Статья 'Комиссия по границам континентального шельфа и урегулирование разногласий в Арктике' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Комиссия по границам континентального шельфа и урегулирование разногласий в Арктике

Шинкарецкая Галина Георгиевна

Доктор юридических наук

ведущий научный сотрудник, Институт государства и права РАН

Shinkaretskaya Galina Georgievna

1547400@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2010.2.1883

Дата направления статьи в редакцию:

18-01-2010


Дата публикации:

1-2-2010


Аннотация: В статье раскрываются вопросы деятельности комиссия по границам континентального шельфа, которая образованна в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Описывается юридическая природа Комиссии. Рассматриваются вопросы регламентирующие статус членов Комиссии.


Ключевые слова:

Юриспруденция, международное право, международное морское право, международная юстиция, мирное разрешение международных споров, Комиссия по границам континентального шельфа, Конвенция ООН по морскому праву, международные споры, судебные средства, Арктика

Библиография
Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.//1833 UNTS 397. На 15 июля 2009 г. в ней было 159 участников, включая Европейское сообщество и все основные государства мира, кроме США.

См.: Введение, подготовленное Бернардо Сулетой, Специальным представителем Генерального секретаря ООН на третьей Конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву//Морское право. Конвенция ООН по морскому праву. ООН, 1984. С.XXV.

См. Часть XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

См.: 1836 UNTS 3.

В статье, написанной мною совместно с А.Л.Колодкиным, было отмечено несколько специальных характеристик полосы шельфа за пределами 200 морских миль и на этом основании предложено называть эту полосу «внешним» или «расширенным» континентальным шельфом. В англоязычной литературе этот шельф называют «outer continental shelf». См.: Колодкин А.Л., Шинкарецкая Г.Г. О континентальном шельфе России в Арктике//Государство и право, 2009, № 10, с.21-27. См. также: Вылегжанин А.Н. Границы континентального шельфа в Арктике: сопоставление Конвенции по морскому праву 1982 г. с обычными нормами международного права//Международное право и национальные интересы Российской Федерации. Liber amicorum в честь Чрезвычайного и Полномочного посла, профессора Олега Николаевича Хлестова. М., 2008. С.46-76



Ш.Ода заметил по этому поводу, что ст.82 частично распространяет концепцию общего наследия человечества на континентальный шельф за пределами 200 морских миль в целях контроля за расползающейся экспансией прибрежных государств. См.: Oda Sh. International Control of Sea Resources. Dordrecht. 1989 at xxxii.



Ипостась представителя всего человечества кажется нам более привлекательной (и более точной), чем «полицейского, следящего за применением статьи 76», как предлагает Д.Колсон. См.: Colson D.A. The Delimitation of the Outer Continental Shelf Between Neighboring States// AJIL. V.97. P. 93.

King A. Thawing a Frozen Treaty: Protecting United States Interests in the Arctic

with a Congressional-Executive Agreement on the Law of the Sea//34 Hastings Const. L.Q. 329.



См.: A Place at the Table: U.S. Would Lose as Arctic Area is Divvied Up and Exploited by Other Countries, Omaha World-Herald, Oct. 14, 2005, at 6B.



Критерии извлечены из: Amerasinghe C.F. Principles of the Institutional Law of International Organizations. Second Edition. 2005. P. 1-12.

Правила процедуры Комиссии по границам континентального шельфа. Док.ООН Clcs/40/Rev/1, 17 April 2008.



Док. ООН CLCS/11, 13 May 1999.



Система органов, созданных Конвенцией ООН по морскому праву и их взаимоотношения с системой ООН – это большая и самостоятельная научная проблема.

См.: Krajewski M. International Organizations or Institutions, Democratic Legitimacy //The online edition of The Max Planck Encyclopedia of Public International Law (MPEPIL).www.mpepil.com. Last visited 25.11.08.



См.: Сорокина О.Ю. Полномочия Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Автореферат дисс. канд.юрид. наук. М., 2009. С.6.



Klein P. International Organizations or Institutions, Decision-Making Process//The online edition of The Max Planck Encyclopedia of Public International Law (MPEPIL).www.mpepil.com. Last visited 25.11.08.



Schermers H., Blokker N. International Institutional Law: Unity within Diversity. 4th edn, Boston 2004.



Право Европейского союза. Учебник. Под ред. С.Ю.Кашкина. М., 2003. С.282.



А.Г.Ауде Елферинк считает, что данным положением подтверждается «фундаментальное право государства на его континентальный шельф». См.: Oude Elferink A.G. Article 76 of the LOSC on the Definition of the Continental Shelf: Questions Concerning its Interpretation from a Legal Perspective//21 Int’l J. Marine & Coastal L., 2006, 277-278.

См.: McDorman T.L. The Role of the Commission on the Limits of the Continental Shelf: A Technical Body in a Political World//17 Int’l J. Marine & Coastal L., 2002. P.305-306.

