Статья 'Административно-правовые модели государственного управления сферой туризма в Российской Федерации' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Административно-правовые модели государственного управления сферой туризма в Российской Федерации

Савичев Алексей Юрьевич

аспирант, кафедра административного и финансового права, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)

117638, Россия, г. Москва, ул. Азовская, 2, корп. 1

Savichev Aleksei

Postgraduate student, the department of Administrative and Financial Law, All-Russian State University of Justice

117638, Russia, g. Moscow, ul. Azovskaya, 2, korp. 1

savichev_alexey@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7136.2020.10.34277

Дата направления статьи в редакцию:

08-11-2020


Дата публикации:

11-12-2020


Аннотация: Построение оптимальной системы государственного управления туристской сферой является одной из самых актуальных проблем развития туризма как за рубежом, так и в России. Предмет исследования составляют особенности моделей государственного управления сферой туризма, а также федеральные и региональные нормативные правовые акты, устанавливающие структуру органов исполнительной власти и определяющие компетенцию органов, обладающих специальными полномочиями в сфере туризма. При написании статьи был использован комплекс методов научного исследования: анализ, синтез, системный подход, сравнительно-правовой. В статье изучаются существующие за рубежом модели государственного управления сферой туризма в административно-правовом аспекте. Автор рассматривает эволюцию формирования органов исполнительной власти в сфере туризма в России в дореволюционный, советский и современный период и дает оценку существующей модели управления туризмом в Российской Федерации в свете Указа Президента РФ от 05.06.2020 № 372 «О совершенствовании государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности». Впервые проводится анализ моделей государственного управления туристской сферой, применяемых на уровне субъектов Федерации. По итогам исследования автор приходит к следующим выводам: реформа национальной туристской администрации будет продолжена, в субъектах РФ наиболее распространенной является модель межотраслевого регулирования сферы туризма.


Ключевые слова:

туризм, модель государственного управления, государственное управление туризмом, органы исполнительной власти, Ростуризм, Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития, субъекты Российской Федерации, национальная туристская администрация, региональная туристская администрация

Abstract: The formation of optimal system of state management of tourism sector is one of the most relevant problems of tourism development in Russia and abroad. The subject of this research is peculiarities of the models of state management of tourism sector, as well as federal and regional normative legal acts that establish the structure of executive branches and determine the competence of bodies that have special authority in tourism sector. The article explores the administrative-legal aspect of the foreign model of state management of tourism sector. The author reviews the evolution of formation of executive branches in the Russian tourism sector in pre-revolutionary, Soviet, and modern periods; as well as gives assessment to the existing model of tourism management in the Russian Federation in light of the Presidential Decree No. 372 of 06.05.2020 “On the Enhancement of State Administration in the Sphere of Tourism and Tourist Activities”. This article is first to analyze the models of state management of tourism sector implemented on the level of the federal subjects of Russia. The author comes to the following conclusions: the reform of national tourism administration will be continued; the most common model in the subjects of the Russian Federation is the model of cross-sector regulation of tourism.


Keywords:

tourism, model of public administration, public administration of tourism, executive authorities, Russiatourism, The Russian Government, Ministry of Economic Development, constituent entities of the Russian Federation, national tourist administration, regional tourist administration

Туризм является одной из наиболее динамичных отраслей экономики, также велика его социальная составляющая, заключающаяся в оздоровлении и просвещении населения. Именно поэтому усилия многих стран, в том числе и России, направлены на создание наиболее эффективной системы органов публичного управления сферой туризма.

Государственное управление туризмом представляет собой разновидность социального управления, осуществляемого путем целенаправленного, организующего и распорядительного воздействия государства на сферу туризма в целях ее надежного существования и устойчивого развития [1, с. 21].

Для реализации политики в сфере туризма государства образуют в структуре органов исполнительной власти органы специальной компетенции, обобщенно именуемые национальные и региональные туристские администрации. В зависимости от правового статуса, порядка формирования и специфики функционирования данных органов власти можно выделить типичные модели, складывающиеся в практике государственного управления сферой туризма. Государство придерживается той или иной модели в зависимости от ряда факторов экономического, территориального, исторического, культурного, политического, социального, демографического, экологического и климатического характера.

