реестры и базы данных, оптимизируются государственные услуги и системы аутентификации человека в них, развивается электронная коммерция и интернет-банкинг. В государственном управлении активно внедряются информационные сервисы и новые формы коммуникаций государственных органов. Органы государственного управления существенно приблизились к модели цифровой экономики. Первые шаги в этом направлении делают и правоохранительные органы. Применение цифровых ИТК-технологий открывает широкие перспективы для борьбы с преступностью и совершенствования социальных технологий в организации совместной правоохранительной деятельности.

Новизна исследования определяется кардинальными изменениями сложившейся модели взаимодействия УИС и ОВД, вызванная внедрением цифровых информационно-телекоммуникационных и социальных технологий в систему управления исследуемых органов по организации совместного контроля за подучетными лицами, которая позволяет показать возможности цифрового взаимодействия с точки зрения связи и зависимости между состоянием количества правонарушений со стороны осужденных (влияние на состояние общественного порядка) и службами (подразделениями) УИС и ОВД, их внутренней и межведомственной самоорганизацией (результаты совместной деятельности).

Значение и особенности социальных технологий цифрового взаимодействия в правоохранительной деятельности УИС и ОВД.

Время, когда общественный порядок обеспечивался только за счет действия традиционных институтов и норм, ушло в прошлое. Совершенствование механизмов социальной интеграции требует целенаправленных усилий по конструированию и поддержанию общественного порядка, который все больше стал восприниматься как предмет искусства и познания современных технологий. Это позволило понятие «технология», которое изначально возникло в области естествознания, как наука о наиболее рациональных способах воздействия на природные материалы с помощью техники, трансформировать в сферу социального знания. Значение социальных технологий, выражается в постоянном обогащении социального опыта, внедрении эффективных образцов деятельности, наращивании багажа знаний, мастерства, стратегий, многократном использовании алгоритмов решения типовых социальных проблем. Это делает социально-технологическую проблематику актуальной для различных сфер социальной деятельности, включая и сферу правоохранительной деятельности, как архиважной подсистеме социального управления.

Хорошо известно, что правоохранительные органы в системе государственного управления продолжают оставаться важнейшими субъектами социального управления. В связи с этим, в рамках исследуемой темы, вопросы социально-технологического и цифрового обеспечения деятельности УИС и ОВД по предупреждению преступлений и иных правонарушений осужденными без лишения свободы в настоящее время решаются путем организации в службах и подразделениях информационно-аналитической работы. Данное направление дает возможность определять целевые перспективы совместной деятельности, проводить анализ, осуществлять контроль, за выполнением поставленных задач и координацию действий по предупреждению повторных преступлений стороны подконтрольных лиц.

Организация информационно-аналитической работы направлена на совершенствование функций управления по преобразованию социальных объектов, находящихся в компетенции правоохранительной деятельности УИС и ОВД. С одной стороны, это способствует повышению значения социологии управления, которая позволяет осуществлять достаточно полное, целостное описание и диагностику объектов управленческого воздействия (службы и подразделения УИС и ОВД и подконтрольные лица), их социологическую репрезентацию, идентификацию сущностных характеристик и целевых перспектив развития исследуемых правоохранительных органов. Задачами информационно-аналитического взаимодействия являются: определение видов и объемов информации, форм представления и сроков поступления; обработка информации и распределение между участниками взаимодействия; хранение информации, своевременный поиск и выдача по запросам сторон. С другой стороны, социологический анализ совместной правоохранительной деятельности УИС и ОВД позволяет расценивать в качестве абсолютно достаточных знаний и оснований для изучения личности осужденного и выявление причин совершения преступления в каждом конкретном случае, классификации правонарушителей и выделение лиц, из поведения и образа жизни которых можно сделать вывод об их явном нежелании соблюдать условия и порядок отбывания наказания, а также дать прогноз возможного преступного поведения.

Решение указанных социально-криминологических проблем требует взаимообусловленных, комплексных научных и организационно-управленческих усилий. Речь идет о необходимости дальнейшего исследования социальных технологий цифрового взаимодействия, позволяющих комплексно рассматривать социальные, правовые, экономические, психологические и интегрированные возможности УИС и ОВД в вопросах организации правоохранительной деятельности по предупреждению правонарушений осужденными к уголовным наказаниям без изоляции от общества.

В настоящее время разработка и эксплуатация форм статистической отчетности ФСИН России ведется по программе «Автоматизированная информационная система электронной обработки статистической информации «Статистика УИС», которая позволяет принимать обоснованные решения по улучшению качества совместной с ОВД правоохранительной предупредительной работы. Особенностью работы с подконтрольными лицами является то обстоятельство, что они, несмотря на совершенное преступление, остаются в привычной для них среде (социуме). Они нередко подвержены криминальному воздействию не только со стороны бывших осужденных и криминальных «авторитетов», но и со стороны лиц, недовольных состоянием уровня жизни в обществе (низкий уровень дохода, безработица, отсутствие социальных гарантий, ограничения в период пандемии и др.). В этих условиях важной задачей является изучение личности осужденного и выявление причин совершения преступления, их классификация по степени тяжести совершенных правонарушений и установлении мотивации на желание (либо нежелании) соблюдать условия и порядок отбывания наказания, а также осуществление прогноза возможного преступного поведения.