Приложение II к Заключительному Третьей Конференции ООН по морскому праву, которое озаглавлено «Заявление о взаимопонимании относительно особого метода, который следует применять применять при установлении внешней границы подводной окраины материка». Заявление о понимании было принято по настоянию Шри Ланки в связи с особыми геологическими условиями в Бенгальском заливе между этим государством и Индией. См.: United Nation Convention on the Law of the Sea 1982: A Commentary (S.N.Nandan, SH.Rosenne eds). 1993. Впрочем, некоторые государства считают возможным применение этого документа к собственному шельфу. См., например: Republic of Kenya. Submission on the Continental Shelf Beyond 200 Nautical Miles PP 2.2, 2.5, 4; Union of Myanmar. Submission on the Continental Shelf Beyond 200 Nautical Miles.

Обзор см.: Noyes J.E. Judicial and Arbitral Proceedings and the Outer Limits of the Continental Shelf//Vanderbilt Journal of Transnational Law, October, 2009. P.16.



Commission on the Continental Shelf. Receipt of the Submission made by the Russian Federation to the Commission on the Continental Shelf.UN Doc. CLCS.01.2001. LOS (Continental Shelf Notification) (2001).



GA, Report of the Secretary-General on Oceans and the Law of the Sea, UN Doc. a/57/57/Add.1 (2002), paras. 38-41.



«Что касается центральной части Арктического океана, Комиссия рекомендовала, чтобы Российская Федерация сделала пересмотренное представление относительно своего внешнего континентального шельфа в этом регионе, основанное на ответах на те вопросы, которые изложены в рекомендациях»



Анатолий Колодкин, Сергей Гландин. Российский флаг на Северном полюсе//Международная жизнь, 2007, № 12. С.14.

См.: UN Doc. CLCS.01.2001.LOS/JPN, 2002.

Op. cit., UN Doc. CLCS.01.2001.LOS/NOR. 2002.



Op. cit., UN Doc. CLCS.01.2001.LOS/CAN. 2002.

Op. cit., UN Doc. CLCS.01.2001.LOS/DNK. 2002.



Op. cit., UN Doc. CLCS.01.2001.LOS/USA, (2002).



См.: US Reaction to Russian Continental Shelf Claim//AJIL. V. 96. 2002. P. 969-970.



Собрание законодательства СССР. 1926. № 32. Ст.203.



Президиум Центрального Исполнительного Комитета СССР постановляет: «Объявляются территорией Союза ССР все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, не состоящие к моменту опубликования настоящего постановления признанной Союзом ССР территории каких-либо иностранных государств, расположенные в Северном Ледовитом океане, к северу от побережья Союза ССР до северного полюса в пределах между меридианами тридцать два градуса четыре минуты тридцать пять секунд восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом сто шестьдесят восемь градусов сорок девять минут тридцать секунд западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе».

Данное Постановление до сих пор действует.



Treaty concerning the Ceсеssion of the Russian Possessions in North America by his Majesty the Emperor of all the Russia’s to the United States of America; Concluded March 30, 1867, Available at the website: http://www.hrono.ru/da/00.html.



См. карту, приложенную к заявке России на вебсайте Комиссии

www.un.org/Depts/los/clcs_new/clcs_home.htm.



CLCS, USA:Notification Regarding the Submission made by the Russian Federation to the Commission on the Limits of the Continental Shelf, UN Doc. CLCS.01.2001.LOS/USA, 2002.

Соглашение было практически сразу же после подписания ратифицировано Конгрессом США. Однако, до настоящего времени Соглашение не ратифицировано российским парламентом и применяется на временной основе после обмена нотами между МИД СССР и Государственным департаментом США.



См.: Submissions, through the Secretary-General of the United Nations, to the Commission on the limits of the continental shelf, pursuant to Article 76, paragraph8, of the United Nations Convention on the Law of the Sea of 10 December 1982, http:/www.un.org/Deps/los/clcs_new/commission_submissions.



См.: Recommendations issued by the Commission on the Limits of the Continental Shelf. http:/www.un.org/Deps/los/clcs_new/commission_recommendations.htm.



Letter Dated 12 March 1998 from the Chairman of the Commission on the Limits of the Continental Shelf Addressed to the President of the Eighth Meeting of States Parties (Doc. SPLOS/26 of 12 March 1998), para. 5).



Report of the Eighth Meeting of States Parties (Doc. SPLOS/31 of 4 June 1998) 12, para. 52).



См.: Aust A. Modern Treaty Law and Practice. Second Edition, Cambridge UP, 2007, p.256-261.



[1932] Permanent Court of International Justice, Series A/B No. 46, at 147.



«…если прибрежное государство намеревается установить…внешние границы своего континентального шельфа за пределами 200 морских миль, оно предоставляет Комиссии конкретные данные…в течение десяти лет со времени вступления в силу для этого государства настоящей Конвенции»



International Law Association. Toronto Conference (2006). Legal Issues of the Outer Continental Shelf. Second Report, p.21.



См.. например: Clingan T.A., Jr. The Law of the Sea in Prospective: Problems of States not Parties to the Law of the Sea Treaty//30 German Yearbook of International Law (1987) 101-119 at 112; Karagiannis S. Observations sur la Commission des Limites du Plateau Continental//8 Espaces et Ressources Maritimes (1994) 163-194 at 181; McDorman T.L. The Role of the Commission on the Limits of the Continental Shelf: A Technical Body in a Political World//17 International Journal of Marine and Coastal Law, (2002), 301-324 at 315




Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.