Статья 'К вопросу об участии духовенства в формировании института общественного воздействия как средства исправления осуждённых в XIX – начале XX веков.' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

К вопросу об участии духовенства в формировании института общественного воздействия как средства исправления осуждённых в XIX – начале XX веков

Попова Елена Эдуардовна

кандидат юридических наук

профессор, кафедра уголовно-правовых дисциплин, Международный юридический институт

127427, Россия, г. Москва, ул. Кашенкин Луг, 4

Popova Elena

PhD in Law

Professor, Department of Criminal Law Disciplines,  International Law Institute

127427, Russia, g. Moscow, ul. Kashenkin Lug, 4

anatelsvetjen@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2305-9699.2013.11.1005

Дата направления статьи в редакцию:

18-10-2013


Дата публикации:

1-11-2013


Аннотация: Автор исследует роль духовенства в становлении института общественного воздействия в процессе исправления осуждённых. С созданием "Человеколюбивого общества" инициатива участия духовенства в судьбе осуждённых, которая ранее носила эпизодический и неурегулированный характер, стала приобретать системность и упорядоченность. Представители Русской Православной церкви принимали активное участие в пастырском окормлении осуждённых, составлении правил отправления религиозных обрядов во время следования по этапу, которые в последствии приобрели законодательное значение, организации школьного и библиотечного дела в тюрьмах. Всю работу Церковь осуществляла с целью нравственного перевоспитания осуждённого путём укрепления в нём религии и положительных душевных качеств. Формируя политику применения общественного воздействия как средства исправления осуждённых в XIX и начале ХХ века, государство стремилось в полной мере использовать духовно-нравственный потенциал церкви по вопросам исправления лиц, совершивших преступления, а также в целях их внутреннего перерождения, под воздействием религиозно-нравственных норм и покаяния.


Ключевые слова:

исправление осуждённых, нравственное воздействие, уголовное наказание, общественное воздействие, исполнение наказаний, духовное исправление, религия, уголовно-исполнительное право, тюрьма, воспитательное воздействие

Abstract: The author studies the role of clergy in formation of the social influence institution in the procedure of correction of convicts. From the time when the Philantropic Society was formed, the initiative of clergy towards the convicts, which was previously sporadic and unregulated became systemic and ordered. The representatives of the Russian Orthodox Church took active part in pastoral direction of convicts, formaton of rules for religious rites during the transits, which later had legislative value, organization of education and libraries in prisons.  All of the work of the Church was aimed towards moral reeductaion of convicts by support of their religious beliefs and positive spiritual qualities. By forming the policy of social influence as means of correction of convicts in XIX and early XX century the state attempted to use the moral and spiritual potential of the church for the correction of criminals, as well as for the purpose of their  inner rebirth under the influence of moral norms and repention.


Keywords:

correction of convicts, moral influence, criminal punishment, social influence, execution of punishments, spiritual correction, religion, criminal penal law, prison, educative influence

Процесс воспитания нельзя представить без формирования основ духовно-нравственного потенциала человека. Исправить – значит устранить ошибки, недостатки, погрешности; сделать кого-либо, что-либо лучше, совершеннее; избавить от недостатков [1]. Поэтому исправление осуждённого не может осуществляться без работы по духовно-нравственному возрождению или преобразованию. Решение этой проблемы не оставалось никогда без внимания церкви.

Изначально роль духовенства сводилась, большей частью, к заботе о приговорённых к смертной казни. С ними проводили беседы священники, их исповедовали и причащали, а также утешали колодников при этапировании. Вся эта деятельность осуществлялась на основе личной инициативы мирян и пастырей. В начале XIX века стало упорядочиваться участие духовенства в судьбах осуждённых. После создания 16 июля 1816 г. Александром I «Человеколюбивого общества», данная инициатива начинает приобретать системность и актуальность [2].

Наиболее ярким представителем духовенства в общественной деятельности с осуждёнными со стороны Русской Православной церкви в этот период был архипастырь святитель Филарет (Дроздов). В одном из своих писем к архиепископу Леониду, он так определяет свою цель в деле исправления осуждённых: «Обратить места заключения в нравственные врачебницы душ, уязвлённых пороком и преступлением» [3]. В 1816 году Филарет был утверждён в звании члена Совета Императорского Человеколюбивого Общества и, будучи одним из деятельных членов этого Общества, постоянно жертвовал на его деятельность большие суммы из собственных средств. В 1819 году Филарет вступил в состав Общества Попечительного о тюрьмах и его деятельность основывалась на духовном содействии благу и успехам благотворительной деятельности Общества, которую он считал гораздо более важной, чем просто денежные пожертвования и состояла она в пастырском окормлении заключённых [4]. 18 ноября 1840 года митрополит Московский Филарет представил в Св. Синод расписание этапов ссылок, с указанием городов и населённых пунктов, в которых должны быть назначены священнослужители для назидания ссыльных и обеспечения им возможности отправления религиозных обрядов [5]. Составленные им правила имели законодательное значение и в 1842 году состоялся циркулярный указ Св.Синода с правилами назидания ссыльных, в основу которых положены наставления м.Филарета [6]. Всю суть своего служения он сводил к рождению в душе осуждённого искреннего покаяния: «если вы не можете, как Иосиф, сделать свою темницу, изгнание, заточение, почтенными и славными посредством невинности и непоколебимой добродетели: по крайней мере, как Манассия, старайтесь сделать ваши бедствия и трудности спасительными для вас посредством покаяния, исправления жизни и безропотной покорности закону, власти и судьбе Божией» [7]. Одним из результатов его служения стала, составленная им в 1843 году, «Молитва заключённого в темнице» [8].

