Статья 'Политическое влияние как фактор развития Конституции Российской Федерации' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Политическое влияние как фактор развития Конституции Российской Федерации

Аничкин Евгений Сергеевич

доктор юридических наук

профессор кафедры конституционного и международного права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Алтайский государственный университет", Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Проспект Социалистический, 68, каб. 202а

Anichkin Evgenii Sergeevich

Doctor of Law

Professor, the development of Constitutional and International Law, Altai State University

656049, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, ul. Prospekt Sotsialisticheskii, 68, kab. 202a

rrd231@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2012.5.5523

Дата направления статьи в редакцию:

17-04-2012


Дата публикации:

1-5-2012


Аннотация: В статье рассматриваются предпосылки и пути политического влияния на развитие Конституции РФ. Выявлены нормы Конституции РФ, обусловливающие влияние политики на их толкование, реализацию и развитие. Основными путями политического влияния на Основной закон автор признаёт такие, как действие политического фактора при включении тех или иных норм в первоначальную редакцию Конституции РФ; наличие политической составляющей в определённых решениях Конституционного Суда РФ; политическая мотивация поправок к Конституции РФ; «преобразование» Конституции РФ под воздействием причин политического свойства. Материал иллюстрирован примерами из законодательной и судебной практики последних лет. Сделан вывод о естественном и неустранимом характере политического фактора в развитии отечественного Основного закона при изменении лишь степени интенсивности его влияния в зависимости от политической ситуации.


Ключевые слова:

Юриспруденция, Конституция, Поправки, Преобразование, Закон, Проект, Толкование, Развитие, Реализация, Политика

Библиография
1. Аничкин Е.С. Преобразование Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце XX – начале XXI вв. М., 2010. 416 с.

2. Кондратьева М.А. Конституционное право и политика в Российской Федерации: соотношение в сфере регулирования и конституционного контроля. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2010. 24 с.

3. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Том 12. М., 1996. 488 с.

4. Кротов М.В. Выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации (с приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации): сборник / под ред. М.А. Митюкова. М., 2009. 638 с.

5. Шарнина Л.А. Понятие политического усмотрения // Конституционное и муниципальное право. 2008. №5. С. 6-9.

6. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ. 2009. №1. Ст. 1.

7. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009. №1. Ст. 2.

8. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. №51. Ст. 5712.

9. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. №52 (часть 1). Ст. 4916.

10. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 4 июля 2003 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 июля.

11. Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства. 2004. №50. Ст. 4950.

12. Постановление Государственной Думы от 18 февраля 2004 г. № 110-IV ГД «О проекте Закона Российской Федерации N 373837-3 "О поправке к Конституции Российской Федерации по изменению срока полномочий Президента Российской Федерации"» // Собрание законодательства РФ. 2004. №9. Ст. 727.

13. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. №2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края // Российская газета. 1996. 1 февраля.

14. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. №8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея» // Собрание законодательства РФ. 2002. №15. Ст. 1497.

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2004 г. №16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» // Собрание законодательства РФ. 2004. №47. Ст. 4691.

16. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. №18-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации "Православная партия России" и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина» // Собрание законодательства РФ. 2004. №51. Ст. 5260.

17. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. №1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой общественно-политической организации "Балтийская республиканская партия» // Собрание законодательства РФ. 2005. №6. Ст. 491.

18. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. №13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» // Собрание законодательства РФ. 2006. №3. Ст. 336.

19. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. №11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия – Российская партия коммунистов» // Собрание законодательства РФ. 2007. №30. Ст. 3989.

20. Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. №92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан» // Собрание законодательства РФ. 2000. №29. Ст. 3117.

21. Определение Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2000 г. №270-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности положения статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", а также жалоб открытого акционерного общества "Мосэлектроприбор" и Алтайского краевого союза общественных организаций инвалидов на нарушение данными нормами конституционных прав и свобод» // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

22. Пояснительная записка от 11 ноября 2008 г. «Обоснование необходимости принятия поправки к Конституции Российской Федерации об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.


Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.