Статья 'Международные стандарты ISO и сертификация «B Corporation» в правовой модели обеспечения экологического предпринимательства ' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Международные стандарты ISO и сертификация «B Corporation» в правовой модели обеспечения экологического предпринимательства

Серова Ольга Александровна

доктор юридических наук

профессор, кафедра гражданского права и процесса, Псковский государственный университет

180000, Россия, г. Псков, ул. Ленина, 2, оф. 21

Serova Olga Aleksandrovna

Doctor of Law

Professor of the Department of Civil Law and Process at Pskov State University

180000, Russia, g. Pskov, ul. Lenina, 2, of. 21

olgaserova1974@mail.ru
Барков Алексей Владимирович

доктор юридических наук

профессор, Департамент правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве РФ

125993, Россия, г. Москва, ул. Ленинградский Проспект, 49

Barkov Aleksei Vladimirovich

Doctor of Law

Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activity at Financial University under the President of the Russian Federation

125993, Russia, g. Moscow, ul. Leningradskii Prospekt, 49

barkov_a_v@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7136.2019.7.30511

Дата направления статьи в редакцию:

11-08-2019


Дата публикации:

20-08-2019


Аннотация: Предметом исследования являются новые механизмы регулирования экологического предпринимательства, основанные на реализации концепции корпоративной социальной ответственности. Экологическое предпринимательство является одним из актуальных направлений современного предпринимательского права. Основной задачей современного этапа является поиск организационных, экономических и юридических инструментов, которые обеспечили бы повышение общего уровня ответственности предпринимателей за соответствие производимых товаров, оказываемых услуг требованиям экологической безопасности. Императивное регулирование не дает необходимых результатов, что определяет актуальность иных форм воздействия на бизнес сообщество. Исследование основывается на применении сравнительно-правового метода. Авторами изучен опыт зарубежных стран по внедрению международных стандартов ISO, проанализированы особенности сертификации «B Corporation» в США и причины ее заимствования европейскими странами. Научная новизна исследования заключается в обосновании эффективности использования зарубежного опыта введения в правовое поле специальной организационно-правовой формы юридического лица, основанной на применении механизма независимой, сторонней, прозрачной, экспертной оценки степени социального и экологического воздействия, принятия на себя повышенных социальных обязательств. Рассматриваемый опыт может быть востребован в России при совершенствовании российской правотворческой модели социального предпринимательства и легализации экологического предпринимательства.


Ключевые слова:

экологическое предпринимательство, международные стандарты качества, экологический менеджмент, социально полезная компания, социальное предпринимательство, корпоративная социальная ответственность, эколого-ориентированные предприятия, организационно-правовая форма, предпринимательское право, правовое регулирование

Статья выполнена при финансовой поддержке российского Фонда Фундаментальных исследований (проект №18-011-00792 А).

Abstract: The matter under research is the new mechanisms that regulate environmental entreprneurship based on implementation of the concept of corporate social responsibility. Environmental entrepreneurship is a topical trend of modern business law. The main goal at this point is to find organisational, economic and legal instruments that would guarantee the growth of the overall level of entrepreneurs' responsibility for compliance of their goods and services with environmental safety requirements. Mandatory regulation does not provide necessary results which determines importance of other forms of influence on business community. The research is based on the use of the comparative law method. The authors analyze the experience of foreign statse in implementation of the ISO standards and examine specific features of the process of B Corporation certification in the USA as well as reasons why European countries are adopting it now. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the authors prove efficiency of the use of foreign experience in implementation of a special business entity that functions on the basis of independent expert evaluation of social and environmental effects and assumes high social responsibilities. The experience of the foreign states can be useful for Russia, in particular, it may help to improve Russia's law-making model of social entrepreneurship and legalisation of environmental entrepreneurship.