В этой связи, социальные технологии цифрового взаимодействия гарантируют не только получение заданных свойств и качеств в социальных объектах, но позволяют организовывать и упорядочивать управленческое воздействие в соответствии с целью и логикой развития самих объектов воздействия. К социальным объектам относятся объекты обеспечивающие население страны в удовлетворении базовых потребностей (питание, образование, здоровье, обеспечение безопасности от различного вида угроз (внешних и внутренних) и т.д.) и функционирующие на выполнение данных задач. К таковым объектам относятся органы УИС и ОВД, обеспечивающие контроль за подучетными лицами. Преимущества социальных технологий в том, что они дают целостное представление о предмете исследования, а значит, и о способах управленческих воздействий на него. Отсюда актуальность в дальнейшей разработке теории и методологии цифрового взаимодействия и внедрения социальных технологий в правоохранительной деятельности, как способов исследования многостороннего характера социальной динамики, выбора наиболее оптимальных методов и средств воздействия на социальные объекты.

Кроме того, в рамках информационно-аналитического обеспечения цифрового взаимодействия и с целью предупредительного воздействия на подконтрольных лиц, особое внимание обращает на себя отсутствие информации об образовании, трудовой квалификации и наличии непогашенной судимости.

Востребованность ценностного подхода в организации цифрового взаимодействия обусловлена эффективностью управленческой деятельности ФСИН России и МВД России, которая сегодня уже не может расцениваться лишь с точки зрения поиска самого дешевого, короткого и рационального пути решения той или иной социальной проблемы. Она должна быть соизмерена с основополагающими социальными критериями, нормативами, индикаторами (потребностями, интересами, социальными ресурсами). Например, организация межведомственного обмена информацией, начинается тогда, когда в день постановки осужденного на учет УИИ направляет сообщение в ОВД по месту регистрации лица. Затем, с целью профилактики и снижения уровня повторной преступности со стороны подконтрольных лиц, следует прогноз оценки поведения осужденного по методике «Портрет». Лица, склонные к совершению новых преступлений, включаются в группу риска, и соответствующая информация дополнительно направляется в территориальные ОВД. В отношении несовершеннолетних осуществляется взаимодействие с ИДН, а также с муниципальными органами опеки и попечительства. Важным в процессе взаимодействия по предупреждению преступлений, является изучение особенностей психологических характеристик подконтрольных лиц. Большинство из них имеют средний уровень интеллектуального и культурного развития, обладают низким самоконтролем и склонностью к асоциальным поступкам. Весьма агрессивны и непосредственная возбужденность приводят к отсутствию тревоги и страха перед потенциальным наказанием. Важное значение имеет наличие сведений о социально-демографических характеристиках указанных лиц. Более 80% всех повторных преступлений совершено лицами мужского пола в возрасте 24-38 лет, не состоящими в официальном браке, преимущественно не занятыми социально полезной деятельностью. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что 25% всех повторных преступлений совершены в течение менее месяца после постановки на учет в территориальных органах УИС и ОВД [1].

Следует предполагать, что данная ситуация осложняется состоянием уровня и качества жизни населения, повышением цен на товары первой необходимости, отсутствием трудовых ресурсов, ухудшением демографических процессов, возможности получения бесплатного образования и медицинской помощи, обострением практически всех сфер жизнедеятельности людей в период «пандемии», включая национально-этнические и межрегиональные конфликты, рост преступности и насилия.

В сложившейся ситуации возникает необходимость совершенствования механизма совместной деятельности посредством внедрения социальных технологий цифрового взаимодействия на этапе организации информационно-аналитической работы служб и подразделений УИС и ОВД. В настоящее время информационный обмен, содержащий предложения о причинах и условиях, способствующих совершению преступлению со стороны подконтрольных лиц, составляет не более 30%. В основном информационно-аналитические материалы носят формальный характер, готовятся для отписки, не имеющие оснований для принятия оперативных мер воздействия (28,6%) [4, с.76-77].

В этой связи, с целью улучшения информационного обмена и своевременного принятия оперативных мер воздействия, необходимо СУУП, после получения сообщения о необходимости постановки осужденного на профилактический учет, в установленные сроки через каналы связи информировать УИИ об образе жизни осужденных по месту их проживания. К недостаткам информационного обеспечения по вопросам профилактики противоправных деяний, следует отнести отсутствие приказов и планов взаимодействия УИС и ОВД на региональном и муниципальном уровне. Несвоевременное информирование о совершенных осужденными правонарушениях, неисполнении возложенных судом обязанностей и ограничений, отсутствие практики проведения совместных проверок на предмет контроля за поведением осужденных, включая несовершеннолетних, обследование их семейно-бытовых условий, негативно сказывается на состояние совместной профилактической работы.

На практике, с целью улучшения и обеспечения информационно-аналитического взаимодействия приняты ряд мер, направленные на установление сроков предоставления ОВД информации о фактах привлечения к административной ответственности подучетных осужденных [5]. Также Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 435-ФЗ [6] внесены изменения в Регламент взаимодействия ФСИН России и МВД России о необходимости информирования подразделений УИИ о поведении несовершеннолетних осужденных. Однако, данные меры оказались недостаточными и фактически не определяют порядок, объем и сроки предоставления информации о подконтрольных лицах, организации исполнения (неисполнения) возложенных судом обязанностей и ограничений. Эффективность применения совместных мер предупредительно-профилактического воздействия на осужденных правонарушителей сведена к нулю.

В настоящее время назрела острая необходимость внедрения социальных технологий цифрового взаимодействия. Первыми шагами в решении вопросов повышения результативности информационного сотрудничества явилось подписание протоколов об информационном взаимодействии ФСИН России и МВД России, осуществляемой в электронном виде о преступлениях и административных правонарушениях совершаемых подучетными лицами [7, с.3-14].

