Статья 'Право на конституционную правовую идеологию государства' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Право на конституционную правовую идеологию государства

Мельников Виктор Юрьевич

доктор юридических наук

доцент, кафедра муниципального права и природоохранного законодательства, Южный федеральный университет

344016, Россия, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Таганрогская, 112, оф. 1

Mel'nikov Viktor Yur'evich

Doctor of Law

Associate Professor at the Southern Federal University, Department of Municipal Law and Environmental Legislation

344016, Russia, Rostov-on-Don, ul. Taganrogskaya, 112, of. 1

juliameln@mail.ru

DOI:

10.7256/2409-7136.2016.3.18303

Дата направления статьи в редакцию:

11-03-2016


Дата публикации:

03-04-2016


Аннотация: Предмет исследования – конституционное право в вопросах, связанных с необходимостью формирования государственной правовой идеологии. В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, возникающие в связи с необходимостью формирования государственной правовой идеологии в форме конституционной правовой идеологии, стоящей на защите прав и свобод человека и гражданина. Объектом исследования являются урегулированные правом общественные отношения, возникающие в сфере конституционного права. Особое внимание уделяется вопросу о том, что в юридической науке отсутствует единый подход к проблеме существования государственной идеологии в Российской Федерации. Методологической базой исследования является диалектический метод познания социальных и правовых явлений и понятий в их развитии и взаимообусловленности. В процессе работы также применялись общие и специально-научные методы научного познания: историко-правовой, системный, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический, формально-логический и другие. Основными выводами и новизной проведенного исследования являются, по мнению автора, положения о том, что в России допустимо существование обязательной конституционной идеологии государства, функционирующей в рамках правового поля, не нарушающей прав, свобод и законных интересов других лиц и направленной на реализацию нужд и потребностей многонационального народа Российской Федерации. Она может быть не только основой национальной идеи, но должна служить средством объединения социальных групп и индивидов для решения общенациональных целей и задач.


Ключевые слова:

конституционная правовая идеология, обеспечение прав человека, конституция, национальная идея, государственная идеология, конституции зарубежных стран, конституционные нормы, идеологическое многообразие, основы конституционного строя, конституционно-правовое регулирование

Abstract: The research subject is the constitutional law application in the situations of forming the state legal ideology. The paper considers the topical and important problems arising in the situations of establishing the state legal ideology in the form of the constitutional legal ideology guarding human and civil rights and freedoms. The research object covers the legally regulated social relations in the sphere of constitutional law. Special attention is paid to the absence in the legal science of a single approach to the problem of existence of the state ideology in the Russian Federation. The methodology is based on the dialectical method of cognition of social and legal phenomena and concepts in their development and interrelation. The author also applies general and specific scientific methods: historical-legal, system, comparative-legal, statistical, concrete-sociological, formal-logical, and others. In the author’s opinion, it is possible to admit the existence of a compulsory constitutional state ideology in the Russian Federation, functioning within the legal framework, not violating the rights, freedoms, and legal interests of other persons, and aimed at the satisfaction of needs of the multinational society of the Russian Federation. It can serve not only as a basis of the national idea, but also as the instrument of social groups and individuals unification for the sake of achieving the national goals. 


Keywords:

constitutional legal ideology, human rights ensuring, Constitution, national idea, state ideology, Constitutions of foreign states, constitutional provisions, ideological diversity, foundations of the constitutional system, constitutional and legal regulation

Конституционные права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность публичной власти. Есть основание устранение правовой неопределенности, неточности в уже действующих нормах права, касающихся обеспечения прав и свобод человека. Н.А. Гредескул отмечал, что «должен наступить совершенно особенный умственный процесс: заполнение пробелов в праве … » [1, c.139].

На переднем плане развития общества должны стоять гарантии прав и свобод человека, в первую очередь со стороны тех лиц, которые наделены властью [2, c. 113-127]. Необходимо повышения уровня гарантированности правового положения человека и гражданина [4, c. 79-86].