Keywords:

environmental entrepreneurship, international quality standards, environmental management, socially useful company, social entrepreneurship, corporate social responsibility, eco-oriented enterprises, legal form, business law, legal regulation

Экологическое предпринимательство становится одним их самостоятельных институтов предпринимательского права, обладающего специфическими чертами, требующими применения особых мер государственной поддержки и регулирования. Поэтому анализ отдельных средств регулирования экологического предпринимательства в зарубежных странах представляет значительный интерес для конструирования аналогичной модели российского экологического предпринимательства.

Обеспечение экологической безопасности и качества товаров, производимых эколого-ориентированными социальными предприятиями, осуществляется за счет применения международных стандартов серии ISO 14000 (системы экологического менеджмента - environmental management system) и ISO 9000 (семейства стандартов по менеджменту качества), являющиеся элементами общей системы сертификации, разработанной Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization - сокр.«ISO») [3]. Использование стандартов не позволяет однозначно утверждать, что деятельность организации или предпринимателя относится к области экологического предпринимательства. Этот институт не является общеобязательным, что лишь подтверждает, что государственное регулирование начинает «уступать» иным механизмам воздействия на общественные отношения.

Следование нормам стандартов систем экологического менеджмента (СЭМ) и менеджмента качества (СМК) связано с таким глобальным явлением современного права как корпоративной социальной ответственностью (КСО) бизнеса. Считается, что применение стандартов экологического менеджмента улучшает экологическую и экономическую эффективность предприятия, в целом способствуя повышению имиджа корпорации, что позитивно сказывается на конкурентоспособности производимых товаров [4, 654-657].

В основе стандартов ISO заложена идея комплексного подхода к удовлетворению потребностей всех стейкхолдеров в области охраны окружающей среды, представителей интересов предпринимателей, государства, местных общин, неправительственных организаций и потребителей. Попытка реализации принципов, развивающих данную идею, осуществлена в серии стандартов системы экологического менеджмента ISO 14000, рекомендованных всему миру и представляющих инструмент сокращения воздействия на окружающую среду, который по замыслу разработчиков должен работать на трех уровнях:

1. организационном - посредством улучшения экологической политики корпораций.

2. национальном - через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.

3. международном - через улучшение условий международной торговли [9].

Стандарт ISO 14001 «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента» [8] ориентирован на повышение сознательной активности бизнеса путем разработки корпоративной экологической политики. Корпорация обязуется следовать экологическим приоритетам в своей деятельности. Программу экологического менеджмента организации формируется с учетом имеющихся человеческого, технологического и экономического ресурсов. Соответствие этим правилам оценивается на основе стандартов ISO 14010, 14011/1, 14012, в которых сформулированы требования к экологическому аудиту [5] и ISO 14013, содержащем руководство по экологической экспертизе. Наряду со стандартами ISO 14000 и ISO 9000, эколого-ориентированная корпорация, претендующая на положительный имидж «зеленого предприятия», призванный засвидетельствовать соответствие системы корпоративного менеджмента современным требованиям, может руководствоваться также международными стандартами энергетического менеджмента ISO 50000 [10], нацеленным на эффективное управление энергоресурсами и OHSAS 18000 – на управление профессионального здоровья и промышленной безопасности.

Вместе с тем, несмотря на декларацию социальной и экологической нацеленности международных стандартов серии ISO, их недостатком является то, что это добровольная, зачастую долгая и дорогостоящая процедура, не содержащая жестких критериев к экологической, социальной и экономической эффективности предприятия [5], и, следовательно, не гарантирующая экологическую безопасность, качество и социальную ценность продукции. Получение сертификата демонстрирует только потенциальное желание корпорации улучшать социально-экологическую политику. Сертификат может являться лишь маркетинговым ходом, например, служить лишь формальным условием для заключения внешнеэкономического контракта.

В России международный стандарт ISO 14001 действовал в виде ГОСТа Р ИСО 14001-98 (в актуальной редакции - Гост Р ИСО 14001–2007) [2], который всегда применялся не очень успешно, так как при составлении рейтинговых отчетов о количестве сертифицированных на соответствие требованиям ISO 14001 корпораций, Россия не входила даже в первую десятку отчитывающихся стран [2, 88]. Причиной этого служит, в том числе, и непонимание значения и сущности корпоративной социальной ответственности. В зарубежных странах соответствие принципам корпоративной социальной ответственности рассматривается в контексте обеспечения конкурентных преимуществ организации.