Кроме того, важное значение для организации взаимодействия и эффективного применения профилактических мер воздействия на подучетных лиц, имеет развитие технологий цифрового документооборота. В настоящее время, подразделения УИИ направляют в электронном виде списки лиц в ИЦ МВД России в субъектах федерации, для отработки по ним всей информации о фактах привлечения к ответственности. После получения необходимой информации, совместно со службой УУП и другими подразделениями ОВД проводят профилактические мероприятия, результаты которых приобщаются к личным делам осужденных формируемых в электронном виде.

Функционирующий Сервис обеспечения охраны общественного порядка, позволяет в режиме реального времени фиксировать правонарушения, совершаемые гражданами в любой точке страны. С момента регистрации правонарушения и оформления протокола, необходимая информация поступает в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер. В первую очередь, Сервис предназначен для повышения эффективности деятельности подразделений ОВД по профилактике правонарушений, обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, при этом основная задача автоматизировать процесс организации оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов [8].

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. № 102-ФЗ определяет порядок проведения рабочих встреч между МВД России и ФСИН России по вопросу организации взаимного обмена сведениями в электронном виде о лицах, подпадающих под действие административного надзора [9]. Положения закона направлены на изменение ситуации в информационном обмене с целью минимизации сроков предоставления информации и повышения профилактики рецидивной преступности. Данные нормы могут быть применимы и при организации профилактической работы с подконтрольными лицами с возможностью получения доступа в режиме онлайн к сведениям о привлечении лиц, состоящих на учете, к административной ответственности на всей территории Российской Федерации.

В рамках улучшения информационного обеспечения за подконтрольными лицами и совершенствования правоохранительной деятельности путем внедрения цифровых технологий УИС и ОВД, следует отметить разработку федеральной государственной информационной системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (ФГИС СЭМПЛ). Она позволит определить новые векторы развития в области применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, реализовать технологические возможности дистанционного контроля и надзора за осужденными и выполнения ими предписанных ограничений путем индивидуальной идентификации и контроля местонахождения в установленных местах [10, с.132-138].

Важную роль в информационном взаимодействии играет портал технической поддержки «Правосудие», предоставляющая свободную информацию о судебном делопроизводстве в России, обеспечивая информационную интеграцию судебной деятельности в России. Это позволяет сокращать сроки поступления судебных решений в УИС и ОВД и тем самым обеспечивать возможность осуществления первоначальных розыскных мероприятий и розыска осужденных, которым назначено наказание без лишения свободы и уклоняющихся от отбывания наказания.

Деятельность органов исполнения наказаний и полиции при исполнении уголовных наказаний без изоляции от общества является многоплановой и многообразной. Она охватывает различные сферы общественной и социальной жизни. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности, безопасности и правопорядка, защите прав и свобод граждан, находящихся рядом с теми, кто совершил преступление, но остался на свободе, созданию атмосферы терпимости и толерантности, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений.

О теории цифрового государства и механизме цифрового взаимодействия.

Особую актуальность социальным технологиям в системе государственного управления и правоохранительной деятельности, придает активно развивающаяся теория цифрового государства. В рамках данной теории государство и общество рассматриваются как совокупность гуманитарно-цифровых сетей - самоорганизующихся на основе информационно-технологических коммуникаций горизонтальных социальных групп (без формального членства и субординации). Такие гуманитарно-цифровые сети формируются вокруг общих ценностей и интересов, обладают устойчивыми социальными связями, характеризуются высокой внутренней лояльностью и солидарностью.

Внедрение цифровых технологий в деятельность органов государственной власти и управления происходило в начале нового тысячелетия, однако, общество к этому не было готово. В настоящее время впервые разрабатываются теоретические основы построения цифрового государства, управления, экономики и общества с учетом международного опыта. Цифровые организации - эффективная альтернатива традиционным вертикально-субординационным (иерархическим) сетевым структурам, которые отличаются повышенной социальной гибкостью и адаптивностью. Обширный обзор практики применения цифровых технологий, могут быть успешно использованы, для контроля и надзора за условно осужденными, условно-досрочно освобожденными и лицами, подпадающими под административный надзор, осужденными, которым судом назначено уголовное наказание без изоляции от общества. На этом фоне все более актуализировалась проблема сознательного, целенаправленного изменения форм социальной жизни, усиления контроля над элементами социальной среды и управления ими.

С учетом современного процесса образования социальных институтов и механизмов влияния на социально-экономические и политические явления, становится очевидным, что УИС и ОВД, их правоприменительные и правоохранительные функции должны быть приспособлены к новым экономическим, политическим, правовым и социальным условиям и принимать ответные меры, адекватные современным угрозам. В последнее время большая работа направлена на осуществление правоохранительными органами мероприятий по противодействию информационным угрозам обществу в социальных сетях [16, с.55-61]. В связи с этим, в правоохранительной деятельности необходимо развивать цифровые механизмы контроля, с целью противодействия опасным проявлениям со стороны подучетных лиц.

Используя знания теории и практики управления можно говорить о взаимодействии как самостоятельной категории, которая содержит совокупность отдельных элементов: принципов, методов, функций и других составляющих управления. Их регламентировано-выдержанная последовательность в функциональном и структурном плане представляет качественно-интегрированную комбинацию, отражающая своеобразный управленческий аспект именуемый механизмом взаимодействия, с помощью которого эффективно достигается управленческая цель и реализуются управленческие задачи [11, с.91-92].