Конституций зарубежных стран подробно регулируют права и свобо­ды человека и гражданина. [5, c. 59-60]. Так в Основном законе ФРГ 1949 г. допустимые ограничения законом кон­кретного права человека указаны в каждой статье, его гаран­тирующей. [6, c.121].

Поскольку Конституция РФ должна обеспечивать закрепляемые ею основы конституционного строя, она устанавливает границы признаваемых прав [7, c. 3].

Порой конституционные принципы могут вступать в коллизию с интересами государства, общества, человека. Например, в соответствии со статьей 13 Конституции РФ «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Многие исследователи считают, что данный принцип не соответствует интересам государства с точки зрения оптимальной системы управления общественными отношениями и современными требованиями к усилению централизации [8, c. 20-25]. Другие считают, что Конституция РФ, декларируя идеологическое и политическое многообразие, не устанавливает запрета на существование общей национальной идеи, которая может стать предметом идеологии политических и гражданских институтов [9, c. 3-6]. Обосновывают мнение, что: «идеология российского конституционализма как государственная исходит из положений Конституции РФ, потому что в основе этой идеологии лежат идеологические, т.е. определяющие, в рамках конституционного процесса, интересы государственной власти ценности: власть народа и для народа, федерализм, верховенство права, верховенство прав человека и гражданина, внерелигиозная государственность, которые и определяют систему ценностей рассматриваемой идеологии, где системообразующей и интегрирующей ценностью выступает конституционная государственность» [10, c. 18-20].

С.В. Хачанян отмечает, что запрет на обязательную идеологию обоснован, и никакие интересы государства не должны вести к его пересмотру. Для наличия стройной системы права, четко функционирующего механизма правового регулирования, национальной безопасности централизованная власть с принудительной иерархией ценностей и идеалов предпочтительней идеи политической свободы и самоопределения каждого человека в вопросах нравственности и политической культуры. В интересах каждого человека, как показывает опыт СССР, сохранение свободы слова и политического плюрализма, гарантирующего невозможность установления тоталитарного режима [11, c. 62-63].

Поскольку конституционные нормы носят учредительный характер, определяют ключевые принципы построения и функционирования государства, и его политической системы, их содержание всегда контролируется государственным аппаратом. Полного отсутствия противоречий между позитивным и естественным конституционным правом не достигают даже самые развитые демократические государства. Н.М. Коркунов отмечает: «Законы могут и расходиться с народным правосознанием, могут и противоречить ему. В государствах, население которых состоит из различных, еще не объединенных совместной политической жизнью национальностей, такое противоречие какому-нибудь из существующих в государстве народных правосознаний является даже необходимостью» [12, c. 387].

Следует отметить, что идеологическое многообразие как одна из основ конституционного строя Российской Федерации не только пронизывает все сферы общественной жизни, ряд прав и свобод человека и гражданина, но и тесно связано с иными основами конституционного строя Российской Федерации.

Какова роль человека в современном обществе, государстве. Какова роль конституционной идеологии в современном обществе? Нужна ли такая идеология государству, обществу, личности?

Россиянам никто не объяснил – какое общество они строят? Если социально ориентированное, то почему такой разрыв между богатыми и бедными? Власть должна принять такие меры, чтобы многим олигархам, чиновникам ничего не оставалась, как быть патриотичными. Продолжая непатриотичную социально-экономическую политику, мы уподобимся библейскому дому на песке. А дом должен стоять на камнях. Наши краеугольные камни: патриотизм, ответственность государства и бизнеса перед народом, социальная справедливость и народность.

В России всё чаще звучит вопрос: а почему нам всё время что-то и кто-то мешает? Почему буксует демократия, не идут реформы, падает экономический рост? Кто виноват? Почему мы перестали производить нобелевских лауреатов? Почему наша высшая школа так скромно смотрится в мировых рейтингах? Почему всё чаще падают ракеты? Наши юные математики, занимавшие в былые годы первые места в международных соревнованиях, в этом году скатились на восьмое место. В чём дело? Народ обленился и опустил руки? Власть ушла на бессрочные каникулы?