В экономической науке превалирует подход, в соответствии с которым выделяют три базовые модели государственного управления сферой туризма: приоритетности туризма, межотраслевого регулирования, саморегулирования [2, с. 43–44] [3, с. 22] [4, с. 58]. Данная классификация будет использована и в рамках настоящего административно-правового исследования.

Первая модель — приоритетности туризма — применяется в странах, для которых туризм играет одну из ключевых ролей. Модель предполагает значительный контроль со стороны государства над туризмом и существование органа национальной туристской администрации с обширными полномочиями. Это может быть отдельное ведомство (как правило, министерство), глава которого является членом правительства (Министерство туризма Израиля [5]), или орган исполнительной власти, глава которого не входит в состав правительства (Комитет по развитию туризма при Правительстве Республики Таджикистан [6]).

Вторая модель — межотраслевого регулирования туризма — характерна для стран, в которых развитием туризма и туристской деятельности занимается многоотраслевое ведомство, чаще всего с экономическим (Министерство промышленности, торговли и туризма Королевства Испания [7]), культурным (Министерство туризма, искусства и культуры Малайзии [8]) или спортивным (Министерство спорта и туризма Республики Беларусь [9]) уклоном.

Третья модель — саморегулирования туризма — присуща странам, в которых развитие туризма осуществляется либо на муниципальном уровне власти, либо исключительно хозяйствующими субъектами, либо не осуществляется вовсе (вследствие незаинтересованности страны в туризме, низкого экономического развития, политической нестабильности). Органы государственной власти в сфере туризма отсутствуют, к примеру, в Королевстве Бельгия, Республике Сомали, Республике Науру, Республике Южный Судан.

Рассматривая эволюцию формирования в России органов исполнительной власти, обладающих полномочиями в сфере туризма, можно отметить, что до революции 1917 года туризм был исключительно саморегулируемым явлением, развитие которого определялось деятельностью энтузиастов и предпринимателей [10, с. 46].

Датой начала организованного туризма в нашей стране некоторые исследователи считают 1777 год [11, с. 24] [12, с. 12], когда Вениамин Генш, содержатель московского пансиона для детей дворян, решил организовать групповые поездки для молодых людей в крупные европейские университеты с образовательной целью [13].

Первая туристская фирма была открыта лишь в конце XIX века в Санкт Петербурге — «Предприятие для общественных путешествий во все страны света». Правоотношения между фирмой и путешественниками по оказанию услуг строились на договорных началах [10, с. 51].

На рубеже XIX–XX веков стали массово появляться общественные организации туристской направленности. Крупнейшим являлось созданное в 1895 году Российское общество велосипедистов-туристов, переименованное позже в Рос­сийское общество туристов (РОТ). В уставе общества были закреплены следующие задачи: организация и проведение коллективных поездок членов общества, создание гостиниц в городах России для приема туристов, издание дорожно-справочных книг и путеводителей [14].

Практически с первых месяцев существования Советского государства туристской сфере уделяется повышенное внимание. В начале 1920-х годов возобновило свою деятельность Российское общество туристов, которое приостанавливало работу во время Первой мировой войны. Новые члены РОТ были не согласны с его прежним дореволюционным названием, и в 1929 году общество было переименовано в Общество пролетарского туризма РСФСР (ОПТ) [15].

Кроме ОПТ, туристско-экскурсионную работу в стране вело государственное акционерное общество «Советский турист» [16]. Однако существование двух крупных организаций не решило всех проблем, связанных с развитием туризма. В связи с этим в 1930 году принято решение об их слиянии и о создании Всесоюзного Общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) [17].

В 1936 году руководство массовым туризмом и экскурсиями было поручено Всесоюзному центральному совету профессиональных союзов (ВЦСПС) [18] и до 1990 года управление туризмом в СССР осуществлялось по линии профсоюзов.