Не останавливаясь на смысловой нагрузке термина «механизм», которая в литературе весьма неоднозначна, отметим лишь, что понятие механизм используется в большинстве случаев для характеристики функционирования определенной человеческой деятельности как системного целого. В нем фиксируются наиболее общие и существенные черты, связи между потребностями и конкретными видами деятельности по их удовлетворению, т.е. достижения определенного результата от данного вида деятельности. Однако это не означает принципиальную невозможность выработать научное определение понятия «механизм цифрового взаимодействия» применительно к деятельности УИС и ОВД в рамках осуществления ими от имени государства контрольных функций управления в сфере исполнения уголовных наказаний и обеспечения общественного порядка.

Цифровое взаимодействие как материализованная субстанция высокотехнологичного порядка представляет собой коммуникацию через цифровые каналы связи (смартфоны, компьютеры, планшеты, телевидение, радио, цифровые экраны, электронные ресурсы, QR-коды и др.) и интеграцию усилий субъектов сетевого сообщества, выступающая как некая централизация ресурсов по цифровой модели и служит основой взаимной выгоды и полезности социального партнерства. Для него характерно становление особых отношений между участниками связанных возникновением многочисленных социальных связей, формальных и неформальных контактов.

Цифровое взаимодействие органов исполнения наказаний и полиции рассматривается нами как вариант правоохранительной интегрированной кооперации по предупреждению правонарушений осужденными к уголовным наказаниям без изоляции от общества, которая сохраняет его сущность и основные параметры:

- в основе лежит совместная деятельность по контролю и надзору за подучетными лицами;

- присутствует прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь;

- возможность прямо или опосредованно воздействовать друг на друга при организации предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и производить реальные преобразования в эмоционально-волевой и личностной сфере;

- определяет взаимопреобразование его участников на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества;

- учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов, обеспечивает освоение социально-правовых навыков;

- содействует установлению взаимоотношений, поддержке, доверию и др.

Стратегии цифрового взаимодействия.

Во взаимодействии выделяются две стратегии: кооперация и конкуренция. Кооперация, или кооперативное взаимодействие, предполагает посильный вклад каждого его участника в решение общей задачи. Средством объединения людей здесь являются возникающие в ходе совместной деятельности отношения. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является степень включенности в него всех участников процесса, которая определяется величиной произведенных ими вкладов.

Что касается конкуренции, то ее характеристикой является борьба за приоритет, которая в наиболее яркой форме проявляется в конфликте. Представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, сегодня опровергается в ряде специальных исследований.

Названные стратегии взаимодействия характерны для цифрового взаимодействия УИС и ОВД и определяют процессы его развития и моделирования. Исходя из территориальной и субъектовой принадлежности органов исполнения наказаний и полиции, выделяют модели взаимодействия на уровне федерации (федеральные), федеральных округов (окружные), субъектов федерации (региональные) и территориально-объектовые (местные, муниципальные). Наиболее значимые из них выступают региональные органы исполнения наказаний и полиции и на уровне муниципальных образований.

От участия в цифровом взаимодействии органов исполнения наказаний и полиции ожидается повышение качества комплексных профилактических мероприятий и предупреждения повторной преступности со стороны лиц, состоящих на учете, поскольку основные характеристики цифровых каналов связи отличаются более коммуникабельным содержанием. Исходя из этого, цифровое взаимодействие направлено на обеспечение:

- эффективного проведения оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лиц, уклоняющихся от отбывания наказаний, а также на раскрытие совершенных ими преступлений;

- получения достоверной и актуальной информации о поведении подконтрольных лиц и совершенных административных правонарушений;

- совместной деятельности, направленной на предупреждение повторных правонарушений и преступлений осужденных;

- содействия в установлении местонахождения скрывшихся от контроля и надзора осужденных;

- информации о постановке (перемене места жительства), снятии с учета осужденных с указанием места жительства, места регистрации, обязанностей по приговору суда, возложении дополнительных обязанностей, продлении испытательного срока и др.

- контроля, за соблюдением требований приговоров суда в отношении лиц, осужденных к запрету занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в части изменения срока наказания, принятия мер по изъятию водительского удостоверения и др.

- организации своевременных запросов на осужденных, в отношении которых возбуждены уголовные дела, что позволяет в период производства предварительного следствия и дознания исследовать личность обвиняемого и вносить соответствующие данные в электронную картотеку ИЦ;

- информации в отношении обвиняемых, не имеющих постоянного места жительства, с целью установления адресов возможного проживания.

Моделирование цифрового взаимодействия.

Цифровое взаимодействие связано с осознанием и принятием различий между органами исполнения наказаний и полиции, умением использовать эти различия, особенно когда речь идет об организации розыскных и профилактических мероприятий. Для цифрового взаимодействия в этом случае становится важным создание банка данных для проектирования многоплановых информационных моделей различных группировок и сообществ, исходя из мотивации правомерного (непреступного) и неправомерного (преступного) поведения подконтрольных лиц.

В практике развития цифрового взаимодействия возникает ряд инновационных моментов. Во-первых, появилась необходимость перехода от мышления соревновательности, в основе которого принцип «выиграл-проиграл», к новому мышлению партнерства, в основе которого «выиграл-выиграл». Такой переход осознается не сразу и занимает длительное время, так как преимущества цифрового взаимодействия проявляются со временем. Во-вторых, способы взаимоотношений участников цифрового взаимодействия, ценностно-смысловое содержание различных видов деятельности органов исполнения наказаний и полиции претерпевают изменения. Большое внимание начинают уделять такому явлению, как организационно-правовая культура деятельности, регулирующая поведение участников совместной деятельности. Установлена зависимость от стиля и содержания управления, организационного устройства цифрового взаимодействия. В этой связи формирование организационно-правовой культуры становится одним из содержательных аспектов деятельности не только руководителей УИС и ОВД, но и всего личного состава подразделений.