Как справедливо отмечает К.М. Исаева, в теории и на практике до сих пор существует ряд спорных неразрешенных вопросов как в сфере конституционно-правового регулирования идеологического многообразия, так и в области реализации данного конституционного принципа на практике. В юридической науке отсутствует единый подход к проблеме существования государственной идеологии в Российской Федерации. Очевидно, что обязательной только государственной идеологии в условиях провозглашенного идеологического многообразия быть не может, но дискуссионным остается вопрос о возможности существования в условиях идеологического многообразия и, соответственно, в условиях свободной и равной конкуренции идей, концепций, теорий в обществе, конституционной правовой идеологии [13, c. 3].

Как известно, идеология является неотъемлемым атрибутом каждого государства, несмотря на отсутствие нормативного закрепления положений об этом в основных законах в одних странах (Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация) и установления обязательной государственной идеологии в других (Северная Корея, Куба). Государство не может жить без ясной идеологии, как человек не может жить без души. В экономике любого государства, например, присутствует элемент планирования, сама «мохнатая рука рынка», как считают либералы, ничего не определяет.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Главы 1, 2 и 9 «Основы конституционного строя», «Права и сво­боды человека и гражданина», «Конституционные поправки и пе­ресмотр Конституции» не могут быть изменены парламентом, а только путем пересмотра всей Конституции РФ. В этом случае по решению не менее 3/5 от общего числа депутатов Госдумы и Совета Федерации созывается Конституционное Собрание.

По мнению автора, в России допустимо существование обязательной конституционной идеологии государства, функционирующей в рамках правового поля, не нарушающей прав, свобод и законных интересов других лиц и направленной на реализацию нужд и потребностей многонационального народа Российской Федерации. Она может быть не только основой национальной идеи, но должна служить средством объединения социальных групп и индивидов для решения общенациональных целей и задач. Проводником вышеуказанных идеологических воззрений, существующих в обществе, являются органы государственной власти. Это выражается в деятельности политических партий при выдвижении своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего, путем активного участия в избирательных кампаниях.

Положения части 2 статьи 13 Конституции Российской Федерации не только не отрицают возможности существования консолидирующей идеологии, но и, напротив, задают систему координат, в рамках которых могут существовать различные типы идеологий до тех пор, пока не выйдут за правовые пределы их осуществления. Запрет не относится к конституционной правовой идеологии в силу общегосударственной природы и общеобязательного характера самой Конституции Российской Федерации. Существование той или иной идеологии возможно лишь в рамках конституционно закрепленной правовой идеологии, сущность которой заключается в соблюдении баланса конституционных ценностей, интересов общества, государства и личности.

Главным ориентиром для формирования российской конституционной правовой идеологии должны стать права, свободы и законные интересы граждан Российской Федерации, что непосредственно вытекает из системного толкования статей 2 и 13 Конституции Российской Федерации, определяющих права и свободы личности высшей ценностью и гарантирующих идеологическую свободу всем и каждому.

Конституционная правовая идеология должна быть направлена на обеспечение преемственности государственной власти, а также оказывать влияние на концепцию реализации тех или иных функций государства. Соответственно, четко определенная конституционная правовая идеология, сосредоточенная на соблюдении и реализации прав, свобод и законных интересов граждан России, будет способствовать стабильности в государстве и обществе, выступать важным инструментом государственного строительства, гарантией обеспечения устойчивости правовой системы, единообразной правоприменительной практики и др.

Таким образом, конституционная правовая идеология – система конституционных ценностей, основанная на признании личности, ее прав и свобод высшей ценностью и признающая за ней право на идеологическое многообразие, защиту интересов государства. Это вытекающие из смысла и содержания норм Конституции Российской Федерации воззрения, идеи, представления о базовых основах существования, взаимодействия и развития общества и государства в условиях становления правового, демократического государства.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.