Однако и в иных правопорядках традиционные представления о корпоративной социальной ответственности меняются. Об этом свидетельствует появление монографии Уэйна Виссера «Эпоха ответственности: КСО 2.0 и новая ДНК бизнеса» [14], новаторские идеи которого заключаются в следующем. Концепцию корпоративной социальной ответственности, разрабатываемую на базе рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), как основа международных стандартов менеджмента, обозначается им как КСО версии 1.0.. В условиях глобального финансового кризиса эта версия доказала несостоятельность, неэффективность воздействия на общество и окружающую среду. Для того чтобы не отстать в конкурентном противостоянии социально и эколого-ответственным корпорациям следует переориентировать бизнес на обновленную версию корпоративной социальной ответственности (КСО 2.0).

Следование принципам КСО 2.0 уже является не правом корпорации, как это считалось в отношении КСО 1.0, а обязанностью, приближающий идеи концепции Уэйна Виссера к идеологии социального и экологического предпринимательства. В связи с этим не случайно, что достойная альтернатива международным стандартам серии ISO в виде сертификации «B Corporation certification (сокр. - B Corp)» появилась в Соединенных Штатах Америки в развитии именно теории корпоративной социальной ответственности.

Если свою концепцию КСО 2.0 Уэйн Виссер позиционирует, как «новую ДНК бизнеса», то американская независимая негосударственная сертификация социально-предпринимательских корпораций «B Corp» в настоящее время признается «стандартом для бизнеса 21-го века» [7].

Сертификация «B Corporation» (также известная как сертификация «B Lab» или сертификация «B Corp») [6], в условиях отсутствия государственной сертификации в США, является частной инициативой оценки социального и экологического воздействия коммерческих корпораций, заинтересованных в общественном признании, проводимой с 2007 года некоммерческим рейтинговым агентством «B- Lab».

Степень «социальной полезности» (положительного социального и экологического воздействия) потенциальной корпорации оценивается агентством «B Lab» с помощью опроса. Для получения искомого сертификата корпорация должна набрать восемьдесят баллов, который претендент получит только после предоставления материалов подтверждающих достоверность заявленных на оценку результатов. Чтобы сохранить доверие к сертификации, «B Lab» работает по принципам, которые являются независимыми, всеобъемлющими, сопоставимыми, динамичными и прозрачными.

Существенной особенностью рассматриваемой сертификацией является ее связанность с корпоративным устройством организации. Перед тем как стать претендентом на звание «Certified B Corporations», корпорация обязана внести изменение в уставные документы: закрепить миссию и обязательства перед заинтересованными сторонами, на что требуется согласие не менее 2/3 голосов акционеров. В уставе корпорации не могут быть установлены приоритеты одного заинтересованного лица перед другим, что делает корпорацию миссия ориентированной, а не акционер ориентированной, меняя традиционную модель корпоративного управления [11].

Преимущества сертификации «B Corp» перед стандартизацией ISO заключается в том, что эта сертификация не фиксирует декларацию о намерениях к стремлению улучшать воздействие на окружающую среду, а реально измеряет все социальные и экологические показатели корпорации, выходя за рамки только сертификации товара (работы, услуги). С помощью данной сертификации оценивается, как успешно социально и экологически миссия – ориентированная бизнес-модель корпорации влияет на все заинтересованные стороны. Сертификация «B Corp» подтверждает, что социально-экологический бизнес соответствует самым высоким стандартам проверенной эффективности на всех этапах производственного цикла. Эта сертификация гарантирует товару, произведенному эколого-ориентированной «Certified B Corporations», экологическую безопасность, качество, социальную ценность, конкурентоспособность и востребованность у взыскательного потребителя.

