Статья 'Правовая база и юридические условия экономического сотрудничества и интеграции Беларуси, Казахстана и России' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Правовая база и юридические условия экономического сотрудничества и интеграции Беларуси, Казахстана и России

Юртаева Евгения Анатольевна

кандидат юридических наук

ведущий научный сотрудник, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34, оф. 401

Yurtaeva Evgeniya

PhD in Law

Leading Scientific Associatem, Institute of Legislation and Comparative Legal Studies under the Government of the Russian Federation

117218, Russia, Moscow, Bolshaya Cheremushkinskaya Street 34, office #401

theory2@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2016.9.19901

Дата направления статьи в редакцию:

29-07-2016


Дата публикации:

28-09-2016


Аннотация: В данной статье предметом научно-практического анализа служит правовое сопровождение национальной нормотворческой деятельности в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Российской Федерации, а также современной практики подготовки правовых актов, применяемых в международных организациях. В интересах исследования выявляются и обосновываются приемы и методы правотворческой деятельности, проводимой Евразийской экономической комиссией в целях использования интеграционного потенциала государств-членов Евразийского экономического союза и конкурентных преимуществ каждого их них, выступающих заинтересованными партнерами на единой таможенной территории. В статье на компаративистских началах анализируется опыт национальной законодательной деятельности Беларуси, Казахстана и России, а также обозревается прежняя практика их интеграционного взаимодействия. Автор затрагивает вопросы «наднационального» правотворчества, выясняет характерные содержательные свойства делегирования полномочий государствами в интересах эффективного использования интеграционного потенциала взаимодействующих государств, а также исследует возможности национальных законодательств Беларуси, Казахстана и России по обеспечению их участия в нормотворческой деятельности интеграционных объединений. В статье предлагается обратиться к опыту правового и методического сопровождения совместной деятельности государств по формированию права межгосударственного объединения, апробированного в Европейском союзе.


Ключевые слова:

межгосударственная интеграция, международное нормотворчество, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Евразийская экономическая комиссия, Евразийский экономический союз, национальное законодательство, законотворчество, юридическая техника

Abstract: The subject of this scientific-empirical analysis is the legal support of the national legislative activity in the Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan, and Russian Federation, as well as contemporary experience of preparation of legislative bills used in international organizations. In the interests of research the author determines and substantiates the techniques and methods of the legislative work conducted by the Eurasian Economic Commission for the purposes of using the integrational potential of the member-state of the Eurasian Economic Union and competitive advantages of each of these members acting as the interested partners in the unified customs territory. The author addresses the issues of “supranational” lawmaking, determined the characteristic content properties of the delegation of authority by the states in the interests of efficient use of the integrational potential of the cooperating states, and also examines the possibilities of national legislations of Belarus, Kazakhstan, and Russia on ensuring their participation in the lawmaking activity of the integration unions. The author proposes referring to the experience of the legal and methodological support of the joint activity of the state on formation of law of the intergovernmental union proven within the European Union.


Keywords:

Legal technique, Lawmaking, National legislation, Intergovernmental integration, International lawmaking, Republic of Belarus, Republic of Kazakhstan, Russian Federation , Eurasian Economic Commission, Eurasian Economic Union