Спецификой государственного управления сферой туризма в СССР являлось существование специальных организаций и органов власти для регулирования международного туризма (как въездного, так и выездного). В 1929 году в ведении Наркомата внешней торговли СССР было образовано Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР «Интурист» [19], задачами которого являлись: развитие туристских связей с зарубежными странами, организация обслуживания иностранных туристов, создание материальной базы для приема гостей из-за рубежа. Молодежный туризм был прерогативой Бюро международного молодежного туризма «Спутник», учрежденного в 1958 году [20].

В 1964 году впервые в истории страны был создан орган исполнительной власти, занимающийся вопросами туризма, — Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР [21]. В 1969 году он был преобразован в Главное управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР [22], а в 1983 году — в Государственный комитет СССР по иностранному туризму [23], председатель которого вошел в состав правительства страны — Совет Министров СССР. Тем самым была подчеркнута значимость развития международных туристских связей для советского государства [12, с. 149].

Госкоминтурист СССР прекратил свою деятельность в апреле 1991 года, одновременно при Кабинете Министров СССР был образован Совет по иностранному туризму СССР [24], который просуществовал семь месяцев и был ликвидирован [25].

На современном этапе развития государственного управления туризмом в России (с 1992 года и по настоящее время) органы национальной туристской администрации претерпели немало преобразований. Некоторые трансформации были связаны с переименованием ответственных за туризм органов власти и незначительным изменением объема их полномочий, отдельные реформы были существенными. В 1992 году было образовано Министерство культуры и туризма [26]. Уже через полгода центральным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию деятельности в сфере иностранного и внутреннего туризма, стал Комитет РФ по туризму [27]. Затем с 1994 года по 2000 год туризм рассматривался как неотъемлемая часть государственной политики в области физической культуры и спорта [28, с. 90–91]. Последующие четыре года функции в сфере туризма были возложены на Министерство экономического развития и торговли РФ [29].

В марте 2004 года было создано Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, находящееся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ [30]. Через полгода агентство было разделено на два самостоятельных ведомства (Федеральное агентство по физической культуре и спорту и Федеральное агентство по туризму), подведомственных напрямую Правительству РФ [31]. В 2008 году Ростуризм перешел в ведение Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ [32], а в 2012 году — Министерства культуры РФ [33].

В соответствии с указом Президента РФ от 14.09.2018 № 514 Федеральное агентство по туризму было переподчинено Министерству экономического развития РФ [34]. М. Б. Биржаков полагал, что туризм является прежде всего экономической категорией и лишь затем — социальной [35, с. 26–27]. Безусловно, туристская отрасль сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста российской экономики. Вместе с тем ключевые экономические показатели отрасли (на сферу туризма приходится 3,8% ВВП и 0,7% общей численности занятых) по-прежнему являются значительно ниже, чем в ряде развитых стран мира [36]. Однако полагаем, что при реализации государственной туристской политики социально-культурная составляющая туризма не должна уходить на второй план. Государственное управление отраслью должно строиться на основе принципа разумного сочетания экономических и социальных подходов.

Таким образом, до 2004 года не было выработано единой позиции относительно организационной формы органа исполнительной власти, ответственного за государственное управление туризмом. После 2004 года, когда было образовано Федеральное агентство по туризму, неоднократно изменялась подведомственность данного органа власти. Государственное управление туризмом строилось по модели межотраслевого регулирования (за исключением периода с 2004 года по 2008 год). Но при этом туризм рассматривался то как элемент социально-культурной сферы, имеющий общие черты с государственным управлением спортом, здравоохранением и культурой, то как один из аспектов экономики. Единый подход к государственному управлению туристской сферой отсутствовал.

Поиск оптимальной управленческой модели продолжается. С июня 2020 года Федеральное агентство по туризму вновь подчиняется напрямую Правительству Российской Федерации. При этом существенно расширены полномочия ведомства. Теперь Ростуризм обладает теми функциями, которые ранее осуществляли вышестоящие министерства: выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере туризма и туристской деятельности, координация деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности, контроль в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей, а также надзор в отношении туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма [37]. Можно заключить, что туризм вновь стал рассматриваться как комплексная сфера в неразрывной связи экономической и социальной составляющих. Представители отрасли, в частности, считают, что теперь ведомство сможет более оперативно и эффективно принимать меры по развитию туризма благодаря возможности напрямую вносить проекты нормативных правовых актов в Правительство РФ [38].