Сертификация «B Corp» также как, и стандартизация ISO, является добровольной для эколого-ориентированного социального предпринимателя. Но если предприниматель изберет специально предназначенную для осуществления социально или эколого-ориентированной предпринимательской деятельности организационно-правовую форму – «Benefit corporation» (сокр. - «B corporation»), то сертификация «B Corp» становится обязательной для него процедурой на постоянной основе [12]. Эта идея заложена в основу американской социально-предпринимательской модели. То, что для КСО – рекомендация, то для социального и экологического предпринимателя – обязанность.

Социально-экологические успехи Benefit Corporation в обеспечении экологической безопасности, качества, социальной ценности и конкурентоспособности товаров не остались без внимания от европейских социальных предпринимателей. В 2016 году Италия стала первой в Европе страной легализовавшей организационно-правовую форму юридического лица «Societa' Benefit» [12] (социально полезной компании), сконструированной по подобию американской Benefit Corporation.

Подготовительная работа по легализации социально полезной компании проводится в Голландии, Испании, Франции и Швейцарии, что свидетельствует о зарождении тенденции на сближение американской и европейской социально-предпринимательских моделей. Во Франции предложение по легализации компании c миссией (расширенным социальным объектом (франц. Société à objetsocialélargi)), аналог итальянской Societa' Benefit, уже нашло поддержку правительства при обсуждении законопроекта «Новый бизнес и новое управление», содержащего план действий по совершенствованию основ предпринимательства [13]. В аспекте легализации новой организационно-правовой формы юридического лица поддержаны рекомендации по определению особенностей правового статуса Benefit Corporation через включение трех элементов: нацеленность на миссию; оценка социального и экологического воздействия; прозрачность в социально-экологической отчетности.

Представляется, что данный зарубежный опыт введения в правовое поле специальной миссия ориентированной организационно правовой формы юридического лица наряду с механизмом независимой, сторонней, прозрачной, экспертной оценки степени их социального и экологического воздействия, может быть востребован и в России, при совершенствовании российской правотворческой модели социального предпринимательства и легализации экологического предпринимательства.

[1]Статья выполнена при финансовой поддержке российского Фонда Фундаментальных исследований (проект №18-011-00792 А).