Библиография
1. Скуратов Ю.И. Евразийская парадигма России и некоторые проблемы интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ) // Гос. и право. 2015. № 2. С. 91.
2. Иноземцев В.Л. Евразийский экономический союз: потерянные в пространстве // Полис. Политические исследования. 2014. № 6. С. 76-81.
3. ЕЭК. 2012. Годовой отчет. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_AR2012.pdf (дата обращения - 1 июля 2016 года).
4. ЕЭК. Евразийский экономический союз: Архитектура будущего. Годовой отчет. 2014. URL: http://eec.eaeunion.org/ru/Documents/EEC_ar2014.pdf (дата обращения - 1 июля 2016 года).
5. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201501160013 (дата обращения - 1 июля 2016 года).
6. Договор о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года // Бюллетень международных договоров. 2013. Январь. № 1.
7. ЕАЭС начал действовать с 1 января 2015 года; со 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Республика Армения (Договор от 10 октября 2014 года о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года // Бюллетень международных договоров. 2015. Май. № 5), а с 12 августа 2015 года – Кыргызская Республика (Договор от 23 декабря 2014 года о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года // Бюллетень международных договоров. 2016. Февраль. № 2).
8. Положение о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201501160013 (дата обращения - 1 июля 2016 года).
9. Батлер У.Э. Элементы «наднациональности» в Евразийском экономическом сообществе // Сравнительное правоведение в условиях интеграции государств: Материалы II Международного конгресса сравнительного правоведения (Москва, 3 декабря 2012 года). М., 2013. С. 24.
10. Усенко Е.Т. Суверенная государственность стран-членов СЭВ как предпосылка и фактор их интеграции. М., 1987. С. 8 и след.
11. Колосов Ю.М. К вопросу о примате международного права // Международное право в современном мире. М., 1991. С. 8.
12. Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998. С. 308-309.
13. Кулматов Т.Ш. Право ЕврАзЭС: проблемы и перспективы определений правового статуса решений органов ЕврАзЭС: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию Экономического Суда СНГ, 21 июня 2007 года. Минск, 2008. С. 115-116.
14. Договор о ЕАЭС содержит специальную статью 115, закрепляющую порядок внесения изменений в Договор.
15. Статья 6 Договора о ЕАЭС.
16. Каширкина А.А., Морозов А.Н. Международно-правовые модели Европейского союза и Таможенного союза: сравнительный анализ. М., 2012. С. 150.
17. Боклан Д.С., Лифшиц И.М. Действие принципа верховенства права в Евразийском экономическом союзе // Международное право. 2016. № 2. С. 1-13. DOI: 10.7256/2306-9899.2016.2.18986. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_18986.html (дата обращения - 15 июля 2016 года).
18. Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации от 18 июня 2004 года // Информационно-правовая система «Законодательство стран СНГ».
19. Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о ЕАЭС).
20. Калмыкова А.В., Каширкина А.А., Лукьянова В.Ю., Морозов А.Н. Система правовых актов в сфере технического регулирования в условиях формирования Единого экономического пространства // Журнал российского права. 2011. № 6. С. 88-100.
21. Было утверждено решением Совета ЕЭК от 20 июня 2012 года № 48.
22. Статья 7 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества // Бюллетень международных договоров. 2002. Май. № 5.
23. Право и межгосударственные объединения. М., 2003. С. 50-51.
24. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В статье акты национальных законодательств государств приводятся с использованием информационно-правовой системы «Законодательство стран СНГ», предоставляемой ООО «СоюзПравоИнформ», а законодательства Российской Федерации – преимущественно справочной правовой системой «Гарант».
25. Василевич Г.А. О соотношении нормативных правовых актов // Юрист. 2002. № 4. С. 67-68.
26. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 года № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь».
27. Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 года № 711 «О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов».
28. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 2009 года № 496 «О некоторых вопросах подготовки и согласования важнейших проектов нормативных правовых актов в экономической и социальной сферах».
29. Лепешков Ю.А. Реализация норм международного права в законодательстве Республики Беларусь // Влияние международного права на национальное законодательство. М., 2007. С. 359-360.
30. Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-1 «О нормативных правовых актах».