Следовательно, цифровое взаимодействие органов исполнения наказаний и полиции представляет собой особую разновидность деятельности в системе социального партнерства, обеспечивающая высокотехнологичную интеграцию усилий субъектов правоохранительной кооперации (интегрированной кооперации), направленной на своевременный обмен информацией с целью предупреждения правонарушений и преступлений подконтрольными лицами.

Одним из механизмов предупредительно-профилактической работы является совместное использование общих баз данных цифровой информации УИС и ОВД. Интеграция различных по содержанию исходных данных, содержащих персональные криминологические данные, криминалистические характеристики совершенных преступлений, а также значимую и дополнительную информацию о криминальных социальных связях подконтрольных лиц и их предполагаемых сообщниках, позволит органам исполнения наказаний и полиции формировать информационный банк данных о подготавливаемых преступлениях, преступных группировках и информационные модели преступных связей. Это позволит получать новую информацию о поведении людей, их взаимосвязях, которые не удается обнаружить при других способах анализа. При этом, эффективное использование такого подхода должно быть основано на криминализации социальных связей участников преступных формирований.

В этой связи Федеральные законы от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ [12] и № 375-ФЗ [13] существенно расширяют полномочия органов исполнения наказаний и полиции, утверждая новые требования к операторам связи, перевозчикам-экспедиторам, к организации почтового сообщения, а также дополнительно регламентируя религиозно-миссионерскую деятельность. Например, при противодействии терроризму, экстремизму и другим социально-опасным и криминальным проявлениям срочность получения информации о социальных связях злоумышленников играет решающую роль, именно поэтому невозможно обойтись без данных содержащихся в информационно-телекоммуникационных и социальных сетях.

В 2016 году в России предложено использовать единый регистр населения, а каждого гражданина пронумеровать уникальным неизменяемым 12-разрядным личным «id»-кодом который станет основой для планируемой к созданию единой базы («супербазы») сведений о населении (в т.ч. о гражданах подпадающих под контроль правоохранительных органов, временно пребывающих и временно проживающих в РФ). В «супербазу» на основе данных об актах гражданского состояния в обязательном порядке войдут различные идентификаторы (ИНН, СНИЛС, реквизиты различных документов), также допускается включение в «супербазу» сопутствующей информации (о месте работы/учебы, судимости, воинской обязанности и т.п.) [14, с.2].

По мнению Б.А.Торопова и З.И. Тагирова, создание подобных массивов данных может заложить основы только для моделирования криминально-террористических социальных связей [15, с.77-89; 17, с.121-123]. На наш взгляд, исходными данными для установления социально-преступных связей и формирования многоуровневых информационных моделей должны быть любые объекты информации, по признакам которых происходит неформальная коммуникация (родство, дружба, землячество, религиозная общность, политические взгляды, совместная учебная, профессиональная или досуговая деятельность, лояльность к спортивным клубам, социальные ценности, интимные отношения и пр.). Некоторые из указанных признаков должны содержаться в бланках переписи населения.

Таким образом, за счет механизма цифрового взаимодействия предоставляется возможность органам исполнения наказаний и полиции получать более разнообразный спектр информации и выстраивать индивидуальную для каждого органа, исходя из собственной потребности и заинтересованности, математическую модель (траекторию) развития совместной деятельности [18, с.36-46]. Обмен опытом и конкуренция исследуемых органов, включенных в цифровую сеть, способствует повышению качества профилактических мер воздействия на подконтрольных лиц. Механизм цифрового взаимодействия УИС и ОВД, это особая процедура совместной правоохранительной интегральной кооперации, которая позволяет распределять совместные цифровые ресурсы при решении общей задачи, опираясь на инициативу каждого конкретного участника совместной деятельности. Интегральная кооперация позволяет осуществлять прямой контакт участников друг с другом, выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели и использовать цифровой ресурс правоохранительной сети для нужд каждого конкретного участника.

Основное назначение механизма цифрового взаимодействия состоит в том, чтобы обеспечить управленческий процесс, привести в более эффективное функционирующее состояние механизм управления УИС и ОВД. Посредством механизма цифрового взаимодействия в управленческом процессе органов исполнения наказаний и полиции достигается реализация поставленной цели обеспечения охраны общественного порядка и безопасности. При этом сам механизм существует и функционирует совершенно самостоятельно и независимо от управленческого процесса, хотя между этими категориями просматривается качественная функционально-структурная взаимосвязь. Механизм цифрового взаимодействия как совокупность информационно-управленческих средств, осуществляемая для достижения конкретной цели, способствует движению процесса управления.

Цифровое взаимодействие объективно заложено в любой социальной системе, включая правоохранительную сферу, и проявляется как своего рода закономерность, познать ее и использовать в интересах системы для успешного достижения стоящих перед ней целей. На наш взгляд, механизм цифрового взаимодействия можно рассматривать в контексте информационно-технологического обеспечения, способствующей развитию всех элементов системы государственного управления. Современное цифровое взаимодействие можно рассматривать как необходимое условие, как средство решения задач, поставленных перед всеми органами государственного и социального управления и как деловое сотрудничество.