Переподчинение Федерального агентства по туризму Правительству РФ также связано с необходимостью преодолеть кризис, в котором оказалась туристская отрасль из-за ограничений, введенных в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Тем не менее изменение сложившейся управленческой модели в период нестабильности и неопределенности является определенным риском. Весной 2020 года благодаря совместной сбалансированной работе Минэкономразвития и Ростуризма в сжатые сроки была подготовлена необходимая правовая база для реализации ряда мер, направленных на поддержку туроператоров в условиях пандемии [39].

Федеральное агентство по туризму приобрело больше самостоятельности, его полномочия были существенно расширены, но вместе с тем ведомство утратило лоббистские возможности своего прежнего куратора. Представляется, что текущий статус Ростуризма является промежуточным на пути к полноценному Министерству туризма РФ, возглавляемому федеральным министром, входящим в состав Правительства. Пока же Ростуризму чрезвычайно важно продолжить сотрудничество с Министерством экономического развития РФ.

Все большее значение в управлении туризмом приобретает региональный компонент, поскольку именно на этом уровне возможен максимальный учет всех особенностей функционирования отрасли.

Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма закреплена в статье 263 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которой органы власти субъектов РФ обладают полномочиями по созданию благоприятных условий для развития туризма в регионе [40]. Указанная норма носит предельно общий характер, более детально компетенция субъектов РФ в сфере туризма обозначена в статье 32 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В частности, региональные туристские администрации обладают полномочиями по определению основных задач и приоритетных направлений развития туризма, разработке и реализации документов стратегического планирования, поддержке приоритетных направлений туризма, созданию и обеспечению условий для доступа к туристским ресурсам и др. [41]

В соответствии со статьей 77 Конституции РФ субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти [42]. В связи с этим в субъектах РФ применяются разные модели управления сферой туризма, а органы региональных туристских администраций имеют различные наименования, организационные формы и полномочия.

Отметим, что в 84 субъектах Федерации есть орган исполнительной власти, наделенный полномочиями в сфере туризма, то есть государственное управление отраслью строится либо по первой, либо по второй модели. Единственным субъектом, применяющим третью модель, является Ульяновская область, развитие туризма на территории которой поручено Областному государственному казенному учреждению «Агентство по туризму Ульяновской области», не входящему в структуру органов исполнительной власти.

Модель приоритетности туризма используется в 28 субъектах. Самостоятельный орган исполнительной власти, руководитель которого входит в состав регионального Правительства, образован в 8 регионах (Министерство Чеченской Республики по туризму [43]). В остальных 20 субъектах Федерации, применяющих данную модель, орган национальной туристской администрации находится в ведении правительства субъекта, обладает широкими полномочиями, но его руководитель в состав высшего органа исполнительной власти не входит (Комитет по туризму Мурманской области [44]).

Наиболее распространенной является модель межотраслевого регулирования сферы туризма — она применяется в 56 субъектах Российской Федерации. В 26 регионах вопросами туризма занимается ведомство с экономическим уклоном (Департамент экономического развития Белгородской области [45]). В 22 субъектах туризм ассоциируют со сферой культуры (Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми [46]). В семи регионах управление сферой туризма связано со спортом и молодежной политикой (Министерство спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия [47]) и в одном — с природными ресурсами (Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай [48]).

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Разнообразие организационно-правовых форм, различия в полномочиях, функциях и порядке формирования органов исполнительной власти, обладающих специальными полномочиями в сфере туризма, позволяют выделить несколько моделей государственного управления туристской сферой. Первая предполагает значительный контроль со стороны государства над туризмом и существование органа национальной туристской администрации с обширными полномочиями. Вторая модель характерна для государств, в которых управление туризмом входит в компетенцию определенного многоотраслевого министерства. В странах, применяющих третью модель, туризм рассматривается исключительно как элемент рыночных отношений, регулирование со стороны государства отсутствует.