31. Законодательная техника. М., 2000. С. 6; Законотворчество в Российской Федерации. М., 2000. С. 241.
32. Постановление Правительства Республика Казахстан от 16 августа 2006 года № 773 «Об утверждении Правил оформления и согласования нормативных правовых актов Республики Казахстан».
33. Закон Республики Казахстан от 30 мая 2005 года № 54 «О международных договорах».
34. Федеральный закон от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
35. Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
36. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
37. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (письмо Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 ноября 2003 года № вн2-18/490).
38. Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».
39. Речь идет, помимо учредительных договоров, например, о таких действующих актах, как Регламент работы Евразийской экономической комиссии, утвержденный Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 98, и Правила внутреннего документооборота в ЕЭК, утвержденные Решением Коллегии ЕЭК от 5 мая 2015 года № 46.
40. Joint Practical Guide of the European Parliament, the Council and the Commission for persons involved in the drafting of European Union legislation // URL: http://www.cc.cec/wikis/display/dap/Legislative+drafting+resources; Better Regulation Guidelines // URL: http://ec.europa.eu/smart-regulation/guidelines/docs/swd_br_guidelines_en.pdf (дата обращения - 1 июля 2016 года).
References
1. Skuratov Yu.I. Evraziiskaya paradigma Rossii i nekotorye problemy integratsii na prostranstve Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv (SNG) // Gos. i pravo. 2015. № 2. S. 91.
2. Inozemtsev V.L. Evraziiskii ekonomicheskii soyuz: poteryannye v prostranstve // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2014. № 6. S. 76-81.
3. EEK. 2012. Godovoi otchet. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_AR2012.pdf (data obrashcheniya - 1 iyulya 2016 goda).
4. EEK. Evraziiskii ekonomicheskii soyuz: Arkhitektura budushchego. Godovoi otchet. 2014. URL: http://eec.eaeunion.org/ru/Documents/EEC_ar2014.pdf (data obrashcheniya - 1 iyulya 2016 goda).
5. Dogovor o Evraziiskom ekonomicheskom soyuze ot 29 maya 2014 goda (dalee – Dogovor o EAES) // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201501160013 (data obrashcheniya - 1 iyulya 2016 goda).
6. Dogovor o Evraziiskoi ekonomicheskoi komissii ot 18 noyabrya 2011 goda // Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov. 2013. Yanvar'. № 1.
7. EAES nachal deistvovat' s 1 yanvarya 2015 goda; so 2 yanvarya 2015 goda chlenom EAES stala Respublika Armeniya (Dogovor ot 10 oktyabrya 2014 goda o prisoedinenii Respubliki Armeniya k Dogovoru o EAES ot 29 maya 2014 goda // Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov. 2015. Mai. № 5), a s 12 avgusta 2015 goda – Kyrgyzskaya Respublika (Dogovor ot 23 dekabrya 2014 goda o prisoedinenii Kyrgyzskoi Respubliki k Dogovoru o EAES ot 29 maya 2014 goda // Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov. 2016. Fevral'. № 2).
8. Polozhenie o Evraziiskoi ekonomicheskoi komissii (prilozhenie № 1 k Dogovoru o EAES ot 29 maya 2014 goda) // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201501160013 (data obrashcheniya - 1 iyulya 2016 goda).
9. Batler U.E. Elementy «nadnatsional'nosti» v Evraziiskom ekonomicheskom soobshchestve // Sravnitel'noe pravovedenie v usloviyakh integratsii gosudarstv: Materialy II Mezhdunarodnogo kongressa sravnitel'nogo pravovedeniya (Moskva, 3 dekabrya 2012 goda). M., 2013. S. 24.
10. Usenko E.T. Suverennaya gosudarstvennost' stran-chlenov SEV kak predposylka i faktor ikh integratsii. M., 1987. S. 8 i sled.
11. Kolosov Yu.M. K voprosu o primate mezhdunarodnogo prava // Mezhdunarodnoe pravo v sovremennom mire. M., 1991. S. 8.
12. Topornin B.N. Evropeiskoe pravo. M., 1998. S. 308-309.
13. Kulmatov T.Sh. Pravo EvrAzES: problemy i perspektivy opredelenii pravovogo statusa reshenii organov EvrAzES: Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 15-letiyu Ekonomicheskogo Suda SNG, 21 iyunya 2007 goda. Minsk, 2008. S. 115-116.
14. Dogovor o EAES soderzhit spetsial'nuyu stat'yu 115, zakreplyayushchuyu poryadok vneseniya izmenenii v Dogovor.
15. Stat'ya 6 Dogovora o EAES.
16. Kashirkina A.A., Morozov A.N. Mezhdunarodno-pravovye modeli Evropeiskogo soyuza i Tamozhennogo soyuza: sravnitel'nyi analiz. M., 2012. S. 150.
17. Boklan D.S., Lifshits I.M. Deistvie printsipa verkhovenstva prava v Evraziiskom ekonomicheskom soyuze // Mezhdunarodnoe pravo. 2016. № 2. S. 1-13. DOI: 10.7256/2306-9899.2016.2.18986. URL: http://e-notabene.ru/wl/article_18986.html (data obrashcheniya - 15 iyulya 2016 goda).