Библиография
1. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях за 2018-2020 гг.//Официальный сайт ФСИН России. URL: http://fsin.su//https://docviewer.yandex.ru/view/23735449/?*=UV55OM (дата обращения 21.12.2021).
2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. №27 (часть II) ст. 5351.
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года».
4. Минаева И.С. Организационно-правовые основы взаимодействия уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел в сфере предупреждения совершения преступлений осужденными к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества: дис…. канд. юрид. наук: 12.00.11 / И.С. Минаева. – Ростов на Дону, 2021. С.76-77.
5. Приказ Министерства юстиции РФ и МВД России от 20 января 2017 г. № 2/22 «О внесении изменений в Регламент взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений, утвержденный приказом Минюста России, МВД России от 4 октября 2012 г. № 190/912».
6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 435-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 2013. Ст. 7000.
7. Честно и добросовестно служить Закону и народу! (интервью с начальником УОИНИО ФСИН России Е.А. Коробковой) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2019. № 5. С. 3-14.
8. Вопросы эксплуатации программного обеспечения для реализации Сервиса обеспечения охраны общественного порядка: приказ МВД России от 11 января 2016 г. № 1. URL: https://40.мвд.рф/upload/site43/document_file/1-16.docx (дата обращения: 27.12.2021).
9. Федеральный закон от 28 мая 2017 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета 2017. № 115 (7281). 30 мая.
10. Хорошева А.В. Проблемы применения федеральной государственной информационной системы электронного мониторинга подконтрольных лиц // ВЮИ ФСИН России, № 2(51), 2019. С. 132-138.
11. Миронов Р.Г. Взаимодействие правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности // Монография Р.Г. Миронов / ИД Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 160 с.
12. О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности: федеральный закон от 6 июля 2016 № 374-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 28. Ст. 4558.
13. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности: федеральный закон от 6 июля 2016 № 375-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 28. Ст. 4559.
14. Крючкова Е. Граждан ждет тотальная нумерация. Население России будет внесено в единую супербазу данных // Газета «Коммерсантъ».-2016.-27 июля.-№134.-С.2.
15. Торопов Б.А., Тагиров З.И. Модели террористических сетей и теоретико‐игровой подход к оценке центральности их участников // Вопросы безопасности.-2016.-№ 6.-С.77‐89.
16. Прокопенко А.Н., Савотченко С.Е., Старостенко И.Н. Особенности осуществления правоохранительными органами мероприятий по противодействию информационным угрозам в социальных сетях // Вестник Краснодарского университета МВД России. -2018. - № 4(42). – С. 55-61.
17. Тагиров З.И. Европейская модель сетевой правоохранительной деятельности: перспективы применения в России // Вестник Казанского юридического института МВД России. -2016. - № 3(25). – С. 121-123.
18. Миронов Р.Г. Возможности математического моделирования сетевого взаимодействия правоохранительных органов // Юридические исследования. – 2020. – № 1. - С. 36-46.
References
1. Characteristics of persons registered with the penitentiary inspections for 2018-2020//Official website of the Federal Penitentiary Service of Russia. URL: http://fsin.su//https://docviewer.yandex.ru/view/23735449/?*=UV55OM (accessed 12/21/2021).
2. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400 “On the National Security Strategy of the Russian Federation” // Collected Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 27 (part II) art. 5351.
3. Decree of the Government of the Russian Federation of April 29, 2021 No. 1138-r “On approval of the Concept for the development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period until 2030”.
4. Minaeva I. Organizational and legal basis for the interaction of the penitentiary system and internal affairs bodies in the field of preventing the commission of crimes by those sentenced to punishments and other measures of a criminal law nature that are not related to isolation from society: thesis .... cand. legal Sciences: 12.00.11 / I. Minaeva. - Rostov-on-Don, 2021. P.76-77.
5. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation and the Ministry of Internal Affairs of Russia dated January 20, 2017 No. 2/22 “On Amendments to the Regulations for Interaction between the Federal Penitentiary Service of Russia and the Ministry of Internal Affairs of Russia to Prevent Crimes and Other Offenses by Persons Registered by Penitentiary Inspections, approved by order of the Ministry of Justice of Russia, Ministry of Internal Affairs of Russia dated October 4, 2012 No. 190/912.
6. Federal Law of December 28, 2013 No. 435-FZ “On Amendments to Article 31 of the Federal Law “On the Detention of Suspected and Accused of Committing Crimes” and the Federal Law “On the Fundamentals of the System for the Prevention of Neglect and Juvenile Offenses” // Collected Legislation RF. 2013. Art. 7000.
7. Honestly and conscientiously serve the Law and the people! (interview with the head of the UOINIO Federal Penitentiary Service of Russia E. Korobkova) // Gazette of the penal system. 2019. No. 5. P. 3-14.
8. Issues of software operation for the implementation of the Service for ensuring the protection of public order: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated January 11, 2016 No. 1. URL: https://40.mvd.rf/upload/site43/document_file/1-16.docx (date of access : 12/27/2021).
9. Federal Law of May 28, 2017 No. 102-FZ “On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on Administrative Supervision of Persons Released from Places of Detention” // Rossiyskaya Gazeta 2017. No. 115 (7281). May 30.
10. Khorosheva A. Problems of application of the federal state information system for electronic monitoring of controlled persons // VYuI FSIN of Russia, No. 2 (51), 2019. P. 132-138.