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования - международные «стандарты ISO и сертификация «B Corporation» в правовой модели обеспечения экологического предпринимательства». Надо заметить, что автор предполагает рассмотреть правовые модели «обеспечения экологического предпринимательства в зарубежных странах».
Методология исследования – ряд методов, используемых автором: статистический, анализ и синтез, логика и др.
Актуальность хорошо обоснована автором и выражается в следующем: «Экологическое предпринимательство становится одним их самостоятельных институтов предпринимательского права, обладающего специфическими чертами, требующими применения особых мер государственной поддержки и регулирования». Вот этот вопрос «анализ отдельных средств регулирования экологического предпринимательства в зарубежных странах представляет значительный интерес для конструирования аналогичной модели российского экологического предпринимательства» и пытается рассмотреть автор в статье.
Научная новизна не обоснована в статье автора.
Стиль, структура, содержание заслуживают особого внимания.
Стиль работы хороший, она легко читается, но носит в основном описательный характер.
Содержание отражает существо статьи не в полной мере.
Автор логично подводит читателя к существующей проблеме. В начале статьи автор акцентирует внимание читателя на предмете статьи. Он показывает, что «Использование стандартов не позволяет однозначно утверждать, что деятельность организации или предпринимателя относится к области экологического предпринимательства. Этот институт не является общеобязательным, что лишь подтверждает, что государственное регулирование начинает «уступать» иным механизмам воздействия на общественные отношения». Правда этот тезис пока и в последствии никак не подкреплен автором.
Автор отмечает, что «В основе стандартов ISO заложена идея комплексного подхода к удовлетворению потребностей всех стейкхолдеров в области охраны окружающей среды, представителей интересов предпринимателей, государства, местных общин, неправительственных организаций и потребителей», «Попытка реализации принципов, развивающих данную идею, осуществлена в серии стандартов системы экологического менеджмента ISO 14000, рекомендованных всему миру и представляющих инструмент сокращения воздействия на окружающую среду». Далее автор описывает три уровня, на которых должен работать инструмент сокращения воздействия на окружающую среду.
Он также пишет: «Корпорация обязуется следовать экологическим приоритетам в своей деятельности. Программу экологического менеджмента организации формируется с учетом имеющихся человеческого, технологического и экономического ресурсов», «несмотря на декларацию социальной и экологической нацеленности международных стандартов серии ISO, их недостатком является то, что это добровольная, зачастую долгая и дорогостоящая процедура, не содержащая жестких критериев к экологической, социальной и экономической эффективности предприятия [5], и, следовательно, не гарантирующая экологическую безопасность, качество и социальную ценность продукции» и приводит примеры. При этом автор использует международные акты, работы ученых, как российских, так и зарубежных.
Автор отмечает, что «Получение сертификата демонстрирует только потенциальное желание корпорации улучшать социально-экологическую политику» и делает правильный вывод: «Сертификат может являться лишь маркетинговым ходом, например, служить лишь формальным условием для заключения внешнеэкономического контракта».
И переходя к анализу второй части основного вопроса, автор замечает, что «достойная альтернатива международным стандартам серии ISO в виде сертификации «B Corporation certification (сокр. - B Corp)» появилась в Соединенных Штатах Америки в развитии именно теории корпоративной социальной ответственности». Автор подробно анализирует работы и правильно показывает, что «Степень «социальной полезности» (положительного социального и экологического воздействия) потенциальной корпорации оценивается агентством «B Lab» с помощью опроса. Для получения искомого сертификата корпорация должна набрать восемьдесят баллов, который претендент получит только после предоставления материалов подтверждающих достоверность заявленных на оценку результатов».
И конечно правильно замечание автора о том, что «Преимущества сертификации «B Corp» перед стандартизацией ISO заключается в том, что эта сертификация не фиксирует декларацию о намерениях к стремлению улучшать воздействие на окружающую среду, а реально измеряет все социальные и экологические показатели корпорации, выходя за рамки только сертификации товара (работы, услуги)».
Автор также отмечает: «Социально-экологические успехи Benefit Corporation в обеспечении экологической безопасности, качества, социальной ценности и конкурентоспособности товаров не остались без внимания от европейских социальных предпринимателей. В 2016 году Италия стала первой в Европе страной легализовавшей организационно-правовую форму юридического лица «Societa' Benefit» [12] (социально полезной компании), сконструированной по подобию американской Benefit Corporation». Им приводятся данные о внедрении такой модели и во Франции.
В заключение автор подводит итог: «Представляется, что данный зарубежный опыт введения в правовое поле специальной миссия ориентированной организационно правовой формы юридического лица наряду с механизмом независимой, сторонней, прозрачной, экспертной оценки степени их социального и экологического воздействия, может быть востребован и в России, при совершенствовании российской правотворческой модели социального предпринимательства и легализации экологического предпринимательства».
Но проведенный т. н. «анализ отдельных средств регулирования экологического предпринимательства в зарубежных странах представляет значительный интерес для конструирования аналогичной модели российского экологического предпринимательства» не относится в полной мере к юридическим исследованиям. Автор не показал о какой «специальной миссия ориентированной организационно правовой формы юридического лица» идет речь.
Так как журнал «Юридические исследования» является научным, направляемые в издательство статьи должны соответствовать требованиям, предъявляемым к научным публикациям, в частности для научной полемики нужно обращаться к текстам научных статей, монографий или диссертационных работ оппонентов. А в статье практически и нет. Этот аспект необходимо усилить.
Библиография недостаточно полная, содержит в основном нормативные акты, планы, национальные и международные стандарты, ограниченное количество современных научных исследований (5 работ в основном описывающих ISO и «концепцию КСО 2.0»), к которым автор обращается. Отсутствует ссылка в статье на работу 15.
Апелляция к оппонентам в связи с вышесказанным присутствует. Автором используется материал других исследователей, он их анализирует.
Выводы – работа требует незначительной доработки (раскрыть новизну, усилить выводы), интерес читательской аудитории будет присутствовать после этого.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.