Активную работу Церковь осуществляла и по формированию тюремных библиотек, изданию специальной религиозной литературы для заключённых, обучения их грамоте. Так, протоиерей Попов, осуществлявший пастырское попечение с первого дня своего служения, составил и издал книгу «Беседы с заключёнными в тюрьме», в 1888 году Св. Синод передаёт в Главное тюремное управление для передачи заключённым 1161 экземпляр «Евангелие от Иоанна», присланного в Россию Лондонским Библейским обществом. Как справедливо отмечал русский пенитенциарист В.Н.Никитин, «нравственное исправление арестантов закон возложил на смотрителя, его помощника, помощницу, надзирателей и надзирательниц и в особенности на священника, который наставляет, увещевает и дважды в неделю обходит всех арестованных, а выпускаемых напутствует» [9]. Организация просветительской работы в тюрьмах сводились в основе своей к организации библиотечного дела, религиозно-нравственного воспитания осуждённых. Просветительская работа заключалась в религиозном воздействии на заключённых посредством распространения среди них книг соответствующего содержания и совершения религиозных обрядов. В отчёте Главного тюремного управления за 1904 год говорилось, что одной из главных забот является нравственное перевоспитание арестанта путём укрепления в нём религии и положительных душевных качеств. Вместе с тем просветительное дело в тюрьмах ещё не поставлено на должную высоту [10]. В отчёте отмечалось, что наибольшее число библиотек было организовано в тюрьмах Харьковской губернии – 15, Воронежской – 13 и Киевской - 13, а тюрьмы Кавказа и Сибири вообще не имели библиотек. Наибольшее количество книг было в С._Петербургском Доме предварительного заключения – 7316 томов и создана эта библиотека была в большей части усилиями самих заключенных. По составу книги в тюремных библиотеках распределялись следующим образом: до 18% занимали книги религиозного характера, 17% - беллетристика, 7% - книги по истории и географии, 2-3% - учебники, в некоторых библиотеках до 38% составляли журналы прежних лет, и наибольшим спросом у заключённых пользовались книги беллетристического содержания и журналы [11]. Из таблицы, приведённой в отчёте о действующих тюремных библиотеках, следует, что до 1860 г. библиотеки существовали только в двух тюрьмах: в Пензе с 1801 г. и в Харькове с 1839 г. За 60-е годы были открыты первые библиотеки в неизвестных тюрьмах четырех губерний, за 70-е годы были открыты библиотеки ещё в 9 губерний. После образования Главного тюремного управления первые тюремные библиотеки были организованы при некоторых местах заключения в 17 губерниях, в 1890 -1891 гг. – в 31 губернии, и в первое пятилетие ХХ века – в 11 губерниях. Из общего числа 652 тюрем, приславших ответы о библиотеках, 220 мест лишения свободы, т.е. ⅓, должны были признаться в полном отсутствии у них библиотек. Среднее количество экземпляров книгообеспеченности составляло 308 шт., а в минимальном пределе доходило всего до 10 шт. Эти цифры были ничтожны по отношению к количеству арестантов, проходивших через тюрьмы, поэтому книга могла попасть к тюремному читателю лишь в порядке исключения [12].

Не лучше обстояло дело школьного обучения в тюрьме. Из 688 мест заключения только в 129 были организованы постоянные школы с преподавателями в лице священника и псаломщика и редко со штатными преподавателями. Состав преподавателей определял и объём преподавания, которое сводилось к обучению закону божьему, арифметике, географии, чтению, письму, началам естествознания [13]. Главное тюремное управление признавало, что чины тюремной администрации не пригодны для ведения педагогической деятельности в связи с тем, что на них возложен большой круг обязанностей, а также по своему нравственному и умственному развитию. Вместе с тем у тюрем в необходимом объёме не имеется средств для найма хороших учителей, которые действительно могли бы расширить умственный и нравственный кругозор арестантов и дать им необходимые знания, пригодившиеся им в свободной жизни. Поэтому тюремная администрация чаще всего обязанности учителя в школе, возлагала на самих арестантов. Частая смена таких импровизированных учителей отрицательно сказывалась на организации обучения в школе.

В целях урегулирования, возникших активных отношений в связи с деятельностью тюремных священников, Инструкция смотрителю губернского тюремного замка, принятая в 1831 году, в отдельной X главе подробно регламентировала порядок проведения религиозных обрядов, права и обязанности священнослужителей и их взаимодействие с администрацией тюрем. В 1887 году принимается Указ «Об устройстве управлений отдельными местами заключения гражданского ведомства и тюремной стражи», который священников, дьяконов и псаломщиков относит к Управлению местами заключения, а должностной оклад их приравнивает к окладу начальника тюрьмы [14].

Формируя политику применения общественного воздействия как средства исправления осуждённых в XIX и начале ХХ века, государство стремилось в полной мере использовать духовно-нравственный потенциал церкви по вопросам исправления лиц, совершивших преступления. Представители государства и церкви понимали, что исправление преступника возможно только вследствие его внутреннего перерождения, под воздействием религиозно-нравственных норм и покаяния, так как не раскаивающийся в своих злодеяниях преступник очень далёк от нравственного исправления. Именно чувство раскаяния, угрызение совести имеет важнейшее значение в духовно-нравственной жизни любого человека, в том числе и осуждённого [15]. Таких результатов можно достичь через саморазвитие, самовоспитание и образование. Поэтому активное участие церкви в процессе исправления осуждённых проявлялось в религиозном воспитании и служении, школьной работе, библиотечном деле и нравственном назидании осуждённых.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.