11. Mironov R. Interaction of law enforcement agencies to ensure national security // Monograph R. Mironov / ID Forum, SIC INFRA-M, 2021. - 160 p.
12. On countering terrorism” and certain legislative acts of the Russian Federation regarding the establishment of additional measures to counter terrorism and ensure public security: Federal Law No. 374-FZ of July 6, 2016 // Collected Legislation of the Russian Federation. 2016. No. 28. Art. 4558.
13. On amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation in terms of establishing additional measures to counter terrorism and ensure public safety: Federal Law No. 375-FZ of July 6, 2016 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2016. No. 28. Art. 4559.
14. Kryuchkova E. Citizens are waiting for total numbering. The population of Russia will be included in a single superdatabase // Kommersant newspaper. - 2016. - July 27. - No. 134. - C.2.
15. Toropov B., Tagirov Z. Models of terrorist networks and a game-theoretic approach to assessing the centrality of their participants // Security Issues. - 2016. - No. 6. - P.77-89.
16. Prokopenko A., Savotchenko S., Starostenko I. Features of the implementation by law enforcement agencies of measures to counteract information threats in social networks // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2018. - No. 4(42). - S. 55-61.
17. Tagirov Z. European model of network law enforcement: prospects for application in Russia // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2016. - No. 3(25). - S. 121-123.
18. Mironov R. Possibilities of mathematical modeling of network interaction of law enforcement agencies // Legal Research. - 2020. - No. 1. - S. 36-46.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования
Статья посвящена изучению особенностей влияния цифровых технологий на организацию и осуществление взаимодействия (сотрудничества) между органами МВД и ФСИН. В определенной (незначительной мере) уделяется внимание проблематики субъектов регулируемых правоотношений – лиц, осужденных к уголовным наказаниям без изоляции от общества. В этой связи, наименование статьи предсталяется целесообразным скорректировать.
Методология исследования
В статье применены анализа, обобщения, метод абстрагирования, методы индукции, дедукции, моделирования, дескриптивный, статистический методы.
Актуальность
Тематика в целом обладает актуальностью в силу необходимости проведения исследования особенностей влияния цифровых технологий на организацию и осуществление взаимодействия (сотрудничества) между органами МВД и ФСИН. В этом же ключе актуален анализ достигнутых практических результатов, в том числе ошибок, недостатков.
Научная новизна
Научная новизна в статье присутствует фрагментарно в виде собственных авторских суждений в отношении проблематики, связанной c внедрением информационно-коммуникационных (цифровых) технологий в деятельность МВД и ФСИН, в том числе в ракурсе особенностей уголовно-правового статуса лиц, осужденных к уголовным наказаниям без изоляции от общества. Вместе с тем следует положительно отметить стремление автора подчеркнуть особенности исследуемых феноменов, их значимость для научного анализа, систематичность построения методологического аппарата (в вышеобозначенных пределах). Кроме того, автор практически везде вставляет собственные ремарки, охотно дает оценки.
Стиль статьи соответствует требованиям к публикациям юридического профиля.
Структура статьи в целом выдержана. Вместе с тем хотелось бы порекомендовать автора обособить категорию лиц, рассматриваемых в статье, поскольку фокус все-таки должен быть на этот аспект в сопряжении с актуальными и перспективными формами взаимодействия МВД и ФСИН в части профилактик. Помимо этого, не вполне рационально в структурном отношении (отсутствует плавность развития логической линии) сделан переход от тематики социальных технологий цифрового взаимодействия и их гарантий к основным причинам рецедивной преступности.
В содержательном отношении необходимо отметить следующее:
1. Непонятно, что автор имеет в виду под понятием «социальный объект»?
2. Что такое «негативно настроенных на гражданско-правовые отношения»?
3. Ни в коей мере нельзя с ходу согласиться с тезисом о причинно-следственных связях между нарастанием параметров криминализации и либерализацией криминального законодательства (его нужно обосновать). Речь идет о следующем абзаце: «Данное положение позволяет утверждать, что состояние общества характеризуется опасным криминогенным составом подконтрольных лиц. Возникает объективная необходимость выработки комплекса государственных мер, направленных на преодоление данного кризиса, в котором оказалось современное российское общество, в результате либерализации криминального законодательства».
4. Не выдержаны требования к определению к классификационному подходу в корреляциях во фразе: «Востребованность ценностного подхода в организации цифрового взаимодействия обусловлена эффективностью управленческой деятельности ФСИН России и МВД России, которая сегодня уже не может расцениваться лишь с точки зрения поиска самого дешевого, короткого и рационального пути решения той или иной социальной проблемы». Речь идет о том, что дешевый, короткий и рациональный характеристики пересекаются и поглощают друг друга. Например, дешевый может быть некоротким и нерациональным. В равной мере рациональный необязательно должен быть дешевым и т.д. Кроме того, непонятно, почему автор негативно оттеняет «дешевый, короткий» и самое главное «рациональный»(!) путь. Ведь рациональность отражает наиболее оптимальную модель.
Библиография недостаточно.
Апелляционный блок отсутствует. Статья описательно-аналитическая.
Выводы, интерес читательской аудитории
Статья отражает современные тенденции внедрения цифровых технологий в систему государственного управления, прежде всего, в рамки деятельности органов МВД и ФСИН. Материал в целом неплохо проработан, автор владеет юридической лексикой, отвечает современным актуальным требованиям к тематики проводимых научных исследований. На этой основе, считаю, что материал может быть рекомендован к публикации после незначительной доработки.


Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ
на статью на тему «Социальные технологии управления в развитии цифрового взаимодействия органов исполнения наказаний и полиции по предупреждению правонарушений лицами, осужденными к уголовным наказаниям без изоляции от общества».

Предмет исследования.
Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам использования социальных технологий управления в развитии цифрового взаимодействия органов исполнения наказаний и полиции по предупреждению правонарушений лицами, осужденными к уголовным наказаниям без изоляции от общества. Автором выявляется значение и подходы к использованию таких технологий, учитывая современные научные достижения и цифровизацию общества в целом. В качестве предмета исследования выступили, прежде всего, материалы практики, а также мнения ученых.

Методология исследования.
Цель исследования прямо в статье не заявлена. При этом она может быть ясно понята из названия и содержания работы. Цель может быть обозначена в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов вопроса об использовании социальных технологий управления в развитии цифрового взаимодействия органов исполнения наказаний и полиции по предупреждению правонарушений лицами, осужденными к уголовным наказаниям без изоляции от общества. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана методологическая основа исследования.
В частности, автором используется совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, другие. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить и разделить выводы различных научных подходов к предложенной тематике, а также сделать конкретные выводы из доктринальной литературы.
Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства (прежде всего, норм уголовно-процессуального законодательства). Так, автор указывает, что «Федеральный закон от 28 мая 2017 г. № 102-ФЗ определяет порядок проведения рабочих встреч между МВД России и ФСИН России по вопросу организации взаимного обмена сведениями в электронном виде о лицах, подпадающих под действие административного надзора [9]. Положения закона направлены на изменение ситуации в информационном обмене с целью минимизации сроков предоставления информации и повышения профилактики рецидивной преступности. Данные нормы могут быть применимы и при организации профилактической работы с подконтрольными лицами с возможностью получения доступа в режиме онлайн к сведениям о привлечении лиц, состоящих на учете, к административной ответственности на всей территории Российской Федерации».
Также следует поприветствовать активное использование автором эмпирических данных, которые с позиции практики помогли разрешить отдельные задачи, связанные с исследованием. Например, использованы следующие статистические данные: «Принципиально изменилась структура и динамика преступности. Преступность в значительной степени стала организованной (до 10-15% выявленных преступлений с квалифицирующим признаком «совершено организованной группой» возросло десятикратно); дерзкой (тяжкие и особо тяжкие преступления составляют 30%), в 2020 году по сравнению с 2015 годом на 2,2% увеличилось количество убийств и покушений на убийство, на 4,4% - фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью; мобильно-сетевой (до 25% преступлений совершаются с применением цифровых телекоммуникационных технологий)».
Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели исследования, позволяет изучить все аспекты темы в ее совокупности.

Актуальность.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Имеется как теоретический, так и практический аспекты значимости предложенной темы. Автор прав в том, что «Проводимые в обществе и государстве коренные преобразования принципиальным образом изменили характер общественных отношений, их структуру, динамику, формы, требующие соответствующей системы безопасности и противодействия преступности. В современных условиях особенно актуальными как в теоретическом, так и в практическом отношении стали проблемы организации взаимодействия УИС и ОВД, которые призваны обеспечить защиту социальных объектов от негативных сил и процессов, происходящих внутри российского общества».
Представляется, что научно обоснованные рекомендации в предложенной сфере помогут совершенствовать практику работу в сфере сотрудничества правоохранительных органов по вопросам пресечения и предупреждения преступлений.
Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только поприветствовать.

Научная новизна.
Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений. Во-первых, она выражается в конкретных выводах автора. Среди них, например, такой вывод:
«Цифровое взаимодействие объективно заложено в любой социальной системе, включая правоохранительную сферу, и проявляется как своего рода закономерность, познать ее и использовать в интересах системы для успешного достижения стоящих перед ней целей. На наш взгляд, механизм цифрового взаимодействия можно рассматривать в контексте информационно-технологического обеспечения, способствующей развитию всех элементов системы государственного управления. Современное цифровое взаимодействие можно рассматривать как необходимое условие, как средство решения задач, поставленных перед всеми органами государственного и социального управления и как деловое сотрудничество».
Указанный и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.
Во-вторых, автором предложены идеи по совершенствованию практики сотрудничества правоохранительных органов по вопросам выявления, пресечения и предупреждения преступлений.
Приведенные выводы могут быть актуальны и полезен для правотворческой деятельности.
Таким образом, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки.

Стиль, структура, содержание.
Тематика статьи соответствует специализации журнала «Юридические исследования», так как она посвящена правовым вопросам взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации.
Содержание статьи в полной мере соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, достиг цели исследования.
Качество представления исследования и его результатов следует признать в полной мере положительным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология и основные результаты исследования.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено.

Библиография.
Следует высоко оценить качество использованной литературы. Автором активно использована литература, представленная авторами из России (Хорошева А.В., Миронов Р.Г., Крючкова Е., Торопов Б.А., Тагиров З.И., Прокопенко А.Н., Савотченко С.Е., Старостенко И.Н. и другие). Хотело бы отметить использование автором большого количества материалов практики, эмпирических данных, нормативно-правовых актов, что позволило придать исследованию правоприменительную направленность.
Таким образом, в целом труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию различных аспектов темы.

Апелляция к оппонентам.
Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Все цитаты ученых сопровождаются авторскими комментариями. То есть автор показывает разные точки зрения на проблему и пытается аргументировать более правильную по его мнению.

Выводы, интерес читательской аудитории.
Выводы в полной мере являются логичными, так как они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к вопросам совершенствования международно-правового регулирования отношений в сфере обеспечения информационной безопасности.

На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи
«Рекомендую опубликовать»
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.