18. Dogovor o statuse Osnov zakonodatel'stva Evraziiskogo ekonomicheskogo soobshchestva, poryadke ikh razrabotki, prinyatiya i realizatsii ot 18 iyunya 2004 goda // Informatsionno-pravovaya sistema «Zakonodatel'stvo stran SNG».
19. Protokol o tekhnicheskom regulirovanii v ramkakh Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza (prilozhenie № 9 k Dogovoru o EAES).
20. Kalmykova A.V., Kashirkina A.A., Luk'yanova V.Yu., Morozov A.N. Sistema pravovykh aktov v sfere tekhnicheskogo regulirovaniya v usloviyakh formirovaniya Edinogo ekonomicheskogo prostranstva // Zhurnal rossiiskogo prava. 2011. № 6. S. 88-100.
21. Bylo utverzhdeno resheniem Soveta EEK ot 20 iyunya 2012 goda № 48.
22. Stat'ya 7 Dogovora ob uchrezhdenii Evraziiskogo ekonomicheskogo soobshchestva // Byulleten' mezhdunarodnykh dogovorov. 2002. Mai. № 5.
23. Pravo i mezhgosudarstvennye ob''edineniya. M., 2003. S. 50-51.
24. Zakon Respubliki Belarus' ot 10 yanvarya 2000 goda № 361-Z «O normativnykh pravovykh aktakh Respubliki Belarus'». V stat'e akty natsional'nykh zakonodatel'stv gosudarstv privodyatsya s ispol'zovaniem informatsionno-pravovoi sistemy «Zakonodatel'stvo stran SNG», predostavlyaemoi OOO «SoyuzPravoInform», a zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii – preimushchestvenno spravochnoi pravovoi sistemoi «Garant».
25. Vasilevich G.A. O sootnoshenii normativnykh pravovykh aktov // Yurist. 2002. № 4. S. 67-68.
26. Zakon Respubliki Belarus' ot 23 iyulya 2008 goda № 421-Z «O mezhdunarodnykh dogovorakh Respubliki Belarus'».
27. Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 30 dekabrya 2010 goda № 711 «O nekotorykh voprosakh osushchestvleniya obyazatel'noi yuridicheskoi ekspertizy normativnykh pravovykh aktov».
28. Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus' ot 20 aprelya 2009 goda № 496 «O nekotorykh voprosakh podgotovki i soglasovaniya vazhneishikh proektov normativnykh pravovykh aktov v ekonomicheskoi i sotsial'noi sferakh».
29. Lepeshkov Yu.A. Realizatsiya norm mezhdunarodnogo prava v zakonodatel'stve Respubliki Belarus' // Vliyanie mezhdunarodnogo prava na natsional'noe zakonodatel'stvo. M., 2007. S. 359-360.
30. Zakon Respubliki Kazakhstan ot 24 marta 1998 goda № 213-1 «O normativnykh pravovykh aktakh».
31. Zakonodatel'naya tekhnika. M., 2000. S. 6; Zakonotvorchestvo v Rossiiskoi Federatsii. M., 2000. S. 241.
32. Postanovlenie Pravitel'stva Respublika Kazakhstan ot 16 avgusta 2006 goda № 773 «Ob utverzhdenii Pravil oformleniya i soglasovaniya normativnykh pravovykh aktov Respubliki Kazakhstan».
33. Zakon Respubliki Kazakhstan ot 30 maya 2005 goda № 54 «O mezhdunarodnykh dogovorakh».
34. Federal'nyi zakon ot 14 iyunya 1994 goda № 5-FZ «O poryadke opublikovaniya i vstupleniya v silu federal'nykh konstitutsionnykh zakonov, federal'nykh zakonov, aktov palat Federal'nogo Sobraniya».
35. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 23 maya 1996 goda № 763 «O poryadke opublikovaniya i vstupleniya v silu aktov Prezidenta Rossiiskoi Federatsii, Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii i normativnykh pravovykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti».
36. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 13 avgusta 1997 goda №1009 «Ob utverzhdenii Pravil podgotovki normativnykh pravovykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti i ikh gosudarstvennoi registratsii».
37. Metodicheskie rekomendatsii po yuridiko-tekhnicheskomu oformleniyu zakonoproektov (pis'mo Apparata Gosudarstvennoi Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossiiskoi Federatsii ot 18 noyabrya 2003 goda № vn2-18/490).
38. Federal'nyi zakon ot 15 iyulya 1995 goda № 101-FZ «O mezhdunarodnykh dogovorakh Rossiiskoi Federatsii».
39. Rech' idet, pomimo uchreditel'nykh dogovorov, naprimer, o takikh deistvuyushchikh aktakh, kak Reglament raboty Evraziiskoi ekonomicheskoi komissii, utverzhdennyi Resheniem Vysshego Evraziiskogo ekonomicheskogo soveta ot 23 dekabrya 2014 goda № 98, i Pravila vnutrennego dokumentooborota v EEK, utverzhdennye Resheniem Kollegii EEK ot 5 maya 2015 goda № 46.
40. Joint Practical Guide of the European Parliament, the Council and the Commission for persons involved in the drafting of European Union legislation // URL: http://www.cc.cec/wikis/display/dap/Legislative+drafting+resources; Better Regulation Guidelines // URL: http://ec.europa.eu/smart-regulation/guidelines/docs/swd_br_guidelines_en.pdf (data obrashcheniya - 1 iyulya 2016 goda).
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.