До революции 1917 года туризм в России был саморегулируемой отраслью, органы исполнительной власти специальной компетенции не создавались. В СССР управление туризмом осуществлялось в основном профсоюзными организациями, за исключением международного туризма, для регулирования которого было образовано Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР, просуществовавшее в различных организационно-правовых формах до распада советского государства.

После 1992 года государственное управление сферой туризма строилось по второй модели. Туризм в основном рассматривался как элемент социально-культурной сферы и непродолжительное время — как один из аспектов экономики. В 2020 году управление отраслью стало осуществляться по первой модели, так как Федеральное агентство по туризму перешло в прямое подчинение Правительству РФ, полномочия ведомства были расширены. Полагаем, что данная реформа национальной туристской администрации не является окончательной, и ее логичным завершением станет формирование Министерства туризма РФ, глава которого войдет в состав Правительства.

Исследование моделей государственного управления сферой туризма в субъектах Российской Федерации выявило, что практически во всех регионах страны созданы органы исполнительной власти, курирующие туристскую отрасль, а господствующей моделью управления сферой является модель межотраслевого регулирования. Управление осуществляется, как правило, органами исполнительной власти, обладающими полномочиями в сфере экономики или культуры. Полагаем, что данная модель государственного управления туризмом наиболее эффективна для большей части субъектов РФ. В ряде субъектов Федерации в структуре органов исполнительной власти образованы самостоятельные ведомства, отвечающие за развитие туризма. Как правило, это регионы-лидеры по развитию туризма или субъекты, обладающие высоким туристским потенциалом.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования довольно обширный и посвящен административно-правовым моделям «…государственного управления сферой туризма в» РФ.
В работе представлен ряд методов, составляющих методологию исследования и правильно используемых автором: сравнительно-правовой, формально-юридический, анализ и синтез, логика и др.
Актуальность обоснована автором во введении к статье и выражается в следующем: «Для реализации политики в сфере туризма государства в структуре органов исполнительной власти образуют органы специальной компетенции, обобщенно именуемые национальные и региональные туристские администрации». Тут же автор при постановке проблемы говорит о том, что «Государство придерживается той или иной модели в зависимости от ряда факторов экономического, территориального, исторического, культурного, политического, социального, демографического, экологического и климатического характера».
Научная новизна хорошо обоснована в исследовании автора (по отдельным направлениям).
Стиль, структура, содержание заслуживают особого внимания, т. к. исследование имеет все необходимые структурные элементы: актуальность, постановка проблемы, цели и задачи, предмет, научная новизна, методология и выводы.
Содержание отражает существо статьи. Стиль работы хороший, она легко читается и носит исследовательский характер.
Автор логично подводит читателя к существующей проблеме. В начале статьи автор акцентирует внимание читателя на предмете статьи. Он показывает, говоря об органах «исполнительной власти», что «В зависимости от правового статуса, порядка формирования и специфики функционирования данных органов власти можно выделить типичные модели, складывающиеся в практике государственного управления сферой туризма».
Далее автор переходит к анализу моделей «государственного управления сферой туризма», используя ссылки на работы оппонентов: «… выделяют три базовые модели государственного управления сферой туризма: приоритетности туризма, межотраслевого регулирования, саморегулирования [2, с. 43–44] [3, с. 22] [4, с. 58]» и отмечает: «Данная классификация будет использована и в рамках настоящего административно-правового исследования».
Далее автор замечает «…до революции 1917 года туризм был исключительно саморегулируемым явлением», «Датой начала организованного туризма в нашей стране некоторые исследователи считают 1777 год [11, с. 24] [12, с. 12]», «Первая туристская фирма была открыта лишь в конце XIX века в Санкт Петербурге…» и автор показывает исторические вехи развития туризма в России.
Переходя к анализу вопроса развития туризма в СССР, автор правильно показывает, что «…Спецификой государственного управления сферой туризма в СССР являлось существование специальных организаций и органов власти для регулирования международного туризма (как въездного, так и выездного)» (Интурист, Спутник), «В 1964 году впервые в истории страны был создан орган исполнительной власти, занимающийся вопросами туризма, — Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР [21]», «а в 1983 году — в Государственный комитет СССР по иностранному туризму [23], председатель которого вошел в состав правительства страны — Совет Министров СССР. Тем самым была подчеркнута значимость развития международных туристских связей для советского государства [12, с. 149]».
При этом автор отмечает: «На современном этапе развития государственного управления туризмом в России (с 1992 года и по настоящее время) органы национальной туристкой администрации претерпели немало преобразований», раскрывает их и делает вывод: «Государственное управление отраслью должно строиться на основе принципа разумного сочетания экономических и социальных подходов» и «Единый подход к государственному управлению туристской сферой отсутствовал».
Автор замечает: «Представляется, что текущий статус Ростуризма является промежуточным на пути к полноценному Министерству туризма РФ, возглавляемому федеральным министром, входящим в состав Правительства» и делает правильный вывод: «Пока же Ростуризму чрезвычайно важно продолжить сотрудничество с Министерством экономического развития РФ».
Примеры подкрепляются ссылками на источники и работы оппонентов, делается вывод: «Все большее значение в управлении туризмом приобретает региональный компонент, поскольку именно на этом уровне возможен максимальный учет всех особенностей функционирования отрасли».
Переходя к анализу вопроса управления туризмом в субъектах РФ, автор правильно показывает, что «…региональные туристские администрации обладают полномочиями по определению основных задач и приоритетных направлений развития туризма, разработке и реализации документов стратегического планирования, поддержке приоритетных направлений туризма, созданию и обеспечению условий для доступа к туристским ресурсам и др. [41]», «…в субъектах РФ применяются разные модели управления сферой туризма, а органы региональных туристских администраций имеют различные наименования, организационные формы и полномочия».
При этом автор отмечает: ««в 84 субъектах Федерации … государственное управление отраслью строится либо по первой, либо по второй модели. Единственным субъектом, применяющим третью модель, является Ульяновская область, развитие туризма на территории которой поручено Областному государственному казенному учреждению «Агентство по туризму Ульяновской области», не входящему в структуру органов исполнительной власти».
Однако необходимо обратить внимание, что вывод, сделанный автором не совсем правилен. Саморегулирование не предполагает участие учреждения, подотчетного органу власти.
В заключение автор подводит итог своей работы, но в большинстве своем это пересказ того, что автор декларировал в начале статьи.
Лишь некоторые выводы представляются новыми: «Исследование моделей государственного управления сферой туризма в субъектах Российской Федерации выявило, что практически во всех регионах страны созданы органы исполнительной власти, курирующие туристскую отрасль, а господствующей моделью управления сферой является модель межотраслевого регулирования. Управление осуществляется, как правило, органами исполнительной власти, обладающими полномочиями в сфере экономики или культуры».
И здесь вывод автора уместен и обладает новизной: «Полагаем, что данная модель государственного управления туризмом наиболее эффективна для большей части субъектов РФ». Им приведены свои доводы.
Как нам кажется, приведены не всегда конкретные, однозначные и дающие для практики и теории выводы (кроме вышеприведенного).
Необходимо констатировать, что журнал, в который представлена статья является научным, и автор направил в издательство статью, соответствующую требованиям, предъявляемым к научным публикациям, в частности для научной полемики он обращается к текстам научных статей оппонентов и своим, предложенным ранее выводов.
Библиография достаточно полная и содержит как нормативные акты, так и большое количество современных научных исследований, к которым автор обращается. Это позволяет автору правильно определить проблемы и поставить их на обсуждение. Он, исследовав их, раскрывает предмет статьи.
Апелляция к оппонентам в связи с вышесказанным присутствует. Автором используется материал других исследователей.
Выводы – работа заслуживает опубликования (с двумя замечаниями по Ульяновской области (саморегулирования нет) и выводы), интерес читательской аудитории будет присутствовать.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.